Научная статья на тему 'ДИАГНОСТИКА ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ АВТОБУСОВ Г. КЫЗЫЛА'

ДИАГНОСТИКА ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ АВТОБУСОВ Г. КЫЗЫЛА Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
108
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
: обслуживание / автобусы / диагностика / работы / качество / service / buses / diagnostics / works / quality

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Шавыраа Чечек Деспи-Ооловна

Современные технологии вошли в нашу жизнь и облегчили многие работы. Применение современных методов диагностирования автомобилей позволяет быстро и качественно производить ремонтные работы. Диагностика транспортных средств оказывает влияние не только на экологическую безопасность, безопасность дорожного движения, но и экономия времени на ремонтные работы, уменьшение количества заменяемых запасных частей. В связи с улучшением качества масел и технических жидкостей, появлением современных материалов с более высокими ресурсами, без разборные методы средств диагностики позволяют уменьшать время простоя на техническом обслуживании и текущем ремонте. Более рациональное использование не только материалов, но и трудовых ресурсов позволяет экономить скудный бюджет предприятиям и организация, которые выполняют пассажирские перевозки. Рассмотрена действующая методика расчета годовой трудоемкости работ по диагностике автобусов разной марки и состава.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIAGNOSTICS OF THE TECHNICAL CONDITION OF KYZYL BUSES

The current methodology for calculating the annual labor intensity of maintenance and repair of buses is considered. The use of modern methods of diagnosing cars allows to carry out repair work efficiently. Vehicle diagnostics has an impact not only on environmental safety, road safety, but also saves time for repair work, reducing the number of replacement parts. Due to the improvement of the quality of oils and technical fluids, the emergence of modern materials with higher resources, without collapsible methods of diagnostic tools, it is possible to reduce the downtime for maintenance and current repairs. More rational use of not only materials, but also labor resources allows to save a budget for enterprises and organizations dealing with passenger transportation.

Текст научной работы на тему «ДИАГНОСТИКА ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ АВТОБУСОВ Г. КЫЗЫЛА»

УДК 629.3083(571.52)

doi 10.24411/2221-0458-2022-90-56-64

ДИАГНОСТИКА ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ АВТОБУСОВ Г. КЫЗЫЛА

Шавыраа Ч.Д.

Тувинский государственный университет, г. Кызыл

DIAGNOSTICS OF THE TECHNICAL CONDITION OF KYZYL BUSES

Ch.D. Shavyraa Tuvan State University, Kyzyl

Современные технологии вошли в нашу жизнь и облегчили многие работы. Применение современных методов диагностирования автомобилей позволяет быстро и качественно производить ремонтные работы. Диагностика транспортных средств оказывает влияние не только на экологическую безопасность, безопасность дорожного движения, но и экономия времени на ремонтные работы, уменьшение количества заменяемых запасных частей. В связи с улучшением качества масел и технических жидкостей, появлением современных материалов с более высокими ресурсами, без разборные методы средств диагностики позволяют уменьшать время простоя на техническом обслуживании и текущем ремонте. Более рациональное использование не только материалов, но и трудовых ресурсов позволяет экономить скудный бюджет предприятиям и организация, которые выполняют пассажирские перевозки. Рассмотрена действующая методика расчета годовой трудоемкости работ по диагностике автобусов разной марки и состава.

Ключевые слова: обслуживание; автобусы; диагностика; работы; качество

The current methodology for calculating the annual labor intensity of maintenance and repair of buses is considered. The use of modern methods of diagnosing cars allows to carry out repair work efficiently. Vehicle diagnostics has an impact not only on environmental safety, road safety, but also saves time for repair work, reducing the number of replacement parts. Due to the improvement of the quality of oils and technical fluids, the emergence of modern materials with higher resources, without collapsible methods of diagnostic tools, it is possible to reduce the downtime for maintenance and current repairs. More rational use of not only materials, but also

labor resources allows to save a budget for enterprises and organizations dealing with passenger transportation.

