Научная статья на тему 'РЕЗЕРВЫ УВЕЛИЧЕНИЯ ПРИБЫЛИ И ПОВЫШЕНИЯ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ'

РЕЗЕРВЫ УВЕЛИЧЕНИЯ ПРИБЫЛИ И ПОВЫШЕНИЯ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2714
319
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЗЕРВЫ / ПРИБЫЛЬ / РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ / ФИНАНСОВЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ / ПОКАЗАТЕЛИ / СЕБЕСТОИМОСТЬ / RESERVES / PROFIT / PROFITABILITY / FINANCIAL RESULTS / INDICATORS / PRODUCTION COST

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Тимонина М. Ю.

В данной статье проведен поиск резервов увеличения прибыли организации за счет повышения величины реализуемой продукции и снижения себестоимости продукции. Проведен анализ показателей повышения рентабельности компании.This article searches for reserves to increase the profit of organization by increasing the value of products sold and reducing production cost. As well as an analysis of indicators to increase the company’s profitability.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РЕЗЕРВЫ УВЕЛИЧЕНИЯ ПРИБЫЛИ И ПОВЫШЕНИЯ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ»

Согласно таблице 2 можно отметить, что коэффициент общей платежеспособности в целом за период исследования не изменяется и превышает минимальное рекомендуемое ограничение, поэтому предприятие является платёжеспособной организацией.

Коэффициент финансовой независимости в 2018 г. по сравнению с 2017 г. уменьшился на 0,01 ед. и не соответствует рекомендуемому значению, что свидетельствует о невозможности предприятия погасить заёмные средства при помощи имеющихся собственных средств.

Коэффициент задолженности показывает, что на единицу у источников собственных средств в 2018 г. приходится 4,56 ед. общей суммы финансовых ресурсов, это на 0,44 ед. меньше, чем в 2016 г. и на 0,29 ед. больше, чем в 2017 г. Значение коэффициента не соответствует норме.

Заключение. В целом, если сделать общий вывод о финансовой устойчивости ОАО «Дубовицкое», то следует заметить, что предприятие находится в нестабильном финансовом положении: по результатам расчета коэффициентов оно неудовлетворительно.

Для того, чтобы предприятие было финансово устойчивым, необходимо рационально сочетать собственные и заемные средства в имуществе и соотношения кредиторской и дебиторской задолженности.

Библиография:

1. Абрютина М.С. Финансовый анализ. М.: Дело и Сервис, 2015. 192 с.

2. Бибикова Л. Сущность и основные этапы оценки платежеспособности организации // Иновационная наука. 2016. №11-1. С. 28-32.

3. Болотова А.С., Бураева Е.В. Формирование бухгалтерской отчетности и ее использование при оценке финансового состояния предприятия // В сборнике: Экономика и сервис: от теории к практике: материалы VI Международной научно-практической конференции. Владимир, 2018. С. 387-389.

4. Дмитренко А.В., Бураева Е.В. Совершенствование финансового обеспечения деятельности муниципальных предприятий // В сборнике: Инновационная экономика, стратегический менеджмент и антикризисное управление в субъектах бизнеса: сборник статей I Международной научно-практической конференции, 2018. С. 398-401.

5. Казакова Н.А. Финансовый анализ: Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры. Москва.: Издательство Юрайт, 2018. 470 с.

6. Ионова А.Ф., Селезнева Н.Н. Финансовый менеджмент: Учебное пособие. М.: 2015. 624 с.

УДК 336.67

РЕЗЕРВЫ УВЕЛИЧЕНИЯ ПРИБЫЛИ И ПОВЫШЕНИЯ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ

ОРГАНИЗАЦИИ

Тимонина М.Ю., магистрант 2 курса направления подготовки 38.04.01 «Экономика». Научный руководитель: к.э.н., доцент Бураева Е.В. ФГБОУ ВО Орловский ГАУ

АННОТАЦИЯ

В данной статье проведен поиск резервов увеличения прибыли организации за счет повышения величины реализуемой продукции и снижения себестоимости продукции. Проведен анализ показателей повышения рентабельности компании.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

Резервы, прибыль, рентабельность, финансовые результаты, показатели, себестоимость.

