Научная статья на тему 'РЕЗУЛЬТАТЫ АПРОБАЦИИ СИСТЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ У КУРСАНТОВ ВОЕННОГО ВУЗА ГОТОВНОСТИ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОММУНИКАЦИИ'

РЕЗУЛЬТАТЫ АПРОБАЦИИ СИСТЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ У КУРСАНТОВ ВОЕННОГО ВУЗА ГОТОВНОСТИ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОММУНИКАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
69
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
педагогический эксперимент / готовность / формирование готовности / профессиональная межкультурная коммуникация / курсанты военного вуза / pedagogical experiment / readiness / formation of readiness / professional intercultural communication / cadets of military university

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — А.А. Иткулова

Статья посвящена анализу результатов апробации педагогической системы формирования у курсантов военного вуза готовности к профессиональной межкультурной коммуникации. Актуальность данного исследования определяется неразработанностью поднимаемого вопроса в педагогической литературе. Впервые делается акцент на формирование готовности к профессиональному межкультурному общению будущих офицеров российской армии в период их обучения в военном вузе. Проведенный анализ литературных источников позволил обосновать и апробировать разработанную педагогическую систему в процессе профессиональной подготовки курсантов. В статье представлены итоги реализации каждого этапа опытно-экспериментальной работы: констатирующего, формирующего и контрольного. Автор приводит статистические данные и делает вывод о результативности применения разработанной системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — А.А. Иткулова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESULTS OF APPROBATION OF THE SYSTEM OF FORMING READINESS FOR PROFESSIONAL INTERCULTURAL COMMUNICATION IN CADETS OF A MILITARY UNIVERSITY

The article presents an analysis of results of testing a pedagogical system of formation of readiness for professional intercultural communication among cadets of a military university. The relevance of this study is determined by the lack of development of the issue raised in the pedagogical research. For the first time, emphasis is placed on the formation of readiness for professional intercultural communication of future officers of the Russian army during their studies at a military university. The analysis of literary sources makes it possible to substantiate and test the developed pedagogical system in the process of professional training of cadets. The article presents results of the implementation of each stage of experimental work: ascertaining, forming and control. The author gives statistical data and draws a conclusion about the effectiveness of the developed system.

Текст научной работы на тему «РЕЗУЛЬТАТЫ АПРОБАЦИИ СИСТЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ У КУРСАНТОВ ВОЕННОГО ВУЗА ГОТОВНОСТИ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОММУНИКАЦИИ»

Библиографический список

1. Шопенгауэр А. О четверояком корне закона достаточного основания. Москва: Типо-литография Т-ва И.Н. Кушнерев, 1902.

2. Charms R. de Personal causation: The internal affective determinants of behavior. New York: Academic Press, 1968.

3. Csikszentmihalyi M. Flow: The Psychology of Optimal Experience. New York: Harper and Row, 1990.

4. Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека: учебное пособие. Москва: Издательство МГУ 1990.

5. Платон. Творения Платона. Законы. Петербург: Academia, 1923; Т. XIII.

6. Constantinescu R.S. Learning by playing: Using computer games in teaching English grammar to high school students. Education Source. 2012: 110-115.

7. Hadfield J. Elementary Communication Games. Hong Kong: Thomas and Nelson Sons Ltd. 2002.

8. Thornbury S. How to Teach Grammar? Person Education. England: Oxford University Press, 2004.

9. Swan M. Practical English Usage. Oxford University Press: UK, 2005.

References

1. Shopengau'er A. O chetveroyakom korne zakona dostatochnogo osnovaniya. Moskva: Tipo-litografiya T-va I.N. Kushnerev, 1902.

