электронный научный журнал «apriori. cерия: гуманитарные науки»
www.apriori-journal.ru
№ 1 2016
УДК 7.071.1
РЕЖИССЕР НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ: ТВОРЧЕСКОЕ СТАНОВЛЕНИЕ КСАВЬЕ ДОЛАНА
Пермякова Алиса Андреевна
студент
Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург
Аннотация. Пятый фильм молодого канадского режиссера Ксавье Долана ставит точку в первом этапе его творчества и делает возможным рассмотреть его, выявляя основные темы кинолент Долана, их особенности и используемые им художественные приемы.
Ключевые слова: Ксавье Долан; Канадское кино; история кино.
FILMMAKER OF A NEW GENERATION: CREATIVE DEVELOPMENT OF XAVIER DOLAN
Permyakova Alisa Andreevna
student
Saint-Petersburg State University, Saint-Petersburg
Abstract. The fifth film of a young filmmaker Xavier Dolan matches a point at the first stage of his career and makes it possible to analyze that stage revealing the main themes and features of his films and artistical devices which he used.
Key words: Xavier Dolan; Canadian cinema; cinema history.
20 марта 1989 года в Монреале (Квебек, Канада) родился будущий режиссер Ксавье Долан.
Творчество Долана вызывает много споров: одни считают его высокомерным позером, умело играющим на внешней форме и заимствующим приемы у других режиссеров [1; 2], другие ищут в нем «нового» Озона, Трюффо и Хичкока [3], третьи нарекли его «мальчиком, в 20 лет снявшим шедевр» [4].
К сегодняшнему дню Долан успел снять пять полнометражных лент: «Я убил свою маму» (J'ai tué ma mère), «Воображаемая любовь» (Les amours imaginaires), «И всё же Лоранс» (Laurence Anyways), «Том на ферме» (Tom à la ferme) и «Мамочка» (Mommy).
Помимо режиссуры, он самостоятельно монтирует свои фильмы, играет в них главные или эпизодические роли, пишет сценарии, подбирает музыку, становясь неким универсалом на съемочной площадке.
Полное имя режиссера - Ксавье Долан-Тадрос. Долан - фамилия матери, университетской служащей, а Тадрос - отца, актера египетского происхождения, который, несмотря на расставание с супругой, когда их сыну было всего два года, оказал влияние на выбор будущей профессии мальчика: именно по его инициативе в возрасте четырех лет Ксавье впервые оказался на съемочной площадке. Уже в детстве Долан получал небольшие роли на телевидении, снимался в рекламе, затем стал работать над озвучиванием кино.
В графе «образование» своего резюме Долан указывает только следующие пункты: семинар Роберта Маккии по написанию сценария и построению повествования и курс английского языка по методике «Бер-лиц» [5], ведь в шестнадцатилетнем возрасте он бросил школу, не получив аттестата о полном среднем образовании.
Оставив обучение, молодой канадец искал пути для выхода творческой энергии. К семнадцати годам он написал сценарий первого фильма с провокационным названием «Я убил свою маму» («J'ai tué ma mère»).
Ленту высоко оценило жюри Каннского кинофестиваля. Её номинировали на премию «Оскар», но в основной список картина не прошла [6]. Тем не менее, это не помешало молодому режиссеру получить многочисленные хвалебные отзывы критиков и сделать первый шаг к мировой известности.
Впоследствии Долан, выпускающий примерно по фильму в год, получил ещё не одну награду. Например, «Prix Regard Jeune» программы «Особый взгляд» Каннского кинофестиваля, награду Сиднейского кинофестиваля в 2009 году, приз жюри основного конкурса Каннского кинофестиваля и премию «Сезар» за лучший иностранный фильм с картиной «Мамочка».
Главная тема его фильмов - проблема невозможной любви [7]. Сюжет всех его картин обыгрывает её: это и сложные отношения матери c сыном в дебютной ленте «Я убил свою маму», и любовный треугольник между персонажами «Воображаемой любви», и история отношений героев в «И всё же Лоранс», и связь Тома со своим мучителем, намекающая на стокгольмский синдром, в картине «Том на ферме». В фильме «Мамочка» режиссер вновь возвращается к отношениям между матерью и сыном. Хотя картина также изобилует деталями, обладает особой атмосферой и музыкой, она не демонстрирует такого творческого роста, как предыдущие ленты. «Мамочку» сразу окрестили первым инстаграм-фильмом: Долан использовал квадратный кадр 1 : 1.
