11. Yakovlev V. M., Karpov R. S., Bakulina Ye. G. Soyedinitel-notkannye displazii skeleta cheloveka (Prenatalnaya i postnatalnaya diagnostika i prognozirovaniye). M.: «UITs KhKhl vek»; 2009. 192 р.
12. Ishihata K. J Jpn Stomatol Soc. 2003;52:109-123.
13. Whyte A. M., McNamara D., Rosenberg I., Whyte A. W. J Oral Maxillofac Surg. 2006;35:696-703.
14. Slavicek R. The Masticatory Organ: Funktions and Dys-funktions. Klosterneuburg; 2002. 554 p.
ВЛИЯНИЕ ДИСПЛАЗИИ СОЕДИНИТЕЛЬНОЙ ТКАНИ НА ВОЗНИКНОВЕНИЕ ДИСФУНКЦИИ ВИСОЧНО-НИЖНЕЧЕЛЮСТНОГО СУСТАВА
А. А. ДОЛГАЛЕВ, Ю. Н. УМАНСКАЯ
Статья посвящена актуальным вопросам влияния дисплазии соединительной ткани на развитие функциональных нарушений в височно-нижнечелюстном суставе. Всего было обследовано 90 пациентов. Проведен анализ клинических, рентгенологических данных. На основании полученных результатов сделаны выводы о влиянии ДСТ на развитие дисфункции ВНЧС.
Ключевые слова: дисфункция височно-нижнечелюстного сустава, дисплазия соединительной ткани, окклюзия
THE INFLUENCE OF THE CONNECTIVE
TISSUE DYSPLASIA AT THE OCCURRENCE
OF DYSFUNCTION
OF THE TEMPORO-MANDIBULAR JOINT
DOLGALEV A. A., UMANSKAYA YU. N.
The article is devoted to topical issues of the connective tissue dysplasia role in development of the functional disorders of temporomandibular joint. 90 patients were examined. Analysis of clinical and radiological data allowed to conclude about the connective tissue dysplasia involvement into the temporomandibular joint dysfunction.
Key words: dysfunction of the temporomandibular joint, connective tissue dysplasia, occlusion
© Р. А. Аванесян, 2013
УДК 616.735.8.61:34.47.02.412.01
DOI - http://dx.doi.org/10.14300/mnnc.2013.08044
ISSN - 2073-8137
РЕЗУЛЬТАТЫ АНКЕТИРОВАНИЯ ПАЦИЕНТОВ
ПО ИЗУЧЕНИЮ ОБРАЩАЕМОСТИ НАСЕЛЕНИЯ
ЗА ИМПЛАНТОЛОГИЧЕСКОЙ СТОМАТОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩЬЮ
Р. А. Аванесян
Ставропольский государственный медицинский университет
В последние годы спрос на стоматологические услуги в нашей стране значительно вырос [1, 2, 3, 4, 9]. По данным А. В. Алимского (1999), если в 1990-х годах до 40 % населения старше 40 лет нуждались в имплантологической и ортопедической стоматологической помощи, то сегодня эта цифра возросла до 90 % [1]. Поскольку дентальная имплантология - наиболее динамично развивающаяся отрасль стоматологии, она всегда относилась и относится к числу платных видов медицинского обслуживания населения, причем удовлетворение спроса на данный вид помощи находится в гра-
Аванесян Рузанна Артуровна, соискатель кафедры стоматологии
Ставропольского государственного медицинского университета; тел.: 915212; e-mail: [email protected]
ницах реальных финансовых возможностей населения [5, 7, 8]. Это особенно актуально в регионах с низким и средним уровнем доходов населения, к которым относится и Ставропольский край [4, 6]. Сегодня дентальная имплантология широко представлена как в частном секторе рынка услуг, так и на уровне государственных, в том числе и муниципальных стоматологических учреждений. Качество оказываемой помощи различно - сказывается высокая финансовая емкость рынка и желание врача-стоматолога максимально расширить диапазон использования дентальных имплантатов.
