Научная статья на тему 'РЕЗУЛЬТАТЫ АПРОБАЦИИ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ИЗУЧЕНИЯ ТРЕВОЖНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ'

РЕЗУЛЬТАТЫ АПРОБАЦИИ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ИЗУЧЕНИЯ ТРЕВОЖНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
141
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРЕВОГА / ТРЕВОЖНОСТЬ / ГЕНЕЗИС ТРЕВОЖНОСТИ / ШКОЛЬНАЯ ТРЕВОЖНОСТЬ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Серебрякова Татьяна Александровна, Швецова Ирина Вадимовна

В статье находят отражение результаты эмпирического осмысления проблемы тревожности. Опираясь на метод теоретического анализа, представлены позиции зарубежных и отечественных ученых в отношении терминов «тревога», «тревожность», и «школьная тревожность». Понимая под тревожностью индивидуальную особенность человеческой психики, проявляющуюся в тенденции чаще и интенсивнее остальных реагировать на различные жизненные ситуации переживаниями сильной тревоги, страха, беспокойства. Обращаясь же к изучению работ в области генезиса тревожности, авторами статьи сделан вывод о том, что тревожность - биологическая особенность человека, зарождающаяся уже в первые годы его жизни. В дальнейшем же, особенно при условии неблагоприятного стечения социальных обстоятельств, тревожность уже в старшем дошкольном возрасте трансформируется в устойчивое свойство личности и неблагоприятно влияет на успешность развития субъекта. Не случайно ученые так активно исследуют проблемы школьной тревожности (труды Л.И. Божович, А.В. Петровского, М.В. Полевой, А.М. Прихожан, Е.В. Савиной, Л.А. Хотиной и т.д.). Устанавливая взаимосвязь между проявлением школьной тревожности и возрастной спецификой периода младшего школьного возраста, выделены особенности проявления школьной тревожности: снижение работоспособности ребенка, продуктивности его деятельности, трудности в обучении, сложности в общении ребенка со сверстниками и т.д. Выделенные особенности тревожности младших школьников составили основу программы мониторинга. В данную программу вошли метод наблюдения и эксперимент. Экспериментальную же программу составили методика Ю.Я. Киселева «Градусник», методика «ДЕРЕВО» Д. Лампмена и методика «Шкала ситуативной тревожности С. Спилбергера в адаптации Ю.Л. Ханина. Комплексное использование данной программы мониторинга позволило получить достаточно фактический материал, свидетельствующий об уровне тревожности учащихся. Обобщив данные, полученные нами по итогам реализации метода наблюдения, мы делаем вывод, что для абсолютного большинства респондентов, принявших участие в нашем исследовании, типичным является высокий и средний уровни тревожности. Аналогичные данные мы получили и реализовав систему диагностик. Более того, анализ физиологических и соматических показателей наших респондентов свидетельствует о том, что для младших школьников, особенно с высоким уровнем развития тревожности, характерно наличие целого спектра проблем со здоровьем, что подтверждает вывод ученых (труды Г.А. Ариной, Н.А. Коваленко, А.А. Михеевой, В.В. Николаевой и др.) о тесной связи тревожности и соматических состояний организма. Также мы считаем возможным говорить о необходимости разработки программы психолого-педагогических мероприятий, реализация которой позволит снизить уровень тревожности учащихся младших классов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Серебрякова Татьяна Александровна, Швецова Ирина Вадимовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE RESULTS OF APPROBATION OF THE EXPERIMENTAL PROGRAM FOR STUDYING ANXIETY IN JUNIOR SCHOOLCHILDREN

