Научная статья на тему 'Резолюция VII международного форума бухгалтеров и аудиторов'

Резолюция VII международного форума бухгалтеров и аудиторов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
55
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Резолюция VII международного форума бухгалтеров и аудиторов»

ФОРУМЫ, СЪЕЗДЫ, КОНФЕРЕНЦИИ

РЕЗОЛЮЦИЯ VII МЕЖДУНАРОДНОГО ФОРУМА БУХГАЛТЕРОВ И АУДИТОРОВ

(23 мая 2006 г., Москва, Государственный Кремлевский Дворец)

Участники VII Международного форума бухгалтеров и аудиторов, представляющие бухгалтеров, аудиторов, финансовых директоров, директорский корпус предприятий и организаций различных секторов экономики, работников и ученых высших учебных заведений и научных институтов, руководителей и специалистов экономических и финансовых органов администраций субъектов Российской Федерации, органов управления хозяйственных комплексов страны, общественных объединений и организаций, поддерживают выдвинутые Президентом Российской Федерации В.В. Путиным 10 мая 2006 г. в его ежегодном послании Федеральному Собранию Российской Федерации масштабные цели социально-экономического развития России и приложат все силы, знания и умения для их безусловного достижения.

Как никогда ранее, хозяйствующие субъекты, их руководители — финансовые директора и главные бухгалтеры — становятся главными действующими лицами реформ, всех социально-экономических преобразований. Главными ресурсами развития экономики все в большей степени становятся люди и знания, которыми они обладают, интеллектуальный капитал и растущая профессиональная компетенция кадров.

На протяжении последних лет в России реализуются меры по реформированию бухгалтерского учета в соответствии с международной практикой учета и отчетности. Одобрена Концепция развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на среднесрочную перспективу, предусматривающая формирование базовой инфраструктуры применения Международных стандартов финансовой отчетности (МСФО) и изменение всей системы регулирования бухгалтерского учета и отчетности с более широким привлечением к этому процессу участников профессионального сообщества нашей страны.

Принят План мероприятий Минфина России на 2004—2007 гг. по реализации Концепции развития бухгалтерского учета и отчетности, включающий задачи повышения качества информации, формируемой в бухгалтерском учете и отчетнос-

ти, изменение системы их регулирования, создание инфраструктуры применения МСФО, усиление контроля качества бухгалтерской отчетности, подготовку и повышение квалификации кадров.

Форум обсудил Концепцию развития учета и отчетности в России на среднесрочную перспективу в соответствии с новой стратегией экономических преобразований в России и требованиями МСФО и по результатам обсуждения отметил следующее.

В течение ряда лет в России реализуются меры по реформированию бухгалтерского учета в соответствии с потребностями рыночной экономики и требованиями современных подходов, сложившихся в мировой практике. Несмотря на некоторые положительные сдвиги в процессе перехода на МСФО, имеется ряд проблем, которые сдерживают эффективность данного процесса.

Процесс перехода на МСФО должен сопровождаться формированием новой модели взаимоотношений государства и субъектов рыночных отношений. Международный опыт убеждает, что саморегулируемые организации оказывают существенную роль, повышая эффективность реформы. При этом должны быть обеспечены правовые условия деятельности саморегулируемых организаций, создание которых входит в обязанность государства.

Поддерживая меры начавшейся административной реформы, касающиеся ограничения масштабов и повышения эффективности государственного вмешательства в экономику, обращаем особое внимание на осуществление тех изменений, которые предусматривают:

- обеспечение открытости информации о деятельности государственных органов исполнительной власти;

- разработку и внедрение системы, при которой органы власти, предлагающие введение новых форм государственного вмешательства в экономику, обязаны публично доказывать необходимость такого вмешательства;

- введение процедур периодической оценки эффективности используемых мер государственного регулирования;

- повышение эффективности управления государственной собственностью;

- полный отказ от совмещения функций органов исполнительной власти и хозяйствующих субъектов;

- разработку законодательной базы деятельности саморегулируемых организаций, в том числе профессионального бухгалтерского и аудиторского сообщества, которые должны взять на себя ряд функций, выполняемых государством.

