Научная статья на тему 'РЕЖИМ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ АВТОМОБИЛЕЙ-САМОСВАЛОВ SCANIA, ЭКСПЛУАТИРУЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ РЕСПУБЛИКИ ТЫВА'

РЕЖИМ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ АВТОМОБИЛЕЙ-САМОСВАЛОВ SCANIA, ЭКСПЛУАТИРУЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ РЕСПУБЛИКИ ТЫВА Текст научной статьи по специальности «Техника и технологии»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
периодичность / техническое обслуживание / эксплуатация / износ / ремонт / безотказность автомобиля / frequency / maintenance / operation / wear / repair / reliability of the car

Аннотация научной статьи по технике и технологии, автор научной работы — Сандан Нелли Тимуровна, Евтюков Сергей Аркадьевич

В данной статье рассмотрены способы рациональной организации и планирования работ по техническому обслуживанию (ТО) подвижного состава в автотранспортных предприятиях, где необходимо установить нормативы, позволяющие максимально обеспечить эксплуатационную надежность работы подвижного состава. В целях разработки таких нормативов выполнено исследование эксплуатационной надежности автомобилей-самосвалов Scania за пробег от 0 до 300 тыс. км. По материалам наблюдений разработаны следующие нормативы технического обслуживания: периодичность, перечень операций, трудоемкость, распределение трудоемкости по видам работ, по агрегатам и системам

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MAINTENANCE MODE OF SCANIA DUMP TRUCKS OPERATING IN THE REPUBLIC OF TUVA

This article reviews the rational organization and planning of maintenance of rolling stock in motor transport enterprises, it is necessary to have standards that allow the maximum possible operational reliability of the rolling stock. In order to develop such standards, a study of the operational reliability of Scania dump trucks for a mileage from 0 to 300 thousand km was carried out. Based on the materials of observations, the following maintenance standards have been developed: frequency, list of operations, labor intensity, distribution of labor intensity by types of work, by aggregates and systems

Текст научной работы на тему «РЕЖИМ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ АВТОМОБИЛЕЙ-САМОСВАЛОВ SCANIA, ЭКСПЛУАТИРУЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ РЕСПУБЛИКИ ТЫВА»

УДК 62-7

doi 10.24411/2221-0458-2024-48-58

РЕЖИМ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ АВТОМОБИЛЕЙ-САМОСВАЛОВ SCANIA, ЭКСПЛУАТИРУЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ

РЕСПУБЛИКИ ТЫВА

Сандан Н. Т.1, Евтюков С.А.2 1 Тувинский государственный университет, г. Кызыл 2Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет,

г. Санкт-Петербург

MAINTENANCE MODE OF SCANIA DUMP TRUCKS OPERATING IN THE

REPUBLIC OF TUVA

N.T. Sandan1, S.A. Evtyukov2 1Tuvan State University, Kyzyl 2St. Petersburg State University of Architecture and Civil Engineering, St. Petersburg

В данной статье рассмотрены способы рациональной организации и планирования работ по техническому обслуживанию (ТО) подвижного состава в автотранспортных предприятиях, где необходимо установить нормативы, позволяющие максимально обеспечить эксплуатационную надежность работы подвижного состава. В целях разработки таких нормативов выполнено исследование эксплуатационной надежности автомобилей-самосвалов Scania за пробег от 0 до 300 тыс. км. По материалам наблюдений разработаны следующие нормативы технического обслуживания: периодичность, перечень операций, трудоемкость, распределение трудоемкости по видам работ, по агрегатам и системам

Ключевые слова: периодичность; техническое обслуживание; эксплуатация; износ; ремонт; безотказность автомобиля

This article reviews the rational organization and planning of maintenance of rolling stock in motor transport enterprises, it is necessary to have standards that allow the maximum possible operational reliability of the rolling stock. In order to develop such standards, a study of the

operational reliability of Scania dump trucks for a mileage from 0 to 300 thousand km was carried out. Based on the materials of observations, the following maintenance standards have been developed: frequency, list of operations, labor intensity, distribution of labor intensity by types of work, by aggregates and systems

Keywords: frequency; maintenance; operation; wear; repair; reliability of the car

Введение

Регламент технического обслуживания Scania является основанием для планирования периодического обслуживания автомобилей. Поскольку условия эксплуатации автомобилей изменяются, очень важно, чтобы клиент и сервисная станция совместно разработали программу обслуживания, которая была бы максимально адаптирована к конкретным условиям. Фирма Скания поставляет специальную компьютерную программу (Scania Main), предназначенную для планирования технического обслуживания, расчета стоимости и создания специальных форм отчетов о техническом обслуживании, приспособленных к конкретной

спецификации автомобиля [14].

