Научная статья на тему '250 законопроектов работают на преодоление финансового кризиса и социальную защиту населения российской Федерации'

250 законопроектов работают на преодоление финансового кризиса и социальную защиту населения российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
56
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Миронов С.М.

7 июля в Пресс-центре РБК прошла Интернет-пресс-конференция Председателя Совета Федерации Сергея Михайловича Миронова, посвященная итогам деятельности палаты во время весенней сессии 2009 года и перспективам работы Совета Федерации. Из рассмотренных законопроектов особо выделяется целый пакет, связанный с пенсионным и социальным обеспечением. Продолжена линия не только на сохранение взятых на себя социальных обязательств, но даже на улучшение материального положения наименее обеспеченных людей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «250 законопроектов работают на преодоление финансового кризиса и социальную защиту населения российской Федерации»

ПРИОРИТЕТЫ РОССИИ

18 (51) - 2009

250 ЗАКОНОПРОЕКТОВ РАБОТАЮТ НА ПРЕОДОЛЕНИЕ ФИНАНСОВОГО КРИЗИСА И СОЦИАЛЬНУЮ ЗАЩИТУ НАСЕЛЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

С. М. МИРОНОВ,

Председатель Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации

7 июля в Пресс-центре РБК прошла Интернет-пресс-конференция Председателя Совета Федерации Сергея Михайловича Миронова, посвященная итогам деятельности палаты во время весенней сессии 2009 года и перспективам работы Совета Федерации.

А. Кузенцов (Москва): Каковы основные итоги весенней сессии Совета Федерации и какие законы Вы считаете наиболее важными для России из принятых в этот период?

...За весеннюю сессию рассмотрено более 250 законопроектов. Было три федеральных конституционных закона. Напомню, пять законов Совет Федерации отклонил, по четырем из них уже прошли согласительные комиссии, и мы в новой редакции их приняли. Мы в свое время не согласились с законом о так называемых платежных терминалах, считая, что наши граждане окажутся беззащитными перед гипотетическими мошенниками, если не будут введены дополнительные ограничения и требования к таким платежным агентам. Госдума прислушалась к нашей позиции, и в новой редакции, которая обеспечивает защищенность наших граждан, этот закон был одобрен. Также мы отклоняли закон, который назвали законом «о сделке с правосудием». Там нас тоже не устроило то, что не очень было прописано, каким образом защищены будут права потерпевшего — это раз. Два — было странно видеть предложения, например о сокращении в результате такой сделки срока отбывания наказания ровно в два раза при, например, таких преступлениях, которые предусматривают смертную казнь (сейчас у нас ее де-факто нет) или пожизненное заключение. Тоже внесены были наши поправки, и в новой редакции мы закон приняли.

2 -

Ну и третий закон — дело в том, что там были законы по платежным терминалам, и поэтому там было два закона. Это закон о символике на военных самолетах. Нам показалось абсолютно неправильным, что законом утверждалась новая графика, а если называть вещи своими именами, то замена существующих красных звезд на некие другие звезды. Теперь мы согласились, что решение о том, какие будут опознавательные знаки на военных самолетах, принимает Правительство РФ, не закон. Мы считаем это принципиально важным. Мы отклонили закон по таможенным платежам, но там абсолютно техническая ошибка. Тем не менее, по регламенту мы обязаны отклонить закон, создать согласительную комиссию. Я так подробно остановился на тех законах, которые мы отклонили, но если вы обратите внимание, то и сами законы, и смысл претензий Совета Федерации очень красноречиво говорят о позиции Совета Федерации и лишний раз доказывают необходимость нашей палаты, как в свое время говорил Клемансо: «Сенат — это время на размышление», когда мы можем совершенно спокойно и взвешенно, абстрагируясь от каких-то политических предпочтений, взвесить каждый закон и рассмотреть его с разных сторон, выявить какие-то ошибки либо какие-то принципиальные вещи, которые могут повредить в будущем во время правоприменения на практике нашим гражданам.

