Научная статья на тему 'КОМПЛЕКС МЕРОПРИЯТИЙ, ПРЕДУПРЕЖДАЮЩИХ ПОЯВЛЕНИЕ АВАРИЙНЫХ ИЗНОСОВЫХ ОТКАЗОВ'

КОМПЛЕКС МЕРОПРИЯТИЙ, ПРЕДУПРЕЖДАЮЩИХ ПОЯВЛЕНИЕ АВАРИЙНЫХ ИЗНОСОВЫХ ОТКАЗОВ Текст научной статьи по специальности «Техника и технологии»

CC BY
12
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
техническое обслуживание / эксплуатация / износ / ремонт / maintenance / operation / wear and tear / repair

Аннотация научной статьи по технике и технологии, автор научной работы — Сандан Нелли Тимуровна, Саая Кежик Салгынович

В данной статье рассмотрено значительное уменьшение интенсивности изнашивания деталей машин и повышение их надежности. Они могут быть достигнуты за счет своевременного проведения ряда эксплуатационных мероприятий, предупреждающих появление аварийных износовых отказов. Эти мероприятия являются профилактическими и называются техническими обслуживаниями. Устранить внезапные отказы этими мероприятиями нельзя. В результате исследования профилактическими мероприятиями не удается устранить все износовые отказы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MEASURES TO PREVENT THE OCCURRENCE OF EMERGENCY WEAR AND TEAR FAILURES

This article considers a significant reduction in the intensity of machine parts wear and an increase in their reliability. It can be achieved due to the timely implementation of a number of operational measures that prevent the occurrence of emergency wear and tear failures. These measures are called maintenance service. It is impossible to eliminate sudden refusals by these measures. As a result of the study, preventive measures fail to eliminate all wear and tear failures.

Текст научной работы на тему «КОМПЛЕКС МЕРОПРИЯТИЙ, ПРЕДУПРЕЖДАЮЩИХ ПОЯВЛЕНИЕ АВАРИЙНЫХ ИЗНОСОВЫХ ОТКАЗОВ»

УДК 621.3.019.3

doi 10.24411/2221-0458-2023-16-27

КОМПЛЕКС МЕРОПРИЯТИЙ, ПРЕДУПРЕЖДАЮЩИХ ПОЯВЛЕНИЕ АВАРИЙНЫХ ИЗНОСОВЫХ ОТКАЗОВ

Сандан Н. Т., Саая К.С.

Тувинский государственный университет, г. Кызыл

MEASURES TO PREVENT THE OCCURRENCE OF EMERGENCY WEAR AND

TEAR FAILURES

N.T. Sandan, K.S. Saaya Tuvan State University, Kyzyl

В данной статье рассмотрено значительное уменьшение интенсивности изнашивания деталей машин и повышение их надежности. Они могут быть достигнуты за счет своевременного проведения ряда эксплуатационных мероприятий, предупреждающих появление аварийных износовых отказов. Эти мероприятия являются профилактическими и называются техническими обслуживаниями. Устранить внезапные отказы этими мероприятиями нельзя. В результате исследования профилактическими мероприятиями не удается устранить все износовые отказы.

Ключевые слова: техническое обслуживание; эксплуатация; износ; ремонт

This article considers a significant reduction in the intensity of machine parts wear and an increase in their reliability. It can be achieved due to the timely implementation of a number of operational measures that prevent the occurrence of emergency wear and tear failures. These measures are called maintenance service. It is impossible to eliminate sudden refusals by these measures. As a result of the study, preventive measures fail to eliminate all wear and tear failures.

Keywords: maintenance; operation; wear and tear; repair

Введение

Техническое обслуживание является комплексом мероприятий, направленным на поддержание машин в постоянной технической готовности путем

своевременного устранения и

предупреждения причин, вызывающих износ и поломки деталей. Правильным выполнением этого комплекса

обеспечиваются высокая надежность и долговечность машин, а также устранение

причин, вызывающих перерасход эксплуатационных материалов.

В технические обслуживания входят работы по чистке и мойке машин, их заправке эксплуатационными материалами, смазке, крепежу, контролю и регулировке узлов.

