резервы стратегического развития воронежской области: социально-экономический аспект
е. в. мишон,
доктор экономических наук, профессор E-mail: [email protected]
Воронежский государственный университет
В статье анализируются приоритетные направления стратегического развития области. Большое внимание уделяется здоровью, которое рассматривается как качественная характеристика трудового потенциала и как фактор стратегического развития. Предлагается дополнить стратегическое направление, ориентированное на формирование внешней среды, новыми функциями. В качестве резерва роста предлагается система образования региона, санаторно-куротные учреждения и методы управления общественными отношениями.
Ключевые слова: стратегия, приоритет, параметры, показатели, здоровье, резервы, образование, здравоохранение, экология, профилактика, принципы, предпочтения.
Стратегическая цель Воронежской области — повышение качества жизни населения. Для ее реализации предполагаются реформирование ЖКХ, повышение заработной платы в реальном секторе экономики, развитие системы ипотечного жилищного кредитования, финансовое оздоровление сельскохозяйственных организаций.
В качестве приоритетных направлений стратегического развития Воронежской области выбраны:
1) формирование внешней среды, благоприятной для развития бизнеса;
2) привлечение инвестиций;
3) развитие инфраструктуры;
4) создание конкурентоспособных кластеров в основных отраслях экономики региона.
Нетрудно заметить, что первые три направления призваны обеспечить условия для реализации последнего и, фактически, «работают» на укрепление реального сектора экономики, прежде всего промышленности территории. Учитывая,
что после длительных дискуссий Воронежская область получила статус индустриально-аграрной, максимальное использование возможностей реального сектора экономики региона для достижения поставленной стратегической цели представляется обоснованным. Однако на пути достижения поставленной цели имеются, на наш взгляд, существенные неучтенные резервы.
Теоретически современное качество жизни определяется тремя параметрами: качеством окружающей среды, личной безопасностью и удовлетворенностью населения качеством жизни1.
С позиций стратегического планирования развития территории качество жизни интересует нас как фактор обеспечения эффективного функционирования человеческого потенциала, без которого и невозможно, и бессмысленно повышение конкурентоспособности, дальнейшее развитие экономики и т. п. Интерес обостряется спецификой момента: наиболее значимыми в отличие от предыдущих периодов становятся не количественные, а качественные характеристики трудового потенциала, что следует учитывать как при разработке стратегии, так и в практической деятельности по реализации приоритетных направлений.
Таким образом, трудовой потенциал, являясь важным фактором общественного производства и обеспечения конкурентоспособности территории, требует более пристального внимания органов власти всех уровней при разработке направлений стратегического развития, в том числе и регионального.
1 Как правило, приоритет отдается обеспечению личной безопасности (прежде всего экономической), что представляется оправданным, однако не отменяет необходимости обеспечения двух других параметров.
Современный путь инновационного развития базируется на инновациях, инвестициях, а также развитии инфраструктуры и интеллекта. Принцип «четырех И» соответствует модели Н. Кондратьева, обеспечивающей координацию двух основных экономических процессов — роста и упадка. В ее основу, как известно, положен цикл «инновации — инвестиции».
Инвестиции в человеческий каптал (как значимый элемент процесса) — это проблема, представляющая интерес, как с теоретических, так и с практических позиций, в частности при разработке стратегии развития территории.
Определение размеров и эффективности финансирования воспроизводства человеческого капитала относительно недавно стало объектом внимания на региональном и муниципальном уровнях. Поэтому говорить о методологии или отработанной методике инвестирования в человеческий капитал пока рано. Однако определенные наработки, размышления и статистический материал, подтверждающий определенные теоретические положения (например, значимость здоровья для качественного воспроизводства человеческого капитала), уже имеются.
Очевидно, что первоочередным является вопрос об оценке и показателях эффективности капиталовложений в человеческий капитал. Далее встает вопрос о ранжировании факторов, влияющих на состояние и качество человеческого капитала.
Количественные показатели человеческого потенциала и их расчет не представляют сложности. Например, в зарубежной практике большое внимание уделяется разработке обобщающих показателей, связывающих демографические и экономические процессы. Это важно для анализа социально-экономического состояния территории.
Качество человеческого потенциала определяется такими показателями, как доход на душу населения, индекс гуманитарного развития, индекс Дали-Коба и его разновидность — «потребление зерна на душу населения» (для слаборазвитых стран).
