Научная статья на тему 'Резервы экономики скрыты в инновационном пути развития, реформировании финансовой системы'

Резервы экономики скрыты в инновационном пути развития, реформировании финансовой системы Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
55
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы —

25 декабря 2009 г. в Информационном агентстве РБК прошла интернет-конференция председателя Совета Федерации Федерального Собрания РФ С.М. Миронова, в ходе которой он рассказал об итогах работы верхней палаты в 2009 г. и перспективах законодательной деятельности Совета Федерации в 2010 г., ответил на многочисленные вопросы россиян и представителей СМИ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Резервы экономики скрыты в инновационном пути развития, реформировании финансовой системы»

ПРИОРИТЕТЫ РОССИИ

4 (61) - 2010

резервы экономики скрыты

в инновационном пути развития,

реформировании финансовой системы

25 декабря 2009 г. в Информационном агентстве РБК прошла интернет-конференция председателя Совета Федерации Федерального Собрания РФ С. М. Миронова, в ходе которой он рассказал об итогах работы верхней палаты в 2009 г. и перспективах законодательной деятельности Совета Федерации в 2010 г., ответил на многочисленные вопросы россиян и представителей СМИ.

URL: http://www. mironov. ru/feedback/internet_room.

Д. Селиванов. Каково Ваше мнение о конкурентоспособности российской экономики в вопросе загрязнения окружающей среды, и о чем говорили в Копенгагене?

— Если говорить по поводу конкурентоспособности, то в сентябре 2009 г. Россия из 133 стран была на 63-м месте. Как легко увидеть, это где-то посерединке. В 2008 г. мы были, по-моему, на 51-м месте, сейчас выглядим немного похуже. Что такое серединка? Конечно, можно сказать, что половина стран с точки зрения конкурентоспособности находятся далеко за нами, но, с другой стороны, еще половина стран, конечно, находятся впереди. Если мы будем уповать только на продажу сырья, то мы всегда будем не очень конкурентоспособны. Понятно, что монополисты зачастую по определенным объемам и по определенным углеводородам этих энергоносителей всегда будут востребованы, по крайней мере в ближайшее десятилетие. Но это же и наш бич, потому что многие государства свою конкурентоспособность как раз выстраивают на совершенно другом продукте, прежде всего — продукте интеллектуального труда. В этой связи, конечно, нам думать и думать. И, конечно, здесь надо сказать о неэффективности государственного аппарата. На мой взгляд, очень неразумно представительство государства в конкретных экономических структурах. Здесь, конечно, надо разделять, чтобы представители государства были, но чтобы это не были высшие чиновники государственного аппарата, которые, безусловно, не могут эффективно работать там. Их задача работать в госструктурах, в правительстве в

2 -

частности, а не в тех или иных частных компаниях. Но там должно быть «око государево», должны быть эффективные представители, однако это уже отдельная тема. Хочу сказать, что по конкурентоспособности у нас есть очень большие резервы, но они напрямую связаны с переходом нашей экономики на инновационный путь развития.

М. Новиков (Москва). Как Вы оцениваете антикризисные меры, которые были приняты в российской экономике, и что должны делать законодатели в этой области?

— Первое — оценка положительная: страна не рухнула, мы не впали в экономический коллапс. У нас не было никаких социальных общероссийских потрясений — это плюс, это заслуга правительства. Теперь о минусах. Во-первых, мы считаем, что не использовали тот момент, когда рухнули цены на углеводороды и когда можно было бы сделать так, чтобы, наконец, стало выгодно заниматься инновациями, той сферой экономики, которую мы называем в отличие от добывающей, перерабатывающей. Момент был упущен, сегодня цены снова растут. И можно успокоиться, вроде как идет прибавка неплохая. Во-вторых, я считаю, что можно было по-другому решить вопрос с трудовой занятостью, в частности, давая очень серьезные государственные деньги частным компаниям, которые имели блестящих менеджеров, у которых были все мировые призы за эффективность работы. Хорошо быть эффективным, когда нефтедоллары рекой льются. Как чуть прижало, тут же заохали: «Государство, дай денежку». Государство, на мой взгляд, напрасно давало деньги без условий. Нужно было ставить условия, в том числе социального плана. Например, хочешь денежку, будь добр перевести все свои активы из-за рубежа, из офшоров, в российскую экономику, сделаешь это — мы дадим денег, не сделаешь — не дадим. Деньги дали. На мой взгляд, они зачастую были использованы бездарно. АВТОВАЗ — один из классических примеров. Наконец, еще один момент, на который хочется обратить внимание. Это неповоротливость, окос-

тенелость всей нашей финансовой системы, в том числе финансовых структур, и, конечно же, наша неповоротливая бюрократическая машина. Даже когда деньги выделялись по уму, они шли очень медленно или не доходили до своего адресата...

