с различным уровнем двигательной активности в различных условиях и режимах профессиональной подготовки.
4. Анализ результатов исследования позволил составить пособие «Моторная память и двигательные действия человека», которое было рекомендовано учебнометодическим объединением по медицинскому и фармацевтическому образованию вузов России в качестве учебного пособия для студентов медицинских вузов.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бароненко, В.А. Здоровье и физическая культура студента / В.А. Бароненко, Л.А. Рапопорт. - М. : Альфа-М, 2003. - 352 с.
2. Дубровский, В.И. Биомеханика : учебник для сред. и высш. учеб. заведений / В.И. Дубровский, В.Н. Федорова. - М. : ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. - 672 с.
3. Ильинич, В.И. Физическая культура студента и жизнь : учебник / В.И. Ильи-нич. - М. : Гардарики, 2007. - 366 с.
4. Кряжев, В.Д. Двигательные возможности человека: методологические аспекты развития, сохранения и восстановления // Теория и практика физической культуры. -2003. - № 1. - С. 58-61.
5. Мусина, С.В. Поиск путей повышения эффективности учебного процесса по физической культуре в вузах / С.В. Мусина, Е.В. Егорычева // Физическая культура и спорт в 21 веке : сб. науч. тр. - Волжский, 2006. - С. 238-240.
6. Холодов, Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. - М. : Академия, 2001. - 480 с.
Контактная информация: [email protected]
УДК 796.33+796-053.7
РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЮНЫХ ФУТБОЛИСТОВ ПОД ВОЗДЕЙСТВИЕМ УРОВНЕЙ РАЗВИТИЯ СПОСОБНОСТИ РАЦИОНАЛЬНО ДЕЙСТВОВАТЬ В ВЕРОЯТНОСТНЫХ
УСЛОВИЯХ
Виталий Валентинович Парамонов, преподаватель,
Волгоградская государственная академия физической культуры
Аннотация
В статье анализировалась значимость уровней развития способности рационально действовать в вероятностных условиях на показатели соревновательной деятельности юных футболистов и характеристики волевой игровой активности, что позволяло осуществлять правильный подбор звеньев состава футбольной команды, повышать результативность её игровой деятельности.
Ключевые слова: надежность, эффективность, технико-тактические двигательные действия, юные футболисты, соревновательная деятельность, способности, вероятностные условия.
PERFORMANCE OF THE COMPETITIVE ACTIVITY OF THE YOUNG FOOTBALL PLAYERS UNDER INFLUENCE OF THE LEVELS DEVELOPMENT TO ACT RATIONALLY IN PROBABLISTIC CONDITIONS
Vitaly Valentinovich Paramonov, the teacher,
Volgograd State Academy of Physical Education
Annotation
The article analyzes the importance of development of the levels of the ability to act rationally in probabilistic conditions on parameters of competitive activity of young football players and characteristics of volitional game activity that contributes to the proper selection of team link members and raises performance of game activity.
Keywords: reliability, efficiency, technical and tactical motion actions, young football players, competitive activity, capacities, possible condition.
ВВЕДЕНИЕ
На современном этапе развития футбола значительно увеличился объем двигательной активности, растут скорости перемещений игроков, увеличивается количество единоборств, сокращается время исполнения игроками технических приемов [1,3]. Наиболее успешно в игровой деятельности выступают футболисты, которые обладают высоким уровнем развития сенсорно-перцептивных возможностей («чувство мяча», «чувство соперника», «чувство длины передачи»), способностями рационально действовать в вероятностных условиях игровой деятельности [2].
Специалисты [2,3] полагают, что важно систематически ставить занимающихся в ситуации, требующие от них проявления быстроты реакции, сообразительности, находчивости, способности к экспромтным действиям, постепенно повышая объем специализированных упражнений в вероятностных условиях. В этой связи представляет интерес проблема формирования программы двигательных действий в вероятностных условиях.
РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
В ходе 56 официальных игр (для всех возрастных групп) в специально разработанные протоколы регистрировались игровые действия каждого футболиста. Нами изучалась взаимосвязь между показателями игровой соревновательной деятельности и характеристиками способности рационально действовать в вероятностных условиях.
