опыты
Основные тенденции в итальянском кинематографе на рубеже XX-XXI веков1
Б.В. Кобзева
В статье предпринят обзор основных тенденций в современном итальянском кинематографе. Границы периода включают некоторые имена режиссеров и киноработы 1990-2000-е. Несмотря на критические замечания ряда кинематографистов, итальянское кино все же живо и более того - способно удивить как зрителя, так и членов жюри самых престижных кинофестивалей. Среди основных тематических направлений итальянского кино - проблемы политики, религии, социализации взрослеющего индивида, а также вопросы мультикульту-рализма и миграционных процессов. Все эти темы предельно актуальны для современного итальянского общества. Ключевые слова: культура Италии, итальянский кинематограф, тенденции, современное кино, кризис кинематографа
The main trends in Italian cinema at the turn of the 20th and 21st centuries
Elena V. Kobzeva
In this article the author gives the basic information about the state of Italian cinema in this period, including several names of directors and films in period from the 1990's to the 2000's. Despite of the criticisms of a number of filmmakers, Italian cinema is still alive and moreover — it can surprise the viewer, as well as the jury members of various prestigious film festivals. In this article is also analyzed, which main trends take place in Italian cinematographic area in late XX-early XXI century, including the appeal to the themes of politics, religion, socialization of a maturing individual as well as problems of multiculturalism and migration processes. The author of this article shows what life is
1 Статья подготовлена под руководством доктора философских наук, профессора Института философии Санкт-Петербургского государственного университета Орловой Надежды Хаджимерзановны.
in Italian cinema, and therefore Italian (and European in general) society in the specified period.
Key words: Italian culture, Italian cinema, trends, modern cinema, crisis of the cinema
Кинематограф отображает множество растущих социальных и культурных перемен: он демонстрирует отношение кинорежиссеров к культурным стереотипам, тенденциям в жизни общества, острым проблемам (таким как проблемы социализации, поиска своего Я и самоидентификации), а также чутко фиксирует и первым реагирует на идеологические и политические перемены. Особенно четко это прослеживается в переходные периоды. Конец 1990-х-нач^о 2000-х годов представляют собой рубеж не только между двумя декадами, но также между веками и тысячелетиями, с характерными для них процессами глобализации, американизации, столкновения цивилизаций Востока и Запада и новым витком европейской интеграции. Разумеется, все они оказывают огромное влияние на формирование культуры и искусства современности, а в особенности кинематографа как искусства, являющегося синтезом многих других - литературы, театра, музыки, фотографии и пр.
В числе наиболее ярких проявлений мирового кинематографа и в XX, и в XXI веках, несомненно, находится итальянское кино. Несмотря на то, что кинематограф Италии в последние десятилетия переживает кризис и, по словам некоторых, далек от великих лент 1950-1970-х годов, работы многие итальянских режиссеров по-прежнему тепло воспринимаются кинокритиками и обывателями и ежегодно отмечаются множеством кинонаград.
Кристиан Каландро, арт-критик, говорит о том, что итальянское кино имеет ряд очень серьезных проблем. Те из них, которые постоянно находятся перед глазами зрителей - трудности производства, творческое невежество, устаревание повествования, сухость интерпретации и т.д. - могут в конечном счете быть приведены к общему знаменателю: фундаментальная диссоциация, т.е. отрыв от реальности.2 Одной из при-
2Cm. "II cinema italiano ha un problema molto, molto serio. Tutte le sue criticitá, che sono peraltro costantemente sotto gli occhi degli spettatori (difficoltá produttiva, insipienza creativa, obsolescenza narrativa, ariditá interpretativa ecc.) possono in fin dei conti essere ricondotte a un'unica
чин, почему итальянское кино от сороковых до семидесятых годов было образцом для планеты, являются гиперкомпетентные работники, которые передавали из поколения в поколение высшее знание. Большая часть этой национальной традиции была рассеяна в восьмидесятые, с распространением частного телевидения и кризиса кинотеатров по всей Италии, что привело сразу после или даже одновременно к кризису итальянского кинематографа.