Е. Романова. Сегодня в России остро стоит демографический вопрос. Что, по Вашему мнению, нужно сделать, чтобы нас стало больше, и нужно ли увеличивать сумму материнского капитала?

— Сумму материнского капитала надо фиксировать. На мой взгляд, нужно расширить возможности использования материнского капитала. Я неоднократно говорил, что надо дать возможность тратить на лечение или оздоровление как ребенка, так и матери. Это было бы очень правильно. Если говорить о демографических проблемах, то, действительно, нас очень мало. Решая этот вопрос, надо идти двумя путями. Первый — это материальный. Конечно, совершенно другими должны быть детские пособия. Давным-давно нужно вводить родительскую зарплату. Если женщина хочет посвятить себя воспитанию детей, особенно если детей будет более трех, нужно дать ей возможность заниматься их воспитанием, чтобы при этом ей начислялся трудовой стаж, и чтоб она ежемесячно получала, может, не очень большую, в несколько тысяч рублей, но постоянную зарплату, которая ей очень бы не помешала. И женщина понимала бы, что она в глазах государства выполняет важнейшую государственную и социальную функцию, а именно занимается воспроизводством нашего населения. Но обязательно нужно идти и вторым путем — создавать в нашем обществе соответствующее адекватное отношение к многодетным семьям, семьям, где не менее трех детей. Сейчас у нас есть такая морально-этическая проблема, когда многие считают, что это неправильное социальное поведение. Вы знаете, какие обидные слова говорят некоторые наши граждане в спину многим многодетным матерям. Отцовство и материнство у нас должно стать престижным, уважаемым, должно стать в нашем обществе популярной моделью поведения.

А. Рудникова (телеканал ВКТ). Есть ли в Совете Федерации структуры, которые занимаются ветеранами, как вы готовитесь к 65-й годовщине Великой Победы, готовятся ли какие-то законодательные инициативы для участников Великой Отечественной войны и тружеников тыла?

— Конечно, есть. Все, что касается наших ветеранов, в том числе ветеранов Великой Отечественной войны, это прямая обязанность и прямые полномочия комиссии Совета Федерации по социальной политике и здравоохранению. У нас есть

координационный совет по делам военнослужащих и членов их семей, который занимается ветеранами военной службы и отдельно ветеранами Великой Отечественной войны. И, наконец, при председателе Совета Федерации работает специальная комиссия, которая занимается социальной стратегией, и там у нас есть рабочая группа, которая занимается проблемами ветеранов. Что касается конкретных предложений, то, действительно, 65-я годовщина Победы советского народа в Великой Отечественной войне — это великий праздник, и в этой связи Совет Федерации будет готовить свои предложения.

Какие вопросы мы считаем сегодня нерешенными? Во-первых, это право на вторую пенсию значительной категории наших граждан — это и несовершеннолетние узники концлагерей, и дети войны, и последний военный призыв, и труженики тыла. Последние, мы считаем, должны получать федеральную льготу, а не региональную. Нужно внимательно изучить вопрос обеспечения транспортом инвалидов Великой Отечественной войны в обязательном порядке и, возможно, расширить эту категорию за счет всех ветеранов войны. Такие предположения готовятся, мы будем вносить их в юбилейный год. К сожалению, ветеранов у нас остается очень мало, и мы должны отдать свой государственный, если хотите, сыновний, долг этим людям, которые спасли нашу страну и весь мир от фашистской чумы.