Из тех законов, которые бы я отметил, как некие особо выделяющиеся на фоне этого огромного массива (почти 250 законопроектов), конечно — это целый пакет, связанный с пенсионным и социальным обеспечением. Я должен сказать, что в условиях кризиса линию руководства страны не

только на сохранение взятых на себя социальных обязательств, но даже некоторое улучшение материального положения людей наименее обеспеченных, мы считаем принципиально правильной. Я не буду подробно называть законы, это была целая серия поправок и в пенсионное законодательство, и в законодательство о пособиях на ребенка (по уходу, допустим, за больным ребенком), и увеличение квадратных метров для тех, кому положено жилье из категории ветеранов Великой Отечественной войны, и целый ряд других законопроектов. Конечно, нельзя не упомянуть так называемые «политические» законопроекты — это те законы, которые были внесены президентом нашей страны Дмитрием Анатольевичем Медведевым в рамках реализации тех инициатив, о которых он рассказал нам осенью прошлого года в своем ежегодном послании Федеральному Собранию. Это и изменения в закон о политических партиях, где теперь действуют новые правила, это уменьшение количества подписей, ликвидация денежного залога, это уменьшение необходимой численности членов партии для ее создания, это право получить хотя бы один или два мандата тем партиям, которые наберут менее 7 %, но более 5 %. Это, конечно же, право быть представленным в государственных СМИ всем действующим парламентским партиям

— очень важный законопроект. Этот законопроект представляет право партии, победившей в регионах, предлагать президенту свою кандидатуру на пост губернатора. Наконец, это возможность дополнительных полномочий депутатов муниципальных образований отстранять от должности мэра того или иного образования, главу администрации на тех или иных основаниях. Там намного больше, я просто все не перечислил. Поэтому я считаю, что в активе у Федерального Собрания в целом, у Совета Федерации довольно значимые, серьезные законопроекты. Я считаю, что поработали мы в весеннюю сессию неплохо.

Вопрос жителя Московской области: Недавно прошел съезд партии «Справедливая Россия». Как Вы оцениваете его работу и каков средний возраст членов партии сегодня?

Средний возраст — 42 года. Мы будем стремиться к уменьшению этого среднего возраста. Я напомню, что в рядах нашей партии более 400 тысяч членов. Мы вторая по величине партия после «Единой России». Съезд прошел успешно. Главной задачей на съезде было принятие новой программы

— программы обоснования и возможности необходимости строительства нового социализма в нашей стране. Мы эту программу приняли. Были внесены

некоторые изменения в устав. Сократилось название нашей партии. Теперь мы называемся кратко — политическая партия «Справедливая Россия». Были еще слова «Родина. Пенсионеры. Жизнь». На съезде были многочисленные делегации, почти 30 политических партий из 22 стран. Были приветствия и президента, и правительства нашему съезду. Кстати, делегатам и гостям съезда очень понравилась такая необычная для съезда демократичная обстановка. Сам формат проведения съезда, возможность общаться, обмениваться мнениями. Никогда на съезде не было такого количества выступающих делегатов — более 50 человек. И это все и нами — членами партии, и гостями, и наблюдателями занесено в такую положительную «копилку» работы нашего съезда.

Т. Рицубидзе (Рустави—2): Очень важное событие происходит в Москве — визит президента США Барака Обамы. Будете ли Вы на встрече в администрации президента? И второй вопрос: наверное, Вы вчера вечером наблюдали, что господин Обама затронул вопрос о территориальной целостности, а сегодня в Российской экономической школе он еще говорил о расширении НАТО, что это выбор каждой страны. Можно ли Ваш комментарий? И согласны ли Вы с его выводами?

С выводами господина Обамы я не соглашаюсь, у меня другая точка зрения. Я, кстати, недавно говорил, в том числе выступая на радиостанции «Эхо Москвы», что я не планирую встречаться с господином Обамой, у меня другой график. Я сегодня после встречи с вами уезжаю в командировку в Улан-Удэ. Это первая часть вопроса. С точки зрения конкретных положений, мне представляется, что нужно внимательно разобраться в сути происходящего, в том числе поднять исторический контекст, посмотреть, что же реально происходило в августе прошлого года. Поэтому не берусь судить по конкретным высказываниям. Но меня всегда настораживает такая легкость при вопросах о расширении НАТО. Безусловно, каждое суверенное государство имеет право на свой выбор и само принимает решение, быть ей в составе той или иной международной организации либо того или иного военного блока. Но если мы говорим о перезагрузке отношений между США и Россией, если мы говорим о некой новой странице, то, наверное, все-таки надо начинать с учета национальных интересов. Кто бы что ни говорил, окружение нашей страны военным блоком НАТО и привлечение в этот блок все новых и новых стран, которые прямо находятся на границах нашей страны, не может не вызывать беспокойства и тревогу. Мы никогда не сочтем, что

- 3

это такое милое и замечательное дело. Мы видим, что существуют потенциалы, которые, как уже говорил Бисмарк: «Не важно, у кого какие планы и намерения, важны потенциалы». Мы видим, что военные потенциалы находятся или гипотетически будут еще ближе находиться у наших границ, и это не может нас не тревожить. И я думаю, что неплохо бы, если бы наши американские коллеги и партнеры повнимательнее отнеслись к нашим таким озабоченностям.

