Научная статья на тему 'Резиновая промышленность России - от настоящего, через прошлое к будущему'

Резиновая промышленность России - от настоящего, через прошлое к будущему Текст научной статьи по специальности «Прочие технологии»

CC BY
3145
433
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЗИНОВАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / RUBBER INDUSTRY / ШИНЫ / ПРОИЗВОДСТВО / ПОТРЕБЛЕНИЕ / CONSUMPTION / ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ / IMPORT SUBSTITUTION / ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА / TECHNOLOGICAL BASIS / TIRE PRODUCTION

Аннотация научной статьи по прочим технологиям, автор научной работы — Гришин Б.С.

В статье всесторонне анализируется настоящее состояние резиновой промышленности РФ (уровень технологии и конкурентоспособность выпускаемой продукции) на фоне достижений мировой резиновой промышленности и предлагается сценарный вариант инновационного развития и повышения конкурентоспособности этой важнейшей отрасли промышленного производства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RUBBER INDUSTRY OF RUSSIA: FROM PAST TO FUTURE

The paper comprehensively analyzes the current state of the rubber industry of the Russian Federation (the level of technology and competitiveness of the products) against the backdrop of the global rubber industry and offers scenarios for innovative development and competitiveness this crucial sector of industrial production.

Текст научной работы на тему «Резиновая промышленность России - от настоящего, через прошлое к будущему»

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВА

УДК 678.01

РЕЗИНОВАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ РОССИИ - ОТ НАСТОЯЩЕГО, ЧЕРЕЗ ПРОШЛОЕ К БУДУЩЕМУ

Б.С. ГРИШИН, д-р технических наук, проф.

Казанский национальный исследовательский технологический университет (Россия, 420015, Казань, ул. КМаркса, 68) Е-mail: grichene@yandex.ru

В статье всесторонне анализируется настоящее состояние резиновой промышленности РФ (уровень технологии и конкурентоспособность выпускаемой продукции) на фоне достижений мировой резиновой промышленности и предлагается сценарный вариант инновационного развития и повышения конкурентоспособности этой важнейшей отрасли промышленного производства.

Ключевые слова: резиновая промышленность, шины, производство, потребление, импортозамещение, технологическая основа.

Потребителями продукции резиновой промышленности являются практически все отрасли промышленного производства: автотранспортное машиностроение (автомобилестроение, тракторостроение, производство сельскохозяйственной и железнодорожной техники, авиастроение, судостроение и др.), строительство, нефте- и газодобыча, производство потребительских товаров, медицинских изделий и др.

Здесь и в дальнейшем понятие «резиновая промышленность» включает в себя широкий круг предприятий и организаций — производителей шин, резиновых и резинотехнических изделий, производителей сырья и материалов резинового производства (каучуков и других материалов), производителей специализированного оборудования, оснастки и приборов, инжиниринговые, технологические, проектные организации, средние и высшие учебные заведения соответствующего профиля.

В структуре себестоимости продукции предприятий резиновой промышленности доля сырья и материалов достигает 75-80%. В структуре потребления сырья и материалов мировой резиновой промыш-

ленности каучук занимает доминирующее место, на его долю приходится 40-50% от общего объёма потребления материалов.

Уровни производства, потребления каучуков являются важнейшими индикаторами развития резиновой промышленности. Мировой рынок потребления каучуков в 2013 г. достиг 22,819 млн т, из них 55,7% — синтетические каучуки и 44,3% — натуральный каучук. В структуре мирового потребления каучуков на долю шинного сектора приходится 57,7%, на долю производства РТИ — 42,3%.

В развитии резиновой промышленности нашей страны в последние десятилетия можно выделить три периода:

I период (1975-1988 гг.) — последний этап «плановой экономики». Объёмы производства СК за эти годы увеличились с 1660 до 2435 тыс.т. в год. Доля России в мировом объеме производства СК в этот период составляла 2-24% (рис. 1). В 1988 г. наша страна возглавляла первую пятёрку стран-лидеров производства СК:

1) СССР — 2435 тыс.т;

2) США — 2182 тыс.т;

Рис . 1. Доля РФ в мировом производстве синтетических каучуков

3) Япония — 1292 тыс.т;

4) Франция — 568 тыс.т;

5) Германия — 500 тыс.т.

