- адекватное использование общих методов воспитания;
- организация оптимальных режимов; интеллектуальной и двигательной деятельности детей в семье;
- нравственное, физическое, эстетическое, половое воспитание детей;
- связь здоровья детей с вредными привычками;
- сущность физического самосовершенствования и его организация;
- особенности режима питания в общем процессе формирования основ культуры здорового образа жизни.
Совершенно очевидно, что роль семьи в воспитании несравнима по своей силе, ни с какими другими социальными институтами, так как именно в семье развивается личность ребенка. Семья выступает как первый воспитательный институт, связь с которым человек ощущает на протяжении всей своей жизни. Именно в семье закладываются основы нравственности человека, формируются нормы поведения, раскрываются внутренний мир и индивидуальные качества личности.
Учителя физической культуры могут оказать помощь родителям в корректировании сознания и поведения ребенка. Учитель физической культуры согласно концепции, представленной М. А. Галагузовой, при взаимодействии с семьей опирается на три основных составляющих педагогической помощи: образовательную, психологическую, посредническую.
Успешно решить все возникающие задачи учитель физической культуры не может без активной и грамотной помощи родителей и учащихся. По данным интервьюирования можно констатировать, что около 50% родителей проявляют большой интерес к школьной жизни детей; 40,7% - интересуются иногда; а 9,3% - очень редко, объясняя это чрезмерной занятостью на работе.
На наш взгляд, одна из первых задач учителя физической культуры - это правильная ориентация родителей в вопросах физического воспитания учащихся в семье. Особый акцент необходимо сделать на личный пример родителей и других членов семьи.
Нашей совместной работой мы убеждали родителей в том, что формирование основ культуры здорового образа жизни надо начинать с самого начала жизни ребенка и уделять большое внимание на протяжении всей жизни. Все компоненты ОКЗОЖ находятся в тесной взаимосвязи и дополняют друг друга. Таким образом, необходимо формировать отношение школьников оптимально по всем этим компонентам.
РЕЗУЛЬТАТЫ АНКЕТИРОВАНИЯ ПО ПРОБЛЕМЕ ВОСПИТАНИЯ ПОДРОСТКОВ 10-15 ЛЕТ СРЕДСТВАМИ МАССОВОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ
КУЛЬТУРЫ
Анатолий Иванович Ушников, соискатель,
Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург,
(НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)
Аннотация
Исследование процесса и поиск средств воздействия на поведение подрастающего поколения с целью изменения приоритетов было актуально во все времена и привлекало внимание ученых различных областей науки. Выбор целью профилактику правонарушений и преодоление наркомании, алкоголизма, курения подростков особенно актуально в сегодняшнем обществе. Достижение этого с помощью регулирования агрессивности и контроля результатов по тестам стабилографии и ихнографии открывает новые пути решения существующей проблемы.
Ключевые слова: массовая физическая культура, подростки, агрессивность, стабило-графия, ихнография, профилактика правонарушений, наркомания, алкоголизм, курение.
TRAINING TEENAGERS 10-15 YEARS OLD BY WAY OF MASS PHYSICAL TRAINING THROUGH PHYSICAL-HEALTH CLUBS
Anatili Ivanovich Ushnikov, the competitor,
Lesgaft national state university of physical education, sport and health, St.-Petersburg
Abstract
Investigation of process and search of means to influence on behavior of teenagers with purpose to change the priorities was important in all times and have been attracting the attention of scientific from different scientific areas. Choosing aim as prophylactic of transgression and overcoming of teenager’s narcotics, alcoholism, smoke very important in modern society. Achievement of overcoming by regulation of aggressiveness and control of results by stabilography and ichnography is open new ways of decision of existent problem.
Keywords: mass physical training, teenagers, aggressiveness, stabilography, ichnography, prophylactic of transgression, narcotics, alcoholism, smoke.
Развитие массовой физической культуры, как составной части физической культуры, выступающей потребностью подростков к занятиям двигательными действиями должно стать приоритетным направлением развития физической культуры, так как позволяет бороться с малоподвижным образом жизни, недостатком определенных видов двигательной деятельности и регулировать уровень жизненной активности (агрессивности), что в свою очередь сказывается на физическом и духовном здоровье населения.
МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
Исследование проводилось в течение 1993-2007гг. с помощью анализа и обобщения учебной, учебно-методической, научной литературы, а также анкетирования специалистов физической культуры в Ульяновске и Ульяновской области.
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ
Анализ литературных источников по проблемам развития массовой физической культуры по месту жительства позволяет заключить, что массовая физическая культура по месту жительства будет развиваться и давать результаты при выполнении определенных условий.
В анкетировании, целью которого было выявление этих определенных условий и уровня знаний преподавателей физической культуры в школе и инструкторов - организаторов массовой физической культуры в муниципальных образованиях о теоретических и практических аспектах воспитания подрастающего поколения средствами физической культуры.
РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЯ
По первому вопросу, какие цели воспитания подрастающего поколения являются первостепенными, однозначного ответа получить не удалось, мнения респондентов разделились, но выявлено, что все они считают этот вопрос важным в воспитании подрастающего поколения. Цель профилактика правонарушений подростков воспитания подрастающего поколения считают первостепенной 52% респондентов, связывают с преодоление наркомании, алкоголизма, курения подростков 41% опрашиваемых, 56 % анкетируемых акцентируют внимание на подготовке к защите Родины подростков и 25% опрашиваемых отмечают необходимость повышение уровня здоровья подростков. Только 14% - выделяют поддержание оптимальной работоспособности подростков. Соответственно 1,8% обследуемых отдают предпочтение использованию средств физической культуры для профилактики заболеваний, и затрудняются ответить или ставят другие цели - 3%. Необходимость и важность разработки данного вопроса вытекает из динамики распределения ответов респондентов на вопрос, где наиболее важным является использование нескольких целей одновременно.
Однако оказывается, что 93% респондентов предлагают нацеливать воспитание подростков на профилактику правонарушений и на преодоление наркомании, алкоголизма, курения подростков. 70% анкетируемых высказывают мнение, что необходимо основными целями воспитания подростков ставить подготовку к защите Родины и поддержание оптимальной работоспособности подростков. Остальные опрошенные склонны к мнению, что надо учитывать цели повышения уровня здоровья подростков и использование средств физической культуры для профилактики заболеваний - 28 %.
При изучении ответов на второй вопрос, какие бы Вы выделили понятия наиболее важные в процессе воспитания, были получены следующие данные. 38% респондентов выделяют среди важных понятий процесса воспитания активность и пассивность жизненной позиции, а 32% опрашиваемых останавливают свое внимание на положительной и отрицательной активности; 6,5% анкетируемых считают все понятия представленные в анкете важными и 10% эти среди понятий выделяют агрессивность и активность. Лишь немногие респонденты (12%) заостряют свое внимание на внутренней и внешней активности и 8% затрудняются ответить на этот вопрос или выделяют другие понятия. Поэтому требуется принять определенное решение для наведения порядка в понятийном аппарате процесса воспитания, так как единого мнения по этому вопросу нет.
Обобщая полученные данные по третьему вопросу методики воспитания подростков можно отметить, что 38 % опрошенных специалистов связывают методику борьбы с правонарушениями - не оставлять подросткам свободного времени, 37% отвечающих - с любой двигательной деятельностью. Реже методику воспитания связывают с регулирование агрессивности и беседами по вопросам нравственности и гуманизма по 34% . Значительно реже связывают методику воспитания с двигательной деятельностью с акцентом на нравственное воспитание - 19% проанкетированных, с регулированием агрессивности средствами двигательной деятельности - 4 % преподавателей и педагогов-организаторов. Лишь не многие респонденты (3%) связывают методику воспитания с другими средства воспитания, в частности изменить внешнее окружение и 3% затрудняются ответить на этот вопрос или считают достаточным самовоспитание. Такое соотношение ответов можно объяснить тем, что методика воспитания подростков - двухсторонний процесс воспитания и самовоспитания, но оптимизация процесса воспитания как двухстороннего процесса ставит перед подростковой педагогикой все новые и новые задачи.
