Научная статья на тему 'Глобализация кредитной системы: вектор развития и кредитные рейтинги'

Глобализация кредитной системы: вектор развития и кредитные рейтинги Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
849
123
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / GLOBALIZATION / КРЕДИТНАЯ СИСТЕМА / CREDIT SYSTEM / ПЛАТЕЖНАЯ СИСТЕМА / PAYMENT SYSTEM / КРЕДИТНЫЕ РЕЙТИНГИ / CREDIT RATINGS / ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА / MONETARY POLICY / ВНЕШЭКОНОМБАНК / VNESHECONOMBANK

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Полищук А.И., Полищук С.А.

В статье отмечается, что кредитная система организуется как структурированное единство принципов построения, механизма и институционально упорядоченных форм кредитных отношений, имеющих вектор развития в направлении обеспечения непрерывности платежного оборота в различных условиях в целях регулирования спроса и предложения кредита заемщиков, обладающих кредитоспособностью, и кредиторов, располагающих кредитным потенциалом. Кредиторами последней инстанции являются центральные банки, стремящиеся преодолеть кризисные явления и обеспечить экономический рост, и международные финансовые организации. Рассматриваются проблемы формирования эффективной кредитной системы. Оцениваются тенденции ее развития в 2014 г. и определяются возможности на ближайшую перспективу. Раскрывается роль Внешэкономбанка (ВЭБ) в финансировании и кредитовании Олимпийских игр Сочи-2014. Анализируются материалы международных рейтинговых агентств, которые оценивают долги правительств и компаний. Финансовый кризис поставил большой вопрос о точности их прогнозов. Констатируется, что участие в олимпийском строительстве не затруднило деятельность Внешэкономбанка, который поставил перед собой задачу довести к концу 2015 г. общий объем средств поддержки национальной экономики до 1,9 трлн руб.(2,4% ВВП). Утверждается, что избежать предвзятых оценок геополитических рисков возможно, формируя соответствующую институциональную рейтинговую структуру, способную объективно оценить положение в экономике на постсоветском пространстве. Необходимо идти по пути создания собственного рейтингового агентства в рамках Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана. Взаимодействие финансовых систем стран СНГ и интеграция России в мировую экономику должны быть продолжены.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Globalization of credit system: vector of development and credit ratings

The article underlines that the credit system is organized as a structured unity of principles of construction, mechanism and institutionally ordered forms of credit relations which have a development vector in the direction of providing a continuity of payment turnover in various experimental conditions for regulation of supply and demand of credit on the part of solvent borrowers, and also creditors with credit potential. The central banks are the lenders of last resort, which are seeking to overcome the crisis phenomena and to provide the economic growth. The international financial organizations are also performing a role of lenders of last resort. The paper considers the issues connected with a problem of effective credit system formation. The authors evaluate the trends of its development in 2014 and determine the opportunities for the near-term perspective, and also reveal the role of Vnesheconombank (VEB) in financing and crediting the Sochi-2014 Olympic Games. The article analyzes the materials of the international rating agencies, which estimate the governments and companies debts. The financial crisis raised a central issue of their forecast accuracy. The authors state that the participation in the Olympic construction has not destabilized Vnesheconombank’s activities. The bank has set the task to bring the total amount of support to the national economy up to 1.9 trillion rubles (2.4% of GDP) by the end of 2015. The paper asserts that it is possible to avoid prejudiced estimates of such the geopolitical risks by creating the relevant institutional rating structure capable to objectively estimate the economy’s situation in the post-Soviet space. It is necessary to follow the way of creation of the proprietary rating agency within the framework of the Customs Union of Russia, Belarus and Kazakhstan. The authors emphasize the need of continuation of interaction of financial systems of the CIS countries and integration of Russia in the world economy.