В определенные моменты картины кадр меняет свой формат, метафорически определяя свободу героя и его выход за рамки. Квадратные кадры использовались в кино и до него - он не является новатором, но, несомненно, Долан удачно использовал этот прием, как средство художественной выразительности.
Вторая фундаментальная тема его работ - преодоление человеческих эмоций и чувств. В своих лентах он повествует о невозможности принять образ жизни матери, которую он и любит, и ненавидит, о труд-
ностях отношений между двумя друзьями, полюбившими одного человека, о сложности принятия того, кто ты есть, о потере близкого человека и понимании семейных уз.
Выращенный на современной медиа-эстетике, Долан, как художник, выписывает своё полотно в особом стиле, смешивая свою любовь к моде, краскам и живописи, музыке, танцам и театру. По сути, он органично подтверждает фразу французского искусствоведа Риччито Канудо, что кино родилось благодаря слиянию шести видов искусств: архитектуры, музыки, живописи, скульптуры, поэзии, танца, и этот синтез означал наибольшую современность и социальную ориентацию появившегося феномена [8, с. 166].
Как и многие другие режиссеры, Долан обращается к античным произведениям искусства. В картине «Воображаемая любовь» он чередует кадры, демонстрирующие античные скульптуры, с теми, которые демонстрируют главных героев, проводя явные параллели между ними. Античность -эстетика прошлого, а его герои - выражение эстетики нынешней.
Безапелляционно утверждение, что Долан - настоящий мастер атмосферы. Он создает её, опираясь на музыкальное сопровождение фильмов, выверенную эстетику, проработку деталей, таким образом воздействуя на зрителя как визуально, так и с помощью звука. Одна из таких деталей - телефон-раскладушка. Долан поясняет в своем интервью [9], что современная техника слишком сильно внедрилась в нашу жизнь, потому оказываясь в фильме, непременно будет напоминать зрителю о реальности. По его выражению, современные гаджеты слишком анти-нарративны, а их съемка в кинокартине подобна созданию рекламного ролика.
Музыка, краски и камерность сцен помогают режиссеру умело играть на эстетическом восприятии зрителя. Долана можно назвать виртуозным компилятором: все стилистические приметы прошлых десятилетий, вплоть до 90-х, существуют в его фильмах в виде "облака тегов",
хаотичного вороха страстей, стилей и цитат из которого рождается оригинальная долановская визуальность - одновременно изощренная и бесхитростная [10]. Некоторые критики обвиняли его в прямом цитировании, утверждая, что он не привнес в кинематограф ничего нового. Отчасти, утверждение верно. Тем не менее, как писал С.И. Фрейлих, талант неповторим, и если даже пользуется уже известными приемами, то они у него оригинальны и в таком случае: он их как бы изобретает заново, придает им новый смысл и значение [11, c. 228].
Двумя своими первыми фильмами, отражающими культуру и эстетику хипстеров, Долан привлек внимание молодежи, неравнодушной к модным тенденциям. Следовательно, он нашел первоначальную целевую аудиторию, а затем уже расширил её, развиваясь как режиссер, активно отмечаясь в СМИ и участвуя в кинофестивалях. В первых картинах Долана форма и эстетика первичны, но постепенно в его лентах форма начинает работать на содержание.
Долан также создал два музыкальных клипа, которые, в отличие от его полнометражных лент, выполнены в первом случае в черно-белом варианте (2013 год, клип College Boy» группы Indochine), а во втором - в монохромном: используются приглушенные зеленоватые тона (2015 год, клип на песню «Hello» певицы Adele). В пределах малого хронометража цвета отвлекают зрителя от сути, потому монохромные работы выглядят более выразительно. Они также наполнены деталями и полноценным сюжетом - в лучших традициях молодого режиссера.
