Научная статья на тему 'Результативность технологии обучения по формированию профессиональных компетенций у студентов бакалавриата по направлению 270800 Строительство'

Результативность технологии обучения по формированию профессиональных компетенций у студентов бакалавриата по направлению 270800 Строительство Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
194
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ / TECHNOLOGY TRAINING / ПАРАМЕТРЫ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ / TECHNOLOGY EDUCATION SETTINGS / ЭТАПЫ ЭКСПЕРИМЕНТА / THE STEPS OF THE EXPERIMENT / РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ / RESULTS OF STUDY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Одарич Ирина Николаевна

Результативность рассматриваемой педагогической технологии обучения по курсу «Железобетонные и каменные конструкции» выявлялась на основе эксперимента, проведенного с ограниченной группой студентов бакалавриата по направлению подготовки 270800 Строительство. Рассматривались репрезентативные выборки, и их показатели проецировались на всю категорию обучаемых студентов. Такой подход является эффективным средством проверки статистической гипотезы педагогического эксперимента. Приведенные экспериментальные показатели свидетельствуют о том, что технология формирования профессиональных компетенций в процессе обучения студентов бакалавриата значительное влияние на формирование и повышение уровня профессиональной деятельности будущих инженеров-строителей, включаемых в активную систему подготовки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Одарич Ирина Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PERFORMANCE TECHNOLOGIES TRAINING FORMATION PROFESSIONAL COMPETENCE UNDERGRADUATE TOWARD CONSTRUCTION 270800

Effectiveness consideration of educational technology course in "Reinforced concrete and stone structures" identified on the basis of an experiment conducted with a limited group of undergraduate students in the direction of preparation 270800 Construction. We considered a representative sample, and projected figures for all categories of students. This approach is an effective means of testing the statistical hypothesis of pedagogical experiment. The experimental figures indicate that the technology of professional competence in teaching undergraduate students a significant influence on the formation and improvement of the professional work of the future engineers, to the active training system.

Текст научной работы на тему «Результативность технологии обучения по формированию профессиональных компетенций у студентов бакалавриата по направлению 270800 Строительство»

УДК 378

РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У СТУДЕНТОВ БАКАЛАВРИАТА ПО НАПРАВЛЕНИЮ 270800 СТРОИТЕЛЬСТВО

© 2015

И.Н. Одарич, аспирант

Тольяттинский государственный университет, Тольятти (Россия)

Аннотация. Результативность рассматриваемой педагогической технологии обучения по курсу «Железобетонные и каменные конструкции» выявлялась на основе эксперимента, проведенного с ограниченной группой студентов бакалавриата по направлению подготовки 270800 Строительство. Рассматривались репрезентативные выборки, и их показатели проецировались на всю категорию обучаемых студентов. Такой подход является эффективным средством проверки статистической гипотезы педагогического эксперимента. Приведенные экспериментальные показатели свидетельствуют о том, что технология формирования профессиональных компетенций в процессе обучения студентов бакалавриата значительное влияние на формирование и повышение уровня профессиональной деятельности будущих инженеров-строителей, включаемых в активную систему подготовки.

Ключевые слова: технология обучения, параметры технологии обучения, этапы эксперимента, результаты обучения.

Анализ нормативной документации к требованиям подготовки студентов бакалавриата по направлению 270800 Строительство по формированию профессиональных компетенций (изыскательская и проектно-конструкторская (ИиПК), производственно-технологическая и производственно-управленческая (ПТиПУ), экспериментально-исследовательская (ЭИ), монтаж-но-наладочная и сервисно-эксплуатационная (МНиСЭ) [1], изучению научной, педагогической и методической литературы по выявлению педагогических условий, проектированию структурно-функциональной модели, определению содержания обучения и разработке технологического подхода в учебном процессе по курсу «Железобетонные и каменные конструкции» будущих инженеров-строителей, позволяет перейти к рассмотрению практической части проведенного диссертационного исследования.

