Научная статья на тему 'Исследование информационных потребностей специалистов АПК в инновационных разработках в области животноводства'

Исследование информационных потребностей специалистов АПК в инновационных разработках в области животноводства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
85
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПОТРЕБНОСТИ / МАРКЕТИНГОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ / ИННОВАЦИИ / БАЗА ДАННЫХ / INFORMATION NEEDS / MARKET RESEARCHES / INNOVATIONS / DATABASE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Слинько О. В., Березенко Н. В.

Приведены результаты маркетинговых исследований информационных потребностей специалистов АПК в инновационных разработках по проблеме «Технологическое и техническое обеспечение производства продукции животноводства» с применением базы данных (БД) «Потребители информационной продукции в сфере АПК». Использование БД позволяет проводить исследования возможности использования информационного продукта, позволяет объединить в один банк информацию о потребителях, тематические запросы и др., выявить основные показатели, определяющие эффективность предоставляемых информационных услуг, провести оценку эффективности методов управления и анализ востребованности информационных ресурсов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Results of market researches of information needs of specialists of agrarian and industrial complex for innovative development on a problem "Technological and technical supply of production of livestock production" with application of the database (D) "Customers of information products in the agrarian and industrial complex sphere" are given. Use of a DB allows to conduct researches of a possibility of use of information product. Allows to integrate in one bank information on customers, subject requests, etc., to reveal the main indices defining efficiency of the provided information services, an opportunity to carry out assessment of efficiency of methods of management and the analysis of a demand of information resources.

Текст научной работы на тему «Исследование информационных потребностей специалистов АПК в инновационных разработках в области животноводства»

УДК 025.5

ИССЛЕДОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ СПЕЦИАЛИСТОВ АПК В ИННОВАЦИОННЫХ РАЗРАБОТКАХ В ОБЛАСТИ ЖИВОТНОВОДСТВА

О.В. Слинько, старший научный сотрудник Н.В. Березенко, старший научный сотрудник ФГБНУ «Росинформагротех» E-mail: [email protected]

Аннотация. Приведены результаты маркетинговых исследований информационных потребностей специалистов АПК в инновационных разработках по проблеме «Технологическое и техническое обеспечение производства продукции животноводства» с применением базы данных (БД) «Потребители информационной продукции в сфере АПК». Использование БД позволяет проводить исследования возможности использования информационного продукта, позволяет объединить в один банк информацию о потребителях, тематические запросы и др., выявить основные показатели, определяющие эффективность предоставляемых информационных услуг, провести оценку эффективности методов управления и анализ востребованности информационных ресурсов.

Ключевые слова: информационные потребности, маркетинговые исследования, инновации, база данных.

Государственная аграрная политика предусматривает формирование аграрной экономики инновационного типа, что позволит обеспечить продовольственную безопасность страны, население - высококачественными продуктами питания, промышленность - сырьем. Инновационный процесс в АПК -это единый и непрерывный поток превращения конкретных технических или технологических идей, основанных на научных разработках, в технологии или отдельные ее составные части и доведение их до использования непосредственно в производстве. Организационно-экономическая сущность инновационных процессов заключается в постоянном экономическом, техническом и технологическом обновлении агропромышленного производства, направленном на его совершенствование с учетом достижений науки, техники и мирового опыта [1].

ФГБНУ «Росинформагротех» осуществляет процесс сбора данных, формирует и ведет банки и базы данных по машинам и технологиям, готовит и издает каталоги, справочники, научные издания, брошюры, периодические издания. Научная информация (издания, электронные копии и т.д.) предлагается специалистам на сайте института,

применяются механизмы интернет-технологий, осуществляется рассылка прайс-листов и проспектов изданий по электронной почте и почтой России. Наиболее распространенной формой передачи знаний традиционно считается участие в выставочно-демонстра-ционных и деловых мероприятиях.

Для реализации инновационной политики и внедрения инновационных разработок в производство значительную роль в продвижении инноваций играет конгрессно-выста-вочные мероприятия, проводимые в России и за рубежом, комплексное информационно-консультационное обеспечение АПК, основной составляющей которого являются информационные ресурсы (ИР) [2].

В 2016 г. ФГБНУ «Росинформагротех» организовало функционирование 21 -го информационного центра, в том числе 15 - на российских и международных специализированных выставках и 6 - на конгрессных мероприятиях по проблемам АПК.