The article reflects the results of empirical understanding of the problem of anxiety. Based on the method of theoretical analysis, the positions of foreign and domestic scientists in relation to the terms "anxiety", "anxiety", and "school anxiety" are presented. Understanding anxiety as an individual feature of the human psyche, which manifests itself in the tendency to react more often and more intensively than others to various life situations with experiences of severe anxiety, fear, anxiety. Turning to the study of works in the field of the genesis of anxiety, the authors of the article concluded that anxiety is a biological feature of a person that arises already in the first years of his life. In the future, especially under the condition of an unfavorable combination of social circumstances, anxiety already in the senior preschool age is transformed into a stable personality trait and adversely affects the success of the subject's development. It is no coincidence that scientists are so actively exploring the problems of school anxiety (the works of L.I. Bozhovich, A.V. Petrovsky, M.V. Polevoy, A.M. Prikhozhan, E.V. Savina, L.A. Khotina, etc. ). Establishing the relationship between the manifestation of school anxiety and the age specificity of the period of primary school age, the features of the manifestation of school anxiety are highlighted: a decrease in the child's working capacity, the productivity of his activity, learning difficulties, difficulties in communicating the child with peers, etc. The identified features of anxiety in younger schoolchildren formed the basis of the monitoring program. This program included the method of observation and experiment. The experimental program was compiled by Yu.Ya. Kiseleva "Thermometer", the technique "WOOD" by D. Lampman and the technique "The Scale of Situational Anxiety by S. Spielberger adapted by Yu.L. Khanina. The complex use of this monitoring program made it possible to obtain sufficient factual material indicating the level of anxiety of students. Summarizing the data obtained by us as a result of the implementation of the observation method, we conclude that for the vast majority of respondents who participated in our study, high and medium levels of anxiety are typical. We received similar data by implementing a diagnostic system. Moreover, the analysis of the physiological and somatic indicators of our respondents indicates that younger students, especially those with a high level of anxiety, are characterized by a whole range of health problems, which confirms the conclusion of scientists (works by G.A. Arina, N.A. Kovalenko, A.A. Mikheeva, V.V. Nikolaeva, etc.) about the close relationship between anxiety and somatic states of the body. We also consider it possible to talk about the need to develop a program of psychological and pedagogical activities, the implementation of which will reduce the level of anxiety of primary school students.

Текст научной работы на тему «РЕЗУЛЬТАТЫ АПРОБАЦИИ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ИЗУЧЕНИЯ ТРЕВОЖНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»

Полученные данные позволяют отвергнуть нулевую гипотезу и принять альтернативную, подтвердить статистически значимые сдвиги значений исследуемых признаков после реализации программы занятий в экспериментальной группе младших школьников.

Можно сказать, что школьники из экспериментальной группы стали реже применять физическую силу в ситуациях, когда задето их самолюбие. Если им что-либо не нравится или злит их, они сообщают об этом в социально приемлемой форме. Случаи драк с участием этих детей сократились. Они стали спокойнее, сдержаннее. Дети стали меньше грубить и злобно шутить над сверстниками. Стали больше понимать, что могут обидеть людей своими словами. Стали спокойнее, с пониманием реагировать на поведение других детей, реже обзывать их и переходить на крик. У большинства школьников из экспериментальной группы, в целом, наметилась тенденция к снижению уровня агрессии. Итоговые показатели - тому подтверждение.

Для выявления значимости различий по общему показателю «индекс агрессии» у младших школьников экспериментальной и контрольной групп после проведения цикла занятий использовался критерий Манна-Уитни для независимых выборок. Значение критерия Манна-Уитни (45, при р=,042) подтвердило статистически значимые различия показателей выраженности признака, то есть отсутствие эквивалентности групп.

Выводы. Результаты статистических процедур позволяют говорить о том, что специально разработанная программа является эффективным условием коррекции склонности к агрессии у младших школьников. После реализации программы занятий у обучающихся отмечается снижение уровня агрессии. Направленность занятий на формирование осознанного отношения к собственному поведению в ситуациях физического и психического дискомфорта, стрессов, фрустраций, на развитие способности к саморегуляции эмоциональных состояний способствует снижению склонности к агрессии.

Результаты исследования могут быть приняты во внимание специалистами психологической службы школ при организации работы с обучающимися, имеющими затруднения в преодолении агрессивных тенденций в поведении.

Литература:

1. Головей, Л.А. Практикум по возрастной психологии / Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. - Санкт-Петербург: Речь, 2008. - 688 с.

2. Ениколопов, С.Н. Агрессия в обыденной жизни / С.Н. Ениколопов, Ю.М. Кузнецова, Н.В. Чадова. - Москва: Политическая энциклопедия, 2014. - 494 с.

