Научная статья на тему 'Резервы роста налогового потенциала Республики Дагестан'

Резервы роста налогового потенциала Республики Дагестан Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
353
121
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЛОГОВЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / НАЛОГОВАЯ БАЗА / РЕЗЕРВЫ РОСТА / СОБИРАЕМОСТЬ НАЛОГОВ / РЕГИОНАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА / НАЛОГОВЫЕ ЛЬГОТЫ / НАЛОГОВОЕ АДМИНИСТРИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сулейманов М.М.

Статья посвящена исследованию резервов роста налогового потенциала Республики Дагестан. Проведен анализ структуры налоговых поступлений в консолидированный бюджет по видам экономической деятельности. Выявлены причины низкой собираемости налогов в республике. Предложены меры по совершенствованию региональной налоговой политики, направленные на развитие налогового потенциала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Резервы роста налогового потенциала Республики Дагестан»

УДК 336.22:352

резервы роста налогового потенциала республики дагестан*

м. м. сулейманов,

кандидат экономических наук, доцент кафедры налогов и денежного обращения E-mail: fefnews@mail.ru дагестанский государственный университет

Статья посвящена исследованию резервов роста налогового потенциала Республики Дагестан. Проведен анализ структуры налоговых поступлений в консолидированный бюджет по видам экономической деятельности. Выявлены причины низкой собираемости налогов в республике. Предложены меры по совершенствованию региональной налоговой политики, направленные на развитие налогового потенциала.

Ключевые слова: налоговый потенциал, налоговая база, резервы роста, собираемость налогов, региональная налоговая политика, налоговые льготы, налоговое администрирование.

Налоговый потенциал является источником финансовой самостоятельности регионов - субъектов РФ. От эффективности его реализации зависят темпы социально-экономической динамики территории (региона), возможности финансирования инвестиционных проектов, качество межбюджетных отношений. Занимая ведущее место в системе финансового обеспечения субъекта РФ, налоговый потенциал имеет целевую ориентированность, связанную с его использованием для социально-экономического развития региона и обеспечения соответствующего вклада в развитие экономики страны. Воплощаясь в приросте налоговых доходов, налоговый потенциал определяет:

- перспективные возможности воспроизводства регионального хозяйственного комплекса;

* Статья подготовлена в рамках ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 гг. (номер контракта: 14.B37.21.0015).

- состоятельность и ответственность субъектов РФ по их социальным и иным обязательствам;

- оптимизацию использования средств межбюджетного регулирования в целях обеспечения благоприятных условий для экономического роста Федерации в целом и ее регионов [2].

В экономической литературе понятие «налоговый потенциал» используется в различных значениях. Можно выделить две основные трактовки этой категории: налоговый потенциал в широком и узком определении.

Налоговый потенциал в широком определении рассматривается как совокупный объем финансовых ресурсов, которые могут быть мобилизованы через систему налогообложения. Данный аспект принимается во внимание при оценке налогового потенциала, направленной на учет максимально возможного объема налогооблагаемых ресурсов территории.

Налоговый потенциал в узком определении представляет собой финансовые ресурсы, которые посредством налоговых платежей должны в соответствии с действующим законодательством поступить в бюджет. Такая трактовка налогового потенциала используется при определении средних ожидаемых налоговых сборов в отдельных территориях, оценке собираемости налогов и налоговых усилий органов власти [4].

В мировой практике под налоговым потенциалом понимается способность базы налогообложения, находящейся в пределах компетенции определенной территории, приносить доходы в виде налоговых поступлений. Налоговый потенциал также рассматривается как потенциальный бюд-

жетныи доход на душу населения, который может быть получен соответствующими органами власти за определенный период времени (как правило - финансовый год) при использовании единых для всей территории страны условий налогообложения [1].

В условиях современных социально-экономических преобразований в Республике Дагестан приоритетное значение приобретает проблема эффективной реализации и роста налогового потенциала.

Только по минимальным оценкам, резервы роста налогового потенциала Республики Дагестан составляют более 1 млрд руб. Наиболее низкая налоговая нагрузка наблюдается в сфере общественного питания. Причем имеют место потери как по налогу на доходы физических лиц, так и по упрощенной системе налогообложения. например, в Махачкале числится 57 ресторанов. В расчете на один ресторан приходится 85 тыс. руб. уплаченных налогов в год, т. е. 7 тыс. руб. в месяц, что не отражает реальной картины. Отдельным поводом для проверки является и численность работников, которые фиксируются в учреждениях общественного питания. Анализ базы данных налоговых органов показал, что численность работников в 18 из 57 учреждений составляет 2-3 чел. Уровень средней заработной платы - от 2 до 9 тыс. руб. (47 % показывают уровень зарплаты ниже мРоТ). Подобная ситуация сложилась и в других сферах деятельности.

