А. Н. Аутлева
(Майкоп)
РЕЗОНАНСНАЯ СТРАТЕГИЯ В СИСТЕМЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ В УСЛОВИЯХ ПОЛИКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА
В статье экологическая социализация в условиях поликультурного образовательного пространства представляется как резонансная система. Показано, что резонансная стратегия является условием либерализации образования, обеспечивающего усиление социализирующей функции школы.
Российская система образования требует инновационных подходов к достижению эффективной подготовки личности, обладающей необходимыми компетенциями в области экологии как междисциплинарной науки. Новые требования к личности в сложившейся экологической, социальной, культурной ситуации предполагают выход за рамки традиционной практики экологического образования в школе и преодоление предметнодисциплинарной разрозненности, оторванности от реальной жизни ребенка, игнорирования личного опыта отношения к окружающей природе. Развитие образовательного пространства, если исходить из его парадиг-мального основания, связано с проявлением закономерностей общественного развития, которые существуют в условиях интеграции различного уровня взаимодействия философских концепций, моделей жизни, ценностей, установок и т.д., реализуемых в едином пространственно-временном контексте. Синергетическая парадигма И. Пригожина, И. Стен-герса нацеливает на совершенно новую трактовку взаимоотношений человека и природы, характеризующую их как «равных субъектов», в диалоге человека и природы, она «приводит к новому диалогу человека с самим собой и с другими людьми» [6].
Принятие человеком социальных норм поведения как фактора становления целостной личности приобретает характер не только тенденции, но и традиций. Становится очевидной необходимость создания системы общественных институтов, в которой общеобразовательная школа, обладающая широкими возможностями в организации образа
жизни детей, устанавливает продуктивные связи с другими институтами социальной жизни, обеспечивая насыщение воспитательного пространства экологическими императивами, экологическими знаниями, моделями поведения как этическими нормами жизни. Синтез двух явлений - экологической социализации и поликультурного образовательного пространства - выводит данную проблематику на уровень таких доминантных идей современной стратегии образования, как идея экологизации образовательного пространства, идея воспитания рациональной (экономичной] личности в природе, идея поликультурности, идея диалога культур в контексте образовательного пространства. В повседневной жизни каждый человек ежедневно сталкивается с необходимостью выбора. В этой связи осознание и решение проблем в системе «человек - природа - общество» возможно через актуализацию этнических культур в процессе межкультурного взаимодействия. Выявление инвариантных составляющих этнических норм, регламентирующих поведение человека в природе, становится основанием для диалога культур в процессе экологической социализации. Иногда взаимодействие субъектов поликультур-ного пространства сводится к образованию пограничных культурных новообразований, являющихся следствием «наложения» как индивидуальных, так и этнических ценностей личности. Но в целом эти ценности в личности интегрированы, обуславливая её нравственную сущность. Таким образом, в поли-культурном пространстве возникает прецедент провозглашения новых экологических
норм, принципов, стереотипов поведения, обычаев и традиций, опирающихся на экологическую этику.
Многообразие культур в обществе представляется условием устойчивости мира, аналогично тому как многообразие видового состава является условием устойчивости биосферы. В этой связи признание поликультурности образовательного пространства его сущностной характеристикой свидетельствует о его перманентной уникальности: взаимодействие разных этнических групп в образовательном пространстве обеспечивает неповторимый рисунок, «мозаику» культурной картины.
Обретение культурной идентификации является одним из условий формирования не только внешнего поликультурного пространства, но и становления внутреннего пространства личности. Идеи М. М. Бахтина и В. С. Библера о том, что культура может жить и развиваться только на грани культур, в диалоге с другими культурами, позволяют полагать, что образовательное пространство не может не быть поликультурным. В контексте обсуждаемой темы поликультурное образовательное пространство реализуется через признание человеческой (индивидуальной] и национальной, этнической культуры фактором экологической социализации, которую необходимо осуществлять в контексте диалога культур.
В понятийно-категориальный аппарат педагогической науки вводится авторское определение понятия «экологическая социализация». Экологическая социализация - это процесс освоения личностью культурных моделей поведения, отношений, ценностей, обеспечивающих гармонизацию в системе «человек - природа - общество». Экологическая социализация направлена на формирование самоактуализирующейся личности, которая, овладев экологическими нормами культуры и социальными ролями, приобретает способность к активному влиянию на социокультурную среду с точки зрения экологических императивов.
Экологическая социализация в поликуль-турном образовательном пространстве органично встроена в контекст бытия, жизнедеятельности семьи, рода, этноса. Формирование личностных качеств человека непосредственным образом зависит от степени освоения им элементов «своей» культуры, из которых
главными для него выступают ценности и нормы жизни.