Психология

УДК 159.99

кандидат психологических наук, доцент Серебрякова Татьяна Александровна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); студент Швецова Ирина Вадимовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

РЕЗУЛЬТАТЫ АПРОБАЦИИ ЭКСПЕИМЕНТАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ИЗУЧЕНИЯ ТРЕВОЖНОСТИ МЛАДШИХ

ШКОЛЬНИКОВ

Аннотация. В статье находят отражение результаты эмпирического осмысления проблемы тревожности. Опираясь на метод теоретического анализа, представлены позиции зарубежных и отечественных ученых в отношении терминов «тревога», «тревожность», и «школьная тревожность». Понимая под тревожностью индивидуальную особенность человеческой психики, проявляющуюся в тенденции чаще и интенсивнее остальных реагировать на различные жизненные ситуации переживаниями сильной тревоги, страха, беспокойства. Обращаясь же к изучению работ в области генезиса тревожности, авторами статьи сделан вывод о том, что тревожность - биологическая особенность человека, зарождающаяся уже в первые годы его жизни. В дальнейшем же, особенно при условии неблагоприятного стечения социальных обстоятельств, тревожность уже в старшем дошкольном возрасте трансформируется в устойчивое свойство личности и неблагоприятно влияет на успешность развития субъекта. Не случайно ученые так активно исследуют проблемы школьной тревожности (труды Л.И. Божович, А.В. Петровского, М.В. Полевой, А.М. Прихожан, Е.В. Савиной, Л.А. Хотиной и т.д.). Устанавливая взаимосвязь между проявлением школьной тревожности и возрастной спецификой периода младшего школьного возраста, выделены особенности проявления школьной тревожности: снижение работоспособности ребенка, продуктивности его деятельности, трудности в обучении, сложности в общении ребенка со сверстниками и т.д. Выделенные особенности тревожности младших школьников составили основу программы мониторинга. В данную программу вошли метод наблюдения и эксперимент. Экспериментальную же программу составили методика Ю.Я. Киселева «Градусник», методика «ДЕРЕВО» Д. Лампмена и методика «Шкала ситуативной тревожности С. Спилбергера в адаптации Ю.Л. Ханина. Комплексное использование данной программы мониторинга позволило получить достаточно фактический материал, свидетельствующий об уровне тревожности учащихся. Обобщив данные, полученные нами по итогам реализации метода наблюдения, мы делаем вывод, что для абсолютного большинства респондентов, принявших участие в нашем исследовании, типичным является высокий и средний уровни тревожности. Аналогичные данные мы получили и реализовав систему диагностик. Более того, анализ физиологических и соматических показателей наших респондентов свидетельствует о том, что для младших школьников, особенно с высоким уровнем развития тревожности, характерно наличие целого спектра проблем со здоровьем, что подтверждает вывод ученых (труды Г.А. Ариной, Н.А. Коваленко, А.А. Михеевой, В.В. Николаевой и др.) о тесной связи тревожности и соматических состояний организма. Также мы считаем возможным говорить о необходимости разработки программы психолого-педагогических мероприятий, реализация которой позволит снизить уровень тревожности учащихся младших классов.

Ключевые слова: тревога, тревожность, генезис тревожности, школьная тревожность.

Annоtation. The article reflects the results of empirical understanding of the problem of anxiety. Based on the method of theoretical analysis, the positions of foreign and domestic scientists in relation to the terms "anxiety", "anxiety", and "school anxiety" are presented. Understanding anxiety as an individual feature of the human psyche, which manifests itself in the tendency to react more often and more intensively than others to various life situations with experiences of severe anxiety, fear, anxiety. Turning to the study of works in the field of the genesis of anxiety, the authors of the article concluded that anxiety is a biological feature of a person that arises already in the first years of his life. In the future, especially under the condition of an unfavorable combination of social circumstances, anxiety already in the senior preschool age is transformed into a stable personality trait and adversely affects the success of the subject's development. It is no coincidence that scientists are so actively exploring the problems of school anxiety