Текст научной работы на тему «Глобализация кредитной системы: вектор развития и кредитные рейтинги»

Банковское дело

УДК 336.71

ГЛОБАЛИЗАЦИЯ КРЕДИТНОЙ СИСТЕМЫ: ВЕКТОР РАЗВИТИЯ И КРЕДИТНЫЕ РЕЙТИНГИ

А.И. ПОЛИЩУК, кандидат экономических наук, соискатель научной степени доктора наук по кафедре денежно-кредитных отношений и монетарной политики E-mail: boroninala@mail.ru Финансовый университет при Правительстве РФ

С.А. ПОЛИЩУК, кандидат экономических наук, директор департамента финансовых институтов и рынка капитала ОАО «СМП БАНК» E-mail: spolischuk@smpbank.ru

В статье отмечается, что кредитная система организуется как структурированное единство принципов построения, механизма и институционально упорядоченных форм кредитных отношений, имеющих вектор развития в направлении обеспечения непрерывности платежного оборота в различных условиях в целях регулирования спроса и предложения кредита заемщиков, обладающих кредитоспособностью, и кредиторов, располагающих кредитным потенциалом. Кредиторами последней инстанции являются центральные банки, стремящиеся преодолеть кризисные явления и обеспечить экономический рост, и международные финансовые организации.

Рассматриваются проблемы формирования эффективной кредитной системы. Оцениваются тенденции ее развития в 2014 г. и определяются возможности на ближайшую перспективу. Раскрывается роль Внешэкономбанка (ВЭБ) в финансировании и кредитовании Олимпийских игр Сочи-2014. Анализируются материалы международных рейтинговых агентств, которые оценивают долги правительств и компаний. Финансовый кризис поставил большой вопрос о точности их прогнозов. Констатируется, что участие в олимпийском строительстве не затруднило деятельность Внешэкономбанка, который

поставил перед собой задачу довести к концу 2015 г. общий объем средств поддержки национальной экономики до 1,9 трлн руб.(2,4% ВВП).

Утверждается, что избежать предвзятых оценок геополитических рисков возможно, формируя соответствующую институциональную рейтинговую структуру, способную объективно оценить положение в экономике на постсоветском пространстве. Необходимо идти по пути создания собственного рейтингового агентства в рамках Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана. Взаимодействие финансовых систем стран СНГ и интеграция России в мировую экономику должны быть продолжены.

Ключевые слова: глобализация, кредитная система, платежная система, кредитные рейтинги, денежно-кредитная политика, Внешэкономбанк

Принципы построения и вектор развития кредитной системы. При рассмотрении основных тенденций в глобальной экономике в 1990-2014 гг. следует принять во внимание вывод, сделанный Д. Гэлбрейтом (1990-1998 гг.) [2], согласно которому финансовым властям следует отказаться от иллюзий

и признать провал неолиберального эксперимента по причине свойственных ему системных пороков. Сложная геополитическая обстановка, кризис на рынке американских ипотечных облигаций и Великая рецессия 2007-2013 гг. подтвердили необходимость смены принципа «доверия инвестору» на принцип «поощрение экономического роста».

Рост экономики европейских торговых партнеров России в 2011-2013 гг. продолжал замедляться (ВВП еврозоны сократился в 2012 г. на 0,6%, в 2013 г. - на 0,4%), что привело к углублению кризиса государственных финансов в ЕС и необходимости укрепления национальных кредитных систем. Российская экономика пережила в начале финансового кризиса существенный спад (-7,8%), а в последующие годы - относительный спад. В 2013 г. темпы прироста ВВП замедлились и составили 1,3% (в 2012 г. - 3,5%У.

В экономике вектором развития национальных кредитных систем стала глобализация, которая изменила направление развития в сторону постиндустриального информационного общества. Вот почему так часто употребляются термины «вектор» и «тренд» [8]. Это требует, тем не менее, методологического комментария. Понятие «вектор», возникшее в математике и вышедшее за ее рамки, сохранило свою значимость в методологии моделирования систем. Различие заключается в том, что вектор может складываться из различных величин (факторов), в том числе геополитических. Таким фактором стал украинский кризис, который повлек за собой реакцию международных рейтинговых агентств. До этого важным фактором инфраструктурного развития экономики России выступали затраты на подготовку Зимней олимпиады в Сочи, которые не привели к изменению суверенного рейтинга нашей страны.