Методы

При исследовании эксплуатационной надежности, которое проводилось в Республике Тыва автотранспортном предприятии № 1, под наблюдение был взят автомобиль-самосвал Scania.

Автомобиль-самосвал Scania

обслуживалась с периодичностью ТО-1

через 20000 км пробега и ТО-2 через 120000 км пробега, что примерно соответствовало рекомендациям «Инс-трукции по эксплуатации автомобиля Scania Санкт-Петербургского автомобиль-ного завода ООО "Скания-Русь" [14].

Результаты

При исследовании эксплуатационной надежности учитывались отказы, возникающие между очередными техническими обслуживаниями, а также отказы, обнаруженные и устраненные во время проведения технических обслуживаний.

Рациональная периодичность технического обслуживания определялась путем сравнения вышеуказанных: безотказность автомобиля в целом; безотказность агрегатов и узлов, обеспечивающих безопасность движения автомобиля; непроизводительные потери рабочего времени из-за простоя автомобиля по техническим причинам; затраты на выполнение технического обслуживания и текущего ремонта [8-10]. Основные результаты выполнения исследования приведены в табл. 1-3.

Таблица 1 - Темпы прироста количества отказов по интервалам пробега [1]

Пробег автомобиля, тыс. км В том числе по времени обнаружения

между ТО при ТО

0-100 19,1 12,2

100-200 53,4 26,0

200-300 45,7 22,6

Таблица 2 - Среднее количество отказов одного автомобиля, влияющих на безопасность движения, возникших между техническими обслуживаниями [2-3]

Пробег автомобиля, тыс. км Автомобиль Scania

0-100 10,0

100-200 27,1

200-300 22,5

0-300 59,6

Таблица 3 - Показатели режимов ТО при пробеге автомобилей Scania [7]

Показатели Автомобиль Scania

Пробег, тыс. км

0-100 100-200 200-300

Простой, дни 17,5 31,9 51,8

Коэффициент технической готовности 0,950 0,912 0,865

Возможный пробег за дни простоя, тыс. км 5,25 9,57 15,54

Особенно это различие отразилось в интервале от 100 до 200 тыс. км пробега. Анализ причин возникновения отказов показал, что в этот период эксплуатации автомобилей отказы возникают главным

образом в результате износа деталей [1, 8, 9, 10, 11].

Следовательно, обеспечив предупреждение износовых отказов деталей, при режиме ТО автомобилей снижает

количество отказов, возникающих между техническими обслуживаниями, в том числе количество отказов агрегатов и узлов, обеспечивающих безопасность движения автомобиля (табл. 2) [2, 3, 12].

Отказы, возникающие между техническими обслуживаниями, приводят к непроизводительным потерям рабочего времени автомобилей от простоев по техническим причинам, которые можно оценить в виде возможной выручки за время этих простоев (см. табл. 3) [7].

Перечни операций технического обслуживания разработаны для каждого вида обслуживания на основании материалов наблюдений за фактической потребностью в выполнении этих операций.

Исходный перечень был разработан на основании рекомендаций «Инструкции по эксплуатации автомобилей Scania» Санкт-Петербургского автомобильного завода, первой части «Положения о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта», а

Эффективность режимов технического обслуживания автомобилей Scania определялась путем сравнения затрат на техническое обслуживание и текущий ремонт и непроизводительных потерь от простоев по техническим причинам по формуле [18]:

Э = (Оа - Сб) + (Па - Пб), (1) Рекомендуемая в качестве норматива рациональная периодичность технического обслуживания автомобиля приведена в табл. 4.

