Научная статья на тему 'РЕЗЕРВЫ РОСТА РЕНТАБЕЛЬНОСТИ ТОВАРОВ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ'

РЕЗЕРВЫ РОСТА РЕНТАБЕЛЬНОСТИ ТОВАРОВ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
70
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЗЕРВЫ / ПРОИЗВОДСТВО / РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ / ОБОРУДОВАНИЕ / РЕКЛАМА / ЛОГИСТИКА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Новиков М.А.

Статья посвящена исследованию резервов роста рентабельности товаров промышленных предприятий. Рассмотрены современные трактовки понятия «резервы», факторы, которые ведут к росту рентабельности. Сформулировано авторское определение дефиниции «резервы», рассмотрена классификация резервов, предложено дополнить современную группировку резервами быстрого доступа и резервами стратегического направления, а также target-резервами и kaizen-резервами. Отдельно проанализирована группа технико-экономических резервов, в которой особое внимание уделено резервам сокращения простоев оборудования. С учетом инвестиционно-инновационного вектора развития экономических систем в статье исследованы «непрямые резервы роста» и их качественное наполнение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESERVES OF GROWTH OF PROFITABILITY OF GOODS INDUSTRIES

The article investigates the sources of increased profitability of industrial goods. The modern interpretation of the concept of «reserves», the factors that lead to increased profitability. The author’s definition of definition «reserves», considered the classification of reserves proposed to complement the modern shortcut grouping reserves and reserves of strategic direction, as well as target- kaizen- reserves and reserves. Separately analyzed a group of technical and economic reserves, which focuses on the potential for reducing downtime. Given the investment and innovation development vector of economic systems in the article examines “indirect growth reserves “ and quality of their content.

Текст научной работы на тему «РЕЗЕРВЫ РОСТА РЕНТАБЕЛЬНОСТИ ТОВАРОВ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ»

УДК 338.31

РЕЗЕРВЫ РОСТА РЕНТАБЕЛЬНОСТИ ТОВАРОВ ПРОМЫШЛЕННЫХ

ПРЕДПРИЯТИЙ

Новиков М.А., аспирант Московского Университета имени С.Ю.Витте, e-mail: mixei-m@mail.ru , т. 8-426-379-34-ХI

Статья посвящено нес. К'дованию резервов роста рентабельности товаров промышленных предприятий. Рассмотрены современные трактовки понятия «резервы», факторы, которые ведут к росту рентабельности Сформулировано авторское определение дефиниции «резервы», рассмотрена классификация резервов, предложено дополнить современную группировку резервами быстрого доступа и резервами стратегического напратенпя. а такж е target-pe ¡ервами и кинеп-реи'рнаии. Отдельно проанализирована группа технико-зкономических резервов, в которой особое внимание уделено резервам сокращения простоев оборудования. С \ чето.м инвестиционно-инновационного вектора развития жономических систем в статье исследованы «непрямые ре>срвы роста» и их качественное наполнение.

Ключевые слова: резервы, производство, рентабельность, оборудование, реклама, логистика.

RESERVES OF GROWTH OF PROFITABILITY OF GOODS INDUSTRIES

Novikov ¡V!.. the post-graduate student, Moscow IVitte University

The article investigates the sources of increased profitability of industrial goods. The modern interpretation of the concept о/ «reserves», the /actors that lead to increased profitability. The author's definition of definition «reserves», considered the classification of reserves /imposed to complement the modern shortcut grouping reserves and reserves of strategic direction, as well as target- kaizen- reserves and reserves. Separately analyzed a group of technical and economic reserves, which focuses on the potential for reducing downtime Given the investment and innovation development vector of economic systems in the article examines "indirect growth reserves " and quality of their content.

Keywords: reserves, production, profitability, equipment, advertising, logistics.

Масштабные преобразования, происходящие в экономике страны. способствуют максимальной мобилизации внутренних резервов всех субъектов хозяйствования. Выявление резервов влияет на усовершенствование коммерческих расчетов, развитие рыночных отношений, способствует ликвидации кризисных явлении в хозяйственной системе государства в целом.