Технические обслуживания проводятся по системе, которая называется планово-предупредительной. Вторая часть названия обусловливается главной целью -профилактикой интенсивного изнашивания, неисправностей, поломок. Плановость системы заключается в том, что все мероприятия выполняются по плану, в соответствии с установленной

периодичностью и содержанием, независимо от состояния машины [8-14].

Одной из основ системы технических обслуживаний является периодичность их проведения. При назначении последнего должен приниматься во внимание ряд факторов - изменение эксплуатационных показателей в связи с изнашиванием деталей, соотношение удельных затрат на техническое обслуживание и ремонт, изменение надежности машины, сроки службы ее деталей и другие.

Методы

Перспективы развития системы технических обслуживаний транспортных средств в различных ведомствах, например, в народном хозяйстве, железнодорожных, инженерных войсках различны, хотя их

построение в принципе одинаково. Основные указания о техническом обслуживании машин черпаются из фирменных инструкций ТС. Однако в них большей частью отсутствуют данные о сроках проведения технических уходов, не четко указывается их содержание. Лишь иногда приводятся полные данные, в этом случае они в принципе аналогичны системе, принятой в России.

Главным направлением при этом является уточнение периодичности технических обслуживаний. С этой целью устанавливаются более точные сроки службы деталей путем широкого развертывания статистических

наблюдений. Очень важным является стремление учитывать при назначении периодов между техническими

обслуживаниями условий эксплуатации ТС.

Результаты

В процессе эксплуатации

транспортного средства, в связи с изнашиванием деталей, ухудшаются его эксплуатационные показатели, в частности производительность. Следовательно, было бы выгодно как можно чаще производить замену и регулировку деталей. Но при этом возрастают затраты времени на производство ТО и, в результате, снижается производительность.

При учете соотношения удельных затрат на ТО и Р принимается во внимание то, что при выполнении ТО до начала

аварийного изнашивания деталей средняя интенсивность изнашивания снижается, срок необходимого ремонта отдаляется, затраты на производство ремонта сокращаются, а на ТО, вследствие увеличения их количества возрастают. При более позднем выполнении ТО затраты на них снижаются, а на ремонт возрастают [16].

Оптимальная величина периодичности ТО определяется из уравнения [16]:

с—.

0

( \ Т т

С — + /(Т, )- = 0

1 т у О ф—

—0 Ф—0 у

(1)

где То - период между техническими обслуживаниями; Т - период времени; С1 -стоимость выполнения одного

технического обслуживания; фТо - период между ремонтами.

Если средняя наработка на отказ машины, полученная на основе опытных данных с учетом аварийного и естественного износа равна т, а период между техническими обслуживаниями равен Т0, то надежность машины за время То:

Т,

0

Я—0) = е т

(2)

где т - аварийный и естественный износ машины.

Эффективность системы профилактических мероприятий может быть оценена по методике И. А. Луйка.

Удельный вес износовых отказов, при

их интенсивности К в общем потоке отказов с интенсивностью к равен:

К = К

и п

к , (3)

где Хм - интенсивность износовых отказов; Х - общий поток отказов с интенсивностью

Профилактическими мероприятиями не удается устранить все износовые отказы. Эффективность этих мероприятий

характеризуется коэффициентом кэ:

К =

к - к

к , (4)

где к - интенсивность износовых отказов, не устраняемых профилактикой.

В принятую в настоящее время систему ТО входят следующие основные их виды:

- ежедневные или ежесменные (ЕТО);

- периодические (ТО-1, ТО-2); (на некоторых транспортных машинах, например гусеничных транспортно-тягового класса, предусмотрено проведение ТО-3);

- технические обслуживания при изменении условий эксплуатации; (изменение условий эксплуатации учитывается корректировочными

коэффициентами периодичности (для АТС) или трудоемкости (для НТТМ) работ. Если имеется ввиду годовая сезонность эксплуатации, то это «сезонное обслуживание»);

- технические осмотры.

