Научная статья на тему 'Исследование факторов качества образования'

Исследование факторов качества образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
146
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ В ВУЗЕ / СВЯЗИ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ / КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ / ДОВУЗОВСКАЯ ПОДГОТОВКА / УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС / НАУЧНАЯ / ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ / SPECIALISTS` TRAINING IN UNIVERSITY / PUBLIC RELATIONS / QUALITY OF EDUCATION / PRE-COLLEGE PREPARATION / EDUCATIONAL PROCESS / SCIENTIFIC / EDUCATIONAL WORK / PROFESSIONAL PURPOSE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Муртазина Гульсина Хафизовна

В статье представлены краткие результаты исследования, проведенного среди студентов специализации «Связи с общественностью в сфере массовой физической культуры, рекреации и спорта», посвященного качеству подготовки в вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Муртазина Гульсина Хафизовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article presents a summary of the survey conducted among students with specialization «Public relations in the sphere of mass physical culture, recreation and sport» and devoted to the quality of training in university.

Текст научной работы на тему «Исследование факторов качества образования»

ИССЛЕДОВАНИЕ ФАКТОРОВ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ

Гульсина Хафизовна Муртазина, кандидат педагогических наук, доцент, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург,

(НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)

Аннотация

В статье представлены краткие результаты исследования, проведенного среди студентов специализации «Связи с общественностью в сфере массовой физической культуры, рекреации и спорта», посвященного качеству подготовки в вузе.

Ключевые слова: подготовка специалистов в вузе, связи с общественностью, качество образования, довузовская подготовка, учебный процесс, научная, воспитательная работа, профессиональное предназначение.

INVESTIGATION OF THE EDUCATION QUALITY FACTORS

Gulsina Hafizovna Murtazina, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer,

The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health,

St.-Petersburg

Annotation

The article presents a summary of the survey conducted among students with specialization «Public relations in the sphere of mass physical culture, recreation and sport» and devoted to the quality of training in university.

Keywords: specialists' training in university, public relations, quality of education, pre-college preparation, educational process, scientific, educational work, professional purpose.

ВВЕДЕНИЕ

На современном этапе модернизации российского образования одним из приоритетных направлений государственной политики в этой сфере признано повышение качества профессионального образования. В соответствии со стандартом ISO 9000, качество - «это совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворять установленные и предполагаемые потребности» [1]. В образовании качество продукта или услуги измерить сложнее. Характеризуя понятие «качество образования», можно определить его как «соответствие принятым нормам» [2], «сбалансированное соответствие высшего образования (как результата, как процесса, как образовательной системы) многообразным потребностям, целям, требованиям, нормам (стандартам); системную совокупность иерархически организованных, социально значимых сущностных свойств (характеристик, параметров) высшего образования (как результата, как процесса, как образовательной системы)» [3]. На качество образования в высшей школе влияют многочисленные факторы: качество государственных образовательных стандартов и инновационность образовательных программ, уровень и качество довузовской подготовки абитуриентов, информационно-методическое обеспечение учебного процесса, квалификация профессорско-преподавательского состава, материально-техническая база вуза, социальная защищенность сотрудников и студентов, внешние экономические условия, морально-психологический климат в учебном заведении, социальная и воспитательная составляющая (культурная среда, спорт, отдых, бытовые условия), востребованность выпускников на рынке труда, результативность самореализации и пр.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

В 2009 году было проведено анкетирование студентов специальности «Связи с общественностью» НГУ им. П.Ф. Лесгафта (1-5 курс, n=75), направленное на изучение таких компонентов образовательного процесса, как довузовская подготовка (блок А), учебный процесс (Б), научная (В), воспитательная работа (Г) и профессиональное

предназначение (Д).

Блок А. В 2009 году поступление в вузы было продиктовано правилами Единого государственного экзамена. Поступившие студенты (п=26) на вопрос о подготовке к ЕГЭ ответили следующим образом: самостоятельно готовились - 61,5%, готовились в школе - 38,4%, посещали подготовительные курсы НГУ им. П.Ф. Лесгафта - 7,6%, воспользовались услугами репетиторов - 23%, поступили без специальной подготовки

- 7,6% респондентов. О наборе на данную специальность узнали от друзей, знакомых и родственников - 27% опрошенных, из сборника для поступающих в вузы - 34,6%, на тематических выставках (образование и т.п.) - 3,8%, из СМИ - 0%, из Интернет (сайт вуза) - 42,3%.

Количество вузов, в которые абитуриенты подали результаты ЕГЭ: в один вуз -15,3%, от двух до пяти - 77%, от шести до девяти - 3,8%, от десяти до четырнадцати -0%, от пятнадцати и более - 3,8%. Причинами выбора НГУ им. П.Ф. Лесгафта являются: известность вуза, ее отметили 42,3% опрошенных, близость к дому - 0%, семейная традиция - 11,5%, стоимость обучения - 7,6%, низкий проходной балл - 3,8%, здесь учатся мои друзья - 7,6%, другое - 2% (спортивная специализация). Мотивы поступления на специальность: престиж профессии отметили 70%, рекомендации знакомых, родственников - 11,5%, высокий уровень оплаты профессионалов в этой сфере -11,5%, высокий спрос на рынке труда - 11,5%, другое - 27% (интерес, наличие способностей, возможность работать со спортсменами).

