ISSN 1561 -6274. Нефрология. 2001. Том 5. № 3.
Результаты. Выявлены различия субпопуляционного состава лимфоцитов в обследуемых группах: I) в культурах без стимуляции ФГА у больных с ГРНС по сравнению с ГЧНС отмечается более низкий уровень С08+-клеток на 3-й (р<0,05), 7-е и 14-е (р>0,05) сугки инкубации: 2) у больных с ГРНС в культурах, стимулированных ФГА без присутствия Гл, выявлен более низкий по сравнению с ГЧНС и в контроле уровень СГ)8+-клеток на 3-и (р>0,05) и на 14-е сутки (р<0.05) инкубации; 3) в культурах, стимулированных ФГА в присутствии Гл, отмечаются аналогичные различия между ГРНС с одной стороны, ГЧНС и контролем с другой стороны, но несколько более выраженные.
Заключение. Гормонорезистентность у пациентов с НС была ассоциирована с относительно низким уровнем С08+-лимфоцитов в нестимулированных культурах и со сниженной чувствительностью CD8+-k.tctok к воздействию Гл в тестах in vitro. Это указывает на возможность использования результатов тестов для прогнозирования чувствительности больных с НС к преднизолону.
133. И.В.Находкина, С.В.Канаев, Н.Д.Савенкова ДИНАМИЧЕСКАЯ НЕФРОСЦИНТИГРАФИЯ С "mTeDTPA ИНДУЦИРОВАННАЯ ИНГИБИТОРОМ АНГИОТЕНЗИНКОНВЕРТИРУЮЩЕГО ФЕРМЕНТА (КАПОТЕНОМ) У ДЕТЕЙ С ЕДИНСТВЕННОЙ ПОЧКОЙ Санкт-Петербург, Россия
I.V.Nakhodkina, S.V.Kanaev, N.D.Savenkova DYNAMIC NEPHROSONOGRAPHY WITH "mTeDTPA INDUCED BY THE INHIBITOR OF ANGIOTENSINE CONVERTING ENZYME (KAPOTEN) IN CHILDREN WITH A SOLITARY KIDNEY
Цель исследования. Оценка функционального состояния единственной почки вследствие различных причин у детей методом динамической нефросцинтиграфии (ДНСГ) с гло-мерулотропным препаратом "'"TeDTPA и функциональной пробы — ДНСГ с ингибитором ангиотензинконвертирую-шего фермента (АКФ) капотеном.
Материалы и методы. 74 пациентам с единственной почкой вследствие различных причин проведена ДНСГ с "Те DTPA и функциональная проба — ДНСГ с капотеном иа эмиссионном компьютерном томографе «APEX SP-6» фирмы LE LSCINT, Израиль. Повторную ДНСГ проводили через 1ч 30 мин после приёма капотена в дозе 1 мг/кг. Оценивали показатели Trnax. Проба считалась положительной, если значения Tmax после приёма капотена увеличивались в 2 раза и более, что предполагало нарушение регуляции гломерулярного кровотока в ответ на блокаду ангиотензина П капотеном и отрицательной, если значения Tmax после приёма капотена оставались прежними или даже уменьшались. что свидетельствовало о достаточных компенсаторных возможностях регуляции гломерулярного кровотока в единственной почке.
Результаты. Из 74 детей аплазия почки диагностирована у 31 ребёнка (41,9%). У 43 детей (58,1%) — произведена нефрэктомия, из них по поводу гидронефроза — у 24 (32,4%), по поводу мультикистоза — у 12 (16.2%), по поводу пузырно-мочеточниково-лоханочного рефлюкса (ПМЛР) - у 7 (9,5%).
