Научная статья на тему 'Концептуальные основы резонансно-синергетической модели (рсм) экологической социализации личности в условиях поликультурного образовательного пространства'

Концептуальные основы резонансно-синергетической модели (рсм) экологической социализации личности в условиях поликультурного образовательного пространства Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
126
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ / РЕЗОНАНСНО-СИНЕРГЕТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ (РСМ) / ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / RESONANT AND SYNERGETIC MODEL (RSM) / ECOLOGICAL SOCIALIZATION OF A PERSONALITY / POLYCULTURAL EDUCATIONAL SPACE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Аутлева Асиет Нурбиевна

Описываются теоретические и методологические, концептуальные основы резонансно-синергетической модели (РСМ) экологической социализации личности в условиях поликультурного образовательного пространства как самоорганизующейся системы. Раскрываются функциональные и операциональные компоненты, приводящие к эффекту самоорганизации при резонансном их взаимодействии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Аутлева Асиет Нурбиевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

There is discussed the theoretical and methodological, conceptual foundations of the resonant and synergetic model (RSM) of ecological socialization of a personality in the conditions of polycultural educational space as a self-organizing system, revealed the functional and operational components, their resonant interaction leads to the effect of self-organization.

Текст научной работы на тему «Концептуальные основы резонансно-синергетической модели (рсм) экологической социализации личности в условиях поликультурного образовательного пространства»

3. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка. М.: Изд-во «Институт практической психологии», 1997.

4. Спиридонова С.Б. Исследование возрастных особенностей самопознания школьников // Изв. Волгогр. гос. пед. ун-та. Сер. «Педагогические науки». 2008. № 9 (33). С. 237240.

5. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2003.

6. Livesley, W.J., Bromley, D.B. Person perception in childhood and adolescence / W.J. Livesley, D.B. Bromley. London, N. Y., J. Wiley, 1973.

* * *

1. Bodalev A.A. Lichnost i obschenie: izbr. tr. M.: Pedagogika, 1983.

2. Kolominskiy Ya.L. Psihologiya vzaimo-otnosheniy v malyih gruppah: obschie i vozrastnyie osobennosti. Minsk: Izd-vo BGU, 1976.

3. Lisina M.I. Obschenie, lichnost i psihika rebenka. M.: Izd-vo «Institut prakticheskoy psihologii»,

1997.

4. Spiridonova S.B. Issledovanie vozrastnyih osobennostey samopoznaniya shkolnikov // Izv. Volgogr. gos. ped. un-ta. Ser. «Pedagogicheskie nauki». 2008. № 9 (33). S. 237-240.

5. Rubinshteyn S.L. Osnovyi obschey psihologii. SPb.: Piter, 2003.

6. Livesley, W.J., Bromley, D.B. Person perception in childhood and adolescence / W.J. Livesley,

D.B. Bromley. London, N. Y., J. Wiley, 1973.

Age peculiarities of development of a coeval’s image at primary school pupils

There is analyzed the issue of development of a coeval’s image of in the ontogenesis. There are considered the level characteristics of a coeval’s image at primary school pupils. There are represented the results of the research of coeval’s image peculiarities at primary school pupils.

Key words: a coeval’s image, self-actualization, subject and object judgements, level of development of a coeval’s image, primary school pupils.

А.Н. АУТЛЕВА (Майкоп)

концептуальные основы резонансно-синергетической модели (рсм) экологической социализации личности в условиях поликультурного образовательного пространства

Описываются теоретические и методологические, концептуальные основы резонансно-синергетической модели (РСМ) экологической социализации личности в условиях поликультурного образовательного пространства как самоорганизующейся системы. Раскрываются функциональные и операциональные компоненты, приводящие к эффекту самоорганизации при резонансном их взаимодействии.

Ключевые слова: экологическая социализация личности, резонансно-синергетическая модель (РСМ), поликультурное образовательное пространство.

Реакцией на ухудшение глобальной экологической ситуации являются консолидация государствами усилий на международной арене, ориентация геополитики на решение экологических проблем, наделение экологическими функциями авторитетных международных институтов и организаций. Тем не менее, несмотря на современные позитивные изменения в области охраны окружающей среды, общество приходит к осознанию того, что международные институты и органы государственной власти в отрыве от поддержки широкой общественности не способны изменить негативную динамику глобальной экологической ситуации. Эти проблемы вызывали большую озабоченность у академика Н.Н. Моисеева [2], который много писал о необходимости коренных изменений в области потребностей человека, которые влекут за собой изменения моральных основ общественного бытия. По мнению автора, решение такой стратегической задачи требует интеграции специалистов в разных областях, участвующих «в разработке конкретных механизмов воздействия на форми-

© Аутлева А.Н., 2013

рование новых потребностей человека, его духовного облика» [2, с. 5].