О роли отдельных видов экономической деятельности в налоговом обеспечении консолидированного бюджета Республики Дагестан можно судить по данным табл. 1. В сфере обрабатывающего производства формируется основная часть всех налоговых поступлений в бюджет Дагестана. В

2007 г. удельный вес налоговых платежей составлял 28,4 %, а в 2011 г. - 16,4 %. Вторым по значимости видом деятельности является транспорт и связь. Незначительную часть налоговых поступлений дают доходы от сельского хозяйства, что демонстрирует низкий уровень развития данной сферы.

Высокая зависимость региона от финансовой помощи, предоставляемой из федерального бюджета, приводит к снижению заинтересованности со стороны региональных органов власти в экономическом развитии своей территории, расширении базы налогообложения и повышения собираемости налогов на местах. Если в среднем по России уровень финансовой помощи, поступившей из федерального бюджета в консолидированные бюджеты субъектов Федерации, в 2011 г. составил 23 %, то в Дагестане удельный вес финансовой помощи составляет около 80 % доходов бюджета республики, а с учетом отчислений от федеральных регулирующих налогов - свыше 90 %

В целом объем доходов республиканского бюджета Республики Дагестан в 2011 г. с учетом финансовой помощи из федерального бюджета составлял 41 832,8 млн руб. Причем до 2009 г. заметна положительная тенденция роста доходов, а в посткризисных условиях доходы уменьшились (табл. 2).

В составе доходов бюджета Республики Дагестан ведущее место занимают:

- отчисления от налога на доходы физических лиц - 8,1 % в 2011 г.;

-отчисления от налога на прибыль организаций - 8,2 %.

Стабильным источником пополнения доходной части бюджета являются акцизы. Поступления по

Таблица 1

Структура налоговых поступлений в консолидированный бюджет Республики Дагестан по видам экономической деятельности за 2007-2011 гг., %.

Вид экономической деятельности 2007 2008 2009 2010 2011

Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство 1,6 0,9 1,7 0,7 7,9

Добыча полезных ископаемых 9,7 6,9 4,3 4,2 5,9

Обрабатывающие производства 28,4 16,6 17,1 18,9 16,4

Производство и распределение электроэнергии, газа и воды 8,3 8,9 14,5 14,3 10,0

Строительство 9,3 4,1 7,2 4,4 5,6

Оптовая и розничная торговля 4,8 3,6 0,5 4,3 5,0

Транспорт и связь 12,0 10,8 12,2 12,1 11,8

Финансовая деятельность 2,7 2,5 2,6 3,5 4,3

Образование 6,9 6,2 8,1 6,9 6,5

Здравоохранение и предоставление социальных услуг 2,6 4,7 5,5 5,0 3,9

Прочие виды экономической деятельности 13,7 34,8 26,1 25,7 22,7

Итого... 100 100 100 100 100

ним в 2007-2011 гг. увеличились в абсолютном выражении почти в 2 раза. Это связано прежде всего с политикой федерального центра, направленной на повышение акцизного налогообложения и увеличения доли отчислений в региональные бюджеты. Незначительное фискальное значение имеют неналоговые доходы, объем поступлений по которым колеблется в пределах 0,3 млн руб. Заметный рост поступлений наблюдается по налогу на имущество организаций, которые увеличились как в абсолютном выражении, так и в структуре всех доходов. В 2007 г. поступления по данному налогу составили 754,1 млн руб., а в 2011 г. - 1 510,1 млн руб., что в структуре всех доходов составило 2,1 и 3,6 % соответственно.

