Научная статья на тему 'РЕЗУЛЬТАТЫ АТТЕСТАЦИИ РАБОЧИХ МЕСТ ПО УСЛОВИЯМ ТРУДА МОНТЕРОВ ПУТИ'

РЕЗУЛЬТАТЫ АТТЕСТАЦИИ РАБОЧИХ МЕСТ ПО УСЛОВИЯМ ТРУДА МОНТЕРОВ ПУТИ Текст научной статьи по специальности «Прочие медицинские науки»

CC BY
412
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АТТЕСТАЦИЯ РАБОЧИХ МЕСТ / ПЫЛЬ / МИКРОКЛИМАТ / ШУМ / ВИБРАЦИЯ / НАПРЯЖЕННОСТЬ ТРУДА
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим медицинским наукам , автор научной работы — Овечкина Ж.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESULTS OF WORKPLACES CERTIFICATION ACCORDING TO TRACK MECHANICS' WORK CONDITIONS

Keywords: workplaces certification, dust, microclimate, noise, vibration, work intensity

Текст научной работы на тему «РЕЗУЛЬТАТЫ АТТЕСТАЦИИ РАБОЧИХ МЕСТ ПО УСЛОВИЯМ ТРУДА МОНТЕРОВ ПУТИ»

ниваемого материала (эмульсола и эмульсий) и повторности посевов.

Для определения псевдомонад и грибов были использованы методы по MP 96/225. М., 1997. При этом идентифицировались все нетипичные по форме колонии, имевшие сиреневое окрашивание [2].

Сульфатредуцирующие бактерии определялись в соответствии с MP «Микробиологический анализ лечебных грязей» [3] с применением среды Таус-сона и Алешиной в модификации Штурм.

Перечень микробиологических показателей (ОМЧ, псевдомонады, сульфит- и сульфатредуци-рующие бактерии, грибы) был обоснован базовой информацией о микроорганизмах, являющихся приоритетными для размножения в маслосодержащих

СОТС [1].

Результаты микробиологических исследований показали, что максимальное обсеменение (по критерию ОМЧ) 20 % и 30 % эмульсий «ЭКС-А» наблюдается на рабочих местах у формовочных машин (2,4103; 5,4103 в мл).

В данных пробах также обнаружены бактерии рода Pseudomonas, однако наличия условно-патогенной синегнойной палочки Pseudomonas aerugino-sa не отмечено.

Сульфатредуцирующие бактерии и грибы обнаружены лишь в пробах, отобранных на рабочих местах у формовочных машин. Следовательно, поражение эмульсий бактериями рода Pseudomonas и грибами происходит непосредственно на рабочих местах, что может быть связано как с загрязнением эмульсий из воздуха производственных помещений, так и нарушением работающими правил работ со СОТС, к которым относятся эмульсолы и их производные эмульсии [5].

Анализ полученных материалов указывает на то, что наблюдаемое микробиологическое загрязнение эмульсий не является первопричиной возникновения дерматитов у рабочих формовочных машин.

Среди обнаруженных микроорганизмов эпидемическую значимость могли бы представлять лишь бактерии рода Pseudomonas aeruginosa (синегнойная палочка), однако даже в объеме 170 мл эмульсии данные бактерии не обнаруживались.

Наблюдаемое загрязнение эмульсий грибами на рабочих местах у формовочных машин может быть связано с использованием предварительно неочи-

щенной тары для эмульсий, применением эмульсий для мытья рук или через загрязненную рабочую одежду и инструмент.

Отмеченный на четвертые и седьмые сутки рост сульфатредуцирующих бактерий является показателем, сигнализирующим о необходимости проведения мероприятий по очистке емкостей и систем транспортировки технологических жидкостей. Кроме того, пораженная данными бактериями эмульсия приобретает неприятный запах, что ухудшает условия труда.

В ы в о д. Факторами, провоцирующими появление контактного дерматита у работающих, обслуживающих формовочные машины, могут являться: увеличение щелочности эмульсий при приготовлении рабочих растворов, обильное потоотделение вследствие высокой температуры окружающего воздуха в летний период, наличие микротравм кожи рук, несоблюдение работниками санитарно-гигиенических требований при работах со смазочно-охлажда-ющими техническими составами.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Инструкция по методике лабораторных испытаний и оценке смазочно-охлаждающих жидкостей на биостойкость. — Киев, 1972.

2. МР №96/225 «Контроль качества и безопасности минеральных вод по химическим и микробиологическим показателям». — М., 1997.

3. МР «Микробиологический анализ лечебных

грязей». — М., 1991.

4. МУК 4.2.1018—01 «Санитарно-микробиологи-ческий анализ питьевой воды». — М., 2001.

5. «Санитарные правила при работе со смазочно-охлаждающими жидкостями и технологическими смазками» № 3935—85.

6. Селисский Г.Д. // В кн.: Профилактика профессиональных дерматозов. — М.: Медицина, 1981. — С. 156—167.