При рассмотрении ответов на четвертый вопрос о выделении наиболее приоритетных видов деятельности, где эффективно регулируется агрессивность, респонденты уделяют одинаковое внимание - спортивной борьбе (вероятностные условия от одного соперника)- 48% и хоккею с мячом (вероятностные условия от групп партнеров и соперников) - 49% проанкетированных соответственно. Реже специалисты выделяют в приоритетные стороны двигательной деятельности регбол (вероятностные условия от групп партнеров и соперников в силовом режиме) (35%). И значительно реже атлетизм (работа в силовом режиме) - (23%), легкая атлетика (работа в длительно-монотонном режиме) - (13%). Лишь не многие респонденты (6%) из приоритетных сторон выделяют другие стороны деятельности и 2% затрудняются ответить на этот вопрос или выделяют экстремальные виды деятельности.
Результаты анкетирования по пятому вопросу анкеты, какие тесты вы рекомендовали бы использовать для исследования результатов воспитания. Анализируя ответы респондентов по этому вопросу можно отметить, что 41% специалистов используют для оценки результатов воспитания вербальную агрессивность (словами, жестами, бесконтактная), 39% используют физическую агрессивность (не вербальная, контактная), 28% используют косвенную агрессивность (опосредованная, через других участников конфликта) и 24% раздражительность. При выборе тестов тестирования агрессивности с помощью индекса агрессивности среди респондентов отдают предпочтение 15% участников анкетирования. При выборе тестов для определения результатов вос-
питания с помощью контроля состояния ЦНС при учете характеристик вертикальной стойки ихнографии (ходьба по 5-метровому отрезку при различных условиях) отдают предпочтения 6%, стабилометрии (контроль вертикальной стойки на приборе КОП-1) только 4%. Методику «Вертикаль» предлагают использовать 7% участников. Это на наш взгляд связано с невозможностью применения методики, так как требуется специальное оборудование, что согласуется с разработками В.Г. Стрельца, Б.И. Тараканова, С.Н. Никитина (1990). Редкое использование 17% опрошенных контроля состояния ЦНС при учете характеристик вертикальной стойки говорит о слабой разработанности проблемы исследования результатов воспитания с помощью вертикальной стойки. Но все специалисты имеют свое мнение по данной проблеме, что указывает на важность данного вопроса. В вопросе определения тестов для исследования результатов воспитания, необходимо проводить дальнейшее научное исследование, так как единого мнения среди специалистов не обнаружено.
Все опрошенные специалисты в анкетировании по шестому вопросу анкеты отметили важность функциональных подсистем ЦНС для регулирования агрессивности. Среди ведущих функциональных подсистем наиболее важными для процесса регулирования агрессивности специалисты выделили двигательную, вестибулярную, зрительную и тактильную функциональные подсистемы ЦНС. Эти данные совпали с данными Стрельца В.Г. (1969), Никитина С.Н (2006), где также отмечается необходимость использования сбивающих нагрузок через вестибулярную функциональную подсистему и ему отдают предпочтение 50% опрошенных. Необходимость дополнительной нагрузки через двигательную и зрительную функциональные подсистемы отмечает 44% и 27% опрошенных соответственно, а нагрузки через тактильный и слуховой функциональные подсистемы используют 15% и 18% соответственно. Не исключаются нагрузки через температурную - (2%), болевую - (11%), обонятельную - (2%) и вкусовую - (4%) функциональные подсистемы. Данные дифференцирования нагрузок через функциональные подсистемы можно взять за основу для распределения времени на оптимизацию процесса регулирования агрессивности за счет нагрузок через различные функциональные подсистемы.
В седьмом вопросе, выбрать рекомендации как оптимально регулировать агрессивность и воспитывать подростков были предложены варианты условий. Мнение специалистов распределились следующим образом: 20% опрошенных предлагают воспитывать подростков, совершенствуя процесс регулирования агрессивности в вероятностных условиях, 32% респондентов в непривычных условиях, 20% в чрезвычайных условиях и 25% в привычных условиях. Таким образом, выявлено, что большинство специалистов рекомендуют использовать непривычные условия, для воспитания подростков совершенствуя процесс регулирования агрессивности, что согласуется с условиями деятельности в спортивной борьбе и хоккее с мячом на начальном этапе.