Вопрос: Как Вы относитесь к закону о ГК «Авто-дор», который Совет Федерации только что одобрил? Я знаю, что в Государственной Думе депутаты вашей фракции весьма критически отнеслись к этому документу, считают его чересчур коррупционно емким, и вообще, ни к чему создавать платные дороги за счет государственных средств...

У меня тоже этот закон вызывает вопросы. Гипотетически получается, что, действительно, можно допустить, что по решению «Автодора» тот или иной участок действующей трассы, которая построена давным-давно или по крайней мере до принятия закона, в какой-то момент может быть объявлен платным. Правда, там должны быть параллельные объездные дороги и многое другое, но вообще-то, когда говорилось о платных дорогах, говорилось, что если в будущем будут строиться новые дороги параллельно существующим, они теоретически могут быть платными. Всегда должна быть альтернатива у любого человека: вот хорошая трасса платная, вот может быть немножко похуже, но она тоже гарантированно приведет в нужный пункт и она бесплатная. Есть еще целый ряд вопросов к этому закону, но мои коллеги, одобрившие этот законопроект, руководствовались тем, что, с другой стороны, закон дает возможность уделить должное государственное внимание этой больней-шей традиционной российской проблеме — дорогам. Создается специализированная структура, которая будет заниматься только строительством, эксплуатацией и ремонтом всех дорожных трасс, дорожного покрытия в нашей стране. Мои коллеги сочли, что да, закон не без изъянов, но давайте мы его запустим и будем мониторить его применение и в случае необходимости вносить коррективы. При этом все хором говорят о том, что недопустимо, чтобы эта гипотетическая возможность была когда-нибудь реализована; что платными дорогами в будущем могут стать только новые дороги, которые будут построены параллельно существующим. Ни одна даже новая дорога, если она единственная из пункта А в пункт Б, не может быть платной. Точно так же, как не должна быть платной ни одна дорога,

4 -

ни часть дороги из тех, что уже построены к моменту вступления закона в силу. Руководствуясь этими соображениями, мои коллеги сочли необходимым поддержать этот закон.

Телекомпания «ТВ-Осахи» (Япония): Недавно парламент Японии принял закон о так называемых северных территориях. Нижняя палата приняла тоже закон. И сегодня ваша палата тоже приняла закон. Через несколько дней в Риме будет встреча Президента РФ Д. Медведева и премьер-министра Японии. Как Вы думаете, как эти действия парламентов двух стран повлияют на дальнейшее разрешение этого вопроса и вообще на дальнейшие переговоры?

Я бы сказал, что действия японского парламента не способствуют решению любых вопросов, в том числе и вопроса заключения мирного соглашения с Японией, и уж тем более так называемого территориального вопроса. Он только усугубляет это и заставляет лишний раз сказать очень четко и внятно: «Никогда эти острова не будут японскими». Потому что если мы видим такие действия, нежелание слышать и слушать, и сегодняшнее резкое заявление на закон как раз является нормальной реакцией нашего народа на очень недружественный шаг японского парламента. Мы сделали, не скрою, резкое заявление. Мы выразили протест такому решению японского парламента. Мы призвали Президента РФ сделать не очень, может быть, позитивные и интересные для японской общественности шаги. Мы не приемлем такого подхода к очень щепетильной проблеме, которая есть между нашими странами, и в этой связи мы вынуждены были сделать такое (я еще раз повторю) резкое заявление, и думаю, что мы сделали это абсолютно правильно. Зачем это нужно было делать японскому парламенту — остается только догадываться.

А. Долматов: Как Вы оцениваете экономическую политику России и какие отрасли отечественной экономики, на Ваш взгляд, должны в первую очередь выйти из кризиса и когда?