(the works of L.I. Bozhovich, A.V. Petrovsky, M.V. Polevoy, A.M. Prikhozhan, E.V. Savina, L.A. Khotina, etc. ). Establishing the relationship between the manifestation of school anxiety and the age specificity of the period of primary school age, the features of the manifestation of school anxiety are highlighted: a decrease in the child's working capacity, the productivity of his activity, learning difficulties, difficulties in communicating the child with peers, etc. The identified features of anxiety in younger schoolchildren formed the basis of the monitoring program. This program included the method of observation and experiment. The experimental program was compiled by Yu.Ya. Kiseleva "Thermometer", the technique "WOOD" by D. Lampman and the technique "The Scale of Situational Anxiety by S. Spielberger adapted by Yu.L. Khanina. The complex use of this monitoring program made it possible to obtain sufficient factual material indicating the level of anxiety of students. Summarizing the data obtained by us as a result of the implementation of the observation method, we conclude that for the vast majority of respondents who participated in our study, high and medium levels of anxiety are typical. We received similar data by implementing a diagnostic system. Moreover, the analysis of the physiological and somatic indicators of our respondents indicates that younger students, especially those with a high level of anxiety, are characterized by a whole range of health problems, which confirms the conclusion of scientists (works by G.A. Arina, N.A. Kovalenko, A.A. Mikheeva, V.V. Nikolaeva, etc.) about the close relationship between anxiety and somatic states of the body. We also consider it possible to talk about the need to develop a program of psychological and pedagogical activities, the implementation of which will reduce the level of anxiety of primary school students.

Key words: anxiety, anxiety, genesis of anxiety, school anxiety.

Введение. Проблема аффективной сферы личности, или, как принято говорить, - ее эмоционального мира, уже на протяжении длительного времени привлекает внимание ученых (работы Дж. Боулби, В. Вундта, В. Джеймса, К. Хорни; Е.П. Ильина, Б.И. Додонова, В.Д. Небылицына, А.Е. Ольшанниковой, Ю.В. Саенко, П.В. Симонова, Б.М. Теплова и т.д.). При этом, как отмечает в своем диссертационном исследовании Ю.А. Попов [6] из всего многообразия эмоций, которые человек переживает, особый интерес вызывает тревожность. Связано это с теми негативными последствиями, которые данное психологическое состояние может иметь для жизни и деятельности человека.

Особо остро стоят вопросы поиска путей и средств, и, как следствие, - разработки технологий нивелирования и снижения тревожности у детей младшего школьного возраста, чья тревожность связана с теми кардинальными изменениями, которые произошли в современной системе образования. Повышение требований в рамках организуемой современными образовательными организациями учебной деятельности, объективно приводит к росту напряженности учащихся, нарушениям их поведения и межличностного взаимодействия и, конечно же, - тревожности. Как доказано учеными (труды Л.И. Божович, М.М. Буянова, В.И. Гарбузова, Р.М. Грановской, А.И. Захарова, М. И. Лисиной,

B.С. Мухиной, И.М. Никольской, М.В. Осориной, А.М. Прихожан, А.С. Спиваковской и др.), именно тревожность, являясь устойчивым личностным образованием, находится в конфронтации с такими значимыми для эффективного развития субъекта потребностями, как потребность в эмоциональном благополучии, чувстве уверенности, безопасности и, как следствие, - приводит к снижению уровня как психологического, так и физического здоровья.

Как отмечает Е.Е. Данилова, «в современном российском обществе отмечается активный интерес к проблеме воспитания подрастающих поколений, актуальность которой становится все более очевидной в условиях неустойчивости и многовекторности системы ценностей и этических норм, характерных для открытого постиндустриального общества» [2, С. 6]. В качестве же важнейшего социального института, призванного реализовать задачи воспитания подрастающего поколения, объективно признается школа. Вместе с тем, по данным ВОЗ [3], именно школа - один из общественно неблагоприятных факторов, оказывающих негативное влияние, как на физическое, так и на психологическое здоровье детей. Введение новых федеральных государственных образовательных стандартов, а также активное внедрение в образовательный процесс различных инноваций, не только влияют позитивно, - стимулируя интерес детей к обучению, но и имеют негативные для них последствия.

Не случайно одной из активно разрабатываемых современными учеными проблем является проблема школьной тревожности (работы Л.И. Божович, А.В. Петровского, М.В. Полевой, А.М Прихожан, Е.В. Савиной, Л.С. Славиной, Л.А Хотиной и т.д.).

Изучение психолого-педагогических условий, способствующих снижению тревожности у детей младшего школьного возраста мы также определили целью своего исследования.

