Научная статья на тему 'Рейтинговая система стран брикс и её влияние на инвестиционную деятельность России'

Рейтинговая система стран брикс и её влияние на инвестиционную деятельность России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
279
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
рейтинг / БРИКС / рейтинговые агентства / кредитный риск / инвестиционная привлекательность / приток инвестиций / rating / BRICS / rating agencies / credit risk / investment attractiveness / investment inflow

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — К Н. Усманова

В статье описывается введение новой рейтинговой системы странами БРИКС и возможное влияние это системы на инвестиционную привлекательность России для международных инвесторов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BRICS RATING SYSTEM AND ITS IMPACT ON THE RUSSIAN INVESTMENT ACTIVITY

The article describes the introduction of a new rating system by the BRICS countries and the possible impact of this system on Russia's investment attractiveness for international investors.

Текст научной работы на тему «Рейтинговая система стран брикс и её влияние на инвестиционную деятельность России»

РЕЙТИНГОВАЯ СИСТЕМА СТРАН БРИКС И ЕЁ ВЛИЯНИЕ НА ИНВЕСТИЦИОННУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РОССИИ

К.Н. Усманова, магистрант

Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации (Россия, г. Москва)

DOI: 10.24411/2500-1000-2018-10487

Аннотация. В статье описывается введение новой рейтинговой системы странами БРИКС и возможное влияние это системы на инвестиционную привлекательность России для международных инвесторов.

Ключевые слова: рейтинг, БРИКС, рейтинговые агентства, кредитный риск, инвестиционная привлекательность, приток инвестиций

Коллективное лидерство - это новый опыт, который цивилизация реализует в рамках БРИКС в условиях глобализации. Задача БРИКС заключается в разработке новой глобальной модели управления, которая должна быть не однополярной, а консолидированной и конструктивной. Цель также состоит в том, чтобы избежать негативного сценария разворачивающейся глобализации и начать сложное слияние глобальных растущих экономик, не искажая и не нарушая единого финансово-экономического континуума мира. В последнее десятилетие в международном академическом сообществе прошли многочисленные дебаты о современном мире и современном миропорядке. Некоторые эксперты считают, что, несмотря на падение американской мощи, мировой порядок остается прежним, поскольку международный порядок является либеральным и основан на лидерстве США, которое все еще хорошо работает. Она может ассимилировать растущие державы, такие как Китай, Индия и Бразилия. Таким образом, борьба между существующими и вновь возникающими державами ведется не за основополагающие принципы, а за дополнительные лидерские преимущества в ее рамках.

Профессор из Принстона Джон Икен-берри, один из ведущих стратегов Запада, является одним из главных сторонников этой идеи (1кепЬеггу 2011). Итак, в 2016 году Роберт Д. Каплан, ведущая фигура геополитики в США, опубликовал статью, в которой он советует США и Западу уже-

сточить отношения с Китаем и Россией. Г-н Каплан считает, что и Китай, и Россия являются ревизионистскими державами, и они демонстрируют свои мускулы не потому, что они сильны, а потому, что они слабы.

В рамках последних политических, геополитических и экономических событий актуальность данной статьи имеет большое значение. Отношения Соединенных Штатов и России всегда были под особым вниманием общества, и их трудно было назвать равномерными и спокойными. Однако, с приходом к власти в США Дональда Трампа, не только Россия как член БРИКС, но и другие страны-участницы ощутили на себе давление со стороны запада. За последние 2 года произошли серьезные сдвиги мировой экономической системы в целом: Торговая война с Китаем, экономические санкции против всех стран БРИКС (за исключением ЮжноАфриканская Республика), санкции против компаний стран БРИКС и др. Все это даёт ясно осознать, что США, как и все западное сообщество с опаской смотрит на развитие интеграционного объединения БРИКС. Президент США Дональд Трамп ещё в предвыборной кампании говорил о том, что США потеряла своё былое величие, и главной причиной является «опасное» развитие развивающих стран, таких как страны-участницы БРИКС, и в особенности Китай. И западное сообщество и БРИКС понимают, что если не развивать свои экономические, финансовые и другие основополагающие системы, то равнове-

сие сил может быстро измениться. Именно поэтому, БРИКС начинает серьезную внутреннюю трансформацию, которая может очень серьёзно повлиять на весь мир.