Промышленность СК полностью обеспечивала потребности интенсивно развивающегося внутреннего рынка и при этом значительные объёмы своей продукции поставляла на экспорт. Направления развития резиновой промышленности и научно-техническое обеспечение промышленных предприятий в эти годы обеспечивалось проектными и отраслевыми научно-исследовательскими организациями (ГИПРОКАУЧУК, РЕЗИНОПРОЕТ, ВНИИСК, НИИШП, НИИРП, НИИР, НИИХИМПОЛИМЕР, НИКТИ, ВНИИТУ, ВНИИРТМАШ...) при органи-зационно-координирующей роли соответствующих Министерств и подразделений Госплана.

II период (1988-1998 гг.) — период «перестройки», «свободного» рынка, ускоренной «приватизации» и «атомизации» предприятий резиновой промышленности. Объёмы производства СК сократились почти в 4 раза с 2435 до 621 тыс.т, объёмы производства шин и РТИ сократились более, чем в 2 раза. Доля РФ в мировом объёме производства СК сократилась до 6,28%.

III период (1998 г. - по настоящее время (2014 г.)) — период работы предприятий резиновой промышленности в новых экономических условиях. В области производства СК в этот период можно выделить два этапа — рост объёмов производства с 621 тыс.т (1998 г.) до 1142 тыс.т (2005 г.) с последующей стабилизацией объёмов производств СК на уровне 1200 ±60 тыс.т. Поддержание уровня производства СК в течение последних 10 лет обеспечивалось в основном усилиями ОАО «НКНХ», тогда как на других 7 работающих заводах СК наблюдалось только падение объёмов производства. Два завода СК в г. Ярославле и в г. Волжске прекратили свою работу (были перепрофилированы). Доля РФ в мировом объёме производства СК в 2014 г. оценивается в объёме 7,1% (рост по сравнению с 1998 г. всего 1,18%).

Рынок шин в РФ в 2012-2014 гг. оценивается в объёме 61-63 млн шин. За последние годы произошли значительные изменения в структуре производства шин в РФ. За период с 2010 г. по 2014 г. при общем росте объёмов производства шин на 15,76% (с 36,8 до 42,6 млн шин), доля зарубежных производителей шин, локализованных на территории РФ, увеличилась с 38 до 54%, а доля крупных так называемых российских производителей шин сократилась с 57,2 до 41,8%. Объёмы производства шин в этот период на заводах ОАО «Татнефть» в г. Нижнекамск стабилизировались на уровне около 11,85 млн шин, тогда как на заводах АО «Кордиант» в г. Ярославле и г. Омске сократились почти на 40% (с 10,0 до 6,16 млн шин). Объёмы импорта шин в 2013-2014 гг. оцениваются в объёме 30-34 млн шин, объёмы экспорта 10-15 млн шин (превышение импорта над экспортом шин оценивается в 20 млн шин),

в основном легковых, крупногабаритных (КГ) и сверхкрупногабаритных (СКГ) шин. Доля импорта на рынке шин в РФ составила 30-34%.

Рынок РТИ в РФ в последнее время (2012-2014 гг.) оценивается в объёме 770 ±60 тыс.т. Потребности внутреннего рынка в РТИ обеспечиваются российскими предприятиями в объёмах примерно 45-47%. Остальные потребности российского рынка РТИ покрываются поставками по импорту. Доля импорта на рынке РТИ в РФ составила 53-55%.

Структура потребления СК российского производства на внутреннем рынке в последние годы стабилизировалась на уровне 480 ±40 тыс.т при заметном росте импорта СК до 83 тыс.т и НК до 76 тыс.т в 2013 г. Общий объём потребления каучуков в РФ в 2013 г. оценивается в объёме 612 тыс.т в том числе на долю предприятий шинной промышленности приходится 75-80%. Общее содержание каучуков в импортируемых на территорию РФ шин и РТИ — около 360,0 тыс.т. Доля России в мировом производстве и торговле продукции резиновой промышленности составляет:

• производство СК — около 9,4%;

• экспорт СК — около 10,0%;

• импорт СК — менее 1%;

• потребление каучуков (СК, НК) ~2,5%.

