УДК 378.147
Психолого-педагогические науки
Гусева Алла Ханафиевна, канд. пед. н., доцент кафедры теории и практики
перевода, Института филологии и истории ФГБОУ ВО «Российский государственный гуманитарный университет» («РГГУ»)
РЕЗУЛЬТАТЫ АКТИВИЗАЦИИ ЦИФРОВОЙ ДИДАКТИКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ТЕХНОЛОГИИ И РЕШЕНИЯ
Аннотация: Публикация посвящена результатам профессиональной деятельности профессорско-преподавательского состава вузов в области цифровой дидактики в период пандемии. Рассмотрено понятие онлайн -обучения, проанализированы применяемые методики и технологии ведения занятий. Представлена концепция электронной информационно-образовательной среды РГГУ с позиции промежуточной аттестации студентов и применения цифровых материалов.
Ключевые слова: цифровая дидактика, профессиональное образование, гибридный тип обучения, онлайн образование, цифровой образовательный ресурс, система интерактивного контроля.
Abstract: The publication is devoted to the results of the professional activities of the teaching staff of universities in the field of digital didactics during a pandemic. The concept of online learning is considered, the applied methods and technologies of conducting classes are analyzed. The concept of the electronic information and educational environment of the RSUH is presented from the standpoint of intermediate certification of students and the use of digital materials.
Keywords: digital didactics, professional education, hybrid type of education, online education, digital educational resource, interactive control system.
Образовательный процесс в период пандемии был существенно модифицирован, в первую очередь, с точки зрения технологии ведения занятий, а также организации самостоятельной работы студентов. Но обеспечение обучения соответствующими программными продуктами явилось лишь вершиной айсберга: основной же задачей стала адаптация учебных пособий и иных дидактических материалов к условиям ведения образовательной деятельности в дистанционном и онлайн режимах.
Одним из приоритетных направлений перехода на гибридный тип обучения стало решение проблемы недостаточного обеспечения образовательных программ ВО контрольно-измерительными материалами, реализованными в формате интерактивных электронных заданий.
В этой связи в период осуществления образовательной деятельности по гибридному типу-2020-2021 система высшего образования нашей страны существенно изменила взгляды на преподавание в режиме онлайн, вследствие чего были разработаны инновационные методики ведения лекционных и практических занятий, а также опубликованы новые цифровые дидактические материалы.
Отличительной чертой онлайн обучения по гибридному типу с точки зрения эффективности, технологии проведения занятий и качества усвоения материала стал формат коммуникационной платформы с разнообразными инструментами, адаптированными к образовательным целям.
В первую очередь, конкретизируем, что понимается в данном контексте под термином «гибридный», уточнив, что необходимо разделить понятия «смешанное обучение» («blended learning») и «гибридное обучение» («hybrid learning»). Главным образом, смешанное обучение в обязательном порядке сочетает традиционное «человеко-ориентированное» и онлайн-обучения, в то время как гибридное обучение состоит в поиске и последующем применении соответствующей «комбинации образовательных технологий вне зависимости режима реализации (онлайн или оффлайн)» [5, с. 51]. При реализации гибридных образовательных технологий около 80% образовательного процесса
проходит в режиме онлайн. В отличие от смешанного, сценарий гибридного предполагает преимущественное взаимодействие студентов с образовательным онлайн-ресурсом, тогда как общение с преподавателем, в значительной степени, выполняет консультативную либо вспомогательную функцию. Данная технология предполагает «уникальное управление преподавателем временем студентов при предоставлении ему методической поддержки посредством двух основных видов обучения: 1) синхронного, осуществляемого на основе индивидуального обучения в формате онлайн-аудитории; 2) асинхронного, обеспечивающего идеальную платформу реализации дистанционного обучения» [4, с. 7].
Рассматривая проблему обеспечения образовательного процесса цифровыми дидактическими материалами для преподавания по гибридному типу, следует перечислить возможности и опции персонализированной коммуникационной платформы преподавателя 7оош.Ш.РГГУ, используемые в процессе проведения дистанционных лекционных и семинарских занятий гибридного типа: демонстрация презентаций, документов и интернет-страниц организатора и участников, обмен текстовыми сообщениями (ответы на открытые вопросы и выполнение тестовых заданий), ведение записи видеотрансляции, управление действиями участников конференции. Среди преимуществ платформы стоит отметить функции обмена графическими и мультимедиа файлами, возможность организации проектной деятельности студентов и использование с мобильных устройств: смартфонов, планшетов, iPhone и IPad, что для современных студентов особенно актуально.