Keywords: service; buses; diagnostics; works; quality

С каждым годом количество жителей городов растет. Появляются новые микрорайоны, школы, предприятия, детские сады и т.д. В некоторых случаях власти не успевают строить коммуникации, не имеются дороги с твердым покрытием для организации пассажирских перевозок в новых микрорайонах. При внедрении новых микрорайонов необходимо предусмотреть такой важный для жизни любого человека фактор, как транспортная доступность. Обслуживание автобусами населения является довольно актуальной темой для любого города. При этом состав и состояние автобусного парка играет важную роль при организации пассажирских перевозок.

Техническое обслуживание и текущий ремонт транспортных средств позволяет решать важные вопросы по поддержанию работоспособности и исправного состояния транспортных средств. Применение современных методов диагностирования автомобилей позволяют быстро и качественно производить ремонтные работы. Для наиболее комфортного и своевременного

обслуживания пассажиров, соблюдения

расписания движения необходимо иметь определенное количество транспортных средств, причем разной марки и вместимости.

По назначению, периодичности, трудоемкости, перечню выполняемых работ и месту в технологическом процессе ТО и ТР диагностирование делится на Д-1 и Д-2 [1].

Д-1 предназначено для общего диагностирования механизмов, обеспечивающих безопасность движения автомобиля (тормоза, механизмы управления, углы установки передних колес, приборы освещения), экологическую безопасность (состав отработавших газов). Д-1 может быть ограничено только определением годности объекта к дальнейшей эксплуатации (экспресс-диагности-рование). Оно может проводиться при каждом возвращении автомобиля в парк. Также Д-1 проводится перед ТО-1 [1-3].

Д-2 предназначается для

углубленного диагностирования автомобиля с целью определения конкретных неисправностей в его узлах, агрегатах или системах. Д-2 проводится перед ТО-2 для

подготовки проведения ремонта. Одновременно с Д-2 выполняются некоторые технологически оправданные регулировочные работы. Также Д-2 проводят по заявкам перед ТР в случаях необходимости выявления неисправнос-тей и определения потребного объема ремонта [1-3].

Для обнаружения неисправностей и отказов в процессе выполнения ТО и ТР проводят оперативное диагностирование (Др), используя при этом переносные приборы. Также оперативное

диагностирование может выполнятся по потребности на специализированных постах, оборудованных стационарными

стендами. В этом случае для его выполнения может использоваться оборудование Д-1 или Д-2.

Типовая схема организации производственного процесса АТП с использованием диагностического комплекса показана на рис. 1.

Оценку программы работ по Д-1 и Д-2 производят исходя из программы работ по видам технического обслуживания. Количество диагности-ческих воздействий Д-1 определяется по формуле [4].

N = 11 • N + N

N д-1 1,1 N ТО-1 ^

' ТО-2 ■

(1)

где: КТо-1-число воздействий по ТО 1; Кто-2-число воздействий по ТО -2

Рис. 1. Типовая схема организации технологического процесса АТП

Количество диагностических

воздействий Д-2 определяется по формуле [2]

Ыд_2 = 1,2 • Мто_2. (2)

Трудоемкость работ по Д-1 и Д-2 определяется также исходя из трудоемкости работ по видам обслуживания. Для Д-1 по данным справочной литературы она составляет 7% от трудоемкости ТО-1, для Д-2 - 6% от ТО-2.

Годовой объем диагностических работ по видам диагностирования определяется по формуле [5]

тд = тд • (3)

Результаты расчета годовой программы диагностических работ для существующего парка представлены в табл. 2.

Следует отметить, все работы по ТО разделяются на две части - обязательную и выполняемую по потребности. Потребность в выполнении операций второй части определяется по результатам контрольно-диагностических работ. В таблице 1 показаны требуемые производственные мощности при проведении работ по техническому обслуживанию и ремонту парка автобусов.