Вместе с тем экологическая социализация в поликультурном образовательном пространстве предполагает поиск нового соотношения традиции и инновации в этнических культурах при изучении проблем взаимодействия человека и природы.
Сложная, многоуровневая и полисубъект-ная система экологической социализации может быть раскрыта на основе нового парадиг-мального подхода в гносеологии - идеи многомерности объектов исследования и поли-парадигмальности как новой модели современного образования.
Моделирование экологической социализации осуществляется на основе идеи конструирования гносеологических моделей многомерных систем - «перспективной» (Х. Ортега-и-Гассет); «синергетической» (И. Приго-жин, И. Стенгерс, Г. Хакен]; модельно-резонансной версии (М. А. Дрюк]. Согласно теории «перспективизма» X. Ортеги-и-Гассета, «каждый человек в силу своей индивидуальности избирательно воспринимает определенный аспект, «организуя» так называемую индивидуальную «перспективу» [4]. Признавая значимость каждой отдельной «перспективы» в общем процессе познания истины, X. Ортега-и-Гассет утверждал, что существуют постоянные, общие, не зависящие от позиции субъекта характеристики предмета и их отношения, «которые позволяют связать в единую объективно обусловленную систему различные аспекты объекта и создают собственно возможность существования различных «точек зрения» субъекта» [4].
И. Пригожин ввел систему «нелинейного мягкого управления», основывающегося на поиске резонансных зон - на практике «типологически выверенного «укалывания» среды в нужное время и в нужном месте» (Е. Н. Князева].
Полисубъектность, многомерность процессов, пространственная протяженность, сенситивность влияния агентов социализации на личность - характерные признаки синергетического подхода к рассмотрению механизмов экологической социализации. По определению Т. И. Шамовой, резонанс - «это физический термин, предложенный для отображения интенсифицирующих воздействий педагога на ребенка: для того, чтобы интенсифицирующее воздействие было резонанс-
ным, необходимо адекватное согласование воздействий с субъектным опытом ребенка» [5, с. 80].
Резонансом в физике принято называть явления резкого усиления отклика динамической системы на внешнее воздействие, когда его частота сравнима с частотой либо с совокупностью частот собственного колебания самой системы. В гуманитарных социальных системах - сложных, открытых, неравновесных, нелинейных - резонанс сохраняет свою сущностную особенность физического явления как идентификационная его характеристика. При этом нелинейность развития системы экологической социализации, ситуации флуктуации как моменты сомнения, колебания личности в процессе её самоорганизации, экзистенциальное напряжение в образовательном пространстве, периодичность малых воздействий - все это факторы, обуславливающие неопределенность вектора направления системы. Осуществляя выбор дальнейшего пути, субъект ориентируется на собственный вектор, определяемый внутренними свойствами личности, на ментальные, ценностные, доминантные идеи пространства.
В качестве технологических приемов в проектировании модели - системы экологической социализации - выделяем резонансное воздействие и резонансное возмущение. Резонансное воздействие отличается от непосредственного воздействия на личность воспитуемого методами нелинейного управления сложными системами, находящимися в состоянии неустойчивости; «управлять, не управляя: малым резонансным воздействием подтолкнуть систему на один из собственных и благоприятных для субъекта путей развития, тем самым обеспечить самоуправляемое и самоподдерживаемое развитие» [6].
В условиях повседневной жизни в личности формируются доминантные идеи, имеющие как положительное, так и отрицательное значение. Цельная система общественной жизни вступает в резонанс с личностью в условиях естественной (стихийной] социализации в том случае, если доминантные идеи общества находят отклик в личности ребенка. Но напомним, что эти идеи могут соответствовать этическим нормам или входить с ними в явное противоречие, обеспечивая резонирование в отрицательном смысле. В этом случае административно-командная управ-
ленческая система способна привести как к позитивному, так и к негативному эффекту. Сложение позитивных (с точки зрения этических норм] резонансных воздействий приводит к образованию положительных мотивов, установок личности. Нарушение нормы поведения личностью является, как правило, следствием негативного резонансного воздействия воспитания или одного доминирующего фактора в социальной среде.
Исходя из резонансной стратегии, которая связана с потенциальными ресурсами среды (событий], становится возможной (или невозможной] передача педагогу функций управления личностью школьника, и по мере освоения этих функций дети становятся все более способными к самоуправлению. Приняв за основу синергетический принцип управления индивидуальным внутренним субъективным пространством саморазвития личности, педагог прогнозирует развитие этой системы через опосредованное взаимодействие с отдельными элементами её, влияя на становление субъектности ребенка через «резонансные зоны».
