ISSN 1561-6274. Нефрология, 2000. Том 4. N° 2.
25,53%), У этих же больных имелись клинические проявления ИБС в вида стенокардии напряжения.
Диастол и че екая дисфункция встретилась у 7 больных (33%) с ГЛЖ. В этой группе больных величина ЛЖ, в среднем, составила 6,0 см.
Фиброзирование и кальцификация створок или клапанных колец были у 9 больных (42%). Поражение митрального клапана выявлено у 7 больных (33%) с развитием митральной регургитации; аортального — у 4 больных (19%) с развитием аортальной регургитации. У 2 больных (10%) отмечено сочетай но е поражение обоих клапанов с преобладанием стеноза левого атриовентр и кул яркого отверстия (5 — до 2,5 см2).
У 8 больных (38%) с ГЛЖ отмечались нарушения коронарного кровообращения, тогда как у больных без ГЛЖ л и нарушения встретились у 3 больных (23%).
Желудочковые аритмии, в том числе клинически значимые (желудочковая экстрасистолия 911 в ! ч, парная, полиморфная) были у 11 больных (52%) с ГЛЖ по сравнению с 6 больными (40%) без ГЛЖ, у которых не наблюдалось клинически значимых желудочковых экстрасистол.
Е.Ф.Московская, М.Б.Нежданова
ИСХОДЫ КОНСЕРВАТИВНОЙ ТЕРАПИИ ДЕТЕЙ
С ПУЗЫРНО-МОЧЕТОЧНИКОВЫМ РЕФЛКЖСОМ
г. Саранск
E.F.Moskovskaya, M.V.Neihdanuva
RESULTS OF CONSERVATIVE THERAPY OF CHILDREN WITH VESICOURETERAL REFLUX
Пузырно-мочеточниковый рефлюке (ПМР) — одно из наиболее распространенных заболеваний нижних мочевых иугей у детей.
Пол нашим наблюдением находились 99 детей в возрасте от I до 13 лет. Консервативную терапию проводили больным с ПМР I—III степени. Курс лечения включал антибактериальную терапию, физиопроцедуры с учётом формы нейрогенной дисфункции мочевого пузыря, метабол итный комплекс для улучшения созревания нервно-мышечных структур пузырно-мочеточникового соустья. Контрольную цистографию выполняли через 6 и 12 мес после окончания консервативного лечения.
Эффективность консервативной терапии составила: в 1997 г. - 75%, в 1998 г. - 65%, в 1999 г. - 64% от общего числа пролеченных детей.
У всех детей, у которых консервативная терапия не дала положительных результатов, была диагностирована III степень ПМР. Среди детей, излеченных от ПМР консервативными методами, III степень ПМР диагностирована в 25% случаев, II и I степень — по 37.5% (различия недостоверны).
В группе детей, излеченных от ПМР, при наличии III степени рефлкжеа частота рецидивов пиелонефрита составила 2 обострения заболевания в год, при I и II степенях частота рецидивов была значительно меньше — 1,25 случаев в год (0,05<р<0,1).
Таким образом, консервативные методы лечения больных с ПМР являются достаточно эффективными даже при высокой степени рефлюкса. С учётом меньшей трав-матичности и сравнительно высокой эффективности методы терапевтического лечения ПМР необходимо развивать и совершенствовать. Консервативная терапия оказывается успешной при более низких степенях рефлюкса (I—II) и меньшей частоте ренидивирования пиелонефрита. Однако можно достичь положительного эффекта и при более частых обострениях пиелонефрита и III степени ПМР,
И. В. Находки на, Н. Д.Савенкова, С.В.Канаев, Л.В.Жукова, О.В.Левичева
РЕЗУЛЬТАТЫ ДИНАМИЧЕСКОЙ НЕФРОСЦИНТИГРАФИИ С ИНГИБИТОРОМ АКФ КАПОТЕНОМ У ДЕТЕЙ С ЕДИНСТВЕННОЙ ПОЧКОЙ
Санкт-Петербург
I.V.Nakhodkina, N.D.Savenkova, S.V.Kanaev, L.V.Zhukova, O.V.Levicheva RESULTS OF DYNAMIC NEPHROSCINTIGRAPHY WITH THE ACE INHIBITOR KAPOTEN IN CHILDREN WITH THE SOLITARY KIDNEY
Целью нашего исследования явилась оценка функционального состояния единственной почки вследствие различных причин у детей методом динамической нефро-сцинтиграфии (ДНСГ) с гломерулотронным препаратом 99mTe DTPA и функциональной пробы — ДНСГ с ингибитором АКФ капотеном.
74 пациентам с единственной почкой вследс твие различных причин проведена ДНСГ с MlT1Te DTPA и функциональная проба — ДНСГ с капотеном в дозе 1 мг/кг на эмиссионном компьютерном томографе «APEX 5Р-6» фирмы LE L5C1NT, Израиль. Повторную ДНСГ проводили через I ч 30 мин после приема капотеиа. Оценивали показатели Тшах. Проба считалась положительной, если значения Tmax после приема капотена увеличивались в 2 раза и более, что предполагало нарушение регуляции гломерулярно-го кровотока в ответ на блокаду ангиотензина И капотеном, и отрицательной, если значения Tmax после приема капотена оставались прежними или даже уменьшались, что свидетельствовало о достаточных компенсаторных возможностях регуляции гломерулярного кровотока.
Из 31 пациента с единственной почкой вследствие аплазии у Ii, имеющих патологию единственной почки, установлены средние значения ДНСГ до приема капотена: Tmax =3,93'±0,44, Т^2ср= 14,39'±1,14; после приема капотена: Tmaxcp=5,42'±0,84, Т[/2ср=13,38'±1,46. У 20 детей с отсутствием патологии врожденной единственной почки до приема капотена — Tmaxcp=4,Ü4'±0,44, Т1/З(ф=13,3'±1,03; после приема капотена — Ттахср=4,78'±0,61, Т1/2с=ЩГ± 1Д5. У 24 детей с единственной почкой вследствие нефрэктомии по поводу гидронефроза до приема капотена выявлены значения ДНСГ Тпшср=4,9 Г±0,К9, Ту2Ср= 11,84'± 1,02, после приема капотена — Тшахср=6,24'±],09, Т1/2ср-15,42'±0,95. У 12 пациентов с не-фрэктомией по поводу мультикистоза до приема капотеиа отмечены показатели Тшахср=4,8?'±1,07, Tl/icp=12,95'±4,39, после приема капотена — Tmaxcp=4,87sifel,S?, Т1,,ср=12,95'±4,39- У 7 пациентов с единственной почкой вследствие кон трал атеральпой нефрэктомии по поводу ПМЛР на сцинтиграммах до приема капотена Ттахср=3,45'±0,36, Ту. •• И,33'±1,58, после приема капотена - Tmaxcp!"5,60'±l,ö5, Т1/2ср=14'±1,57.
В 30,4% функциональная проба — ДНСГ с капотеном оценена как положительная, что свидетельствует о сниженных компенсаторных возможностях регуляции почечного кровотока единственной почки и требует углубленного обследования для оценки ее морфофункционального состояния, а также более пристального внимания при диспансерном наблюдении. В 69,6% функциональная проба с капотеном — отрицательная, что свидетельствует о достаточных компенсаторных возможностях регуляции гломерулярного и почечного кровотока единственной почки в ответ на блокаду ангиотензина П капотеном.
Показана диагностическая и прогностическая ценность метода ДНСГ и функциональной пробы — ДНСГ с капотеном для оценки морфофункционального состояния единственной почки вследствие различных причин у детей.