Теоретическими предпосылками построения резонансно-синергетической модели экологической социализации личности в поли-культурном образовательном пространстве явились теории, концепции, посвященные исследованию естественных (собственно биологических), социально-коммуникативных, химических, физических, информационных и других систем, которым свойственен резонансный механизм в силу их открытости, неравномерности, нелинейности. Поэтому для описания таких систем применимы синергетические законы, объясняющие феномен их существования.

Моделирование экологической социализации личности в поликультурном образовательном пространстве позволило исследовать ее как резонансно-синергетическую систему на основе интеграции идей К. Левина (теория социальных полей), Е.Н. Князевой (концепция синергетики), л. Полинга (теория химического резонанса), М.Н. Дрюк (концепция модельно-резонансного подхода в химии), И.В. Солововой (теория информационного резонанса), А.Ю. Склярова (философское обоснование резонансно-диссонансного взаимодействия как аналога материального электромагнитного взаимодействия). Такие модели обнаруживают некий общий, хотя и не единственный, алгоритм многомерного мышления.

М.А. Дрюк [1], анализируя современные гносеологические концепции, приходит к выводу, что одной из знаковых аспектов новой парадигмы мышления является многомерность, или «ипостась» (В.Л. Алтухов), в противовес ранее известным принципам ее изучения: интервальности (Ф.В. Лазарев, В.Н. Са-гатский); дополнительности (Н. Бора, Ж. Деррида) и др.

Данный стиль научного мышления (М.А. Дрюк, В.А. Алтухов), основанного на идеях нелинейности и глобального эволюционизма, позволяет моделировать открытую неравновесную систему, описывать структурные, функциональные ее свойства в процессе коэволюционного развития человека и природы. Модельное описание любой системы как объекта исследования всегда сталкивается с необходимостью уточнения гносеологической парадигмы, обусловливающей все последующие операции, действия, сопровождающие данный процесс.

Следовательно, и согласованные действия людей также могут быть названы резонансными.

Bместе с тем синергетика помогла нам выделить их инвариантные сущности, которые явились базовыми условиями при конструировании резонансно-синергетической модели экологической социализации личности в условиях поликультурного образовательного пространства. Таким инвариантным свойством системы явилась резонансная природа любой открытой неравновесной системы. Причем физическая природа резонанса как идентификационная характеристика его механизма проявляется в пространственном, информационном, химическом, коммуникативном, общественном аспектах.

Bместе с тем экологическая социализация личности представляется как система открытая и закрытая, в которой действуют как детерминистские закономерности, так и стохастические проявления. Bœ развитие этой системы зависит от внешних и внутренних факторов, однако ее эффективность и функциональность в качестве самоорганизующейся системы будет определяться превалированием внутренних факторов над внешними управляющими воздействиями.

B резонансно-синергетической модели как самоорганизующейся системе функциональные и операциональные ее составляющие при кооперативном взаимодействии обеспечивают процесс самоорганизации. При этом особое внимание мы обратили на создание условий для максимальной эффективности этой модели в процессе экологической социализации личности на основе включения социальных институтов в поли-культурное образовательное пространство школы.

РСМ требует целостных фундаментальных научных знаний, раскрывающих различные аспекты системы «человек - природа - общество»: это экологические знания, представления, сведения, нормы, традиции, обычаи, которые заключены в этнокультурном опыте народов; их актуализации в освоении субъектами поликультурного образовательного пространства. Управление и самоуправление в рСм, формирование у обучающихся умений и потребности руководствоваться системой междисциплинарных этно-экологических знаний - все это использовалось нами как методологические, теоретиче-

S6

ские, технологические средства для целостного исследования поставленной педагогической проблемы.

Строение целостного процесса в системе РСМ экологической социализации личности в условиях поликультурного образовательного пространства представлено междисциплинарными связями ее компонентов с максимальной степенью их единства. Такое строение модели с позиций синергетического подхода требует учета множественных влияний (внутренних и внешних) на развитие всей системы, учета ее целостности и функциональной направленности на формирование экологической культуры личности, саморазвитие и самоорганизацию обучающихся в деятельности.

С этой целью в РСМ были выделены концептуально-целевой, проектировочно-технологический, процессуально-деятельностный и оценочно-рефлексивный блоки.

