УДК 631.22
АНАЛИЗ ВОСТРЕБОВАННОСТИ ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ ПО ВОПРОСАМ РАЗВИТИЯ ЖИВОТНОВОДСТВА
О.В. Кондратьева, кандидат технических наук АД. Федоров, кандидат технических наук О.В. Слинько, научый сотрудник В.А. Войтюк, научный сотрудник ФГБНУ «Росинформагротех» E-mail: [email protected]
Аннотация. В статье приведены результаты маркетинговых исследований информационных потребностей специалистов АПК в инновационных разработках по проблемам технологического и технического обеспечения производства продукции животноводства. Описаны инструменты предоставления научной информации: проведение информационных консультаций на конгрессно-выставочных мероприятиях, конференциях, семинарах, круглых столах, симпозиумах; информационных ресурсов на сайте организации; рассылка научно-информационных материалов, проспекта услуг в субъекты Российской Федерации, научно-исследовательские институты, высшие учебные заведения, ассоциации, информационно-консультационные центры и в другие организации. Информационный поток рассылки и информационно-консультационных услуг обрабатывается в режиме запрос-ответ и с помощью базы данных (БД) «Потребители информационной продукции в сфере агропромышленного комплекса». Совершенствование и использование различных инструментов подачи информации позволяет глубже исследовать возможности потребления предоставляемого информационного продукта специалистам АПК, а БД позволяет объединить в один банк информацию о потребителях, тематические запросы и др., выявить потребности различных категорий специалистов, определить эффективность предоставляемых информационных услуг, методов управления и анализ востребованности информационных ресурсов.
Ключевые слова: востребованность, информационные ресурсы, животноводство, база данных, конгрес-сно-выставочныемероприятия, конференции.
К основным приоритетам ФНТП относится формирование условий для развития научной, научно-технической деятельности и получения результатов, необходимых для создания технологий, продукции, товаров и оказания услуг, обеспечивающих независимость и конкурентоспособность отечественного агропромышленного комплекса [1].
Распространению и освоению научно-технических достижений и передового опыта, эффективному продвижению товаров и услуг в агропромышленном комплексе способствуют конгрессно-выставочные мероприятия, конференции, семинары, круглые столы, симпозиумы; предоставление информационных ресурсов на сайте организации; рассылка научно-информационных материалов, проспекта услуг в субъекты Российской Федерации, научно-исследовательские институты, высшие учебные заведения, ассо-
циации, информационно-консультационные центры и в другие организации [2].
Цель исследования - содействие повышению эффективности реализации ФНТП путем информационного обслуживания, консультирования ученых и специалистов АПК на выставках, ярмарках, семинарах, конференциях и других мероприятиях по проблемам АПК. Для распространения отраслевой научно-технической информации о передовом производственном опыте, научных достижениях и инновационных разработках образовательных и научных учреждений Мин-сельхоза России в сфере сельского хозяйства с целью повышения эффективности и конкурентоспособности аграрного сектора экономики применяются различные методы [3].
Для повышения эффективности информационного обеспечения отрасли совершенствуется формирование информационных
Ежеквартальный научный журнал
ресурсов с применением современных информационных технологий. Формирование и использование информационных ресурсов -одна из важнейших задач при создании единого информационного пространства.
Одной из важных составляющих информационно-консультационного обеспечения АПК является использование современных информационных технологий. Один из механизмов, который открывает прямой доступ к информационным ресурсам - сайт ФГБНУ «Росинформагротех». Базы данных: по вопросам ИТС АПК, учета НИОКР Минсель-хоза России, внедрения наилучших доступных технологий. Электронные копии: полнотекстовые научные издания, аналитические материалы, каталоги, нормативно-методические документы, периодические журналы.
Конгрессно-выставочная деятельность является одним из наиболее эффективных методов продвижения инновационных разработок, важной составляющей которой является научно-информационное обеспечение, способствующее ускорению распространения научно-технической информации об инновационных разработках в сфере практического применения и передовом опыте [4, 5]. В 2018 году ФГБНУ «Росинформагротех» содействовало повышению эффективности реализации ФНТП путем информационного обслуживания и консультирования специалистов АПК на 18 мероприятиях (выставки, ярмарки, семинары, конференции и др.), проводимых Минсельхозом России, таких, как международная специализированная выставка животноводства и племенного дела «АгроФерма», Агропромышленный форум -выставка «Агрокомплекс» (г. Уфа), агротех-нологическая выставка «Всероссийский день поля» (г. Липецк), международная агропромышленная выставка «Агрорусь» (г. Санкт-Петербург), международная выставка «Золотая осень» и др.
Информационные центры, организованные на основных мероприятиях, посетило около 5 тыс. специалистов АПК и смежных отраслей, дано около 3 тыс. консультаций по приоритетным направлениям развития АПК, передано 6 тыс. экземпляров научных, про-
гнозно-аналитических, нормативных, методических и информационных изданий. 19% всех респондентов обратились за информацией «Технологическое и техническое обеспечение производства продукции животноводства» (в т.ч. 1% - по рыболовству). Специалистов в животноводческой отрасли (из 100%) интересовал ряд направлений: развитие птицеводческой отрасли - 36%; развитие КРС - 21%; создание отечественных кормов и комбикормовых добавок для животных -19%; развитие козоводства и овцеводства -15%; развитие свиноводства - 4%; создание отечественных конкурентоспособных кроссов аквакультуры - 1%; другое - 4%.