также по результатам анализа опыта работ по техническому обслуживанию на автотранспортных предприятиях.

В разработанный перечень включались операции, коэффициент повторяемости которых был не менее 0,15, и операции, выполнение которых

обеспечивало безопасность движения автомобиля [19].

Трудоемкость технического обслуживания определилась хронометрированием основного времени операций, учетом

Таблица 4 - Рекомендуемые периодичность и трудоемкость технического

обслуживания автомобиля (для I категории условий эксплуатации) [20]

Показатели Виды технического обслуживания

ТО-1 ТО-2 ЕО

Периодичность, км 4000 16000 0,35

Трудоемкость, чел.-ч. 2,5 10,5

коэффициентов повторяемости, а также подготовительно-заключительного и

дополнительного времени.

Примерное распределение трудоемкости технических обслуживаний по видам

Таблица 5 - Распределение трудоемкости технических обслуживании: по агрегатам и

системам, %

работ, по агрегатам и системам, рекомендуемое для целей планирования, приведено в табл. 5 [4, 5, 20].

Наименование агрегата или системы Виды технического обслуживания

ТО-1 ТО-2

Двигатель с системами смазки, охлаждения и выпуска газов 19,0 13,0

Система питания 5,8 3,8

Сцепление 2,1 2,5

Коробка передач 2,3 2,5

Карданная передача и задний мост 2,8 3,0

Подвеска 20,8 9,0

Поворотные цапфы и рулевое управление 12,7 6,3

Колеса и ступицы 10,8 11,0

Тормозные системы 4,6 9,0

Электрооборудование и приборы 8,7 6,2

Кузов и оперение 10,4 33,7

Итого: 100 100

Из данных таблицы 5 следует, что при выполнении ТО-1 наибольшую долю от трудоемкости этого вида обслуживания составляют работы по обслуживанию ходовой части автомобиля (48,9%) и двигателя с системами смазки, питания, выпуска газов и охлаждения (24,8%), а при

выполнении ТО-2 - работы по обслуживанию ходовой части и кузова с оперением соответственно 35,6 и 33,7% от общей трудоемкости ТО-2 [6, 20].

Рекомендуемые в статье нормативы технического обслуживания самосвал-автомобилей Scania (см. табл. 4 и 5)

согласованы с автомобильным заводом и включены во вторую (нормативную) часть [13, 14, 16, 17].

Выводы

В настоящее время объем и периодичность технического обслуживания зависят от условий эксплуатации двигателя автомобиля. Оптимальная программа обслуживания должна учитывать оба этих фактора. По этой причине используются различные типовые условия эксплуатации. Тип условий эксплуатации определяет интервал и содержание каждого технического обслуживания.

Целью рационально-организованного ТО автомобилей-самосвалов Scania, является получение от них наибольшего

Библиографический список

1. Сандан, Н.Т. Влияние износа на изменение эксплуатационных свойств наземных транспортно-технологических машин в процессе эксплуатации / Н.Т. Сандан, С.А. Евтюков, С.В. Репин // Вестник гражданских инженеров. - 2018. - № 3 (68). - С. 161-165.

2. Сандан, Н.Т., Максимов С.Е., Горшков В.Н., Дружинин П.В. Возраст наземных транспортно-технологических машин как фактор влияния на интенсивность отказов / Н.Т. Сандан, С.Е. Максимов,

производственного эффекта, под которым понимается:

> наивысшая производительность; ^ наибольший срок службы

вообще и между ремонтами в частности;

> наименьшие затраты при работе ресурсов различных видов.

Перед каждым рейсом водитель должен убедиться в отсутствии неисправностей автомобиля, влияющих на безопасность движения. Особенно внимательно должны быть проверены тормозная система, рулевое управление, колеса, шины и подвеска.

Техническое обслуживание имеет жизненно важное значение для обеспечения оптимального срока службы автомобилей Scania.

В.Н. Горшков, П.В. Дружинин // Вестник гражданских инженеров. - 2017. - № 3 (62). - С. 207-210.