2. Charms R. de Personal causation: The internal affective determinants of behavior. New York: Academic Press, 1968.

3. Csikszentmihalyi M. Flow: The Psychology of Optimal Experience. New York: Harper and Row, 1990.

1. Vilyunas V.K. Psihologicheskiemehanizmy motivaciicheloveka: uchebnoe posobie. Moskva: Izdatel'stvo MGU, 1990.

2. Platon. Tvoreniya Platona. Zakony. Peterburg: Academia, 1923; T. XIII.

3. Constantinescu R.S. Learning by playing: Using computer games in teaching English grammar to high school students. Education Source. 2012: 110-115.

4. Hadfield J. Elementary Communication Games. Hong Kong: Thomas and Nelson Sons Ltd. 2002.

5. Thornbury S. How to Teach Grammar? Person Education. England: Oxford University Press, 2004.

6. Swan M. Practical English Usage. Oxford University Press: UK, 2005.

Статья поступила в редакцию 23.03.23

УДК 378.6: 343.83

Itkulova A.A., postgraduate, Shadrinsk State Pedagogical University (Shadrinsk, Russia), E-mail: itkulovaaa@mail.ru

RESULTS OF APPROBATION OF THE SYSTEM OF FORMING READINESS FOR PROFESSIONAL INTERCULTURAL COMMUNICATION IN CADETS OF A MILITARY UNIVERSITY. The article presents an analysis of results of testing a pedagogical system of formation of readiness for professional intercultural communication among cadets of a military university. The relevance of this study is determined by the lack of development of the issue raised in the pedagogical research. For the first time, emphasis is placed on the formation of readiness for professional intercultural communication of future officers of the Russian army during their studies at a military university. The analysis of literary sources makes it possible to substantiate and test the developed pedagogical system in the process of professional training of cadets. The article presents results of the implementation of each stage of experimental work: ascertaining, forming and control. The author gives statistical data and draws a conclusion about the effectiveness of the developed system.

Key words: pedagogical experiment, readiness, formation of readiness, professional intercultural communication, cadets of military university

А.А. Иткулова, аспирант, Шадринский государственный педагогический университет, г. Шадринск, E-mail: itkulovaaa@mail.ru

РЕЗУЛЬТАТЫ АПРОБАЦИИ СИСТЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ У КУРСАНТОВ ВОЕННОГО ВУЗА ГОТОВНОСТИ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОММУНИКАЦИИ

Статья посвящена анализу результатов апробации педагогической системы формирования у курсантов военного вуза готовности к профессиональной межкультурной коммуникации. Актуальность данного исследования определяется неразработанностью поднимаемого вопроса в педагогической литературе. Впервые делается акцент на формирование готовности к профессиональному межкультурному общению будущих офицеров российской армии в период их обучения в военном вузе. Проведенный анализ литературных источников позволил обосновать и апробировать разработанную педагогическую систему в процессе профессиональной подготовки курсантов. В статье представлены итоги реализации каждого этапа опытно-экспериментальной работы: констатирующего, формирующего и контрольного. Автор приводит статистические данные и делает вывод о результативности применения разработанной системы.

Ключевые слова: педагогический эксперимент, готовность, формирование готовности, профессиональная межкультурная коммуникация, курсанты военного вуза

Актуальность темы, которая поднимается в данной статье, обусловлена тем, что умение курсантов осуществлять профессиональную межкультурную коммуникацию (ПМКК) является важным навыком для осуществления профессиональной деятельности. Это связано с тем, что за пять лет обучения в вузах МО РФ курсанты не только усваивают учебный материал, предусмотренный ФГОС, но и учатся работать самостоятельно, выносить оценку своей деятельности и деятельности окружающих, эффективно выполнять поставленные перед ними задачи, а также выстраивать диалог с людьми различных конфессий и национальностей.

Цель нашего исследования заключается в разработке и внедрении системы формирования у курсантов готовности к ПМКК (в рамках преподавания учебной дисциплины «Русский язык и культура речи»).

Задача исследования - апробировать и проверить эффективность разработанной нами системы, направленной на формирование у курсантов военного вуза готовности к ПМКК.

Научная новизна нашего исследования заключается в обосновании эффективности использования разработанной системы для подготовки будущих офицеров к осуществлению профессионального межкультурного общения.