Изложение основного материала статьи. В структуре нашего исследования мы выделяем два взаимосвязанных этапа.

Первый этап ориентирован нами на реализацию метода теоретического анализа работ зарубежных и отечественных исследователей в области интересующей нас проблематики (работы У. Джеймса, Д. Зиглера, К. Ланге, Ч. Спилбергера, З. Фрейда; Л.И. Божович, Л.Б. Воронкиной, С.Ю. Головина, Н.Д. Левитова, В.С. Мерлина, А.В. Петровского, А.М. Прихожан, В.В. Суворовой и т.д.).

Устанавливая тесную связь между тревогой, под которой в обобщенном понимании принято понимать комплекс отрицательных эмоциональных переживаний, заставляющих человека чувствовать внутреннее напряжение, дискомфорт и настороженность, и тревожностью ученые, в первую очередь, трактуют ее как склонность индивида к переживанию тревоги (А.В. Петровский [4]), эмоционального дискомфорта, предчувствие человеком грядущей опасности (результаты исследований Е.В. Козловой, А.М. Прихожан, В.В. Суворовой и т.д.).

Наиболее же емко, на наш взгляд, тревожность определяют Г.Г. Аракелов [1] и Н. Шишкова [1], говоря о ней, как о многозначном понятии. По мнению исследователей, тревожность, одной стороны, - это личностная черта, связанная с генетически детерминированными свойствами функционирующего мозга человека и сопровождающаяся повышенным чувством эмоционального возбуждения и тревожных эмоций тревожность. С другой же, как полагают ученые, термин «тревожность» может быть использован и в рамках трактовки конкретного состояния человека в ограниченный временем момент, а также, - как устойчивое свойство любого индивида.

Обращаются ученые и к изучению генезиса тревожности, а также к вопросам об ее истоках и «природе» (исследования У. Джеймса, Д. Зиглера, К. Изарда, К. Ланге, З. Фрейда, К. Хорни; С.Ю. Головина, А.В Парнякова, П.И. Сидорова и т.д.). Обобщив позиции ученых, мы считаем возможным говорить о том, что тревожность, основываясь на тревоге, как врожденном свойстве человека («основная тревога»), тесно связана и с социальными факторами, а именно, - теми условиями жизни и развития человека, которые у него были уже в раннем детстве. Не случайно, делая вывод о том, что тревога, зарождаясь у ребенка еще на этапе младенчества, при неблагоприятном стечении обстоятельств уже в старшем дошкольном возрасте становится устойчивым свойством его личности, трансформируется в устойчивую тревожность, и неблагоприятно влияет на успешность развития субъекта, ученые так активно погружаются в изучение тревожности на всех этапах жизненного пути человека.

В рамках нашего исследования мы свое внимание акцентировали на работах, ориентированных на изучение тревожности младших школьников (труды В.А. Аверина, Л.И Божович, Л.Ф. Бурлачука, А.И. Захарова, С.М. Морозова,

C.Л Рубинштейна, А.Г. Тимофеевой, И.Г. Швец и т.д.), которые, опираясь на результаты своих исследований, делают вывод

о том, что важнейшим источником тревожности младших школьников является внутренний конфликт, связанный с отношением ребенка к себе и его самооценкой (результаты исследований В.М Астапова, Л.И Божович, С.М. Морозова и др.). Фактором же, стимулирующим возникновение у младшего школьника тревожности, как полагают ученые, выступают те взрослые, с которыми дети взаимодействуют, а именно, - родители и педагоги (результаты исследований Н.В. Мазуровой, А.М. Прихожан, О.А Слепичевой, Ю.А. Трофимовой и т.д.).

Опираясь на результаты осуществленного теоретического анализа исследований в области проблемы тревожности личности, нами был организован второй этап нашего исследования, направленный на разработку и реализацию непосредственно экспериментального исследования.

