УДК 351.759.62.(075.8)
РЕЗУЛЬТАТЫ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ДИНАМИКИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ВОИНА-КОНТРАКТНИКА
Дробышев Валерий Ильич Кубанский Государственный Аграрный Университет, Краснодар, Россия
В статье раскрыты результаты экспериментального исследования динамики формирования профессиональной направленности воина-контрактника, а также изложены выводы и методика оценки уровня сформированности профессиональной направленности
Ключевые слова: ВОИН-КОНТРАКТНИК, ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ, ВОСПИТАНИЕ, РАЗВИТИЕ, МОДЕЛЬ, ПРОЦЕСС, РАЗВИТИЕ, ЭТАПЫ
UDC 351.759.62.(075.8)
THE RESULTS OF EXPERIMENTAL RESEARCH OF DYNAMICS OF FORMATION OF A CONTRACT SOLDIERS PROFESSIONAL ORIENTATION
Drobyshev Valeriy Ilyich
Kuban State Agrarian University, Krasnodar, Russia
The results of experimental research of dynamics of formation of a contract soldier's professional orientation were shown in the article, as well as the conclusions and methodic of assessment of the level of professional orientation formation
Keywords: SOLDIER ON CONTRACT SERVICE, MILITARY AND PROFESSIONAL ORIENTATION, TRAINING, DEVELOPMENT, MODEL, PROCESS AND STAGES
Ход реализации Федеральной целевой программы «Переход к комплектованию военнослужащими, проходящими военную службу по контракту» требует новых подходов к обучению и воспитанию воинов-контрактников. Сегодня в этой работе на первый план для органов военного управления, командиров и офицеров-воспитателей выходит задача активизации процесса развития военно-профессиональной направленности у военнослужащих, проходящих военную службу по контракту.
Автором была разработаны модель и программа активизации военно-профессиональной направленности военнослужащих контрактной службе. В течение четырёх лет данная программа была апробирована на военнослужащих контрактной службы Южного военного округа.
Исследования проводились совмещением частных методик: М.Рокича «Ценностные ориентации», В.Гербачевского «Оценка уровня притязаний личности», Б.Басса «Определение направленности личности», модифицированной методики Т. Дубовицкой «Уровень профессиональной
направленности», Ю.Орлова «Оценки уровня потребности в достижении», Д.Роттера «Уровень субъективного контроля», методика автора «Оценка условий воспитания, формирования и активизации развития военно-профессиональной направленности» - позволяющих оценивать уровень профессиональной направленности воина-контрактника на различных стадиях его профессионального становления.
В ходе экспериментального исследования динамики формирования профессиональной направленности воина-контрактника, выявлены мотивы профессионализма воина-контрактника, обоснованы основные направления развития военно-профессиональной направленности воина-контрактника; сформированы выводы и практические рекомендации формирования и развития профессиональных качеств военнослужащего по контракту.
Проведенное исследование показало необходимость наличия методики повышения уровня развития военно-профессиональной направленности и их оценки.
Методика даёт возможность не только оценить исходные, промежуточные и конечные результаты, но и позволяет более эффективно руководить процессом военно-профессиональной направленности, корректировать его по мере необходимости.
В работе под термином «уровень военно-профессиональной направленности» понимается степень сформированности профессиональных качеств у воинов-контрактников, в соответствии с их возрастными возможностями, особенностями военно-профессиональной деятельности, важнейшими качествами личности.
В педагогике принят уровневый подход при характеристике сформированности качеств личности. Так, В. И. Лутовинов, Ю. П. Квятковский, Т.Д. Дубовицкая, [1] Л. Ф. Железняк, [3] выделяют три уровня профессиональной направленности: высокий, средний и низкий.
Названные авторы производят только общую оценку уровня ВПН. В работе выявлены и описаны уровни военно-профессиональной напрвленности воинов-контрактников:
- низкий уровень профессиональной направленности свидетельствует о том, что воин-контрактник вынужденно работает по данной специальности; поступление на работу обусловлено не интересом к профессии и желанием работать по данной специальности, а другими причинами, например подчинением требованиям родителей, близостью к дому и др.; воин-контрактник не видит ничего хорошего для себя в своей профессии; профессия ему малоинтересна; при возможности хочет сменить профессию;
- высокий уровень профессиональной направленности свидетельствует о том, что воин-контрактник стремится к овладению избранной профессией, профессия нравится ему; он хочет в будущем работать и дальше совершенствоваться по данной профессии; в свободное время занимается делами, имеющими отношение к профессии; имеет круг знакомых - специалистов в области избранной профессии; считает свою профессию делом своей жизни.