Практическая значимость исследования заключается в том, что полученные результаты могут быть использованы преподавателями высших учебных заведений, студентами и другими заинтересованными лицами в процессе аудиторной или внеаудиторной работы с курсантами.

Базой научного исследования и педагогического эксперимента явилось Тюменское высшее военно-инженерное ордена Кутузова командное училище име-

ни маршала инженерных войск А.И. Прошлякова. Объём выборки составил 87 курсантов - обучающихся 1 курса.

Проводимый нами педагогический эксперимент включал в себя три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный.

На констатирующем этапе эксперимента были разработаны план эксперимента, процедуры его реализации, диагностические задания, выбраны методики, сформированы экспериментальных (ЭГ) и контрольная (КГ) группы. На втором этапе проходила практическая реализация разработанной нами системы, проанализированы педагогические условия, проведена оценка результативности применения системы формирования у курсантов готовности в ПМКК. На заключительном (контрольном) этапе проведены теоретическое осмысление данных экспериментальной работы, их анализ и интерпретация.

Для организации измерений результатов экспериментальной работы необходимо выделить основные критерии, которые наиболее полно отражают исследуемую характеристику. Вопрос выделения критериев поднимается многими исследователями (И.Г Фабрика, [1], И.С. Дементьев [2], Н.В. Яшникова [3], А.В. Агаева [4]).

Анализ психолого-педагогической литературы (А.Ф. Караваев [5], С.А. Николаев [6], Н.В. Яшников [3]) показывает, что для описания системы формирования у курсантов готовности к ПМКК целесообразно использовать не один, а несколько критериев. В нашем исследовании мы выделяем три критерия готовности к ПМКК: когнитивный, деятельностный и личностный. Когнитивный критерий отражает уровень знаний, необходимый для осуществления военнослужащими общения на профессиональные темы с представителями разных культур и конфессий.

Таблица 1

Распределение курсантов по уровням сформированности готовности к профессиональной межкультурной коммуникации (констатирующий этап)

Группы Уровни

высокий кол-во чел. средний кол-во чел. низкий кол-во чел.

Когнитивный критерий

КГ 13% 4 70% 21 17% 5

ЭГ 1 19% 5 70% 19 11% 3

ЭГ 2 20% 3 53% 8 27% 4

ЭГ 3 27% 4 60% 9 13% 2

Деятельностный критерий

КГ 30% 8 53% 16 20% 6

ЭГ 1 26% 7 67% 18 7% 2

ЭГ 2 13% 2 67% 10 20% 3

ЭГ 3 27% 4 46% 7 27% 4

Личностный критерий

КГ 40% 12 43% 13 17% 5

ЭГ 1 30% 8 55% 15 15% 4

ЭГ 2 20% 3 60% 9 20% 3

ЭГ 3 33% 5 60% 9 7% 1

Деятельностный критерий отражает умения и навыки курсантов совершать ПМКК (проявление инициативы в общении с людьми других национальностей, частота общения с курсантами из других государств, характер участия в ситуациях профессионального межкультурного общения). Личностный критерий включает в себя такие аспекты, как мотивы осуществления ПМКК и толерантность по отношению к другим нациям, религиям и культурам.

Результаты, полученные в ходе проведения констатирующего этапа экспериментальной работы по определению уровня сформированности у курсантов военного вуза готовности к ПМКК, представлены в табл. 1.

Таким образом, по каждому из выделенных нами критериев мы можем сделать вывод, что из 87 участников экспериментальной работы только 18% обладают необходимыми знаниями в области ПМКК (когнитивный критерий), 24% всегда участвуют в ПМКК и являются инициаторами ситуаций профессионального межкультурного общения (деятельностный критерий), 32% имеют высокий уровень толерантности, а их участие в ПМКК обусловлено профессиональными и социально значимыми мотивами (личностный критерий).