Ежедневное техническое обслуживание производится в конце каждой смены или дня работы машины, независимо от объема выполненной работы, силами расчета машины. При ЕТО предусматриваются следующие виды работ:

- очистка машин, инструментов, принадлежностей от пыли и грязи;

- тщательный осмотр машин с проведением необходимых крепежных и регулировочных работ;

- смазка узлов в соответствии с картой смазки;

- дозаправка машины эксплуатационными материалами.

Периодические технические

обслуживания производятся после выполнения машиной определенного объема работы в часах или километрах пробега. [17]. Периодичность их характеризуется величиной

межосмотровых (межремонтных) периодов. В зависимости от объема работ, предусмотренных нормативами,

технические обслуживания подразделяются на виды - № 1 (ТО-1), № 2 (ТО-2), иногда даже № 3 (ТО-3). При каждом обслуживании высшего номера

выполняются все операции обслуживания предыдущих номеров и некоторые специальные работы [19].

Состав работ, обязательный при технических обслуживаниях, может определяться по методике, предложенной Е. С. Кузнецовым.

При этом, статистическими наблюдениями устанавливается коэффициент к повторяемости операций:

к = М

^ , (5)

где М - число случаев возникновения потребности в ТО; N - общее число наблюдений.

В первое техническое обслуживание должны входить прежде всего операции с

к =1

к=I

; при п операция должна

включаться в следующее ТО.

Таким образом, к ТО-1 относятся операции, у которых:

1 > к > 1 п , (6)

Мера увеличения к1 сравнительно с

величиной п - зависит от заданной надежности.

После некоторых математических преобразований получается для: ТО-1:

1 > к >

1

(п -1)Я(Т0)

(7)

где п- кратность межосмотровых периодов; к - коэффициент повторяемости первой операций; К(То) - заданная надежность за время То. для ТО-2:

1 1

> к 2 >■

В каждое периодическое техническое обслуживание включаются в технический уход и текущий ремонт. Характерное распределение трудоемкостей ТО по видам работ в процентах приводится в таблице 1 [20].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

(п - 1)ад 2 2Я(Г0)(п - 0,5)

(8)

где к2 - коэффициент повторяемости первой операций;

Таблица 1 - Трудоемкость ТО по видам работ в процентах

Виды работ Автомобиль ГАЗ Соболь НН

ТО-1 ТО-2

Контрольные 21,2 28,1

Крепежные 21,5 19,3

Регулировочные 9,2 7,5

Смазочные, заправочные

и очистительные 22,5 18,0

Электротехнические 15,2 15,3

Обслуживание двигателя 3,0 6,2

Шинные 7,4 5,6

Текущий ремонт при периодическом техническом обслуживании производится с целью устранения обнаруженных неисправностей. Заблаговременно его точный объем не может быть известен. Трудоемкость ТР ориентировочно равна для ТО-1 12-25%, для ТО-2 30-100% трудоемкости технического ухода [20].

При составлении заявок на материалы, оборудование и т.п. трудоемкость текущего ремонта

рассчитывается по нормативам на единичный объем работы. Для автомобилей грузоподъемностью 2,5-3,4 т на 1000 км

пробега требуется 7,0 чел.-ч текущего ремонта (по Положению о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта).

ТО производятся личным составом расчета машин с привлечением специалистов ремонтников для выполнения ТР.

ТО при изменениях условий эксплуатации проводится при подготовке техники к эксплуатации в новом сезоне -весенне-летнем или осенне-зимнем (сезонные обслуживания), при постановке машин на хранение и снятии с него, при

подготовке машин к перемещению, при изменении условий работы (например, с равнинных на высокогорные) и в других случаях. Содержание этих ТО зависит от типа машин и условий их предстоящей эксплуатации и рассматривается ниже [6].

Технические осмотры являются одной из составных частей системы ТО. Их задачей является установление состояния машины, правильности ее содержания и обслуживания. Техническим осмотрам подвергаются все ТС - эксплуатируемые и не эксплуатируемые [18].

Первым видом технических осмотров являются контрольные осмотры, которые подразделяются на осмотры при выходе из парка и при возвращении в парк и на осмотры при перерывах в работе. Первые проводятся персоналом контрольно-технического пункта парка, последние -расчетом машины.