Одним из главных источников информации о современном уровне развития техники для животноводства, кормопроизводства и тенденциях ее развития в ближайшей перспективе являются международные специализированные выставки, крупнейшими из

которых в настоящее время являются международная специализированная выставка животноводства и племенного дела «Агро-Ферма» и международная специализированная торгово-промышленная выставка «Зерно. Комбикорма. Ветеринария».

Информационные ресурсы, представленные в информационном центре, были активно востребованы. Среди них такие научно-информационные издания, как «Совершенствование инженерно-технического обеспечения молочных ферм на основе комплексной энергетической оценки», «Рекомендации по разведению крупного рогатого скота мясных пород», «Опыт производства говядины в ЗАО «Зерос», «Машины и оборудование для птицеводства», «Машины и оборудование для производства зерна», «Технология для производства комбикормов».

Значительное внимание уделялось вопросам, связанным со снижением первоначаль-

ных затрат на модернизацию животноводческих ферм и комплексов. Решению этой проблемы способствовала информация, изложенная в научном издании «Технологическое и техническое переоснащение молочных ферм» и др.

Спрос на методические рекомендации по технологическому проектированию животноводческих объектов продолжает оставаться на достаточно высоком уровне. Значительный интерес на выставках вызывала информация, связанная с развитием техники и технологий для эффективного кормления животных с учетом особенностей конкретного предприятия.

Анализ показал, что для более чем 50% посетителей выставки основной целью является поиск новых технологий, производителей оборудования и решение технологических проблем. Основные цели посещения выставки представлены на рис. 1.

0% 5% 10% 15% 20%

■ Ознакомление с новым оборудованием и технологиями

■ Поиск производителей и поставщиков

■ Поиск решения конкретных технологических проблем

■ Налаживание деловых контактов

■ Поиск покупателей

■ Поиск партнеров для развития бизнеса

■ Другое

Рис. 1. Основные цели визита посетителей на выставку

Лоигпа! оГ УШТ^Н №2(26)-2017

165

Решению этих задач способствуют научно-информационные издания: «Инновационный опыт производства сельскохозяйственной продукции», «Использование отходов перерабатывающих отраслей в животноводстве», «Использование кормовых ресурсов леса в животноводстве», «Ресурсосберегающие технологии и оборудование для консервирования влажного фуражного зерна», «Ресурсосберегающие технологии в производстве продукции животноводства» и др. В обратном порядке поступают запросы на информационные материалы с заполнением анкеты.

Институт систематически проводит информационный мониторинг, осуществляет корректировку информационных потребностей абонентов на основе анкетирования респондентов.

Запросы абонентов анализируются по поставленным целям и могут распределяться как одномерными, так двумерными фильтрациями по: федеральным округам; категориям организаций; тематическим направлениям; источникам получения информации о деятельности и видах продукции; повторяемости обращений.

Информационные запросы потребителей формируются в один массив - БД «Потребители информационной продукции по ИТС АПК», учетными файлами в разделе «адреса клиентов» (около 3000). Файл включает в себя не только адресные данные потребителя информации, но и анкетные сведения, заполненные самим потребителем [3]. БД позволяет интерпретировать под поставленные цели и задачи распределение информационных запросов по «Категориям организаций», «Федеральным округам», «Ключевым словам», осуществлять комплексную рассылку по тематическим направлениям с помощью фильтра и пр.

Проанализировать тематическую составляющую позволяют рисунки, схемы, графики, таблицы не только в одномерных, но и двумерных распределениях (более узко, направленно и точно) (рис. 2).

Рис. 2. Учетная страница БД потребителей информации

Политические вопросы и различные экономические колебания в России (введение санкций, эмбарго) дали возможность получения кредита и субсидий, возможность развивать фермерские хозяйства и малые формы хозяйствования, поэтому в 2016 г. в области технологического и технического обеспечения производства продукции животноводства можно выделить спрос на информацию по технологиям в птицеводстве - 39%; отдельной строкой можно выделить запрашиваемую информацию по технологическому проектированию ветеринарных объектов для животноводческих, звероводческих, птицеводческих предприятий, этими вопросами занимается филиал «Росинформагротех» -НПЦ «Гипронисельхоз»: проектирование животноводческих объектов - 20%; развитие фермерской аквакультуры - 14%; профилактика и диагностика животных - 9%; козоводство - 8%; свиноводство - 2% (рис. 3). Технологическое и техническое обеспечение производства продукции животноводства способствует развитию сельхозпредприятий, фермерских хозяйств и малых форм хозяйствования. По результатам вышеприведенных маркетинговых исследований ФГБНУ «Росинформагротех» ежегодно предлагает в Госзадание перечень актуальных инновационных разработок, которые бы внесли практическую значимость и ожидаемую экономическую эффективность в развитие отрасли.

