Научная статья на тему 'Формы и методы продвижения инновационных информационных ресурсов в АПК'

Формы и методы продвижения инновационных информационных ресурсов в АПК Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
272
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИЯ / ИННОВАЦИЯ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ / МАРКЕТИНГОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / ВЫСТАВОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРОДВИЖЕНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Слинько О. В., Березенко Н. В.

Проанализированы результаты научно-информационного обеспечения как организационной формы активизации инновационных процессов в агропромышленном комплексе. Представлены динамика и спрос на инновационные разработки. Исследованы результаты запросов на информационные ресурсы, способствующие ускорению распространения научно-технической информации об инновационных разработках, передовом опыте и, следовательно, их внедрению в агропромышленное производство.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Слинько О. В., Березенко Н. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формы и методы продвижения инновационных информационных ресурсов в АПК»

УДК 659.15 ФОРМЫ И МЕТОДЫ ПРОДВИЖЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫХ НФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ В АПК

О.В. Слинько, старший научный сотрудник,

Н.В. Березенко, старший научный сотрудник

ФГБНУ «Росинформагротех»

Проанализированы результаты научно-информационного обеспечения как организационной формы активизации

инновационных процессов в агропромышленном комплексе. Представлены динамика и спрос на инновационные разработки. Исследованы результаты

запросов на информационные ресурсы, способствующие

ускорению распространения научно-технической информации об инновационных разработках, передовом опыте и,

следовательно, их внедрению в агропромышленное производство.

UDC659.15

FORMS AND METHODS OF ADVANCE OF INNOVATIVE INFORMATION RESOURCES IN AGRARIAN AND INDUSTRIAL COMPLEX

Slin'ko O.V., senior researcher,

Berezenko N.V., senior researcher

FGBNU "Rosinformagrotekh"

Results of scientific information support as organizational form of activization of innovative processes in agro-industrial complex are analysed. Dynamics and demand for innovative developments are presented. Results of requests for information resources, promoting acceleration of distribution of scientific and technical information on innovative developments, the best practices, and, therefore, their introduction in agro-industrial production are investigated.

Ключевые слова:

информация, инновация, информационные ресурсы, маркетинговые исследования, эффективность, выставочная деятельность, продвижение

Key words: information, innovation, information resources, market researches, efficiency, exhibition activity, advance

Государственной программой развития сельского хозяйства на 2013-2020 годы предусмотрено повышение конкурентоспособности российского агропромышленного комплекса за счет ускоренного перевода сельского хозяйства на новую технологическую основу, создания институтов развития, реализации инновационных проектов [1].

Успешное решение этих задач тесно связано с созданием отраслевой инновационной системы, организацией научно-информационного обеспечения инновационной деятельности, которая

активно влияет на все процессы, связанные с разработкой, производством, отбором и освоением инноваций.

Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Российский научно-исследовательский институт информации и технико-экономических исследований по инженерно-техническому обеспечению агропромышленного комплекса» (ФГБНУ «Росинформагротех») в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 21.12.2007 г. № 1878-р осуществляет научно-информационное обеспечение инновационного развития в сфере сельского хозяйства.

Эффективное обеспечение органов управления АПК, ученых и специалистов информацией об инновациях и передовом производственном опыте является основой принятия обоснованных решений по индустриально-технологической модернизации сельскохозяйственного производства на базе новейших отечественных и зарубежных технологий и техники. Это достигается созданием информационных ресурсов (ИР), общей коммуникационной среды и информационного пространства в инженерно-технической системе (ИТС) АПК, применением современных информационных технологий и других компонентов инфраструктуры научно-технической информации, информационно-аналитическим мониторингом инновационного развития ИТС. Использование этих компонентов учеными и производственниками обеспечит прогнозирование технических характеристик машин нового поколения и решит вопрос модернизации ИТС АПК.

Эффективность агропромышленного производства в значительной степени зависит от своевременного и правильного принятия управленческих решений, использования специалистами АПК актуальной научно-технической информации.

Разделим прямое и косвенное потребление информационной продукции и услуг ФГБНУ «Росинформагротех». Прямое предполагает непосредственное взаимодействие с информационными ресурсами, накапливаемыми в организации, а косвенное - использование результатов НИР, выполненных по заказам (главным образом Минсельхоза России) и распространяемых заказчиком.

Ограничимся рассмотрением прямых контактов института с потребителями.