Далее необходимо проанализировать процесс цифровизации образования в целом и концептуально определить основные направления, реализованные на практике в рассматриваемый период. Основами цифровизации образования как процесса явилась цифровизация экономики в целом, что привело к изменениям на рынке труда, в образовательных стандартах, выявлению потребностей в формировании новых профессиональных компетенций выпускников вузов и ориентировано на реорганизацию образовательного процесса, модернизацию
традиционных методик преподавания и дидактических механизмов. Процесс цифровизации отразился и на системе образования. В контексте данной публикации приведем определение предмета цифровой дидактики профессионального образования (ЦДПО) как «процесса обучения как система организации процесса учения в цифровой образовательной среде» [1, с. 52], а также приведем основные положения ЦДПО: «1. цели (ожидаемые результаты) обучения, поставленные в соответствие требованиям цифровой экономики и цифрового общества; 2. организационные формы, технологии и методы обучения, обеспечивающие максимальное использование дидактических возможностей цифровых технологий для достижения поставленных целей обучения; 3. влияние цифрового образовательного процесса профессионального образования и обучения на развитие общества и экономики» [1, с. 54].
Цифровизация образования способствовала созданию авторских цифровых образовательных ресурсов (ЦОР), имеющих целью систематизацию знаний студентов в области возможностей разнообразного аппаратного и программного обеспечения. Преимуществом ЦОР является его вариативность, возможность дополнения и администрирования преподавателем непосредственно при ведении занятий с конкретной группой студентов, т. е. реализация принципа уровневости обучения, а данный формат предоставляет возможность воедино собрать все необходимые источники и задания, грамотно распределить по модулям, разделам и темам учебный материал лекционных, семинарских и практических занятий, создать систему поэтапного и итогового контроля, которая является наиболее эффективной для конкретного контингента студентов и зависит от опыта педагогической практики разработчика.
Остановимся на выделении основных компонентов цифровой образовательной среды (ЦОС), предполагающей возможность разработки собственных исследовательских путей, нахождение новых способов постановки дидактических задач. Главным итогом работы в ЦОС является решение исследовательской задачи, поставленной разработчиками, а в идеале - решение
задачи, поставленной студентом. Формы ЦОС могут быть совершенно разнообразными: текстовые базы данных, коллекции изображений, аудио-, видеофрагменты различных форматов. Весь этот огромный массив информации, составляющий ЦОС, может быть смонтирован и представлен только электронном формате, а на базе аккумулированного объема информации необходимо создать систему цифровых тестовых и интерактивных заданий, способствующих усвоению и присвоению образовательной информации. Уточним, что задача создателя ЦОС сводится к «максимально корректному и вместе с тем полному подбору информации, методически обоснованному включению ее в оболочку среды и созданию специальных задач, требующих обращения к базам данных. Иначе говоря, преподаватель выступает как автор образовательного ресурса и творческий "монтажер среды", который подсказывает обучаемым способы работы с ней» [3, с. 53].
Для эффективного ведения образовательной деятельности по гибридному типу в российских вузах стал активно реализовываться процесс создания и применения открытых онлайн ресурсов, начиная от отдельных заданий, тестов до полномасштабных курсов (модулей) по формированию необходимых компетенций. По последним данным, объем рынка онлайн образования в России к 2021 году вырос более чем в 2 раза по сравнению с 2016 годом. Таким образом, на рынке открытых онлайн ресурсов наблюдается тенденция развития. Преподаватели вузов неизбежно стали использовать ЦОР в период пандемии не только как базу данных и источник информации, но и как самостоятельную систему контроля знаний, позволяющую в автоматическом режиме рассчитать результаты выполнения студентами заданий в соответствии со стобалльной шкалой оценивания ECTS.
В этой связи мы предлагаем применять систему цифровых КИМ, разработанных в ФГБОУ ВО РГГУ по соответствующей статистической методике и опирающуюся на теорию организационно-деятельностных игр. Приведем систему интерактивного тестирования, реализованную в цифровом формате с целью контроля знаний студентов по дисциплине «Информатика и
информационные технологии в лингвистике» [2, с. 48] (Таблица 1). Технология обработки результатов данного цифрового контроля является асинхронной, преподаватель может уточнить результаты не только на лабораторном занятии, но и по его завершении, так как тесты с выбранными вариантами фиксируются в системе ЭИОС РГГУ в личных кабинетах студентов и преподавателя. Следует отметить, что в процессе выполнения задания студенты также определяют возможную тему итогового проекта, являющегося формой промежуточной аттестации по дисциплине.
Таблица 1. Интерактивное тестирование (раздел №1 «Основы информатики»)
1. В чем заключается цель информатизации общества?
1. справедливом распределении материальных благ; 2. удовлетворении духовных потребностей человека; 3. максимальном удовлетворении информационных потребностей отдельных
граждан, их групп, предприятий, организаций и т. д. за счет повсеместного
внедрения компьютеров и средств коммуникаций.