Комплексный показатель, характеризующий состояние экономических и социальных условий, — индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП) — это агрегированный международный показатель качества жизни населения. Он характеризует три важнейших аспекта:
1) долголетие и здоровье, которые измеряются показателями «ожидаемая продолжительность
48 -
жизни» 2 и «обеспеченность врачами на 10 000 населения» 3;
2) образовательный и профессиональный рост (рассчитывается на основе трех показателей: уровень занятости, доля безработных с высшим образованием, численность учащихся профессиональных учебных заведений всех видов на 10 000 населения);
3) уровень благосостояния, характеризующийся отношением среднедушевых денежных доходов к прожиточному минимуму и обеспеченностью жильем.
Структура ИРЧП, используемого в РФ, аналогична агрегированному международному показателю, определяющему индекс гуманитарного развития4, но обеспечивает большую точность расчетов. Например, рассчитывается не только грамотность, но и доля учащихся с 7 до 24 лет, а ВВП на душу населения определяется через доход и паритет покупательной способности населения.
По нашим расчетам, на 2008 г. Воронежская обл. (ИРЧП 0,633) входила в тройку лидеров ЦФО после г. Москвы (ИРЧП 0,771) и Ярославской области (ИРЧП 0,637). По расчетам Всероссийского центра уровня жизни (г. Москва), ИРЧП Воронежской области составляет 0,725. В любом
2 Забегая вперед, отметим, что по показателю «ожидаемая продолжительность жизни» Воронежская область хотя и не лидирует, но имеет хорошие резервы для повышения, т. к. имеется необходимая социальная инфраструктура, влияющая на структурные составляющие этого показателя. В частности хорошая санаторно-курортная база региона и т. п.
3 К сожалению, ни показатель «обеспеченность врачами на 10 000 человек населения», ни «число больничных коек на 10 000 человек населения» не образуют желаемой обратной зависимости с показателем «заболеваемость на 1 000 человек населения». Так, обеспеченность медицинской помощью по этим показателям в Чукотском АО, Эвенкийском АО, Корякском АО, Таймырском АО самая высокая. При этом в Чукотском АО самая высокая заболеваемость населения, а по другим перечисленным АО вообще нет данных. Нет такой зависимости и в регионах со средней и низкой заболеваемостью. Воронежская область по обоим показателям занимает третье место (обеспеченность от 100 до 150 коек на 10 тыс. чел., заболеваемость от 500 до 800 чел. на 1 тыс. населения по первичному диагнозу). Аналогичное положение у Белгородской, Липецкой, Курской областей. Эти показатели можно характеризовать как позитивные. В целом по стране распространена ситуация, когда обеспеченность больничными койками на 3-м месте, а заболеваемость — на 2-м. Исключение составляют Республика Тыва и Костромская область: обеспеченность — 2-е место, заболеваемость — 3-е место. См. www. gks. ru /free_doc/ 2007\zdrav/z_04.htm
4 Агрегированный показатель определяется уровнем жизни (среднее число предстоящих лет), уровнем знаний (степень грамотности), уровнем владения ресурсами (ВВП на душу населения)
5 Расхождение мы объясняем тем, что в условиях отсутствия на расчетный момент официального показателя ВРП на душу населе -ния автор брал данные базового периода, а Всероссийский центр уровня жизни, по словам Бобкова И. В., использовал другие источники. Можно предположить, что для расчетов использовался усредненный показатель ВРП на душу.
случае показатель свидетельствует о достаточном человеческом потенциале области. Необходимо отметить, что Воронежская область попадает в интервал от 0,5 до 0,8. Соответственно, она находится в группе среднего уровня развития человеческого потенциала6.
По нашему мнению, это связано со структурой индекса. Основным фактором изменений интегрального показателя является ВРП на душу населения и по паритету покупательной способности, а так же рассчитанный на его основе индекс дохода.
Изменение ВРП зависит от ряда факторов, важнейшими из которых являются показатели промышленного производства, инвестиций, а также показатели, отражающие деятельность, сельского хозяйства. Этим показателям уделяется достаточно внимания. Однако в структуре ИЧРП есть еще два показателя, которые также влияют на интегральный показатель, но привлекают значительно меньше внимания экономистов и управленцев. Это индекс продолжительности жизни и индекс образования.