7. Сомов Б.А., Долгов А.П. // В кн.: Профессиональные заболевания кожи в ведущих отраслях народного хозяйства. — М.: Медицина, 1976. — С.

275—287.

Поступила 08.09.05

УДК 613.62:629.4

Ж. В. Овечкина

РЕЗУЛЬТАТЫ АТТЕСТАЦИИ РАБОЧИХ МЕСТ ПО УСЛОВИЯМ ТРУДА

МОНТЕРОВ ПУТИ

Всероссийский НИИ железнодорожной гигиены Роспотребнадзора (ФГУП ВНИИЖГ), Москва

Ключевые слова: монтер пути, аттестация рабочих мест, вредные химические вещества, пыль, микроклимат, шум, вибрация, тяжесть труда, напряженность труда.

Zh.V. Ovetchkina. Results of workplaces certification according to track mechanics' work conditions.

Keywords: track mechanic, workplaces certification, chemical hazards, dust, microclimate, noise, vibration, work hardiness, work intensity.

Профессия монтера пути одна из самых распространенных на железнодорожном транспорте. По данным Департамента пути и сооружений ОАО «РЖД» по состоянию на первое января 2004 г., численность монтеров пути составляла 101 000 человек.

Повседневная работа монтеров дистанций пути осуществляется в условиях дефицита времени и в быстром темпе, что вызывает значительное нервно-эмоциональное напряжение, которое усиливается чувством персональной ответственности за качество порученной работы в строго ограниченный интервал времени, а также необходимостью неукоснительного соблюдения правил личной безопасности.

Для профессии монтера пути характерны высокая доля ручного труда, неупорядоченный режим труда, отдыха и питания, неудовлетворительные бытовые условия (проживание в вагонах, частые переезды).

Профессиональная деятельность монтеров пути включает выполнение работ по осмотру, текущему и капитальному ремонту железнодорожного полотна на станциях и перегонах, связанных с заменой шпал, рельсов, скреплений железнодорожного полотна, рельсошпальных решеток. Сложные работы, связанные с разборкой железнодорожного пути, и работы с применением путевых машин, как правило, выполняются в «окно», когда движение поездов отсутствует.

Проведенные исследования показали [2], что у монтеров дистанций пути, работающих на перегоне при подсыпке щебеночного балласта, отмечается превышение ПДК пыли, содержащей кремния диоксид, в 4,5 раза (18,0 мг/м3 при ПДК 4,0 мг/ м3). При подсыпке балласта с асбестом концентрация пыли с содержанием асбеста до 10 % составляет 9,1 мг/м3 (при ПДК 4,0 мг/м3), то есть превышает ПДК в 2,3 раза, что соответствует классу 3.1. Время воздействия пыли в структуре рабочего времени составляет соответственно 11 и 9 %. Класс условий труда снижен на 1 ступень из-за небольшого времени воздействия.

Согласно исследованиям, проведенным сотрудниками ВНИИ железнодорожной гигиены, при разборке деревянных шпал, пропитанных антисептиком, в зону дыхания выделяются нафталин, фенол, бензол, толуол, антрацен, аценафтен. Наибольшие концентрации были обнаружены по нафталину и фенолу, из которых более токсичным является фенол как вещество 2 класса опасности. Концентрация паров фенола была равна 0,1 мг/м3 (при ПДК 0,3 мг/м3), что соответствует 2 допустимому классу условий труда.

Уровень шума на рабочем месте монтера пути на перегоне зависит от количества проходящих поездов, от типа работающих рядом машин, от при-

меняемых электроинструментов и может колебаться в пределах от 71 до 103 дБА. Уровень шума на рабочем месте монтера пути на базе ПМС зависит от типа применяемых электроинструментов, работающего козлового крана и других механизмов. Эквивалентный уровень звука за смену у монтеров пути на базе ПМС составляет 96 дБА (при норме 80 дБА), что превышает ПДУ на 16 дБА (класс 3.2), на перегоне — 79 дБА (класс 2).

Монтеры, работающие на базе ПМС, применяют электрические шуруповерты и костылезабивщики. Особенно высокие уровни вибрации регистрируются на рукоятках костылезабивщиков, эквивалентно-корректированный уровень локальной вибрации за смену может превышать нормативные значения на 8,0 дБ (по виброскорости), что соответствует классу 3.3.

Монтеры пути работают в неблагоприятных микроклиматических условиях на открытом воздухе. Оценка условий труда при работе на открытом воздухе проводится для каждого региона отдельно с учетом климатических условий и применения соответствующей теплозащитной одежды. Класс условий труда по параметру «микроклимат» для различных областей может быть от класса 2 до класса 3.2.

Данные замеров электромагнитных полей, проведенных сотрудниками ВНИИЖГ в зоне работы монтеров на железнодорожных путях под контактным проводом напряжением 3,3 и 27 кВ, показали, что их величина ниже ПДУ, предусмотренных действующими нормативными документами.

