Резолюция научно-практической и образовательной конференции Центрального федерального округа Российской Федерации «Региональные возможности борьбы с табакокурением»
г. Тверь, 20 ноября 2015 г.
Участники научно-практической и образовательной конференции центрального федерального округа Российской Федерации (далее - ЦФО РФ) «Региональные возможности борьбы с табакокурением» - представители региональных исполнительных органов власти ЦФО РФ, специалисты в области здравоохранения, образования, культуры, спорта, представители гражданского общества и средств массовой информации, считают необходимым поддерживать и развивать комплекс мер, по снижению потребления табака населением субъектов ЦФО РФ, как важнейшую составляющую действий, направленных на укрепление здоровья населения и увеличение продолжительности жизни.
Заслушав и обсудив доклады представителей органов исполнительной власти, экспертов, представителей науки и общественных организации участники конференции констатируют:
• Федеральный закон от 23 февраля 2013 года №15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» был разработан в целях совершенствования Российского законодательства в сфере охраны здоровья населения от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака, а также реализации положений Рамочной конвенции Всемирной организации здравоохранения по борьбе против табака.
• По данным Министерства здравоохранения Российской Федерации в последние годы отмечается положительная динамика в состоянии табачной эпидемии. Так, в России зафиксировано снижение потребления табака на 17%. Средний возраст начала курения у подростков вырос до 13 лет.
• Федеральный закон от 23 февраля 2013 года №15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» вступил в действие с 1 июня 2013 г., и подзаконная нормативно-правовая база, необходимая для его реализации, к настоящему времени сформирована в полной мере.
• Правоприменительная практика, формирующаяся с момента вступления закона в действие, дает основания утверждать, что контрольно-надзорные организации (Роспотребнадзор, Росздравнадзор, Госпожнадзор, Ространснадзор и МВД) проявляют недостаточную активность по контролю за исполнением законодательства в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака.
• В субъектах ЦФО РФ необходимо активизировать информационные кампании, раскрывающие населению положения указанного Федерального закона и ответственность за их нарушения.
• Врачебное сообщество, гражданское общество, общественные организации, средства массовой информации должны играть центральную роль в формировании поддержки и обеспечения соблюдения мер антитабачного законодательства.
Участники научно-практической и образовательной конференции ЦФО РФ «Региональные возможности борьбы с табакокурением» выступают в поддержку реализации в субъектах ЦФО РФ Федерального закона от 23 февраля 2013 года №15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» и рекомендуют для реализации следующие меры:
• Министерству здравоохранения Российской Федерации:
1. Разработать методологию мониторинга и оценки эффективности мероприятий Федерального закона от 23 февраля 2013 года №15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака»:
■ разработать единый регламент проверки - методические рекомендации с указанием методологии, индикаторов и критериев оценки результатов проведения мониторинга исполнения указанного закона контрольно-надзорными органами с определением сроков и режима предоставления данных;
■ определить ответственных исполнителей за проведение мониторинга и предоставление информации по каждой позиции мониторинга.
2. Разработать и утвердить на территории Российской Федерации порядок и стандарты по оказанию медицинской помощи по отказу от курения для различных категорий пациентов с никотиновой зависимостью.
3. Включить вопрос о делегализации табачной продукции в Концепцию государственной политики противодействия потребления табака 2016-2021 гг.
• Комитету Государственной Думы Российской Федерации по охране здоровья:
1. Рассмотреть вопрос о принятии поправки к Федеральному Закону от 23 февраля 2013 года №15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» относительно внедрения небрендированных потребительских упаковок табачной продукции.
2. Рассмотреть вопрос о повышении акцизов на табачные изделия до уровня стран Европейского региона Всемирной организации здравоохранения.
3. Не допустить внесения в Федеральный закон от 23 февраля 2013 года №15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствии потребления табака» изменений, предполагающих ослабление мер, направленных на предотвращение воздействия окружающего табачного дыма и сокращение потребления табака.
4. Рассмотреть вопрос о запрете некурительных табачных изделий, включая инновационные продукты, как несвойственные для потребления гражданам России.
• Органам исполнительной и законодательной власти субъектов ЦФО РФ:
1. Использовать полномочия, предоставленные частью 6 статьи 6 Федерального закона, по принятию дополнительных мер, направленных на охрану здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака.
2. Активизировать работу по разработке и реализации региональных и муниципальных антитабачных программ.
3. Разработать и приступить к реализации региональных информационно-коммуникационных стратегий по борьбе против потребления табака, организовать работу и информировать население о работе консультативного телефонного центра помощи в отказе от потребления табака.
• Исполнительным органам государственной власти субъектов ЦФО РФ в сфере охраны здоровья:
1. Повышать квалификацию медицинских работников первичного звена здравоохранения по оказанию медицинской помощи пациентам с никотиновой зависимостью и профилактике курения.
2. Повышать активность служб медицинской профилактики в реализации региональных мероприятий и программ борьбы с курением населения.
3. Подготовить ведомственные нормативные акты по выполнению запрета курения на территориях и в помещениях, предназначенных для оказания медицинских услуг, осуществлять контроль заих исполнением.
4. Мотивировать медицинских работников к прекращению курения.
• Управлениям Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека субъектов ЦФО РФ:
1. Обеспечить исполнение нормативно-правовых актов по реализации положений Федерального закона от 23 февраля 2013 года №15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствии потребления табака».
2. Наладить взаимодействие со службами медицинской профилактики регионов, общественными организациями, средствами массовой информации в исполнении положений Федерального закона от 23 февраля 2013 года №15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствии потребления табака».
• Территориальным органам МВД России субъектов Центрального федерального округа Российской Федерации:
1. Активизировать деятельность по выявлению и пресечению нарушений Федерального закона от 23 февраля 2013 года №15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствии потребления табака».
Председатель научно-практической и образовательной конференции Центрального Федерального округа Российской Федерации «Региональные возможности борьбы с табакокурением» Министр здравоохранения Тверской области Р.В. Курынин
Resolution of the Scientific-practical and educational conference of the Central Federal District of the Russian Federation "Regional tobacco control opportunities", Tver, November 20, 2015