Далее в поиске резервов повышения эффективности регионального управления, прежде всего стратегического, попытаемся подтвердить выдвигаемую автором гипотезу о влиянии здоровья на качество человеческого потенциала, отражаемого показателями «продолжительность жизни» и «индекс образования», и необходимости его учета при принятии управленческих решений.
Мы выделяем два аспекта общественного здоровья: экономический и социальный. Экономический аспект отражает такие процессы, как снижение производительности труда у работников с ослабленным здоровьем, сокращение годового фонда рабочего времени из-за увеличения сроков временной нетрудоспособности, т. е. в конечном итоге приводит к сокращению национального дохода. В перспективе ослабление здоровья может привести к падению основного показателя общественного развития, т. е. эффективности производства. Это влечет за собой стагнацию и, следовательно, регресс общества.
Социальный аспект отражает степень полноты реализации личности, ее социальную переориентацию из-за ухудшения здоровья. У людей с ослабленным здоровьем несколько видоизменяются ценностные ориентиры, что вполне объяснимо. Главное место занимает вопрос поддержания здоровья, забота о самочувствии. Стремление к самосовершенствованию, без чего невозможно дальней-
6 Высокий уровень ИРЧП — 0,8—1,0, средний уровень ИРЧП — 0,5—0,8; низкий — менее 0,5.
шее развитие науки и техники, резко сокращается, а это уже угроза научно-техническому потенциалу страны, что также чревато застоем.
В силу этого считаем необходимым учитывать состояние здоровья (о системе характеризующих его показателей пока речи не идет) при расчете эффективности как инвестиций в человеческий капитал, так и эффективности общественного производства.
Знание тенденций и существующего состояния здоровья населения важно для экономического развития территории в силу следующих обстоятельств. Вывод экономики из кризиса требует поиска эффективных путей развития. Считается, что таким путем может стать инновационный путь. Он предполагает изменение структуры спроса на рабочую силу в следующих направлениях:
• увеличение работников умственного труда (с 41,4 до 50 %);
• увеличение числа работников в индустриальных отраслях экономики (с 36 до 43 % в 2025 г.);
• сокращение потребности в работниках сферы обслуживания.
В связи с новыми структурными требованиями логично, на первый взгляд, предположение о необходимости совершенствования образовательных процессов, т. к. увеличивается потребность в квалифицированных кадрах. Это находится в прямом соответствии с теорией «человеческого капитала» Г. Беккера, которая основана на неоклассической экономической теории, выделяющей три основных структурных элемента: редкость, цена, альтернатива. Напомним, Г. Беккер выделил общий и специальный человеческий капитал и, соответственно, два вида инвестиций: общие, которые косвенно оплачивает работник (ему же достается прибыль), и специальные, которые оплачивает фирма (и получает от этого прибыль). Под влиянием этой теории изменилось отношение к затратам на образование. Образовательные инвестиции стали рассматриваться как источник экономического роста наравне с капиталовложениями.
Однако изменение общественного здоровья влечет изменение традиционных подходов к определению качества рабочей силы через квалификацию, т. е. через приоритет образования. Об изменении показателей здоровья населения и, соответственно, общественного здоровья, свидетельствуют статистические данные. Так, в 2004 г. потери ресурсов здоровья трудоспособного населения РФ составили величину, соответствующую 43 % ВВП. Из-за преждевременной смертности
- 49
экономические потери страны за десятилетие составили 1,5 трлн долл., или 225 млн чел-лет активного труда. Расходы населения в совокупном объеме затрат на лечение — 55—60 %. Доля расходов на медицинскую помощь тем больше, чем ниже совокупный доход7.
По расчетам автора, в связи с заболеваемостью реальные экономические потери Левобережного района г. Воронежа (в условиях стабильной экономики 1980—1990 гг.) достигали 7 % (!) прибыли8.
С одной стороны, при изменении состояния здоровья, как доказано автором, трансформируются процессы получения образования и приобретения квалификационных навыков9. С другой стороны, изменяются социально-экономические параметры заболеваний и характеризуются продолжительностью, высокой стоимостью и низкой результативностью лечебных мероприятий. Это приводит к удорожанию процесса восстановления здоровья10. Таким образом, при ухудшении здоровья происходит удорожание его воспроизводства и дальнейших процессов, связанных с развитием личности, в первую очередь обучения и квалификации.
Далее мы перейдем к обоснованию утверждения, что показатель уровня образования также связан с состоянием здоровья и требует внимания при разработке стратегии развития территории.
