Научная статья на тему 'Результативность статодинамических упражнений в воспитании силовой выносливости юных кадетов на примере лыжной подготовки'

Результативность статодинамических упражнений в воспитании силовой выносливости юных кадетов на примере лыжной подготовки Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
205
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Л. И. Халилова, Л. В. Митенкова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Результативность статодинамических упражнений в воспитании силовой выносливости юных кадетов на примере лыжной подготовки»

Л. И. Халилова, Л. В. Митенкова

Результативность статодинамических упражнений в воспитании силовой выносливости юных кадетов на примере лыжной подготовки

Специфика лыжных гонок предъявляет высокие требования к организму юного спортсмена. Для преодоления дистанции в условиях сильно пересеченной местности лыжник должен обладать достаточной силой и мышечной выносливостью. Несомненно, что воспитанию силы необходимо уделять внимание с самого начала занятий кадетов лыжными гонками, поскольку от ее уровня зависит развитие и проявление целого ряда способностей будущих защитников. Очевидно, что результаты лыжников зависят не столько от развития абсолютной силы, сколько от длительности сохранения нужных усилий.

Современный лыжный спорт предъявляет к спортсмену значительные требования по развитию силовых и скоростных способностей.

По данным ряда исследований, уже к 15-17 годам мышечный аппарат считается функционально зрелым и достигает 50 % от массы тела. Следовательно, к этому возрасту развитие силы и связанных с ней способностей должно достичь высокого уровня.

Характерной особенностью мышечных действий в лыжных гонках является циклическая работа многих мышечных групп в течение длительного времени, которая происходит преимущественно в условиях аэробного процесса выработки энергии и зависит в значительной степени от функционального состояния сердечнососудистой и дыхательной систем, обеспечивающих организм кислородом. Поэтому при воспитании силы у юных лыжников особое внимание необходимо обращать на развитие силовой выносливости. Достаточно перспективным, на наш взгляд, методом развития силовой выносливости юных лыжников является круговой метод с использованием статодинамических упражнений.

Методы и организация исследования

Суть метода заключается в выполнении упражнений в преодолевающем и уступающем режимах без расслабления мышц. Упражнения выполняются медленно, с небольшой амплитудой в рабочих суставах, в результате чего напряженные мышцы сдавливают капилляры. Начинается локальная гипоксия с образованием в мышцах молочной кислоты. Упражнение выполняются до полного утомления. Время выполнения одного отдельного взятого упражнения обычно составляет 25-30 с, очень немногие юные спортсмены могут выдержать 35 сек.

В системе силовой подготовки юных лыжников могут найти применение самые различные методы и средства, а также использоваться разнообразные упражнения, отягощения и тренажеры, широко варьироваться параметры нагрузок и суммарный объем силовой работы. Однако следует отметить, что в доступной литературе по лыжному спорту лишь в работе В.И. Шапошниковой рассматриваются изометрические упражнения в тренировке юных лыжников [1; 2].

Задача исследования - выявить различия в эффективности круговой тренировки по методу интервального упражнения в динамическом и статодинамическом режимах у лыжников 14-16 летнего возраста.

Исследование проведено во время двух лагерных сборов кадетских классов СОШ № 145 г. Санкт-Петербург. В начале эксперимента провели соревнование по ОФП по следующим тестам: 1) поднимание и опускание туловища из положения лежа на спине за 1 мин - определяет силовую выносливость мышц брюшного пресса; 2) подтягивание на высокой перекладине - выявляет уровень развития силы и выносливости мышц сгибателей локтя, кисти, разгибателей плеча, депрессоров плечевого пояса; 3) отжимание на параллельных брусьях - определяет силу и выносливость мышц сгибателей локтя, кисти, разгибателей плеча, депрессоров плечевого пояса; 4) бег на лыжероллерах типа «Эльпекс» 1200 м по пересеченной местности классическими ходами - определяет интегральную подготовку лыжника (силовая выносливость мышц ног, рук и туловища).

По итогам первого испытания 12 лыжников, занявшие по сумме мест-очков четные места 2, 4, 6 и т. д., были определены в экспериментальную группу (ЭГ), занявшие нечетные места 1, 3, 5 и т. д. в контрольную группу (кг).

Обе группы занимались по единому плану, согласно своим возрастным особенностям, два раза в неделю (микроцикл) в первом мезоцикле и три раза - во втором мезоцикле. В занятия была включена круговая тренировка, состоящая из четырех упражнений:

1 - сгибание-разгибание рук в упоре лежа;

2 - из стойки ноги врозь, правая впереди, левая опускается до касания коленом опоры и возвращается в и.п., через 30 сек положение ног меняем;

3 - сгибание-разгибание рук в висе на высокой перекладине;

4 - из седа углом с поднятыми ногами под углом к туловищу, близкому к прямому, опускание и поднимание ног.