Если понимать резонанс с точки зрения иррационального, то это «отклик» - особенные факторы, способы, содержание воздействия для инициаций цепной реакции, долговременность и эффективность которых обусловлены этнической идентичностью личности школьника: «что ближе душе», «ближе к проповедуемым культурным ценностям», соответствует традициям, обычаям, стереотипам и т.д. Неопределенность присутствует при прогнозировании силы воздействия и взаимодействия между субъектами и субъектами и объектами, которые могли бы привести к «должному».
Резонанс кроме физической составляющей содержит «эмпатийный» элемент; любые «возмущения», «флуктуации» в образовательном пространстве при условии совпадения так называемых «резонансных зон» между элементами резонансной системы могут привести к согласованной интеракции факторов, оказывающих воздействие на школьника. Если это утверждение перенести в условия заданной темы, речь идет о том, что процесс экологической социализации сводится к конструированию нового опыта на основании актуализации и реконструкции опыта имеющегося. Это связано с включением личности в События, поддерживающие и усили-
вающие резонанс за счет когнитивного и рефлексивного принятия личностью таких форм взаимодействия.
Резонансная система обладает структурой, имеющей определенные механизмы существования, принципы организации, при этом её устройство линейно не детерминировано, а синергетически обусловлено.
Между тем идея резонансной стратегии в педагогической науке и практике не нова. В педагогических системах и опыте В. Н. Со-роки-Росинского, А. С. Макаренко, С. Т. Шацкого, М. М. Пистрака и зарубежных авторов -Дж. Дьюи, У. Х. Килпатрика, С. М. Ривеса и др. - демонстрируются различные вариации резонансного механизма: «согласованные возмущения», «согласованная интеракция факторов, оказывающих на школьника воздействие», «опосредованность воздействия», «флуктуации, приводящие к бифуркации как системному эффекту». С. Т. Шацкий исследовал законы формирования детского коллектива и влияния среды на становление и развитие детской индивидуальности. «Только при условии тесного сотрудничества с населением и общественными организациями школа может эффективно решать воспитательные задачи. Изменение факторов воспитания, - писал С. Т. Шацкий, - производится деятельностью среды при организующей работе школы. Результатом такой работы должны быть режимы детского поведения по отношению ко всем естественным факторам воспитания - теплу, свету, воздуху, сну, пище, одежде, изменениям физического состояния» [7, с. 154].
Школа Дж. Дьюи - это «кооперативное общество небольшого масштаба, осколок социальной структуры» [8]. Задача школы заключалась в том, чтобы дать детям возможность накопить успешный опыт жить в сотрудничестве, «в кооперативной интеграции». Для раскрытия имманентных и сущностных человеческих сил, по его мнению, «школа обязана быть упрощенной, но точной моделью жизни» [8]. Средовой подход к воспитанию в современной педагогической науке и практике расширяется на основе новых методологических подходов и функционально-структурной и синергетической модели управления.
В современных социокультурных условиях роль школы, акценты её возможностей, механизмы взаимодействия с другими институтами социализации существенно измени-
лись. Школа, инициирующая единонаправ-ленность воспитательных воздействий, вызывает эффект резонанса в процессе моделирования образовательного пространства в случае вовлечения агентов социализации в процесс актуализации экологических и этнических ценностей в образе жизни.
Резонансная стратегия служит условием расширения альтернативного образования и его новой либерализации, становится механизмом изменения образования в мире. Привнесение резонансного механизма в образовательное пространство можно было бы квалифицировать с точки зрения синергетики как бифуркацию, поскольку он открывает новые базовые возможности образовательного учреждения, определяет принципиально иные стратегические, функциональные роли и взаимодействия субъектов образовательного пространства.
Вместе с тем не все факторы, оказывающие эффект резонанса, всегда управляемы школой, некоторые из них регулируются политическими средствами государства и др. Несмотря на это, при конструировании образовательного пространства создание резонанса возможно в случае изменения не только параметров системы, но и её подсистем. Поэтапно раскрывая систему экологической социализации личности, резонансная стратегия характеризует условия осуществления её реализации: уровень эмоционального напряжения в образовательном пространстве, глубина (степень] включенности субъектов в События, эмпатийные свойства субъектов, принятие ими транслируемых в образовательном пространстве ценностей в условиях диалога культур. Образовательное пространство - это резонансное поле, при этом определяющую роль играют такие характеристики пространства, как его протяженность, насыщенность событиями, насколько разные пространства (предметное, субъектное, информационное и т.д.], единонаправленно воздействуя на личность, могут её «захватить». Здесь «отклик» выступает точкой толерантности между субъектами, а ритмичность движения, «согласованность движения» субъектов представляется интеракцией.
