Научная статья на тему 'Результат оценки в структуре оценочных высказываний'

Результат оценки в структуре оценочных высказываний Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
315
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОГНИТИВНАЯ ЛИНГВИСТИКА / КОГНИТИВНЫЕ СТРАТЕГИИ / ОЦЕНКА / РЕЗУЛЬТАТ ОЦЕНКИ / ГЛАГОЛЫ МЕНТАЛЬНОГО ДЕЙСТВИЯ / COGNITIVE LINGUISTICS / COGNITIVE STRATEGIES / EVALUATION / RESULT OF EVALUATION / MENTAL VERBS

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Юлдашев Т. А.

Изучается проблема моделирования динамических когнитивных структур, а именно моделирование познавательно-оценочного действия. В качестве методики такой реконструкции предлагается анализ когнитивных характеристик глаголов ментального действия и изучение структурно-содержательных типов компонентов оценочных высказываний. Приводятся результаты анализа одного из таких компонентов результата оценки, представляющего собой особую значимость для целей моделирования когнитивных стратегий познавательно-оценочного действия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Result of Evaluation in the Structure of Evaluative Statements

The article deals with the problem of modeling of dynamic cognitive structures particularly modeling of cognitive-evaluative action. The author proposes analyzing the cognitive characteristics of mental verbs and examination of structural and contensive types of the components of evaluative statements as the methods of the research. The article shows the results of the analysis of one of such components the result of evaluation considered to be highly important for modeling of the strategies of cognitive-evaluative action.

Текст научной работы на тему «Результат оценки в структуре оценочных высказываний»

ФИЛОЛОГИЯ

Вестн. Ом. ун-та. 2014. № 3. С. 136-13B.

УДК B00 Т.А. Юлдашев

РЕЗУЛЬТАТ ОЦЕНКИ

В СТРУКТУРЕ ОЦЕНОЧНЫХ ВЫСКАЗЫВАНИЙ

Изучается проблема моделирования динамических когнитивных структур, а именно моделирование познавательно-оценочного действия. В качестве методики такой реконструкции предлагается анализ когнитивных характеристик глаголов ментального действия и изучение структурно-содержательных типов компонентов оценочных высказываний. Приводятся результаты анализа одного из таких компонентов -результата оценки, представляющего собой особую значимость для целей моделирования когнитивных стратегий познавательно-оценочного действия.

Ключевые слова: когнитивная лингвистика, когнитивные стратегии, оценка, результат оценки, глаголы ментального действия.

Одно из современных направлений лингвистики, когнитивная лингвистика, стремится разрешить проблему соотношения языка и сознания, через языковые формы реконструировать ментальные структуры, которые можно разделить на статические и динамические. К первым относятся знания - концепты, фреймы, их исследованием занимается концептология, ставящая своей задачей моделирование знаний. Под динамическими когнитивными структурами понимаются механизмы сознания, оперирующие статическими ментальными образованиями, к числу которых можно отнести когнитивные стратегии - «динамические структуры обыденного сознания, участвующие в процессах естественно-языковой категоризации бытия...» [1]. Если задачам моделирования концептосферы посвящен значительный объем современных исследований, то проблема познавательных стратегий на сегодняшний день остается менее затронутой.

К числу когнитивных стратегий относится также оценка - ментальный процесс определения ценностных свойств предметов и явлений. Несмотря на то что оценка нередко связана с эмоциональной сферой сознания и потому во многом определяется субъективными факторами, задачей этого ментального механизма следует признать именно познание. Субъективный (точнее говоря, субъектный) фактор проявляется в том, что человек познает свойства объекта не сами по себе, но по отношению к своим потребностям, желаниям и целям. Оценочное познание подразумевает способность человека обнаруживать эти отношения [2-5].