Целью практической части проведенного исследования является изучение на эмпирическом уровне влияния методов, средств и технологий, в рамках изучения курса «Железобетонные и каменные конструкции», способствующих повышению качества обучения будущих бакалавров по направлению подготовки 270800 Строительство профессиональных компетенций и воздействующих на мотивационные, когнитивные и дея-тельностно-рефлексивные компоненты образовательного процесса будущих инженеров-строителей.

Современные требования к подготовке студентов бакалавриата по направлению 270800 Строительство предполагает формирование совокупности профессиональных качеств в определенной системе и последовательности [2-6].

Это обеспечивает становление личности будущих инженеров-строителей, направленное на самостоятельное определение персонифицированного образовательного выбора и выявление конкретной сферы своей профессиональной деятельности студентов бакалавриата по направлению подготовки 270800 Строительство.

Наиболее распространенной методикой педагогического эксперимента по выявлению эффективности педагогических инноваций является сравнение результатов обучения в экспериментальных и контрольных группах. В этом случае в нескольких группах в учебно-воспитательный процесс вводится экспериментальный фактор, а в других группах - нет.

В нашем случае в экспериментальных группах обучение будущих бакалавров по направлению подготовки 270800 Строительство проводилось по курсу «Железобетонные и каменные конструкции» и разработанной автором технологии обучения, а в контрольных группах подготовка студентов бакалавриата осуществлялась по традиционной методике. Методика проведения педагогического эксперимента включает в себя следующие этапы:

Выбор и уравнивание групп.

Определение начального уров-

ня (СУ) знаний, умений, навыков по исследуемым вопросам в экспериментальных и контрольных группах.

Обучение экспериментальной группы по экспериментальной методике (ЭО), а контрольной группы - по традиционной (ТО).

Определение достигнутого уровня знаний и умений по исследуемым вопросам в экспериментальных (ЗУэ) и контрольных (ЗУк) группах.

Оценка прироста знаний и умений слушателей в экспериментальных группах (ПЗэ=ЭО-ЗУэ) относительно контрольных (ПЗк=ТО-ЗУк) групп.

Анализ результатов (П=ПЗэ-ПЗк) и эффективности введения экспериментального фактора.

Содержание и этапы проведения педагогического эксперимента можно представить в виде структурной схемы, показанной на рис. 1.

Определение достигнутого уровня знаний и умений по исследуемым вопросам ЗУк

Рис. 1. Структурная схема проведения педагогического эксперимента.

Результативность предлагаемой технологии обуче-

Определение достигнутого уровня знаний и умений по исследуемым вопросам ЗУэ

ния по курсу «Железобетонные и каменные конструкции» выявлялась на основе эксперимента, проведенного с ограниченной группой студентов бакалавриата по направлению подготовки 270800 Строительство. Рассматривались репрезентативные выборки, и их показатели проецировались на всю категорию обучаемых студентов. Такой подход является эффективным средством проверки статистической гипотезы педагогического эксперимента. В современной педагогической науке применяется множество критериев проверки статистической гипотезы, которые в конечном итоге подтверждают или отклоняют выдвигаемую гипотезу.

Как было указано выше, в диссертационном исследовании в качестве критериев оценки уровня сформи-рованности таких профессиональных компетенций как изыскательская и проектно-конструкторская (ИиПК). производственно-технологическая и производственно-управленческая (ПТиПУ), экспериментально-исследовательская (ЭИ), монтажно-наладочная и сервис -но-эксплуатационная (МНиСЭ) [1] были определены следующие: мотивационный, когнитивный и деятель-ностно-рефлексивный. Выбранные критерии и показатели соотносятся с соответствующими компонентами профессиональных компетенций у будущих бакалавров по направлению подготовки 270800 «Строительство», которые представлены в таблице 1.