ABSTRACT

This article searches for reserves to increase the profit of organization by increasing the value of products sold and reducing production cost. As well as an analysis of indicators to increase the company's profitability.

KEYWORDS

Reserves, profit, profitability, financial results, indicators, production cost.

Введение. Анализ финансовых результатов деятельности организации способствует выявлению причин снижения производственно-финансовой активности компании и оптимальных путей улучшения основных показателей деятельности фирмы. В связи с этим одним из эффективных способов увеличения основных показателей работы компании является поиск их резервов и повышение рентабельности фирмы.

Конечный результат непосредственно связан с размером полученной прибыли. Он определяется при помощи относительных показателей, которые отражают итоги финансовой работы компании в целом, уровень доходности различных отраслей деятельности, включая эффективность производственной, инвестиционной и коммерческой деятельности, а так же уровень процесса производства и реализации отдельных видов продукции, работ, услуг [1].

Прибыль непосредственно способствует [3]:

• осуществлять реализацию производственного процесса на расширенной основе и побуждать его развитие;

• формировать фонды накопления и использования внутри организации;

• гарантировать своевременное покрытие текущей задолженности коммерческим банкам, кредиторам.

Вследствие этого, руководству компании необходимо осуществлять поиски инструментов повышения прибыльности своей деятельности и эффективности производственного процесса.

Для улучшения финансовых показателей деятельности организации существуют следующие способы:

1. Повышение качества производимой продукции. Данный способ осуществляется посредством внедрения новой техники и технологии производства, использования качественных видов сырья и материалов, автоматизации производственного процесса и разработки более совершенной методики его управления.

2. Увеличение объемов реализуемой продукции с помощью оптимизации технологий производства и мобилизации необходимых инвестиций в производство.

3. Применение принципиально новых видов сырья и материалов. Реализация данного способа естественно достигается с помощью использования сырья и материалов высокого качества.

4. Автоматизация процесса производства. Означает смену ручного труда на использование современных машин, таким образом, ускоряется работа и объемы производства продукции.

5. Увеличение рынков сбыта. Предполагает внедрение и усовершенствование маркетинговой стратегии и поиска новых поставщиков для расширения круга потребителей.

6. Рациональность использования ресурсов. Означает экономное использование имеющегося сырья и материалов и целесообразное их расходование.

Как упоминалось ранее, прибыль организации является основным конечным результатом деятельности и показателем эффективности ее осуществления. Поэтому, одним из самых эффективных путей улучшения данного показателя является поиск резервов роста прибыли, а так же повышения рентабельности организации.

Запасы повышения количества прибыли рассчитываются по всей группе выпускаемой продукции. В данном случае данную тенденцию можно достичь путем повышения объема реализованной продукции, уменьшения ее себестоимости, улучшения качества производимой продукции, а так же ее выпуск на более рентабельных рынках сбыта и т.д.

Проведем поиск резервов увеличения прибыли на примере организации ООО «Эксима-Агро», основным видом деятельности которой является производство и реализация сельскохозяйственной продукции.

Для того, чтобы вычислить резерв увеличения прибыли первым путем, необходимо прежде рассчитанный резерв роста величины реализации продукции умножить на реальную прибыль в расчете на единицу продукции надлежащего вида

[4]: ртп _рп.тп+п^ (1)

где Р Т П^ - резерв роста прибыли за счет увеличения объема реализации продукции;

Р Т УРГ1[ - резерв увеличения объема реализации ¡-го вида продукции;

IV: - прибыль фактическая от реализации нго вида продукции.

Чтобы воспользоваться данной формулой и выявить резервы увеличения объема реализации продукции, необходимо, прежде всего, найти резервы роста объема производства продукции. В следующей таблице представлены результаты поиска возможных резервов (табл. 1).

