Научная статья на тему 'Жесткая посадка'

Жесткая посадка Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
63
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Бизнес-журнал
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Жесткая посадка»



ЖЕСТКАЯ

ДЕНИС РЯБОКОНОВ

По мнению пресс-секретаря Российского союза турин-дустрии Ирины Тюриной, этот год оказался самым кошмарным для туристической отрасли России — даже в сравнении с кризисным 2009-м. «По разным оценкам и прогнозам, — говорит она, — по итогам 2014-го нас ждет снижение спроса на туруслуги на 30-50 процентов». Рынок залихорадило еще зимой, а в самый разгар сезона начались банкротства туроператоров, причем в список потерь попали и компании из Топ-20. Череду громких банкротств открыла турфирма «Нева», одна из старейших в России (24 года на рынке). Когда компания объявила в середине июля о приостановке деятельности, за рубежом находилось около 6,5 тыс. ее клиентов, а еще примерно 17 тыс. туристов частично или полностью оплатили путевки вплоть до конца года. На протяжении всего нескольких недель за ней последовали другие ветераны туррынка — «Роза ветров Мир», «Экспо-Тур», «Нордик Стар» и «ИнтАэр». Скандально закончила свое существование питерская фирма «Ветер странствий»: ее генеральный директор Любовь Агафонова сбежала вместе с семьей за границу.

Но больше всего туристов пострадало от августовского краха «Лабиринта». По данным Российского союза турин-дустрии, на момент прекращения его деятельности около 25 тыс. туристов компании уже находились на отдыхе, еще около 40 тыс. оплатили путевки.

Эксперты отрасли затрудняются назвать точную сумму урона, который нанесла эта серия банкротств. Но примерное число пострадавших туристов оценивалось на конец августа в 80-90 тыс. человек: это и те, кто был вынужден отдых прервать, и те, кто еще не отправился в путешествие. Правда, степень страданий у всех разная. Ведь кого-то поставили перед фактом, что предстоящая поездка отменяется, но затраты будут компенсированы страховой компанией, а кого-то выселили из отеля или отказали в обратном перелете.

Лето 2014 года запомнится серией громких банкротств туристических компаний. Однако эксперты считают, что унывать не стоит. Кризис пойдет рынку на пользу: возникнут новые форматы и откроются новые возможности для бизнеса.

«К сожалению, это еще не конец кошмара: рынок ожидают и дальнейшие банкротства, в том числе заметных игроков», — делает неутешительный прогноз Ирина Тюрина. Ничего удивительного: туристы, напуганные массовыми банкротствами операторов, воздерживаются сейчас от рискованных трат, тем паче когда речь заходит о более отдаленной перспективе; мало ли что случится с турфирмой за это время? Туроператоры уже почувствовали это по сокращению количества ранних бронирований по своим осенним и зимним программам. По разным оценкам, на фоне последних событий падение ранних продаж доходит до 50% по сравнению с показателями прошлого года. А ранние бронирования приносят столь важную для оператора «кредиторку», которая позволяет производить текущие выплаты поставщикам услуг (отелям и авиакомпаниям).

При уменьшении глубины продаж турфирмы попадают в очень неприятную ситуацию кассового разрыва. «Нынешний туроператорский бизнес — это, по сути, «пирамида», — объясняет Валентин Домбровский, сооснователь и руководитель нескольких тревел-стартапов (Excursiopedia, Travelatus и др.). — Одни туристы едут в отпуск сегодня за счет других, которые заплатили за путешествие на завтра. Накопление долга, которое возникает при недостатке новых туристов, желающих купить тур на завтра, и приводит к проблемам».