В пополнении доходной части республиканского и местных бюджетов решающую роль играет налог на доходы физических лиц (НДФЛ). Основной проблемой администрирования налога на доходы физических лиц является уклонение от уплаты налога, не декларирования физическими лицами своих доходов. Существенные резервы роста поступлений по данному налогу составляют доходы от сдачи жилья в аренду. В настоящее время наиболее многочисленную группу физических лиц, которые не представляют декларации о доходах и не уплачивают НДФЛ, образуют наймодатели - собственники жилых помещений, сдающие их внаем. Кроме того, ключевыми составляющими резервов повышения доходной базы по налогу на доходы физических лиц выступают:

1) снижение уровня безработицы и других негативных факторов, влияющих на объем налоговой базы по налогу на доходы физических лиц;

2) легализация всех видов доходов налогоплательщиков в их фактическом размере;

3) выявление организаций, не заключающих с работниками трудовых или гражданско-правовых договоров, а также организаций, в которых официальная заработная плата работников ниже среднеотраслевого уровня.

В качестве основных резервов увеличения налогового потенциала республики по налогу на прибыль организаций можно выделить следующие:

1) общее улучшение делового и инвестиционного климата, социально-экономической ситуации в регионе, увеличение инвестиционной активности организаций;

2) улучшение финансового положения низкоприбыльных предприятий;

3) выявление и предупреждение применения налогоплательщиками нелегитимных механизмов уменьшения налоговой базы и общее повышение налоговой дисциплины организаций. Основным способом незаконного уменьшения налоговой базы по налогу на прибыль считается искусственное занижение рентабельности предприятия;

4) повышение обоснованности предоставляемых (планируемых к предоставлению) налоговых льгот по налогу на прибыль с учетом их экономической, бюджетной и социальной эффективности;

5) оптимизация процесса налогового контроля, предполагающая количественное и качественное улучшение налоговых проверок, совершенствование надзора за деятельностью налогоплательщиков.

Резервами роста налогового потенциала по налогу на имущество организаций являются:

1) общее улучшение экономической динамики и повышение инвестиционной активности хозяйствующих субъектов;

2) совершенствование законодательного регулирования имущественных отношений;

3) снижение заинтересованности организаций в минимизации налога на имущество за счет использования незаконных схем ухода от налогообложения (в том числе выявление объектов основных средств, не поставленных на учет);

4) составление полного реестра недвижимого имущества, оптимизация процессов изготовления технических паспортов на каждый объект с закреплением права собственности в регистрационных органах.

Резервы роста поступлений по земельному налогу включают:

1) совершенствование законодательного регулирования земельных отношений;

2) оптимизацию предоставленных (планируемых) к предоставлению налоговых льгот по земельному налогу;

3) завершение работ по описанию и установлению границ муниципальных образований;

4) формирование полной информационной базы и подготовка сведений, необходимых для отчислений земельного налога на основе кадастровой стоимости земельного участка.

По таким сферам малого предпринимательства, как реализация стройматериалов, работы бетонных узлов, разработки камня, песка, производство шлакоблоков, тротуарной плитки и. т. п., налоги

Таблица 2

Состав и структура доходов республиканского бюджета Республики Дагестан за 2007-2011 гг.

2007 2008 2009 2010 2011 2011

Показатель Млн В про- Млн В про- Млн В про- Млн В про- Млн В про- к 2007,

руб. центах руб. центах руб. центах руб. центах руб. центах %

Доходы, всего 36 649,7 100 39 639,4 100 52 771,8 100 48 554,4 100 41 832,8 100 114,1

Налоговые доходы 6 821,3 18,6 9 306,6 23,5 9 009,9 17,1 10 225,5 21,1 9 924,8 23,7 145,4

В том числе:

- налог на прибыль 1 495,1 4,1 2 559,6 6,4 3 444,3 6,5 3 760,3 7,7 3 445,2 8,2 230,4

организаций

- налог на доходы 3 645,8 9,9 4 529,0 11,4 3 344,1 6,3 3 694,7 7,6 3 400,4 8,1 93,2

физических лиц

- акцизы 833,6 2,3 922,2 2,3 928,6 1,7 1 245,1 2,5 1 558,1 3,7 186,9

- налог на добычу 36,5 0,1 50,4 0,1 32,8 0,1 13,4 0,1 10,9 0,1 29,8

полезных ископае-

мых

- налог на имущест- 754,1 2,1 1 246,2 3,1 1 459,1 2,7 1 511,9 3,1 1 510,1 3,6 200,2