3. Сандан, Н.Т., Евтюков С.А., Монгуш С.Ч. Влияние морального износа на сроки службы машин / Н.Т. Сандан, С.А. Евтюков, С.Ч. Монгуш // Успехи современной науки. - 2017. - Т. 1. № 12. - С. 114-118.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Сандан, Н.Т. Контролепригодность и методы определения технического состояния наземных транспортно-технологических машин / Н.Т. Сандан,

В.В. Конгар-оол, С.А. Евтюков, Ю.Ф. Кайзер, Н.С. Борбак-оол // Известия Тульского государственного

университета. Технические науки. - 2020.

- № 10. - С. 462-468.

5. Евтюков, С.А. Особенности эксплуатации парков машин в условиях низких температур / С.А. Евтюков, Н.Т. Сандан // Вестник гражданских инженеров. - 2016. - № 2 (55). - С. 186191.

6. Сандан, Н.Т. Управление технической эксплуатацией транспортных средств: монография / Н.Т. Сандан, Л.С. Чеглакова, С.А. Евтюков - Санкт-петербург: ООО ИД «Петрополис» , 2020.

- С. 352.

7. Сандан, Н.Т. Теория эксплуатационной надежности машин: лекционный курс / Н.Т. Сандан, И.С. Брылев, С.А. Евтюков

- Санкт-Петербург: ООО ИД «Петрополис», 2020. - С. 203.

8. Черняев, И.О. Способ оперативной индивидуальной корректировки периодичности технического обслуживания автотранспортных средств / И.О. Черняев, С.А. Воробьев, С.А. Евтюков // Вестник гражданских инженеров. - 2020. - № 2 (79). - С. 202207.

9. Евтюков, С.А. Методология управления рациональным сроком службы

автомобиля / С.А. Евтюков, А.В. Терентьев, Г. Гинзбург // Мир транспорта и технологических машин. - 2017. - № 1 (56). - С. 3-10.

10. Виноградов, В.М. Организация производства технического обслуживания и текущего ремонта автомобилей: Учебное пособие / В.М. Виноградов. - М.: Академия. - 2018. - С. 112.

11. Власов, В.М. Техническое обслуживание и ремонт автомобилей: Учебник / В.М. Власов. - М.: Academia. -2019. - С. 672.

12. Гладов, Г.И. Текущий ремонт различных типов автомобилей. В 2 ч. Ч. 2: Грузовые автомобили большой грузоподъемности: Учебник / Г.И. Гладов, М.П. Малиновский. - М.: Academia. - 2018. - С. 158.

13. Кузнецов, Е.С. Управление технической эксплуатацией автомобилей / Е.С. Кузнецов. - М.: Транспорт. - 2008. - С. 272.

14. Инструкция SCANIA 94, 114, 124, 144, 164 с 1995 PRT (СКАНИЯ ПРТ) Пособие по ремонту

15. Евтюков, С.А. Влияние условий местности на техническую эксплуатацию и формирование автомобильных парковок / С.А. Евтюков, О.А. Чуду //

Вестник инженеров-строителей. - 2015. -№ 3 (50). - С. 239-243.

16. Терентьев, А.В. Анализ методов определения показателей технической эксплуатации автомобилей / А.В. Терентьев, М.Ю. Карелина, В.А. Клименко // Мир транспорта и технологических машин. - 2021. - № 3 (74). - С. 3-8.

17. Арифуллин, И.В. Метод оценки качества эксплуатации автотранспортных средств / И.В. Арифуллин, А.В. Терентьев, А.А. Аллакин // Транспорт: наука, техника, управление. Научный информационный сборник. - 2018. - № 11. - С. 58-61.

18. Кирьенко, Д.К. Влияние непланового текущего ремонта на рациональный срок службы автотранспортного средства / Д.К. Кирьенко, А.В. Терентьев // Вестник гражданских инженеров. - 2016. - № 4 (57). - С. 178-182.

19. Терентьев, А.В. Методика расчета производственной программы по техническому обслуживанию и текущему ремонту подвижного состава, регламенты которого не предусматривают капитальный ремонт / А.В. Терентьев, Н.А. Ртищев, Р.Р. Амирханов // Успехи современной науки. - 2016. - Т. 3. № 4. -С. 43-48.