В целях совершенствования современной стоматологической имплантологической помощи населению актуальной задачей является изучение социального аспекта данной пробле-
МЕДИЦИНСКИЙ ВЕСТНИК СЕВЕРНОГО КАВКАЗА
2013. Т. 8. № 4
MEDICAL NEWS OF NORTH CAUCASUS
2013. Vol. 8. Iss. 4
мы - платежеспособного спроса населения на имплантологические услуги, предпочтения ими частных или государственных стоматологических учреждений.
Цель исследования: изучить факторы обращаемости за имплантологической стоматологической помощью с учетом возрастно-полового состава, социального статуса и уровня дохода.
Материал и методы. В соответствии с целью настоящего исследования выработан специальный методический подход для ее реализации. Суть его заключалась в том, что было запланировано проведение социологических исследований одновременно в двух типах стоматологических учреждений, а именно анкетирование пациентов, обращающихся за имплантологич-секой помощью в городские стоматологические поликлиники № 1 и № 2 г. Ставрополя (ГСП), а также пациентов, обращающихся за подобной стоматологической помощью в коммерческие структуры (КС). С этой целью разработаны две специальные социологические анкеты.
Первая социологическая анкета служила для оценки оказания помощи в государственных стоматологических учреждениях и содержала следующие разделы: пол, возраст пациента, образование, профессию. В ней также отражался уровень дохода респондентов, обращаемость ранее за имплантологической помощью, время обращения и название учреждения. При этом отмечался объем оказанной имплантологической помощи. Выяснялось, как респонденты оценивали эффективность ранее проведенного им имплантологического лечения в конкретном типе стоматологического учреждения. При этом дифференцированно выяснялось качество косметической и функциональной эффективности проведенного лечения.
Одновременно с этим уточнялось, нуждаются ли изготовленные ранее зубные протезы, установленные на дентальные имплантаты в замене, и если да, то какие именно.
Важным разделом анкеты являлось выяснение мотивационных предпосылок обращаемости респондентов за имплантологической помощью. При этом давалось несколько вариантов ответов, а именно: «высокое качество лечения и протезирования, престижное учреждение, высококвалифицированный персонал, современное оборудование, оснащение» и т.д. Кроме того, респонденту предоставлялась возможность не только подчеркнуть нужный, по его мнению, ответ, но и высказать другое суждение и фактор личной мотивации по данному вопросу.
Заключительные разделы анкеты были посвящены оценке респондентами цен на имплантологические стоматологические услуги, а также им предоставлялась возможность высказать свои предложения по совершенствованию ор-
ганизации имплантологической стоматологической помощи.
Всего по данной анкете было проинтервьюировано 232 пациента в возрасте от 20 до 55 лет в течение 2011-2013 гг.
Вторая анкета была направлена на изучение обращаемости населения за имплантологической стоматологической помощью в коммерческую структуру. Наряду с вопросами, входящими в первую анкету, в данном опроснике выяснялось, где пациент ранее получал имплантологическую стоматологическую помощь (в районной поликлинике либо в частной структуре). При этом просили респондентов ответить на вопрос, как они оценивают качество оказанной им там имплантологической помощи. Задавался также вопрос о том, протезировались ли они ранее в изучаемой клинике и если да, то как оценивают качество имплантологической и ортопедической помощи в данной негосударственной клинике.
Всего по данной анкете в 2011-2013 гг. было опрошено 200 респондентов в возрасте от 20 до 55 лет, обратившихся за имплантологической стоматологической помощью в коммерческие клиники г Ставрополя.
В ГСП № 1 и № 2 проинтервьюировано 432 пациента примерно в равном соотношении. Число обследованных соответствовало минимальному необходимому количеству респондентов, рекомендуемому ВОЗ (2008) для эпидемиологических и социологических исследований подобного рода.
Полученный материал был обработан методами вариационной статистики с получением средних величин и ошибок к ним (М±т) с использованием пакета программ медицинской статистики Microsoft Excel. Сравнение статистических показателей и выявление достоверности имеющихся различий или их несущественность осуществлялись по критерию согласия (t) Стью-дента. Различия считались достоверными при величине t> 2,0.