Кредитная система организуется как структурированное единство принципов построения, механизма и институционально упорядоченных форм кредитных отношений, имеющих вектор развития в направлении обеспечения непрерывности платежного оборота в различных условиях в целях регулирования спроса и предложения кредита заемщиков, обладающих кредитоспособностью, и кредиторов, располагающих кредитным потенциалом.

Кредиторами последней инстанции являются центральные банки, стремящиеся преодолеть кризисные явления и обеспечить экономический

1 См. URL: http://www. cbr.ru.

рост, и международные финансовые организации, выступающие под лозунгом «Мир без бедности», но защищающие национальные интересы США.

Другой аспект - финансовые инновации, которые внедряются благодаря Интернету и современным технологиям и создают «параллельные банковские системы» [4], способные осуществлять микрофинансирование. Например, новая модель Юуа основана на том, что создается банк индивидуальных кредиторов и заемщиков, расположенных по всему миру («с миру по нитке - бедному рубашка»). Индивидуальные кредиторы могут предоставить денежные средства в размере от 25 долл. и выше на беспроцентной основе конкретным заемщикам для конкретных целей.

Особенности отечественной кредитной системы и денежно-финансовый рынок. Национальная кредитная система представляет собой самобытную институциональную организацию форм, механизма и администрирования существующих кредитных отношений, сложившихся исторически и закрепленных национальным законодательством в соответствии с ее сущностью, концепцией и типологической характеристикой. Мегарегулятором отечественной кредитной системы и финансового рынка выступает Банк России.

Современная кредитная система существует и реализует свою роль в условиях глобализации и трансформации. Трансформацию, которую претерпела отечественная экономика, можно охарактеризовать тремя крупными изменениями:

- глобализация денежно-финансового рынка и кредитной системы в условиях перехода в развитых странах от индустриальной к сервисно-информационной экономике;

- нарастающая глобальная конкуренция и сырьевая взаимозависимость в координатах «Запад -Россия - Восток»;

- внедрение в сознание принципов экономической либерализации и нецентрализованной демократии.

В настоящее время неопределенность прогноза развития отечественной экономики обусловлена немонетарными и монетарными факторами:

- снижением роста ВВП (по итогам 2013 г. рост составил 1,3% по сравнению с 3,4% 2012 г.);

- тревожной динамикой курса национальной валюты и инфляционными рисками, связанными с ростом потребительских цен в конце 2013 г.;

- изменением геополитической ситуации [5].

Одновременно ввиду роста задолженности кредитных организаций по кредитам Банка России с 649,9 млрд руб. на 01.01.2013 до 863,7 млрд руб. к началу 2014 г. на повестку дня встал вопрос: готова ли российская экономика к плавающему курсу рубля? По мнению С. Дубинина, для обеспечения стабильного курса рубля надо обладать стабильным платежным балансом: «В краткосрочной перспективе какие-то внутренние производители могут выиграть от удорожания импорта в результате снижения рубля. Но это выигрыш временный»2.

В то же время Я.М. Миркин считает, что рубль переоценен. По его словам, в России с середины 1990-х гг. накоплен драматический разрыв между реальным и номинальным эффективным курсом рубля [3].

При формировании экономической политики необходимо учитывать эффект переноса динамики обменного курса на цены (ЭП). Изменение внутренних цен под влиянием цен на импортные товары трактуется как прямой механизм, в отличие от косвенного механизма взаимного замещения импортных и национальных товаров [6]. В марте-апреле 2014 г. реакция регуляторов на поддержание курса рубля была скоординированной: Минфин России приостановил закупки валюты для Резервного фонда РФ. А 03.03.2014 Банк России осуществил валютную интервенцию в размере 11,3 млрд долл. (исторический максимум 19.01.2009 - 15 млрд долл.).