Телеканал «Россия». Один из главных вопросов на сегодняшней повестке дня — это, конечно, то, что парламентская комиссия представила окончательный доклад в Госдуме по расследованию причин аварии на Саяно-Шушенской ГЭС. Согласны ли Вы с выводами комиссии? И второй вопрос: 24 декабря Президент РФ во время общения с руководителями федеральных каналов сообщил, что подпишет указ о реформировании МВД РФ, и в частности сказал, что в течение 3 месяцев ждет предложений от правительства и заинтересованных министерств и ведомств. А Совет Федерации будет вносить какие-то свои предложения?

— Я со второй части начну. Безусловно, по линии Совета Федерации у нас есть предложения по реформированию МВД. Должен сказать, что многие наши предложения перекликаются с теми намерениями, которые прозвучали в указе Президента РФ Д. Медведева, и меня это порадовало.

Теперь о работе комиссии по изучению всей ситуации, связанной с аварией на Саяно-Шушенской ГЭС. Итоговый доклад внесен. Но на заседании Совета палаты мы рекомендовали экстренно созвать вновь комиссию и все-таки устранить некоторые

- 3

формальности. Например, в законе о парламентском расследовании говорится, что парламентская комиссия вносит в палаты Федерального собрания «итоговый доклад». Вроде мелочь, но зачем нам проект рассматривать, когда нужен итоговый доклад. Сегодня внесены все документы. Появилось дополнительно несколько страниц с фамилиями, которые не были парафированы всеми членами комиссии, и этот вопрос тоже уже решили. Очень хорошо, что комиссия сама подготовила предложения по социальным вопросам пострадавшим и семьям погибших. Это большой плюс. Чем я не удовлетворен? Я считаю, что нужно было все-таки предметнее посмотреть на роль «РусГидро» и не только применительно к Саяно-Шушенской ГЭС. Я считаю, что это неверная политика, когда у нас существует некая компания, где в Москве у топ-менеджеров средняя зарплата очень большая, а зарплата тех, кто реально «пашет», кто отвечает за безопасность на месте, в разы, а иногда и в десятки раз меньше. У меня сразу же возникает вопрос: а правильно ли это? Правильно ли, что у нас сплошные филиалы, какие-то «дочки» наплодились? Это единый огромный технический, инженерный комплекс, и там необходимо соблюдать и определенные регламенты, и определенный режим с точки зрения техники безопасности. Мне представляется, что комиссия могла бы пойти вглубь и посмотреть на эти причины, начиная от реформирования вопросов энергетики в целом и создания различных структур. Комиссия вправе назвать в качестве виновного либо человека, который вольно, а может быть, и невольно, но способствовал созданию такой страшной катастрофы. Я считаю, что комиссия вправе называть любые фамилии любого уровня, невзирая на лица.

Мы поставили вопросы комиссии по решению социальных проблем пострадавших жителей. Недавно я принимал Николая Васильевича Жолоба. Это человек, который потерял сына, он сегодня является руководителем общественной организации, которую они назвали «Ступени жизни». В основном в ней состоят родители, там очень много погибло молодых людей. Ранее они просто назывались родительский комитет, но потом они назвали свою общественную организацию «Ступени жизни». Они ставят абсолютно справедливые вопросы и перед государством, и перед «РусГидро» о том, что раз уж произошла такая катастрофа, то надо возместить все потери и нужно поступить по справедливости. Я бы еще обратил ваше внимание на то, что очень большое количество детей остались либо с одним родителем, а некоторые и

4 -

вовсе остались круглыми сиротами. Я думаю, что государство, в том числе и с учетом финансовых возможностей «РусГидро», должно обеспечить нормальное будущее этих детей, по крайней мере в части будущего их обучения в высших учебных заведениях на бюджетных местах, и этим мы будем предметно заниматься.

В. Николаев. Вам как геологу должно быть небезразлично состояние российских предприятий нефтегазового сервиса, в частности геофизических. Планирует ли государство защищать российский нефтегазовый рынок от экспансии иностранных компаний?