Задачей контрольных осмотров является проверка состояния основных узлов и агрегатов машины, причем основное внимание уделяется узлам и агрегатам, обеспечивающим безопасность работы машин.

Все машины подвергаются периодическим техническим осмотрам, проводимым должностными лицами.

При периодических технических осмотрах проверяются внешний вид, условия хранения, комплектность и техническое состояние машин

(опробованием на холостом ходу и при необходимости на рабочем режиме).

Однако дифференциация условий работы машин еще не позволяет точно определить действительную потребность в ТО. Необходимо учесть также загрузку машин. С этой целью имеется ряд предложений по измерениям

периодичности ТО в единицах работы, выполняемой машинами, например, для автомобилей в ткм. Эти предложения правомерны, однако для их осуществления требуются сбор и обработка большого объема статистического материала, который пока еще не накоплен [1-5].

Стремление теснее увязать построение системы ТО с характером работы машин проявляется и в том, что их периодичность учитывает календарное время работы машин. Например, почти всеми официальными документами по эксплуатации ТС предусмотрено проведение раз в месяц парковых дней, во время которых должны выполняться ТО.

Выводы

В настоящее время периодичность выполнения ряда смазочных операций не совпадает с периодичностью ТО. Это приводит к излишней потере рабочего времени машин, удорожанию их содержания. Поэтому сейчас за счет более правильного выбора смазочных

материалов, улучшения конструкций смазочных устройств стремятся получить

равную кратность сроков замены смазочных материалов и проведения ТО. Стремление к сокращению числа видов ТО с целью упрощения организации их выполнения и к увеличению сроков между ними наблюдается сейчас повсеместно. В этом отношении характерна инструкция по проведению планово-предупредительного ремонта ТС. Таким образом, предусмотрено значительное сокращение затрат времени и труда на выполнение ТО по сравнению с ранее существующими системами.

Целью рационально организованной технической эксплуатации ТС является получение от них наибольшего

Библиографический список

1. Сандан Н.Т., Евтюков С.А., Репин С.В. Влияние износа на изменение эксплуатационных свойств наземных транспортно-технологических машин в процессе эксплуатации / Н.Т. Сандан, С.А. Евтюков, С.В. Репин // Вестник гражданских инженеров. - 2018. - № 3 (68). - С. 161-165.

2. Сандан Н.Т., Максимов С.Е., Горшков В.Н., Дружинин П.В. Возраст наземных транспортно-технологических машин как фактор влияния на интенсивность отказов / Н.Т. Сандан, С.Е. Максимов, В.Н. Горшков, П.В. Дружинин // Вестник

производственного эффекта, под которым понимается:

> наивысшая производительность;

^ наибольший срок службы

вообще и между ремонтами в частности;

> наименьшие затраты при работе ресурсов различных видов.

В настоящее время в области технической эксплуатации ТС имеются недостатки, объясняемые в значительной степени тем, что на многих организациях не используется передовая технология мероприятий, объединяемых понятием «техническая эксплуатация», не

применяются научные методы управления эксплуатацией.

гражданских инженеров. - 2017. - № 3 (62). - С. 207-210.

3. Сандан Н.Т., Евтюков С.А., Монгуш С.Ч. Влияние морального износа на сроки службы машин / Н.Т. Сандан, С.А. Евтюков, С.Ч. Монгуш // Успехи современной науки. - 2017. - Т. 1. № 12. - С. 114-118.

4. Сандан Н.Т., Конгар-оол В.В., Евтюков С.А., Кайзер Ю.Ф., Борбак-оол Н.С.Контролепригодность и методы определения технического состояния наземных транспортно-технологических машин / Н.Т. Сандан, В.В. Конгар-оол, С.А. Евтюков, Ю.Ф. Кайзер, Н.С. Борбак-оол // Известия Тульского

государственного университета.

Технические науки. - 2020. - № 10. - С. 462-468.

5. Евтюков С.А., Сандан Н.Т. Особенности эксплуатации парков машин в условиях низких температур / С.А. Евтюков, Н.Т. Сандан // Вестник гражданских инженеров. - 2016. - № 2 (55). - С. 186191.