Ближайшие годы потребуют от бухгалтерского и аудиторского сообщества в качестве приоритетных решение новых для них задач:

- наращивание в практике хозяйствования собственно стратегических ориентиров, несмотря на возрастание уровня сложности текущих процессов;

- расширение стимулов деятельности персонала, постепенная переориентация на модель партнерских отношений;

- перестройка структуры предприятия и принципов его управления в соответствии с требованиями рынка, снижение роли факторов, тормозящих внедрение инноваций на предприятии;

- управление интеллектуальной собственностью, содействующее продвижению в высокотехнологичные сферы.

Ключевым моментом является решение проблем согласования действий различных ведомств и законодательных органов. На сегодняшний день российская отчетность используется преимущественно налоговыми органами и органами статистики. Следовательно, при переходе на составление финансовой отчетности по международным стандартам необходимо проработать вопросы составления налоговой и статистической отчетности.

Высокая степень координации необходима также для обеспечения синхронности перехода различных категорий участников рынка на МСФО. При этом участники форума отмечают целесообразность в первую очередь обеспечения перехода на МСФО тех предприятий, которые выходят на фондовый рынок в целях привлечения капитала, т. е. проводят публичное размещение своих ценных бумаг (акций и облигаций), так как именно участники публичного размещения нуждаются в информационной прозрачности эмитента для правильной оценки рискованности возможных вложений.

Участники форума выражают обеспокоенность фактом отсутствия постоянно действующей, непрерывной системы перевода на русский

язык обновляемых версий международных стандартов, а также отсутствием системы отслеживания и доведения до пользователей изменений в МСФО.

В целом участники форума подчеркивают, что в настоящее время в России сложилась благоприятная ситуация для внедрения МСФО: проводится активная подготовительная работа, решаются вопросы совершенствования законодательства. Заметно активизировалась работа в этой сфере среди исполнительных федеральных органов, в числе которых Министерство финансов, Министерство экономического развития и торговли, Центральный банк Российский Федерации.

В связи с этим участники Форума бухгалтеров и аудиторов заявляют о необходимости:

- ускорения принятия новых законов «О консолидированной отчетности», «О саморегулируемых организациях», «Об официальном бухгалтерском учете», внесения необходимых дополнений и изменений в законы «О бухгалтерском учете», «Об аудиторской деятельности» и другие законы и нормативные акты для устранения возможных противоречий и несоответствий в законодательстве;

- модернизации всей системы финансовой отчетности российских предприятий и внедрения МСФО в организациях, заинтересованных в привлечении иностранных инвестиций;

- устранения существенных различий в национальной и мировой системах составления финансовой отчетности как фактора, препятствующего сопоставлять информацию о российских предприятиях с их зарубежными аналогами;

- методологического и методического обеспечения адаптации МСФО в российских компаниях, в том числе с учетом отраслевых аспектов применения МСФО с более широким привлечением профессионального сообщества к проведению реформы;

- обеспечения правовых и организационных условий деятельности профессиональных объединений и саморегулируемых организаций в процессе организации перехода на МСФО;

- внедрения МСФО и аудита как необходимого условия интеграции России в мировую экономику;

- осуществления работ в рамках организации — Национального фонда по стандартам финансовой отчетности, действующего на принципах саморегулирования;

- принятия мер к обеспечению представительства России непосредственно в Комитете

по международным стандартам финансовой отчетности (Лондон, Великобритания);

- организации и проведения широкомасштабных мероприятий по подготовке и переподготовке кадров в соответствии с новыми требованиями;

- выработки единой государственной политики по отражению учета в нормативных документах деятельности хозяйствующих субъектов;

- продолжения реформирования налоговой системы в Российской Федерации на принципах справедливости, всеобщности налогообложения и эффективности, координации действий по сближению систем налогового и бухгалтерского учета;

- разработки новых и уточнения ранее утвержденных положений по бухгалтерскому учету;

- формирования по-настоящему упрощенной и действенной, с точки зрения интересов малого предпринимательства, систем учета и отчетности;