188

48 X-

273

44

460

49

394

45 -К—

98

38

о см

0

01

0

01

0

01

0

01

□ Кол-во экземпляров

Кол-во наименований изданий

Рис. 3. Динамика спроса на информационные материалы по технологическому и техническому обеспечению производства продукции животноводства за 2012- 2016 гг.

Для реализации перспективных инновационных проектов в АПК ФГБНУ «Росин-формагротех» разработаны методики отбора инвестиционных проектов на основе балль-но-экспертной оценки, учета инновационно-сти, направлений, масштабов, экономической, социальной, экологической эффективности и других характеристик проекта, которые использованы при предоставлении грантов в виде субсидий из федерального бюджета на реализацию перспективных инновационных проектов в агропромышленном комплексе (утверждены постановлением Правительства РФ от 7 июля 2015 г. № 678).

Обобщив перечень вышеприведенных тем, можно отметить, что перевод сельского хозяйства на инновационную основу является объективной закономерностью и предусматривает экономическую необходимость интенсификации сельхозпроизводства и развития инновационных процессов во всех отраслях аграрного сектора экономики.

При этом наиболее важными направлениями являются: завершение комплексной механизации и автоматизации производственных процессов, техническое и технологическое перевооружение, реконструкция, расширение сельхозорганиза-ций, применение перспективных систем машин, внедрение прогрессивных технологий на всех стадиях производства продукции [4].

Литература:

1. Инновационная деятельность в аграрном секторе экономики России / И.Г. Ушачев и др. М., 2007. 636 с.

2. Березенко Н.В., Слинько О.В. Выставки - эффективный инструмент продвижения инноваций в АПК // ИнформАгро-2014. М., 2014. С. 236-243.

3. Кондратьева О.В. Совершенствование механизмов формирования и распространения научно-технической информации в АПК: автореф. дис. к.э.н. М., 2011.

4. Кондратьева О.В., Федоров А.Д. Эмпирические исследования информационных потребностей специалистов АПК в инновационных разработках, в т.ч. в области растениеводства // Разработка инновационных технологий и технических средств для АПК. М., 2016.

Literatura:

1. Innovacionnaya deyatel'nost' v agrarnom sektore ehko-nomiki Rossii / I.G. Ushachev i dr. M., 2007. 636 s.

2. Berezenko N.V., Slin'ko O.V. Vystavki - ehffektivnyj instrument prodvizheniya innovacij v APK // InformAgro -2014. M., 2014. S. 236-243.

3. Kondrat'eva O.V. Sovershenstvovanie mekhanizmov formirovaniya i rasprostraneniya nauchno-tekhnicheskoj informacii v APK: avtoref. dis. k.eh.n. M., 2011.

4. Kondrat'eva O.V., FedorovA.D. EHmpiricheskie issle-dovaniya informacionnyh potrebnostej specialistov APK v innovacionnyh razrabotkah, v t.ch. v oblasti rastenie-vodstva // Razrabotka innovacionnyh tekhnologij i tekh-nicheskih sredstv dlya APK. M., 2016.

ISSLEDOVANIYAE OF INFORMATION NEEDS OF SPECIALISTS OF AGRARIAN AND INDUSTRIAL COMPLEX FOR INNOVATIVE DEVELOPMENT IN THE FIELD OF LIVESTOCK PRODUCTION O.V. Slinko, high research associate N.V. Berezenko, high research associate FGBNU "Rosinformagrotekh»

Abstract. Results of market researches of information needs of specialists of agrarian and industrial complex for innovative development on a problem "Technological and technical supply of production of livestock production" with application of the database (D) "Customers of information products in the agrarian and industrial complex sphere" are given. Use of a DB allows to conduct researches of a possibility of use of information product. Allows to integrate in one bank information on customers, subject requests, etc., to reveal the main indices defining efficiency of the provided information services, an opportunity to carry out assessment of efficiency of methods of management and the analysis of a demand of information resources. Keywords: information needs, market researches, innovations, database.

Journal of VNIIMZH №2(26)-2017

167

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.