К проблемам образовательного характера мы относим в первую очередь изменение сроков и качества приобретаемых знаний в связи с ухудшением здоровья (оно влияет на время и качество восприятия учебной информации). Соответственно, встает вопрос об экономическом учете этого фактора при определении перспектив дальнейшего развития.
Итак, основными преградами в реализации потенциала нам представляются ухудшение показателей общественного здоровья и проблемы, связанные с образовательным процессом. Выделенные преграды находятся в тесной зависимости от состояния природного потенциала. т. к. расчеты выявили взаимосвязь «рост загрязнения — увеличение числа экологически обусловленных заболеваний — удлинение сроков обучения».
7 Назарова И. Б. Занятые на рынке труда: факторы, влияющие на здоровье // Вестник РУДН, серия социология. 2004. № 6—7. С. 181—201.
8 Мишон Е. В. Управление внешними эффектами промышленных производств. Воронеж: Изд-во ВГУ. 2001. 182 с.
9 Оба процесса удлиняются по срокам и увеличиваются по стоимости без адекватной отдачи.
10 Мишон Е. В. Эффективность системы управления природопользованием: региональные возможности и направления роста. Воронеж, 2009. 164 с.
Относительно зависимости общественного здоровья от загрязнения отметим следующее. В результате исследований автора в период 1986—2002 гг. был выявлен четкий временной лаг (период 1—1,2 года) между ростом промышленного загрязнения и экологически обусловленными заболеваниями. Кривые, полученные методом скользящей средней, имели практически одинаковую конфигурацию. Последние расчеты (декабрь 2008 г.) данной зависимости не подтвердили. Более того, кривые загрязнения и заболеваемости зеркально направлены. Мы не склонны считать это позитивным результатом, например, адаптацией населения к загрязнению или успехом территориальной экологической политики. Правомернее говорить о качестве экологической статистической отчетности и медицинской статистики. Согласно статистическим данным, загрязнение растет незначительно, что объясняется кризисом и сокращением промышленных выбросов. С этим можно согласиться. Однако нельзя не учитывать резкого роста автопарка (зачастую представленного устаревшими, отслужившими срок транспортными средствами), «вклад» которого в загрязнение даже без пилотных расчетов можно оценить как значительный. Официальная отчетность по выбросам автотранспорта мало информативна ввиду слабой адекватности. На данный момент отсутствует единая научно обоснованная методика расчета транспортного загрязнения. Более того, работая по заказу ММЭР Великобритании над определением автотранспортного загрязнения Воронежской области (2004—2004 гг.), автор выяснил, что научно обоснованных методик расчета нет и в зарубежных исследованиях.
Особенность современной кризисной ситуации в том, что снижение показателей здоровья происходит не только по традиционным социально-экономическим причинам, но и в связи с ростом загрязнения. Таким образом, в группу риска попадают здоровье и профессиональный рост.
В связи с кризисом резко сокращаются возможности отечественных экологических органов управления, например ограничивается применение такой формы государственного экологического регулирования, как корректировка платы за загрязнение, т. е. разрешение на проведение экологических мероприятий на величину выплат. Территориальные и местные органы власти, таким образом, пытаются пополнить бюджет за счет отказа от проведения экологических мероприятий в пользу более важных, с их точки зрения, направлений финансирования. Ситуация усугубляется тем, что с 01.01.2008, согласно Бюджетному кодексу РФ, отменены экологичес-
кие фонды. На практике это означает сокращение расходов на природоохранную деятельность, т. к. средства, поступающие в бюджет в форме платы за загрязнение, могут расходоваться на иные нужды. И, наконец, в текущем 2009 г. бюджетное финансирование экологической деятельности в г. Воронеже уменьшено почти в 3 раза. Можно предположить, что экологическая ситуация при такой системе регулирования в ближайшей перспективе не улучшится, и, следовательно, численность заболевших по экологическим причинам не будет сокращаться без введения дополнительных мер.
По нашему мнению, с учетом выделенной специфики в перспективе стратегия развития человеческого потенциала в качестве приоритета должна рассматривать экологический аспект воспроизводства здоровья.