Общий уровень готовности по всем трем критериям определялся конкретно по каждому курсанту. Так, например, если по всем трем критериям курсант имел высокий уровень готовности, то его общий уровень признавался высоким. Если один из показателей был средним, а два другие высокими, то общий уровень также признавался высоким и т. д. Сводные данные по всем трем показателям представлены на рис. 1.

По результатам проведенной диагностики по каждому военнослужащему было проанализировано текущее состояние готовности к ПМКК, определены критерии, требующие дополнительной работы, выстроена траектория дальнейшей работы в рамках реализации педагогической системы формирования готовности к осуществлениюпрофессиональной межкультурнойкоммуникации.

Формирующий этап экспериментальной работы предполагал определение степени влияния реализации системы формирования готовности курсантов к ПМКК и выделенных педагогических условий на формирование готовности к профессиональной межкультурной коммуникации. К педагогическим условиям, влияющим на эффективную реализацию системы, мы относим:

- сочетание аудиторной и внеаудиторной деятельности;

- реализация комплекса педагогических технологий.

В контрольной группе формирование готовности к ПМКК осуществлялось в рамках общей профессиональной подготовки, в частности на практических занятиях по русскому языку и культуре речи, а также в процессе бытового общения курсантов с представителями других культур на территории военного вуза и за его пределами. Системная работа по формированию готовности курсантов к ПМКК не проводилась.

Во всех экспериментальных группах работа по данному направлению осуществлялась на основе разработанной системы формирования готовности. Помимо этого, в ЭГ 1 проверялось первое педагогическое условие, В ЭК 2 - второе условие. В ЭК 3 проверялись оба педагогических условия.

Рассмотрим основные процедуры реализации разработанной нами системы формирования готовности курсантов к ПМКК.

Нормативно-целевой и содержательный компоненты разработанной нами системы обеспечивались таким педагогическим условием, как сочетание аудиторной и внеаудиторной деятельности курсантов. В качестве базы для аудиторных занятий послужила учебная дисциплина «Русский язык и культура речи». Формирование у курсантов готовности к ПМКК происходит как во время лекционных, так и во время практических занятий. Например, при чтении лекции № 1.1 «Социальная роль русского литературного языка и культуры речи в во-тннсмгфофепсиональной сфере деятельности» преподаватель вводит основные понятия («коммуникация», «профессиональная коммуникация», «межкультурная коммуникация», «профессиональная межкультурная коммуникация», «толерантность»), а после изучения темы № 7 «Воинский речевой этикет» была проведена игра по воинском речевому этикету и воинским традициям других народов.

Внеаудиторная деятельность проводилась вне расписания учебных занятий в часы, которые отводятся на самостоятельную подготовку, военно-политическую работу, а также в рамках проведения торжественных и праздничных мероприятий на училищном уровне. В рамках реализации системы формирования у курсантов готовности в ПМКК проводились встречи личного состава с ветеранами боевых действий, военнослужащими, отличившимися при выполнении служебных обязанностей на территориях иностранных государств (Афганистан, Сирия); экскурсии; мероприятия, проводимые совместно с военнослужащими из иностранных государств; конкурсы и конференции и т. д. Реальная коммуникативная практика стимулировала у курсантов интерес к сотрудничеству с людьми разных национальностей в профессиональной и бытовой деятельности.

80% 70%

50% 40% 30% 20% 1 10% 0% LJ 1.1

К ЭГ ■ вы 1 ЭГ сокий ■ средний ■ низкий 2ЭГ 3 3

Рис.1.График уровнейсформированности готовностикурсантовкПМКК(в%)

Таблица 2

Распределение курсантов по уровням сформированности готовности к профессиональной межкультурной коммуникации (контрольный этап)

Группы Уровни

высокий кол-во чел. средний кол-во чел. низкий кол-во чел.