Блок Б. Подготовка к семинарским занятиям проходит следующим образом: изучают основную и дополнительную литературу, рекомендованную преподавателем,

- 15,2%, самостоятельно подбирают и изучают литературу - 20,4%, ограничиваются конспектом или учебником - 54,1% студентов.

89,3% пользуются услугами вузовской библиотеки, не записаны в библиотеку 9,3%. Настораживающим фактором является число студентов (10,3%), отметивших вариант «ничего не читаю», что свидетельствует о проблемах в организации самостоятельной работы студентов. Часто отвлекаются, занимаются посторонними делами 45,3% респондентов, это почти половина учебной группы. Тем не менее, для студентов характерна активность на занятиях: 74,6% опрошенных задают вопросы преподавателю по пройденной теме с целью уточнения интересующих вопросов. Основным преобладающим мотивом посещения аудиторных занятий 72% опрошенных отмечают стремление получить знания. Посещение занятий как обязанность рассматривают 24% обучаемых. Остальные причины связаны со строгим контролем посещаемости - 12%, высоким качеством проводимых занятий - 16%, возможностью пообщаться с друзьями, встретиться с однокурсниками - 6,6%, уважением к преподавателю - 14,6%. Взаимоотношения с профессорско-преподавательским составом 60,1% студентов определяют в целом как объективные, редко сталкивались с предвзятостью со стороны преподавателей - 24,5%, никогда не сталкивались - 4,3%, затрудняются ответить 11,1% опрошенных. Уровень преподавания в целом отмечают как «хороший» - 45,3%, «средний» - 50,6%, «низкий» - 1,3%. Студенты отмечают неудовлетворенность в оценке доступа в Интернет - 44% и обучении иностранным языкам - 41,3%. На вопрос: «Достаточно ли получаемых на факультете знаний для работы за рубежом» были получены ответы: достаточно - 9,3%, не совсем достаточно - 68%, крайне недостаточно - 22,6%. На вопрос о предпочтительности выбора работы за рубежом или в России, работа за границей предпочтительна для 45,3%, работа в России - для 54,6% опрошенных.

У студентов предусматривается три вида практик: ознакомительная, учебнопроизводственная, преддипломная. Так, качество организации практики на факультете как хорошее оценивают 25%, среднее - 43%, низкое - 28%.

Блок В. В научных студенческих конференциях принимают участие 37,3% респондентов. Интерес к участию в научных студенческих конференциях проявлен у 53,3% опрошенных, отсутствие желания участвовать в них отмечают 16%, затрудняются ответить на поставленный вопрос 30,6% студентов. Желают принять участие в

работе студенческого научного общества 28%, не желают - 28%, затрудняются ответить - 44%. На вопрос, касающийся участия в конференциях, конкурсах по связям с общественностью, были получены следующие ответы: постоянно участвуют - 22,6%, не проявляют интереса - 10,6%, хотели бы участвовать - 62,6% анкетируемых.

Блок Г. Коллектив учебной группы характеризуется следующим образом: заметно выражены отдельные группировки - 46,6%, сплоченный, дружный - 28%, разобщен, в основном каждый сам по себе - 14,6%, затрудняются ответить - 10,6% обучающихся. Авторитет студента в учебной группе зависит от следующих качеств и факторов: высокие моральные качества - 18,6%, лидерские качества - 40%, коммуникабельность - 64%, успехи в учебе - 20%, имущественное положение - 10,6%, высокая культура, эрудиция - 25,3%, внешние данные - 18,6%, чувство юмора - 54,6%, другие качества - 1,3%.

Творческим, общекультурным развитием (самодеятельность, КВН, конкурсы и т.п.) на факультете вполне удовлетворены 33,3%, отчасти удовлетворены 41,3%, не удовлетворены 25,3% студентов.

Блок Д. Особый интерес для нас представляли ответы, связанные с выбором профессии. На вопрос: «В какой мере Вам нравится выбранная специальность» были получены следующие ответы (табл. 1):

Таблица 1

Оценка выбранной специальности (в %)________________________

1 курс п=18 2 курс п=17 3 курс п=15 4 курс п=10 5 курс п=15

очень нравится 72,3 47,3 33,4 55 59,7

пожалуй, нравится 27,7 41,1 60 45 27

пожалуй, не нравится 0 5,8 0 0 0

совсем не нравится 0 0 6,6 0 0

затрудняюсь ответить 0 5,8 0 0 13,3

На вопрос: «Если бы представилась возможность выбирать заново, куда поступать» выбрали бы эту же специальность - 72%, поступили бы на другую специальность - 9,3%, отдали бы предпочтение другому вузу - 8%, затрудняются ответить -10,6% респондентов. Собираются работать по полученной специальности в будущем 36%, если представится возможность - 52%, не собираются работать по специальности - 5,3%, затрудняются ответить - 6,6% обучающихся. В 2008 году 60% студентов 5 курса полагали, что шансы найти работу по специальности достаточно велики, в 2009 году такую уверенность разделяют 45%.