И. М. Кондаков, Е. М. Сухарев, А. И. Худяков [2] термин «методика оценки» понимают как инструментарий измерения тех или иных изучаемых параметров. В своих работах они детально излагают механизм разработки и проверки работоспособности методики оценки изучаемых уровней.
С учетом рекомендаций вышеперечисленных авторов была разработана «Методика формирования и оценки уровня развития военно-профессиональной направленности воинов-контрактников».
Произведенная математическая проверка и обработка эмпирических данных полученных в ходе двух тестирований по разработанному опроснику (в 2011 -2013 гг.) позволяет констатировать, что методика
формирования и оценки уровня развития военно-профессиональной направленности воинов-контрактников является критериально, содержательно и концептуально валидной.
На основе теоретического анализа исследуемой проблемы, модели формирования профессиональной направленности воина-контрактника и результатов опытно-экспериментальной работы была создана и апробирована «Методика оценки уровня сформированности профессиональной направленности воина-контрактника». Структура методики приведена на рис. 1.
Блок 1. Оценка направленности личности воина-контрактника
Блок 2. Оценка военно-профессиональных мотивов воина-контрактника
Блок 3. Оценка уровня военно-профессиональной направленности воина-контрактника
Блок 4. Анализ и оценка успешности военно-профессиональной деятельности воина-контрактника
Рис. 1. Структура составной методики оценки уровня сформированности профессиональной направленности воина-контрактника
Методика состоит из четырех блоков:
1) оценка направленности личности воина-контрактника;
2) оценка военно-профессиональных мотивов воина-контрактника;
3) оценка уровня профессиональной направленности воина-контрактника;
4) анализ и оценка успешности военно-профессиональной деятельности воина-контрактника.
Основное содержание блоков:
Блок 1. Оценка направленности личности воина-контрактника.
Анализ характеристики общей военно-профессиональной направленности воинов-контрактников выглядит следующим образом:
1. Направленность на себя (Я) - ориентация на прямое вознаграждение и удовлетворение безотносительно работы и сотрудников, агрессивность в достижении статуса, властность, склонность к соперничеству, раздражительность, тревожность, интровертированность. Направленность на себя к 2013 году сократилась с 33,7% до 16,9%.
2. Направленность на общение (О) - стремление при любых условиях поддерживать отношения с людьми, ориентация на совместную деятельность, но часто в ущерб выполнению конкретных заданий или оказанию искренней помощи людям, ориентация на социальное одобрение, зависимость от группы, потребность в привязанности и эмоциональных отношениях с людьми. Направленность на общение за эти годы уменьшилась с 52,2 % до 36,3%.
3. Направленность на дело (Д) - заинтересованность в решении деловых проблем, выполнение работы как можно лучше, ориентация на деловое сотрудничество, способность отстаивать в интересах дела собственное мнение, которое полезно для достижения общей цели. Направленность на дело в 2010 году отмечалась у 14,1 %, а в 2013 году уже у 46,8% воинов-контрактников.
Таким образом, ведущий показатель направленности -направленность на дело преобладало у 46,8 % воинов-контрактников.
Блок 2. Оценка военно-профессиональных мотивов, его состава и этапы развития профессиональной мотивации.
Оценка военно-профессиональных мотивов проводилась на протяжении 2010-2013 годов в три последовательных этапа. Результаты данного блока отражены в динамике (табл. 1).
Таблица 1. Структура развития военно-профессиональной мотивации у воинов-контрактников.
№ п/п Этапы развития военно-профессиональных мотивов
Адаптация к профессии (2010 г.) Развитие профессионала (2012 г.) Реализация профессионала (2013 г.)