Таблица 1 - Критерии и показатели оценки уровня сформированности профессиональных компетенций у студентов бакалавриата по направлению подготовки 270800 «Строительство»

Критерии Показатели

1. Мотивационный 1. Уровни понимания необходимости усвоения изыскательской и проектно-конструктор-ской (ИиПК), производственно-технологической и производственно-управленческой (ПТиПУ), экспериментально-исследовательской (ЭИ), монтажно-наладочной и сервисно-эксплуатационной (МНиСЭ) компетенций, как важных компонентов профессиональной компетентности бакалавра

2. Уровень мотивированности у будущих бакалавров на самостоятельное формирование профессиональных компетенций

2. Когнитивный 3. Уровень знаний декларативных (знаю что) и процедурных (знаю как) в области строительства и строительных технологий

4. Уровень знаний декларативных (знаю что) и процедурных (знаю как) в области строительных конструкций

3. Деятельностный 5. Уровень изыскательской и проектно-кон-структорской компетенций

6. Уровень производственно-технологической и производственно-управленческой компетенций

7. Уровень экспериментально-исследовательской компетенции

8. Уровень монтажно-наладочной и сервисно-эксплуатационной компетенций

9. Рефлексивные способности в области строительной техники и технологий

Поэтому возникает необходимость заранее определить репрезентативность используемой выборки, или, правомерность распространения выводов на всех студентов бакалавриата по направлению подготовки 270800 «Строительство».

Для удовлетворения этого требования у всех будущих бакалавров по направлению подготовки 270800 «Строительство» были равные возможности попадания в общую совокупность выборки, поэтому для целей экспериментального обучения по курсу «Железобетонные и каменные конструкции» формировались и брались только разноуровневые группы студентов.

В рамках проведения педагогического эксперимента по определению результативности курса

«Железобетонные и каменные конструкции», по формированию профессиональных компетенций у студентов бакалавриата по направлению подготовки 270800 Строительство, были сформированы две выборки: экспериментальная и контрольная. Для проведения сравнительного эксперимента были образованы 4 группы (114 человек): две экспериментальные и две контрольные из будущих бакалавров по направлению подготовки 270800 «Строительство» по профилю «Промышленное и гражданское строительство» и «Городское строительство и хозяйство», при этом в контрольную группу вошло 55 человек (48%), а в экспериментальную - 59 (52%).

В эксперименте получила апробацию технология обучения по курсу «Железобетонные и каменные конструкции», предполагающая непрерывное формирование профессиональных компетенций у студентов бакалавриата по направлению подготовки 270800 «Строительство» в соответствии с квалиметрическими требованиями.

Эксперимент проводился по методике и рекомендациям Е.И. Атлягузовой [8], М.И. Гавриловой [9], Ю.К. Черновой [10], О.Н. Ярыгина [2], Т.Н. Ивановой [10, 11] и включал три этапа: констатирующий, обучающий и сравнительный (рис. 2.2).

Целью проведения констатирующего эксперимента было выполнение первого (контрольного) среза для подтверждения того, что до использования в учебном процессе курса «Железобетонные и каменные конструкции» с соответствующей технологией обучения уровень сформированности профессиональных компетенций у будущих бакалавров по направлению подготовки 270800 Строительство экспериментальных и контрольных групп был одинаковым.

При определении сформированности профессиональных компетенций (Спк) у студентов бакалавриата по направлению подготовки 270800 Строительство рассматривались несколько уровней: низкий уровень (Ну) = от 0,001 до 0,300 (средний показатель 0,150), средний уровень (Су) = от 0,300 до 0,600 (средний показатель 0,450), высокий (Ву) = 0,600 до 1,000 (средний показатель 0,800). Уровень определялся по формуле

(Л, X 0,150)+(Д2 X 0,450)+ (П} х 0,800)