В работе монтеров пути присутствуют элементы тяжелого физического труда. Статическая нагрузка, включающая удержание груза на весу или приложение усилий, равна 150 000 кгс (класс 3.1) при выполнении работ на перегоне и 170 000 кгс при работе, выполняемой на базе ПМС (класс 3.1), при норме до 100 000 кгс. Вынужденная поза (на корточках, на коленях) у монтеров пути при выполнении работ на базе ПМС занимает менее 5 %, на перегоне — 12 % за смену (класс 3.1), что в нормальных условиях не допускается. Общая тяжесть трудового процесса у монтеров пути при работе на базе ПМС и на перегоне оценивается как тяжелая второй степени вредности (класс 3.2), согласно «Гигиеническим критериям оценки и классификации условий труда по показателям вредности и опасности факторов производственной среды, тяжести и напряженности трудового процесса» [1].

Напряженность трудового процесса отмечается у монтеров пути при выполнении работ на перегоне в условиях дефицита времени. Эмоциональные нагрузки, включающие степень риска для собственной жизни, относятся к напряженному труду второй степени вредности. Общая оценка напряженнос-

ти трудового процесса соответствует допустимому классу условий труда.

В ы в о д ы. 1. Условия труда на рабочем месте монтеров пути с учетом воздействия комплекса производственных факторов относятся к третьему классу вредности. При выполнении работ на производственной базе условия труда оцениваются как вредные 3-й степени (класс 3.3.), при выполнении работ на перегоне — как вредные 2-й степени (класс 3.2). 2. Отсутствие санитарно-бытовых удобств, удаленность места работы от места житель -ства являются дополнительными неблагоприятными факторами в работе монтеров пути.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Гигиенические критерии оценки и классификации условий труда по показателям вредности и опасности факторов производственной среды, тяжести и напряженности трудового процесса: Руководство Р.2.2.755 — 99. — М.

2. Елизаров Б.Б., Таливанова Р.В., Овечкина Ж.В. и др. Методические рекомендации по проведению аттестации рабочих мест по условиям труда в путевом хозяйстве. ВНИ-ИЖГ МПС России. Утв. руководителем Департамента пути

и сооружений МПС России С.А. Рабчуком 27.12.2000 г. — М., 2000 г.

Поступила 03.08.05

= НЕКРОЛОГ

ПАМЯТИ АЛЕКСАНДРА ВАСИЛЬЕВИЧА РОЩИНА

7 декабря 2005 г. на 83 году жизни скончался Александр Васильевич Рощин — видный деятель отечественной гигиены, доктор медицинских наук, профессор.

А.В. Рощин после окончания в 1947 г. 1-го Московского медицинского института им. И.М. Сеченова был зачислен в аспирантуру при кафедре гигиены труда, которой руководил профессор З.И. Израэльсон.

Впоследствии А.В. Рощин руководил отделом гигиены труда Московского НИИ гигиены им. Ф.Ф. Эрисмана (1957—1965 гг.), был заместителем директора по науке НИИ гигиены труда и профзаболеваний АМН СССР (1965—1974 гг.), заведовал кафедрой промышленной гигиены ЦИУВ (1974—1990 гг). С 1990 г. до конца жизни оставался профессором кафедры общей гигиены и медицины труда Российской медицинской академии последипломного образования.

Научная деятельность А.В. Рощина была посвящена разработке проблем в области гигиены труда и токсикологии металлов, имеющих важное значение для создания новой техники и разработки новейших технологических процессов. С его именем связаны широкие производственно-гигиенические и экспериментально-технологические исследования в ведущих отраслях промышленности — теплоэнергетике, черной и цветной металлургии, угольной промышленности, машиностроении, приборостроении и др.

А.В. Рощин автор около 300 научных работ, в том числе 5 монографий, среди которых «Ванадий и его соединения», «Металлоаллергозы», «Предупредительный санитарный надзор за новой техникой и технологией», 20 научных статей опубликовано в зарубежных журналах.

Под руководством А.В. Рощина подготовлены и успешно защищены 15 докторских и 42 кандидатские диссертации.

А.В. Рощин достойно представлял отечественную гигиену за рубежом в качестве члена постоянной комиссии Международной ассоциации медицины труда, эксперта ВОЗ, советника правительственной делегации в МОТ.

А.В. Рощин был членом президиумов Всесоюзного и Всероссийского научных обществ гигиенистов и санитарных врачей, председателем правления Московского отделения этого общества.

Память о А.В. Рощине, известном ученом, прекрасном организаторе и педагоге навсегда останется в сердцах его многочисленных учеников, друзей и близких, а его научные труды послужат источником знаний для новых поколений гигиенистов и санитарных врачей.

Коллектив ГУ НИИ медицины труда РАМН, Коллектив кафедры общей гигиены и медицины труда РМАПО,

Редколлегия журнала «Медицина труда и промышленная экология»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.