Специалистов интересовали вопросы по инженерно-техническому обеспечению и развитию птицеводческой отрасли (каталог «Машины и оборудование для птицеводства», «Технологические процессы и оборудование, применяемые при интенсивном разведении сельскохозяйственной птицы», «Инновационные технологии и оборудование для создания отечественных мясных кроссов бройлерного типа» и др.); модернизации, реконструкции и строительству животноводческих ферм («Методические рекомендации по технологическому проектированию ферм и комплексов КРС»); аквакуль-туре в фермерских хозяйствах. В последние годы политические вопросы и различные экономические колебания развития экспортного потенциала в России (введение санкций, эмбарго) [6] дали возможность получения кредита и субсидий, возможность развивать фермерские хозяйства. Поэтому специалисты Росинформагротеха представили разнообразный спектр информации по инновационным разработкам («Справочник фермера», «Поддержка начинающих фермеров и развитие семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств», «Техника для животноводства в малых формах хозяйствования», «Создание и эффективное функционирование крестьянских (фермерских) хозяйств», а также научно-производственный и информационно-аналитический журнал «Техника и оборудование для села»), в т.ч. по вопросам перехода
44
Вестник ВНИИМЖ №2(34)-2019
АПК на принципы наилучших доступных технологий, ресурсосбережения АПК, по статистическим данным.
Поэтому применение различных механизмов популяризации информации, создание максимально благоприятных условий для персонифицированного обмена информацией позволяют проводить мониторинг информационных потребностей специалистов АПК и устанавливать с ними обратную связь, упорядочить различные сведения об инновационных разработках и их внедрении, передовом производственном опыте в различных областях АПК, об актуальности и недостатках представленной информации, об использовании результатов экспериментальных разработок, выявлении значимых научно-технических трендов и т.д.
Главным инструментом внедрения инновационных технологий, привлечения инвесторов и оценки ситуации на рынке являются выставки, которые помогают контактировать с международным и внутренним рынками, содействовать инвестированию в проекты российских организаций. Одним из основных показателей актуальности внедряемых информационных разработок считаются повторные обращения специалистов, благодарности за научно-информационное обеспечение, акты использования результатов интеллектуальной деятельности, дипломы и т.д.
Литература:
1. Об утверждении Федеральной научно-технической программы развития с. х. на 2017- 2025 г. URL: http:// www.docs2.kodeks.ru/document/550850091
2. Информационно-консультационное обеспечение и популяризация результатов реализации ФНТП на мероприятиях, проводимых МСХ России. М., 2018.
3. Повышение эффективности информационного обеспечения в сфере с.х. / В.Ф. Федоренко и др. М., 2017.
4. Организационные формы активизации продвижения инноваций в АПК / Федоров А.Д. и др. // Агро 21. 2015. № 4-6. С. 5-7.
5. Федоров А.Д. Анализ методов распространения информации и ее востребованность в АПК // Техника и оборудование для села. 2015. № 2. С. 41-44.
6. Войтюк В.А. Диверсификация как импульс роста экспорта аграрных предприятий // Экономико-математические методы анализа деятельности предприятий АПК. М., 2018.
Literatura:
1. Ob utverzhdenii Federal'noj nauchno-tekhnicheskoj programmy razvitiya s. h. na 2017- 2025 g. URL: http:// www.docs2.kodeks.ru/document/550850091
2. Informacionno-konsul'tacionnoe obespechenie i popu-lyarizaciya rezul'tatov realizacii FNTP na meropriyatiyah, provodimyh MSKH Rossii. M., 2018.
3. Povyshenie effektivnosti informacionnogo obespeche-niya v sfere s.h. / V.F. Fedorenko i dr. M., 2017.
4. Organizacionnye formy aktivizacii prodvizheniya inno-vacij v APK / Fedorov A.D. i dr. // Agro 21. 2015. № 4-6.
5. 5-7.
5. Fedorov A.D. Analiz metodov rasprostraneniya infor-macii i ee vostrebovannost' v APK // Tekhnika i oborudo-vanie dlya sela. 2015. № 2. S. 41-44.
6. Vojtyuk V.A. Diversifikaciya kak impul's rosta ekspor-ta agrarnyh predpriyatij // Ekonomiko-matematicheskie metody analiza deyatel'nosti predpriyatij APK. M., 2018.
INFORMATION RESOURCES ON LIVESTOCK DEVELOPMENT ISSUES WANTED ANALYSIS O.V. Kondrat'ieva, candidate of technical sciences A.D. Fedorov, candidate of technical sciences O.V. Slin'ko, research worker V.A. Voytyuk, research worker FGBNY "Rosinformagrotech"
Abstract. The article presents the marketing research results for APK specialists' information needs in livestock production's innovative developments for technological and technical support's problems. The tools of scientific information providing are described: information consultations at congress-and-exhibition events, conferences, seminars, round tables, symposia; information resources on the organization's website; scientific- and-information materials, service prospectus for the Russian Federation subjects, research institutes, higher education institutes, associations, information-and- consulting centers and other organizations' distributing. The distribution information and infor-mation-and-consulting services flow is processed in the regime of request-response mode and with the helping of database (DB) "Consumers of information services in the agriculture field ". The improvement and of various tools for supplying information using is allowed to combine deeper study the information about information product by the APK specialists' consumption, and DB allows to combine in the same bank information about consumers, thematic queries, etc., the different categories of specialists' needs to identify, the effectiveness of information services, management methods and analysis of the information resources demand to determine. Keywords: wanted, information resources, livestock, database, congress-and-exhibition events, conferences.