Замечательный вопрос: какие отрасли должны? Вы скомандуйте — и они прямо сейчас строем пойдут... Наверное, вопрос нужно ставить так: какие области экономики быстрее отреагируют и оправятся от этого неприятного момента, каким для нас является кризис. Ответ, похоже, очевиден. Не мы первые это придумали, и опыт выхода из кризиса в прошлые времена показывает, что первым таким локомотивом всегда является строительство. В идеале это, во-первых, дорожное строительство (здесь смотрите на только что принятый закон об «Автодоре», который дает такую возможность), во-вторых, массовое жилищное строительство, чего давным-давно

нам не хватало. Здесь я бы обратил ваше внимание вот на какую вещь. Когда вы читаете, даже во время кризиса, справки о вводимых квадратных метрах, это впечатляет и вселяет какую-то надежду. Всегда интересуйтесь: а сколько это квартир и сколько из этих квартир пошло не на рынок с точки зрения покупки, а по тем или иным программам — молодежной ипотеке, социального жилья? Вы увидите, какая большая разница, потому что сейчас, когда квартиры площадью 250 кв. м и более не редкость, то понятно, что как только речь идет о количестве квартир, это совсем другие цифры, а если мы говорим о квартирах, которые реально получили и приобрели наши граждане, там будет еще меньшая цифра, об этом всегда нужно помнить. Поэтому с точки зрения отраслей, конечно, строительство. Известно, что один рубль, вложенный в строительство, дает 8 руб. в другие сферы экономики, потому что если будет активизировано строительство, потребуется: а) цемент, б) металл (а это значит, заработают и наша металлургическая промышленность, и горнодобывающая, и химическая, и дальше по цепочке).

Хотелось бы верить, что и кризис не повлияет, и в целом последние меры нового министра сельского хозяйства помогут активизироваться нашему аграрному сектору. Многострадальный закон о торговле, который, надеюсь, будет принят, и именно в редакции Федерального Собрания, а не министерства, позволит действительно создать конкуренцию торговым сетям, позволит сельхозтоваропроизводителю напрямую выйти к покупателю без посредников, что тоже активизирует и эту сферу экономики — я имею в виду сельское хозяйство — и самое главное, поможет решать непростые проблемы иногда просто выживания граждан нашей страны. Вот такие мысли. С точки зрения оценки экономики и действий, к сожалению, как мы не решили вопрос в тучные годы о переводе нашей экономики с добывающей на перерабатывающую, так пока не видно действенных шагов и сейчас, в условиях кризиса, хотя по уму, как говорится, кризис должен заставить нас это сделать. Надеюсь, что так и будет, но пока все-таки опять, вы знаете, что с 30 долл. /барр. в начале года сейчас цена 60—70 долл. /барр. Причем, я напомню, что бюджет 2009 года рассчитан из параметра 41 долл. /барр., то есть сейчас вроде неплохо, все, что сверху, идет в прибыток нашему бюджету. Кому-то может показаться, что в этой связи можно не очень-то думать о перестройке всей нашей экономики на перерабатывающие рельсы, а это нужно делать обязательно.

О. Колесниченко: В вышедшей недавно автобиографической книге про Вас «Из красного измерения»

рассказано, что Вы командовали взводом ВДВ, и у Вас 25 прыжков с парашютом. С одной стороны, в армии Вы приобрели высокие командирские качества, а с другой стороны — доверие к людям. В книге написано, что командирам ВДВ парашюты готовят подчиненные. Вот как опытный десантник, как Вы оценивает работу парламента — Вы бы прыгнули с ним в сложный прыжок в море со штормом, как это написано в книге?

Я все-таки поправлю. В ВДВ есть очень хорошее правило: в небе все равны, там нет ни командиров, ни подчиненных. У меня у самого были любопытные эпизоды. Например, есть такой момент во время прыжка, когда нельзя допустить схождения куполов, чтобы они не перехлестнулись. И так, естественно, командуешь тому, кого ты видишь, и говоришь ему всякие слова, чтобы он не допустил опасного сближения. А там все в комбинезонах и не видно, кто это — офицер или рядовой. И когда только приземлились, я увидел, что это мой комбат, и хотел извиниться, но он сказал: «Сержант, ты прав, в небе все равны». Парашюты все-таки укладывают все сами, и есть определенные этапы (там есть и рутинные этапы при укладке парашюта, а есть ключевые), так вот на ключевых этапах любой человек, который будет прыгать, все-таки считает нужным обязательно контролировать это. Хотя, безусловно, есть такое доверие, когда в том числе и не тобой уложенный парашют люди берут, прыгают и все нормально. С точки зрения доверия парламенту могу сказать, что я абсолютно доверяю своей палате, своим коллегам, я очень горжусь, что за 7 лет, после того как изменился порядок формирования нашей палаты, сформировали очень дееспособную команду и особую парламентскую атмосферу в нашей палате, которая резко отличается от той атмосферы, которая есть в Госдуме. Если вы посещаете пленарные заседания той и другой палат, то вы не можете этого не заметить. У меня есть полное доверие к своим коллегам из Совета Федерации, и с ними я готов куда угодно — и в ночь, и в шторм сигать с любой высоты, зная, что страховка не подведет и запасной парашют не понадобится.