Экологическое воспитание и образование, как подсистемы целостной системы экологической социализации, упорядочивают образовательное пространство, обладая возможностью популяризировать экологические
ценности, взгляды, представления, установки на этапах экологической социализации личности. Если следовать традиционным механизмам социализации (по концепции А. В. Мудрика], активизация пространства (субъектного, информационного, предметного, поведенческого, событийного и др.] становится тем условием, которое позволяет школе выступать инициатором резонансной системы. Нельзя предугадать степень воздействия на личность таких агентов социализации, как СМИ, интернет и другие медиатехнологии с точки зрения их эффективности в экологической социализации. Их функции, место и роль в процессе социализации в целом и на этапах онтогенеза, с одной стороны, не только дополняют друг друга, а с другой - в той или иной мере рассогласованы и даже противоречат друг другу. Резонансная стратегия, пронизывая все остальные механизмы взаимодействия, объединяет их в субъект-субъ-ектные и субъект-объектные отношения в условиях экологической социализации в поли-культурном образовательном пространстве через диалог культур, опытообразование и педагогическую поддержку. Таким образом, резонанс возможен в процессе продуктивного взаимодействия, например, в диалоге культур, который представляется результатом межкультурного взаимодействия в условиях поликультурного пространства.
Деятельность школы по созданию резонансной системы учитывает жизненный опыт ребенка, его возрастные особенности, «связывается» с тремя сферами среды, где проходит процесс экологической социализации: семьей, друзьями, городом (место, где живет], каждая сфера обладает своим специфическим инструментарием воздействия на ребенка для конструирования резонансной системы.
Педагогические условия конструирования резонансной системы в процессе экологической социализации личности в условиях по-ликультурного образовательного пространства:
1. Обеспечение единства направлений воздействия и целевых установок агентов социализации: единства педагогических целей семьи, школы, социального окружения. В по-
ликультурном образовательном пространстве система экологической социализации начинает «функционировать» в условиях актуализации этнических традиций, обычаев, народных праздников, сохраняющих нравственные императивы отношения человека к природе, раскрывающих экономичные способы взаимодействия с окружающей природой при участии всех компонентов системы.
2. Выбор сенситивного периода организации воздействия на основании изучения закономерностей экологической социализации личности. Каждый возрастной этап - это самостоятельный, самоценный способ организации сознания и мышления ребенка, особый мир, особое субъективное пространство, формирующееся в данном возрасте. Это пространство как целостность в последующем развитии ребенка вступает в диалог с другими его пространствами, другими мирами, создавая условия его бытия.
3. Привлечение возможно большего числа агентов экологической социализации: дополнительное образование, семья, общественные и культурные организации, комитет по туризму, министерство по экологии и природным ресурсам, национальный музей, национальная библиотека, кавказский государственный заповедник и др.
4. Обеспечение избыточной информации по экологическим проблемам (рекламы, акции, фестивали, праздники и т.д.] в границах образовательного пространства.
Система экологической социализации направлена на конструирование резонансного поля, насыщенного актуализированными этнокультурными ценностями, представлениями, знаниями, обеспечивающими создание новой стратегической модели жизни, соответствующей экологическим принципам, экологически целесообразным способам поведения, отношения и т.д.
В современных условиях выживание человечества во многом зависит от становления мировой экологической культуры, сочетающей в себе ценности национальных культур с общечеловеческими ценностями. Основанием единения многообразных культур могут служить идеалы устойчивого развития общества.
Литература
1. Дрюк М. А. Современные концепции многомерности как новой парадигмы мышления // Вестник Моск. ун-та. - Серия 7: Философия. - 2002. - №2. - С. 30.
2. Пирс Ч. С. Избранные философские произведения. - М., 2000. - 411 с.
3. Дрюк М. А. К вопросу о построении многомерной концепции человека. Модель - резонансный подход // Философские исследования. - 1998. - №1. - С.16 - 27
4. Ортега-и-Гассет Х. Эстетика. Философия культуры. - М., 1991. - 500 с.
5. Шамова Т. И. Управление образовательным процессом в адаптивной школе. - М.: Педагогический поиск, 2001. - 384 с.
6. Князева Е. Н. Синергетический вызов культуре / Московский международный синергетический форум [Электронный ресурс]. - URL: www/iph/ras/ru/ (дата обращения 05.05.2010].
7. Шацкий С. Т. Избранные педагогические сочинения: в 2 т. Т. 1 / под ред. И. И. Кузина, М. Н. Скаткина, В. Н. Шацкой. - М.: Педагогика, 1980. - 304 с.
8. Дьюи Дж. Введение в философию воспитания. - М.: Изд-во ЦК Всерос. Союза работников просвещения, 1921. - 62 с.