Научная статья на тему 'РЕЖИМ ДНЯ И СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ ШКОЛЬНИКОВ В ГРУППАХ ПРОДЛЕННОГО ДНЯ'

РЕЖИМ ДНЯ И СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ ШКОЛЬНИКОВ В ГРУППАХ ПРОДЛЕННОГО ДНЯ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
61
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РЕЖИМ ДНЯ И СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ ШКОЛЬНИКОВ В ГРУППАХ ПРОДЛЕННОГО ДНЯ»

Литература

1. Бенедиктов И. И. // Науч.-практ. конф: Тезисы докладов. — Свердловск, 1983. — С. 6—8.

2. Ганебная Н. £., Галитарова Е. А. Ц Инфскционно-вос-

палительныс заболевания новорожденных детей. — М., 1985.—С. 17—20. 3. Мальгина А. А.. Малышева Е, А. //Там же. — С. II— 16.

Поступила 16.09.36

УДК 371.71

Б. Т. Крутько. А. П. Каменева, А. Т. Иваненко. О. Б. Кривонос

РЕЖИМ дня И СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ школьников В ГРУППАХ ПРОДЛЕННОГО ДНЯ

Сумская областная санэпидстанция; Сумской педагогический институт им. А. С. Макаренко

Школы и группы продленного дня были организованы для комплексного решения учебно-воспитательных и оздоровительных задач, так как дети в течение целого дня находятся под наблюдением педагогов и медицинских работников. Дальнейшее развитие и совершенствование этой формы обучения связаны с созданием благоприятных условий для работы этих школ и групп, что налагает особую ответственность на органы народного образования и здравоохранения.

В работах [1—5, 7, 9] приведены противоречивые данные о состоянии здоровья школьников, посещающих и не посещающих школы и группы продленного дня.

Нами совместно с органами народного образования в течение нескольких лет проводилась постоянная работа, направленная на повышение эффективности деятельности школ и групп продленного дня, которая включала мероприятия по укреплению учебно-материальной базы, инструктивно-семинарские занятия с воспитателями и методистами, рейды-проверки, отчеты о результатах проверок на совещаниях в системе народного образования, партийных и советских органах, консультативную помощь методистам, воспитателям, школьным врачам; изучение и внедрение передового опыта, систематический текущий контроль за выполнением санитарно-гигиенических требований к организации учебно-воспитательного процесса (строгая регламентация отдельных видов занятий, ежедневные прогулки и занятия на открытом воздухе, физкультурные мероприятия во внеурочное время, физкультминутки, закаливающие процедуры и т. д.).

Задачей настоящей работы явилось изучение режима дня и состояния здоровья школьников 1—4-х классов, посещающих группы продленного дня.

Заболеваемость учащихся и ее структуру определяли по данным обращаемости и углубленных медицинских осмотров. Всего состояние здоровья проанализировано у 5526 школьников, посещающих группы продленного дня, и у 3317 учащихся, не посещающих их.

Результаты наблюдений показали, что общая

заболеваемость школьников, посещающих группы продленного дня, в 1,87 раза ниже, чем среди детей, не посещающих их. Соответственна понизились показатели заболеваемости сердечно-сосудистой системы в 2,1 раза, нервной системы и органов дыхания в 2,6 раза, мочевыде-лительной системы в 4,4 раза. В то же время уровень заболеваемости системы органов пищеварения оказался выше среди детей, посещающих группы продленного дня. Вероятнее всего* это связано с недостатками в обеспечении должного качества питания. Отмечается некоторое снижение числа учащихся, посещающих группы продленного дня, состоящих на диспансерном учете.

Одновременно был изучен режим дня школьников, не посещающих группы продленного дня. Как показал анализ предложенных анкет, основное количество (82%) учащихся проживают в благоустроенных квартирах, 11,5%—с частичными удобствами, 6,5%—без удобств. Отдельную комнату имеют 18% школьников, школьный уголок — 70,5 %. 11,5 % учащихся лишены соответствующих условий для занятий. У 28,5% детей нет братьев и сестер, у 51,5% есть один брат или одна сестра. Большие семьи (5 человек и более) у 15,5 % детей. 4,5 % школьников воспитываются без отца. Индивидуальный режим дня имеют только 44 % учащихся. 83,5 % детей встают в 7 ч, остальные — позже 7 ч, 66,5 % делают утреннюю гигиеническую гимнастику. Регулярно питаются 76 % школьников, плотно завтракают 35%. Выходят на прогулку до приготовления уроков более чем на 2 ч 34,5% учащихся, до 2 ч — 31 %, до 1 ч — 34,5 %, после приготовления уроков — соответственно 21,5, 37,1 и 41,4 % детей.