А. Ивайченко (Минск): Что, на Ваш взгляд, может помочь укреплению отношений России и Белоруссии, и какое будущее у стран СНГ?

Будущее у стран СНГ позитивное, иного не дано, и то, что в октябре на очередном саммите в Кишиневе будут сделаны и озвучены новые намерения и новые позитивные решения для нашего Содружества, для меня очевидно, в том числе как для председателя Межпарламентской ассамблеи.

- 5

Что касается того, что можно сделать для улучшения отношений Белоруссии и России, мы все-таки движемся по пути создания Союзного государства. Но возникают — как в семье бывает иногда между супругами — проблемные вопросы, которые обязательно решаются миром и к обоюдному согласию. Уверен, что в отношенияхс Белоруссией будетто же самое, и любые технические те или иные вопросы мы всегда решим. Главное — это воля, желание и надежды двух наших братских славянских народов жить вместе, жить в согласии и в дружбе, как было испокон веков. Так оно и будет, несмотря на любые шероховатости в результате действий или бездействия тех или иных политиков.

О. Завьялова: Сергей Михайлович, Вы — профессиональный политик с огромным опытом. А какие человеческие качества, на Ваш взгляд, наиболее важны сегодня в политической жизни России?

Хороший вопрос. Таких качеств, намой взгляд, должно быть несколько. Причем, когдая их назову, вы согласитесь, что хорошо бы, чтобы этими качествами обладали люди, не обязательно занимающиеся политикой, а даже ваши коллеги по работе, ваши соседи. Это такие качества, как порядочность, надежность и (я назову, может быть, таким не очень политическим словом) сострадание или, если угодно, милосердие, и под этим я понимаю неравнодушие к проблемам и болям простых людей. Если чиновник не чувствует этого, если он считает, что народ там отдельно, а я — отдельно, то это не политик, а именно чиновник бездушный, который ничего хорошего не сделает, а зачастую только будет вредить. Это, как мне кажется, такие качества, которые обязательно должны быть. Конечно, на любом участке работы — будь-то политика или исполнительная и законодательная власть — нужно быть профессионалом. Нужно очень хорошо разбираться в предмете, которым ты занимаешься и который находится у тебя в ведении. Здесь, действительно, дилетантам делать нечего, но при этом должны быть те человеческие качества, о которых я уже сказал.

Вопрос: Не так давно Президент России Дмитрий Медведев выразил недовольство безынициативностью глав субъектов Федерации в борьбе с кризисными явлениями в российской экономике. Какова Ваша точка зрения? Действительно ли главы регионов так безынициативны, как думает президент, или есть какие-то позитивные факторы в такой «безынициативности»? Не секрет, что за прошедшие 8—9 лет инициативность регионов, как это было в 1990-егг., несколько снизилась по известным причинам — может быть, по причине закручивания гаек в вертикали

® НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕ

власти. Как Вы оцениваете эти тенденции и как эти самые гайки раскручивать, на Ваш взгляд?

Я не считаю, что гайки были закручены. Был наведен элементарный порядок в нашем общем федеративном доме, и та пресловутая вольница — берите самостоятельности столько, сколько унесете — закончилась для многих регионов очень плачевными результатами. Она была переведена в плоскость прагматизма, когда идет четкое распределение обязанностей в соответствии с законом, и очень большие полномочия делегированы в регионах. Губернаторы теперь отвечают перед своим народом через своеобразную палату представителей — через депутатов законодательных органов власти — и отвечают перед президентом. Это на нынешнем этапе хорошо, я в этом абсолютно уверен. Почему президент счел необходимым сделать такое заявление? Ответ тоже очевиден. Безусловно, это касается не всех губернаторов и не всех регионов, но в то же время у нас, увы, не один и не два региона, которые демонстрируют безынициативность и неумение работать в условиях кризиса. Таких тоже немало, увы, поэтому, как всегда в жизни бывает, нельзя все одной краской красить и считать, что там все плохо или все хорошо. Но то, что нужно было привлечь внимание очень многих губернаторов к тому, что нечего ждать, что кто-то за вас приедет и все решит, что самим нужно не допускать взрывной ситуации, нужно мониторить и вовремя принимать необходимые меры, а если сами не справляетесь — вовремя обращаться в федеральный центр — мне кажется, что такое предупреждение и довольно жесткое заявление нашего президента были более чем уместными и своевременными.