— Очень правильный вопрос. Дело в том, чтобы сегодня провести грамотную и эффективную разведку, в том числе, для начала, просто поиск, необходима современная аппаратура, современные геофизические методики. Все, что сейчас у нас используется на этом рынке, импортное. Мы при необходимости поиска новых углеводородных месторождений вынуждены прибегать к услугам очень известных компаний, как с точки зрения поставки аппаратуры, так и с точки зрения интерпретации полученных результатов. При этом есть отечественные аналоги. Ответственно заявляю, нигде в мире нет лучших интерпретаторов любых геологических и геофизических данных, чем наши геофизики и геологи. Во всем мире это знают. Многие частные компании и госструктуры приглашают их на работу, в том числе за рубеж, марка наших геологов и геофизиков известна. Но то, что сегодня не пробиться ко всему сервису обслуживания геологической отрасли с точки зрения геофизики, — это очень большая проблема. Я как член Горного совета эти проблемы знаю, и мы перед правительством страны такие вопросы ставим.

Журнал «Прямые инвестиции». На что направлена разработка и реализация социальной доктрины?

— Социальная доктрина направлена на реальную социальную защиту граждан нашей страны и на реализацию ст. 7 Конституции РФ, где говорится: «Наше государство — это социальное государство». На сегодня это, скорее, некие намерения, чем реальность. В этой связи социальная доктрина с учетом, в том числе, ратификации нашей страной Европейской социальной хартии должна обеспечить права всем нашим гражданам, которые, по разным основаниям, оказались в тяжелой жизненной ситуации, будь это инвалиды, люди временно или постоянно безработные, пенсионеры или дети, неполные семьи, матери-одиночки и т. д. В социальной доктрине предлагается целый комплекс государственных решений и подходов, которые реализованы в социальном кодексе. Мы считаем, что

все законы, которые касаются социальной защиты, должны быть сведены в единый кодекс. Иными словами, мы за кодификацию всего социального законодательства.

И. Пономарев (Санкт-Петербург). Очень часто бываю на Псковщине. Скажите, предполагает ли государство помогать российскому селу? Те деревни, которые я вижу, спиваются, вымирают и разрушаются...

— К сожалению, такая картина не только на Псковщине, но и на Новгородчине или в Сибири, на Севере и даже благодатном Юге, на Ставрополье, в Краснодарском крае — везде мы видим заброшенные поселки и поля. Действительно, это очень большая проблема. Я хочу обратить ваше внимание на то, что не так давно Совет безопасности РФ принял национальную доктрину продовольственной безопасности, и там предложены конкретные шаги обеспечения качественным продовольствием граждан нашей страны. На сегодня есть цифра в 32 % — это импортное продовольствие на наших столах. Но здесь не учитывается продукция, произведенная у нас, продукция из импортных составляющих, например из импортного мяса. Если сюда добавить это, то получаем уже за 45 %. При этом хочу напомнить, что есть методика ООН, определяющая угрозу национальной безопасности в той стране, где доля импорта продовольствия более 15 %. Это очень опасная ситуация, и без реальных шагов нам не выбраться. В том числе нужно делать серьезные инвестиции в развитие агропродовольственного комплекса. Мы в Совете Федерации всегда настаивали, что не менее 10 % ВВП должно идти в аграрный сектор, иначе мы ничего не сделаем, потому что у нас страна рискованного земледелия, и нужно серьезно вкладывать, чтобы была отдача. Кстати, у тех частных компаний, которые, по сути, бывшие колхозы-миллионеры, и которыми сейчас руководят люди, бывшие в свое время директорами этих колхозов и совхозов, все ладится. Когда приезжаешь в такое хозяйство, понимаешь, что у нас сельское хозяйство может быть рентабельным, несмотря на рискованное земледелие. Все там нормально вне зависимости от погоды, там, безусловно, полная диверсификация их деятельности. Есть очень успешные примеры, как можно и нужно работать в сельском хозяйстве. Если такой процесс пойдет, то наши сельское хозяйство, село и инфраструктура будут восстанавливаться. Другое дело, что все это очень медленно происходит. Действительно, каждый год у нас просто исчезают населенные пункты, которые на карте, может, и остаются, но де-факто это просто заброшенные полностью деревни. Более

17 тыс. с начала 1990 г. — эта цифра сегодняшняя, но, боюсь, что она уже зашкаливает и за 18 тыс.

— Каков результат деятельности комиссии по единому государственному экзамену?