У 11-12-летних футболистов установлено семь достоверных взаимосвязей между анализируемыми характеристиками, из них большинство (шесть) - при пятипроцентном уровне значимости. Наибольшая взаимосвязь показателей способности рационально действовать в изменяющихся условиях проявляется с характеристиками результативности штрафных одиннадцатиметровых ударов (r=-0,530) и голевых передач (r=-0,519), с количеством ошибок при ведении мяча (г=-0,465).
У 13-14-летних футболистов выявлено восемь (из 17 возможных) достоверных взаимосвязей, из них только одна - при однопроцентном уровне значимости. Вместе с тем, по большинству параметров соревновательной деятельности отчетливо выражено повышение значимости способности рационально действовать в вероятностных условиях. Голевые передачи (r=-0,527) и передачи мяча «на ход» (r=-0,474) наиболее взаимосвязаны с уровнем развития данной способности.
Количество передач мяча за игру, единоборств за мяч и ударов по воротам определяются у данного контингента в большей мере их техническими характеристиками. Напряженность встречи, характеризующаяся разницей между количеством забитых и пропущенных голов, также не зависит от уровней развития способности рационально действовать в вероятностных условиях у данного контингента юных футболистов.
У 15-16-летних спортсменов между анализируемыми показателями, с одной стороны, выявлено увеличение количества достоверных взаимосвязей, а с другой стороны, -повышение уровней их значимости (выделено четыре взаимосвязи при однопроцентном уровне значимости). Наибольшая значимость показателей способности рационально действовать в вероятностных условиях, выявлена при анализе следующих характеристик игровой соревновательной деятельности юных футболистов: результативность ударов по воротам (r=-0,540), голевые передачи (r=-0,534), обводка соперника (r=-0,530). Уровни сформированности этой способности у данного контингента не влияют на количество передач мяча в игре и на продолжительность ведения мяча.
У юных футболистов с возрастом повышается значимость взаимосвязи анализируемых показателей, увеличивается количество достоверных взаимосвязей. Наибольшая взаимосвязь характеристик способности рационально действовать в вероятностных усло-
виях выявлена при анализе показателей результативности ударов по воротам с игры и голевых передач.
Только количество различных передач во время игры и продолжительность ведения мяча у 11-16-летних футболистов в основном не взаимосвязаны с показателями способности рационально действовать в вероятностных условиях, хотя с возрастом выражена тенденция увеличения данных коэффициентов корреляции.
На основании проведенного анализа можно заключить, что способности рационально действовать в вероятностных условиях оказывают существенное влияние на показатели игровой соревновательной деятельности юных футболистов, значимость которых с возрастом существенно повышается. Это подтверждает взаимосвязь уровней развития способности рационально действовать в вероятностных условиях - сыгранное время (г=-0,546^-0,620). Тренеры футбольных команд чаще доверяли выступать игрокам, имеющим более высокий уровень сформированности способности рационально действовать в вероятностных условиях.
Результаты нашего исследования свидетельствуют о том, что индивидуальным атакам в процессе атакующих действий тяготеют юные футболисты, имеющие более высокий уровень технической и силовой подготовленности, а к групповым взаимодействиям - высокий уровень развития способности рационально действовать в вероятностных условиях. Выявлена зависимость между результатом игры и количеством применяемых групповых взаимодействий: напряженность игры предполагает устремление к командным действиям. В этой связи у юных футболистов важно формировать навыки быстрых и эффективных взаимодействий нескольких игроков.
По нашим данным, показатели «чувство времени», «чувство расстояния», «чувство мяча» также влияют на результативность игровых взаимодействий, эффективность игровой деятельности футболистов в вероятностных условиях. Юные футболисты, у которых способности, рационально действовать в вероятностных условиях менее сформированы, проявляются не стабильно.
Правильный подбор игроков по особенностям развития способности рационально действовать в вероятностных условиях (при должном уровне физической и технической подготовленности) существенно повышает эффективность групповых взаимодействий в игре. Участвуя в таких взаимодействиях, юные футболисты учитывают возможные действия партнера, принимают решение на основе прогноза наиболее вероятностных событий. В каждой игровой ситуации эффективное решение требует успешного управления системой из двух или нескольких игроков, где важно не только ситуативное мышление, но и предвосхищение, и продуктивное мышление.