Итальянский кинематограф нового века все еще испытывает отголоски кризиса. Так, на Каннском фестивале 2007 года разразился грандиозный скандал, который вызвали несколько строк из интервью американского режиссёра Квентина Тарантино. На вопрос о современном итальянском кинематографе он ответил, что считает нынешнюю ситуацию настоящей трагедией, ведь работы последних лет кажутся одинаковыми. Это заявление вызвало широкий резонанс и едва не раскололо итальянских кинематографистов на два враждующих лагеря, один из которых выступил с резкой критикой Тарантино, вспомнив о его слабости к фильмам категории «Б», в то время как другой был склонен скорее поддержать режиссера [2, с. 81].
Как бы то ни было, несмотря на продолжение кризиса, 1990-е годы принесли Италии новые выдающиеся киноработы, среди которых «Средиземное море» (Mediterraneo) Габриэле Сальватореса 1991 года, ироническая история об итальянских солдатах на греческом острове времен Второй мировой войны, последний фильм «восточной трилогии» Бернардо Бертолуччи «Маленький Будда» (Little Buddha) 1993 года, автобиографичная работа Нанни Моретти «Дорогой дневник» (Caro diario) 1993 года, фильм «Америка» (Lamerica) Джанни Амелио 1994 года, получивший премию на Каннском кинофестивале, оскароносная лента Роберто Бенини «Жизнь прекрасна» (La vita e bella) 1997 года, а также получивший Золотого Льва в 1998 году фильм вернувшегося к теме мигрантов Джанни Амелио «Сицилийцы» (Cos ridevano).
Нанни Моретти вошел в новое тысячелетие с ошеломительной «Комнатой сына» (La stanza del figlio), получившей Золотую пальмовую ветвь на Каннском кинофестивале 2001. Мар-
questione che riassume tutte le altre, e che ad esse preesiste, nel tempo e nella pratica: la dissociazione fondamentale, il distacco dalla realtà" [8].
ко Беллоккьо снял гениальную ленту «Улыбка моей матери» (L'ora di religione (Il sorriso di mia madre)) в 2002 году и «Здравствуй, ночь» (Buongiorno, notte) в 2003 году, посвященную известному политику Альдо Моро. Габриэле Сальваторес представил в том же году фильм «Я не боюсь» (Io non ho paura) -историю о детстве и отношениях между детским и взрослом мирами.
Стали популярные так называемые сентиментальные мелодрамы, многие из которых сняты по романам Федерико Моч-чиа, среди них «Три метра над небом» (Tre metri sopra il cielo) 2004 года, «Прости за любовь» (Scusa ma ti chiamo am ore) и «Говори со мной о любви» (Parlami d'amore), снятые в 2008 году, и другие. Другую сторону современного итальянского кинематографа представляет итало-турецкий режиссер Ферзан Озпетек со своими фильмами «Феерия непонимания» (Le fate ignoranti) 2001 года «Сатурн в противофазе» (Saturno contro) 2007 года, затрагивающие проблемы гомосексуальности, рассказывающие о жизни простых людей, изучающие психологию отношений.3
В 2008 году были реализованы два фильма, которые не остались незамеченными как в Италии, так и в мировом киносообществе: «Гоморра» (Gomorra) Маттео Гаронне, повествующий о неаполитанской мафии, и «Изумительный» (Il Divo) Паоло Соррентино, история о легендарном итальянском премьер-министре Джулио Андреотти.
В этом же году в итальянский кинематограф стала возвращаться историко-политическая тема. Так, Микеле Плачидо снял фильм «Мечта по-ит^^нски» (Il grande sogno), киноленту о студенческих волнениях, Джузеппе Торнаторе в 2009 году снял фильм «Баария» (Baaria), Марко Беллокьо представил работу о Муссолини «Побеждать» (Vincere), Марко Ризи затронул антимафиозную тему в ленте «Фортапаш» (Fortapàsc).
«У нас есть Папа!» (Habemus Papam) Нанни Моретти 2011 года является настоящим прорывом в итальянском кино последних лет - режиссеру удалось почувствовать нерв кинематографа конца нулевых годов, обратившись к теме поиска себя в религии и вне ее.
3Традиции обращения итальянских режиссеров к темам гендерных и брачно-семейных отношений, рассмотрены в ряде исследований. Сошлемся, например, на [4; 5; 6].