Результаты и обсуждение. Проведенное исследование выявило возрастной состав обследованных респондентов в изучаемых группах, представленный в таблице 1.
Таблица 1
Возрастная структура пациентов, обследованных в государственных и частных стоматологических клиниках в г. Ставрополе
Возраст, годы Место обследования Всего
ГСП КС Абс. %
Абс. % Абс. %
20-29 49 21,97 35 15,0 84 18,97
30-39 51 23,48 44 24.0 95 23,71
40-49 59 29.55 55 35,0 114 31,90
50-59 38 13,64 41 21,0 79 16,81
60 и старше 35 11,36 25 5,0 60 8,62
Всего 232 100,0 200 100 432 100,0
Наиболее часто в ГСП обращаются лица в возрасте 40-49 лет (29,6 %). Лица более молодого возраста составляют несколько меньшую величину: в 20-29 лет - 22,2 % и в 3039 лет - 23,6 %. Наименьший удельный вес имели возрастные группы старше 50 лет: в возрасте 50-59 лет - 13,6 % и в 60 лет и старше - 11,4 %. В негосударственную клинику также чаще всего обращались лица в возрасте 30-39 (24 %) и 40-49 лет (35 %). Реже всего - пациенты в возрасте 60 лет и старше (5 %). Важное значение для характеристики респондентов, обратившихся в ГСП за имплантологической стоматологической помощью, имеет распределение их по полу. Как установлено, женщины в 2 раза чаще обращаются за имплантологической помощью в ГСП, чем мужчины: соответственно 66,1 и 33,9 %.
Важное значение в ходе исследования имело изучение уровня образования респондентов, обращающихся в ГСП за имплантологической стоматологической помощью. Как установлено (табл. 2), подавляющее число обследованных (69,1 %) были пациенты с высшим образованием.
Таблица 2
Распределение респондентов, обратившихся в ГСП за имплантологической стоматологической помощью, по уровню образования (%)
Образование Возраст, годы В среднем
20-29 30-39 40-49 50-59 60 и старше
Среднее 20,7 - 15,4 5,6 - 8,34±2,40
Ср. специальное 24,1 9,7 20,5 5,6 13,3 14,64±3,07
Высшее 31,0 77,4 61,5 88,9 86,7 69,1±4,02
Полученные данные свидетельствуют о том, что высокообразованные люди при прочих равных условиях стремятся попасть в более престижное учреждение за получением имплантологической стоматологической помощи. Однако при этом важное значение имел уровень доходов респондентов и возможность оплачивать ими довольно дорогостоящее имплантологическое лечение. Информация о состоянии платежеспособности опрошенных пациентов отражена в таблице 3.
Таблица 3
Распределение респондентов, обратившихся в ГСП за имплантологической стоматологической помощью, по уровню дохода (%)
Уровень дохода Возраст, годы В среднем
20-29 30-39 40-49 50-59 60 и старше
Высокий 3,5 - 5,1 - - 1,72±1,13
Средний 48,3 71,1 71,8 72,2 40,3 60,66±4,25
Низкий 17,2 12,9 15,4 11,1 40,2 19,32±3,43
Затруднились с ответом 31,1 16,1 7,7 16,7 20,1 18,30±3,36
Большинство из опрошенных (60,7 %) имели средний уровень доходов. Высокий уровень доходов среди респондентов, обращающихся в ГСП, имел место лишь у 1,7 % обследованных.
В ходе исследования было установлено, что основными типами стоматологических учреждений, куда ранее обращались респонденты, являлись ведомственные, а также районные стоматологические поликлиники и частные стоматологические структуры.
Следует отметить, что пациенты в большинстве своем достаточно положительно относились к оценке косметической эффективности ранее оказанной им имплантологической стоматологической помощи в муниципальных поликлиниках. В среднем 61,3 % из них дали положительные оценки этому показателю. Между тем довольно значительное число (24 %) отрицательно оценили косметическую эффективность установленных там имплантатов. Наихудшие показатели в этом отношении были отмечены респондентами по помощи, оказанной в районных поликлиниках. Положительные оценки дали только 21,1 % респондентов. Значительное число респондентов (54,6 %) при этом затруднились с ответом.