Предметы и явления, познанные в их отношении к потребностям субъекта познания, признаются им как обладающие положительной или отрицательной значимостью или не имеющие ценности. Сформированное в результате оценочной деятельности ценностное отношение субъекта к объекту является разновидностью знания, статическим ментальным образованием, и впоследствии может выступать в качестве ценностного ориентира, которым субъект руководствуется в своей деятельности по отношению к познанному объекту. Одна из функций познавательно-оценочной деятельности, таким образом, заключается в том, чтобы формировать в сознании человека ценностные ориентиры, которыми он руководствуется в своей жизни.

В речи особенности познавательно-оценочного действия отражаются в глаголах, анализ когнитивных характеристик которых позволяет до определенной степени реконструировать оценочную ситуацию, ее основными элементами являются агенс (субъект оценочного действия), ментальная операция, объект/пациенс, а также результат операции, в роли

© Т.А. Юлдашев, 2014

Результат оценки в структуре оценочных высказываний

137

которого выступает сформированное субъектом ценностное отношение к объекту. Подобную схему анализа предлагает Е.С. Куб-рякова на примере глаголов движения [6].

Наиболее полно ситуацию оценки отражают оценочные высказывания с глаголами ментального действия consider, judge, regard as, believe, find, имеющими структуру «субъект оценки - глагол оценочного действия -объект оценки - результат оценки»: ...I

consider you my very best mate...

Рассматриваемый в данной статье результат оценки часто занимает в высказываниях синтаксическую позицию аргумента при глаголе ментального действия и, как правило, вербализуется обще- или частнооценочными терминами - в большинстве своем именами прилагательными: good, bad, useful, pretty, cold и др. Этот компонент оценочной ситуации является центральным, смыслообразующим, так как вербализующий его элемент высказывания может выступать знаком всей оценочной ситуации в отсутствие каких бы то ни было других компонентов высказывания, таких как субъект, глагол ментального действия и объект: Great! Awesome! В русском языке аналогичным свойством обладают наречия с семантикой оценки: Восхитительно! Полезно! Холодно! Эта особенность объясняется тем, что результат оценки является последним звеном в соответствующей мыслительной операции, формирование которой завершает данный когнитивный процесс. В ряде случаев экспликация других компонентов оценочной ситуации может оказаться нерелевантной, и выражение оценки при помощи одного лишь оценочного термина нисколько не меняет смысл высказывания или коммуникативные намерения говорящего.

Самыми распространенными средствами объективации результата оценки являются инфинитив to be и соответствующий оценочный термин, выступающий в качестве его аргумента: ...cases which he judged to be appropriate... При этом инфинитив to be часто опускается (особенно в разговорной речи): I particularly found the Aldershot

method important... Кроме того, всё словосочетание, вербализующее результат оценки, может вводиться союзом as (если в позиции глагола оценочного действия находятся глаголы regard, consider, judge и в редких случаях find). В этом случае глагол to be приобретает форму герундия, но также может опускаться: None that I regard as (being) very useful.

Непосредственным экспонентом результата оценки, как правило, выступают имена прилагательные с соответствующей обще-или частнооценочной семантикой: But he also considered it important... Нередко в словосочетании, вербализующем ценностное отношение, присутствует имя существи-

тельное. В таких случаях оценочный термин выполняет также функцию атрибута при этом существительном (классификаторе): ...education is considered an important issue... Говорящий здесь не только производит оценку объекта, но и классифицирует его, относя к той или иной категории предметов, явлений и ситуаций.

Кроме того, само словосочетание, выражающее результат оценки, может присоединяться к инфинитиву не как прямое дополнение, а через предлоги:

...the existing building construction was found to be generally in good condition.

Менее распространенным способом объективации результата оценки является использование в этой позиции существительного с оценочной семантикой. При этом под термином «оценочный» здесь понимается не коннотация лексемы, а соответствие его лексического значения значениям тех или иных обще- или частнооценочных терминов. Такие существительные синонимичны оценочным терминам, но отличаются от них своим грамматическим значением:

There have been approaches by several institutions but we are not considering new ventures as a priority...

To summarize, Davis and Moore regard social stratification as a ‘functional necessity" for all societies.