В качестве основных методов своего исследования мы определили наблюдение и эксперимент. При этом основу разработанной нами диагностической программы составило научное наблюдение, предполагающее выделение перечня параметров (внешние проявления или действия: высокая возбудимость и систематическое нарушение правил поведения на уроке (ребенок не может усидеть на месте, находится в постоянном движении, может раскачиваться, поворачиваться к соседям, ерзает на стуле, выкрикивает с места, раскачивается на стуле, может лечь на парту, при поднятии руки «выпрыгивает» из-за пары); ребенок грызет учебные принадлежности или постоянно перебирает их; вместо письменных принадлежностей грызет рукава кофты, ногти и т.д.); отвечая у доски, ученик пытается «занять руки»: держится за кофту, пиджак, крутит в руках ручку и т.д.; при ответе у парты встает не полностью, руки опираются на парту, одна нога согнута, опирается на стул, раскачивается, глаза опущены в пол, либо взгляд «блуждает» по классу и т.д. Всего нами выделено 16 параметров), свидетельствующих об уровне тревожности респондентов, что, как мы считаем, позволит нам подробно и детализированно изучить специфические поведенческие проявления детей, свидетельствующие об уровне их тревожности.

В рамках же реализации метода эксперимента нами использовались следующие диагностические методики:

1. Методика Ю.Я. Киселева «Градусник» [7], ориентированная на оценку уровня эмоционального состояния, которое ребенок испытывает в данный момент времени. Данная методика представлена в виде изображения градусника, разделенного на несколько частей, каждая из которых отвечает за определенное эмоциональное состояние (мне радостно, мне хорошо, я спокоен, я нервничаю, мне плохо). При обработке полученных результатов, в первую очередь, учитывается частота негативных ответов респондента (я нервничаю, мне плохо и т.д.). Мы полагаем, что использование данной методики позволит собрать максимально емкую информацию о модальности тех эмоций, которые в разных ситуациях (в том числе, - в рамках организуемой учебной деятельности) переживают дети. Ребенок считается тревожным, если количество негативных ответов, в общей сумме, преобладает или равно позитивным.

2. Методика «Дерево» Д. Лампена в адаптации Л.П. Пономаренко [5], также ориентированная на изучение эмоционального состояния школьника. Данная методика предполагает использование изображения дерева, с фигурками человечков на его ветках и под ним. Ребенку предлагается внимательно рассмотреть изображенное и отметить красным цветом того человечка, с которым он ассоциирует себя в настоящее время, зеленым - персонажа, на которого респондент хотел бы быть похожим. Интерпретация результатов выполнения проективной методики «Дерево» проводится исходя из того, какие позиции выбирает данный ученик, с положением какого человечка отождествляет свое реальное и идеальное положение и есть ли между ними различия. Мы считаем, что использование данной методики позволяет оценить не только общий уровень тревожности ребенка, но и изучить уровень и модальность его самооценки, выявить причины проблем в общении и понять, насколько адекватно ребенок воспринимает себя в обществе, а также, выявить нарушения в поведении респондентов, что, на наш взгляд, является важным показателем тревожности детей младшего школьного возраста.

3. Методика «Шкала ситуативной тревожности (СТ)» Ч. Спилбергера (русскоязычная адаптация Ю.Л. Ханина) [8], ориентированная непосредственно на изучение уровня тревожности младших школьников. Согласно данной методике, тревожность изучается как в данный момент времени (реактивная тревожность), так и как устойчивая характеристика человека (личностная тревожность), что, с нашей точки зрения, обеспечивает весьма емкий диапазон информации о специфике проявления тревожности каждым конкретным ребенком.

Разработанная нами диагностическая программа была реализована в одной из школ Сормовского района г. Нижнего Новгорода.

Респондентами в нашем исследовании выступали учащиеся 2 класса в количестве 26 человек. Из них - 12 мальчиков и 14 девочек.

Обобщив полученные нами экспериментальные данные, мы можем говорить о том, что высокий уровень тревожности является типичным для 40% респондентов, принявших участие в нашем исследовании. Данных учащихся характеризует высокий уровень возбуждения (ребенок находится в постоянном движении, раскачивается или ерзает на стуле, поворачиваться к соседям, крутит в руках письменные принадлежности и т.д.). Поводом же для возбуждения становится любой раздражающий фактор (ошибка в выполнении задания, неверный ответ, шум в классе, посторонние шумы и звуки и т.д.). У них высокие показатели, как по уровню ситуативной, так и личностной тревожности. В обучении данные дети заранее настроены на неудачу, из-за чего отказываются выполнять не типичные и хорошо знакомые им задания. Данные дети беспокоятся даже из-за незначительных проблем и ошибок. Со сверстниками данные учащиеся практически не контактируют, опасаясь насмешек. Даже при позитивном отношении к ним со стороны одноклассников, предпочитают держаться обособленно. В ситуациях неудачи данные дети стремятся перекладывать вину на внешние обстоятельства, а не брать ответственность за поступки на себя. Также мы делаем вывод, что практически все дети с высоким уровнем тревожности имеют значительные проблемы со здоровьем.