Из 74 обследуемых пациентов с единственной ночкой вследствие различных причин у 5 (6,76%) оценить функциональную пробу с капотеном не представилось возможным (при проведении ДНСГ значения Tmax до и после приема капотена не определялись: на сцинтиграммах зафиксирован обструктивный тип кривой). Из 69 пациентов с единственной ночкой вследствие различных причин у 21 (30.4%) проба с капотеном оценена как положительная, что свидетельствует о сниженных компенсаторных возможностях регуляции гломерулярного и почечного кровотока единственной
почки в ответ на блокаду ангиотензина II капотеном и увеличение плазмотока. Это требует дальнейшего обследования и оценки морфофункционального состояния её, а также более пристального внимания при диспансерном наблюдении. Из 69 у 48 (69,6%) пациентов с единственной почкой функциональная проба с капотеном оказалась отрицательной, что свидетельствует о достаточных компенсаторных возможностях единственной почки.
Необходимо отмстить, что из 74 у 4 (5,4%) детей, по данным динамической нефросцинтиграфии. поглотительно-эвакуаторная функция единственной почки оценивалась как удовлетворительная. И только положительная проба с капотеном явилась основанием для более углублённого обследования этих пациентов, а именно, проведения статической нефросцинтиграфии. По её результатам у всех 4 пациентов выявлено формирование очага нефросклероза в паренхиме единственной почки, что кардинально меняет план диспансерного наблюдения и рекомендации по образу жизни детям с единственной почкой.
Следует учитывать, что даже при наличии очага нефросклероза в паренхиме единственной почки функциональная проба с капотеном может быть отрицательной (1,35%).
Из 21 пациента с положительной капотеновой пробой лишь у 5 (23.8%) при выполнении статической нефросцинтиграфии выявлены очаги гипофиксаиии 'WmTeDTPA, что указывает на формирование очага нефросклероза в паренхиме единственной почки, а у 16 (76,2%) на нсфросиинти-граммах накопление "'"TeDTPA в паренхиме достаточное, распределение — равномерное. Снижение количества функционирующих нефронов, которое может быть обусловлено гипоплазией, нефросклерозом, вторичным сморщиванием почки, одна из возможных причин снижения компенсаторных возможностей регуляции гломерулярного и почечного кровотока в единственной почке. Первичные рсповаскулярные и ангиотензин II зависимые нарушения у пациентов с вторичным ухудшением почечной функции, уменьшение количества и качества резервных нефронов также приводят к снижению компенсаторных возможностей единственной почки.
Динамическая нефросцинтиграфия и динамическая ие-фроснинтиграфия с "'"TeDTPA. индуцированная ингибитором АКФ капотеном. даёт возможность оценить регистрируемые на нсфросцинтиграммах изменения поглотитель-но-эвакуаторной функции и нарушения регуляции гломерулярного кровотока единственной почки в ответ на блокаду ангиотензина II капотеном. Это позволяет рекомендовать её как метол оценки морфофункционального состояния и компенсаторных возможностей единственной почки вследствие различных причин у детей.
134. М.В.Нежданова, Т.И.Раздолькина ВЛИЯНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ НА СОСТОЯНИЕ ПОЧЕК У ДЕТЕЙ г. Саранск, Россия
М. V.Nezlidanova, T.I.Razdolkina
THE INFLUENCE OF ECOLOGICAL FACTORS UPON THE STATE OF KIDNEYS IN CHILDREN
В настоящее время можно считать установленным факт отрицательного воздействия загрязнения окружающей среды тяжелыми металлами на состояние органов мочевой системы у детей. Однако до настоящего времени идет поиск критериев диагностики доклинической стадии повреждения почек.
Нами проведено обследование 115 детей с целью выявления влияния свинца и ртути на состояние органов мочевой системы. Всем детям определяли содержание ртути в моче, в качестве маркера токсического повреждения почечной паренхимы определяли содержание в моче бета-2-микроглобулина
ISSN 1561-6274. Нефрология. 2001. Том 5. № 3.
(Б2М). За нормальное содержание Б2М в моче принят его уровень у детей без заболеваний органов мочевой системы и не выделяющих с мочой ртуть (0,022 ммоль/л).
