Научная статья на тему 'Результаты анкетных исследований информационных потребностей в области животноводства'

Результаты анкетных исследований информационных потребностей в области животноводства Текст научной статьи по специальности «Прочие технологии»

CC BY
78
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИЯ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ МАТЕРИАЛЫ / ЗАПРОСЫ / ЭМПИРИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ / ЖИВОТНОВОДСТВО

Аннотация научной статьи по прочим технологиям, автор научной работы — Кондратьева О.В., Федоров А.Д., Березенко Н.В.

Рассмотрены результаты анализа запросов на информационные материалы различными методами (анкеты, опросы на выставках, Интернет-сайтах, результаты БД «Потребности в информационной продукции специалистов АПК»), основные направления информации в области животноводства. Проанализированы результаты научно-информационного обеспечения выставочных мероприятий как организационной формы активизации иннновационных процессов в АПК.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Результаты анкетных исследований информационных потребностей в области животноводства»

УДК 025.5

РЕЗУЛЬТАТЫ АНКЕТНЫХ

ИССЛЕДОВАНИЙ

ИНФОРМАЦИОННЫХ

ПОТРЕБНОСТЕЙ В ОБЛАСТИ

ЖИВОТНОВОДСТВА

О.В. Кондратьева, к. экон. н.,

А.Д. Федоров, к. техн. н., Н.В.

Березенко, с. н. с.

ФГБНУ «Росинформагротех»

Рассмотрены результаты

анализа запросов на

информационные материалы

UDC 025.5

RESULTS OF SURVEY RESEARCHES ON THE SUBJECT OF INFORMATION NEEDS IN THE FIELD OF ANIMAL HUSBANDRY

Kondratyeva O.V., Cand. Econ. Sci., Fedorov A.D., Cand. Techn. Sci., Berezenko N.B. FSBI "Rosinformagrotech"

The article discusses the results of the requests for information analysis with various methods (questionareis различными методами (анкеты, polls at exhibitions, websites, опросы на выставках, Интернет- database results "Needs of сайтах, результаты БД specialists of the agro-industrial «Потребности в информационной complex in information product"), продукции специалистов АПК»), the main areas of information in the

в

направления области

field of animal husbandry. The results of scientific and information support of exhibition events as an organizational form of innovation processes activation in the agro-industrial complex (AIC) are analyzed.

Key words: information, information materials, requests, empirical studies, animal husbandry

основные информации животноводства.

Проанализированы результаты научно-информационного обеспечения выставочных

мероприятий как организационной формы активизации

иннновационных процессов в АПК. Ключевые слова: информация, информационные материалы, запросы, эмпирические исследования, животноводство

Эффективность дальнейшего развития агропромышленного комплекса в значительной степени зависит от информационной составляющей - своевременного предоставления лицам, принимающим решения в области организации, управления и технологий сельскохозяйственного производства объективной, актуальной, исчерпывающей и достоверной информации о состоянии управляемых объектов и внешней среды, технологиях производства в различных сельскохозяйственных направлениях. Поэтому, если в решении задач агропродовольственной сферы приоритетное место занимает научно-техническая и инновационная политика, то основу механизмов реализации этих задач составляет система информационного обеспечения.

Особое значение придается информационному обеспечению направлений деятельности, связанных с созданием инновационной

экономики, новых технологических процессов и продуктов в АПК, реализацией технологий и приоритетных направлений развития науки, позволяющих заменить морально устаревшие технологии, повысить эффективность сельскохозяйственного производства и инвестиционную привлекательность отрасли. Научно-техническое прогнозирование развития АПК, выбор приоритетов, формирование тематики научных исследований и т.п. - это задачи, которые необходимо решать с привлечением отраслевых информационных ресурсов [1].

Один из наиболее часто используемых методов изучения информационных пользователей (ИП) - это анализ информационных запросов, который позволяет выявить предпочтение и частоту обращения пользователей информации к различным видам и тематическим направлениям АПК. Анализ информационных запросов пользователей решается главным образом на статистическом уровне (подсчет) запросов, с одновременной количественной и качественной оценкой и обобщением полученных результатов, разработкой вытекающих из результатов выводов, рекомендаций и прогнозов. Такой подход позволяет получить данные о потребителе, удовлетворении его информационной продукцией и дает возможность предположения дополнительных методов маркетинговых исследований. Область применения маркетинговых исследований практически не ограничена, и процедура маркетинговых исследований состоит из комплекса последовательных частных действий (этапов): разработка концепции исследования (постановка проблемы, определение задач и целей); получение и анализ эмпирических данных (разработка рабочего инструментария, процесс получения данных, их обработка и анализ); формирование основных выводов и оформление результатов исследования [2]. Поэтому особое значение уделяется проведению анкетирования по изучению информационных потребностей и информационного мониторинга инновационного развития АПК.