где П1 - количество студентов с низким уровнем П2 - количество студентов со средним уровнем П3 - количество студентов с высоким уровнем Ов - общее количество студентов В рамках проведенного педагогического эксперимента по определению показателей мотивационного критерия была использована «Диагностика мотивации на достижения», предложенная М.Ш. Магомед-Эминовым [12], а в определении показателей когнитивного и дея-тельностно-рефлексивного критериев использовались тестовые задания по курсу «Железобетонные и каменные конструкции», позволяющие оценить уровень знаний и умений по сформированности у будущих бакалавров по направлению подготовки 270800 Строительство профессиональных компетенций (изыскательская и проектно-конструкторская (ИиПК), производственно-технологическая и производственно-управленческая (ПТиПУ), экспериментально-исследовательская (ЭИ), монтажно-наладочная и сервисно-эксплуатационная (МНиСЭ) [1].

Численные значения результатов констатирующего эксперимента по выявлению начального уровня усвоения знаний и умений изыскательской и проектно-конструкторской деятельности (ИиПК-компонента), уровня сформированности знаний и умений производственно-технологической и производственно-управленческой деятельности (ПТиПУ-компонента), уровня сформированности знаний, умений и навыков применения экспериментально-исследовательской деятель-

ности (ЭИ-компонента), уровня сформированности знаний и умений осуществлять монтажно-наладочную и сервисно-эксплуатационную деятельность (МНиСЭ-компонента) у слушателей экспериментальных (э) и контрольных (к) групп, представлены в таблицах 2, 3, 4, 5.

Таблица 2-Показатели начального уровня сформиро-ванности изыскательской и проектно-конструкторской компоненты

Группы Объем Начальный уровен сформированности Ии1 LK-компоненты

выборки (Об) Низкий (Ну) Средний (Су) Высокий (By)

Контрольная (к) }} 26 14 15

Эк сп ерю. i енталь ная (э) 59 25 16 IS

В результате расчетов получили стартовый уровень Спк студентов бакалавриата по направлению подготовки 270800 Строительство к = 0,494, а э = 0,471, т.е. входные результаты уровня сформированности изыскательской и проектно-конструкторской деятельности у контрольной и экспериментальной групп являются практически одинаковыми.

Таблица 3-Показатели начального уровня сформированности производственно-технологической и производственно-управленческой компоненты

Группы Объем выборки (Об) Начальный уровень сформированности П1и!1 У-компоненты

Низкий (Ну) Средний (Су) Высокий (By)

Контрольная (к) 55 25 16 14

Эксперт,! стальная (э) 59 24 IS 17

В результате расчетов получили стартовый уровень Спк студентов бакалавриата по направлению подготовки 270800 Строительство к = 0,476, а э = 0,452, т.е. входные результаты уровня сформированности производственно-технологической и производственно-управленческой деятельности у контрольной и экспериментальной групп являются одинаковыми.

Таблица 4-Показатели начального уровня сформиро-ванности экспериментально-исследовательской компоненты

Группы Объем выборки (ОБ) Начальный уровень сформированности ЭИ-компоненты

Низкий (Ну) Средний (Су) Высокий (By)

Контрольная (к) ээ 32 12 11

Экспериментальная (э) 59 31 15 13

В результате расчетов получили стартовый уровень Спк студентов бакалавриата по направлению подготовки 270800 Строительство к = 0,440, а э = 0,433, т.е. входные результаты уровня сформированности экспериментально-исследовательской деятельности у контрольной и экспериментальной групп являются одинаковыми.

Таблица 5-Показатели начального уровня сформиро-ванности монтажно-наладочной и сервисно-эксплуатационной компоненты

Группы Объем выборки (О.) H =ч5.тышйуровень сформированное™ МНиС Э-комшжееты

Низкий iHv> Срешш ÎCyl Еыоокии (Ev>

Контрольная (к) л} 21 24 10

Экспериментальная (з) 59 23 25 11

В результате расчетов получили стартовый уровень Спк студентов бакалавриата по направлению подготовки 270800 Строительство к = 0,413, а э = 0,421, т.е. входные результаты уровня сформированности мон-тажно-наладочной и сервисно-эксплуатационной деятельности у контрольной и экспериментальной групп являются одинаковыми.