Таким образом, несмотря на заявления кинокритиков и некоторых итальянских режиссеров о кризисе, национальное кино все же живо и далеко от смерти, хотя многие идеи и их воплощение могут показаться поверхностными, а кинематографисты грешат желанием охватить как можно больше тем (и оттого создают некий сумбур в голове зрителя). Фильмы занимаются одновременно всеми вопросами, описанными выше, в банальной манере, и начинают путаться. Хотя мы живем в сложном обществе, сценарии, которые создаются таким образом, скрывают неспособность решить, в каком направлении будет идти сюжет того или иного фильма.4 Как бы то ни было, поднимаемые проблемы, такие как проблема миграции (внешней и внутренней), романтических отношений и нетрадиционной сексуальной ориентации, тема взросления и религиозного поиска, а также острый социально-политический вопрос, не раз появляются в фокусе внимания итальянских кинематографистов конца XX -начала XXI века.
Однако при обилии тем, поднимаемых режиссерами Италии в 1990-х и 2000-х годах, можно, тем не менее, выделить основные тенденции, подхваченные деятелями кино. Так, острая политическая тема (пусть и не так ярко, как в итальянских фильмах 1970-х годов), связанная с жестокостью власти и необходимостью индивида искать свой путь в существующей политической реальности, представлена такими фильмами, как «Средиземное море» Габриэле Сальватореса (1991), «Здравствуй, ночь» Марко Белльккью (2003), «Изумительный» Паоло Соррентино (2008), «Гоморра» Маттео Гарроне того же года, а также многими другими, включая работы «Квартира в Афинах» (Appartamento ad Atene) Руджеро Ди-паолы (2011), «Конфетка» (И gioiellino) Андреа Молайоли (2011) и т.д.
Первые три фильма представляют возможность охватить политическую историю Италии, начиная со времен Второй мировой войны и заканчивая 1990-ми годами. Кроме того, все они так или иначе поднимают тебя бесчеловечности фа-
4 Cm. "A corollario di quanto detto sopra, esistono film che affrontano contemporaneamente, tutte le tematiche sopra descritte, in maniera banale e quantomeno confusa. Va bene, viviamo nella societá della complessitá, ma sceneggiature gestite in maniera del genere nascondono una malcelata incapacita di decidere quale direzione far prendere al film*'
[7].
шизма и его отголосков, имеющих место быть вплоть до конца XX века. При этом и «Средиземное море», и «Здравствуй, ночь», и «Изумительный» были награждены различными премиями: первый - Оскаром в номинации «Лучший фильм на иностранном языке» в 1992 году, второй получил сразу три награды на Венецианском кинофестивале в 2003 году (Приз за выдающийся индивидуальный вклад (Марко Беллоккьо), Малый золотой лев, Премия CinemAvvenire «Лучший фильм»), ну а последний был отмечен Золотой пальмовой ветвью на Каннском кинофестивале в 2008 году.
Говоря о глобализации, современное гуманитарное знание обращается не только к экономическим процессам, но и проблемам глобальной культуры и глобальных ценностей. В фокусе внимания не случайно оказывается и религия. Последние двадцать лет стали периодом интенсивного и весьма зримого возвращения религии в публичную политику во многих частях света. Религия является одним из важнейших элементов культурной идентичности. Никакой иной фактор не может доставлять более богатого материала для процессов культурной интеграции [3, с. 91].
Данная тенденция нашла свое отражение и в кинематографе, будучи представленной такими фильмами, как «Маленький Будда» Бернардо Бертолуччи 1993 года, «Улыбка моей матери» Марко Беллоккьо 2002 года и «У нас есть Папа!» Нан-ни Моретти 2011 года (который выделяется среди целой плеяды фильмов, посвященных католической Церкви, таких как «Джузеппе Москатти: исцеляюшдя любовь» (Giuseppe Moscati: L'amore che guarisce) Джакомо Кампиотти (2007), «Под небом Рима» (Sotto il cielo di Roma) Кристина Дюге (2010) и пр.).