20. Прудовский, Б.Д. Методы анализа показателя «трудоемкость» текущего ремонта / Б.Д. Прудовский, А.В. Терентьев // Вестник гражданских инженеров. - 2014. - № 1 (42). - С. 117120.

References

1. Sandan N.T., Yevtyukov S.A., Repin S.V. Vliyanie iznosa na izmenenie ekspluatatsionnykh svoystv nazemnykh transportno-tekhnologicheskikh mashin v protsesse ekspluatatsii [The effect of wear on the change in the operational properties of ground transport and technological machines during operation]. Vestnik grazhdanskikh inzhenerov [Journal of Civil Engineers]. 2018. No. 3 (68). Pp. 161-165. (In Russian)

2. Sandan N.T., Maximov S.E., Gorshkov V.N., Druzhinin P.V. Vozrast nazemnykh transportno-tekhnologicheskikh mashin kak faktor vliyaniya na intensivnost' otkazov [Age of ground transport and technological machines as a factor influencing the failure rate]. 2017. No. 3 (62). Pp. 207-210. (In Russian)

3. Sandan N.T., Yevtyukov S.A., Mongush S.C. Vliyanie moral'nogo iznosa na sroki sluzhby mashin [The influence of moral wear on the service life of machines]. Successes of modern science. 2017. Vol. 1. No. 12. P. 114-118. (In Russian)

4. Sandan N.T., Kongar-ool V.V., Yevtyukov S.A., Kaiser Yu.F., Borbak-ool N.S. Kontroleprigodnost' i metody opredeleniya tekhnicheskogo sostoyaniya nazemnykh transportno-tekhnologicheskikh mashin [Controllability and methods for determining the technical condition of ground transport and technological machines]. Izvestiya of Tula State University. Technical sciences. 2020. No. 10, pp. 462-468. (In Russian)

5. Evtyukov S.A., Sandan N.T. Osobennosti ekspluatatsii parkov mashin v usloviyakh nizkikh temperature [Features of the operation of car parks at low temperatures]. Vestnik grazhdanskikh inzhenerov [Journal of Civil Engineers]. 2016. No. 2 (55). Pp. 186-191. (In Russian)

6. Sandan N.T., Cheglakova L.S., Yevtyukov S.A. Upravlenie tekhnicheskoy ekspluatatsiey transportnykh sredstv: monografiya [Management of technical operation of vehicles: monograph]. St. Petersburg, LLC Publishing house of Petropolis, 2020, p. 352. (In Russian)

7. Sandan N.T., Brylev I.S., Evtyukov S.A. Teoriya ekspluatatsionnoy nadezhnosti mashin: lektsionnyy kurs [Theory of operational reliability of machines: course of lectures]. St. Petersburg, LLC Publishing house of Petropolis, 2020, p. 203. (In Russian)

8. Chemyaev I.O., Vorobyov S.A., Yevtyukov S.A. Sposob operativnoy individual'noy korrektirovki periodichnosti tekhnicheskogo obsluzhivaniya avtotransportnykh sredstv [A method of operational individual adjustment of the frequency of maintenance of motor vehicles]. Vestnik grazhdanskikh inzhenerov [Journal of Civil Engineers]. 2020. No. 2 (79). Pp. 202-207. (In Russian)

9. Yevtyukov S.A., Terentyev A.V., Ginzburg G. Metodologiya upravleniya ratsional'nym srokom sluzhby avtomobilya [Methodology of rational vehicle service life management]. Mir transporta i tekhnologicheskikh mashin [The world of transport and technological machines]. 2017. No. 1 (56). Pp. 3-10. (In Russian)

10. Vinogradov V.M. Organizatsiya proizvodstva tekhnicheskogo obsluzhivaniya i tekushchego remonta avtomobiley: Uchebnoe posobie [Organization of production of maintenance and current repair of cars: Textbook]. Moscow, Academy Publ., 2018, p. 112. (In Russian)

11. Vlasov V.M. Tekhnicheskoe obsluzhivanie i remont avtomobiley: Uchebnik [Maintenance and repair of cars: Textbook]. Moscow, Academia Publ., 2019, p. 672. (In Russian)