Проведенное исследование по определению уровня мотивированности будущих бакалавров по направлению подготовки 270800 Строительство, осуществленное на базе «Диагностики мотивации на достижения», предложенной М.Ш. Магомед-Эминовым [12], показало, что уровень мотивации будущих инженеров-строителей в отношении к успехам или неудачам в своей будущей профессиональной деятельности выглядит следующим образом (таблица 6).

Результаты констатирующего эксперимента свидетельствуют, что стартовые уровни в контрольной и

экспериментальной группах будущих бакалавров по направлению подготовки 270800 Строительство являются одинаковыми.

Таблица 6-Уровни мотивированности студентов бакалавриата по направлению подготовки 270800 Строительство к успехам или неудачам в своей будущей профессиональной деятельности

Вид мотивации (диапазон баллов) Контрольная группа (55 человек), 100% Экспериментальная группа (59 человек), 100%

Мотивация на избегание неудачи (0-75) 59,1% 59,2%

Мотивация не выражена (76-165) 22,7% 22,4%

Мотивация на достижения (166-224) 18,2% 18,4%

Кроме того эти результаты позволяют сделать вывод о необходимости формирования профессиональных компетенций с помощью курса «Железобетонные и каменные конструкции», как определенного мотива-ционного источника, обеспечивающего преодоление отрицательных установок в овладении изыскательской и проектно-конструкторской, производственно-технологической и производственно-управленческой, экспериментально-исследовательской и монтажно-наладочной и сервисно-эксплуатационной компетенциями.

На формирующем этапе эксперимента осуществлялось внедрение в учебный процесс подготовки студентов бакалавриата по направлению 270800 Строительство технологии обучения по курсу «Железобетонные и каменные конструкции», а также отработка подходов в проектировании как содержания, так и его качественная оценка.

Сравнение данных, полученных в рамках контрольно-диагностического среза и проводившегося в течение двух лет формирующего этапа эксперимента (2013 -2015 гг.) с результатами констатирующего этапа эксперимента, дало возможность констатировать, что реализация технологии обучения по курсу «Железобетонные и каменные конструкции» обеспечила существенное повышение уровня сформированности профессиональных компетенций у будущих бакалавров по направлению подготовки 270800 Строительство по сравнению с существующей методикой обучения, и позволила перейти к внедрению спецкурса в образовательный процесс, и осуществить контрольный этап эксперимента.

Уровни сформированности изыскательской и про-ектно-конструкторской (ИиПК-компонета), производственно-технологической и производственно-управленческой (ПТиПУ-компонета), экспериментально-исследовательской (ЭИ-компонета), монтажно-наладочной и сервисно-эксплуатационной (МНиСЭ-компонета) компетенций у студентов бакалавриата по направлению подготовки 270800 Строительство экспериментальных (э) и контрольных (к) групп, предусмотренных программой по курсу «Железобетонные и каменные конструкции» выявлялись на основе итоговых тестовых заданий. Полученные экспериментальные данные представлены в табл. 7, 8, 9, 10.

В результате экспериментального обучения получен средний уровень Спк студентов бакалавриата по направлению подготовки 270800 Строительство у к = 0,567, а э = 0,665, т.е. результаты уровня сформированности изыскательской и проектно-конструкторской компоненты у контрольной группы остался на среднем уровне, а у экспериментальной группы перешел на более высокий уровень.

Оценка прироста знаний (ПЗ) в контрольной группе (к) составила: 0,567 (ЗУк) - 0,494 (СУк) = 0,073, т.е. на 14,7%. В тоже время оценка прироста знаний (ПЗ) в экспериментальной группе (э) составила: 0,665 (ЗУэ) -0,471 (СУэ) = 0,194, т.е. на 41,2%.

