Режиссер индивидуальных туров и тревэл - консьерж: далекое будущее
или сегодняшний день?
The director of individual tours and the travel concierge: a distant future or today?
Зайцева Н.А., Торопова Н.В.
Zaitseva N., Toropova N.
В статье рассмотрены две профессии, представленные на интернет-ресурсе «Атлас профессий», как новые, способные появиться в российской экономике к 2020 году: режиссер индивидуальных туров и тревел- консьерж. Обосновано, что специалисты, выполняющие функционал, приписываемый в Атласе профессий данным профессиям, уже существуют в российской экономике, а также то, что перспективы массовости такой деятельности во многом будут зависеть от того, как будет развиваться российская экономика в целом.
Two professions presented on the Internet resource the "Atlas of professions" are considered in the article as new ones that can appear in the Russian economy by 2020: the director of individual tours and the travel concierge. It is substantiated that specialists who fulfill the functional attribution in the Atlas of professions to these professions already exist in the Russian economy, as well as the fact that the prospects for the mass nature of such activities will largely depend on how the Russian economy as a whole will develop.
Ключевые слова: режиссер индивидуальных туров, тревэл-консьерж, туризм, атлас профессий
Keywords: director of individual tours, trevel concierge, tourism, Atlas of professions
На основе применения технологий форсайта для построения образа
будущего в образовании в России уже несколько лет Агентством
стратегических альтернатив разрабатывается интернет-ресурс «Атлас
профессий» [2], в котором отражаются экспертные мнения профессиональных
сообществ о том, какие изменения в структуре и качестве кадров в той или
14
иной отрасли произойдут в отдаленной перспективе (рассматривается горизонт прогнозирования до 2020 года). Во многом результаты этих исследований совпадают с общемировыми трендами[5, с. 187], в том числе и в отношении профессий в индустрии туризма[6, с. 73].
Сфера туризма - это одна из отраслей с большим потенциалом развития. Бурно развивающаяся транспортная система позволяют путешественникам быстрее и проще добираться до интересующих их мест. Существует вероятность того, что сфера туризма и гостеприимства столкнется с ростом числа туристов и одновременно с повышением их взыскательности, а следовательно, нужны специалисты, способные оказывать услуги соответствующего уровня.
Сектор туризма и гостеприимства - это один из первых, как отмечается в «Атласе новых профессий», где заметна тенденция по снижению числа посредников между потребителем и интересующей его услугой. В этом сегменте будут появляться новые профессии.
Джанджугазова Е.А. в своей работе «Профессия в контексте времени» отмечает: «Современная картина мира развивается столь стремительно, что настоящее практически сливается с будущим, и именно поэтому уже сейчас необходимо представить весь срез профессий будущего по отраслям и видам ключевых компетенций. Новые профессии будут востребованы именно новыми прорывными технологиями»[1, с. 24]. Совершенно очевидно, что для сферы туризма использование указанных технологий крайне актуально, так у современного потребителя существует платежеспособный спрос на новые продукты и услуги, основанные на передовых технологиях.
Рассмотрим далее две профессии, указанные «Атласе профессий» как перспективные для индустрии туризма и оценим вероятность их появления в российской экономике.
Режиссер индивидуальных туров
Первая профессия - «режиссер индивидуальных туров», по версии,
представленной в Атласе новых профессий, - это одна из семи вариантов
15
профессий, которые могут появиться в области индивидуального туризма. По мнению разработчиков Атласа профессий, она призвана решать новые задачи, стоящие перед отраслью. Планируется, что профессия «режиссер индивидуальных туров» появится до 2020года. Под данной профессией подразумевается профессиональный гид, способный разрабатывать и лично проводить уникальные туры по запросам конкретных клиентов. Эта профессия в каком-то смысле существует уже сейчас, однако будет становиться массовой по мере исчезновения традиционных туроператоров. У такого специалиста выделяются следующие надпрофессиональные навыки и умения:
• способность к художественному творчеству, наличие развитого эстетического вкуса;
• умение работать с коллективами, группами и отдельными людьми;
• клиентоориентированность, умение работать с запросами потребителя;
• мультиязычность и мультикультурность (свободное владение английским и знание второго языка, понимание национального и культурного контекста стран-партнеров, понимание специфики работы в отраслях в других странах).
Прогнозируется, что на смену стандартным турам и экскурсиям придут исключительно индивидуальные программы. Профессию турагент уничтожат следующие факторы: люди все чаще предпочитают индивидуальный туризм массовому, а спонтанный отдых-четко спланированному. Со временем особой ценностью будет то, что с клиентом по индивидуальному заказу работает реальный человек.