Реакцией Правительства РФ на снижение показателей здоровья стала приоритетная национальная программа «Здоровье». Ее цель — развитие человеческого потенциала. Национальная особенность программы — измерение развития через демографический рост, т. е. ориентация на количественные показатели. С одной стороны, это представляется обоснованным, т. к. социальная стратегия РФ в первую очередь предполагает воспроизводство человеческого капитала. Однако было бы неверным оставить без внимания качественные показатели, к которым в современных условиях относится показатель «здоровье».
Таким образом, учет показателя «здоровье» важен, во-первых, для дальнейшего общественного развития и определения путей его интенсификации. Во-вторых, для определения приоритетных направлений вложений в человеческий капитал. В данном аспекте приоритетными нам представляются такие направления, которые позволяют избежать нецелесообразных расходов и получить максимальный результат за счет опережающих мер. Например, признание приоритетным профилактического направления в медицине позволит сократить расходы, как на лечение, так и на образовательный процесс за счет более высоких показателей здоровья.
Далее встает вопрос об оценке показателя «здоровье». В России есть опыт оценки состояния здоровья по показателю «частота и тяжесть заболеваний на 100 работающих». Считаем, что этот показатель отличается высокой степенью условности и малоинформативен.
Как показывают исследования отечественных и зарубежных специалистов11, на здоровье влияют
11 См. Назарова И. Б. Объективные и субъективные оценки здо-
ровья населения //Социологический журнал. 1998. Stronks K., van
структурные показатели социально-экономического неравенства. В первую очередь структурные факторы (род занятий, уровень дохода, место проживания) 12, а затем образ жизни13. На его долю приходится 50—52 %, далее следует генетический фон 18—20 %, затем состояние окружающей среды — 20 % и, наконец, от качества здравоохранения здоровье зависит на 10—12 %. Из приведенной статистики видно, что управление здоровьем индивида должно быть ориентировано на формирование так называемого самосохранительного поведения.
Самосохранительный тип поведения определяется, во-первых, самооценкой физического состояния, во-вторых, местом здоровья в системе ценностей индивида.
Для объективности самооценки состояния здоровья учитывается мнение врачей-специалистов, т. е. проводится диагностика. Дело в том, что самооценка здоровья различается в зависимости от многих факторов (возраста, пола, социального статуса, уровня образования и т. п.) и характеризуется высоким уровнем субъективизма, поэтому требуется дополнительная экспертная оценка, которая и проводится при диагностировании. Так, российские мужчины состояние здоровья оценивают выше, чем женщины, а живут меньше них, что наглядно демонстрируют показатели средней продолжительности жизни. Это связывают с тем, что при болезненной симптоматике женщины обращаются к врачу чаще мужчин. Мужчина, как правило, продолжает работать до тех пор, пока это возможно. Если учесть, что женщины выносливее мужчин, то итоговые значения показателей средней продолжительности жизни по половому признаку закономерны. Кроме того, выяснился интересный факт. Работающие на нескольких работах (особенно это характерно для женщин) имеют такие же показатели здоровья, как самые бедные слои населения. Другими словами, тот, кто работает в тяжелых условиях труда, оказывается в такой же ситуации, как и самые бедные члены общества. Таким образом, занятость на нескольких работах теоретически улучшает эмоциональное здоровье
de Mheen H, Loomon, Casper W. N. Mackenbach J. -P. Behavioural and structural factors in the explanation of socio-economic inequalities in health: An empirical analysis// Sociology of health and illness. 1996. № 18. P. 653—674.
12 Stronks K, van de Mheen H, Loomon, Casper W. N. Mackenbach J. -P. Behavioural and structural factors in the explanation of socio-economic inequalities in health: An empirical analysis// Sociology of health and illness. 1996. № 18. P. 653—674.
13 Некоторые авторы считают, что совместное действие двух этих факторов влияет на поведение индивида и, соответственно, здоровье зависит от поведения. Мы полностью согласны с данным мнением.
- 51
через осознание своей востребованности и значимости, но в конечном итоге ухудшает физическое состояние. Особенно это распространено у женщин. В нашем случае самооценка состояния здоровья индивида интересует нас в значительно меньшей степени, чем место здоровья в системе ценностей, поэтому далее основное внимание мы сосредоточим на нем.
Для повышения статуса здоровья в иерархии ценностей на данный момент используются четыре инструмента: просвещение, консультирование, пропаганда и поощрение здорового образа жизни.
Поскольку известно, что заболевание экономически целесообразнее предупредить, нежели лечить, далее рассмотрим возможности профилактического направления обеспечения здоровья.
