Научная статья на тему 'РЕЖИМ ДНЯ И РАБОТОСПОСОБНОСТЬ УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ СРЕДНИХ ШКОЛ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ'

РЕЖИМ ДНЯ И РАБОТОСПОСОБНОСТЬ УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ СРЕДНИХ ШКОЛ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
88
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Ц.Л. Усищева, З.И. Сазанюк, Н.Г. Самотолкина

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DAILY REGIMEN AND WORKING CAPACITY OF PUPILS IN SENIOR GRADES OF SECONDARY SCHOOL UNDER PRESENT DATE CONDITIONS

The strain due to studies caused disturbances in the daily regimen of pupils from the 8th to the 10th grades, diminished their working capacity and deteriorated their state of health.

Текст научной работы на тему «РЕЖИМ ДНЯ И РАБОТОСПОСОБНОСТЬ УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ СРЕДНИХ ШКОЛ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ»

УДК 613.955 + 371.7

Ц. Л. Усищева, 3. И. Сазанюк, Н. Г. Самотолкина

РЕЖИМ ДНЯ И РАБОТОСПОСОБНОСТЬ УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ СРЕДНИХ ШКОЛ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

Институт гигиены детей и подростков Министерства здравоохранения СССР, Москва

Исследования учащихся 8—10-х классов мы проводили в Москве, Костроме, Вологде и Горьком в течение 3 лет. Работоспособность изучалась у 290, а режим дня — у 2000 школьников каждого наблюдаемого нами возраста. Данные, полученные в разных городах, не имеют принципиальных существенных различий между собой, поэтому весь наш материал будет излагаться на основе разработки общих данных. Режим дня изучался анкетным методом, работоспособность — методом дозированных во времени заданий (корректурная методика), функциональное состояние организма — по показателям критической частоты слияния мельканий, латентного периода зрительно-моторной реакции и артериального давления.

Согласно Уставу средней школы, учебная нагрузка в старших классах должна составлять 32 часа в неделю, кроме того, 2 часа могут быть использованы для проведения факультативных занятий, которые, не являясь обязательными, посещаются по выбору учащихся. Каждый ученик может посещать факультативные занятия не более чем по 2 предметам. В последние годы факультативные занятия по ряду предметов, главным образом математике, физике, химии и литературе, получили очень широкое распространение в большинстве средних школ. В некоторых из них часы, предназначенные для факультативных занятий, используются как обязательные для углубления знаний учащихся по некоторым разделам программы. В школах с углубленным изучением тех или иных предметов эти часы включаются в расписание занятий по избранным предметам. Так или иначе, у большого числа старшеклассников общее число учебных часов достигает 34—36 в неделю. Кроме того, часть старшеклассников, особенно учащихся 9-го и 10-го классов, посещает дополнительные учебные занятия, организованные вне школы. С возрастом от 8-го класса к 10-му число таких учащихся значительно увеличивается.

На выполнение домашних заданий в среднем расходуется 2 часа ежедневно, если все затраты времени на приготовление уроков распределить на все дни недели. Однако, если для учащихся 8-х классов Уставом средней школы предусматривается продолжительность приготовления уроков не более 3 часов, то около 12% обследованных затрачивают на это более 3 часов. Для девяти- и десятиклассников Устав средней школы допускает затрату на домашние уроки до 4 часов (мы считаем эту рекомендацию завышенной), однако 11% учащихся 9-х и более 18% учащихся 10-х классов затрачивают на домашние уроки по 5—6 часов, а в некоторые дни даже больше (разница статистически достоверна; минимальная разница по Боярскому 2, у нас более 8 часов). Часть старшеклассников в отдельные дни совсем не готовит уроков или делает их лишь по некоторым предметам, затрачивая 1—11/2 часа, чем снижает среднюю затрату времени ка выполнение домашних заданий. Необходимо отметить, что если часть школьников плохо готовится к урокам, так как несерьезно относится к учебе, то большинство «охраняет» себя этим от переутомления, поскольку ежедневно заниматься по 6 часов в школе и 4—6 часов дома невозможно.