Одним из таких изменений стал шаг к созданию своего рейтингового агентства. Рейтинговые агентства играют важную роль в процессе секьюритизации, помогая инвесторам принимать обоснованные решения относительно инвестирования в базовые ценные бумаги. Ожидается, что рейтинговые агентства как хранители общества, проводящие исследования, анализ и оценку различных рисков, будут защищать инвесторов от чрезмерного кредитного риска. Рейтинги позволяют таким учреждениям, как страховые компании и пенсионные фонды, которым соответствующими регуляторами запрещено инвестировать в ценные бумаги с рейтингом ниже инвестиционного, активно участвовать в секьюритизированном рынке в качестве инвесторов. Инвестиционный рейтинг передает инвесторам информацию о том, что базовый инструмент будет выплачивать купонные проценты и основную сумму в соответствии с условиями договора.

Кредитный рейтинг страны, предоставляемый рейтинговыми агентствами, безусловно, является также немаловажным элементом. Кредитный рейтинг государства подразумевает под собой оценку возможности страны отвечать по принятым обязательствам, возвращать кредиты, насколько безопасно инвестировать денежные средства в развитие экономики. Чем выше этот показатель, тем интереснее становится страна для иностранных инвесторов. Рейтинговую информацию чаще всего используют инвесторы при приобретении облигационные ценных бумаг, чтобы точно знать, когда и сколько он получит.

На данный момент существует три основных и наиболее влиятельных агентства в мире: Fitch, Moodys, Standart & Poors. Несмотря на то, что данные агентства являются независимыми и международными , факты предвзятости выставляемого рейтинга неоднократно наблюдалось. Таким образом можно выделить следующие причины для БРИКС по созданию собственно-

го международного независимого агентства:

- американская юрисдикции, т.е. их деятельность контролируется единым органом - Комиссией по ценным бумагам и биржам (SEC);

- высокая роль государственного регулирования;

- неформальные инструменты воздействия в отношении «большой тройки»( Fitch, Moodys, Standart & Poors);

- у США имеется возможность безосновательного с экономической точки зрения отзыва присвоенных ранее рейтингов;

- слабые возможности национальных агентств по признанию своих рейтингов на международном уровне;

- субъективность мнения.

Идея создания альтернативного кредитного рейтингового агентства во главе с блоком стран БРИКС набирает обороты. Но есть вопросы о том, будет ли он процветать, учитывая основные проблемы, с которыми он должен столкнуться.

Лидеры блока из Бразилии, России, Индии, Китая и Южной Африки выступают за эту идею. Идея ранее возникла в ходе саммита БРИКС 2015 года в Уфе и была подтверждена декларацией Гоа на 8-м саммите БРИКС. Совсем недавно президент Южной Африки Джейкоб Зума сказал, что страны БРИКС приняли решение, что они могут оценить себя, и, возможно, другие тоже. Цель будет заключаться в обеспечении более "сбалансированного подхода" при составлении рейтингов.

И Бразилия, и Россия недавно были понижены Moody's. И вот уже более года Южная Африка живет с возможным понижением рейтинга «большой тройки» западных кредитных рейтинговых агентств Standard & Poor's, Moody's и Fitch.

Большая тройка столкнулась с растущей критикой. Критики утверждают, что частые понижения рейтинга развивающихся стран несправедливы и служат политическим интересам Запада.

БРИКС начал привлекать финансовых экспертов к разработке бизнес-модели нового рейтингового агентства, а также методологии его работы.

Это не первая попытка бросить вызов большой тройке. Китай, Россия, Индия и Бразилия создали свои собственные рейтинговые агентства. Но никто никогда не приближался к тому, чтобы утвердиться в качестве альтернативы.

Уровень доверия ещё в 2008 году стал под сомнения, когда «большая тройка» присваивала «мусорным» ипотечным облигациями максимально положительный рейтинг. Тогда рейтинговые агентства были вынуждены выплатить более 2,2 млрд долларов штрафов за соучастие в кредитном кризисе. Это еще больше подорвало их авторитет и усилило обвинения, особенно в развивающихся странах.