Как правило, такие существительные можно заменить соответствующими прилагательными без существенной потери смысла высказывания:

There have been approaches by several institutions but we are not considering new ventures as important...

To summarize, Davis and Moore regard social stratification as ‘functionally necessary" for all societies.

Существуют и более сложные способы вербализации результата оценки, как, например, использование в этой позиции глаголов с соответствующими аргументами, называющих некоторые процессы, свойства или состояния объекта оценки:

District nurses are considered to have an important role in the effective assessment.

С формально-синтаксической точки зрения в таких высказываниях непосредственным объектом оценки является классификатор при оценочном термине (атрибуте), в данном случае - классификатор role. Однако со смысловой точки зрения реальным объектом оценки выступает слово или словосочетание, занимающее позицию прямого дополнения к глаголу оценочного действия, - district nurses. Как правило, такие высказывания также можно преобразовать в высказывания с оценочным термином в позиции результата оценки:

PLA2... is considered to play a key part in the production of inflammatory mediators. —

138

Т.А. Юлдашев

PLA2... is considered to be very important

for the production of inflammatory mediators.

Один из наименее частотных способов объективации результата оценки можно назвать окказиональным, при котором говорящий выражает свое отношение к объекту оценки, используя лексические единицы, приобретающие оценочное значение или актуализирующие оценочные коннотации только в данном контексте:

.famous historical figures who, because of their accomplishments, can be judged outstandingly creative.

The aim of all schools of initiation the world over has always been to guide a human mind from an ordinary state of consciousness which is considered as a conscious state of ignorance or illusion...

Существование данного способа объективации оценки указывает на значительную степень диффузности функциональносемантического поля оценки, что проявляется в возможности передавать ценностное отношение средствами, не имеющими такой функции в качестве первичной.

Значение лексем, называющих результат оценки, может быть модифицировано при помощи наречий. В большинстве случаев модификация выражает интенсивность соответствующего ценностного признака:

The reason for considering such a policy to be absolutely crucial...

She was once considered one of the world's most beautiful women...

В других случаях модификация может выступать в качестве указания на точку зрения, с которой производится оценка, и вербализуется как наречием, так и словосочетанием с предлогом:

Indeed, it is possible that clinicians would treat cases which they find particularly interesting or challenging from a clinical viewpoint...

Early detection of cancers is widely regarded as clinically important...

Перечисленные выше способы вербализации результата оценочной деятельности, безусловно, не претендуют на описание всех возможностей языка в этом функционально-семантическом поле - прежде всего потому, что материал данного исследования ограничен лексико-грамматической конструкцией «субъект - глагол оценочного действия - объект - результат оценки.». Выбор в качестве предмета исследования именно этой конструкции продиктован тем, что через анализ высказываний позволяет до определенной степени восстановить структуру оценочной ситуации и когнитивные стратегии оценочного действия.

Для этих целей необходимо исследовать те корреляции, которые обнаруживаются между структурно-содержательными типами результата оценки (частнооценочные значения) и типами других компонентов оценочных высказываний. Выявленные таким образом закономерности можно использовать как основание для реконструкции познавательно-оценочного действия как динамической когнитивной структуры.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Галич Г. Г. Когнитивные стратегии и языковые структуры. Омск : Изд-во Ом. гос. ун-та, 2011. С. 210.

[2] Брожик В. Марксистская теория оценки. М., 1982. М. : Прогресс, 1982. С. 68.

[3] Кислов Б. А. Проблема оценки в марксистско-ленинской философии (Вопросы теории и методологии). Иркутск : Изд-во Иркут. ун-та, 1985. С. 19-20.

[4] Коршунов А .М. Социальное познание, ценность и оценки // Философские науки. 1977. № 6. С. 56.

[5] Коршунов А. М. Отражение, деятельность, познание. М. : Политиздат, 1979. С. 150, 152.

[6] Кубрякова Е. С. Глаголы действия через их когнитивные характеристики // Логический анализ языка. Избранное. 1988-1995. М. : Ин-дрик, 2003. С. 439-446.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.