Фильм «Маленький Будда» был отмечен премией «Серебряная лента» Итальянского национального синдиката киножурналистов за лучшую операторскую работу в 1994 году и стал заключительной частью «восточной трилогии» великого Бертолуччи. Работа «Улыбка моей матери» в год выхода получила Специальный приз христианского жюри на Каннском кинофестивале и была номинирована на Золотую пальмовую ветвь. Наконец, «У нас есть Папа!», истинный прорыв в молодом итальянском кино, в 2011 году участвовал в Каннском кинофестивале, а также был награжден семью наградами Итальянского национального синдиката киножурналистов: «Европейская серебряная лента» (Мишель Пикколи) и шесть «Серебряных лент». В 2012 году картина получила премию
«Давид ди Донателло» за лучшую мужскую роль (Мишель Пик-коли).
Все три фильма так или иначе говорят о поиске себя в религии и вне ее, будь то выбор срединного пути между добром и злом, показанный в работе «Маленький Будда» с помощью сказочных вставок о жизни Сиддхартхи Гаутамы, конфронтации главного героя с Католической Церковью на фоне религиозного рвения родственников в «Улыбке моей матери» или же попытка бегства от тяжкой ноши папства кардинала Мельвиля, нашедшего себя в актерской игре, представленной в фильме «У нас есть Папа!».
Проблема нелегальных мигрантов - одна из острейших для Италии на сегодняшний день ввиду ее географического положения. Если говорить об итальянской миграционной политике последних лет, она становится все более жесткой. Проблема мигрантов из арабских стран Средиземноморья, из государств Западной Африки (Нигерия, Сенегал) и Азии уже в течение достаточно долгого времени серьезно воспринимается в стране. В 1990-х гг. к ним добавились потоки беженцев и мигрантов из бывшей Югославии и Албании, а начиная с 2011 года страну захватила мощнейшая волна нелегальных мигрантов из Северной Африки [1, с. 69]. Все эти процессы находят свое закономерное отражение в национальном кинематографе, привлекая все больше внимания жюри различных кинофестивалей. Данная тенденция начала проявляться еще в 1990-х годах, когда вышли такие фильмы, как «Америка» и «Сицилийцы» Джанни Амелио (1994 и 1998 соответственно), «Гости» (Ospiti) Маттео Гарроне (1998), «Осаждённые» (L'assedio) Бернардо Бертолуччи (1998). Десятилетие спустя, в 2011 году, выходит фильм «Материк» (Terraferma) Эмануэле Криалезе. Первый фильм Джанни Амелио стал настоящей сенсацией Венецианского кинофестиваля 1994 года и получил четыре премии: Золотые Озеллы за лучшую работу режиссера (Джанни Амелио), Премию Международной Католической организации в области кино (OCIC), Премию Европейской конфедерации художественного кино и Премию Пазинетти за лучший фильм. Не уступает ему и работа «Сицилицы» - так, будучи участником Венецианского кинофестиваля 1998 года, она получила Золотого льва, Золотые Озеллы за лучшую работу оператора и Премию Серджио Трассата. А фильм «Материк» на Венецианском кинофестивале 2011 года получил Премию Пазинетти за лучший фильм и Специальный приз жюри.
Действительно, миграционные процессы активизируют межкультурный диалог, который из реальной жизни совершенно закономерно перекочевывает в сферу киноискусства, где особое внимание уделяется проблемам существования мультикультурного сообщества и ощущениям индивида, пытающегося найти свой путь. Во всех представленных фильмах показываются две стороны медали, демонстрируется жизнь мигрантов (как беженцев из других стран, так и сицилийцев), стремящихся попасть на «материк спасения», и итальянцев, вынужденных приспособляться к новым условиям жизни.
Помимо прочего, начало XXI века характеризуется появлением такого социального феномена, как кидалты (kidults от англ. kid - ребенок, и adult - взрослый). Этим термином стали обозначать людей, уже вышедших по возрасту за пределы обыденных представлений о молодом человеке (старше 35 лет), которые сохраняют свои детские и юношеские увлечения. Данное явление характеризуют как относительно мягкую, поверхностную форму ухода от реальности в мир иллюзий - эскапизма. Этот феномен отмечается по всему миру, в том числе и в Италии, что находит свое отражение и в кинематографе. В качестве иллюстрации можно вновь упомянуть описанный в ранее скандал на Каннском фестивале, когда на вопрос о современном итальянском кинематографе Таранти-но ответил: «Я действительно любил итальянские фильмы 1960-1970-х. Но что случилось? Это самая настоящая трагедия. Итальянские фильмы, которые я видел за последние несколько лет, кажутся одинаковыми. Все они говорят о мальчиках, которые взрослеют, о девочках, которые взрослеют, о парах в кризисе и о каникулах для умственно отсталых».