- постепенного перехода учреждений и организаций бюджетной сферы — образования, здравоохранения, культуры — на единые правила бухгалтерского учета, принятые для других сфер и отраслей национальной экономики;

- обеспечения высокого качества независимых вневедомственных проверок бухгалтерской (финансовой) отчетности и бухгалтерского учета;

- усиления всей аналитической работы и работы по методическому и нормативному доведению основных положений законов об учете и аудиторской деятельности до практики производственно-хозяйственной и коммерческой деятельности с широким привлечением общественных ассоциаций и организаций бухгалтеров и аудиторов России;

- разработки индивидуального подхода к каждому региону России для оказания содействия в организации и развитии аудиторской деятельности на его территории;

- проведения в регионах совместно с государственными и муниципальными органами власти и управления, профессиональными бухгалтерскими и аудиторскими объединениями публичных мероприятий, научно-практических конференций, совещаний и семинаров по проблемам совершенствования бухгалтерского учета и аудиторской деятельности;

- разработки и внедрения эффективных систем контроля за качеством аудиторской деятельности с соблюдением внутренних и внешних стандартов, требований профессиональной этики;

- развития системы поощрения для аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов за систематическое качественное осуществление аудиторской деятельности;

- разворачивания действенной системы контроля качества аудиторской деятельности;

- разработки концепции дальнейшего развития аудиторской деятельности;

- осуществления комплекса мер по повышению полноты и достоверности данных бухгалтерского учета и отчетности с дифференцированным подходом к регламенту представления отчетности различными группами предприятий и организаций.

Форум призывает всех бухгалтеров и аудиторов России активно участвовать в выполнении Плана мероприятий Минфина России на 2004— 2007 гг. по реализации Концепции развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на среднесрочную перспективу:

- просить федеральные законодательные и исполнительные органы власти в своей деятельности по регулированию бухгалтерского учета и аудита учитывать решения VII Международного форума бухгалтеров и аудиторов;

- активизировать работу по информированию работодателей и работников о налоговых и инвестиционных аспектах пенсионной реформы, изменениях в правилах формирования пенсионных прав граждан;

- всемерно поддержать инициативы Президента Российской Федерации В.В. Путина, Российского союза промышленников и предпринимателей и Торгово-промышленной палаты России о формировании режима наибольшего благоприятствования для субъектов малого предпринимательства в части использования единой общероссийской наиболее упрощенной и действенной системы учета, отчетности и налогообложения малого бизнеса;

- продолжить практику проведения конкурса на звание «Лучший бухгалтер России», расширив его сферу на проведение аналогичных конкурсов среди студентов, выпускников высших учебных заведений;

- Аудиторской палате России совместно с Ассоциацией бухгалтеров и аудиторов «Содружество» организовать Первый Всероссийский конкурс «Определение рейтинга аудиторской организации»;

- поддержать предложение Ассоциации бухгалтеров и аудиторов «Содружество» по подготовке, переподготовке и повышению квалификации бухгалтеров различных уровней в соответствии с требованиями МСФО

по программам CIPA и АССА, в том числе в рамках созданной Академии международного учета;

- просить Минобрнауки России и Учебно-методическое объединение при Финансовой академии при Правительстве Российской Федерации разработать соответствующие государственные образовательные стандарты;

- обратиться к средствам массовой информации с просьбой об освещении решений форума и публикации настоящей резолюции.

VII Международный форум бухгалтеров и аудиторов обращается к Президенту Российской Федерации В.В. Путину с предложением утвер-

дить своим указом ежегодный профессиональный праздник «День бухгалтера и аудитора».

Форум поручает оргкомитету обобщить все предложения и критические замечания участников пленарного заседания и заседания круглого стола и направить их соответствующим министерствам и организациям для рассмотрения и ответа о принятых мерах.

Учитывая высокий уровень докладов и выступлений, а также актуальность обсуждаемых проблем, форум рекомендует оргкомитету издать материалы форума и круглого стола и направить их всем участникам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.