Средний уровень тревожности демонстрируют 33% респондентов. Данные дети уже более спокойны, сделанные в заданиях ошибки исправляются достаточно аккуратно. Однако, сам факт совершенной ошибки нередко проводит к резкому повышению уровня возбудимости (дети начинают раскачиваться на стуле или качают ногой и т.д.) или, напротив, - к временному ступору. С одноклассниками отношения данных детей неустойчивые: ребенок может либо резко перестать контактировать со сверстниками и отдалиться, либо, наоборот, - достаточно навязчиво стремиться к налаживанию контактов со сверстниками. Данные дети зависимы как от мнения окружающих, так и от внешних обстоятельств, о чем свидетельствуют данные реализации методики Ч. Спилбергера, согласно которой данные дети также демонстрируют как ситуативную, так и личностную тревожность. Также мы обратили внимание и на то, что и для детей со средним уровнем тревожности типичны самые разнообразные проблемы с соматическим здоровьем.

Низкий уровень тревожности нами выявлен у 40%. Данные дети характеризуются минимальной интенсивностью возбуждения (они спокойно сидят на уроке, руки лежат на парте, посадка ровная, поза и мышечное напряжение характерно для возникающей ситуации). Ошибки при выполнении задания не вводят в ступор, а мотивируют на дальнейшие попытки к решению задачи или выполнению задания. Все исправления аккуратные, карандашом. С одноклассниками активно контактирует, спокойно находится в центре внимания, способен взять инициативу в общении, при общении со взрослыми смотрит в глаза, поза спокойная, руки не прячет. Если говорить о соматических показателях, то они у данных детей в пределах нормативов.

Выводы. Таким образом, осуществленное нами исследование показало, что у многих учащихся младших классов (60%) уровень тревожности выше допустимых для данного возраста и их социальной ситуации развития нормативных параметров.

Более того, многие младшие школьники, имеющие высокий и средний уровень тревожности, имеют также проблемы со здоровьем.

Полученные нами по итогам реализации констатирующего этапа нашего исследования результаты и сделанные выводы свидетельствуют о необходимость разработки и последующей реализации программы психолого-педагогического сопровождения, ориентированной на снижение уровня тревожности у детей младшего школьного возраста.

Разработку и последующую реализацию в практике работы с детьми такой программы психолого-педагогического сопровождения, ориентированной не только на снижение, но и на профилактику тревожности у детей младшего школьного возраста мы определили как целевые ориентиры нашей последующей исследовательской деятельности.

Литература:

1. Аракелов, Н. Тревожность: методы ее диагностики и коррекции / Н. Аракелов, Н. Шишкова // Вестник МГУ, сер. Психология. - 2012. - № 1. - С. 18-36

2. Данилова, Е.Е. Особенности мотивационной сферы современных российских школьников: содержание, возрастная динамика, роль образовательной среды / Е.Е. Данилова // Вестник Мининского университета. - 2022. - Т. 10. - №1. - С. 6.

3. Мировая статистика здравоохранения, 2000 г.: мониторинг показателей здоровья в отношении ЦУР - целей в области устойчивого развития. - Женева: Всемирная организация здравоохранения, 2020. - 92 с.

4. Петровский, А.В. Словарь. Общая психология / А.В. Петровский // Энциклопедический словарь в шести томах. Том 1. / ред. и сост. Л.А. Карпенко. - М.: ПЕР СЭ, 2005. - 251 с.

5. Пономаренко, Л.П. Психологическая профилактика дезадаптации учащихся в начале обучения в средней школе (Методические рекомендации для школьных психологов [Електроний ресурс] / Л.П. Пономаренко. - 1999. - Режим доступа: Источник: psi.chol.ru

6. Попов, Ю.А. Тревожность в системе типологических свойств человека: Диссертация на соискание степени канд. психол. наук по специальности 19.00.01 / Ю.А. Попов. - Москва, 2006. - 213 с.