У большинства учащихся старших классов плохо организован отдых. Значительная часть их спит меньше рекомендованной гигиенистами нормы, подавляющее большинство старшеклассников бывают на воздухе лишь по дороге в школу и в магазин. Только в воскресные и субботние дни эти дети отдыхают на воздухе.

Серьезное значение в наши дни приобретает проблема гиподинамии. Она в равной степени актуальна и в отношении старших школьников.

Почти всю учебную работу (за исключением уроков физкультуры и труда по 2 часа в неделю), чтение, просмотр телепередач они проводят в позе сидя. Физически развивается очень небольшая часть старшеклассников. Так, если среди учеников 8-го класса занимаются спортом около 25% обследованных, то в 9-м классе — менее 20%, а в 10-м — лишь 9%. Средние затраты на занятия спортом сократились до 2 часов в неделю.

Многие десятиклассники перестают заниматься музыкой, в кружках художественной самодеятельности и других непредметных кружках из-за недостатка времени. Так, если в 8-м и 9-м классе занимаются музыкой и в различных кружках более 20% учащихся, то в 9-м классе — только 8%. Однако просмотру телепередач уделяет время около 68% восьмиклассников и около 53% учеников 9-х и 10-х классов. Часть старшеклассников смотрит учебные передачи для поступающих в вузы по математике, физике и другим предметам.

В общем данные о режиме дня указывают на значительную нагрузку старшеклассников как обязательными, так и дополнительными учебными занятиями, возрастующую от 8-го класса к 10-му. В связи с этим, вероятно, находится и выявленная нами закономерность: чем старше учащиеся, тем в большей степени у них выражены те или иные нарушения в режиме дня или другие неблагоприятные показатели (жалобы, потребность в дневном сне). Например, значительно возрастает число школьников, спящих меньше гигиенической нормы (в 8-м классе менее 9 часов, в 9—10-м классе менее 8 часов 30 мин.) и дополнительно занимающихся различными предметами. Больше становится учащихся, предъявляющих жалобы на головную боль, утомляемость, головокружение и т. п., а также тех, кто ощущает потребность в дневном сне. Следует указать, что лишь V5 часть обследованных имеет возможность отдохнуть днем. Остальные отмечают, что «спать хотелось» или даже «очень хотелось», но «было некогда», «не было времени» и пр. Анализ анкет показал, что потребность в дневном сне в большинстве- случаев не обусловлена недостаточной продолжительностью ночного сна, а служит, видимо, одним из проявлений утомления. Это подтверждается также тем, что во второй половине учебного года потребность в дневном сне у школьников значительно возрастает по сравнению с первой половиной.

Динамика работоспособности учащихся изучалась нами с помощью корректурных проб; при этом нетолько определялось число просмотренных знаков и допущенных ошибок, но и проводилась комплексная их оценка, одновременно учитывающая скорость и точность выполненной работы. В зависимости от состояния работоспособности учащихся соотношение количества хорошо и плохо выполненных работ (коэффициент К) изменяется.

Анализ динамики работоспособности старшеклассников в течение учебного дня свидетельствует о довольно четкой закономерности (см. таблицу), особенно в 8-х и 9-х классах: все показатели ее ухудшаются к 4-му уроку; наиболее четко выявляется снижение коэффициента К. На 5-х уроках отмечается некоторое улучшение показателей работоспособности, но на 6-х уроках происходит их последующее значительное ухудшение, тем не менее при такой общей направленности динамики работоспособности старшеклассников выявляются некоторые различия между учащимися 8, 9 и 10-х классов. Так, в первой четверти после 5-го урока выявляется улучшение работоспособности во всех 3 возрастных группах. Однако после 6-го урока у восьмиклассников резко снижаются все показатели ее (ниже, чем после 4-го урока). У учащихся же 9-х классов после 6-х уроков сохраняется относительно более высокий, чем после 4-го урока, уровень работоспособности. В последующих четвертях у учащихся 8-х классов на 5-х уроках наблюдается не столь заметное улучшение работоспособности, а на 6-х уроках происходит значительное ухудшение ее. Особенно показательна динамика коэффициента К — он снижается более чем в 6 раз. У девятиклассников также появляется аналогичная динамика работоспособности — после не-