Ежегодные опросы респондентов по электронной почте (по категориям организаций, федеральным округам, тематическим направлениям), размещение опросников на Интернет-сайтах, информационное обслуживание на выставках, конференциях, семинарах и других мероприятиях, анализ БД (на протяжении 5 лет в ФГБНУ «Росинформагротех» ведется статистическая база данных «Потребности в информационной продукции специалистов АПК», позволяющая объединить в один банк все необходимые сведения о потребителях информационной продукции (адреса, контактная информация, виды деятельности, предпочитаемые тематические направления), информацию о выходе новых изданий и т.д. База данных помогает проводить ежегодный анализ информации о потребителях, выявляя тем самым актуальность предлагаемых информационных материалов и информационную потребность [3,4]) позволяют выявить наиболее приоритетное направление в области животноводства и

предложить специалисту нужную информацию.

Обобщив результаты анкетных опросов (различные потоки массивов информации) методом контент-анализа, ответы респондентов можно представить раскладками в следующем процентном соотношении в несколько приоритетных направлениях (табл.).

Таблица. - Анкетные данные наиболее значимых направлений развития в области животноводства_

- технологии и оборудование животноводческих комплексов (30,5%)

- приготовление и раздача кормов (42,3%);

- доильное оборудование (20,4%);

- беспривязное содержание крупного рогатого скота (11,0%);

» др. (26,3%)._

- вся информация по животноводству (21 %)

- передовой опыт в животноводстве (11,3%)

- кормопроизводство (38%);

- воспроизводство стада (31%);

- откорм молодняка животных (13%);

- реализация продукции (13%);

- другое (2%)_

- технологии производства молока и мяса (7,1%) —

- опыт производства говядины (31%);

- технологии производства продукции свиноводства

(27%);

- производство продукции из коровьего и козьего молока (18%);

- другое (24%)_

- ресурсосберегающие технологии в птицеводстве (4,2%)

- содержание родильного стада (38%);

- оборудование для инкубариев (32,0%);

- опыт хозяйств сбора и обработки яиц (14,0%); 1 - удаление и утилизация помета (13,0%);

- другое (3%)._

- другое (15,5%)

Адаптирование импортного скота

Адреса и ассортимент выпускаемой иностранного и отечественного производства

продукции заводов-изготовителей

Анализаторы качества молока

Аналитическая информация о новейших модернизации животноводческих объектов

технологиях по строительству и

Закупка импортного скота

Информационные ресурсы Интернет для специалистов животноводства Использование белково-энергетических добавок в свиноводстве_

Лечение заразных болезней сельскохозяйственных животных

Методика составления программ развития животноводства по системе БОР Молочное скотоводство, убойные цеха_

Новые ветеринарные препараты

Нормативно-методические документы и нормативно правовые акты

Коневодство

Развитие КРС молочных пород за рубежом

Оборудование для инкубации икры

Оборудование для переработки овечьей шерсти

Освещение мер государственной поддержки в регионах России по данному

направлению_

Охрана труда, типовые инструкции, средства защиты_

Племенное дело в скотоводстве, свиноводстве, птицеводстве_

Селекция свиней_

Современное технологическое оборудование для комбикормовых заводов_

Современные технологии производства продукции кролиководства_

Сравнительная характеристика зарубежного и отечественного оборудования_

Тематика бизнес-планов по ускоренному развитию животноводства_

Тепло- и энергосбережение_

Технологии производства экологически чистой продукции животноводства_

Технологические приемы повышения продуктивности сельскохозяйственных

животных_

Трансплантация эмбрионов_

Формы и методы поддержки животноводства, в т.ч. на федеральном уровне_

Экономика ведения животноводства_

Потребление информации можно представить в следующем процентном соотношении (рис.).

Основной

^ ^ ^ ^ ^

с^ о — с^ го

о о о о о

с^ с^ с^ с^ с^

| I общее количество информационных материалов К Кол-во наим.изд.

Рис. Динамика спроса на информационные материалы по технологическому и техническому обеспечению производства продукции животноводства за 2009-2013гг.

По сравнению с 2012 г. спрос на информационные издания по технологическому и техническому обеспечению производства продукции животноводства увеличился в количественном отношении на 45,2 % (на издания в электронном виде уменьшился на 27,9 %).

Регулярное проведение опросов позволяет анализировать потребности специалистов АПК в информационных материалах и представлять объективную картину их тематической направленности в области животноводства за определенный промежуток времени. Поскольку построение системы управления информационными услугами процесс динамичный и постоянно развивающийся, одним из важных вопросов оценки эффективности является учет обратных связей, позволяющий на основе получения и анализа параметров эффективности принимать необходимые меры по корректировке принятых ориентиров, дальнейшему развитию и совершенствованию

механизмов формирования и распространения научно-технической информации в АПК, в том числе по вопросам развития животноводства.

Литература

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Воловиков, С.А. Анализ рынка информации в инженерно-технической системе АПК // М.: ИВЦ «Маркетинг», 2006. 52с.

2. Информационный материал с сайта «Пятифан» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: ЬНр:/^ап.ги^1еу]оЬ.рИр?1Ь=877

3. Кондратьева, О.В. Совершенствование механизмов формирования и распространения научно-технической информации в АПК: дисс...канд.экон.наук: 08.00.05. - М., 2012. - 160с.

4. Кондратьева, О.В. Информационное обеспечение по запросам в сфере АПК /О.В. Кондратьева, А.Д. Федоров //Журнал «Техника и оборудование для села», 2013. -№ 10. -С. 47-48.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.