На 2016 год намечен выпуск ещё двух работ Долана: «Это всего лишь конец света» и первого англоязычного фильма [12] «Смерть и жизнь Джона Ф. Донована». Примечательно, что в актерский состав новых фильмов входят известные и популярные актеры, такие как Марион Котийяр и Кит Харингтон, которые, несомненно, приведут к Долану новую аудиторию - своих поклонников. Хотя фильм «Мамочка» получил признание и награды, а также принес коммерческий успех своему созда-
телю, некоторые критики вполне справедливо обозначили его если не как шаг назад, то как творческую стагнацию [13]. Значит ли это, что этот фильм стал точкой в первом этапе творческого становления Долана, подытоживая пять лет его интенсивной работы? Ответ на этот вопрос станет очевидным после выпуска новых кинолент.
Весь творческий путь Долана похож на хорошо продуманную стратегию: после яркого дебюта на родине он семимильными шагами приблизился к мировой известности, поэтапно расширяя свою аудиторию, по пути включаясь в престижные и выгодные проекты, уверенно создавая из имени «Долан» новый модный бренд.
Список использованных источников
1. Nayman A. Imaginary Love: Xavier Dolan's Mommy // Cinema-scope [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://cinema-scope.com/ features/tiff-2014-mommy-xavier-dolan-canada-special-presentations/ (дата обращения 10.10.2015).
2. Nayman A. TIFF 2013 | Tom at the Farm (Xavier Dolan, Canada). Special Presentation // Cinema-scope [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://cinema-scope.com/cinema-scope-online/tiff-2013-tom-farm-xavier-dolan-canada-special-presentation (дата обращения 05.10.2015).
3. Плахова Е. Последнее танго в коровнике. «Том на ферме», режиссер Ксавье Долан // Искусство кино. № 10. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://kinoart.ru/index.php?catid=626:10&id=11189: poslednee-tango-v-korovnike&Itemid=229&option=com_content&view =article (дата обращения 07.11.2015).
4. Chatzistefanidi E. Portrait: Xavier Dolan // Cannes. NisiMazine. № 8. 22.05.2009. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.webcitation.org/6J6LVudyJ (дата обращения 01.11.2015).
5. Ducharme A. L'étrange histoire de Xavier Dolan // L'étrange. 3.06.2010. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.lactualite.com/ culture/letrange-histoire-de-xavier-dolan (дата обращения 03.11.2015).
6. de'Oscar // ici.radio-canada [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.radio-canada.ca/nouvelles/arts_et_spectacles/2010/01/18/ 001-dorval-prix-palm-springs.shtml (дата обращения 8.11.2015).
7. Ritman A. Cannes: 'Mommy' Director Xavier Dolan Reveals 'Titanic's' Inspiration on His Filmmaking // Hollywoodreporter [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.hollywoodreporter.com/news/cannes-mommy-director-xavier-dolan-706468 (дата обращения 8.11.2015).
8. Кузнецова Н.В. Аспекты функционального взаимодействия кинематографа и социальной реальности // Вестник ВОЛГУ. 2008. Сер. 7. № 1. С. 166-168.
9. Iasimone A. Why Is Adele Using a Flip Phone in 'Hello' Video? Director Explains // Hollywoodreporter [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.hollywoodreporter.com/earshot/why-is-adele-using-a-834543 (дата обращения 02.11.2015).
10. Лангенбург А. Денди: Ксавье Долан // Be in open [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.be-in.ru/people/24619-xavier_dolan (дата обращения 06.11.2015).
11. Фрейлих С.И. Теория кино: От Эйзенштейна до Тарковского. М.: Академический проект, 2015. 512 с.
12. Ritman A. Cannes: 'Mommy' Director Xavier Dolan Reveals 'Titanic's' Inspiration on His Filmmaking // Hollywoodreporter [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.hollywoodreporter.com/news/cannes-mommy-director-xavier-dolan-706468 (дата обращения 8.11.2015).
13. Кувшинова М. Канны-2014: Долан/Годар // Сеанс [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://seance.ru/blog/festivali/kanny-2014-opyat-dolan-godar/ (дата обращения 05.11.2015).