Критики также атаковали модель оплаты эмитентов рейтинговых агентств. По этой системе кредитные рейтинговые агентства оплачиваются рейтинговыми учреждениями (эмитентами долгов), а не инвесторами, которые используют информацию, создавая конфликт интересов. Критики также утверждают, что это закрепляет геополитические предубеждения.

Есть надежда, что новое агентство компенсирует предполагаемую предвзятость в глобальной финансовой архитектуре. Это также создаст конкуренцию и предложит инвесторам, эмитентам и другим заинтересованным сторонам более широкий выбор и более разнообразный взгляд на кредитоспособность.

Учитывая, что БРИКС является домом для половины населения мира, на его долю приходится более четверти мирового экономического производства и недавно был создан зарождающийся Новый банк развития, страны под его знаменем имеют между собой потенциал для создания влиятельного кредитного рейтингового учреждения.

Но были подняты вопросы о том, удовлетворяет ли новое рейтинговое агентство финансовые потребности или политически мотивировано. И будет ли он компетентно предоставлять независимую, объективную и заслуживающую доверия услугу кредитного рейтинга, основанную на надежной методологии.

Помимо всего прочего перед странами участницами БРИКС встают и другие про-

блемы. Во-первых, это высокая стоимость проекта. Поиск альтернативной модели бизнес проекта, создание бизнес-плана, привлечение иностранных специалистов, обслуживание необходимого оборудования - всё это требует колоссальных финансовых вложений, а это как известно может станет серьёзным камнем преткновения между странами-участницами. Во-вторых, не менее важной проблемой является создание принципиально новой модели рейтингового агентства. Как показывает практика, страны часто объединяются для создания рейтингового агентства, но по факту они лишь реплицирует уже имеющиеся модель. В качестве примера можно взять неудачный опыт подобных проектов в частном секторе (России, КНР и США (Universal Credit Ratings Group), а также Бразилия, Индия, ЮАР совместно с Малайзией и Португалией (Arc Rating)).

Самой большой задачей для нового кредитного рейтингового агентства БРИКС будет убедить инвесторов, особенно из США и Европы, в том, что присвоенные рейтинги политически беспристрастны. Один из способов сделать это - принять модель "инвестор платит", когда инвесторы подписываются на рейтинги, публикуемые агентствами, а доходы от подписки становятся источником дохода. Это обеспечит транспарентность и доверие, избегая при этом конфликта интересов.

Но принятие новой модели может не сработать, учитывая, что основными пользователями информации о кредитном рейтинге являются глобальные пенсионные и паевые фонды, которые в настоящее время используют по крайней мере одно из рейтинговых агентств "большой тройки". Возможно нужно будет начать с мелких и средних клиентов и дальше расширят свою базу подписчиков.

Самое главным может оказаться фактор того, что инвесторы будут скептически относиться к способности нового рейтингового агентства БРИКС компенсировать убытки в случае, если оно будет выдавать ложные рейтинги, как это сделала "большая тройка" в США.

Агентство БРИКС, вероятно, будет еще одним провальным рейтинговым агентст-

вом, если оно не сможет преодолеть эти препятствия.

Однако согласно словам политиков стран БРИКС проект будет полностью запущен в 2019 году. Правда дата уже несколько раз переносилась. Тем не менее данная идея заслуживает высокой оценки, и по мнению Фрэнсис Корнегей, старшего научного сотрудника Института глобального диалога Университета Южной Африки, что «успешное создание рейтингового агентство будет иметь отношение к глобальному экономическому балансу сил относительно того, есть ли достаточные рычаги влияния среди стран БРИКС и других развивающихся держав».

Темпы экономического роста БРИКС растут. «Начиная с 2017, все страны БРИКС демонстрируют положительную динамику экономического роста. Более того, мы ожидаем, что темпы роста будут расти до 2019 и 2020 годов, особенно в Индии», - отметил Ярослав Лисоволик, главный экономист и управляющий директор по исследованиям Евразийского банка развития.

Проект может быть реализован на базе создаваемого Нового банка развития БРИКС. Это позволит решить сразу несколько задач:

- усилить независимость деятельности агентства от влияния отдельных государств и их регулирующих органов;

- сохранить на начальном этапе возможность учета региональной специфики экономики, особенностей делового этикета стран, приоритетных для деятельности агентства;

- обеспечить поддержку агентства на нескольких национальных рынках и повысить тем самым его международную конкурентоспособность;

- диверсифицировать источники финансирования и по возможности отказаться от принципа оплаты объектом оценки.