Индивидуальный тур - это комплекс разных туристических услуг,
предоставляемый одному туристу или определенной группе отдыхающих,
составленный исключительно под их потребности и пожелания. Во время
такого тура возможно предоставление автомобиля с персональным водителем
16
и личного гида-экскурсовода. Тур подбирается с учетом всех пожеланий заказчика: выбор отеля, организация питания, планирование экскурсии и развлечения - все это находится в компетенции турфирмы-организатора. Заранее обговариваются вопросы, касающиеся изменения маршрута путешествия и посещения дополнительных экскурсий и развлекательных объектов.
По мнению разработчиков «Атласа новых профессий», зачатки разработанной новой профессии «режиссер индивидуальных туров» существуют уже сейчас в компетенции менеджеров туристических компаний, но в перспективе индивидуальные туры будут настолько актуальны, что, возможно, до 2020 года выделится отдельная профессия «режиссер индивидуальных туров».
Вместе с тем, уже сейчас индивидуальные туры прежде всего в выездном туризме пользуются большим спросом у только созданных супружеских пар, представителей бизнеса, находящихся в командировке в незнакомом месте, но располагающих временем для организации своего досуга. Персональные туры, как правило, заказывают туристы, которые желают получить от отдыха максимум впечатлений, увидеть те экскурсии, которые не входят в стандартный комплект. Такие туры подходят для тех путешественников, которых интересуют уникальные или еще не набравшие популярность туристические направления. Иными словами, они предназначены для тех, кто желает сделать свой отдых непохожим на тот, который предлагает агентство тысячам туристов.
Чтобы полностью понять специфику данного направления, необходимо выделить плюсы и минусы индивидуальных туров (таблица 1).
Таблица 1.
Положительные и отрицательные стороны индивидуальныхтуров для
клиентов
Положительные стороны Отрицательные стороны
Индивидуальный маршрут - клиент сам выбирает место, которое хочет посетить Высокая стоимость туров. Индивидуальный тур дороже группового: гид, трансфер, экскурсии на одного или двоих дороже тех же самых услуг для группы в 15-30 человек.
Индивидуальная программа путешествия -программа составляется с учетом пожеланий клиента Длительное время подготовки тура. На подготовку и планирование индивидуального тура потребуется время, т.к. помимо выбора страны и региона пребывания туриста, важно выбрать экскурсии и достопримечательности, проложить маршрут и т.д.
Отсутствие «привязки» к группе. В путешествие люди отправляются, чтобы отдохнуть не только от работы, но и от людей, а в групповом туре это бывает сделать довольно проблематично
Индивидуальный тур может быть как простым, так и сложным. Обычный тур предполагает бронирование авиа или ж/д билетов на конкретную дату и время, поиск отеля и бронирование размещения, оформление визы и страховки, аренду автомобиля в аэропорту по прибытии или заказ трансфера до гостиницы и обратно. Сложный индивидуальный тур — предполагается заказ всего комплекса услуг по выбору клиента. Турагентство бронирует авиабилеты на перелеты в страну и внутренние перемещения по стране, организует встречу в аэропорту, подготавливает трансферы всех видов, выбирает отели и бронирует номера по маршруту тура, а также оформляет аренду автомобиля, яхты. Также агентство по желанию клиента может заранее забронировать столики в кафе и ресторанах, заказать участие в торжественных банкетах, сформировать лечебный процесс по индивидуальным медицинским показаниям.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что в настоящее время уже
активно развивается индивидуальный туризм, в частности, по направлению
выездной туризм. Популярным в индивидуальном туризме является
бронирование лечебных туров и SPA-программ., выезд за рубеж на время
школьных каникул (выбор программ по приоритетам: изучение иностранных
18
языков, музыка, танцы, и т.д.), экскурсионная программа по Европе, широко развиты дополнительные услуги, такие, как бронирование инструктора по горным лыжам и сноуборду, индивидуальный трансфер с детским креслом, бронирование отелей, где будет круглосуточная поддержка туриста во время отпуска, услуги няни или бронь мини-клуба.
Трэвел-консьерж
Каждый человек мечтает провести отпуск так, чтобы он запомнился надолго. Для этого люди начинают посещать разные туристические агентства, стараясь подобрать подходящее место в зависимости от предпочтений. Главное, нужно определиться, какой именно отдых принесет удовольствие. Для некоторых это беззаботное проведение времени на морском пляже, для других - посещение экскурсий, достопримечательностей, выставок, музеев. Есть такие, которые предпочитают активный вид отдыха-дискотеки, катание на лыжах, серфинг, гонки на машинах и другие виды развлечений. При этом многие туристы хотят иметь возможность переложить часть забот по подготовке путешествия на других специалистов, если эти услуги не очень дороги. Именно поэтому в настоящее время начинают активно внедряться и широко распространяться в сфере туризма услуги тревел-консьержа или консьерж-сервиса.