Таблица 1 - Резервы увеличения объема реализации продукции ООО «Эксима-Агро»

Источники резерва Вид продукции

Пшеница Прочие зерновые и зернобобовые Соя

ИТОГО, ц в т.ч. за счет: 65245 23 662 10 084

Расширения посевной площади 8611 831 325

Улучшения структуры посевов 1192 406 103

Дополнительного внесения удобрений 460 282 56

Повышения эффективности удобрений 1102 682 201

Использования более урожайных сортов культур 1052 407 282

Уборки урожая в оптимальные сроки 632 350 153

Резерв к фактическому объему производства продукции, % 10 16 18

На основании данных таблицы можно рассчитать резервы роста прибыли за счет увеличения объема реализации продукции (табл. 2).

Исходя из полученных результатов, можно сделать вывод о том, что за счет роста объема реализации продукции резервы увеличения суммы прибыли от продажи 1 ц пшеницы составят 2218,3 тыс.руб., прочих зерновых и зернобобовых - 946,6 тыс.руб. и сои - 459,2 тыс.руб. В целом фирма имела бы возможность дополнительно получить 3624,1 тыс.руб. прибыли.

Таблица 2 - Запасы повышения суммы прибыли, за счет роста величины реализуемой _продукции_

Фактическая Резерв

Вид продукции Резерв увеличения объема реализации, ц сумма прибыли на 1 ц продукции, тыс.руб. увеличения суммы прибыли, тыс.руб.

Пшеница 13049 0,17 2 218,3

Прочие зерновые и зернобобовые 2958 0,32 946,6

Соя 1120 0,41 459,2

Итого Х Х 3 624,1

Подсчет резервов увеличения прибыли за счет снижения себестоимости продукции осуществляется следующим образом [4]:

РТ Г^с = С; + РТ РПО (2),

где Р Т ГЦс - резерв увеличения прибыли за счет снижения себестоимости;

Р . - резерв снижения себестоимости;

■ ТГ. - объем фактически реализованной продукции;

- резерв увеличения объема реализованной продукции.

Резерв снижения себестоимости продукции определяется исходя из затрат ресурсов на единицу продукции (в натуре) и цен на эти ресурсы. В связи со сложностью в информационном обеспечении подобных расчетов для ООО «Эксима-Агро» и громоздкостью расчетов, в данной работе была использована более упрощенная модель выявления резервов снижения себестоимости производства отдельных видов продукции, сравнивая размеры и структуру себестоимости по статьям затрат в динамике за 3 года.

Рациональное и экономное управление хозяйством позволит уменьшить общую сумму расходов за счет уменьшения затрат на производство 1 ц пшеницы на 33 рубля, прочих зерновых и зернобобовых - на 68 рублей, сои - на 114 рублей.

Ниже в таблице 3 показаны результаты расчета резервов роста прибыли путем снижения себестоимости.

Таблица 3 - Резервы повышения суммы прибыли за счет уменьшения себестоимости _продукции_

Резерв снижения себестоимости 1 ц продукции, тыс.руб. Возможный Резерв

Вид продукции объем реализации продукции, ц увеличения суммы прибыли, тыс.руб.

Пшеница 0,013 665 508 8651,6

Прочие зерновые и зернобобовые 0,028 150 847 4223,7

Соя 0,055 57 142 3142,8

Итого Х Х 16018,1

По результатам расчетов видно, что за счет снижения себестоимости производства продукции в отчетном году резерв увеличения прибыли от реализации 1 ц пшеницы составил 8651,6 тыс.руб., прочих зерновых и зернобобовых - 4223,7 тыс.руб., сои - 3142,8 тыс.руб. В целом организация могла бы получить дополнительно 16018,1 тыс.руб. прибыли.

Главными источниками для подсчета резервов увеличения показателей рентабельности деятельности организации служат повышение суммы доходов от выпускаемой продукции (РТП) и снижения её себестоимости (РАС). Для расчета такого резерва обычно используется следующая формула [4]:

где Р Т й - резерв роста рентабельности;

Б,,, 1*1 - соответственно рентабельность возможная и фактическая; Ц - фактическая сумма прибыли; Р * Г - резерв роста прибыли от реализации продукции;

",ТП:_ - планируемый объем реализации продукции с учетом выявленных резервов его роста;

С1|: - планируемый уровень себестоимости х видов продукции с учетом

выявленных резервов снижения;

3*, Зп - соответственно фактическая и прогнозируемая сумма затрат по реализации продукции в отчетном периоде.