— Назову правильно: это Комиссия по подведению итогов 8-летнего эксперимента по введению единого государственного экзамена (ЕГЭ). Уже в самом названии эксперимента видно, что никто не сомневался в окончательных результатах. Эксперимент проводится для того, чтобы понять, нужно нововведение или нет. Этот эксперимент так и назывался — «по введению ЕГЭ в России». Наша комиссия общественная, туда были включены представители Министерства образования и науки РФ, других заинтересованных ведомств. Также там была представлена Общественная палата РФ. Я прочитал и подписал итоговый доклад, мы уже выпустили брошюру. Этот доклад сегодня уже появился на сайте Совета Федерации. 24 декабря я подписал письма в адрес Президента России, премьера, министра образования, президента Российской академии наук, президента академии образования и направил им этот доклад. Его итоги неутешительные. Наша комиссия объективно показывает — ни одна задача, которая ставилась при введении ЕГЭ, не решена. Это наша объективная, суровая оценка, но она, увы, является правдой. Все рассказы о замечательных результатах эксперимента разбиваются о факты. Я продолжаю настаивать на том, что ЕГЭ — это зло и тот алгоритм, который разрушает лучшую систему образования в мире, которой была в свое время советская система и до последнего времени оставалась российская. Считаю, что нужно не модернизировать ЕГЭ, а вовремя принимать решения, как минимум, сделать ЕГЭ добровольным. Это отмечается в докладе. Пусть любой выпускник сам принимает решение — либо он сдает ЕГЭ, либо классические экзамены. При поступлении в вуз любая бюджетная квота делится пополам — половина для тех кто будет сдавать экзамены на стандартных основаниях, половина — для тех кто предпочитает сдать в тестовой форме ЕГЭ один раз и на основании его результатов поступать в вуз. Это одно из наших предложений, есть и другие предложения.

Я могу сказать, что любая задача, которая ставилась и решение которой считалось благом при введении ЕГЭ, имеет альтернативу. И мы ее предлагаем. Например, вопрос о возможности приезда выпускников из отдаленных регионов страны в вузы. Апологеты ЕГЭ утверждают, что поступило намного больше региональных выпускников. Но «намного больше» — это всего лишь 10 %. Даже

- 5

дети, получившие по результатам ЕГЭ 100 баллов, которые послали документы и были приняты в выбранный вуз, не поехали учиться туда, потому что дорого там жить и учиться, и не у каждой семьи есть такая возможность. Про этот маленький момент почему-то все забывают.

Еще раз подчеркну, что наша комиссия установила: некоторые поставленные задачи были полностью не решены, некоторые — решены частично. Полностью не решена ни одна задача. Наша комиссия работала год, мы перелопатили огромное количество материалов и документов, проводили опросы. Результаты работы комиссии объективны, надеюсь, наш доклад послужит неплохим подспорьем для работы президентской комиссии, которая, как вы знаете, тоже работает над этим вопросом.

А. Потрятова (портал infox. т). Как, на Ваш взгляд, скажется сокращение на 20 % численности сотрудников Министерства внутренних дел на социальной напряженности в обществе?

— Я думаю, что скажется, в конечном итоге, положительно. Если вы обратили внимание, то президент это отметил, и это совпадает с нашей позицией. Необходимо сделать так, чтобы милиция и министерство в целом не выполняли ненужных функций, а их достаточное количество. Главные задачи — обеспечить порядок, законность, обеспечить выполнение прав человека и гражданина, защитить от преступных посягательств. Все остальное, когда начинаются какие-то проверки, какая-то хозяйственная деятельность, не входит в задачи милиции. В этой связи я надеюсь, что сокращение на 20 % будет проведено как раз за счет тех, которых должны давно уже гнать из милиции. Это даст возможность другим сотрудникам честно исполнять свой долг и работать для защиты граждан нашей страны от преступных посягательств.

Телекомпания «Мир». Какую работу Совет Федерации ведет в странах Содружества Независимых Государств?