Конструктивная роль исследований, направленных на обнаружение и обоснование возможностей роста >ффсктивности производства, заключается в разработке системного подхода, по-¡воляющего поддерживать и повышать рентабельность производимой промышленными предприятиями продукции. Формирование рыночных отношений обусловило возникновение потребностей в обосновании методов, способов и инструментов выявления н использования резервов на предприятиях. Особую актуальность данные проблемные моменты приобрели при целевой ориентации предприятий на инновационно-инвестиционную модель развития. Указанные обстоятельства выводят на первый план вопросы теоретического обоснования природы резервов предприятий, их сущности и содержания, разработки практических методик выявления н использования, что в целом позволит обосновать принципы активизации экономической политики предприятия.

Значительный вклад в решение обозначенных проблем был сделан гакнмн известными отечественными экономистами, как V Д. С'адеков. А И. Коструба. В. М. Мельник. О. С. Федоннна. II VI. Репина, 0.11. Леонова, Г Ф. Косиичук, О. О. I етьмаи, М. И. Ример. С. М. Захарова. С.В. Коваленко. 11.11. Сикун, В.А. Никитчук и другие.

Однако, анализ трудов учёных и специалистов, свидетельствует о том, что при всей значимости и важности исследований, посвященных изучению резервов повышения результативности и (ффектнвиостн производства, отдельные вопросы, которые касаются конкретизации факторов, путей снижения затрат, оптимизации себестоимости продукции изучены еще недостаточно. Именно не-ывершенность научных исследований в плоскости обнаружения, систематизации факторов, путей и резервов снижения расходов производства, а также очевидная методическая и практическая шачимость данной проблемы предопределила выбор и обусловила объективный характер т данной статьи.

Таким образом, с учетом вышеизложенного, цель статьи заключается в рассмотрении сущности и особенностей резервов промышленных предприятий, а также выявлении и обосновании резервов роста рентабельности товаров, производимых промышленными предприятиями.

Теоретической и методологической основой исследования являются общенаучные н специальные методы познания явлений и процессов.

Чаще всего ученые трактуют резервы как количественно изме-

ряемые возможности экономии ресурсов, которые можно выявить на разных стадиях жизненного цикла товаров в процессе их производства [ 11.

Традиционно к основным факторам, которые ведут к росту рентабельности продукции промышленного производства, относят:

объем продаж - при высоком удельном весе постоянных затрат в себестоимости продукции рост объемов реализации приведет к увеличению рентабельности за счет снижения доли постоянных расходов, приходящихся на единицу продукции:

рост цен - в период высоких темпов инфляции повышение рентабельности продукции можно обеспечить за счет ценового фактора:

• снижение себестоимости - сокращение затрат без отрицательного влияния на качество продукции положительно отражается па ее рентабельности;

■ реновация ассортимента и номенклатуры производимой продукции, как движущей силы обновления и производственных фондов, и выпускаемой продукции, влечет за собой рост рентабельности производства.

Соответственно, с учетом данных факторов, определяются н основные направления поиска резервов роста рентабельности продукции, рис. I.

Однако, принимая во внимание ннвссгннпонно-нннованпонпый вектор развит ия отечественной промышленности, представляется, что состав факторов в вышеприведенном перечне является не полным, не способным в полной мере отобразить все особенности современных производственных отношений и технологий, которые происходят вследствие глобализации и интеграции экономических систем. Более того, на практике использование большинства подходов к измерению и выявлению резервов роста рентабельности товаров промышленного назначения, носит субъективный характер, поскольку в значительной степени определяется квалификацией и опытом экспертов. Исходя из этого, по мнению автора, выявлению резервов повышения рентабельности производства товаров, производимых промышленными предприятиями, не хватает научного обоснования, а существующий инструментарий поиска стратегии и тактики не соответствует требованиям рыночных условий. Это на практике приводит к принятию недостаточно обоснованных решении в процессе повышения конкурентоспособности отечественных производителей и снижению ¡ффектнвиостн их деятельности.

С учетом вышеизложенного, представляется целесообразным уточнить состав резервов повышения рентабельности производства товаров промышленного назначения и усовершенствовать методику их выявления.

Таким образом, сформулируем более конкретное и точное определение резервов роста рентабельности продукции.