Московское бюро «Ямал-Регион ТВ»:...Вы сказали, что будут рассмотрены несколько законопроектов пенсионного обеспечения. Северян очень волнует вопрос по поводу (такое слово) «валоризации» северного стажа, который был заработан в советский период. Цена вопроса — 18 млрд руб. Сегодня известно, что Госдума готовит отрицательный ответ по этому вопросу. Хотелось бы услышать Ваш комментарий.

К сожалению, да. Должен сказать, что наша фракция «Справедливая Россия» видит все эти проблемы очень хорошо, и многие члены нашей фракции воздерживаются при рассмотрении данного закона, понимая, что там не все просчитано. Если говорить о северянах, то предложение нашей партии программное. Мы считаем, что известный повышающий коэффициент, который сейчас для всех равен 1к2, для северян должен быть 2,8. Для всех один к двум, а для северян 2,8, и это было бы справедливо, потому что действительно люди pair приоритеты и безопасность

ботали в тяжелых условиях, по призыву государства ехали туда, на север, как правило, оставались там на всю жизнь. Слава Богу, решен вопрос о «северной» пенсии, которую можно теперь получать, не проживая там, а заработав ее, вернуться, что называется, на материк, в центральную часть нашей страны. Но этот вопрос пока не решен. Я считаю, что все-таки должна быть справедливость, и людям за то, что они работали в очень тяжелых климатических, социальных и географических условиях, нужно доплачивать пенсию в виде такого специального «северного» коэффициента.

Вопрос («Парламентская газета»): Сегодня были одобрены поправки в Бюджетный кодекс и тем самым сократились сроки подготовки бюджета. На Ваш взгляд, не скажется ли это на его качестве и не возникнут ли проблемы у регионов и муниципалитетов?

У регионов будет целый месяц — декабрь, потому что я думаю, что к концу ноября — началу декабря мы выйдем на полностью готовый бюджет. С учетом очень резко меняющихся факторов в связи с кризисом мне кажется, что было разумно немного отложить время внесения бюджета в Федеральное Собрание с тем, чтобы сориентироваться и не делать, как было в прошлом году. Я на всякий случай напомню: когда кризис уже грохотал, обваливались фондовые рынки, падала цена на нефть, а мы принимали бюджет с параметрами из «мирного» времени, в том числе ценой барреля нефти. Мы тогда говорили — не лучше ли сразу отложить рассмотрение бюджета, внести коррективы. Нет, приняли и все равно через три месяца все это меняли, и понятно, что это нужно было делать сразу. Наученные, к счастью (хорошо, что и Министерство финансов учится на собственных ошибках), этим горьким опытом, мы приняли решение о таком новом временном графике рассмотрения бюджета. На качестве, уверен, это не скажется. Мы (в данном случае я имею в виду и Правительство, и Федеральное Собрание) умеем работать в оперативном режиме и очень слаженно, поэтому за качество я не беспокоюсь. Я уверен, что и у парламентариев, и в целом у регионов будет время для того, чтобы в соответствии с федеральным бюджетом окончательную редакцию своих бюджетов завершить в декабре.

Вопрос из зала: Как Вы относитесь сейчас к продлению «дачной амнистии»? Необходимо ли это было и достаточно ли такого срока, который сейчас указан? И еще, маленькое уточнение по «Автодору»: как Вы считаете, в этот законопроект, учитывая некоторые спорные моменты, не могут начать готовиться какие-то поправки, изменения?

Я не исключаю, что поправки не только могут вноситься, но, наверное, и будут, причем, может быть, даже сразу. Причем, заранее известна позиция правительства. И, несмотря на то, что очень часто я спорю с правительством, логика у них тоже есть. Они, наверное, скажут: «Стоп. Давайте, пусть закон заработает, мы посмотрим хотя бы несколько месяцев, и если действительно мы увидим и убедимся, что эта система не работает, тогда здесь нужно что-то подправлять» (хотя некоторые вещи очевидны уже сейчас). Надо отдать должное, правительство очень часто идет в конечном итоге на такие поправки, но опять же, увы, не всегда, хотя есть очевидные вещи, которые нужно менять. Увы, правительство по каким-то соображениям не идет на это. Что касается «дачной амнистии», то, безусловно, это нужно было делать. Продление практически на 5 лет — это то, что нужно, потому что только 2 млн наших граждан успели воспользоваться этим новым правилом, а примерно 10 млн еще не смогли. У всех абсолютно разные обстоятельства: кто-то никакие может найти концы со своим садовым товариществом, хоть какие-то правоустанавливающие документы, хоть в какой-то тетрадочке что-то было записано. Там очень много проблем возникает. Есть некоторые семейные обстоятельства, которые не позволяют или в ближайшие годы не позволят дела решить. Такое продление я считаю абсолютно правильным, и уж если государство решило сделать так, чтобы люди могли получить в собственность то, что им уже принадлежит, и так, чтобы им голову не морочили, так пускай это сделают все. Понятно, что если кто-то думает, что как только выходит закон, тут же все побежали все делать, то я вас уверяю, что есть огромное число дачников, которые даже вообще не знают, что появился такой закон, что его продлили, и это правда жизни, и надо ее правильно воспринимать. Поэтому я считаю, что это абсолютно правильное решение.