Когнитивный критерий

КГ 13% 4 73% 22 14% 4

ЭГ 1 59% 16 37% 10 4% 1

ЭГ 2 60% 9 27% 4 13% 2

ЭГ 3 53% 8 47% 7 0% 0

Деятельностный критерий

КГ 33% 10 50% 15 17% 5

ЭГ 1 67% 18 30% 8 3% 1

ЭГ 2 53% 8 40% 6 7% 1

ЭГ 3 47% 7 40% 6 13% 2

Личностный критерий

КГ 40% 12 43% 13 17% 5

ЭГ 1 48% 13 44% 12 8% 2

ЭГ 2 60% 9 40% 6 0% 0

ЭГ 3 60% 9 33% 5 7% 1

Осуществление организационно-деятельностного компонента разработанной нами системы обеспечивалось таким педагогическим условием, как реализация комплекса педагогических технологий. Разработанный нами комплекс включал проектную технологию, технологию визуализации информации и технологию рейтингового контроля.

Проектная технология представляется собой процесс получения курсантами знаний через выполнение проектов самостоятельно под руководством преподавателя. Основной целью применения нами данной педагогической технологии является расширение знаний о традициях, обычаях и культуре других народов, а также разработка практических рекомендаций для курсантов при осуществлении ими профессиональной межкультурной коммуникации. Среди проектов, реализуемых курсантами в рамках реализации разработанной нами системы, можно назвать «Воинские ритуалы в разных странах», «Межкультурные военные конфликты и способы их преодоления», «Национальные военные праздники» и т. д.

Технология визуализации информации применялась преподавателями в процессе аудиторных и внеаудиторных занятий с целью наглядной демонстрации преподаваемого материала. Также она применялась курсантами при выполнении проектов.

Технология рейтингового контроля применяется в нескольких случаях:

1) для оценивания каждого практического занятия по дисциплине «Русский язык и культура речи»;

2) для оценивания проектной деятельности курсантов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

При подведении итогов формирующего этапа экспериментальной работы проводилась реализация оценочно-результативного компонента разработанной нами системы.

Был проведен контрольный срез с цельтопределеии я уровая реь°1 ьтаг ив-ности эксперимента по формированию у карсоетое аоенроговузвортоанотурк ПМКК. Результаты контрольного этапа эксаермарета еекрзалу,чвокрлинасгрк курсантов с низким уровнем сформированьактт гнтоукрсои к ПМКК снизилось (табл. 2).

Как мы видим, в контрольной группе, в которойеопно воанлаеыснсте ма-тическая работа по формированию готовности курсантов к ПМКК, показатели

изменились незначительно, тогда как в экспериментальных группах процент курсантов, имеющих высокий уровень готовности к осуществлению профессиональной межкультурной коммуникации, вырос на 37% по когнитивному критерию, на 35% - по деятельностному критерию, на 26% - по личностному критерию. Общий уровень готовности по трем критериям представлен на рис. 2.

70%

60%

50%

40%

30%

20%

10%

0%

выскоии уровень

средним уровень

низкий уровень

I констатирующий этап

I контрольный этап

Рис.2.Диагностикаэффективностиприменения системыформирования готовностик ПМКК у курсантов военного вуза (в %)

Как мы видим, общие показатели высокого уровня повысились, в то время как показатели среднего и низкого уровня уменьшились. Полученные результаты ьаказыекюерффешвноьть розтыботаьнаМнумисиугемы фармовованияо курсантов готовности к ПМКК.

Такроофтзом, межно сделаук выкод, чро фо-мврововие гоккзкости к профнтскеналтной анжульруукеНеоммтнонароимеоЖродимо кросуанамыоен-ных нн-овжж°ня дельйeйшeьфвнпмшуo-oаарчоомянйтoфecвронуфнф-одея-тельности. Перспектива дальнейших исследований видится нам в расширении содержательного наполнения разработанной системы, так как данные матери-ааы уозвелят совыешeнасвоoaро пруц^он^р^га^^ыз^l^йв всeоптыЖаcукднальной подготовки в военном вузе.

Библиографический список

1. Фабрика И.Г Развитие готовности студентов к межкультурной коммуникации в образовательном процессе вуза физической культуры. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Челябинск,2010.