Накопление сведений о потребителях информационной продукции и услуг института реализуется базой данных «Потребители информационной продукции в сфере АПК» и массива данных работы информационных центров на агропромышленных выставках.

База данных содержит детальные сведения о контактах, заказах и покупках клиентов за период с 2008 года по настоящее время. Количество клиентов, занесённых в базу данных, свыше 3000. Ежегодно более 200 потребителей информации заносится в БД.

Представление о том, насколько потребителей устраивает издаваемая в институте продукция, можно получить из анализа динамики запросов и заказов за последние 5 лет (рисунок ).

Рис.- Динамика спроса на ИР в 2011-2015 гг., %

Рост активности клиентов выпал на 2012-2013 гг., по всей видимости, это связано с выпуском в этот период востребованных изданий, таких как: «Справочник экономиста сельскохозяйственной организации», «Справочник фермера», методические рекомендации по технологическому проектированию животноводческих предприятий.

Клиентская база института в настоящее время рассматривается как важнейший ресурс. Важным является не только количество потребителей, но и их повторное обращение. Число специалистов, неоднократно обратившихся с запросом о консультации в интервале 2011-2015 гг., колеблется в пределах от 5 до 11% [2].

Значительную роль в продвижении инноваций играет выставочно-ярмарочная деятельность, важной составляющей которой является научно-информационное обеспечение, способствующее ускорению распространения научно-технической информации об инновационных разработках, передовом опыте и, следовательно, их внедрению в агропромышленное производство.

В 2015 г. ФГБНУ «Росинформагротех» организовало функционирование 21 информационного центра на выставках и других мероприятиях по проблемам АПК.

Об интенсивности этой деятельности свидетельствуют статистические данные: информационные центры посетило около 9 тысяч специалистов АПК и смежных отраслей, передано около 12 тысяч экземпляров научных, прогнозно-аналитических, нормативных, методических и информационных изданий. Заинтересованным участникам аграрного бизнеса оказано свыше 11 тыс. консультаций [3].

Среди основных потребителей инновационной продукции в конкретных регионах в среднем по всей совокупности респондентов следует выделить сельскохозяйственных товаропроизводителей и агропромышленные предприятия, а также органы управления АПК, сферу науки и образования.

При опросе более 80% респондентов отметили, что основной целью посещения выставок является отслеживание новинок инновационных технологий и оборудования.

Как показал анализ спроса на научно-информационную продукцию, в 2015 г. преимущественно преобладала следующая тематика: по растениеводству (34% от общего количества информации); по вопросам технологического обеспечения животноводства (30%), где наибольшим спросом пользовалась информация, связанная с инженерно-техническим обеспечением молочных ферм, КРС мясных пород, модернизацией, реконструкцией и строительством животноводческих ферм и комплексов, производством комбикормов, ведением овцеводства и козоводства [4].

Особое значение придается информационному обеспечению направлений деятельности, связанных с реализацией критических технологий и приоритетных направлений развития науки и техники, позволяющих заменить морально устаревшие технологии, повысить эффективность с.-х. производства и инвестиционную привлекательность отрасли.

Взаимодействия с потребителями информационных ресурсов позволяют оперативно продвигать инновации, стимулируя потребителей использовать самые современные и эффективные технологии, машины и оборудование [5].

Литература:

1. Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы. - М.: Росинформагротех, 2012. - 204 с.

2. Научно-информационное обеспечение инновационного развития АПК: материалы VII Междунар. науч.-практ. конф. - М.: ФГБНУ «Росинформагротех», 2014. - 580 с.

3. Воловиков, С.А. О совершенствовании взаимодействия с потребителями информационных ресурсов ФГБНУ «Росинформагротех» /С.А. Воловиков, О.В. Слинько //Научно-информационное обеспечение инновационного развития АПК: материалы VIII Междунар. науч.-практ. конф. - М.: ФГБНУ «Росинформагротех», 2016. - С. 233-236.

4. Федоров, А.Д. База данных как механизм формирования и распространения информации в АПК /А.Д. Федоров, О.В. Кондратьева, Н.В. Березенко, О.В. Слинько //Матер.6-й межд. науч.-практ. конф. Информационные технологии, системы и приборы в АПК. -2015. -С. 173-179.

5. Федоров, А.Д. Анализ методов распространения информации и ее востребованность в АПК /А.Д. Федоров, О.В. Кондратьева, Н.В. Березенко, О.В. Слинько //Техника и оборудование для села. -2015. -№2(212). -С. 41-44.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.