Определить возраст, для которого в наибольшей степени благоприятно начинать регулировать агрессивност,ь было предложено в восьмом вопросе. Анализ данных позволяет отметить, что 34% респондентов предлагают начинать регулировать агрессивность с 10 лет (подросток), 23% считают благоприятным возрастом - с зачатия (беременность), 19% респондентов предлагают начинать регулировать агрессивность с рождения (младенец). Таким образом, выявлено, что большинство специалистов обращают внимание на регулирование агрессивности только на начальных этапах жизни и оптимально с 10-летнего возраста, это можно объяснить недостаточностью разработок по вопросам регулирования агрессивности в учебных заведениях и муниципальных образованиях, где ему отдают предпочтение только 8% опрошенных.
ВЫВОДЫ
Комплексность выбора разных видов двигательной деятельности в процессе воспитания подрастающего поколения спортивной борьбы и хоккея с мячом специа-
листы связывают со спецификой развития спорта в Ульяновской области и регионе, что согласуется с мнением других авторов (Ушников А.И.,2008). Среди тестов наиболее применимых для исследования результатов воспитания специалисты выделяют пробы связанные с психическим аспектом - физическая и вербальная агрессивности, так как эти вопросы наиболее разработаны и только небольшая часть обращают внимание на стабилографию и ихнографию. Затем выделяют ускорения по методике «Вертикаль» для поиска характеристик ЦНС отвечающих за уровень агрессивности (Стрелец В.Г., 1969).
ЛИТЕРАТУРА
1. Никитин, С.Н. Компоненты ловкости юных борцов-самбистов на основе системного представления о ее структуре // Медико-педагогические аспекты подготовки юных спортсменов : сб. науч. тр. / Смоленский гос. ин-т физ. культуры. - Смоленск, 1989. - С. 111-113.
2. Никитин, С.Н. О соотношении понятий координация движений, ловкость и координационные способности в управлении двигательными действиями / С.Н. Никитин, В.Г. Стрелец, Б.И. Тараканов // Научно-спортивный вестник. - 1990. - № 4. - С. 40-41.
3. Носов, Н.Ф. «Удержание-потеря» вертикальной стойки в чрезвычайных ситуациях, связанных с толчками и рывками при взаимных захватах // Межвузовская научно-практическая конференция, посвященная 170-летию со дня рождения П.Ф. Лесгафта. 20 сентября 2007 г. : тезисы докладов / С.-Петерб. гос. ун-т физ. культуры им. П.Ф. Лесгафта. - СПб., 2007. - С. 43-44.
4. Правдов, М. А. Интеграция двигательной и познавательной деятельности детей как основа здоровьесберегающей среды в ДОУ : монография / М. А. Правдов. -Шуя : Изд-во «Весть» ШГПУ, 2002. - 144 с.
5. Стрелец, В.Г. Исследование и тренировка вестибулярного анализатора у человека : дис. ... д-ра биол. наук / Стрелец В.Г. - Л., 1969. - 807 с.
6. Ушников, А.И. Реализация задач нравственного воспитания в работе подростковых спортивных клубов / А.И. Ушников, А. Ю. Молофеев // Интеграция инновационных систем и технологий в процессе физического воспитания молодежи : сборник материалов всероссийской научно-практической конференции (г. Ульяновск, 8 февраля 2008 года). - Ульяновск, 2008. - С. 328- 331.
СТРУКТУРА И МОДЕЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ТЕХНИКОТАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СПОРТСМЕНОВ ЗАНИМАЮЩИХСЯ БОРЬБОЙ САМБО
Сергей Леонидович Федоров, доцент,
Санкт-Петербургский университет низкотемпературных и пищевых технологий
Аннотация
Данная статья это публикация результатов исследования по проведению анализа отдельных сторон подготовленности спортсменов и, в частности: физической, специальной физической и технико-тактической подготовленности единоборцев, занимающихся борьбой самбо, исходя из ее современных требований и состояния.
Ключевые слова: структура, модельные характеристики, самбо, технико-тактическая подготовка