Несколько лучше дело обстояло с косметической эффективностью ранее оказанной имплантологической стоматологической помощи респондентам в частных структурах. Положительно оценили ее 45,2 % респондентов. При этом затруднились с ответом 36,2 % респондентов.
Абсолютно лучшие показатели косметической эффективности ранее проведенного имплантологического и ортопедического лечения отмечены респондентами, лечившимися в ГСП. Так, положительные оценки были получены от 92 % респондентов и лишь 2 % из них дали отрицательные оценки.
Аналогичным образом выглядела оценка респондентами функциональной эффективности ранее установленных им имплантологических конструкций в указанных типах стоматологических учреждений. Наихудшие показатели в этом отношении также выявлены в районных поликлиниках (положительно оценили ее 23,7 % респондентов, отрицательно - 25,4 %, затруднились с ответом - 50,9 %.
Изучение мотивационных предпосылок обращаемости респондентов за имплантологической стоматологической помощью показало, что основополагающими факторами являлось высокое качество проводимого в ГСП имплантологического лечения (12,5 % ответов), престижность учреждения - 10,6 %, наличие высококвалифицированного персонала - 18,5 %, современного оборудования и оснащения - 2,5 %.
МЕДИЦИНСКИЙ ВЕСТНИК СЕВЕРНОГО КАВКАЗА
2013. Т. 8. № 4
MEDICAL NEWS OF NORTH CAUCASUS
2013. Vol. 8. Iss. 4
Следует отметить, что большинство респондентов (40,9 %) считали, что для них важными являются одновременно все вышеперечисленные позиции. В результате свыше 85 % респондентов полагали, что основным фактором мотивации обращаемости в ГСП прежде всего являлось высокое качество оказываемой имплантологической стоматологической помощи.
Наряду с оценкой уровня мотивации важное значение для характеристики того или иного уровня обращаемости населения за имплантологической стоматологической помощью в ГСП-1 имеет изучение их мнения относительно существующих в поликлинике цен на имплантологическое услуги. Большинство из опрошенных (36,9 %) считали цены на имплантологическое услуги, оказываемые в ГСП, высокими. Средними цены считали 29,7 % респондентов, при примерно таком же числе лиц (32,2 %), затруднившихся с ответом. Полученные данные практически полностью коррелируют с уровнем дохода респондентов, обращающихся в ГСП.
Важное значение при этом имеет сравнение выявленных в ГСП показателей с данными, полученными в бурно развивающихся за последние годы негосударственных структурах. Для этого по примерно аналогичной программе проведено изучение мнения респондентов, обратившихся за имплантологическим лечением в КС г. Ставрополя.
Пациенты женского пола в 2 раза чаще обращались за имплантологическим лечением, чем мужчины. При общем сходстве с ранее полученными данными по ГСП все же имеются определенные различия и связаны они в значительной степени с разным социальным составом обратившихся в коммерческую клинику. Наибольший удельный вес в структуре обратившихся в нее составляли служащие (44,9 %). На втором месте - предприниматели (21,3 %). Наибольший их удельный вес отмечается в возрастных группах 30-39 лет (41,7 %) и 40-49 лет (37,1 %). Доля предпринимателей в возрасте 50-59 лет также составляла довольно значительную величину - 14,3 %. Весьма незначительный удельный вес имеют такие категории населения, как рабочие (4,1 %) и учащиеся (6,7 %).
Высокий уровень дохода выявлен у 18 % обследованных респондентов, что более чем в 10 раз превышает долю таковых, обратившихся в ГСП. Ниже доля пациентов, обладающих средним уровнем дохода (43,6 %).
Пациенты с низким уровнем дохода обращались в коммерческие структуры за получением имплантологической стоматологической помощи. В то же время 44,8 % респондентов в среднем признали цены на имплантологические услуги в данной коммерческой клинике
высокими. Удельный вес лиц, посчитавших их средними составил 29,8 %. В ходе исследования установлено, что основополагающим фактором обращаемости в негосударственную структуру также является, по мнению респондентов, уровень и хорошее качество оказываемой в них имплантологической стоматологической помощи.