12. Gladov G.I., Malinovsky M.P. Tekushchiy remont razlichnykh tipov avtomobiley. V 2

ch. Ch. 2: Gruzovye avtomobili bol'shoy gruzopod"emnosti: Uchebnik [Maintenance of various types of cars. At 2 p.m. 2: Heavy-duty trucks: Textbook]. Moscow, Academia, 2018, p. 158. (In Russian)

13. Kuznetsov E.S. Upravlenie tekhnicheskoy ekspluatatsiey avtomobiley [Management of technical operation of cars]. Moscow, Transport Publ., 2008, p. 272. (In Russian)

14. SCANIA Instruction 94, 114, 124, 144, 164 since 1995 PRT (SCANIA PRT) Repair Manual (In Russian)

15. Yevtyukov S.A., Choodu O.A. Vliyanie usloviy mestnosti na tekhnicheskuyu ekspluatatsiyu i formirovanie avtomobil'nykh parkovok [The influence of terrain conditions on the technical operation and formation of parking lots]. [Journal of Civil Engineers]. 2015. No. 3 (50). Pp. 239243. (In Russian)

16. Terentyev A.V., Karelina M.Yu., Klimenko V.A. Analiz metodov opredeleniya pokazateley tekhnicheskoy ekspluatatsii avtomobiley [Analysis of methods for determining indicators of technical operation of cars]. Mir transporta i tekhnologicheskikh mashin [The world of transport and technological machines. -2021. - № 3 (74). - Pp. 3-8.

17. Arifullin I.V., Terentyev A.V., Allakin A.A. Metod otsenki kachestva ekspluatatsii avtotransportnykh sredstv [Method of

assessing the quality of operation of motor vehicles]. Transport: nauka, tekhnika, upravlenie. Nauchnyy informatsionnyy sbornik [Transport: science, technology, management. Scientific information collection]. 2018. No. 11. pp. 58-61. (In Russian)

18. Kiryenko D.K., Terentyev A.V. Vliyanie neplanovogo tekushchego remonta na ratsional'nyy srok sluzhby avtotransportnogo sredstva [The influence of unplanned maintenance on the rational service life of a motor vehicle]. Vestnik grazhdanskikh inzhenerov [Journal of Civil Engineers]. 2016. No. 4 (57). P. 178-182. (In Russian)

19. Terentyev A.V., Rtischev N.A., Amirkhanov R.R. Metodika rascheta proizvodstvennoy programmy po tekhnicheskomu obsluzhivaniyu i tekushchemu remontu podvizhnogo sostava, reglamenty kotorogo ne predusmatrivayut kapital'nyy remont [Methodology for calculating the production program for maintenance and current repair of rolling stock, the regulations of which do not provide for major repairs]. Uspekhi sovremennoy nauki [Successes of modern science]. 2016. Vol. 3. No. 4. pp. 43-48. (In Russian)

20. Prudovsky B.D., Terentyev A.V. Metody analiza pokazatelya «trudoemkost'»

tekushchego remonta [Methods of analyzing [Journal of Civil Engineers]. 2014. No. 1

the indicator "labor intensity" of current (42). Pp. 117-120. (In Russian)

repairs]. Vestnik grazhdanskikh inzhenerov

Сандан Нелли Тимуровна, старший преподаватель кафедры транспортно-технологических средств, ФГБОУ ВО "Тувинский государственный университет", г. Кызыл, Россия, е-mail: sandan.nelli@yandex.ru

Евтюков Сергей Аркадьевич, доктор технических наук, профессор кафедры наземных транспортно-технологических машин, Санкт-Петербургский государственный университет, г. Санкт-Петербург, Россия, e-mail: s.a.evt@mail.ru

Nelly Timurovna Sandan, Senior Lecturer at the Department of Transport and Technological Means, Tuvan State University, Kyzyl, Russia, e-mail: sandan.nelli@yandex.ru

Sergey Arkadyevich Evtyukov, Doctor of Technical Sciences, Professor of the Department of Land Transport and Technological Machines, St. Petersburg State University, St. Petersburg, email: s.a.evt@mail.ru

Статья поступила в редакцию 1.03.2024

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.