7. Рамендик, Д.М. Практикум по психодиагностике: учеб. пособие для академического бакалавриата. - 2-е изд., испр. и доп. / Д.М. Рамендик. - М.: Издательство Юрайт, 2018. - 139 с. - (Серия : Бакалавр. Академический курс).

8. Психологические технологии управления состоянием человека / А.Б. Леонова, А.С. Кузнецова. - Москва: Смысл, 2007. - 311 с.

Психология

УДК 159.99

кандидат психологических наук, доцент Султанова Ирина Викторовна

Севастопольский государственный университет (г. Севастополь); магистрант Полякова Злата Владимировна

Севастопольский государственный университет (г. Севастополь)

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ПЕРЕБОЛЕВШИХ КОРОНАВИРУСНОЙ

ИНФЕКЦИЕЙ (НА ПРИМЕРЕ ЛИЦ СРЕДНЕГО ВОЗРАСТА)

Аннотация. В период пандемии возрастают тревожные и депрессивные настроения в обществе. Неизвестность, недостаточная информированность, ограничение передвижения, карантин, непонимание реальной опасности заболевания, финансовые трудности порождают различные психоэмоциональные реакции. В связи с этим становится особенно актуальным выявление особенностей протекания процессов пандемии, выявление групп риска, организация профилактики, своевременного лечения и психологической поддержки, проведение просветительской и психообразовательной работы с населением. В статье рассмотрены особенности психоэмоциональной сферы лиц среднего возраста, переболевших короновирусной инфекцией. Рассматриваются меры профилактики и восстановления психики, методы выхода из стрессовых ситуаций в постковидный период.

Ключевые слова: коронавирусная инфекция, COVID-19, средний возраст, эмоциональная сфера, пандемия.

Annotation. During the pandemic, anxious and depressive moods in society are increasing. Uncertainty, lack of awareness, restriction of movement, quarantine, misunderstanding of the real danger of the disease, financial difficulties give rise to various psycho-emotional reactions. In this regard, it becomes especially relevant to identify the features of the pandemic processes, identify risk groups, organize prevention, timely treatment and psychological support, conduct educational and psychoeducational work with the population. The article discusses the features of the psycho-emotional sphere of middle-aged people who have had a coronavirus infection. The measures of prevention and restoration of the psyche, methods of overcoming stressful situations in the postcovid period are considered.

Key words: coronavirus infection, COVID-19, middle age, emotional sphere, pandemic.

Введение. Сложнейшим испытанием для человечества стала вспышка коронавирусной инфекции COVID-19, которая была впервые зарегистрирована 31 декабря 2019 г. в г. Ухань Китая. Новая инфекция уже стала причиной заболевания и причиной смерти огромного количества человек. Несмотря на введение строгих карантинных мер во многих странах мира, после непродолжительного спада снова наблюдается стремительный рост заболеваемости COVID-19. 31 января 2023 года во всем мире, согласно сообщениям ВОЗ, было зарегистрировано 753479439 подтверждённых случаев COVID-19, включая 6812798 смертей. По состоянию на 23 января 2023 года было введено в общей сложности 13156 047747 доз вакцины [16].

Актуальность данного исследования определяется необходимостью выработки оптимальной психологической профилактики с целью наиболее точного прогнозирования влияния коронавирусной инфекции на психическое здоровье людей среднего возраста и корректировки психологических характеристик эмоциональной сферы переболевших коронавирусом лиц.

Рассматриваемая проблема является относительно молодой, однако, в силу её остроты уже сформировались серьёзные научные направления и исследования. Так, Н.Л. Антонова и С.Б. Абрамова отражают аспект телесного опыта проживания пандемии. Тело, данное природой, по мнению авторов в условиях «новой нормальности» становится необходимым ресурсом, способным противостоять болезни и эффективно реализовать социальные роли [1]. Особенности психологических защит у лиц среднего возраста в условиях социальной изоляции проанализированы в работе Е.А. Богдановой и В.А. Губина [2]. В.В. Верна и А.А. Иззетдинова освещают важнейший ракурс профилактики

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.