Таблица 7-Показатели конечного уровня сформиро-ванности изыскательской и проектно-конструкторской компоненты

Группы Объем выборки (Об) Уровень сформированное™ ИиПК-компоненты в процессе гкепе]; к; г: ;; ■"чен:-

Низкий (Ну) Средний (Су) Высокий (В\-)

Контрольная (к) 55 14 17 24

Экспериментальная 0) Я 2 8 45

В результате расчетов экспериментального обучения получили средний уровень Спк студентов бакалавриата по направлению подготовки 270800 Строительство у к = 0,578, а э = 0,692, т.е. результаты уровня сформиро-ванности производственно-технологической и производственно-управленческой компоненты у контрольной группы остался на среднем уровне, а у экспериментальной группы перешел на высокий уровень.

Оценка прироста знаний (ПЗ) в контрольной группе (к) составила: 0,578 (ЗУк) - 0,476 (СУк) = 0,104, т.е. на 21,4%. В тоже время оценка прироста знаний (ПЗ) в экспериментальной группе (э) составила: 0,692 (ЗУэ) -0,452 (СУэ) = 0,240, т.е. на 53,2%.

Таблица 8-Показатели конечного уровня сформиро-ванности производственно-технологической и производственно-управленческой компоненты

Группы Объем выборки (Ов) Уровень сформированное™ ПТиПУ-компоненгы в процессе жеперименгального общения

Ншкиа (Ну) Высокий (Бу)

Контрольная(к) 55 :: 20 25

Экспериментальная О) 59 6 7 46

Группы Объем выборки (Об) Уровень сформированности ЭИ-компоненты в процессе экспериментального обучения

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Низкий (Ну) Средний (Су) Высокий (Ву)

Контрольная (к) :>:) 14 21 20

Экспериментальная (э) 59 9 9 41

Группы Объем выборки (Ов) Уровень сформированное™ МНиСЭ-кошюненш в пропессе жеперименгального обучения

Низкий (Ну) Средний (Су) Высокий (Ву)

Контрольная (тс) :>:) 11 15 19

Экспериментальная (з) 59 5 41

«высокого» и «среднего» уровня, превысило аналогичные показатели будущих бакалавров по направлению подготовки 270800 Строительство контрольных групп.

Особо значимый результат состоит в резком снижении числа студентов бакалавриата по направлению подготовки 270800 Строительство экспериментальной группы, имеющих «низкий» уровень сформированно-сти профессиональных компетенций, относительно контрольной группы.

Для предоставления более полной картины об эффективности использования разработанной в рамках диссертационного исследования технологии обу-

чения по курсу «Железобетонные и каменные конструкции» было проведено сравнение результатов обученно-сти студентов бакалавриата по направлению подготовки 270800 Строительство контрольных и экспериментальных групп.

Сравнение четырех групп по критерию с2 , который вычисляется по формуле:

В результате расчетов экспериментального обучения получили средний уровень Спк студентов бакалавриата по направлению подготовки 270800 Строительство-у к = 0,526, а э = 0,680, т.е. результаты уровня сформирован-ности экспериментально-исследовательской компоненты у контрольной группы остался на среднем уровне, а у экспериментальной группы перешел на высокий уровень.

Оценка прироста знаний (ПЗ) в контрольной группе (к) составила: 0,526 (ЗУк) - 0,440 (СУк) = 0,086, т.е. на 19,5%. В тоже время оценка прироста знаний (ПЗ) в экспериментальной группе (э) составила: 0,680 (ЗУэ) -0,433 (СУэ) = 0,247, т.е. на 57,1%.

Таблица 9-Показатели конечного уровня сформиро-ванности экспериментально-исследовательской компоненты

Где N и М - количество возможных значений элементов в сравниваемых выборках (в нашем случае 100, т.к. значения даны в процентах),

п. - значения элементов первой выборки, т. - значения элементов второй выборки,

L - количество введенных градаций значений признаков (в нашем случае L=3).