Проектные и научно-исследовательские институты к настоящему времени практически перестали выполнять функцию отраслевых организаций и выживали «кто как может».

Основными проблемами российской резиновой промышленности являются значительная раздробленность, фрагментация отрасли между поставщиками сырья, материалов и конечными потребителями; избыточность морально устаревших мощностей: недостаток мощностей, соответствующих по ассортименту выпускаемой продукции и техническому уровню производства всё возрастающим мировым стандартам; высокая доля сырья и материалов в себестоимости выпускаемой продукции (70-80% против 40-60% у основных зарубежных производителей), неоправданно высокие цены на внутреннем рынке на все основные виды сырья для производства СК и других материалов резинового производства; приоритетное инвестирование в производство продуктов нефтепереработки низких переделов и приори-

МАКСИМАЛЬНАЯ ВЫРУЧКАПРИ ДАННОМ УРОВНЕ ПЕРЕРАБОТКИ

I

|$10 ООО

з с

уровни

¡ООО

175оИ

1000 8"/ 1

438

143 200 215 ^^^И

0

11£В2й£Ик-ШФЛУ

2 уровень-Пропан, бутан. СПБТ. пентан, изолент»

3 уровень- ИИФ, бензины из иаол»итака и л»мтаиа

4 уровень - МТБЭ. и!обутил«н,

пропилен, этилен, бензол

5 уровень - СК, ПЭ, ПП, калролактвм

6 уровень- Шины. РТИ, изделии иа пластмасс, мммволокна, томи

7 уровень-Изделия легкой промышленности, поликарбонаты, углепластики, компоэиц. мат-лы и •оло«>«а, СВМ и над и) ник

Рис . 2 . Динамика выручки при производстве нефтехимической продукции на 1 т углеводородного сырья

тет поставки продуктов переработки низких переделов на экспорт перед поставками на внутренний рынок. Известная схема А.И. Лукашова [1] — динамика выручки при производстве нефтехимической продукции на 1 т углеводородного сырья (рис. 2) — применительно к продукции резиновой промышленности в последние годы не работает. В вертикально-интегрированных сырьевых компаниях, по указанным выше причинам «рентабельность» производства по мере трансформации углеводородного сырья не увеличивается, а уменьшается.

Основные мощности предприятий резиновой промышленности (производство мономеров и СК, производства других материалов для резин, заводы по производству шин, резинотехнических и резиновых изделий) соответствуют технологическому укладу 60-х годов прошлого столетия (соответствующие 4 «Кондратьевскому» циклу смен технологических укладов промышленного производства) и лишь в незначительной степени подвергались техническому перевооружению в последние десятилетия (рис. 3) [2].

В соответствии с прогнозами международных организаций (ISRG, IISRP), несмотря на циклический характер спроса на продукцию резиновой промышленности, производство и потребление СК к 2020 г. достигнет 18-20 млн т, ввод в мире новых мощностей по производству СК за период с 2010 по 2015 гг. оценивается в объёме 5,2 млн т, что значительно превосходит ввод новых мощностей за предыдущий аналогичный период (2005-2010 гг.) — 2,15 млн т.

Требования к ассортименту, показателям качества и объёмам потребления материалов предприятиями резиновой промышленности РФ в значительной степени будут диктоваться запросами зарубежных производителей, локализованных на территории РФ, и базироваться на целом ряде законодательных актов, принятых в странах ЕС в отношении защиты окружающей среды и безопасности дорожного движения (Директивы ЕС 661/2009 (или GSR — General Safety Regulation) и 1222/2009 (или Tyre Labeling Regulation и др.). Законодательные меры экологической и энергосберегающей направленности в сочетании с необходимостью значительного повышения конкурентоспособности продукции резиновой промышленности РФ предполагают доста-

точно глубокие изменения в материалах, технологии и инфраструктуре секторов промышленного производства [3].