6. Сандан Н.Т., Чеглакова Л.С., Евтюков С.А. Управление технической эксплуатацией транспортных средств: монография / Н.Т. Сандан, Л.С. Чеглакова, С.А. Евтюков - Санкт-петербург: ООО ИД «Петрополис» , 2020. - С. 352.

7. Сандан Н.Т., Брылев И.С., Евтюков С.А. Теория эксплуатационной надежности машин: лекционный курс / Н.Т. Сандан, И.С. Брылев, С.А. Евтюков - Санкт-Петербург: ООО ИД «Петрополис», 2020. - С. 203.

8. Черняев И.О., Воробьев С.А., Евтюков С.А. Способ оперативной индивидуальной корректировки периодичности технического обслуживания автотранспортных средств / И.О. Черняев, С.А. Воробьев, С.А. Евтюков // Вестник гражданских инженеров. - 2020. - № 2 (79). - С. 202207.

9. Евтюков С.А., Терентьев А.В., Гинзбург Г. Методология управления рациональным сроком службы

автомобиля / С.А. Евтюков, А.В. Терентьев, Г. Гинзбург // Мир транспорта и технологических машин. -2017. - № 1 (56). - С. 3-10.

10. Виноградов, В.М. Организация производства технического обслуживания и текущего ремонта автомобилей: Учебное пособие / В.М. Виноградов. - М.: Академия. - 2018. - С. 112.

11. Власов, В.М. Техническое обслуживание и ремонт автомобилей: Учебник / В.М. Власов. - М.: Academia. - 2019. - С. 672.

12. Гладов, Г.И. Текущий ремонт различных типов автомобилей. В 2 ч. Ч. 2: Грузовые автомобили большой грузоподъемности: Учебник / Г.И. Гладов, М.П. Малиновский. - М.: Academia. - 2018. - С. 158.

13. Кузнецов Е.С. Управление технической эксплуатацией автомобилей / Е.С. Кузнецов. - М.: Транспорт. - 2008. - С. 272.

14. Чооду О.А. Проблемы технического обслуживания машин в Республике Тыва / О.А. Чооду // Вестник Тувинского государственного университета. №3 Технические и физико-математические науки. - 2019. - № 3 (50). - С. 40-50.

15. Евтюков С.А., Чооду О.А. Влияние условий местности на техническую эксплуатацию и формирование парков машин / С.А. Евтюков, О.А. Чооду

//Вестник гражданских инженеров. -2015. - № 3 (50). - С. 239-243.

16. Терентьев А.В., Карелина М.Ю., Клименко В.А. Анализ методов определения показателей технической эксплуатации автомобилей / А.В. Терентьев, М.Ю. Карелина, В.А. Клименко // Мир транспорта и технологических машин. - 2021. - № 3 (74). - С. 3-8.

17. Арифуллин И.В., Терентьев А.В., Аллакин А.А. Метод оценки качества эксплуатации автотранспортных средств / И.В. Арифуллин, А.В. Терентьев, А.А. Аллакин // Транспорт: наука, техника, управление. Научный информационный сборник. - 2018. - № 11. - С. 58-61.

18. Кирьенко Д.К., Терентьев А.В. Влияние непланового текущего ремонта на рациональный срок службы автотранспортного средства / Д.К. Кирьенко, А.В. Терентьев // Вестник гражданских инженеров. - 2016. - № 4 (57). - С. 178-182.

19. Терентьев А.В., Ртищев Н.А., Амирханов Р.Р. Методика расчета производственной программы по техническому обслуживанию и текущему ремонту подвижного состава, регламенты которого не предусматривают капитальный ремонт / А.В. Терентьев, Н.А. Ртищев, Р.Р. Амирханов // Успехи современной науки. - 2016. - Т. 3. № 4. -С. 43-48.

20. Прудовский Б.Д., Терентьев А.В. Методы анализа показателя

«трудоемкость» текущего ремонта / Б.Д. Прудовский, А.В. Терентьев // Вестник гражданских инженеров. - 2014. - № 1 (42). - С. 117-120.