В советском здравоохранении реализовывался один из четырех принципов А. Семашко — профилактика заболеваемости. В современной медицине главный подход — это первичная медико-санитарная помощь (ПМСП), т. е. больничные и специализированные процедуры. Профилактика остается вне зоны интересов здравоохранения. В то же время все «грехи», вызвавшие резкое ухудшение показателей здоровья, связывают не с нынешней, а с действовавшей в СССР системой здравоохранения. Полагаем, что такая позиция верна лишь отчасти.
Методология современного здравоохранения выделяет три категории профилактики заболеваемости:
• первичная — ориентирована на предотвращение болезни путем расширения врачебной помощи (количественного роста численности врачей);
• вторичная — ранняя (предклиническая диагностика);
• третичная — максимально возможное восстановление функций организма, включая социальную реабилитацию.
Очевидно, что профилактика — перспективное направление для формирования системы ценностей, в основе которой лежит здоровье. Столь же очевидно, что профилактика не реализуется (в должном объеме и качестве) на уровне индивида.
Требуются разноуровневые стратегии реализации возможностей профилактического направления. Так, для просветительской деятельности по охране здоровья, функция которой сократить влияние социальных факторов риска заболеваемости, требуется разделение полномочий, ответственности и выполнения поставленной задачи. Здесь важна степень воздействия государственных и общественных институтов на общественное мнение.
52 -
В зарубежной практике часто решение главных вопросов берут на себя общественные и профсоюзные организации, а государство делегирует полномочия и снижает себестоимость содержания аппарата управления. За государством закрепляются две функции: законодательное обеспечение поддержания здоровья и пропаганда здорового образа жизни.
Теоретически такой подход верен, но при практической реализации возникают сомнения разного рода. Так, в современной литературе, посвященной вопросам поддержания здоровья, распространено мнение, что общенациональные задачи здравоохранения лучше всего решаются при децентрализации и предоставлении местным органам власти свободы действий и ресурсов, по нашему мнению, привлекательно лишь на первый взгляд, т. к. порождает больше проблем, нежели реальных действий по изменению существующего статус-кво. В этой связи представляется корректным сравнение с ситуацией, возникшей в США в 1970-е гг. при реализации концепции «нового федерализма».
Напомним, суть концепции заключается в делегировании полномочий местным органам власти по второстепенным вопросам. В США к ним была отнесена экологическая деятельность. Предполагалось, что местные органы власти лучше осведомлены об экологическом положении и оперативнее решат проблемы. На практике это вылилось в прессинг со стороны крупных монополистов в форме конъюнктурного давления. В результате резко ухудшилось состояние окружающей среды, что в свою очередь вызвало недовольство деятельностью Президента и Правительства. В конечном итоге было принято решение об отказе от децентрализации полномочий и об увеличении (вместо планируемого сокращения!) средств на экологические цели.
Угроза видится в том, что при данном подходе здравоохранение попадает в прямую зависимость от экономического состояния территории. Прослеживается логика: чем богаче территория, тем больше возможностей у местных органов власти для развития здравоохранения, в том числе приглашение ведущих специалистов на должности, более высокооплачиваемые из местных ресурсов. Соответственно, возможна и обратная ситуация.
Второй вопрос, решение которого представляется спорным, заключается в следующем. Большие надежды возлагают на местные органы власти в плане сохранения здоровья в связи с Федеральным законом № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления», хотя и отмечается
низкая компетенция местных органов власти и их неготовность участвовать в реализации концепции «Новое общественное здоровье» (НОЗ). Алогичным здесь выглядит предложение направить усилия на внедрение первичной медико-санитарной помощи (ПМСП) населению с помощью Федерального закона № 131 и параллельная критика приоритета ПМСП как малоэффективного направления совершенствования здравоохранения. Мы полностью согласны с низкой эффективностью первичной помощи при сравнении ее с профилактикой заболеваемости, на которую в настоящее время, если и обращают внимание, то исключительно как на теоретический вопрос.