Услуга консьерж-сервис включает в себя полную поддержку клиентов-от начала путешествия до возвращения домой. В помощь туристу предоставляется гид, который не только встретит в аэропорту, но и сможет сопровождать все время отпуска. В его обязанности входит покупка билетов на различные мероприятия, бронирования столов в ресторанах. Кроме того, консьерж поможет приобрести произведения искусств и организует отдых по персональному маршруту. К каждому клиенту у консьержа имеется свой подход. Гид владеет в совершенстве как русским, так и местными языками, что гарантирует приватность отдыха.
В целом можно сказать, что консьерж сервис-это не набор единичных
услуг, а новая философия в обслуживании клиентов. Персональный
19
консьерж-это личный помощник, обеспечивающий информационную, организационную и сервисную поддержку в деловых поездках и личных путешествиях. Подбор, бронирование и покупка авиа- и железнодорожных билетов по России и странам зарубежья, подбор и бронирование номеров в отелях, оформление документов для выезда за границу, VIP -обслуживание в аэропортах, организация трансфертов, организация участия на международных выставках, конференциях и форумах-деловой туризм. Это может быть романтический тур по Франции, гастрономический и винный тур по Италии, организация корпоративных мероприятий и отдыха для корпоративных клиентов в России и странах Европы. Профессиональный тревел-консьерж, как правило, предлагает уникальную коллекцию привилегий, цель которых - удовлетворить любые пожелания клиентов. Основные услуги, предлагаемые тревел-консьержами, представлены в таблице 2.
Таблица 2.
Основные услуги, предлагаемые тревел-консьержами для индивидуальных и
корпоративных клиентов
Перечень услуг Для корпоративных клиентов Для индивидуальных клиентов
1. Услуги, связанные с авиаперелетами, визой и страховкой: Х Х
1.1. Бронирование авиабилетов Х Х
1.2. Регистрация на рейс с выбором места в самолете (за 24 часа до вылета) Х Х
1.3. Приобретение билетов на аэроэкспресс в г. Москва Х Х
1.4. Услуга Fast-track - ускоренное прохождение формальностей в общем зале аэропорта в сопровождении ассистента Х Х
1.5. Ведение бонусных карт авиакомпаний, для контроля накопления бонусных баллов и выписки льготных билетов. Х Х
1.6. Необходимые консультации, помощь в подготовке обязательного пакета документов и в получении визы
1.7. Помощь в подборе оптимальной для клиента программы страхования Х Х
2. Услуги, связанные с организацией Х Х
досуга в месте пребывания туриста:
2.1. Предоставление информации о досуге в других городах (театры, концерты, кино, выставки, спортивные мероприятия, кафе и рестораны) Х Х
2.2. Бронирование столиков в кафе или ресторане. Х Х
2.3. Организация экскурсий Х Х
2.4. Заказ билетов на культурные и спортивные мероприятия Х Х
2.5. Помощь в подборе арендуемого автомобиля Х Х
3. MICE - услуги:
3.1. Встречи, стратегические совещания, переговоры Х -
3.2. Поощрительные поездки, мотивационные программы, Х -
3.3. Конференции, форумы, конгрессы, -организация мероприятий Х -
3.4. Торжества, праздники, корпоративные события Х -
Со стороны бизнес-компаний есть спрос на услуги консьерж-сервиса и
тревел-консьержа, так как в большинстве случаев это более экономный вариант по сравнению с наличием в штате компании сотрудника, занимающего организацией всего того, что указано в таблице 2.
В ответ на имеющийся спрос появилось немало компаний, предлагающих консьерж-сервис. Рассмотрим это на примере компании «Турне Транс Бизнес (Агентство деловых поездок)» (официальный сайт: http://www.turne-trans.ru). Для того чтобы привлечь бизнес-клиентов, компания сосредоточила все свои усилия именно на этом сегменте, выделив это как свои конкурентные преимущества: «Мы занимаемся только деловыми поездками. Мы отказались от всего, что не относится к деловым поездкам, для того, чтобы делать это лучше других. Мы - это:
- один из крупнейших профильных колл-центров в северо-западном регионе;
- современный сервис онлайн-бронирования билетов и гостиничных номеров;
- отсрочка платежа до 30 календарных дней».
В данной компании клиент сам определяет величину сервисного сбора, выбирая план обслуживания и изменяя условия отсрочки платежа. Компанией предлагается два тарифных плана корпоративного обслуживания:
1. Тариф «Бизнес» - оформление услуг через контактный центр;
2. Тариф «Онлайн» - оформление услуг через онлайн-сервис.