Кадеты КГ выполняли все упражнения в динамическом режиме с полной амплитудой, кадеты ЭГ в упражнениях 1 и 3 принимали и.п. в локтевых суставах близкое к 90° и очень медленно выполняли

сгибание и разгибание в пределах 20-30°. В упр. 2 амплитуда сгибания-разгибания ног у кадетов ЭГ приближалась к угловым характеристикам, характерным для фаз 3-4 попеременного двухшажного классического хода. В упр. 4 экспериментальная группа выполняла опускание-поднимание прямых ног в пределах 20-30°.

Режим круговой тренировки следующий: каждое упражнение выполняется 30 сек - отдых 60 сек, 3 раза подряд. После выполнения серии всех 5 упражнений (упр. 2 состоит из двух стоек с правой и левой ног) на которую затратили 22-23 мин, приступили к восстановительному бегу на пульсе 120-130 ударов в мин. Серия была выполнена в начале основной части тренировочного занятия.

На занятии 2 выполнили два полных комплекса с интервалом активного отдыха до 10 мин. На занятиях 3 и 4 также выполняли две серии, но отдых между упр. был сокращен до 50 сек. На занятиях 5 и 6 все повторили, но пауза отдыха составляла 45 сек.

После недели активного отдыха во втором мезоцикле выполнили 9 круговых тренировок, сократив интервал между упражнениями до 40 сек, а между сериями до 7 мин.

Результаты исследования

Результаты юных спортсменов возросли в обеих группах, но показатели ЭГ оказались существеннее. В упражнении 1 прирост результатов ЭГ составил 31,5 % против 15,5 % в КГ. В упражнении 2 14,0 % и 6,0 % соответственно, в упражнении 3 (брусья) 26,7 % против 14,6 % в КГ. Наименьший прирост выявлен в передвижении на л/роллерах в ЭК - 6,3 %, в КГ - 3,3 %.

Математико-статистическая обработка полученных результатов педагогического эксперимента не подтвердила достоверности отличий (<0,05) между КГ и ЭГ во всех упражнениях как до эксперимента, так и после. Такой результат мы можем объяснить недостаточным количеством испытуемых и большим разбросом индивидуальных показателей, что, естественно, даёт большую величину стандартного отклонения.

Однако отметим, что победа в соревнованиях по лыжным гонкам определяется не достоверностью различий, а секундами и их долями, что особенно важно в спорте.

Выводы

В результате проведенного эксперимента было выявлено следующее:

1. Статодинамический метод развития силовой выносливости для юных лыжников-гонщиков является перспективным.

2. Выполнение круговой тренировки в статодинамическом режиме оказало положительное влияние на результаты в лыжнорол-лерной подготовке.

Анализ научно-методической литературы по развитию силовых способностей у юных лыжников позволяет сделать заключение, что имеющиеся исследования показывают лишь направление, в котором должен двигаться тренер, проявляя творчество и поиск.

Список литературы

1. Шапошникова В.И. Многолетняя подготовка юных лыжников-гонщиков. -М.: Физкультура и спорт, 1968. - 140 с.

2. Шолих М. Круговая тренировка. Теоретические, методические и организационные основы использования физических упражнений в спортивной тренировке. - М.: Физкультура и спорт, 1966. - 184 с.

Е. М. Чепаков, Ю. М. Пахомов, Л. Ф. Осипова

Гимнастическая терминология в профессионально-педагогической деятельности специалистов по физической культуре

Создание гимнастической терминологии в нашей стране имеет давнюю историю. Еще в XVIII - начале XIX века в странах Западной Европы появились разные гимнастические системы: Ф. Амороса -во Франции, П. Линга и Х. Линга - в Швеции, Ф. Яна - в Германии, сокольская система гимнастики М. Тырша - в Чехии (О.И. Загревский, В.С. Шерин, 2013).

В то время автором перевода пособия «Курсъ Сокольской Гимнастики» Н.В. Манохиным (1917) было отмечено, что отечественные специалисты в основном использовали в своей работе сокольскую систему гимнастики, основанную Мирославом Тыршем. В 1862 г., профессор Пражского университета Мирослав Тырш со своими учениками разработал гимнастическую терминологию, используя слова родного чешского языка. Чешская терминология также имела ряд недостатков, например не определяла в достаточной степени смысловое содержание и характер гимнастических упражнений, однако это был уже большой шаг для обозначения (названия) значительной части гимнастических упражнений по конкретным признакам.

По мнению Н.В. Манохина (1917): «руководствоваться примером какой-либо иной терминологии кроме чешской, не приходилось, так как немецкая, французская и прочие не славянские терминологии являются преимущественно собранием случайных названий, не связанных ни логикой ни систематичностью и к тому же еще употребляемых в многочисленных вариантах, а славянская терминология (польская, сербская, словинская и пр.), построены по образу и подобию чешской (Тыршовой)». Так у турнеров, отмечает автор, имеются до 6-8 названий одного и того же упражнения, созданных и употребляемых различными авторами по разному.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.