Таблица 1 - Требуемые производственные мощности

Параметр ТО-1 ТО-2 ТР

Коэффициент неравномерности поступления автомобилей на пост 1,03 1,03 1,03

Число рабочих дней в году 365 365 365

Число смен 2 2 2

Продолжительность смены, ч. 12 12 12

Число рабочих на посту 2 2 2

Коэффициент использования оборудования 0,94 0,94 0,94

Число постов 2 3 26

При наличии на предприятии контрольно-диагностического комплекса возможно выполнение следующих задач [6]:

- выявление автомобилей,

техническое состояние которых не отвечает требованиям безопасности движения;

- определение потребности в проведении отдельных операций ТО;

- поиск конкретных неисправностей перед проведением ТР;

- контроль качества выполненных работ по ТО и ТР;

- определение возможности исправной работы агрегатов и механизмов

автомобиля в предстоящем

межконтрольном пробеге;

- сбор, накопление и обработка информации о техническом состоянии парка автомобилей.

Для оценки требуемой мощности комплекса диагностических работ -определения постов диагностирования -используется формула 3. В формулу подставляются значения годовой трудоемкости диагностических работ из табл. 2. Как мы знаем, в МУП Кызылгортранс поступили автобусы, которые в свое время работали г. Москве. Это значит, что помимо ремонта и диагностики ответственных агрегатов и узлов необходимо уделять внимание внешнему виду транспортного средства. В частности необходимы кузовные работы т.к. многие автобусы работали в жестких условиях и соль, просыпаемая на дорогах, сделал свое дело.

Для расчета принимается, что участки диагностик работают 365 дней в году. В сутки на участке работает 1 смена. Продолжительность смены 12 ч. Количество рабочих, одновременно работающих на посту - 1 человек. Результаты расчета приведены в табл. 3

Таким образом, по результатам оценочного расчета для обеспечения выполнения производственной програм-мы по ТО, ТР и диагностированию для существующего парка автобусов необходимо [6]:

- 2 поста ТО-1;

- 2 поста ТО-2;

- 7 постов ТР;

- 1 пост Д-1;

- 1 пост Д-2.

Существующие производственные мощности предприятия позволяют обеспечить данный объем работ и могут предложить частным предпринимателя, которые занимаются перевозками пассажиров следующие услуги [6]:

- диагностические участки Д-1 и Д-2 и для проведения оперативного диагностирования Др располагаются на головном предприятии в Кызыле, они также могут обслуживать всех частных предпринимателей, которые занимаются извозом.

- Кызылгортранс может предложить услуги жестяницким и кузовным работам частным клиентам, т.к. в городе такие работы делаются только в жестко ограниченных местах и довольно низкого качества.

Таблица 2 - Производственная программа диагностических работ для существующего парка автобусов

№ п/п Наименование ЛиАЗ-677 ЛАЗ-695 ЛАЗ-699 ПАЗ-672 ПАЗ-3205 КАвЗ-3976 НЗАС-4208 НЕФАЗ-4208 ЛиАЗ-5256 ЛиАЗ-5256К МАЗ Всего

1 Кол-во а/м, ед. 57 17 6 17 3 58 46 204

2 Годовой пробег, тыс. км. 5112 1 024,0 400,0 666,0 36,0 2882,1 3023,2

3 Расчетное количество диагностических воздействий

Д-1 2190,8 438,5 171,7 332,6 9,6 688,55 358,3 4190,05

Д-2 486,6 97,2 38,4 74,4 3,6 192 134,4 1026,6

4 Трудоемкость диагностических работ, чел. -ч

д-1 0,55125 0,4851 0,55125 0,40425 0,3381 0,4263 0,1323

Д-2 0,9845 1,6254 1,9845 1,134 1,0458 1,5498 0,8505

5 Годовой объем работ по видам диагностирования, чел.-ч

д-1 1207,67 212,7164 94,64963 134,4536 3,24576 293,5 47,33 1993,54

Д-2 965,67 157,9889 76,2048 84,3696 3,76488 297,56 114,3 1690,8581

Таблица 3- Требуемые производственные мощности участков диагностики

Параметр Д-1 Д-2

Число рабочих дней в году 365 365

Число смен 1 1

Продолжительность смены, ч. 12 12

Число рабочих на посту 1 1

Коэффициент использования оборудования 0,94 0,94

Число постов 1 1

Срок службы автобусов обычного исполнения, по сравнению с нормативным, при эксплуатации в районах с холодным климатом снижается в 1,5-2 раза, межремонтный цикл в 2-6 раз [7]. При этом в осеннее и весеннее время происходят колебания температур в дневное и ночное время [8]. Резкие перепады температур влияют на детали машин, масла, жидкости, резиновые детали, пластмассовые изделия и т.д. При этом не стоит забывать о качестве сборки автомобилей, их агрегатов и узлов.