Базовыми синергетическими идеями, которые способны эффективно содействовать экологической социализации личности, являются:

- системное взаимодействие школы, образовательного пространства с социумом (среда);

- когерентное взаимодействие всех подсистем как внутри образовательного пространства (учебного, воспитательного блоков), так и в условиях включения социальных институтов в поликультурное образовательное пространство (обогащение пространства);

- конструктивная роль кризисов (хаоса) в самоорганизации систем и их развитии;

- невозможность жесткого управления сложной самоорганизующейся системой;

- способность к самоорганизации любой сложной открытой системы образования.

Концептуальными положениями исследования явились следующие.

1. Синергетическая идея самоорганизации личности в процессе экологической социализации в поликультурном образовательном пространстве может быть использована для:

- построения РСМ при проектировании системы экологической социализации в условиях поликультурного образовательного пространства в качестве методологического ориентира;

- отбора содержания экологической социализации личности на основе актуализации экологических знаний в учебных дисциплинах и в этнокультурном опыте наро-

дов поликультурного образовательного пространства;

- отбора методов, приемов и средств для соответствующего методического обеспечения.

2. Основными способами самоорганизации в процессе экологической социализации в поликультурном образовательном пространстве при конструировании РСМ являются:

- однонаправленность, непротиворечивость внешних воздействий на систему;

- привлечение возможно большего числа агентов экологической социализации (дополнительное образование, семья, общественные и культурные организации, комитет по туризму, министерство по экологии и природным ресурсам, национальный музей, национальная библиотека, государственный заповедник и др.);

- обеспечение избыточной информации по экологическим проблемам, рекламы, акции, фестивали, праздники и т.д. в границах образовательного пространства;

- когерентное (согласованное) взаимодействие компонентов системы;

- внешние управляющие воздействия на систему;

- учет внутренних резервов системы РСМ.

3. Синергетический подход используется в целостной системе РСМ как единство содержательно-целевого, организационно-деятельностного, оценочно-рефлексивного компонентов.

4. Когерентное (согласованное) взаимодействие компонентов системы РСМ обеспечивается:

- содержанием РСМ как формированием и развитием у обучающихся представлений об экологических, биологических, социокультурных, образовательных системах с позиции их сложности, многомерности, открытости, динамичности, многофакторности, влияющих на процесс и результат экологической социализации личности в поликультурном образовательном пространстве; пониманием модель-ности представлений об экологических объектах познания;

- столкновением мнений, поиском альтернативных способов решения социальноэкологических проблем; созданием педагогических ситуаций, интерактивными методами обучения, методами обучения с установлением обратной связи;

- за счет взаимодействия и взаимоусиле-ния социальных, педагогических воздействий (кумулятивный эффект) и обеспечения повышения потенциальных ресурсов поликультур-ного образовательного пространства школы как фактора экологической социализации личности.

5. Управляющие воздействия на систему РСМ достигаются через:

- противопоставление порядка и хаоса средствами интеграции и структурирования содержания экологической социализации в поликультурном образовательном пространстве;

- укрупнение основных блоков содержания РСМ;

- опору на феномен случайности в содержании экологической социализации в поли-культурном образовательном пространстве как проявление субъективности в отборе содержания и неполноты научных знаний, раскрывающих систему «человек - природа -общества», а также отнесенность аспекта исследования к междисциплинарным областям знаний.

6. Управляющие воздействия на организацию РСМ осуществляются через:

- овладение технологиями обучения и воспитания как условие самоорганизации личности в учебной и воспитательной деятельности обучающегося;

- организацию резонансного взаимодействия в режиме «мягкого управления»;

- усиление роли диалоговых форм обучения и воспитания, использование заданий проблемного характера на основе межпредметной интеграции; проектные формы деятельности.

7. Учет потенциальных ресурсных возможностей содержания поликультурного образовательного пространства в условиях резонансной системы, направленных на ее самоорганизацию, осуществляется через:

- направленность при освоении содержания РСМ на познавательные потребности, цели, интересы обучающихся;

- субъективизацию содержания экологической социализации в условиях поликультур-ного образовательного пространства;

- выход содержания РСМ за пределы учебных стандартов, а также образовательного пространства школы.