Данные о работоспособности учащихся в течение учебного дня, в динамике

учебного года

Число просмотренных знаков Число ошибок на 500 знаков

Четверть Классы уроки

1-й 2-й 3-й 4-й 5-й 6-й 1-й 2-й 3-й 4-й 5-й 6-й

Первая 8-й 9-й 10-й 311 377 406 316 375 401 306 369 420 300 341 407 306 363 414 262 386 392 2,48 3,68 2,97 4,93 3,58 2,95 5,04 4,12 3,72 6,07 4,81 3,73 5,18 4,04 3,49 5,26 3,73 3,97

Вторая 8-й 9-й 10-й 330 388 394 327 389 414 323 381 412 299 369 401 312 378 421 298 391 414 3,76 3,32 2,22 3,88 3,76 2.53 4.13 4,01 3,25 4,93 4,87 3,07 3,58 4,06 2,89 5,62 4,23 3,58 '1

Третья 8-й 9-й 10-й 335 412 421 340 414 431 336 403 426 310 382 432 321 387 423 281 405 439 3,24 3,51 3,47 3,00 3,44 2,86 4,86 4,05 3,42 4.84 5,12 4,19 4,57 4,64 4,18 4,25 5,08 3,76

Четвертая 8-й 9-й 10-й 335 396 413 352 412 442 337 406 441 312 389 422 332 389 442 311 376 456 3,14 3,46 3,29 3,19 3,32 3,64 3,60 4,16 3,81 4,92 4,71 4,44 3,75 4,02 4,54 5,34 4,19 5,04

которого улучшения на 5-м уроке она значительно ухудшается после 6-го урока. Различия статистически достоверны.

Таким образом, если в первой четверти на 5-х и 6-х уроках в 9-м классе работоспособность учащихся относительно благоприятна, то в последующие четверти (а у восьмиклассников и в первой четверти) на 6-х уроках работоспособность значительно падает.

То, что в 9-х классах в начале учебного года на 5-х и 6-х уроках отмечается некоторое улучшение работоспособности, возможно, объясняется следующим. Эти уроки как последние (значительная часть 5-х уроков тоже была последними) вызывают некоторое улучшение функционального состояния типа «конечного порыва». Однако с середины учебного года, когда функциональные резервы в значительной степени исчерпываются, работоспособность учащихся, снижаясь к 4-му уроку, остается на низком уровне до конца учебного дня. У учащихся 10-х классов в ряде случаев обнаруживается не столь значительное, но заметное снижение работоспособности с 3-го урока даже в первой четверти; 5-е и особенно 6-е уроки не вызывают сколько-нибудь заметного улучшения работоспособности ни в одной из учебных четвертей. Выявить закономерных изменений работоспособности в течение учебной недели нам не удалось, хотя в понедельник зарегистрирован наиболее низкий ее уровень во всех классах и четвертях.

Несмотря на то что критическая частота слияния зрительных мельканий у старшеклассников весьма устойчива, и изменения ее очень невелики, все же в ее динамике установлена примерно та же тенденция, что и в работоспособности в четвертой четверти, и лосле 4-го урока определяются наибольшие ее изменения.

Известный интерес представляет и изменение артериального и пульсового давления у старшеклассников. Наблюдения за группой учащихся от начала к концу недели показали, что если у восьмиклассников пульсовое давление заметно не изменяется, то у 50% обследованных девятиклассников и 38% десятиклассников оно снижается. Изменение пульсового давления происходило главным образом за счет повышения минимального, что, как известно, считается неблагоприятной реакцией сердечно-сосудистой системы.