Третий вопрос, который связан с состоянием здравоохранения (что, как мы помним, также немаловажно для воспроизводства здорового трудового потенциала) — это реализация национальной программы «Здоровье». Безусловно, она может быть эффективной только при поддержке государства. Вопрос в формах и методах этой поддержки. На начальном этапе задача правительства направить работу по освоению финансовых средств, т. е. помощь в реализации количественной составляющей реформы. Качественная составляющая, т. е. эффективность преобразований, в том числе увеличение демографических показателей, требует, по нашему мнению, не только финансовых, но и организационных усилий, т. е. участия региональных, местных властей и общественных институтов. Инициатива «сверху» в данном случае нуждается в подкреплении действий инициативой «снизу». Цель объединения усилий — формирование у населения потребности в здоровом образе жизни.
Далее мы подходим к четвертому вопросу (весьма спорному) о целесообразности использования пропаганды как инструмента воздействия на общественное мнение в указанных выше целях. По нашему мнению, пропаганда малоэффективна по ряду очевидных причин, останавливаться на которых мы не будем. Отметим, что требуется симметричная двусторонняя коммуникативная модель управления общественными отношениями и, соответственно, усилия целесообразно концентрировать на ее создании и совершенствовании.
Важно отметить, что в действующих подходах к формированию здорового образа жизни явно присутствует когнитивный диссонанс, мешающий достижению поставленной цели. Его устранение — задача управления общественными отношениями, которая решается с помощью PR-технологий.
Методология изменения ценностных установок (в нашем случае — формирование потребности
в здоровом образе жизни) в качестве основного принципа должна использовать принцип устойчивости человеческих предпочтений в соответствии с теорией человеческого капитала Г. Беккера. Он предполагает, во-первых, стабильность предпочтений по отношению к базовым потребительским благам, а не к рыночным товарам, во-вторых, учет роли «потребительского капитала», т. е. фонда специальных навыков и способностей, которые формируются у человека.
По мнению Г. Беккера, принцип стабильности предпочтений свидетельствует, что изменение поведения не означает изменения вкуса индивида. Например, смена тенденций в моде связана не с изменением вкусовых пристрастий, а является подтверждением стабильной потребности индивида отличиться, выделиться на фоне себе подобных. Другими словами, изменения в моде означают изменение внешних условий, ограничивающих поле выбора, на которые индивид отреагировал вполне рационально, т. е. принял новую моду. Например, резкий переход к употреблению растительных жиров и экологически чистых продуктов питания в США едва ли можно объяснить резким изменением гастрономических пристрастий населения, а вот принцип стабильности предпочтений при изменившихся условиях просматривается весьма четко.
Задача местного самоуправления — создать условия, при которых внешняя среда будет продуцировать реакцию на воспроизводство самосохра-нительного поведения индивида.
Это все, что касается теоретического подхода к формированию здорового образа жизни с помощью внешнего воздействия14.
В заключение следует отметить, что недостатком всех подходов к определению состояния человеческого капитала является то, что рекомендуемые индексы и характеризующие их показатели не учитывают состояния здоровья населения. Игнорирование этого обстоятельства дает большую погрешность в расчетах и не позволяет определить приоритетных направлений вложений в человеческий капитал15. Такая ситуация представляется классическим вариантом бумерангового социально-экономического процесса, нежелательность которого общеизвестна.
14 На практике для обеспечения здоровья надо в первую очередь облегчить (или ускорить) доступ к медицинским услугам. Мы полностью согласны с выбором в качестве концептуального подхода поведенческой модели Рональда М. Андерсена, которая определяет основные факторы и уровень доступности медицинских услуг.
15 Методика расчета ИРЧП включает показатель средней продолжительности жизни. Но этого, как нам представляется, недостаточно.
Итог всех вышеприведенных рассуждений сводится к необходимости изменения формулировки первого из приоритетных направлений стратегического развития «формирование внешней среды, благоприятной для развития бизнеса» и дополнения новой заданной функцией внешней среды — стимулирование социально ориентированной деятельности в экологической сфере и ориентации на создание самосохранительного типа поведения. Региональная социально-экономическая и инвестиционная политика должна включать направление «качественное воспроизводство ТП» как приоритет развития территории. Для этого требуется разработка региональных программ развития человеческого потенциала.
Поскольку в кризисной экономике отмечается снижение показателей здоровья по социально-экономическим и экологическим причинам, программа должна уделить особое внимание экологическому аспекту воспроизводства здоровья.
Второй аспект, который следует учитывать в программе развития человеческого потенциала — образовательный. Наша область занимает одно из ведущих мест в России по количеству студентов: в государственных и коммерческих вузах обучается более 120 тыс. студентов более чем по 220 специальностям.