References

1. Sandan N.T., Evtyukov S.A., Repin S.V. Vlijanie iznosa na izmenenie jekspluatacionnyh svojstv nazemnyh transportno-tehnologicheskih mashin v processe jekspluatacii [The influence of wear on the change in the operational properties of ground-based transport and technological machines during operation]. Vestnik grazhdanskih inzhenerov [Bulletin of Civil Engineers], 2018, no. 3 (68), pp. 161-165. (In Russian)

2. Sandan N.T., Maksimov S.E., Gorshkov V.N., Druzhinin P.V. Vozrast nazemnyh transportno-tehnologicheskih mashin kak faktor vlijanija na intensivnost' otkazov [Age of ground transport and technological machines as a factor influencing the failure rate]. Vestnik grazhdanskih inzhenerov [Bulletin of Civil Engineers], 2017, no. 3 (62), pp. 207-210. (In Russian)

3. Sandan N.T., Evtyukov S.A., Mongush S.Ch. Vlijanie moral'nogo iznosa na sroki sluzhby mashin [The influence of obsolescence on the service life of machines]. Uspehi sovremennoj nauki [Advances in modern science], 2017, vol.. 1, no. 12, p. 114-118. (In Russian)

4. Sandan N.T., Kongar-ool V.V., Evtyukov S.A., Kaiser Yu.F., Borbak-ool N.S. Kontroleprigodnost' i metody opredelenija tehnicheskogo sostojanija nazemnyh transportno-tehnologicheskih mashin [Testability and methods for determining the technical condition of ground-based transport and technological machines]. Izvestija Tul'skogo gosudarstvennogo universiteta. Tehnicheskie nauki [News of Tula State University. Technical sciences], 2020, no. 10, p. 462-468. (In Russian)

5. Evtyukov S.A., Sandan N.T. Osobennosti jekspluatacii parkov mashin v uslovijah nizkih temperature [Peculiarities of operating vehicle fleets in low temperature conditions]. Vestnik grazhdanskih inzhenerov [Bulletin of Civil Engineers], 2016, no. 2 (55), pp. 186-191. (In Russian)

6. Sandan N.T., Cheglakova L.S., Evtyukov S.A. Upravlenie tehnicheskoj jekspluataciej transportnyh sredstv: monografija [Management of technical operation of vehicles: monograph]. St. Petersburg, LLC Publishing House of Petropolis, 2020, p. 352. (In Russian)

7. Sandan N.T., Brylev I.S., Evtyukov S.A. Teorija jekspluatacionnoj nadezhnosti mashin: lekcionnyj kurs [Theory of operational reliability of machines: lecture course]. St. Petersburg: LLC Publishing House of Petropolis, 2020, p. 203. (In Russian)

8. Chernyaev I.O., Vorobyov S.A., Evtyukov S.A. Sposob operativnoj individual'noj korrektirovki periodichnosti tehnicheskogo obsluzhivanija avtotransportnyh sredstv [A method for prompt individual adjustment of the frequency of technical maintenance of vehicles]. Vestnik grazhdanskih inzhenerov [Bulletin of Civil Engineers], 2020, no. 2 (79), pp. 202-207. (In Russian)

9. Evtyukov S.A., Terentyev A.V., Ginzburg G. Metodologija upravlenija racional'nym srokom sluzhby avtomobilja [Methodology for managing the rational service life of a car]. Mir transporta i tehnologicheskih mashin [World of transport and technological machines], 2017, no. 1 (56), p. 3-10. (In Russian)

10. Vinogradov V.M. Organizacija proizvodstva tehnicheskogo obsluzhivanija i tekushhego remonta avtomobilej: Uchebnoe posobie [Organization of production of technical maintenance and current repair of cars: Textbook]. Moscow, Academy Publ., 2018, p. 112. (In Russian)

11. Vlasov V.M. Tehnicheskoe obsluzhivanie i remont avtomobilej: Uchebnik [Maintenance and repair of automobiles: Textbook]. Moscow, Academia Publ., 2019, p. 672. (In Russian)