1 Смены деятельности Познавательный Внутренний
2 Состязательный Внутренний Познавательный
3 Самоуважение Самоуважение Состязательный
4 Избегание неудач Смены деятельности Самоуважение
5 Познавательный Состязательный Смены деятельности
6 Внутренний Избегание неудач Избегание неудач
Динамика развития профессиональных мотивов воинов-контрактников показывает, что иерархически они выстраиваются следующим образом:
- внутренний мотив, связанный непосредственно с процессом военно-профессиональной деятельности;
- познавательный мотив, характеризующий интерес воина-контрактника к результатам своей военно-профессиональной деятельности;
- состязательный мотив, характеризующий превышение уровня результатов других воинов-контрактников. За этим мотивом могут стоять более частные мотивы, такие как: мотив престижа, авторитетности, власти и др.;
- мотив самоуважения, который выражается в стремлении воинов-контрактников ставить перед собой последовательно все более трудные цели, по сути, в однотипной военно-профессиональной деятельности;
- мотив к смене текущей деятельности, характеризующей переживаемую воином-контрактником тенденцию к прекращению работы, которой он занят в данный момент, и переключению на другую деятельность;
- мотив избегания неудач, который характеризуется боязнью воина-
контрактника показать низкий результат в военно-служебной деятельности, исполнительности и воинской дисциплине, и вытекающих из этого последствий, то есть ему свойственна отрицательная побуждающая ценность результата.
В совокупности отмеченные мотивы формируют направленность личности, которая у воинов-контрактников определяет жизненные цели и перспективы военной службы.
Качественная структура иерархии мотивов изменялась также и в связи с обучением воинов-контрактников в процессе специальной подготовки, общественно-государственной подготовки, проводимой воспитательной и психологической работе с данной категорией военнослужащих.
Блок 3. Анализ и оценка уровня военно-профессиональной направленности воина-контрактника.
Применение модифицированного тест-опросника Дубовицкой для определения уровня профессиональной направленности воинов контрактной службы по окончании формирующего эксперимента позволил констатировать : а) по мере накопления опыта воинской службы в качестве военнослужащего контрактной службы, формировании необходимых навыков и умений исполнения функциональных обязанностей отмечается повышение общего уровня военно-профессиональной направленности (93%) при повторном обследовании, что по сравнению с первичным исследованием, где этот показатель составил 62%. Тем не менее, данный показатель также имеет тенденцию к росту в период дальнейшего совершенствования специальной подготовки и прохождения службы в качестве контрактника; б) отдельно взятые вопросы тест-опросника свидетельствуют о мотивационной готовности к качественному исполнению военно-профессиональных обязанностей у 76% воинов-контрактников; в) когнитивный аспект совершенствования по избранной
воинской деятельности больше выражен после пяти лет в качестве воина-
контрактника.
Таблица 2.
Оценка уровня профессиональной направленности воинов-контрактников
Уровень профессиональной направленности воинов-контрактников 2013
высокий 69
средний 24
низкий 7
Блок 4. Анализ и оценка успешности военно-профессиональной деятельности воина-контрактника.
Оценка успешности профессиональной деятельности воина-контрактника производится по двум составляющим: а) оценка специальной подготовки воина-контрактника; б) анализ и оценка результатов военно-профессиональной деятельности.
а) оценка специальной подготовки воина-контрактника Система повышения профессиональной компетентности военнослужащих контрактной службы предусматривает проведение различных форм повышения квалификации: а) проведение специальной подготовки с данной категорией военнослужащих; б) общественно-государственная подготовка; в) прием зачетов два раза в год перед началом каждого периода обучения по знанию функциональных обязанностей, руководящих документов, общевоинских уставов Вооруженных Сил РФ; г) зачеты по правовому минимуму; г) практические занятия непосредственно на боевых постах; д) осмотр оружия и технических средств, регламентные работы и др.; е) проведение самостоятельной подготовки.
В целях совершенствования профессиональной подготовки воинов-контрактников организовано и проводятся систематическое проведение
занятий, лекций, семинаров, обменов опытом работы, состязания за звание «Лучший воин-контрактник», Дней военнослужащих контрактной службы, встречи с ветеранами воинской службы, участниками учений, групповые и индивидуальные беседы, оказание практической помощи начинающим в овладении воинской специальностью и т. п.