В. Карушев (Санкт-Петербург): Каково Ваше мнение о молодежной политике, проводимой сегодня в России?

Сегодня в рамках правительственного часа выступал министр спорта, туризма и молодежной политики Виталий Мутко. Он очень подробно рассказал, что делается. Когда я слушал — камень не кинешь, очень много делается. Но у меня такое ощущение, что это делается и живет своей жизнью, а молодежь живет отдельно своей жизнью со своими проблемами, которые в большинстве своем не решаются, к сожалению, на государственном уровне. Какие-то отдельные праздники и отдельные проекты, конечно, не решают огромных

- 7

проблем молодежи, связанных, прежде всего, с невозможностью получить высшее образование, работу по специальности, а иногда и просто работу, с невозможностью бесплатно решать проблему своего досуга или заниматься спортом или в каких-то кружках и секциях, потому что все дорого. Отсюда — неуверенность в завтрашнем дне, склонность, что называется, к дивиантному поведению со всеми вытекающими последствиями. Все эти проблемы, на мой взгляд, должны решаться в законе прямого действия, в законе, в котором молодежи действительно будут гарантироваться от имени государства те или иные положения по тем проблемам, о которых я сказал. Я имею в виду закон о государственной молодежной политике. Закон, который сейчас находится в Госдуме — это не закон, это такие пожелания, благие слова о необходимости и значимости молодежной политики, не более того. Закон должен решать такие вопросы, как квотирование рабочих мест для выпускников средней и высшей школы, возможность получения жилья либо в рамках того, что мы называем некоммерческим фондом, на первом этапе жизни, либо потом по специальной программе, необременительной с точки зрения финансовых возможностей нашей молодежи, возможность получения бесплатного высшего образования, а не так, как сейчас, когда более 50 % выпускников вузов получали образование за деньги. Все эти вопросы должны быть предметом государственной политики и должны быть зафиксированы в специальном федеральном законе о государственной молодежной политике.

Ю. Михейкин: Вы постоянно в движении, много работаете. Как Вы справляетесь с такими нагрузками, и какой самый свежий экспонат в Вашей каменной коллекции?

Хороший вопрос. По поводу экспоната — у меня есть блог в Живом Журнале, и там я опубликовал воспоминания о своей работе в Монголии. Там, естественно, очень часто упоминались агаты. Монголия богата этим замечательным минералом, очень красивым поделочным камнем с очень хорошим рисунком. Один из «френдов» мне написал, что он работал в Монголии, немного позже, чем я, в 1990-егг. Он работал в карьерах, где добывали флюорит, и в свободное от работы время он в отвалах часто находил, как он называл, «шарики». Он предложил прислать мне несколько экземпляров. Он прислал, я их распилил и должен сказать, что я 10 лет провел на территории Монголии, нет ни одного аймака (аймак — это по-нашему область) и, наверное, нет ни одного самона (типа районного центра), где я бы не был, но таких агатов я не видел.