2. Дементьева И.С. Критерии сформированности готовности к профессиональному иноязычному общению. Современные проблемы науки и образования. 2020; № 2: 82-90.

3. Яшникова Н.В. Критерии и показатели сформированности готовности курсантов к профессионально ориентированной иноязычной коммуникации. Ученые записки. Электронный научный журнал Курскогогосударственногоуниверситета. 2022;№2 (62):198-204.

4. Агаева А.В. Формирование коммуникативной готовности к профессиональной деятельности студентов - юристов в вузе. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Тула, 2013.

5. Караваев А.Ф. Психолого-педагогические условия обеспечения подготовки курсантов. Вестник Томского государственного университета. 2006; № 292-1: 211-218.

6. Николаев С.А. Психолого-педагогические условия формирования профессиональной готовности курсантов военного вуза. Гуманитарные научные исследования. 2021; № 2 (114): 5-8.

References

1. Fabrika I.G. Razvitiegotovnostistudentovkmezhkulturnojkommunikaciivobrazovatel'nomprocessevuza fizicheskojkul'tury. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Chelyabinsk, 2010.

2. Dement'eva I.S. Kriterii sformirovannosti gotovnosti k professional'nomu inoyazychnomu obscheniyu. Sovremennyeproblemy naukiiobrazovaniya. 2020; № 2: 82-90.

3. Yashnikova N.V. Kriterii i pokazateli sformirovannosti gotovnosti kursantov k professional'no orientirovannoj inoyazychnoj kommunikacii. Uchenye zapiski. 'Elektonnyj nauchnyj zhurnal Kurskogo gosudarstvennogo universiteta. 2022; № 2 (62): 198-204.

4. Agaeva A.V. Formirovanie kommunikativnoj gotovnosti k professional'noj deyatel'nosti studentov - yuristov v vuze. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Tula, 2013.

5. Karavaev A.F. Psihologo-pedagogicheskie usloviya obespecheniya podgotovki kursantov. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. 2006; № 292-1: 211-218.

6. Nikolaev S.A. Psihologo-pedagogicheskie usloviya formirovaniya professional'noj gotovnosti kursantov voennogo vuza. Gumanitarnye nauchnye issledovaniya. 2021; № 2 (114): 5-8.

Статья поступила в редакцию 21.03.23

УДК 372.893 + 37.0257

Kostryukova A.I., postgraduate, Moscow City Pedagogical University (Moscow, Russia), E-mail: kostrykova109@gmail.com

HISTORICAL EDUCATION AS A RESOURCE FOR THE DEVELOPMENT OF STUDENTS' COMMUNICATIVE COMPETENCE. The relevance of the article is justified by the increasing role of historical education, the transition to the updated Federal State Educational Standards of basic general and secondary general education, which approved a wide range of subject, meta-subject and personal education results. The author examines problems faced by the participants of the educational process in the framework of the development of the subject "History", and shows the importance of their solutions for the preparation of the student for the representation of historical knowledge in speech. The article identifies difficulties related to historical science, the content of historical education and curricula, teaching methods and practices, as well as those related to the characteristics and needs of students, through which the author justifies the use of tasks of a communicative nature. Examples of such tasks are given. The presented material will make it possible to use the challenges of modernity as a resource for the effective achievement of a triune set of educational results (subject, meta-subject, personal).

Key words: historical education, communicative competence, communicative and genre skills, teaching methods, tasks of communicative nature

А.И. Кострюкова, аспирант, Московский городской педагогический университет, г. Москва, E-mail: kostrykova109@gmail.com

ИСТОРИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК РЕСУРС РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ШКОЛЬНИКОВ

Актуальность статьи обоснована повышением роли исторического образования, переходом на обновленные федеральные государственные образовательные стандарты основного общего и среднего общего образования, в которых утвержден широкий спектр предметных, метапредметных и личностных результатов образования. Автор рассматривает проблемы, с которыми сталкиваются участники образовательного процесса в рамках освоения предметной области «История», и показывает значимость их решения для подготовки школьника к репрезентации исторических знаний в речи. В статье обозначены затруднения, связанные с исторической наукой, содержанием исторического образования и учебных программ, методикой и практикой преподавания, а также с особенностями и потребностями обучающихся, через которые автор обосновывает применение заданий коммуникативного характера. Приведены примеры таких заданий. Представленный материал позволит использовать вызовы современности как ресурс для эффективного достижения триединого комплекса результатов образования (предметных, метапредметных, личностных).