При этом важно было выявить, из каких источников респонденты получили информацию именно о данной коммерческой клинике г Ставрополя. Основным источником информации явились родственники (26,8 % ответов респондентов) и знакомые - 34,3 %.
Значительное число респондентов (28,2 %) решили по собственной инициативе прийти в данную клинику и только 8,3 % из них узнали о ней из рекламы.
Для характеристики обращаемости именно в данную клинику важное значение имело выяснение мнения респондентов относительно качества ранее оказанной им имплантологической стоматологической помощи в районных поликлиниках и в частных структурах. Большинство из опрошенных (36,8 %) оценили ее неудовлетворительно. Удовлетворительные оценки дали 31,1 % респондентов, хорошие - 17,2 % и отличные только 4 % обследованных респондентов.
Несколько лучше дело обстояло с оценками респондентов качества ранее оказанной им имплантологической стоматологической помощи в частных клиниках. Так, неудовлетворительные оценки дали лишь 12,4 % респондентов, удовлетворительные - 26,6 %, хорошие - 34,6 % и отличные - 17,1 %. Безусловно, они значительно выше тех, которыми респонденты оценили качество ранее оказанной им имплантологической помощи в районных стоматологических поликлиниках, однако они, по-видимому, оказались явно недостаточными для повторного обращения в них. Абсолютное большинство обследованных респондентов (84,1 %) дали отличные оценки качеству оказанной здесь имплантологической помощи. Причем в отдельных возрастных группах, а именно 20-29, 50-59 и 60 лет и старше все опрошенные респонденты дали отличную оценку. Удельный вес хороших оценок составил 7,3 %, а удовлетворительных всего 1,8 %.
Заключение. Возрастно-половая структура обращаемости населения в государственные и частные учреждения за имплантологической стоматологической помощью имеет как сходства (преимущественно обращаются лица в возрасте 30-39 и 40-49 лет, а также в 2 раза чаще лица женского пола), так и серьезные различия, связанные в основном с неоднородным социальным составом обратившихся и уровнем их доходов.
Значительно различается и социальный состав обращающегося населения в указанные учреждения: в ГСП преимущественно обращаются служащие и пенсионеры. В коммерческую структуру чаще обращаются предприниматели,
Литература
1. Алимский, А. В. Медико-социальные и организационные аспекты обращаемости и оказания орто-донтической помощи в современных условиях / А. В. Алимский, С. В. Текучева, И. В. Гуненкова // Экономика и менеджмент в стоматологии. - 2011. - № 3 (35). - С. 38-43.
2. Коробкеев, А. А. Изучение особенностей анатомо-топографического строения нижней челюсти для планирования эндодонтического и имплантологического лечения / А. А. Коробкеев, С. В. Сирак, И. А. Копылова // Медицинский вестник Северного Кавказа. - 2010. - № 1 (17). - С. 17-22.
3. Максимова, Е. М. Анализ рисков и мер по профилактике профессиональных болезней врачей-стоматологов / Е. М. Максимова, С. В. Сирак // Фундаментальные исследования. - 2013. - № 5-2. -С. 319-323.
4. Сирак, С. В. Использование результатов анкетирования врачей-стоматологов для профилактики осложнений, возникающих на этапах эндодонтиче-ского лечения зубов / С. В. Сирак, И. А. Копылова // Эндодонтия Today. - 2010. - № 1. - С. 47-51.
5. Сирак, С. В. Изучение особенностей анатомо-топографического строения нижней челюсти для
References
1. Alimsky A. V., Tekucheva S. V., Gunenkova I. V. Ekonomika i menedzhment vstomatologii. - Economice and management in stomatology. 2011 ;3(35):38-43.
2. Korobkeyev A. A., Sirak S. V., Kopylova I. A. Meditsinskii vestnik Severnogo Kavkaza. - Medical News of North Caucasus. 2010;1(17):17-22.