Проведено повторное измерение артериального давления у учащихся за период обучения их в 9-м и 10-м классах. Исследование выполнялось в одних и тех же группах старшеклассников, строго в одни и те же месяцы, дни недели и часы суток. Повышенным мы считали артериальное давление выше 135 мм рт. ст., а пониженным — менее 90 мм рт. ст., что, поданным В. Н. Засухиной и Е. В. Федоровой, выходит не только за пределы тройной ошибки средней для 16—17-летних мальчиков и девочек, но и более чем за 1,5 а. Пульсовое давление считали пониженным в том случае, если разность максимального и минимального давления составляла менее 30 мм рт. ст. Обращает на себя внимание множество случаев неблагоприятного состояния артериального давления (повышенное и пониженное артериальное давление, пониженное пульсовое давление).

При анализе выявляется до 19% случаев повышенного артериального давления у девятиклассников в конце третьей четверти. При осеннем измерении артериального давления у большого числа десятиклассников зарегистрирована нормализация его — значительно снизилась распространенность как случаев повышенного, так и пониженного артериального давления. Лишь число случаев пониженного пульсового давления сохранилось таким же, как и в 9-м классе. В третьей четверти у десятиклассников снова значительно (в 3 раза) возросло число учеников с пониженным артериальным давлением и почти вдвое увеличилось число учащихся, у которых пульсовое давление понизилось. В ряде случаев пульсовое давление не превышало 15—20 мм рт. ст., а максимальное падало до 85—80 мм рт. ст. Многие десятиклассники жаловались на головную боль, головокружение, слабость и повышенную утомляемость. У части школьников, которые в 9-м классе при весеннем обследовании имели повышенное артериальное давление, в 10-м классе оно несколько снизилось и оказалось на уровне верхних пределов принятой нами нормы; это было значительно выше тех величин, которые приводятся в литературе как нормальное артериальное давление для 17-летних.

Широкое распространение и особенно учащение к концу учебного года случаев пониженного артериального и пульсового давления и повышенного артериального давления у девятиклассников является, по нашему мнению, результатом влияния школьной нагрузки на организм учащихся, одним из признаков развивающегося утомления. Аналогичные данные приводятся и в литературе (Н. В. Засухина и В. В. Федорова, Ц. Л. Усищева и др.). Следовательно, значительная учебная нагрузка старшеклассников не безразлична для их организма. Это подтверждается материалами, полученными Н. А. Ананьевой, которая выявила, что 45,7% учащихся к моменту окончания школы имеют хронические страдания, главным образом заболевания носоглотки, нервной системы и пищеварения.

Вывод

Необходимо уделить серьезное внимание разработке новых, более совершенных методов обучения, с тем чтобы уменьшить учебную нагрузку школьников, снизить их общее утомление.

ЛИТЕРАТУРА. Засухина В. Н., Федорова Е. В. Гипертоническое и гипотоническое состояние у детей и подростков. М., 1969. — Усищева Ц. Л. В кн.: Материалы Всесоюзн. научной конференции по гигиене обучения и воспитания. М., 1968, с. 116. — Ананьева Н. А. Состояние здоровья школьников-выпускников общеобразовательных школ. Автореф. дисс. М., 1971.

Поступила 14/1V 1972 г.

DAILY REGIMEN AND WORKING CAPACITY OF PUPILS IN SENIOR GRADES OF SECONDARY SCHOOL UNDER PRESENT DATE CONDITIONS Ts. L. Usischeva, Z. I. Sazanyuk, N. G. Samololkina

The strain due to studies caused disturbances in the daily regimen of pupils from the 8th to the 10th grades, diminished their Working capacity and deteriorated their state of health.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.