Повсеместное распространение т.н. «кидалтов» и необходимость взросления - проблема, которая рассматривается в таких фильмах, как «Последний поцелуй» (L'ultimo bacio) Габриэле Муччино (2001), «Берегись! Криптонит!» (La kryptonite nella borsa) Ивана Котронео (2011) и «Самые великие» (I più grandi di tutti) Карло Вирдзи (2011), из которых лишь первый был отмечен наградой («Давид ди Донателло» за лучшую режиссуру 2011 года). Особенностью является тот факт, что в 1990-е годы проблема позднего взросления не стояла так остро, а потому все фильмы, рассматриваемые в соответствующем параграфе, созданы уже в XXI веке.
Так, проблема позднего взросления, столь актуальная для Европы и в том числе Италии, естественным образом находит
свое отражение в современном итальянском кинематографе, где взрослеющие режиссеры показывают процессы перехода своих героев от детства к зрелости, подчас комично, подчас трагично, но всегда с одним итогом, показывая преимущества состоявшейся личности над незрелой. Режиссеры вышеупомянутых фильмов не дают кидалтам единственного рецепта, однако так или иначе подводят их к осознанию необходимости избавиться от юношеских недостатков - бескомпромиссности, ненужного бунтарства, нечуткости - чтобы обрести наконец счастье.
Таким образом, подробно рассмотрев современный кинематограф Италии последних десятилетий, можно прийти к выводу, чем жило в 1990-е годы и живет сейчас итальянское (а также европейское в целом) общество. Такие темы, как жестокость власти и необходимость приспосабливаться в текущей политической ситуации, религиозные поиски и необходимость открываться навстречу иным ценностям и идеям, а также проблема культурной идентификации в меняющемся благодаря миграционным процессам европейском обществе и проблема позднего взросления, равно как и необходимость социализации взрослеющих индивидов, не могли не отразиться в творчестве кинематографистов наших дней. Как будут данные тенденции трансформироваться и развиваться в будущем - покажет время.
Литература
1. Гребенкина И. В. Политика Италии в отношении нелегальных мигрантов после «арабской весны»: опыт для России // Вестник МГИМО Университета. 2012. №1. URL:
http: / /cyberleninka.ru/article/n/politika-italii-v-otnoshenii-nelegalnyh-migrantov-posle-arabskoy-vesny-opyt-dlya-rossii [05.04.2017].
2. Коршунов Всеволод. Молодое итальянское кино // На рубеже веков. Современное европейское кино. Творчество, производство, прокат. - Москва: ВГИК, 2015. URL:
https: //www.vgik.info/publishers/publications/na_rubezhe.pdf [05.04.2017].
3. Орлов М. О. Место и роль религии в глобальных процессах современности // Власть. 2008. №4. URL:
http: / /cyberleninka.ru/article/n/mesto-i-rol-religii-v-globalnyh-protsessah-sovremennosti [05.04.2017].
4. Орлова Н. X., Шалагина Е. А. Женский портрет: вариации на тему итальянского кинематографа / / ПРАННМА. Проблемы визуальной семиотики (ПРАННМА. Journal of Visual Semiotics). Июль 2015. Вып. 2 (4).
5. Орлова Н. X., Шалагина Е. А. Мозаика мужских типажей в итальянском кинематографе // STUDIA CULTURAE, 2014. №
20.
6. Орлова Н. X., Шалагина Е. А. Семейный портрет в интерьере итальянского кинематографа / / Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. 2014. Т. 2. Nq 2.
7. 10 problemi del Cinema italiano Contemporaneo. URL:
http: //www.kristiansensini.com/2014/ 11/16/i- 10-problemi-del-cinema-italiano-contemporaneo [05.04.2017].
8. Christian Caliandro. Sull'inesistenza del cinema italiano contemporaneo. URL:
http: //www.artribune.com/attualita/2012/02/sullinesistenza-del-cinema-italiano-contemporaneo [05.04.2017].