12. Gladov G.I. Tekushhij remont razlichnyh tipov avtomobilej. V 2 ch. Ch. 2: Gruzovye avtomobili bol'shoj gruzopod#emnosti: Uchebnik [Current repairs of various types of cars. In 2 hours. Part 2: Heavy-duty

trucks: Textbook]. Moscow, Academia Publ., 2018, p. 158. (In Russian)

13. Kuznetsov E.S. Upravlenie tehnicheskoj jekspluataciej avtomobilej [Management of technical operation of automobiles]. Moscow, Transport Publ., 2008, p. 272. (In Russian)

14. Choodu O.A. Problemy tehnicheskogo obsluzhivanija mashin v Respublike Tyva [Problems of machine maintenance in the Republic of Tuva]. Vestnik of Tuvan State University. Iss.. 3 Technical and physical and mathematical sciences, 2019, no. 3 (50), p. 40-50. (In Russian)

15. Evtyukov S.A., Choodu O.A. Vlijanie uslovij mestnosti na tehnicheskuju jekspluataciju i formirovanie parkov mashin [Influence of local conditions on technical operation and formation of vehicle fleets]. Vestnik grazhdanskih inzhenerov [Bulletin of Civil Engineers], 2015, no. 3 (50), pp. 239-243.

16. Terentyev A.V., Karelina M.Yu., Klimenko V.A. Analiz metodov opredelenija pokazatelej tehnicheskoj jekspluatacii avtomobilej [Analysis of methods for determining indicators of technical operation of cars]. Mir transporta i tehnologicheskih mashin [World of transport and technological machines], 2021, no. 3 (74), p. 3-8. (In Russian)

17. Arifullin I.V., Terentyev A.V., Allakin A.A. Metod ocenki kachestva jekspluatacii avtotransportnyh sredstv [Method for

assessing the quality of operation of vehicles]. Transport: nauka, tehnika, upravlenie. Nauchnyj informacionnyj sbornik [Transport: science, technology, management. Scientific information collection], 2018, no. 11, p. 58-61. (In Russian)

18. Kirienko D.K., Terentyev A.V. Vlijanie neplanovogo tekushhego remonta na racional'nyj srok sluzhby avtotransportnogo sredstva [The influence of unscheduled maintenance on the rational service life of a vehicle]. Vestnik grazhdanskih inzhenerov [Bulletin of Civil Engineers], 016, no. 4 (57), pp. 178 - 182. (In Russian)

19. Terentyev A.V., Rtishchev N.A., Amirkhanov R.R. Metodika rascheta proizvodstvennoj programmy po tehniche-skomu obsluzhivaniju i tekushhemu remontu podvizhnogo sostava, reglamenty kotorogo ne predusmatrivajut kapital'nyj remont [Methodology for calculating the production program for the maintenance and current repair of rolling stock, the regulations of which do not provide for major repairs]. Uspehi sovremennoj nauki [Advances in modern science], p. 2016, vol. 3, no. 4, p. 43-48. (In Russian)

20. Prudovsky B.D., Terentyev A.V. Metody analiza pokazatelja «trudoemkost'» tekushhego remonta [Methods for analyzing the indicator "labor intensity" of current repairs]. Vestnik grazhdanskih inzhenerov [Bulletin of Civil Engineers], 2014, no. 1 (42), pp. 117-120. (In Russian)

Сандан Нелли Тимуровна, старший преподаватель кафедры «Транспортно-технологические средства», ФГБОУ ВО «Тувинский государственный университет», г. Кызыл, Россия, эл. почта: sandan.nelli@yandex.ru

Саая Кежик Салгынович, аспирант, ФГАОУ ВО «Сибирский федеральный университет», г. Красноярск, Россия, эл.почта: caaya92@yandex.ru

Nelli Timurovna Sandan, Senior Lecturer at the Department of Transport and Technological Means, Tuvan State University, Kyzyl, Russia, e-mail: sandan.nelli@yandex.ru

Kezhik Salgynovich Saaya, Graduate, Siberian Federal University, Krasnoyarsk, Russia, email: caaya92@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 07.11.2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.