По уровню развития, кадровой обеспеченности, качеству предоставляемых образовательных услуг, соответствию требованиям международных стандартов территориальная система высшего образования городского округа г. Воронежа может быть приравнена к любой отрасли производства, относимой на данный момент к числу прогрессивных при разработке инвестиционной политики, определяющей перспективные отрасли для первоочередного инвестирования.
В силу этого считаем, что применительно к Воронежской области и г. Воронежу система высшего образования (ее поддержка и развитие) должна учитываться как приоритетное направление как инвестиционной, так и социальной политики.
Действующая ныне образовательная система имеет недостатки и просчеты, однако они, на наш взгляд, имеют организационный характер и относительно легко устраняются.
К сильным сторонам региональной образовательной системы следует отнести, во-первых, высокую квалификацию кадров (включающую не только частнонаучные и дисциплинарные знания, но и десятилетиями формируемую систему образовательных ценностей), во-вторых, фундаментальную методическую базу.
54
Первая из выделенных сильных сторон — система образовательных ценностей, существующая в ведущих воронежских вузах, незаслуженно обходится вниманием как значимое конкурентное преимущество, поскольку традиции образования вырабатываются длительное время и имеют пролонгированный эффект.
По мнению автора, отечественная методическая база, основанная на приоритете дедуктивного метода познания, существенно превосходит зарубежные методики, ориентированные на индуктивный метод (приоритет кейсов, деловых игр и т. п.), и позволяет, во-первых, дать фундаментальные теоретические знания, во-вторых, экономит время, которое объективно увеличивается при использовании индуктивного подхода.
Таким образом, существующая методическая база — это объективное преимущество нашего региона. Игнорировать его экономически нецелесообразно, Значительные перспективы мы видим в развитии дистанционных форм обучения, безусловно, подкрепленных эффективной системой контроля знаний.
Таким образом, применительно к каждому из выделенных нами аспектов воспроизводства качественных показателей ТП (здоровье и образование) формирование социальной среды, благоприятной для использования самосохранительного типа поведения и повышения образовательного уровня, роста интеллектуального капитала представляется нам необходимым условием дальнейшего стабильного развития территории.
Успех практической реализации этого направления мы связываем, прежде всего, с наличием в реальном секторе экономики региона (образовании, здравоохранении, санаторных учреждениях) значительных неиспользованных резервов, а также с применением современных возможностей управления общественными отношениями, что представляет отдельную, весьма перспективную тему исследования возможностей органов власти при разработке стратегии территории.
В качестве практических рекомендаций можно предложить максимально широко использовать в профилактическом направлении поддержания здоровья возможности местных санаторно-курортных учреждений (санатории им. М. Горького, им. А. Цюрупы, им. Ф. Дзержинского, «Радон» и др.).
В рамках использования технологий управления общественными отношениями по формированию социально ориентированной внешней среды (по параметрам «экология» и «здоровый образ жизни») могут быть использованы наве-
денный и габитарный имиджи, а также такие методы манипулирования, как «троянский конь», приведенный вывод, косвенная негативизация, приобщение к аудитории и ряд других. Эти методы могут оказывать обратное воздействие на современное нежелательное воздействие внешней среды, во многом обусловленное применением методов искривления социопространства, применяемых в 1990-х гг. и имеющих пролонгированный эффект.
Подводя итог, отметим, что стратегическая цель Воронежской области может быть достигнута путем активизации имеющихся резервов развития: системы образования, системы санаторно-курортных учреждений и формирования внешней среды, благоприятной не только для бизнеса, но и для социально ориентированной деятельности.
Список литературы
1. Мишон Е. В. Управление внешними эффектами промышленных производств». Воронеж: Изд-во ВГУ. 2001. 182 с.
2. Мишон Е. В. Эффективность системы управления природопользованием: региональные возможности и направления роста. Воронеж, 2009. 164 с.
3. Назарова И. Б. Занятые на рынке труда: факторы, влияющие на здоровье // Вестник РУДН, серия «Социология». 2004. № 6—7. С. 181—201.
4. Назарова И. Б. Объективные и субъективные оценки здоровья населения // Социологический журнал. 1998.
5. Stronks K., van de Mheen H, Loomon, Casper W. N. Mackenbach J. -P. Behavioural and structural factors in the explanation of socio-economic inequalities in health: An empirical analysis // Sociology of health and illness. 1996. № 18. P. 653—674.