Ртуть была выявлена у 21 ребенка (18,26%). Среди здоровых детей ртуть в моче была обнаружена у 15,49% обследованных, а среди детей с заболеваниями почек — у 22,73%. Средний уровень ртути у здоровых детей составил 0,0011 мг/л и был достоверно выше, чем у больных — 0.0005 мг/л (р<0,05). У детей, не имеющих в моче ртути, средний уровень Б2М составил 0.0261 мг/л. У детей, выделяющих с мочой ртуть, средний уровень Б2М был достоверно выше, чем в предыдущей группе и составил 0,0587 мг/л (р<0,01). Сопос-тавление концентраций ртути и Б2М в моче позволило установить, что концентрация Б2М в моче растет параллельно с увеличением концентрации металла. Так. при отсутствии ртути в моче средний уровень Б2М составил 0.026 ммоль/л, при ее уровне 0,0005 мг/л—0,042 ммоль/л, при уровне 0,001 мг/л—0,07 ммоль/л, а при содержании ртути в моче 0,003 мг/ л—0,129 ммоль/л. При любом содержании ртути в моче концентрация Б2М достоверно превышала его нормальный уровень, что может свидетельствовать о токсическом повреждении почечной паренхимы лаже небольшими дозами ртути, выделяюшсйся с мочой ребенка. Всем здоровым детям (57 человек) проводили общий анализ мочи (ОАМ). анализ мочи по Нечипоренко и пробу Зимнинкого, Ни в одной из проведенных проб ни у одного ребенка с ртутью в моче не было выявлено патологических изменений.
Таким образом, даже небольшие концентрации ртути могут оказывать повреждающее действие на паренхиму почек, которое, к сожалению, не диагностируется с помощью общепринятых лабораторных методов и требует для обнаружения использования специальных методов, например, таких как определение уровня Б2М в моче.
135. М.В.Нежданова, Т.И.Раздолькина, Е. Ф. Московская
КОНСЕРВАТИВНОЕ ЛЕЧЕНИЕ ПУЗЫРНО-МОЧЕТОЧНИКОВОГО РЕФЛЮКСА (ПМР) V ДЕТЕЙ С ПИЕЛОНЕФРИТОМ г. Саранск, Россия
M.V.NezJidaiwva, T.I.Razdolkiiia, E.F.Moskovskaya CONSERVATIVE TREATMENT OF VESICOURETERAL REFLUX IN CHILDREN WITH PYELONEPHRITIS
Нами проанализирована эффективность консервативного лечения обструктивного пиелонефрита (на фоне ПМР I—III степени) у 78 детей в возрасте от рождения до 14 лет. Контроль за степенью ПМР осуществлялся с помощью микционной цистографии в начале исследования и после 3 курсов консервативного лечения. Консервативное лечение включало в себя физиопроцедуры (в зависимости от типа нейрогенной дисфункции мочевого пузыря), инъекции це-рукада, использование средств метаболитного комплекса и антибактериальную терапию пиелонефрита. Дети в возрасте до 3 лет составили 39,74%, от 3 до 7 лет — 32,05%. старше 7 лет — 28,21%. В большинстве случаев выявлялся односторонний ПМР — 70,51%. Рефлюкс I степени диагностирован у 19,23% детей, II — у 33,33%, 111 — у 47,44%.
В целом по исследуемой группе положительная динамика (выздоровление и уменьшение степени ПМР) по окончании первого цикла консервативного лечения была достигнута у 57,69% пролеченных дсТей. Выздоровление зарегистрировано у 44,87% детей, улучшение — у 12,82%. По окончании первого цикла консервативной терапии в связи с увеличением степени ПМР или отсутствием положительной динамики оперативная коррекция рефлюкса была проведена у 26,92% детей. Проведенный анализ эффективности консервативного лечения в зависимости от степени ПМР дал следующие результаты. Выздоровление достоверно чаще достигалось при более низких степенях рефлюкса:
при I степени — в 60%, при II — в 53,85% против 32,43% (в обоих случаях р<0,001). Частота выявления ухудшения процесса имела ту же тенденцию: достоверно чаще нарастание степени рефлюкса отмечалось при его низких степенях — у 20% у детей с I степенью, у 15,38% — со II степенью, у 5,41% — с III степенью (в обоих случаях р<0,001). Отсутствие какой-либо динамики достоверно чаще отмечалось у детей с III степенью рефлюкса по сравнению с I и И степенями (48,65%, 13,33% и 15,38% соответственно, в обоих случаях р<0.001). Необходимость оперативного лечения достоверно чаще отмечалась при Ш степени ПМР по сравнению с I и II (43,24%, 6,67% и 15,38%, соответственно, в обоих случаях р<0,001), а также при II степени по сравнению с I (15,38% и 6,67% соответственно, р<0.001).