Данные о результатах проверки степени освоения профессиональных компетенций по курсу «Железобетонные и каменные конструкции», а также результат вычисления эмпирических значений для критерия с2 до и после формирующего этапа представлены в таблице 11.

Как можно видеть, значение критерия с2 на констатирующем этапе составило 0,56, что значительно меньше значение с2 равного 5.99 (для количества степеней

критич Г к

свободы).

Таблица 11- Результат вычисления эмпирических значений для критерия с2

В результате расчетов экспериментального обучения получили средний уровень Спк студентов бакалавриата по направлению подготовки 270800 Строительство у к = 0,526, а э = 0,680, т.е. уровень сформированности монтажно-наладочной и сервисно-эксплуатационной компоненты у контрольной группы остался на среднем уровне, а у экспериментальной группы перешел на высокий уровень.

Оценка прироста знаний (ПЗ) в контрольной группе (к) составила: 0,486 (ЗУк) - 0,413 (СУк) = 0,073, т.е. на 17,7%. В тоже время оценка прироста знаний (ПЗ) в экспериментальной группе (э) составила: 0,630 (ЗУэ) -0,421 (СУэ) = 0,209, т.е. на 49,7%.

Таблица 10-Показатели конечного уровня сформиро-ванности монтажно-наладочной и сервисно-эксплуатационной компоненты

Процент обучающихся Эдо Эиосле Кдо Кпосле Эдо Кдо Эиоспе_ Кпосле Коэфф. свертки

ИиПК-кахпоиента 65 4 67 7 0,003367 0,090909 3

ПТУПУ-кампоавшпа 25 15 21 76 0,033647 4,543346 4

ЭИ-компонешпа 10 12 17 0,020202 4,643991

ШиСЭ-компонента 10 12 17 0,020202 4,643991 6

Свертка 345 477 345 410 0,062216 9^78246

Эмпирические значения критерия хи-квщрат 0,559947 83,50421

L-1=2 и уровня значимости а=0.05 (табл. 12). Таким образом, можно утверждать, что на констатирующем этапе установлена статистическая однородность рассматриваемых групп. Случайным образом выберем одну из них в качестве экспериментальной, а другую - в качестве контрольной.

Таблица 12

Ь-1 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Х0.05 3,84 5,99 7,82 9,49 11,07 12,59 14,07 15,52 16,92

Анализ приведенных данных свидетельствует, что у студентов бакалавриата по направлению подготовки 270800 Строительство экспериментальной группы имеют более высокий уровень сформированности профессиональных компетенций, чем в контрольной группе. Так, число будущих инженеров-строителей, достигших

На формирующем этапе эксперимента (2013-2015 гг.) в экспериментальной группе обучение студентов бакалавриата по направлению подготовки 270800 Строительство осуществлялось по новой технологии, а в контрольной группе - в рамках традиционной методики. На контрольном этапе было проведено повторное тестирование уровня освоения профессиональных компетенций будущими бакалаврами по направлению подготовки 270800 Строительство. Результат сравнения и определения уровня у студентов бакалавриата по направлению подготовки 270800 Строительство после

проведенного обучения свидетельствует, что показатели изменились следующим образом:

Экспериментальная группа: низкий - 4%, средний -15%, высокий - 81%.

Контрольная группа: низкий - 7%, средний - 76%, высокий - 17%.

Уровень освоения повысился как в экспериментальной, так и в контрольной группе.

Высокое значение критерия и увеличение сводного показателя говорит об улучшении результатов обучения студентов бакалавриата по направлению подготовки 270800 Строительство при использовании предлагаемой технологии обучения по курсу «Железобетонные и каменные конструкции».