Предпочтительный жизненный выбор после окончания вуза респонденты определяют таким образом: мечтают иметь собственное дело и будут стремиться к этому -60%, будут искать место, где хорошо платят и не обязательно по специальности - 12%, пойдут работать по полученной специальности - 28%, постараются получить другую специальность - 1,3%, будут поступать в аспирантуру - 5,3%, постараются уехать за границу и работать там - 14,6%, будут жить, как позволят обстоятельства - 4%.

Свои жизненные идеалы и устремления респонденты характеризуют следующим образом: человек-профессионал в своем деле является идеалом для 46,6% опрошенных, карьера бизнесмена привлекает 17,3% анкетируемых, политика - 4%, ученого

- 0%, «свободного художника» - 14,6%, мечтают о жизни за рубежом - 12%, затрудняются ответить на вопрос - 20%.

Через пять лет студенты предполагают добиться определенного статуса (перечень составлен в соответствии с квалификационным справочником) [4]: заместителями директоров по связям с общественностью видят себя 34,6%, менеджерами по связям с общественностью - 10,6%, начальниками отделов по связям с общественностью

- 29,3%, специалистами по связям с общественностью - 17,3%, другое - 6,2%.

Наиболее привлекательной сферой занятости для дальнейшей работы респонденты отмечают следующие: сфера связей с общественностью - 37,3%, сфера связей с общественностью в спорте - 41,3%, работа в органах государственного управления -

16%, предпринимательство и бизнес - 22,6%, сфера услуг - 10,6%, правоохранительные органы - 1,3%, производство - 1,3%, сфера науки - 2,6%, другое - 6,6%.

ВЫВОДЫ

Анкетирование студентов специальности «Связи с общественностью» выявило скрытые резервы и дополнительные возможности в довузовской подготовке, организации учебного процесса, воспитательной работе, научной деятельности. Эти данные могут служить основой для целенаправленного исследования проблем качества образования и модернизации подготовки специалистов.

ЛИТЕРАТУРА

1. ГОСТ Р ИСО 9000-2001 Государственный Стандарт РФ (http://www.unilib.neva.ru/dl/quality/std/gsriso90002001.html).

2. Университетское образование // Г.Б. Скок, Лебедева Е.А. Управление качеством образования в университете.-2001.-№3.-С.9.

3. Селезнева, Н.А. Качество высшего образования как объект системного исследования : лекция-доклад / Н.А. Селезнева. - М. : изд-во, 2003. - ХХ с.

4. Приложение к Постановлению Минтруда РФ от 28 июля 2003г. № 59. -(http://www.fstrf. ru/about/meeting/seminar/6/3).

Контактная информация: [email protected]

НАДЕЖНОСТЬ И ЭФФЕКТИВНОСТЬ ТЕХНИКО-ТАКТИЧЕСКИХ ДВИГАТЕЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ ЮНЫХ ФУТБОЛИСТОВ-ВРАТАРЕЙ В УСЛОВИЯХ СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Андрей Владимирович Никитин, преподаватель,

Волгоградская государственная академия физической культуры (ВЛГАФК)

Аннотация

В статье выявлялись показатели надежности и эффективности технико-тактических двигательных действий юных вратарей в процессе соревновательной деятельности.

Ключевые слова: надежность, эффективность, технико-тактические двигательные действия, юные вратари, футбол, соревновательная деятельность.

RELIABILITY AND EFFICIENCY OF TECHNICAL AND TACTICAL MOTOR ACTIONS OF YOUNG FOOTBALL PLAYERS-GOALKEEPERS IN CONDITIONS

OF COMPETITIVE ACTIVITY

Andrew Vladimirovich Nikitin, the teacher,

Volgograd State Academy of Physical Education

Annotation

The article looks for the parameters of reliability and efficiency of technical and tactical motor actions of young goalkeepers during competitive activity.

Keywords: reliability, efficiency, technical and tactical motor actions, young goalkeepers, football, competitive activity.

ВВЕДЕНИЕ

Современный футбол характеризуется остроатакующими действиями, которые завершаются, как правило, внезапным и точным ударом, поэтому вратарю необходимо использовать широкий арсенал двигательных умений и навыков для успешной обороны ворот [1, 2]. Отражение неожиданных и точных ударов по воротам требует от вратаря умений прогнозировать свои и противника двигательные действия, своевременно выбирать место и самоотверженно вступать в единоборство с соперником [3]. Важной задачей вратаря является и организация атакующих действий своей команды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.