Таким образом, консервативное лечение ПМР можно считать достаточно эффективным методом лечения, который позволяет достигнуть положительной динамики более чем у половины детей (57,69%), причем почти у половины детей (44.87%) достигнуто выздоровление. Наиболее эффективно консервативное лечение при I и II степенях рефлюкса, однако и при III степени ПМР консервативное лечение является достаточно эффективным (положительная динамика отмечена у 45,94% детей).
136. А.Н.Ни, В.Н.Лучанчнова, В.В.Попова, В. Ю.Леонтьева
ВЛИЯНИЕ ГОРНОВОДНЕНСКОГО НАРЗАНА НА ФУНКЦИОНАЛЫ ЮЕ СОСТОЯНИЕ ПОЧЕК У ДЕТЕЙ С ДИСМЕТАБОЛИЧЕСКОЙ НЕФРОПАТИЕЙ г. Владивосток. Россия
A.N.Ni, V. N. Luchaninova, V.V.Popova, V.Yu.Leontieva EFFECTS OF GORNOVODNINSK MINERAL WATER NARZAN ON THE FUNCTIONAL STATE OF THE KIDNEYS IN CHILDREN WITH DYSMETABOLIC NEPHROPATHY
Почки являются важным эффекторным органом системы ионной регуляции. Целью нашего исследования было изучение физиологического и лечебного действия Горноволне не ко го нарзана {ГН > у детей с дисметаболической не-фропатией (ДМН). ГН — это углекислая вола с минерализацией до 3.1 г/дм3, пшрокарбонатно-калышевая, магнис-во-калышевая. натриево-кальниевая.
Обследованы 49 детей с ДМН (мальчиков — 13, девочек — 36), в возрасте от 8 до 16 лет. У обследованных кристал-лурия была в основном представлена оксалатами и уратами. Методика приема ГН соответствовала общепринятой для минеральных вол из расчета 5 мл/кг массы 3 раза в сутки, температура воды + 40 "С, за 40 мин до еды. Курс лечения, в среднем, составил 2 нед. В нашем исследовании определялись диурез, pH мочи, аммониогенез, титруемая кислотность, неорганический фосфор, кальций, хлориды, оксала-ты и мочевая кислота до и после применения нарзана. На фоне увеличения суточного диуреза на 38% (с 754,36 мл до 1061,84 мл) экскреция оксалатов снизилась с 93,2 мг/сут ло 42,3 мг/сут (р< 0,001), мочевой кислоты — с 1397 мг/сут до 640,5 мг/cyr (р<0,001). Получены небольшие колебания значений pH мочи на фоне приема ГН (5,56—5.6). а также незначительные изменения уровней аммиака и титруемых кислот с 392,5 мг N/сут до 464,7 мг N/cvt и с 376,2 ммоль/сут до 454,1 ммоль/сут, соответственно. Влияние бальнеотерапии на показатели обмена кальция сопровождались повышением экскреции катиона с 2,1 ммоль/сут до 2,2 ммоль/сут (р<0,001), что, по-видимому, связано с увеличением клу-бочковой фильтрации и повышением факторов стабильности мочи к кристаллизации оксалатов. Выявлено достоверное увеличение экскреции неорганического фосфора па фоне приема ГН с 10,2 ммоль/сут до 14,6 ммоль/сут (р<0.001) и хлора с 11,5 г/сут до 8,7 г/сут (р< 0,001).