У большинства (66,5%) учащихся время, затрачиваемое на приготовление домашних заданий, находится в пределах рекомендуемых норм. Не делают физкультпаузы во время приготовления домашних заданий 54 % школьников. 91 % детей помогают родителям дома. Длительность просмотра телепередач до 1 ч в день у 50,5 % учащихся, до 2 ч у 25%. до 3 ч у 24,5%. Не занимаются спортом 54,5 % школьников, что

сказывается на их физическом развитии и состоянии здоровья. Не посещают кружки художественной самодеятельности 48,5 % учащихся. Большинство (86,5%) школьников ложатся спать в рекомендуемое для них время.

Как видно из результатов анкетирования, в режиме дня учащихся, не посещающих группы продленного дня, имеются педагогические и санитарно-гигиенические недостатки. Режим учебных занятий и дня в целом является ведущим фактором в охране здоровья школьников [1, 5, 7, 8], так как существует прямая зависимость между здоровьем детей и их режимом дня [6]. Успеваемость учащихся, посещающих группы продленного дня, была достоверно выше, чем среди школьников, не посещающих эти группы.

Таким образом, целенаправленная работа органов здравоохранения и просвещения, создание благоприятных условий для школ и групп продленного дня, строгое соблюдение режима дня, использование различных лечебно-оздоровитель-

УДК 614.777:615.285.71-074

Широкая химизация сельского хозяйства в современных условиях связана с опасностью гигиенического загрязнения открытых водоемов различными химическими веществами.

Одним из важных вопросов оценки качества воды является надежность исходной информации об уровнях отдельных ингредиентов, присутствующих в воде водоемов.

Для определения хлорофоса в различных средах, в том числе и в воде, имеется ряд методов [1, 2].

В наших исследованиях для обнаружения хлорофоса в воде водоемов с высокой цветностью испытан наиболее специфичный хроматографический метод в тонком слое сорбента [1, 2] с использованием готовых пластинок си-луфол. На хроматографнческие пластинки силуфол наносили стандартные растворы хлорофоса в диэтиловом эфире в количестве от 8 до 20 мкг. Пластинку помещали в хроматографнческие камеры с растворителем, состоящим из смеси гексана и ацетона в соотношении 1:1. После прохождения растворителя на высоту 10 см пластинки вынимали и высушивали.

Учитывая дефицит реактивов азотнокислого серебра, орошение пластинок проводили смесью 2 % раствора резорцина и 10 % раствора карбоната натрия в соотношении 2:3 с последующим нагреванием при температуре 100 °С в течение 10 мин. В этих условиях пластинки темнели и пятна хлорофоса были трудно различимы.

Многочисленные опыты показали, что лучшие результаты получаются при использовании для орошения пластинок силуфол смеси указанных растворов, но в соотно-

ных мероприятий дают положительные результаты, снижают показатели заболеваемости, повышают работоспособность и успеваемость учащихся.

Литература

1. Вайнруб Е. М.. Еременко Г. Н.. Краснянская П. Л. Гигиена обучения детей в школах с продленным днем. — Киев, 1984.

2. Варич Н. И., Сычев А. А. //Охрана здоровья детей и подростков. — Киев, 1974, — Вып. 6.— С. 112—116.

3. Гайдай В. Я., Коропева 3. Г.// Состояние здоровья школьников и организация их обслуживания. — М., 1973.—С. 10—13.

4. Зайцева Л. С. // Здравоохр. Рос. Федерации. — 1979.— № 2, —С. 11 — 14.

5. Молчанова Н. М., Топоркова И. Б. // Гиг. и сан. — 1982. — № 2.—С. 37—40.

6. Неделько В. //.//Там же. — 1976. — № 4. — С. 47—51.

7. Опарин И. А., Зайцева Л. С. //Там же. — 1978.—№ 7,— С. 115-117.

8. Пуляева О. Н.. Полкачева Т. А. // Здравоохр. Рос. Федерации. — 1983. — № 5,—С. 19—21.

8. Сазашок 3. И.// Гиг и сан. — 1982, —№ 4. —С. 39—42.

Поступила 10.02.87

шениях 1 :3 и нагревании в течение 1—2 мин при температуре 80—85 °С.

Извлечение хлорофоса из водной среды проводят из подкисленного серной кислотой раствора, хлороформную вытяжку испаряют при комнатной температуре до полного удаления хлороформа. Сухой остаток растворяют в небольшом количестве днэтилового эфира, выпаривают до объема 0,1—0,2 см» и наносят на хроматографическую пластинку силуфол.

Результаты исследований представлены в таблице.

Таким образом, на основании проведенных исслсдова-

Результаты определения хлорофоса хроматографическим методом в тонком слое сорбента

Внесено, мг Обнаружено, иг Ошибка, %

0,05 0,055 10,0

0,05 0,050 0,00

0,05 0,050 0,00

0,05 0,055 10,0

0,10 ' 0,100 0,00

0,10 0,10 0,00

0,10 0,095 5,0

0,10 0,10 0.00

Краткие сообщения

Ю. В. Новиков, 3. Н. Болдина, Л. В. Кудрин ОПРЕДЕЛЕНИЕ ХЛОРОФОСА В ВОДЕ ВОДОЕМОВ

Московский НИИ гигиены им. Ф. Ф. Эрисмана

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.