2. Что такое информация?
1. сообщения, находящиеся в памяти компьютера
2. сообщения, находящиеся в хранилищах данных
3. предварительно обработанные данные, годные для принятия управленческих
решений 4. сообщения, зафиксированные на машинных носителях
3. 13. Что включает в себя классификация информационных технологий (ИТ) по способу применения средств и методов обработки данных?
1. базовую ИТ 2. общую ИТ
3. конкретную ИТ
4. специальную ИТ 5. глобальную ИТ
4. Какой процесс подвержен заражению компьютерными вирусами?
1. работы с файлами 2. форматирования дискеты
3. выключения компьютера
4. печати на принтере
5. Что нужно для проверки на вирус жесткого диска?
1. защищенную программу
2. загрузочную программу
3. файл с антивирусной программой
4. дискету с антивирусной программой, защищенную от записи
6. Какая программа не антивирусная?
1. AVP
2. Defrag 3. Norton Antivirus
4. Dr Web
7. Определите класс программ, которые не являются к антивирусным:
1. программы-фаги
2. программы сканирования
3. программы-ревизоры
4. прогаммы-детекторы
8. Из каких, составляющих состоит экономический показатель?
1. реквизита-признака 2. графических элементов 3. арифметических выражений
4. реквизита-основания и реквизита-признака
5. реквизита-основания
6. одного реквизита-основания и относящихся к нему реквизитов-признаков
9. Как может появиться вируса на компьютере?
1. перемещение с гибкого диска
2. при решении математической задачи
3. при подключении к компьютеру модема
4.самопроизвольно
10. Что может быть подвержено заражению компьютерными вирусами?
1.графические файлы
2. программы и документы 3. звуковые файлы 4. видеофайлы
11. Определите закон, в котором отображается объективность процесса информатизации общества:
1. Закон убывающей доходности
2. Закон циклического развития общества 3. Закон необходимого разнообразия
4. Закон единства и борьбы противоположностей
12. Укажите основные принципы работы новой информационной технологии:
1.интерактивный режим работы с пользователем
2. интегрированность с другими программами
3. взаимосвязь пользователя с компьютером
4.гибкость процессов изменения данных и постановок задач
5. использование поддержки экспертов
13. Сколько революций было в развитии информационных технологий?
1. 2 2. 3 3. 4 4. 5
14. Что понимается под данными об объектах, событиях и процессах?
1. содержимое баз знаний 2. необработанные сообщения, отражающие отдельные факты, процессы, события 3. предварительно обработанная информация
4. сообщения, находящиеся в хранилищах данных
В заключение отметим, что важнейшим направлением цифровой дидактики является разработка контрольно-измерительных материалов, автоматизированных систем промежуточного тестирования, а также
мультимедийных учебных пособий как комплексов оценочных средств, в т. ч. образовательных Интернет-ресурсов, иных средств глобальной и локальной сетей, являющихся компонентами ЦОР. Цифровые материалы требуют также особого подхода при разработке системы оценивания знаний и предоставляют преподавателям широкие вариативные возможности.
Для ведения образовательной деятельности по гибридному типу необходимо интенсифицировать учебный процесс, снабжать контрольные интерактивные задания графическими изображениями и мультимедийными объектами с целью дополнительной мотивации современного студента к увлекательному выполнению заданий как самостоятельно, внеаудиторно, так и в группе, в онлайн режиме.
Библиографический список:
1. Асмолов А.Г., Лукша П.О., Рабинович П.Д. Образование для сложного общества: Доклад Global Education Futures. М.: «Российский учебник», 2018. 213 с.
2. Гусева А.Х. Информатика и информационные технологии в лингвистике. Специальность 45.05.01 Перевод и переводоведение. М: РГГУ, 2020. 52 с. / [Электронный ресурс] URL:https://portal.rggu.ru/staff/methodics/ (дата обращения: 10.11.2021).
3. Гусева А.Х. Типология электронных образовательных продуктов: принципы разработки и использования. // Интеграция наук, вып. № 6 (21) 2018. М.: НИЦ «Империя», 84 с., С.51-54.
4. Давыдов А.В., Рудинский И.Д., Гибридные образовательные технологии: анализ возможностей и перспективы применения. // Вестник науки и образования Северо-Запада России, 2021, Т.7, №1 ISSN 2413-9858 3 С.1-9. / [Электронный ресурс] URL:http://vestnik-nauki.ru (дата обращения: 07.11.2021).
5. Huang K.L. Planning and implementation framework for a hybrid e-learning model: The context ofa part-time LIS. // Journal of Librarianship and Information Science. 2010. № 42. P. 48-56.