Резервы, как экономическая категория, являются комплекс-

Резервы роста рентабельности выпуска промышленных товаров

Увеличение объема реализации продукции

Повышение цен

3

Поиск новых рынков

Уменьшение себестоимости продукции

Реализация в более оптимальные сроки

Рис. I Основные направления поиска резервов роста рентабельное

иым понятием, включающим в себя возможности увеличения производства продукции и возможности снижения расходов на ее производство путем совершенствования использования ресурсного потенциала предприятия: трудовых, сырьевых, топливно-энергетических, природных, финансовых и других видов ресурсов. С учетом подобного многообразия составляющих элементов категории «резервы», ни в теории, ни на практике, сегодня не существует единого мнения относительно сущности и содержания данного понятия. Например, 1'ордеева В.Е., Губнна Л.13. выделяют «резервные фонды» и «хозяйственные резервы», первое понятие характеризует запасы материальных ресурсов, а второе - возможности разви тия производства, основой для которого является достижение научно-технического прогресса [3). Толстых U.A. указывает на тесную связь между понятиями «ресурсы», «запасы» н «резервы». Ресурсами предприятия он считает основные средства, используемые в производстве (материалы, персонал, капитал, технологии, информация, оборудование). Запасами являются материалы и продукты (составляющие оборотных фондов, отраженные в балансе предприятия). Резервами выступают запасы на случай потребности |4|.

В процессе анализа различных мнений н трактовок складывается впечатление, что резервы ученые рассматривают, в большинстве случаев. с точки зрения их привлечения в кризисной си туации. Однако, задачей проводимого исследования является выявление резервов роста рентабельности продукции не только в период кризиса, но и на момент застоя или при стремлении предприятия занять более выгодную, чем у конкурентов, позицию на рынке. Поэтому под резервами росгн рентабельности производства промышленных товаров автор предлагает понимать неиспользованные возможности имеющегося и перспективного потенциала предприятия, реализуемые в результате применения более совершенных методов организации производства и управления им, а также вследствие устранения потерь и предупреждения непроизводственных расходов.

Хотя резервы это количественная величина, важно не только определить их численные характеристики, но и выявить качественный состав факторов влияния на рентабельность выпускаемых товаров. ')то достигается за счет конкретизации направлений поиска резервов, в основе которого лежит их видовое распределение. При »том классификация резервов может осуществляться по различным признакам, предусматривающим выделение многих их видов.

В зависимости от источников возникновения, резервы могут быть внешние и внутренние (внутрихозяйственные, производственные). Первые, в свою очередь, подразделяются на народнохозяйственные. отраслевые, региональные, которые непосредственно к самим промышленным предприятиям имеют лишь косвенное отношение. Использование внутренних резервов напрямую отражается на экономических показателях предприятия, а потому определяет его место на рынке.

По способу привлечения дополнительных ресурсов резервы могут быть интенсивного и экстенсивного характера. Важность именно интенсивного пути порождает классификацию резервов по факторам и условиям интенсификации: повышение качества продукции; роет производительности средств производства, степени механизации и автоматизации, прогрессивности используемых технологий и др. Организация производства и труда предусматривает такие резервы как: повышение уровня концентрации, специализации

выпуска товаров, производимых промышленными предприятиями

и кооперации: сокращение длительности производственного цикла; уменьшение производственного брака: обеспечение принципов научной организации труда; повышение квалификации работающих и т.д. Значительные резервы заключены и в улучшении социальных условий работы персонала.

Существуют и другие классификации в соответствии, с которыми выделяют следующие виды резервов:

по сфере возникновения (производственные, непроизводственные):

• по видам ресурсов (предметы труда, средства труда, труд);

• по времени использования (перспективные, текущие, оперативные);

• по возможностям реализации (реальные, потенциальные):

• по методам реализации (технические, организационные, экономические. социальные);

■ по возможностям обнаружения (явные, скрытые) и т.д. [5]

В дополнение к существующим классификациям, автор предлагает использовать разделение резервов роста рентабельности производства промышленных товаров на резервы быстрого доступа и резервы стратегического направления. I ^пользование первого вида резервов не требует существенных корректировок в бизнес-модели, которая реализуется на предприятии, и возможно практически в экспресс-режиме. Привлечение резервов второго вида потребует от предприятия больше времени и усилий. Кроме того, принимая во внимание инновационную направленность развития отечественного производства, автор предлагает выделить также 1ат^е1-резервы и камеп-рсзервы.