Библиографический список

1. BRICS information portal URL: http://infobrics.org/ (Обращение от 09.01.2019 г.).

2. "Credit Rating ^gencies-NRSROs". U.S. Securities and Exchange Commission. 25, September 2008.

3. Does the BRICS grouping need its own rating agency? URL: https://www.postwesternworld.com/2015/08/17/grouping-rating-agency/ (Обращение от 09.01.2019 г.).

Логично предположить, что наибольший интерес данный проект вызывает у России и Китая. Остальные страны-участницы, скорее проявляют нейтралитет, чем активное участие и заинтересованность.

Россия заинтересована в данном проекте, прежде всего, потому что инвестиционный рейтинг страны очень сильно пострадал с конца 2013 года. Безусловно, это отразилось на инвестиционном климате страны. Инвестиции в период с 2013 по 2014 год сократились в 10 раз, хоть сейчас и наблюдается постепенный рост, это, к сожалению все равно не достигает предыдущих результатов. Экономика последние пятилетие находилась в состояние упадка или стагнации. Стране крайне необходим крупный приток прямых инвестиций в реальные сектора экономики.

Высокая вовлеченность Китая в данный проект также понятна. Китай, который имеет более широкие планы медленно развивать "параллельный порядок", чтобы медленно уменьшить свою зависимость от институтов, возглавляемых Западом. Таким образом, создание собственного рейтингового агентства является лишь одной из многих других инициатив, начиная от интернационализации юаня, продвижения China Union Pay (в дополнение к MasterCard и Visa) и Азиатского банка инфраструктурных инвестиций (в дополнение к Азиатскому банку развития).

Суммируя все выше сказанное, хочется сказать, что риск краха проекта очень высок. Ввиду того, что за последние 30 лет альтернативный проект «большой тройки» никто не смог предложить задача кажется очень тяжело выполнимой. Однако нельзя отрицать, что успех проекта может кардинально изменить баланс сил в мире.

4. Dr.S.Gurusamy, Financial Services and System!, Thomson Publishers, First edition - 1. 2008.

5. Fitch Ratings, URL: https://www.fitchratings.com/site/search7content =research&request=country%20ratinngs%20mssia (Обращение от 09.01.2019 г.).

6. General assembly examines growing role of credit rating agencies as arbiters of risk, while speakers call for common standards, objectivity, reforms / UN General Assembly. Thematic Debate // United Nations: website. 2013 September 10 URL: http://www. un.org/press/en/2013/ga11409.doc.htm (дата обращения: 08.01.2019).

7. Global financial stability report: Sovereigns, funding, and systemic liquidity. P. 88.

8. James Robbins, Trump accuses China of election 'meddling' against him, 26 сентября 2018 года, https://www.bbc.com/news/world-us-china-45656466 (Обращение от 09.01.2019 г.).

9. Rating Action: Moody's withdraws Transoil's ratings // Moody's investor service, URL: https://www.moodys.com/research/Moodys-withdraws-Transoils-ratings--PR_296531 (дата обращения: 09.01.2019)

10. The Role Of Brics In Theworld Economy& International Development https://reddytoread.files.wordpress.com/2017/09/brics-2017.pdf (Обращение от 09.01.2019 г.).

11. Всемирный банк, Всемирный банк Open Data, https://data.worldbank.org (Обращение от 09.01.2019 г.).

12. Егоров А. Глобальная финансовая инфраструктура: момент истины // Банковское дело. 2013. № 7. С. 10

13. Клаус Алексей «Брикс против диктатуры доллара»

BRICS RATING SYSTEM AND ITS IMPACT ON THE RUSSIAN INVESTMENT ACTIVITY

K.N. Usmanova, graduate student

Financial university under the Government of the Russian Federation (Moscow, Russia)

Abstract. The article describes the introduction of a new rating system by the BRICS countries and the possible impact of this system on Russia's investment attractiveness for international investors.

Keywords: rating, BRICS, rating agencies, credit risk, investment attractiveness, investment inflow

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.