Таким образом, опытно - экспериментальная работа подтвердила, что технология обучения по курсу «Железобетонные и каменные конструкции» дает гарантированный результат по формированию профессиональных компетенций будущих бакалавров по направлению подготовки 270800 «Строительство».

Приведенные показатели свидетельствуют о том, что технология формирования профессиональных компетенций в процессе обучения студентов бакалавриата по направлению подготовки 270800 Строительство оказывает значительное влияние на формирование и повышение уровня профессиональной деятельности будущих инженеров-строителей, включаемых в активную систему подготовки. Изменения в параметрах в сторону их повышения подтверждают эффективность процесса обучения будущих бакалавров по направлению подготовки 270800 Строительство в рамках курса «Железобетонные и каменные конструкции».

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) по направлению подготовки Строительство, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 января 2010 г. № 54.

2. Ярыгин, О. Н. Система формирования компетентности в аналитической деятельности исследователя. Монография / О.Н. Ярыгин. - Тольятти: Изд-во «Кассандра», 2013. - 462 с.

3. Коростелев,А.А.,Ярыгин,О.Н.Компетентностный подход: проблемы терминологии // Вектор науки Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2011. № 2. С. 212-220.

4. Вострокнутов Е.В., Прошин И.А., Устино С.С. Развитие лидерских качеств бакалавров направления подготовки «Профессиональное обучение (по отраслям)» средствами учебных дисциплин // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2014. № 4. С. 71-74.

5. Беляева Н.В. Обоснование важности обладания профессионально-этическими качествами для менеджеров образовательных учреждений // Балтийский гуманитарный журнал. 2014. № 4. С. 43-46.

6. Воронин В.Н., Коростелев А.А. Системный подход к управлению качеством подготовки будущих специалистов // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2008. № S10. С. 25-32.

7. Атлягузова, Е. И. Формирование базовых компетенций студентов технического профиля (на примере изучения курса «Основы систем автоматизированного проектирования») : дис. ... канд. пед. наук / Е. И. Атлягузова. - Тольятти, 2011. - 135 с.

8. Гаврилова, М.И. Формирование базовых профессиональных компетенций бакалавров профиля «пищевая инженерия малых предприятий» на основе ком-петентностно-деятельностного подхода (на примере изучения курса «Органолептическая оценка пищевых продуктов»): дис. ... канд. пед. наук / М.И. Гаврилова. / - Тольятти, 2014. - 164 с.

9. Чернова, Ю. К. Квалитативные технологии обучения / Ю. К. Чернова. - Тольятти : Развитие через образование, 1998. - 149 с.

10. Иванова Т.Н. Теоретико-методологические подходы к изучению социально-трудовой мобильности и профессиональной ориентации молодежи // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2014. № 4. С. 28-30.

11. Иванова Т.Н. Конструирование региональной концептуальной модели социально-трудовой мобильности и занятости молодежи // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2014. № 4. С. 25-27.

12. Магомед-Эминов, М. Ш. Практикум по психодиагностике / М.Ш. Магомед-Эминов // Психодиагностические материалы. - М.: МГУ, 1988.

PERFORMANCE TECHNOLOGIES TRAINING FORMATION PROFESSIONAL COMPETENCE UNDERGRADUATE TOWARD CONSTRUCTION 270800

© 2015

I.N. Odarych, postgraduate

Togliatti State University, Togliatti (Russia)

Abstract. Effectiveness consideration of educational technology course in "Reinforced concrete and stone structures" identified on the basis of an experiment conducted with a limited group of undergraduate students in the direction of preparation 270800 Construction. We considered a representative sample, and projected figures for all categories of students. This approach is an effective means of testing the statistical hypothesis of pedagogical experiment. The experimental figures indicate that the technology of professional competence in teaching undergraduate students a significant influence on the formation and improvement of the professional work of the future engineers, to the active training system.

Keywords: technology training, technology education settings, the steps of the experiment, the results of study.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.