— Работа ведется очень большая. Вот самый последний пример. Наши коллеги недавно вернулись из Украины и скоро вновь поедут туда. Там они присутствуют в составе делегации Межпарламентской ассамблеи стран СНГ, потому что по линии Совета Федерации такого приглашения не было. У нас есть профильный комитет по делам СНГ, там появился новый молодой и энергичный руководитель — Андрей Юрьевич Молчанов. 24 декабря в «Независимой газете» в разделе «Карт бланш» вышла его статья. Мне она понравилась. Я не раз публично говорил о проблеме, поднятой в этой статье: о необходимости развивать русский язык, продвигать его,

6 -

о проблеме русскоязычных школ. Мне понравилось, что в статье многие вещи названы своими именами, четко обозначено, что необходимо делать, чего добиваться. Это хороший сигнал для оптимизации работы нашего профильного комитета. У нас очень широкий спектр взаимодействия с нашими коллегами, парламентариями из каждого государства — члена СНГ. Недавно вернулась наша делегация из Азербайджана, которая провела очень интересные и успешные переговоры. Кроме того, я не могу не упомянуть, что ваш покорный слуга, кроме того, что возглавляет Совет Федерации, руководит также Межпарламентской ассамблеей стран СНГ. В этом качестве мы активно работаем, будем работать и в 2010 г., и в последующие годы.

«Радио Свобода». В октябре прошли скандальные выборы на всех уровнях, а одной из пострадавших была партия «Справедливая Россия». Вы неоднократно высказывались по этому поводу. У меня вопрос: учитывая, что за партией власти «Единая Россия» стоит господин Путин, а за другой партией — «Справедливая Россия» — стоите Вы, не возникло ли у Вас личных трений по этому поводу? И довольны ли Вы итогами расследования, которые продолжаются до сих пор?

— Итогами я недоволен: наши 123 иска в большинстве своем не имеют позитивной перспективы, мы реалисты. В этой связи я считаю, что шаги, которые начал предпринимать Президент РФ Д. Медведев, а кстати, эти шаги поддерживает лидер «Единой России» В. Путин, все-таки приведут к тому, что 14 марта 2010 г. мы увидим несколько другие результаты, а самое главное, несколько другие подходы к подсчету голосов, к проведению голосования. Я думаю, что решение президента провести специальный Госсовет, на котором выступят все лидеры оппозиционных партий в присутствии губернаторов, возымеет свое действие. Будет откровенный разговор, где вещи будут называться своими именами. Действительно, были очень неприятные инциденты. Люди сомневаются в беспристрастности подсчетов. Я надеюсь, что те меры, которые сейчас будут приняты в виде специальных норм изменения законодательства, будут играть позитивную роль. Я считаю, что оснащение комплексами обработки избирательных бюллетеней (КОИБ) — это очень хороший пересчет. Потому что тогда, когда происходит тот самый пересчет, куда-то там бюллетени деваются, и ликвидируется угроза вброса бюллетеней, так как пачку в КОИБ не взбросишь, тут каждый бюллетень по отдельности. Девять регионов и региональные выборы — в марте, поэтому нужно обеспечить каждый участок web-камерой, чтобы в режиме он-лайн камера была направлена на КОИБ.

Уверен, что если обеспечить избирательные участки КОИБами, мы получим, наконец-то, реальное волеизъявление граждан. Думаю, что так и будет. Поэтому еще раз хочу сказать, что трений никаких не было, есть понимание и реальное волеизъявление. Я должен сказать, что Владимир Владимирович, в том числе на закрытых совещаниях со своими партийцами, четко им говорит: «Учитесь работать в режиме политической конкуренции, учитесь зарабатывать доверие по-честному и получайте то, что вы получили, а не рассчитывайте, что вам губернаторы и другие руководители будут что-то приписывать». У него установка абсолютно правильная, и я рассчитываю, что действительно мы увидим некоторые позитивные изменения уже 14 марта.

М. Стяпкина. Разрешите от нашей семьи, всех наших друзей поблагодарить Вас за ту огромную работу, которую Вы делаете, пожелать реализации всех Ваших планов. Каковы Ваши пожелания в 2010 г.?

— Спасибо. 2009 г. был непростым, тяжелым. 2010 г. тоже не будет очень радостным и беспечным, потому что кризис продолжается. Но, памятуя о том, что наша страна чувствует себя сегодня стабильно и экономически, и политически, — несмотря на то, что она трудно переживает кризис, — хочется высказать надежду, что в 2010 г. у нас будет рост экономики, рост социального самочувствия наших граждан. Я желаю всем присутствующим здоровья, счастья, новых творческих успехов, всем нам только хороших новостей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.