8 -

Все очень интересные, необычные, причем видно, что с одного агатового поля собраны. Это последнее приобретение, и я очень благодарен этому «френду», который прислал мне такие образцы. А по поводу того, как удается справляться с нагрузками — то могу сказать, что, увы, иногда не получается регулярно заниматься спортом. Хотя зарядку я делаю, но не всегда удается регулярно ходить в спортзал или плавать. На самом деле, это все-таки закалка, которую мне дали армия и геология. Понятно, что нельзя жить все время на старых запасах, и нужно самому действовать, и я такие меры принимаю. Мне кажется, что все-таки закалкадействительно была мощная. Я приведу пример: я работал уран-щиком (радиоактивные методы поиска и разведки). Есть одна особенность: если начался дождь, даже небольшой, работать нельзя, потому что повышается радиоактивный фон. И в этой связи правило: выезжаешь в поле — работаешь пока ведро, без выходных, весь световой день. На Севере, там, где полярные ночи, иногда чуть ли ни сутками работали. В Монголии маршрут заканчивался, когда начинало смеркаться. Приезжала машина и увозила тебя на базу. В 6 часов утра подъем, легкий завтрак — и туда. У нас был рекорд — мы так проработали 3,5 месяца. Честно скажу, до сих пор самый любимый звук — звук дождя, барабанящего по палатке или по юрте, это сигнал, потому что понимаешь, что кончилась эта гонка и можно передохнуть. Таким образом, закалка есть.

Вопрос от «Парламентской газеты»: Завершился первый этап единого госэкзамена (ЕГЭ), и есть случаи, когда его результаты спрашивают при приеме на работу выпускников. Как, на Ваш взгляд, это сочетается с той молодежной политикой, о которой говорили сегодня Вы и министр Виталий Мутко?

Я думаю, что уважаемая аудитория знает мое принципиально негативное отношение к ЕГЭ. Но даже не в этой связи я считаю, что подобные решения некоторых агентств и работодателей — это недопустимое решение. Это уже из ЕГЭ делают некоего монстра. Мало того, что в результате ЕГЭ уже и так жизнь покалечена у некоторых выпускников школ, которые в конечном итоге и так получат некую такую филькину бумажку о том, что они прослушали И классов, и у них не будетдаже элементарного аттестата. Почему им такое «счастье» привалило, абсолютно не понятно. У меня есть одна одноклассница, я не буду называть ее имени. Она всю школу училась с «двойки» на «тройку». И, представляете, она выходит замуж за кандидата физико-математических наук, а он говорит: «Ну, неужели ты такая неспособная?». Позднее она с

отличием заканчивает (причем понятно, что не он за нее там все решал) институт. Просто здесь сыграл роль новый стимул, новая жизнь. Может, ее долбали и тюкали в школе, она привыкла, что она троечница, а ее муж ей сказал, что она способная. Она полюбила физику, математику, блестяще закончила институт, у нее блестящая карьера, и жизнь сложилась. Вот пример из жизни. Причин того, что ученик — троечник, может быть миллион. Ему при этом выписывают «волчий» билет. Ладно, Бог с этими экзаменами. Но теперь получается, что этот «волчий» билет тебя будет преследовать, не только когда ты хочешь получить образование, а при трудоустройстве. Как можно считать, что результаты ЕГЭ показывают то, что ты прилежный? Да ничего подобного. Я уже приводил очень интересную информацию: по итогам прошлого года, когда 900 с лишним тысяч учеников сдавали ЕГЭ, было несколько выпускников школы, которые написали математику по ЕГЭ на 100 баллов. Этот список был наложен на победителей международных и всероссийских олимпиад по математике и абсолютно не совпал. Ни один победитель олимпиады не написал на 100 баллов. И, наоборот, те, кто написали на 100 баллов, вообще не участвовали в этих олимпиадах. Вот вам критерий совершенно очевидный. Гениальные, талантливые будущие наши Лобачевские

ЕГЭ, увы, не могут сдать на 100 баллов, по крайней мере. Я уверен, что они сдали, наверняка, неплохо, но на 100 баллов не получается. И тут при приеме на работу рекомендуют работодателям запрашивать результаты ЕГЭ. Во-первых, я считаю, что это просто нарушение прав граждан, и демонизация этого самого ЕГЭ. Из него делают какого-то монстра, который будет влиять на всю жизнь человека. Считаю это абсолютно недопустимым и думаю, что нужно это исправить. Это же никакой не закон, а просто такая рекомендация работодателям. И на мой блог мне уже прислали ксерокопию такого бланка, который заполняется при приходе в бюро по трудоустройству. Там есть такая графа: «Укажите данные ЕГЭ». Причем здесь это, зачем это нужно? Я считаю, что это все очень неправильно.

Н. Власов: Какие главные задачи стоят перед Советом Федерации в осеннюю сессию?

Ответ простой — конечно же, это бюджет и, прежде всего, бюджет, потому что осень будет посвящена ему. В планах, как всегда, будет значительное количество законопроектов. Будем ждать, в том числе, и развития законодательного обеспечения противодействия коррупции. Я думаю, что будут новые инициативы и новые предложения. Но ключевым осенью, конечно, будет бюджет на следующий 2010 год.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.