Научная статья на тему 'ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ФОРМ САНИТАРНОГО НАДЗОРА НАД УЧРЕЖДЕНИЯМИ РОДОВСПОМОЖЕНИЯ'

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ФОРМ САНИТАРНОГО НАДЗОРА НАД УЧРЕЖДЕНИЯМИ РОДОВСПОМОЖЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
11
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Е.А. Галитарова, Н.Е. Ганебная, В.М. Вотчинский

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ФОРМ САНИТАРНОГО НАДЗОРА НАД УЧРЕЖДЕНИЯМИ РОДОВСПОМОЖЕНИЯ»

Обе эти стороны играют важную роль в совершенствовании профессиональной и идейной подготовки будущих врачей, воспитывают у них чувство высокой ответственности за выполнение

должностных и общественных обязанностей, что приобретает особую актуальность в свете современных требований.

Поступила 20.08.8G

УДК 618.2-081.215-089.165:614.3

Е. А. Галитарова, Н. Е. Ганебная, В. М. Вотчинский

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ФОРМ САНИТАРНОГО НАДЗОРА НАД УЧРЕЖДЕНИЯМИ РОДОВСПОМОЖЕНИЯ

Свердловская городская дезинфекционная станция

Система мер по профилактике внутрибольнич-ных инфекционно-воспалительных заболеваний в акушерских стационарах предусматривает такую организацию санитарного надзора, при которой достигалась бы максимальная реализация мероприятий, направленных на разрыв эпидемической цепи, поддерживающей госпитальную инфекцию [1-3].

Для максимального разобщения как родильниц, так и новорожденных, уменьшения возможности их общения с персоналом родовспомогательных учреждений, качественного проведения заключительной дезинфекции освободившихся площадей акушерско-педиатрической и санитарной службами в 1979 г. внедрены новые формы организации работы акушерских стационаров: 1) поочередная работа сменных операционно-ро-довых блоков и послеродовых отделений; 2) прием родов в индивидуальных родовых палатах; 3) совместное пребывание матери и ребенка в послеродовом периоде.

Акушерско-педиатрической и санитарной службами совместно разрабатываются основные лечебно-профилактические и противоэпидемические мероприятия по снижению инфекционно-воспалительных заболеваний, планы которых утверждаются приказом городского отдела здравоохранения на 2—3 года.

Для каждого родильного дома пересмотрен и расширен перечень объектов, подлежащих бактериологическому контролю, в результате чего с 1983 г. более чем в 2,5 раза увеличено число проводимых бактериологических исследований проб воздуха, питьевой воды, смывов на условно-патогенную флору, стерильности белья, шовного л перевязочного материала, инструментария, молока, лекарственных препаратов. Появилась возможность целенаправленного выявления путей и факторов инфицнрования.

Для комплексной оценки соответствия акушерских стационаров действующим санитарным нормам и правилам разработана система оценочных показателей (критериев) санитарно-ги-гиенического состояния объекта.

В соответствии с ней каждый санитарно-ги-гненический или эпидемиологический признак

оценивается в баллах (от 1 до 5) в зависимости от его значимости.

Так, например, состояние территории ¿одиль-ншю^дама оценивается в 4 балла, ежегодное проведение ремонта, побелки, покраски внутренних помещений — в 5 баллов, эффективность работы систем приточно-вытяжной вентиляции — в 5 баллов, соответствие площадей палат на 1 детскую и 1 материнскую койки — в 5 баллов.

В баллах оценивается работа прачечно-дез-камерного хозяйства, стерилизационных, аптеки, молочного поста, операционно-родовых блоков и послеродовых отделений, а также результаты лабораторного контроля, уровень заболеваемости, своевременность проведения противоэпидемических мероприятий.

По акушерскому стационару,. соответствующему санитарным нормам и правилам по всем признакам, сумма баллов должна составлять 100.

При несоответствии каких-либо признаков нормативным снимаются все баллы, которыми эти признаки оценены.

Внедрение такой системы позволяет периодически (1—2 раза в год) по результатам текущего надзора оценивать санитарно-гигиеническое и противоэпидемическое состояние как отдельного акушерского стационара, так и группы стационаров района, города, а также использовать полученные данные для разработки перспективных планов приведения объекта в соответствие с санитарными требованиями и подготовки конкретных предложений по их выполнению. Часть мероприятий, требующих капитальных затрат, включается в пятилетние перспективные планы улучшения санитарно-технического состояния учреждений родовспоможения, утверждаемых решениями горрайисполкомов.

Введенная в городе комплексная система надзора за учреждениями родовспоможения позволила повысить инициативу и активность санитарной и акушерско-педиатрической служб, уровень и качество совместной работы по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия учреждений родовспоможения Свердловска, что выразилось в стойком снижении инфек-ционно-воспалительной заболеваемости родильниц и новорожденных за период с 1981 по 1985 г.