V

Причины банкротств кроются в фундаментальных проблемах, которые отчетливо проявились на рынке туризма в последние несколько лет. По мнению директора по маркетингу и продажам TUI Russia Ивора Вукелика, их две. Первая связана с избытком предложения на российском туристическом рынке: слишком много туроператоров, турагентств, чартерной авиаперевозки, и это абсолютно не соответствует реальной емкости рынка. «До настоящего момента, — говорит Вукелик, — с этим удавалось жить, потому что рынок показывал значительный рост с каждым годом. Но любой бизнес должен строиться на прибыли, а не на обороте. Сейчас же есть ряд туроператоров, которые работают не на прибыли, а на обороте: их цель — продать кресла в самолете, продать отели «на гарантии» и пустить деньги в оборот для финансирования своей операционной деятельности. Для этого они жестко демпингуют, и этому тренду вынуждены следовать все игроки, даже те, у которых изначально был правильный подход к бизнесу». По мнению эксперта, демпинг — это показатель агрессивной стратегии, которую выбирали некоторые туроператоры для того, чтобы быстро занять долю рынка. В результате на туристическом рынке ключевым критерием принятия решения о покупке становится цена, а не сам турпродукт. «Однако в конечном итоге такая стратегия является провальной, и сегодня мы видим этому подтверждение», — заявляет представитель TUI Russia.

Вторая проблема — это отсутствие эффективного регулирования и контроля туристической отрасли. Финансовые гарантии ответственности туроператоров, которые действуют сейчас, безусловно, нужны, но их явно недостаточно. «Необходимо ужесточить критерии для получения лицензии туроператора так, чтобы ее могли иметь только компании, которые действительно в состоянии предоставлять качественный туристический продукт без сбоев и рисков», — полагает Ивор Вукелик.

Непосредственной причиной обвала рынка стало, по мнению специалистов, ухудшение общей политической и экономической обстановки в России и вокруг нее. Из-за событий на Украине, санкций и кризисных ожиданий снизилась и туристическая активность: многие россияне предпочли не тратиться на поездки, а отложить путешествия до лучших времен. Кроме того, в начале года на фоне политической нестабильности резко подскочил курс основных иностранных валют, из-за чего туристический продукт заметно подорожал. Сказались и введенные в некоторых госучреждениях (особенно в силовых структурах) ограничения на поездки сотрудников в европейские страны и в США. По некоторым оценкам, за год это даст сокращение выездного турпото-ка из России без малого на 4 млн человек (то есть почти на 10%).

Некоторые туристы «приняли на свой счет» санкции и не стали получать визы в европейские и североамериканские страны, опасаясь, что им откажут. «И это притом, что страны ЕС как раз, наоборот, стали охотнее выдавать многолетние мультивизы, причем максимально оперативно, — констатирует Ирина Тюрина. — Но турпоток из России в страны еврозоны все равно упал на четверть».

Однако нынешний кризис туристической отрасли имеет свои интересные особенности. Это кризис не столько самого туристического бизнеса, сколько его старых форм и бизнес-моделей. Примечательно, что многие онлайн-сервисы по бронированию отелей и авиабилетов вовсе не считают 2014 год провальным. «Продажи у нас выросли на сто процентов по сравнению с прошлым годом, — рассказывает гендиректор крупнейшего в России поисковика авиабилетов Aviasales.ru Макс Крайнов. — Ведущие российские онлайн-агентства выросли минимум наполовину, хотя сам рынок — едва ли на 10-15%». Жертвами кризиса стали в основном традиционные агентства, полагает Крайнов.

С ним согласен и руководитель департамента по работе с отелями компании Ostrovok.ru Федор Егоров. Он тоже отмечает рост продажи мест в отелях: «В онлайне все хорошо, наблюдается заметный прирост числа клиентов, которые боятся сейчас бронировать через туроператоров».

Судя по всему, на фоне кризиса турфирм онлайн-проекты продолжат свою экспансию. Тем более что тут еще есть куда расти: по разным оценкам, в России на интернет-сервисы приходится всего 7-15% туристов, остальные пользуются по старинке традиционными агентствами. В США же, к примеру, более 60% людей путешествует, бронируя билеты и отели самостоятельно.