8. Организация школьниками своей учебной и воспитательной деятельности в процессе экологической социализации в

условиях поликультурного образовательного пространства должна осуществляться через:

- проблемные методы (разрешение педагогических проблемных, социально-экологических ситуаций), диалоговые, интерактивные, игровые;

- методы проектирования (конструирование междисциплинарных проектов, коммуникативные (капсулирование), сетевая коммуникация);

- исследовательские методы;

- самостоятельную работу;

- контекстное взаимодействие;

- моделирование глобальных и локальных экологических проблем, требующих коллективного взаимодействия;

- создание экспертного сообщества;

- разработку интегративных курсов;

- различные формы организации обучения и воспитания (урок, учебные и социальные проекты, события, моделирование народных праздников, обычаев, традиций и т.д.).

9. Результатом учета внутренних резервов системы РСМ становятся самодостраивание знаний обучающимися до целостных структур и их дальнейшее становление.

Как показывают теория и практика предметного обучения, выделенные нами концептуальные положения присутствуют в различных продуктивных технологиях и методах обучения, поэтому роль синергетического подхода в построении РСМ была представлена как объединяющая, интегрирующая и обосновывающая.

Этапами экологической социализации личности в условиях поликультурного образовательного пространства являются:

1) актуализация жизненного опыта;

2) реконструкция жизненного опыта;

3) конструирование нового жизненного опыта.

Основная идея разработанной и обоснованной нами концепции состоит в том, что поликультурное образовательное пространство в системе экологической социализации личности наравне с другими субъектными единицами обладает субъектным статусом. С одной стороны, это унифицирует личность, выводит для нее общие корреляты нравственных норм взаимоотношений в системе «человек - природа - общество», что обеспечивает ее социальную адаптацию, с другой стороны, это способствует соблю-

SS

дению социальной автономности личности, сохраняет ее культурную, этническую идентичность.

Субъект-субъектное взаимодействие в данной системе приводит к образованию интегрального личностного качества - экологической социализированности личности. Это является качественно новым уровнем для ее индивидуального бытия, новым уровнем для ее образа жизни.

литература

1. Дрюк М.А. К вопросу о построении многомерной концепции человека. Модельно-резонансный подход // Философские исследования.

1998. № 1. С.16-27.

2. Моисеев Н.Н. Логика динамических систем и развитие природы и общества // Вопр. философии. 1999. № 4. С. 3-10.

* * *

Е.Л. ОПФЕР (Волгоград)

мониторинг требований работодателей как средство управления качеством образовательного процесса в вузе

Раскрываются функции работодателя как заинтересованной стороны в управлении качеством образовательного процесса в вузе, показаны сущностные характеристики мониторинга требований работодателей, принципы его реализации, а также предложен алгоритм принятия управленческих решений в вузе на основе мониторинговой информации.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ключевые слова: мониторинг требований работодателей, качество образования, управление качеством, управленческое решение.

1. Dryuk M.A. K voprosu o postroenii mno-gomemoy kontseptsii cheloveka. Modelno-rezonans-nyiy podhod // Filosofskie issledovaniya. 1998. № 1.

S. 16-27.

2. Moiseev N.N. Logika dinamicheskih sistem i razvitie prirodyi i obschestva // Vopr. filosofii. 1999. № 4. S. 3-10.

Conceptual foundations of resonant and synergetic model (RSM) of ecological socialization of a personality

in the conditions of polycultural educational space

There is discussed the theoretical and methodological, conceptual foundations of the resonant and synergetic model (RSM) of ecological socialization of a personality in the conditions of polycultural educational space as a self-organizing system, revealed the functional and operational components, their resonant interaction leads to the effect of self-organization.

Key words: ecological socialization of a personality, resonant and synergetic model (RSM), polycultural educational space.

В настоящее время ориентация на запросы рынка труда является одной из важнейших тенденций совершенствования качества высшего образования. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования требует, чтобы вуз привлекал потенциальных работодателей на всех этапах образовательного процесса - от разработки учебных программ до оценки качества подготовки выпускников.

Динамичное изменение условий осуществления и содержания профессиональной деятельности требует от вузов отслеживания требований работодателей [1]; построения такой системы управления качеством образовательного процесса, которая способствует формированию лояльного отношения работодателей к образовательным услугам вуза [3; 5] и превращает управление в соуправление с участием субъектов образовательного процесса и работодателей [7; 6].

Изучение состояния вопроса в научной литературе показало, что значительным потенциалом в этом отношении обладает мониторинг. И хотя проблеме мониторинга в образовании уделяется серьезное внимание в педагогических исследованиях [4; 8; 9], мониторинг требований работодателей и его возможности в управлении качеством образовательного процесса в вузе не подвергались специальному исследованию.

© Опфер Е.А., 2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.