По итогам анкетного опроса установлено, что «желание служить в качестве военнослужащего контрактной службы» отметили 74% респондентов, которые наряду с этим планируют свой профессиональный рост и служебную карьеру; 8% респондентов заявили о том, что они не видят для себя перспективу службы в ВС РФ, поэтому они не планируют свой профессиональный рост и военно-служебную карьеру.
б) анализ и оценка военно-профессиональной деятельности. По окончании каждого периода обучения осуществлялся количественный и качественный анализ служебной деятельности воинов-контрактников, итоги которого отражены в приказах командиров воинских частей, с выставлением персональной оценки каждому военнослужащему контрактной службы (рис.2). Персональная оценка доводится каждому из них на подведении итогов боевой подготовки и общественно-государственной подготовки.
В целом, анализ эффективности формирующего эксперимента, показывает, что в сравнении с показателями констатирующего эксперимента они повысились на 31,3 %, что позволяет судить о
700 -600 -500 400 -300 200 -100 0
□ уд о влет
□ отлично
□ хорошо
□ неудовл
2009
2010
2011
2012
Рис. 2. Динамика персональной оценки воинов-контрактников по итогам учебно-боевой деятельности за учебный год в (%).
положительной результативности проведенного эксперимента и созидательной составляющей разработанной целевой программы повышения уровня развития военно-профессиональной направленности воинов-контрактников.
Итоговая оценка сформированности повышения уровня развития военно-профессиональной направленности была произведена по разработанным критериям и показателям:
а) личностно-мировоззренческий показатель (ЛМ) - ценностные ориентации в сфере военно-профессиональной направленности; понимание долга защиты Родины; морально-волевая готовность к решению боевых задач.
б) деятельностно-поведенческий показатель (ДП) - активность в освоении воинской специальности; проявление инициативы в выполнение военно-служебных обязанностей; принятие и следование боевым традициям; поддержка и участие в коллективных военно-творческих делах.
в) системно-комптентностный показатель (СК) - развитие общекультурных компетенций; формирование профессионально-воинских компетенций; становление и развитие военно-специальных компетенций.
Результаты тестирования по диагностической методике - «Методике повышения уровня развития военно-профессиональной направленности» подтверждают эффективность проведенной опытно-экспериментальной работы, жизнеспособность разработанной модели и Целевой программы повышения уровня развития ВПН военнослужащих по контракту. Они в явном виде демонстрируют, что опережающий рост всех основных компонент ВПН наблюдается именно в экспериментальных группах: 1) личностно-мировоззренческий показатель в ЭГ вырос до 47%, в КГ только на 19%; 2) деятельностно-поведенческий показатель: в ЭГ - до 56%, в КГ он составил 21%; 3) системно-компететностный показатель: в ЭГ - до 74%, в КГ - 43%.
Новизна данного результата заключается в:
- совмещении частных методик: методики «Оценка уровня притязаний», «Определение направленности личности», методики «Ценностные ориентации» М. Рокича, модифицированной методики Т.Д. Дубовицкой «Уровень профессиональной направленности» -позволяющих оценивать уровень профессиональной направленности воина-контрактника на различных стадиях его профессионального становления;
- разработке логики совмещения методик, позволяющих прогнозировать профессиональную направленность воина-контрактника.
Список литературы:
1. Дубовицкая Т.Д.. Диагностика уровня профессиональной направленности студентов // Психологическая наука и образование. 2004. №2.
2. Кондаков, И. М., Сухарев, Е. М.. Методологическое обоснование зарубежных теорий профессионального развития //Вопросы психологии. 1989. №5. - С. 158-164.
3. Железняк Л. Ф.. Военно-профессиональная направленность, ее изучение и формирование у курсантов военных училищ. - М.: ВПА, 1976. - 49 с.
References:
1. Dubovickaja T.D.. Diagnostika urovnja professional'noj napravlennosti studentov // Psihologicheskaja nauka i obrazovanie. 2004. №2.
2. Kondakov, I. M., Suharev, E. M.. Metodologicheskoe obosnovanie zarubezhnyh teorij professional'nogo razvitija //Voprosy psihologii. 1989. №5. - S. 158-164.
3. Zheleznjak L. F.. Voenno-professional'naja napravlennost', ee izuchenie i formirovanie u kursantov voennyh uchilishh. - M.: VPA, 1976. - 49 s.