Выбирая второй вариант (тариф «Онлайн», клиент может пользоваться
корпоративным онлайн сервисом компании, что позволяет экономить на деловых поездках, бронируя авиабилеты без сервисных сборов агентства, выбирая самые выгодные перелеты с функцией календарь минимальных цен и контролируя расходы по каждому сотруднику, отделу или бизнес подразделению. Помимо экономии этот тариф дает клиентам компании круглосуточный доступ к бронированию билетов и номеров гостиниц, предложения от всех авиакомпаний на одном экране в режиме реального времени, возможность создавать правила тревел-политики вплоть до каждого сотрудника и доступ к личному кабинету, в котором вся отчетность появляется сразу после оформления услуг. Кроме того, дается отсрочка до трех дней без каких-либо дополнительных затрат со стороны клиента.
Но клиент может выбрать и большую отсрочку платежа - до 30 дней. Для этого на сайте компании разработан калькулятор (рис. 1.)
Рис. 1. Калькулятор цены на услуги консьерж-сервиса в компании «Турне Транс Бизнес (Агентство деловых поездок)» (11Нр://и>и>и>. Шгпе-(гат. гиМе1еоше/)
Правда, для получения такой отсрочки клиент должен заключить договор с отсрочкой платежа, а для этого нужно представить в эту компанию ряд документов:
• свидетельство о государственной регистрации юридического лица (свидетельство ОГРН);
• свидетельство о постановке на учет организации в налоговом органе (свидетельство ИНН);
• документ, подтверждающий полномочия лица, подписывающего договор корпоративного обслуживания (приказ/протокол/доверенность).
Все это показывает, что услуги тревел-консьержа уже оказываются российскими компаниями. Другое дело, что как таковой профессии «тревел-консьерж» пока нет, и чаще всего сотрудники, оказывающие такие услуги работают на должностях менеджера по обслуживанию клиентов, по работе с гостями, агентами по туризму и т.д.
В завершении данного исследования необходимо отметить, что интернет-ресурс «Атлас профессий», безусловно, имеет важное значение как
23
с точки зрения профориентационных задач [4, с. 304], так и с точки зрения определения бизнесом перспектив развития, разработки кадровой стратегии [4, с. 307]. Вместе с тем, по ряду позиций «Атлас профессий» нуждается в коррективах, в том числе в части того, насколько новыми и способными появиться только в будущем являются рассмотренные в данной статье профессии «режиссер индивидуальных туров» и «тревел-консьерж». Как показал проведенный анализ, специалисты, выполняющие функционал, приписываемый в Атласе профессий вышеуказанным профессиям, уже существуют в российской экономике. Вместе с тем, перспективы массовости такой деятельности во многом будут зависеть от того, как будет развиваться российская экономика в целом. Данные услуги либо ориентированы на клиентов с доходом выше среднего, либо на успешно развивающиеся компании, готовые платить за свой дополнительный комфорт и экономию времени, что возможно в условиях, когда национальная экономика находится на подъеме.
Литература
1. Джанджугазова Е.А. Профессия в контексте времени. Российские регионы: взгляд в будущее. 2016. Т. 3. № 3. С. 23-32.
2. Интернет-ресурс «Атлас новых профессий» - http://atlas100.ru/
3. Скворцова А.А. Устаревание профессий как фактор риска структурной безработицы в России. В сборнике материалов Всероссийской научной студенческой конференции «Современные проблемы экономического развития». 2016. Омск. Омский государственный технический университет. С. 78-82
4. Сташкевич И.Р., Чашкин А.М. Профориентационные возможности интернет-ресурса «Атлас профессий». В сборнике статей по материалам всероссийской научно-практической конференции «Профессиональное самоопределение молодежи инновационного региона: проблемы и перспективы». 2016. Челябинск. Челябинский институт развития профессионального образования, С. 304-310.
5. Malysheva T.V., Shinkevich A.I., Kharisova G.M., Nuretdinova Y.V., Khasyanov O.R., Nuretdinov I.G., Zaitseva N.A., Kudryavtseva S.S.The sustainable development of competitive enterprises through the implementation of innovative development strategy. International Journal of Economics and Financial Issues, 2016, 6(1), рр. 185-191.
6. Zaitseva N.A., Zubakova N.N., Bobrovskaya A.N. Fundamental bases and key tools of personnel management within tourism enterprises. Life Science Journal, Volume 11, Issue SPEC. ISSUE 11, 2014, Article number 17, pp. 70-74/
7. Dzhandzhugazova E.A., Zaitseva N.A., Larionova A.A., Petrovskaya M.V., Chaplyuk V.Z. Methodological aspects of management of financial risk during consnruction of hotel business objtcts. Asian Social Science. 2015. X 11. № 20. pp. 229-234.