Диагностика состояния транспортных средств, техническое обслуживание и ремонт являются профилактическими мерами, от которых зависит безотказность транспортного средства, их безопасность. Поэтому данный вопрос является актуальным и с учетом пробегов можно рассчитать трудоемкость и годовой объем работ по видам диагностирования и транспортным средствам.

Также они важны для обеспечения производственной программы ТО и ТР и диагностике транспортных средств для существующего подвижного состава парка автобусов МУП «Кызылгортранс».

Как мы знаем, количество автобусов, выходящих на линию, с каждым годом уменьшается, в связи с их старением. Недостаточные бюджетные средства для покупки новых автобусов приводит к тому, что автобусы, которые должны быть утилизированы, ремонтируются и работают на маршрутах. По подсчетам специалистов,2-3 таких старых автобуса за 1 год могут «съедать» деньги, равные покупке нового автобуса хотя бы малой вместимости.

Поддержание исправного и работоспособного состояния парка автобусов играет важную роль, т.к. влияет на социальную и экономическую ситуацию в регионе.

Библиографический список:

1. Синицын, А. К. Основы проектирования предприятий автомобильного транспорта : учебное пособие. - 2-е издание, переработанное и дополненное / А. К. Синицын, Р. Х. Абу-Ниджим, А. Н. Медведев. - Москва : РУДН, 2013. - 205 с. : ил. - Текст : непосредственный.

2. Суханов, Б. Н. Техническое обслуживание и ремонт автомобилей : пособие по дипломному проектированию / Б. Н. Суханов, И. О. Борзых, Ю. Ф. Бедарев. - Москва : Транспорт, 1911 -159 с. : ил., табл. - Текст : непосредственный.

3. Терентьев, А. В. Определение производственной программы по техническому обслуживанию и текущему ремонту для подвижного состава иностранного производства // Бюллетень транспортной информации : журнал. - Москва : ИТАР-ТАСС, 2008. - № 6 (156). - URL: http://www.natrans.ru/upload/news/Terentjev_bti_j une_2008.pdf (дата обращения: 14.12.2021). -Текст : электронный.

4. Кузнецов, Е. С. Затраты на приобретение и эксплуатацию автомобилей личного пользования / Е. С. Кузнецов. - Текст : непосредственный // Автомобильная промышленность. - Москва : Машиностроение, 2008. - № 6. - 40 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Сергеев, И. В. Экономика предприятия : учебное пособие. - 2-е издание, переработанное и дополненное. - Москва : Финансы и статистика, 2000. - URL: http://www.bibliotekar.ru/economika-predpriyatiya-5/110.htm (дата обращения: 24.12.2021). - Текст : электронный.

6. Шавыраа, Ч. Д. Выбор технологических решений технического обслуживания и текущего ремонта автобусов г. Кызыл / Ч. Д.

Шавыраа, О. О. Куулар. - Текст : непосредственный // Научные проблемы транспорта Сибири и Дальнего Востока. -2018. - № 2. - С. 31-35.

7. Зудов, Г. Ю. Прогнозирование безопасности дорожного движения в реальных условиях эксплуатации / Г. Ю. Зудов, А. М. Ишков, М. А. Кузьминов, П. П. Ощепков. - Текст : непосредственный // Труды III Международной научно-практической конференции «Автомобиль и техносфера», 17-20 июня 2003 год. - Казань : Казанский государственный технический университет, 2003. - С. 759-766.