Ключевые слова: историческое образование, коммуникативная компетенция, коммуникативно-жанровые умения, методика преподавания, задание коммуникативного характера

Актуальность вопросов повышения качества исторического образования вызвана особой значимостью этой области для общества, фактически наблюдаемым снижением интереса обучающихся к предмету «История», а также внедрением обновленных федеральных государственных образовательных стандартов. В нашем обществе вопросы исторического образования, исторической памяти, исторической политики государства всегда являлись объектом повышенного общественного внимания [1]. В настоящее время актуальность данной области образования в России возрастает. Так, в начале февраля 2023 года Министерство науки и высшего образования утвердило концепцию преподавания курса «История России» для неисторических специальностей в вузах в количестве 144 академических часов. Как отметил глава Минобрнауки России Валерий Фальков, «история как наука и учебная дисциплина формирует отношение общества к своему прошлому, учит по-новому смотреть на настоящее, формирует целостное мировоззрение» [2]. Именно в рамках изучения истории формируются такие личностные результаты, как гражданственность, патриотизм, культурная самоидентификация, ценности своего государства и уважительное отношение к традициям других народов. Данные качества не только присущи личности в целом. Они выражаются в поведении школьника, в том числе и в речевом. В то же время школа, закладывающая основы исторического образования, сегодня сталкивается с целым рядом затруднений, негативно влияющих на эффективность достижения предметных и личностных результатов.

Целью нашей работы будет представить анализ проблем школьного исторического образования в качестве ресурса для использования заданий коммуникативного характера на уроках истории. Задачи нашей работы: 1) выделить группы вызовов современного школьного исторического образования; 2) осуществить анализ каждой группы с точки зрения возможности использования заданий коммуникативного характера; 3) привести примеры заданий коммуникативного

характера для уроков истории. Научная новизна нашей работы заключается в том, что мы предлагаем отталкиваться от коммуникативного аспекта предметной области «История» для максимизации эффективности изучения данного предмета. Мы полагаем, что упор на метапредметные умения, в том числе коммуникативную компетенцию, послужит интенсификации образовательного процесса и окажет положительное воздействие на качество образования. Перспективой дальнейшей работы мы ставим разработку комплекса коммуникативных заданий на основе фактологического материала для использования в преподавании.

Рассмотрим проблемы, с которыми сталкиваются участники образовательного процесса в рамках освоения предметной области «История», и покажем значимость их решения для подготовки школьника к репрезентации исторических знаний в речи. Все затруднения можно разделить на четыре большие группы:

1. Вопросы, связанные с исторической наукой.

2. Вопросы содержания исторического образования и учебных программ.

3. Вопросы методики преподавания.

4. Вопросы, связанные с особенностями и потребностями обучающихся.

Раскроем последовательно вызовы исторического школьного образования

в вышеуказанных зонах, которые можно и нужно использовать как ресурс развития коммуникативной компетенции школьников.

История как наука представляет собой весьма сложную область научного знания. Изучая прошлое человечества, исследователи опираются на исторические источники, характеризующие отдельные факты, процессы или явления. Как пишет Н.В. Асонов, «недостаток информационного ресурса и сложность самого исторического поля, включающего в себя все сферы общественной жизни, не поддающиеся всестороннему и детальному осмыслению, может возмещаться только за счет эрудиции историка как эксперта широкого уровня и его научного чутья» [3, с. 45]. Следовательно, школьник получает знания в области истории не

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.