Тавдя-резервы используются в основном на стадии проектирования новой продукции и предполагают выполнение следующих шагов: определение пены новой продукции, по которой ее готовы приобрести покупатели; определение целевых значений прибыли и затрат на производство; расчет фактических затрат на производство; сравнение фактических затрат на производство с целевыми: разработка мероприятий, которые позволяют снизить фактические расходы до заданного размера и достичь установленного уровня рентабельности производства продукции.

Смысл ка1/еп-резервов заключается в том. что они выявляются и используются по видам продукции, которая уже выпускается предприятием. благодаря повышению эффективности бизнес-процессов. Менеджеры определяют, на сколько должны быть снижены затраты на производство продукции, чтоб достичь заданной рентабельности. Затем полномочия для достижения поставленных целевых значений расходов передаются непосредственно производственным подразделениям. С целью обеспечения снижения расходов в короткие сроки последовательно выполняются следующие шаги: определяются статьи расходов, которые могут быть сокращены; совместно с руководителями производственных подразделений составляется план снижения затрат и распределяется между менеджерами ответственность за его выполнение.

Учи гывая особенности промышленных предприятий, отметим, что особое значение для повышения рентабельности выпускаемой продукции имеет группа технико-экономических резервов. Рассмотрим их более подробно.

В состав технико-экономических резервов роста рентабельности продукции, выпускаемой промышленным предприятием, входят следующие группы:

1. Повышение технического уровня производства. Проявляется в экономии материальных и трудовых расходов по направлениям:

внедрение повои и усовершенствование применяемой технологии изготовления товаров, автоматизация производственных процессов;

' расширение масштабов применения новой техники;

■ применение новых видов сырья и материалов, улучшение их использования;

• снижение трудоемкости продукции;

повышение качества и технических характеристик изделий.

2. Изменение относительных размеров амортизационных отчислении. связанных как с колебаниями величины используемых основных средств, так и с ростом (или снижением) объемов производства.

3. Усовершенствование организации производства и труда проявляется в экономии расходов в связи с:

внедрением новых производств, цехов и агрегатов; изменениями в организации и обслуживании производства и труда:

- изменениями в организации управления производством; изменениями в условиях материально-технического обеспечения:

■ устранением лишних затрат и убытков.

4. Изменение объема выпускаемой продукции.

5. Изменение структуры (номенклатуры и ассортимента) продукции.

Отдельное внимание следует уделить еще одному виду резервов повышения рентабельности производимой продукции, который обусловлен именно особенностями промышленного производства и связан с максимально возможным сокращением простоев оборудования. 11а промышленных предприятиях количество неиспользуемого в течение суток оборудования нередко достигает 10-15 % рабочего времени. Это вызывается:

■ несогласованностью пропускной способности отдельных цехов и участков;

■ неудовлетворительной организацией технико-профилактического обслуживания и ремонта оборудования;

• нехваткой рабочих тех или иных профессий;

■ перебоями в обеспечении рабочих мест материалами, электроэнергией, комплектующими изделиями, оборудованием, устройствами, подъемно-транспортными средствами и т.д.

Экстенсивность использования основных фондов, особенно активной их части, оценивается коэффициентом сменности, который на сегодняшний день в России имеет неоправданно низкий уровень, что и свидетельствует о наличии достаточно больших резервов повышения рентабельности выпускаемой промышленными предприятиями продукции. Если довести реальную сменность работы, например оборудования по изготовлению каркасно-бетонных опор, до рационального уровня (1,7ч I ,8), то можно будет увеличить выпуск продукции более чем па 30%. Более полное использование основных фондов на предприятии ведет к уменьшению потребности в вводе в эксплуатацию новых производственных мощностей, увеличению выпуска объемов продукции и повышению ее качества (а, значит, и рентабельности).

11омнмо традиционных, уже перечисленных резервов, считаем необходимым обратить внимание также на так называемые «непрямые резервы» роста рентабельности товаров промышленных предприятий. «11спрямымн» данные резервы называются потому, что их количественное влияние на показатель рентабельности невозможно рассчитать напрямую, к числу таких резервов следует отнести:

результативную логистику (оптимизация каналов распределения и стимулирования сбыта);

внедрение современных ИТ-технологий;

• эффективную рекламу, которая поддерживает репутацию товаров, формирует доверие потребителей к ним, помогает в завоевании рынка:

эффективную организацию управления (организационная структура, система управления, фирменная культура; имидж предприятия и т.д.).