Для укрепления своих позиций на внутреннем рынке и, по крайней мере, удержания своих позиций на внешних рынках к 2020 г. в РФ необходимы следующие объёмы производства и потребления основных материалов резиновой промышленности:

• объём производства СК ~1,-2,0 млн т;

• мощности заводов СК — 2,1-2,2 млн т;

• объём внутреннего потребления каучуков российского производства 1,0-1,2 млн т, в том числе на производство шин до 760 ±40 тыс.т и на производство РТИ — до 410 ±20 тыс.т;

• общая прогнозируемая потребность в других компонентах резиновых смесей для внутреннего потребления оценивается в объёмах не ниже 1,1 млн т, в том числе, усиливающих наполнителей 350450 тыс.т, пластификаторов — 70-80 тыс.т, других ингредиентов резиновых смесей — 130-150 тыс.т.

В основе производства шин нового технологического уклада — блочная (модульная технология) технологическая схема, включающая 3 основных передела гибкого производства: автоматизированная сборка (1), вулканизация (на новой технологической основе) (2) и контрольные испытания (100%) выпускаемой продукции (3), с передачей на аутсорсинг (самостоятельным предприятиям — на новой технологической основе) с одной стороны самых ответственных и наукоёмких, а с другой — самых металлоёмких, трудоёмких, энергоёмких и экологически неблагоприятных переделов настоящего шинного производства — производств резиновых смесей, «обрезинивания» армирующих материалов (металлокорда и текстильных армирующих материалов), части заготовительных операций (выпуск протекторных заготовок, заготовок гермослоя на основе плёночной технологии и др.). Аналогичным образом должны трансформироваться и производства наиболее массовых резинотехнических изделий с учётом необходимости развития в этой области резиновой промышленности предприятий малого и среднего бизнеса, в том числе с участием зарубежных партнёров с возможностью их централизованного обеспечения готовыми резиновыми смесями с соответствующих аттестованных специализированных предприятий. Расширение объёмов производства конкурентоспособных РТИ (в первую очередь для автомобилестроения и в целом машиностроительного комплекса) на основе эластомеров специального назначения и других специальных материалов должна решаться на путях тесной кооперации с предприятиями СК и производителями резиновых смесей.

Глобальная концепция синтеза резин нового поколения основана на использовании новых эластомеров, новых наполнителей в сочетании с бифункциональными «агентами сочетания», регулирующих процессы межфазного взаимодействия, и понимании важнейшей роли наноструктурных характеристик в

Рис . 3. Циклы смен технологических укладов промышленного производства

12 3 4

Рис . 4 . Иллюстрация разномасштабных мезо-структур в наполненной резине:

1 — структура (распределение) вулканизационной сетки (~10 нм); 2 — первичные агрегаты наполнителя (~100 нм); 3 — фрагмент сеточной структуры, образуемой наполнителем (~1000 нм); 4 — распределение каучуков в смеси (1000 нм)

формировании свойств наполненных резин: степени сшивания и распределения поперечных связей; степени диспергирования наполнителей и роли вторичных структур, образуемых наполнителями в резинах; размера и формы фаз каучуков в резинах на основе комбинаций каучуков (рис. 4) [4].

Потенциал улучшения свойств резин за счёт направленного регулирования разномасштабных нано-структурных показателей наполненных резин оценивается весьма высоко (рис. 5) [4].

Традиционная организация и технология производства резиновых смесей методом «сухого» смешения в смесителях периодического действия (разных конструкций) ограничивает реализацию ресурсных возможностей новых материалов, в том числе и новых усиливающих систем и не обеспечивает всё возрастающие требования к показателям стабильности технологических свойств резиновых смесей) [5].

К числу наиболее важных направлений трансформации производства эластомеров в РФ на ближай-

шую перспективу (с учётом достижений в области инновационных технологий и организации специализированных производств) следует отнести следующее:

1. Организация, в том числе на базе блочной кооперации («НПЗ — Производство мономеров — Производство эластомеров») новых производства СК с использованием всех последних достижений в области инновационных технологий общей мощностью 200-400 тыс.т.