Футболисты с высоким уровнем развития способности рационально действовать в вероятностных условиях эффективнее выполняет игровые приемы в условиях общего снижения уровня деятельности команды (36,6%), в условиях явного превосходства соперников (27,7%), после серии неудачных индивидуальных попыток (24,4%), а также действия с малой вероятностью успешного исхода (16,6%).
По отдельным характеристикам волевой активности (выполнение силового единоборства, выполнение действий в условиях возможного получения травмы) более высокие показатели получены у спортсменов со средним уровнем развития способности рационально действовать в вероятностных условиях. Футболисты с низким уровнем развития данной способности существенно уступали своим коллегам по анализируемым показателям игровой деятельности.
Полученные результаты свидетельствуют о том, что юные футболисты с различным уровнем развития способности рационально действовать в вероятностных условиях отличаются как по уровню, так и по характеру проявления волевой активности.
Материалы нашего исследования подтверждают высокую значимость учета уровней развития способности рационально действовать в вероятностных условиях у юных
футболистов в процессе их игровой деятельности.
Вывод. Уровни развития способности рационально действовать в вероятностных условиях оказывают существенное влияние на показатели соревновательной деятельности юных футболистов и характеристики волевой игровой активности, дают основание осуществлять правильный подбор звеньев состава футбольной команды.
ЛИТЕРАТУРА
1. Герасименко, А.П. Основы технико-тактического мастерства юных футболистов : учеб.-метод. пособие / А.П. Герасименко ; Волгоградская гос. акад. физ. культуры. - Волгоград : [б.и.], 2006. - 92 с.
2. Голомазов, С.В. Теория и методика футбола : техника игры / С.В. Голомазов, Б.Г. Чирва. - М. : ТВТ Дивизион, 2008. - 474 с.
3. Слуцкий, Л.В. Управление физической подготовкой футболистов на основе контроля соревновательной двигательной деятельности : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Слуцкий Л.В. - М., 2009. - 22 с.
Контактная информация: [email protected]
УДК 796:338.28; 796.078
ДИНАМИКА ПОКАЗАТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ И ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ У СТУДЕНТОК, ЗАНИМАЮЩИХСЯ ПО СТАНДАРТНОЙ ПРОГРАММЕ И ЗАНИМАЮЩИХСЯ ТАНЦЕВАЛЬНОЙ
АЭРОБИКОЙ
Марина Вадимовна Певнева, старший преподаватель, Ростовский-на-Дону институт физической культуры и спорта Кубанского государственного университета физической культуры, спорта и туризма (РИФКС КГУФКСиТ)
Аннотация
В статье показано, что занятия аэробикой позволяют более эффективно, чем занятия по стандартной программе, развивать у студенток силовую выносливость и гибкость и улучшать показатели деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Однако прироста показателей выносливости в беге и скоростно-силовых способностей в результате применения средств аэробики не обнаружено.
Ключевые слова: физическая подготовленность, студентки, стандартная программа, аэробика.
DYNAMICS OF THE INDICATORS OF PHYSICAL READINESS AND FUNCTIONAL CONDITION OF THE FEMALE STUDENTS INVOLVED IN THE STANDARD PROGRAM AND IN DANCING AEROBICS Irina Nikolaevna Pivneva, the senior teacher,
The Rostov-on-Don Institute of Physical Training and Sports of The Kuban State University of
Physical Training, Sports and Tourism
Annotation
The article shows that aerobics practicing contributes to more effective development of strength endurance and flexibility among the students than in case of standard program training application and improves indicators of functioning of cardiovascular and respiratory systems. However, the increase of the indicators of endurance in run and speed and power abilities as a result of application of means of aerobics has not been revealed.
Keywords: physical abilities, students, standard program, aerobics.
ВВЕДЕНИЕ
Проблема повышения уровня физической подготовленности остаётся одной из наиболее острых проблем физического воспитания студенческой молодёжи. Это под-