Результаты расчетов обобщенно приведены в таблице 4.

П1

Таблица 4 - Резервы роста рентабельности производства продукции

ООО «Эксима-Агро»

Показатели Пшеница Прочие зерновые и зернобобовые Соя

Фактическая сумма прибыли, тыс.руб. 113 668 46 910 23 245

Резерв роста прибыли от реализации продукции, тыс.руб. 2 218,3 946,6 459,2

Возможный объем реализации продукции с учетом выявленных резервов, ц 665 508 150 847 57 142

Возможный уровень себестоимости 1 ц продукции с учетом выявленных резервов, тыс.руб. 0,41 0,82 1,38

Фактическая сумма затрат по реализованной продукции, тыс.руб. 271 856 125 045 79 974

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Возможный уровень рентабельности производства, % 44,6 40,7 31,7

Фактический уровень рентабельности производства, % 42,5 38,7 30,1

Резерв роста рентабельности производства, % 2,1 2,0 1,6

На основании проведенных расчетов видно, что за счет увеличения суммы прибыли от реализации пшеницы и снижения себестоимости данного вида продукции резерв повышения уровня рентабельности составил 2,1%, резерв роста рентабельности прочих зерновых и зернобобовых - 2,0% и сои - 1,6%.

Заключение. Данные расчеты помогли установить, в какой степени можно было бы повысить уровень рентабельности производства выбранных видов продукции.

Интенсивное ведение производства рассматриваемой продукции ведет к постоянному росту их себестоимости. Однако поиск резервов позволяет улучшить качество и конкурентоспособность продукции, реализация которой предполагает получение высокой прибыли и повышение рентабельности компании.

Библиография:

1. Баркова О.С. Анализ финансовых результатов и пути улучшения финансового состояния ООО «Стройарсенал» // Наука и образование сегодня. 2019. №2(37). С. 47-53.

2. Гуляева Т.И., Бураева Е.В. Статистика сельского хозяйства и методология ее научного исследования: Учебно-методическое пособие. Орел.: Издательство Орловского ГАУ, 2016. 107 с.

3. Прудников А.Г., Редина В.Э. Анализ как функция управления финансовыми результатами деятельности организаций в аграрной сфере // Научный Журнал КубГАУ. 2016. №119(5). С. 957-971.

4. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятий АПК. М.: ИНФРА-М, 2015. 519 с.

УДК 338.242

ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ УПРАВЛЕНИЯ РИСКАМИ В ИННОВАЦИОННОМ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВЕ

Фетисова А.Ю., магистрант 2 курса направления подготовки 08.04.01 «Строительство». Научный руководитель: к.э.н, доцент Бухвостов Ю.В. ФГБОУ ВО Орловский ГАУ

АННОТАЦИЯ

В данной статье произведен анализ основных рисков, характерных для инновационного предпринимательства в современных условиях. Рассмотрена структура системы управления рисками, а также технология управления инновационной деятельностью предприятия.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

Инновации, инновационная деятельность, инновационное предпринимательство, инновационные риски.

ABSTRACT

In this article the author analyzes the main risks associated with innovative entrepreneurship in the modern conditions. The structure of the risk management system, as well as the technology of management of innovative activity of the enterprise is considered.

KEYWORDS

Innovation, innovative activity, innovative entrepreneurship, innovative risks.

Введение. Современная рыночная экономика характеризуется повсеместным усилением конкуренции, высокими темпами научно-технического прогресса, ценовыми войнами, а также разнообразными и нередко противоречащими друг другу маркетинговыми коммуникациями, существенным образом затрудняющими эффективное функционирование рыночных процессов. В таких условиях основой динамичного развития любой экономической системы выступает инновационная деятельность, обеспечивающая высокий уровень ее конкурентоспособности, способствующая увеличению доли рынка, расширению круга потенциальных покупателей, завоеванию новых сегментов рынка, стабилизации и закреплению положения на рынке.

Цель исследования заключается в разработке и обосновании организационно-экономического механизма управления рисками в инновационном

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.