2. Проведение комплексной модернизации действующих заводов СК. Обновление ассортимента выпускаемой продукции, в том числе с учётом запросов иностранных компаний локализованных на территории РФ, в первую очередь для протекторных резин легковых и легко-грузовых шин и массовых РТИ.

3. Усиление роли и влияния производителей СК в деятельности производителей шин и РТИ, в соответствии с растущими требованиям потребительского рынка, в том числе путём разработки профес-

Контрольные резины

Смеси каучуков

Микро и нано-диспергирование наполнителей

Вулканизационные связи

Рис . 5. Потенциал улучшения свойств резин — гистерезисных потерь и износостойкости резин: 1 — гистерезисные потери; 2 — износостойкость

сионального технического сопровождения своей продукции (раньше эти задачи решали отраслевые НИИ); объединения в единое интегральное производство — производств СК, дисперсий инновационных усиливающих наполнителей, их модификацию БФС и последующее жидкофазное совмещение с получением усиленных эластомерных композитов (МБ); организация на современной технологической базе специализированных производств наиболее массовых и ответственных резиновых смесей для перерабатывающих отраслей резиновой промышленности, в том числе с применением МБ и эффективных смесителей непрерывного действия.

Для достижения целевых задач развития резиновой промышленности РФ на базе нового технологического уклада представляется целесообразным создание на базе государственно-частного партнёрства Информационно-аналитического центра (возможно в форме Ассоциации) с привлечением всех заинтересованных организаций и предприятий резиновой промышленности для решения следующих первоочередных задач 2015 г.:

Сбор и анализ статистически достоверной информации о производителях, объёмах производства, импорта и экспорта, уровнях цен на все виды продукции, относящихся к резиновой промышленности от исходных сырьевых ресурсов, материалов для резин до производства шин, резиновых и резинотехнических изделий.

Разработка предложений по тарифному регулированию импорта и экспорта сырья и материалов для производства СК и других материалов резинового производства с целью установления «справедливых» цен на каучуки и стимулирования роста спроса на каучуки на внутреннем рынке, а также на другие материалы резинового производства.

Разработка предложений по привлечению стратегических инвесторов, предприятий малого и среднего бизнеса для реализации целевых задач развития резиновой промышленности РФ на период до 2020 г.

Инвентаризация текущего состояния проектных, инжиниринговых и научно-исследовательских организации резиновой промышленности. Разработка предложений по созданию (возрождение на новом уровне) проектных, инжиниринговых и технологических научно-технических центров для сопровождения программы развития предприятий резиновой промышленности и разработки инновационных материалов и технологий следующего технологического уклада.

Разработка новых программ обучения и подготовки специалистов в средних и высших учебных заведениях по инновационным материалам и технологиям в области производства СК, усиленных элас-томерных композитов, других материалов резинового производства, производства шин, резиновых и резинотехнических изделий.

Разработка предложений к Программам «импор-тозамещения» материалов резинового производст-

ва (на новой технологической основе, в том числе с привлечением зарубежных компаний для локализации совместных производств на территории РФ) с указанием технических требований (спецификации), с определением текущей и перспективной потребности.

В ряду первоочередных задач программы «им-портозамещения» материалов резинового производства необходимо:

• восстановить (на современном технологическом уровне) в возможно короткие сроки в полном объёме производства тиазольных и сульфенамид-ных ускорителей серной вулканизации на ОАО «ВЗОС» (г. Волжский) и производство (5,0 тыс.т.) ПАДА (4-аминодифениламина) и антиозонан-тов на его основе (IPPD и 6 PPD) на ОАО «Азот» (г. Кемерово) (закрытых в своё время новыми владельцами) в соответствии с текущей и перспективной потребностью резиновой промышленности РФ;

• организовать (в кооперации с зарубежными компаниями) новое производство современных крем-некислотных усиливающих наполнителей (сернокислотным методом) объёмом не менее 15-30 тыс.т и бифункциональных органосиланов (агентов сочетания) объёмом н/н 1,5-2,0 тыс.т, в том числе для совместной реализации проектов интегрального производства усиленных эластомерных композитов методами жидкофазного совмещения.