8. Чооду, О. А. Особенности эксплуатации транспортно-технологических машин в условиях высоких амплитуд суточных температур / О. А. Чооду, С. C. Евтюков, С. Ч. Монгуш, Н. Т. Сандан. - Текст : непосредственный // Научно-технический журнал «Вестник гражданских инженеров». -Санкт-Петербург : Издательство СПбГАСУ, 2018. - №5 (70). - С. 167-174.

References

1. Sinitsyn A.K., Abu-Nijim R.Kh., Medvedev A.N. snovy proektirovanija predprijatij avtomobil'nogo transporta : uchebnoe posobie [Fundamentals of the design of road transport enterprises a tutorial]. 2nd edition. Moscow, RUDN, 2013, 205 p .: ill. (ISBN 978-5-209-04632-5).

2. Sukhanov B.N., Borzykh I.O., Bedarev Yu.F. et al. Tehnicheskoe obsluzhivanie i remont avtomobilej : posobie po diplomnomu proektirovaniju [Technical maintenance and repair of automobiles: A manual for diploma design]. Moscow, Transport, 1911, 159 p .: ill., Tab. (ISBN 5-277-00970-1).

3.. Terentyev A.V. Opredelenie proizvodstvennoj programmy po tehnicheskomu obsluzhivaniju i tekushhemu remontu dlja podvizhnogo sostava

inostrannogo proizvodstva [Determination of the production program for maintenance and current repairs for foreign-made rolling stock]. Online journal of Bulletin of Transport Information. No. 6 (156). Moscow, ITAR-TASS Publ., 2008. Available at: http: /

/www.natrans.ru/upload/news/Terentjev_bti_june_2 008.pdf, free. (access date: 05/14/2021).

4. Kuznetsov E.S. Zatraty na priobretenie i jekspluataciju avtomobilej lichnogo pol'zovanija [Expenses for the purchase and operation of personal cars]. Automotive Industry. No. 6. Moscow, Mashinostroenie, 2008 . 40 p.

5. Sergeev I.V. Jekonomika predprijatija : uchebnoe posobie [Enterprise Economics : Textbook]. 2nd ed. Moscow, Finance and Statistics, 2000. Available at: http://www.bibliotekar.ru/economika-predpriyatiya-5/110.htm (access date: 24.11.2018).

6. Shavyraa Ch.D., Kuular O.O. Choice of technological solutions for maintenance and current repair of buses in Kyzyl [Vybor tehnologicheskih reshenij tehnicheskogo obsluzhivanija i tekushhego remonta avtobusov g. Kyzyl]. Scientific problems

of transport in Siberia and the Far East. 2018. No. 2. P. 31-35.

7. Zudov G.Yu., Ishkov A.M., Kuzminov M.A., Oshchepkov P.P. Prognozirovanie bezopasnosti dorozhnogo dvizhenija v real'nyh uslovijah jekspluatacii [Prediction of road safety in real operating conditions]. Proceedings of the III International Scientific and Practical Conference "Automobile and Technosphere", Kazan, June 1720, 2003. Kazan Publishing House. State Tech. University, 2003. Kazan. 1160 p. P. 759-766.

8. Choodu O. A., Evtyukov S. S., Mongush S. Ch., Sandan N. T. Osobennosti jekspluatacii transportno-tehnologicheskih mashin v uslovijah vysokih amplitud sutochnyh temperature [Features of the operation of transport and technological machines in conditions of high amplitudes of daily temperatures]. Scientific and technical journal "Bulletin of civil engineers". 2018. SPbGASU, St. Petersburg. No. 5 (70) P. 167-174. (In Russian)

Шавыраа Чечек Деспи-ооловна, кандидат технических наук, доцент кафедры «Транскпортно-технологические средства», Тувинский государственный университет, Кызыл, E-mail Shavyraa@mail.ru

Chechek D. Shavyraa, Candidate of Technical Sciences, Associate Professor at the Department of Transport and Technological Means, Tuvan State University, Kyzyl, E-mail Shavyraa@mail.ru

Статья поступила в редакцию 14.01.2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.