Литература

1. Бенедиктов И. И. // Науч.-практ. конф: Тезисы докладов. — Свердловск, 1983. — С. 6—8.

2. Ганебная Н. £., Галитарова Е. А. Ц Инфскционно-вос-

палительныс заболевания новорожденных детей. — М., 1985.—С. 17—20. 3. Мальгина А. А.. Малышева Е, А. //Там же. — С. II— 16.

Поступила 16.09.36

УДК 371.71

Б. Т. Крутько. А. П. Каменева, А. Т. Иваненко. О. Б. Кривонос

РЕЖИМ дня И СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ школьников В ГРУППАХ ПРОДЛЕННОГО ДНЯ

Сумская областная санэпидстанция; Сумской педагогический институт им. А. С. Макаренко

Школы и группы продленного дня были организованы для комплексного решения учебно-воспитательных и оздоровительных задач, так как дети в течение целого дня находятся под наблюдением педагогов и медицинских работников. Дальнейшее развитие и совершенствование этой формы обучения связаны с созданием благоприятных условий для работы этих школ и групп, что налагает особую ответственность на органы народного образования и здравоохранения.

В работах [1—5, 7, 9] приведены противоречивые данные о состоянии здоровья школьников, посещающих и не посещающих школы и группы продленного дня.

Нами совместно с органами народного образования в течение нескольких лет проводилась постоянная работа, направленная на повышение эффективности деятельности школ и групп продленного дня, которая включала мероприятия по укреплению учебно-материальной базы, инструктивно-семинарские занятия с воспитателями и методистами, рейды-проверки, отчеты о результатах проверок на совещаниях в системе народного образования, партийных и советских органах, консультативную помощь методистам, воспитателям, школьным врачам; изучение и внедрение передового опыта, систематический текущий контроль за выполнением санитарно-гигиенических требований к организации учебно-воспитательного процесса (строгая регламентация отдельных видов занятий, ежедневные прогулки и занятия на открытом воздухе, физкультурные мероприятия во внеурочное время, физкультминутки, закаливающие процедуры и т. д.).

Задачей настоящей работы явилось изучение режима дня и состояния здоровья школьников 1—4-х классов, посещающих группы продленного дня.

Заболеваемость учащихся и ее структуру определяли по данным обращаемости и углубленных медицинских осмотров. Всего состояние здоровья проанализировано у 5526 школьников, посещающих группы продленного дня, и у 3317 учащихся, не посещающих их.

Результаты наблюдений показали, что общая

заболеваемость школьников, посещающих группы продленного дня, в 1,87 раза ниже, чем среди детей, не посещающих их. Соответственна понизились показатели заболеваемости сердечно-сосудистой системы в 2,1 раза, нервной системы и органов дыхания в 2,6 раза, мочевыде-лительной системы в 4,4 раза. В то же время уровень заболеваемости системы органов пищеварения оказался выше среди детей, посещающих группы продленного дня. Вероятнее всего* это связано с недостатками в обеспечении должного качества питания. Отмечается некоторое снижение числа учащихся, посещающих группы продленного дня, состоящих на диспансерном учете.

Одновременно был изучен режим дня школьников, не посещающих группы продленного дня. Как показал анализ предложенных анкет, основное количество (82%) учащихся проживают в благоустроенных квартирах, 11,5%—с частичными удобствами, 6,5%—без удобств. Отдельную комнату имеют 18% школьников, школьный уголок — 70,5 %. 11,5 % учащихся лишены соответствующих условий для занятий. У 28,5% детей нет братьев и сестер, у 51,5% есть один брат или одна сестра. Большие семьи (5 человек и более) у 15,5 % детей. 4,5 % школьников воспитываются без отца. Индивидуальный режим дня имеют только 44 % учащихся. 83,5 % детей встают в 7 ч, остальные — позже 7 ч, 66,5 % делают утреннюю гигиеническую гимнастику. Регулярно питаются 76 % школьников, плотно завтракают 35%. Выходят на прогулку до приготовления уроков более чем на 2 ч 34,5% учащихся, до 2 ч — 31 %, до 1 ч — 34,5 %, после приготовления уроков — соответственно 21,5, 37,1 и 41,4 % детей.

У большинства (66,5%) учащихся время, затрачиваемое на приготовление домашних заданий, находится в пределах рекомендуемых норм. Не делают физкультпаузы во время приготовления домашних заданий 54 % школьников. 91 % детей помогают родителям дома. Длительность просмотра телепередач до 1 ч в день у 50,5 % учащихся, до 2 ч у 25%. до 3 ч у 24,5%. Не занимаются спортом 54,5 % школьников, что

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.