3. Maksimova Ye. M., Sirak S. V. Fundamentalnye issledo-vaniya. - Fundamental research. 2013;5-2:319-323.
4. Sirak S. V., Kopylova I. A. Endodontiya Today. - Endo-donty Today. 2010;1:47- 51.
5. Sirak S. V., Dolgalev A. A., Sletov A. A. i dr. Institut stomatologii. - Institute of Stomatology. 2008;39(2):84-87.
РЕЗУЛЬТАТЫ АНКЕТИРОВАНИЯ ПАЦИЕНТОВ ПО ИЗУЧЕНИЮ ОБРАЩАЕМОСТИ НАСЕЛЕНИЯ ЗА ИМПЛАНТОЛОГИЧЕСКОЙ СТОМАТОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩЬЮ
Р. А. АВАНЕСЯН
Проведено социологическое исследование одновременно в двух типах стоматологических учреждений - анкетирование пациентов, обращающихся за имплантологической помощью в государственные стоматологические поликлиники г. Ставрополя, а также пациентов, обращающихся за подобной стоматологической помощью в коммерческие структуры. Результаты исследования показали, что ведущим фактором обращаемости вне зависимости от типа учреждения является качество оказываемой в нем стоматологической помощи.
Ключевые слова: мотивация, имплантология, стоматологическая помощь
а также служащие, но с более высоким уровнем дохода.
Ведущим фактором обращаемости вне зависимости от типа учреждения является качество оказываемой в нем стоматологической помощи.
планирования эндодонтического и имплантологического лечения / С. В. Сирак, А. А. Долгалев, А. А. Слетов [и др.] // Институт стоматологии. - 2008. - Т. 2, № 39. - С. 84-87.
6. Сирак, С. В. Стоматологическая заболеваемость детского населения Ставропольского края до и после внедрения программы профилактики / С. В. Сирак, И. А. Шаповалова, Е. М. Максимова [и др.] // Стоматология детского возраста и профилактика. - 2009. - Т. 8, № 1. - С. 64-66.
7. Сирак, С. В. Распространенность аномалий зу-бочелюстной системы среди детского населения г. Грозного / С. В. Сирак, С. С. З. Хубаев, Т. М. Ха-цаева // Медицинский вестник Северного Кавказа. - 2011. - № 4 (24). - С. 92-93.
8. Сирак, С. В. Вопросы повышения качества эндодон-тических вмешательств по данным анкетирования врачей-стоматологов / С. В. Сирак, И. А. Копылова // Вестник Смоленской государственной медицинской академии. - 2010. - № 2. - С. 127-129.
9. Ходжаян, А. Б. Особенности организации эффективной самообразовательной деятельности студентов в медицинском вузе / А. Б. Ходжаян, Н. В. Агранович // Фундаментальные исследования. - 2011. - № 11-1. - С. 149-153.
6. Sirak S. V., Shapovalova I. A., Maksimova Ye. M. et al. Stomatologiya detskogo vozrasta i profilaktika. - Pediatric stomatology and prevention. 2009;1(8):64-66.
7. Sirak S. V., Khubayev S. S.Z., Khatsayeva T. M. Meditsinskii vestnik Severnogo Kavkaza. - Medical News of North Caucasus. 2011 ;4(24):92-93.
8. Sirak S. V., Kopylova I. A. Vestnik Smolenskoy gosu-darstvennoy meditsinskoy akademii. - Bulletin of the Smolensk State Medical Academy. 2010;2:127-129.
9. Khodzhayan A. B., Agranovich N. V. Fundamentalnye issledovaniya. - Fundamental research. 2011;11 -1:149-153.
STUDY
OF POPULATION
APPEALABILITY
FOR DENTAL IMPLANTOLOGY
AVANESYAN R.A.
The article presented the problems of dental im-plantology service. Patients of two types of dental institutions in Stavropol - state dental clinics and private dental rooms - were examined using special questionary. Results of the study showed that the leading factor responsible for appealability regardless of the institution type was the dental care quality provided by the health care institution.
Key words: motivation, implantology, dental health service