Учет «непрямых резервов» в процессе анализа факторов формирования рентабельности продукции позволяет выйти на новый, "олее высокий уровень подготовки рекомендаций для оперативно-.) и стратегического управления эффективностью предприятия. Практическое использование предложенных резервов позволит стабильно повышать рентабельность производства товаров про-

мышленными предприятиями за счет:

• отделения бизнес-процессов, которые не дают дополнительного дохода, от вложения дополнительных средств и оптимизации тех процессов, которые являются эффективными н создают свою долю стоимости;

• усовершенствования управления логистикой путем научного обоснования эффективности потоков сбыта и поставки товаров:

■ внедрения современных видов рекламы и Р1< - технологий в соответствии е требованиями потребителей,оценкой их эффективности. сбором информации об изменениях на рынке и появлением новых потребительских ценностей:

■ повышения качества продукции, производительности труда, стимулирования инициативы, мотивации труда, доверия персонала.

Опыт показывает, что оптимизация логистической деятельности способна обеспечить производство дополнительной рентабельности за счет повышения скорости продвижения товара к потребителю. Эффективная реклама способна обеспечить рост рентабельности благодаря повышению цены и увеличению обьема продаж [6|. Имидж предприятия, его социальная ответственность дают дополнительные бонусы для бизнеса при налаженных отношениях с органами власти и дополнительную рентабельность при увеличении объема спроса на продукцию со стороны населения в случае осознания того факта, что конкретное предприятие является социально ответственным.

Итак, опираясь на категориальную сущность резервов роста рентабельности продукции и выделенные классификационные признаки, можно сделать вывод, что добиться повышения рентабельности выпускаемой продукции возможно и счет воздействия либо на результаты производства, либо на расходы. Влиять на роультаты деятельности предприятия силами предприятия в современных нестабильных и турбулентных условиях не всегда реально. Уровень недостаточности собственных возможностей напрямую зависит от потенциала промышленного предприятия. 11омимо внутренних факторов, на результаты выпуска продукции также влияют рыночные условия, то есть внешние факторы (цены, конкуренция, спрос и т.д.). Предприятия с неудовлетворительным или низким уровнем ресурсного обеспечения не способны влиять на изменение внешних факторов, им остается повышать рентабельность своей продукции только за счет влияния па собственные расходы. То есть, чтобы выжить, таким субъектам хозяйствования необходимо воздействие изменения внешних факторов перекрыть повышением эффективности влияния внутренних факторов на результативные показатели деятельности, в том числе и на рентабельность продукции. Данные обстоятельства обуславливаю г перспективные направления дальнейших исследований, которые будут посвящены обоснованию инструментов корректного и достоверного выявления резервов.

Литература:

1. ДСминова С.В.. Ннкольникова Ж.В. Аналитическая оценка уровня н динамики показателей рентабельности производства и продажи продукции I (аучныезаписки Орел! 11ЭТ. - 2012. - №2(6).

- С. 50-53.

2. Климин А.И Математическое моделирование распределения бюджета на стимулирование покупателей Сборник научных трудов Sworld. - 2011 - Т. 11. - № I. - С. 13-20.

3. Гордеева В.Е., Губила A.B. Анализ финансовых результатов деятельности предприятия Интеллектуальный потенциал XXI века: ступени познания. - 2013. - №17. - С. 154-161.

4. Толстых И.А. Прикладные аспекты детерминированного факторного анализа финансовых показателей деятельности предприятия // Современная экономика: проблемы и решения. - 2011. -№6(18).-С. 183-142.

5. Шапорова O.A.. Тюхова Е.А., Куканова II B. Анализ взаимодействия прибылеобразуюших факторов в структуре учетно-апали гической системы Российское предпринимательство. - 2012. -№14.-С. 65-72.

6. Шальк Г., ДСмнн И. Повышение рентабельности производства благодаря эффективному использованию сырья И Мясная индустрия.

- 2012. - №3. - С. 36-37.

7. Кузнецова А.И.. Новиков М.А.Совремснные факторы формирования рентабельности производства промышленных товаров //Транспортное дело России №6. часть 2. 2013. с.245-248

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.