В числе основных драйверов, управляющих эволюцией отрасли, таких как новая техника и наука, новое регулирование, новые социально-демографические тренды, применительно к развитию резиновой промышленности РФ, особого внимание заслуживает новое поведение конкурентов и потенциальных инвесторов.

Главный вопрос, на который пока нет ответа: кто может выступить инвестором трансформации резиновой промышленности РФ в конкурентоспособную отрасль промышленного производства с суммарной долей продаж на мировом рынке не ниже 10% к 2020 г.? Это ныне действующие хозяйственные субъекты, зарубежные компании или новый, национально ориентированный стратегический инвестор?

На рынке «игроков» производства резиновой продукции резиновой промышленности в последние годы происходят значительные изменения.

В последние годы основным инвестором в развитие резиновой промышленности выступают зарубежные компании, локализующие свои предприятия на территории РФ (таблица).

Региональным лидером в развитии резиновой промышленности в РФ является Татарстан, где на предприятиях ОАО «Татнефть» и ОАО «Таиф», на базе эффективного республиканско-частного партнёрства обеспечивается устойчивое развитие производства конкурентоспособной продукции.

ОАО «Кордиант» (шинные заводы в г. Ярославле и в г. Омске) (№ 41 в мировом рейтинге производителей шин в 2013 г.) в последние годы последовательно

*Не включены предприятия по восстановительному ремонту шин — Мишлен, Бриджстоун, Гудьир. СП «Татнефть/Марангони» — материалы для восстановительного ремонта шин. Завод м/к «Бекарт» (Липецк), Химикаты и вулканизационные диафрагмы «Рейн Хеми» (Дзержинск). СП «Сибур/ Синопек (КНР)» — производство СКН в Красноярске.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Зарубежные предприятия, локализованные на территории РФ*

№ Производитель Местоположение Мощности, млн шин в год Примечания

1 «Мишлен» п. Давыдово, МО 1,5 Легковые шины

2 «Пирелли» г. Киров, г. Воронеж 5-11 Легковые, лёгко-грузовые, грузовые шины

3 «Нокиан» г. Всеволожск, ЛО 12-17 Легковые шины

4 «Иокагама» г. Липецк 4-7 Легковые шины

5 «Континенталь» г. Калуга 4-8 Легковые шины

6 «Бриджстоун» Ульяновская обл. 4-.. Легковые шины

7 «Титан Интерн.» г. Волжск 1,5-.. Сельскохозяйственные, легко-грузовые, грузовые шины

Всего 32-50

уступает свои позиции основным конкурентам — зарубежным компаниями, локализованными в РФ, и шинным заводам ОАО «Татнефть» в г. Нижнекамске (№ 32 в мировом рейтинге производителей шин в 2013 г.) [6,7].

Компания «Сибур», наряду с ОАО «НКНХ» —крупнейшим производителем СК, в последние годы не демонстрирует увеличение объёмов производства СК, возможно из-за смещения интереса в другие области промышленного производства. Это же в равной степени относится и к компании «Титан» (Омский завод СК).

Самыми значимыми событиями последнего время являются инвестиционная активность Китая и «движения» вокруг компании «Пирелли», устойчиво занимающей 5 место в мировом рейтинге производителей шин. Фирма «Пирелли» с 2011 г. владеет контрольным пакетом акции шинных заводов в г. Воронеже и в г. Кирове и по имеющейся информации (Tyre Press) проявляет интерес к активам завода массовых шин (ЗМШ, г. Нижнекамск). «Роснефть» в 2014 г. приобрела 12,4% акций «Пирелли», а в 2015 г. начала продажу шин «Пирелли» на своих заправочных станциях и объявила о намерении построить производство СК в составе НПЗ в г. Находка для обеспечения растущих потребностей «Пирелли». В марте 2015 г. стало известно, что владельцем 65% акций «Пирелли» стала крупнейшая государственная химическая компания Китая China National Tire & Rubber Co. («Chem. China»).