Денежно-финансовый рынок (под которым понимается торговля двумя укрупненными видами ценностей: деньгами, в том числе иностранной валютой и межбанковскими кредитами, и фондами, но главным образом - ценными бумагами), приобретает к началу 1990-х гг. глобальный характер после перехода стран социализма к капиталистической экономике. Негативные последствия таких глобальных изменений очевидны:

- турбулентность денежно-финансового рынка, которая привела к глобальным финансовым потрясениям платежной системы;

- обострение проблемы труда и занятости.

Как отмечают эксперты, рынок «.. .не является

персоной, которая действует как человек, обладающий убеждениями» [10].

При определении особенностей отечественной кредитной3 системы и национальной платежной системы необходимо учитывать выбор общих ос-

2 См. URL: http//www.kommersant.ru>doc/2380097.

3 ПолищукА.И. Закономерности развития кредитной системы России. М.: КноРус. 2014.

нов функциональной модели и типа национальной модели: банкоориентированная, маркеториенти-рованная, государственно ориентированная или смешанная гибридная модель. В России мало занимаются таким типичным за рубежом научным направлением, как гибридная система (hybrid systеms), но этот пробел следует устранить.

Ставшая привычной характеристика кредитной системы США как ориентированной на рынок ценных бумаг отражает только ее функциональные особенности. В целом она может быть охарактеризована как экспансионистская. Что же касается российской кредитной системы, то она утратила свои экспансионистские амбиции, которые имела во времена СССР. В то же время ее нельзя считать в полной мере банкоориентированной, так как пять крупнейших банков плюс корпорация ВЭБ свидетельствуют о государственной ориентации кредитной системы РФ с признаками гибридизации.

Основные экономические показатели развития экономики России и ее кредитной системы характеризуют данные, представленные в табл. 1.

В России застой в капиталовложениях (предполагаемый прирост в 2014 г. - на 3,9% против 6,3% в 2013 г.) и повышение валютного курса ставят под сомнение эффективность денежно-кредитной политики, которую проводил Банк России в начале 2014 г., так как она была направлена главным образом на закрытие коммерческих банков. Причем на принятие решения по данному вопросу глобализация имела только косвенное влияние, если не принимать во внимание повышенные требования, предъявляемые к РФ в связи с ее вступлением в ВТО.

Прирост корпоративных кредитов в 2012-2013 гг. составлял в среднем 12,7%, (планировался на уровне

Таблица 1 Показатели развития экономики Российской Федерации в 2011-2014 гг., %

Показатель 2011 2012 2013 2014 (прогноз)

ВВП 4,3 3,4 1,3 2,5 (1)

Инвестиции в основной капитал 8,3 6,4 6,2 3,9 (2)

Безработица 4,9 4,1 4,2 4,3 (5)

Инфляция 6,1 6,6 6,4 4,8 (7)

Валютный курс, руб./долл. 32,20 30,37 Свыше 35,0 33,90 (41,65-34,65)

Доля кредитов к ВВП 39,2 41,7 54-57 45 (57)

Примечание: в скобках приведены прогнозные данные авторов.

Банковское дело Banking - 21 -

Таблица 2

Виды потребительских кредитов в США в 2009-2013 гг., млрд долл. [13]

Показатель 2009 2010 2011 2012 2013

Выдано кредитов, всего 2 553,5 2 648,1 2 757,0 2 924,3 3 099,2

Образовательные кредиты 831,6 912,4 1 012,3 1 131,3 1 225,6

Образовательные кредиты правительства 223,1 356,2 484,7 616,8 729,8

Автокредиты 711,9 712,9 808,5 877,5 808,5

Банковский процент по автокредитам, % 6,72 6,21 5,73 4,91 4,43

12-15% год). В марте 2014 г. этот показатель превысил 17%. Во втором полугодии 2014 г. предполагается стабилизация или снижение темпов роста кредитных вложений. Это связано с сохранением секторальных санкций против российской экономики. По состоянию на 01.09 2014 годовой темп прироста кредитного портфеля экономических субъектов составил 15,9% против 17,5% на 06.01.2014. Со стороны населения также произошло некоторое сокращение спроса на потребительские кредиты: темпы роста на 01.08.2014 -17,3% (на 01.01.2014 - 30,1%).