Впрочем, не надо спешить хоронить традиционных операторов: они еще поборются за существование. «Никто не спорит, доля тех, кто путешествует самостоятельно, будет расти, но до определенного предела, — говорят в самарском офисе сети «Магазин Горящих Путевок». — Россия не Америка, у нас еще мало кто говорит на английском, есть языковой барьер, неумение и боязнь пользоваться интернет-ресурсами для бронирования, «светить» свою карточку».

И тем не менее рынок значительно видоизменится, и эта трансформация происходит сейчас. «Рынок очищается от лишних игроков, от тех, кто выбрал заведомо неверную бизнес-модель, — полагает Ирина Тюрина. — И Россия с таким опытом банкротств не уникальна: в других странах тоже был период превращения туротрасли в более цивилизованную. К при-

меру, во время похожего туристического кризиса во Франции «умерло» аж 130 операторов».

С обновлением рынка изменятся и форматы. Время классических туроператоров с пыльными каталогами и стандартным подходом, судя по всему, заканчивается. Карина Альмедова долгое время работала персональным тревел-менеджером одного из руководителей госкорпорации: бронировала авиаперелеты, гостиницы, транспорт и услуги личного гида для индивидуальной экскурсионной программы. Как оказалось, такой индивидуальный подход к планированию путешествия востребован и на большом рынке, поэтому со временем она открыла свой бизнес. Ее нынешние клиенты, разумеется, не всегда выбирают самые дорогие отели и частные самолеты, но они готовы платить цену выше среднерыночной за то, чтобы поехать по маршруту, разработанному «вручную» специально для них. «Сейчас я понимаю, что не ошиблась в оценках перспектив, — говорит Альмедова. — Да, поначалу бизнес приходилось всячески тянуть, пользоваться наработанными в корпорации связями. Клиенты были «штучными», удавалось лишь отбивать аренду офиса и зарплату помощницы. Но сейчас я понимаю, что именно за таким форматом бутиковых агентств — будущее туротрасли».

Похожее мнение и у гендиректора волгоградской турфирмы «Позитив» Елены Баки: «Я начинала свою карьеру в туризме именно с путешествий «ручной работы», детально продуманных мной для маленьких групп туристов. Но потом оказалось, что основной заработок все-таки идет именно от массовых туристов, которые предпочитают просто прийти в офис и купить готовую путевку, а не морочить себе голову планированием путешествий. Но времена меняются. Сейчас,

я чувствую, правильнее снова переключиться на индивидуальные программы».

Многие участники рынка согласны в одном: то, что происходит сегодня, — это не крах отрасли, а закономерная эволюция, связанная с разрушением демпинговой модели. «Мы вступили в стадию консолидации, и в ближайшие три-пять лет эта консолидация продолжится — как у туроператоров, так и у агентств, — уверен Ивор Вукелик. — В итоге крупные туроператоры с большим пулом направлений выживут, поскольку свои отели и свои чартеры дают им поле для маневра».

Однако наряду с классическими туристическими компаниями станут активно развиваться и новые бизнес-модели. Будет расти количество бутиковых агентств, которые не продают туроператорский продукт, а разрабатывают собственный. «Турагентства, готовые собирать кастомизированные пакеты, останутся на рынке и будут процветать, — считает Макс Крайнов. — Турагентства, продающие однотипные продукты без какой-либо дифференциации, должны с рынка уйти».

Очевидно, что трансформация туристического рынка скажется и на ценах. Учитывая смену парадигмы и бесперспективность ценовых войн, можно прогнозировать повышение цен на туры в среднесрочной перспективе. «Умные туроператоры и так никогда сильно не демпинговали, а теперь всем придется вести бизнес правильно, — говорит Федор Егоров (Ostrovok.ru). — В целом можно ожидать, что некоторые предложения немного поднимутся в цене». Учитывая, что спрос на туристическом рынке эластичен по цене, первое время можно ожидать определенного спада продаж, однако через несколько лет покупатели адаптируются к новым ценовым уровням — и активность рынка снова начнет расти.

исходящий турпоток

млн чел.

© 12.0

Количество выехавших из России с целью туризма

Источники: Росстат, Ростуризм, Росавиация, оценки экспертов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.