Дополнить картину инвестиционной активности Китая можно информацией о том, что КНР (компания «China Poly Technologies») и Узбекистан подписали соглашение о строительстве в Узбекистане завода СК, объём инвестиций — 160 млн евро. Все эти события можно рассматривать как краткосрочные действия с возможными долгосрочными инвестиционными программами, напрямую имеющие отношения к развитию резиновой промышленности в России.

С учётом проведённого анализа конкурентной среды на рынке продукции резиновой промышлен-

ности РФ и инвестиционной активности зарубежных компаний, и в первую очередь государственных компаний КНР, приоритетными направлениями развития резиновой промышленности в России на среднесрочную перспективу являются: консолидация производственных активов предприятий резиновой промышленности, в первую очередь производителей СК и перспективных усиливающих наполнителей; разработка и организация на новой технологической основе конкурентно способных на внутренне и внешних рынка инновационных материалов для резиновой промышленности на территории РФ (путём создания новых и модернизации действующих производств) — каучуков, усиливающих наполнителей, усиленных эластомерных композитов, химикатов, резиновых смесей и др. полуфабрикатов резинового производства; разработка и организация на новой технологической основе производств шин и наиболее массовых РТИ на модульной основе в регионах и странах, максимально приближенных к растущим рынкам сбыта; создание наиболее благоприятных условий для инвестиций в разработку инновационных материалов для резиновой промышленности и организацию их производства на территории РФ.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Лукашов А.И. // Химия и бизнес. — 2007. — № 5. — С. 2-4.

2. Филимонов Ф. Инновации: теория и зарубежный опыт практического внедрения // Химия и бизнес. — 2014. — № 4. — С. 54-60.

3. Гришин Б.С. Новые требования к показателям экологической безопасности продукции резиновой промышленности в Европе // Промышленное производство и использование эластомеров. — 2011. — № 2. — С. 39-42.

4. Iyama H. Tire Techn. Expo 2013, Cologne, Germany, Feb., 2013.

5. Гришин Б.С. Развитие интегральных технологий производства усиленных эластомерных композитов // Промышленное производство и использование эластомеров. — 2014. — № 3. — С. 3-12.

6. Гришин Б.С. Материалы резиновой промышленности (Информационно-аналитическая база данных) в 2-х томах. — Казань: КГТУ, 2010. — С. 20-26.

7. Global Tire Report, 2014. ERJ, November December, 2014.

RUBBER INDUSTRY OF RUSSIA: FROM PAST TO FUTURE

Grishin B.S., Doctor of Technical Sciences, Professor

Kazan National Research Technological University (68, st.K. Marks, Kazan, 420015, Tatarstan, Russian Federation)

Е-mail: grichene@yandex.ru ABSTRACT

The paper comprehensively analyzes the current state of the rubber industry of the Russian Federation (the level of technology and competitiveness of the products) against the backdrop of the global rubber industry and offers scenarios for innovative development and competitiveness — this crucial sector of industrial production. Keywords: rubber industry, tire production, consumption, import substitution, technological basis. REFERENCES

1. Lukashov A.I. Khimiya i biznes, 2007, no. 5, pp. 2-4 (In Russian).

2. Filimonov F. Khimiya i biznes, 2014, no. 4, pp. 54-60 (In Russian).

3. Grishin B.S. Promyshlennoyeproizvodstvo i ispol'zovaniye elastomerov. 2011, no. 2, pp. 39-42 (In Russian).

4. Iyama H. Tire Techn. Expo 2013, Cologne, Germany, Feb., 2013.

5. Grishin B.S. Promyshlennoye proizvodstvo i ispol'zovaniye elastomerov. 2014, no. 3, pp. 3-12.

6. Grishin B.S. Materialy rezinovoy promyshlennosti. Kazan. KGTU Publ.. 2010, pp. 20-26.

7. Global Tire Report. ERJ. November December, 2014.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.