во организаций

- транспортный 38,7 0,1 - - - - - - - - -

налог

- налог на игорный бизнес 10,9 - - - - - - - - - -

- государственная 0,1 - 0,2 - 0,1 - 0,1 - 0,1 - 1,0

пошлина

Неналоговые доходы 0,2 - 0,3 - 0,9 - 0,3 - 0,3 - 1,5

Безвозмездные пос- 29 828,2 81,4 30 332,2 76,5 43 761,0 82,9 38 328,6 78,9 31 907,7 76,3 130,4

тупления

почти не поступают в бюджеты. Большинство предпринимателей, занимающихся данными видами деятельности, не имеют правоустанавливающих документов. Указанные сферы покрыты теневой и криминальной «завесой». Резервом роста налоговых поступлений является выведение экономики из «тени». Строительные организации явно недоплачивают, хотя объем строительных работ с каждым годом растет и составляет значительную долю в валовом региональном продукте. Вклад такой сферы, как строительство, в формирование доходов бюджета незначителен.

По данным БТИ г. Махачкалы, около 95 % строений и сооружений имеют оценку менее 100 тыс. руб. и соответственно уплачивают налог не более 100 руб. В соответствии с действующим законодательством ввод в строй объектов, их приемка в эксплуатацию проводятся по решению местных органов власти и с участием их представителей. Поэтому надо завершить инвентаризацию жилья и строений и обеспечить регистрацию прав собственности физических лиц на принадлежащее им имущество, без которой налоговые органы не в состоянии предъявлять требования об уплате налога на имущество.

Расширение налогооблагаемой базы напрямую зависит от полноты учета налогоплательщиков. Это является основной проблемой в сфере взимания различных налогов, поскольку есть ряд сложностей при проведении идентификации получаемых сведений из органов. Отсутствие единых требований к структурам баз данных, передаваемых в налоговый орган, не позволяет идентифицировать объекты в автоматическом режиме. Сопоставление записей нескольких баз данных вручную не обеспечивает должной достоверности сведений для исчисления налогов. В результате количество налогоплательщиков, состоящих на учете в налоговом органе по месту нахождения земельного участка, не совпадает с числом подавших налоговые декларации. это в конечном счете ведет к образованию задолженности по налогам и сборам.

Важное значение в развитии налогового потенциала региона имеет уровень закрепленных налоговых источников доходов и полномочий региональных органов власти. В современных условиях налоговые полномочия субъектов РФ включают:

- право вводить или не вводить на своей территории региональные налоги, установленные Налоговым кодексом РФ;

- право вводить дополнительно льготы по региональным налогам;

- право устанавливать ставку по региональным налогам в пределах ставок, определенных Налоговым кодексом РФ;

- право устанавливать порядок и сроки уплаты региональных налогов;

- право снижать ставку по федеральным налогам в части, зачисляемой в региональный бюджет.

Аналогично формируются налоговые полномочия местных органов власти.

Ограниченная самостоятельность регионов субъектов РФ определяет особые принципы ведения налоговой политики:

- региональное налогообложение в соответствии с установленными компетенциями;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- сбор налогов на соответствующей территории и контроль за ним;

- специальная нормативно-законодательная база, дополненная региональной компонентой и обеспечивающая эффективное функционирование региональной налоговой системы;

- инициативы по повышению стимулирующей функции налогообложения и мотивации активности налоговых органов.

Важную роль в трансформации налоговых ресурсов в налоговые доходы бюджета играет налоговое администрирование, под которым понимается система организации и управления всей системой на-

логовой практики [3]. Действия налоговых органов, связанные с повышением результативности налогового администрирования, должны способствовать:

- пополнению бюджетов разных уровней;

- снижению фактов уклонения от уплаты налогов.

Таким образом, резервы роста налогового потенциала Республики Дагестан связаны с решением комплекса задач, направленных на:

- обеспечение макроэкономической стабильности региона;

- совершенствование бюджетно-налогового законодательства;

- улучшение системы и механизмов налогового администрирования.

Список литературы

1. Игонина Л. Л. Муниципальные финансы: учеб. пособие. М.: Юристъ. 2003.

2. Игонина Л. Л., Кусраева Д. Э. Налоговый потенциал региона: эффективность реализации и факторы роста: монография. Краснодар. 2010.

3. Курочкин В. В., Басиев М. К. Налоговое администрирование как инструмент антикризисного управления // Финансы. 2010. № 1.

4. Сулейманов М. М. Развитие налогового потенциала бюджетов территорий в условиях модернизации российской экономики // Экономический анализ: теория и практика. 2011. № 43.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.