Вклады возросли на начало 2014 г. на 17,5%, а депозиты юридических лиц на - 24,3%. Появился новый источник: средства Банка России. Доля его кредитов в пассивах кредитных организаций составила 7%, а их величина возросла за 2013 г. в 1,7 раза. Этот показатель сопоставим с долей кредитов, предоставленных иностранными банками накануне кризиса 2007 г. Произошло замещение средствами Банка России иностранных кредиторов.

Финансовая глобализация: политика Федеральной резервной системы США. Действия Федеральной резервной системы США (ФРС) носят характер кредитной экспансии. Их можно охарактеризовать на глобальном уровне следующим образом: ФРС предоставляет и предоставляла в период кризиса доллары другим центральным банкам в обмен на их валюту. Свопы4 позволили иностранным центральным банкам удовлетворить потребности в финансировании своих финансовых институтов за счет долларовой трансформации.

Как кредитор последней инстанции ФРС обеспечила ликвидность краткосрочных кредитов, чтобы стабилизировать главные финансовые институты и рынки. В США на долгосрочный период инфляции планируется в размере 2% против 4,8-6% в России, нормальным показателем безработицы считается 5,2-6% [11], что несколько ниже, чем прогноз по России.

4 Своп (от англ. .swap - меняться, менять) - банковская сделка, состоящая из двух противоположных конверсионных операций на одинаковую сумму, заключаемых в один и тот же день.

Надо отметить, что ФРС тесно сотрудничала с министерством финансов и другими регулирующими органами США, такими как Федеральная корпорация страхования депозитов и Комиссия по ценным бумагам и биржам. Внутри страны денежно-кредитная политика остается достаточно взвешенной, кредитная система приобретает отдельные черты государственно ориентированной модели: направлена на борьбу с безработицей; способствует расширению кредитования домохо-зяйств. Проверки, проводимые ФРС в 2011-2013 гг., привели к росту достаточности банковского капитала и улучшению стабильности банковской деятельности. Государство играет существенную роль в сфере кредитования образования.

Иллюстрацией социальной направленности может служить анализ практики потребительского кредитования (Consumer credit) в 2009-2013 гг. К категории потребительских кредитов в Соединенных Штатах не относят кредиты под залог недвижимости. Потребительские кредиты - это основные краткосрочные и среднесрочные кредиты, предоставляемые сектору домохозяйств. Такими видами потребительских кредитов стали автокредиты и кредиты на образование (табл. 2).

В сфере ипотечного кредитования ситуация менее благополучна. В I квартале 2014 г. наметилась тенденция свертывания ипотечного кредитования: Bank of America объявил, что до конца 2014 г. сократит 4 000 сотрудников в ипотечном отделении. Компания J.P. Morgan намерена сократить 15 000 чел.

Что касается мер по стабилизации на уровне глобальной кредитной системы, то в 2012-2013 гг. ФРС (наряду со странами Евросоюза) осуществляла их по трем направлениям:

- «финансовый национализм» и кредитная экспансия;

- формирование банковского союза (Europe's banking union);

- создание единого надзорного механизма банковского сектора.

«Финансовый национализм» стал основной чертой геополитики США, в том числе в лице таких глобальных институтов, как международные рейтинговые агентства. В США рейтинговые агентства имеют долгую историю ( 1900 г. - Standard & Poor's и Moody's, затем в 1913 г. - Fitch Rating), но до конца 1980-х гг. они имели локальное значение. Сейчас их роль существенно возросла.

Информационная глобализация: угрозы рейтинговых агентств. В настоящее время на рынке рейтинга (corporate credit rating market) присутствуют три главных участника: Standard & Poor's (S&P, a unit of the McGraw Hill Companies, содружество с крупнейшим американским медиа холдингом), Moodys Corporation (Moodys), Fitch Ratings (Fitch). Когда речь идет о рынке облигаций, то термин «кредитный рейтинг» означает рейтинг именно этих трех агентств [7].

Ведется работа по снижению зависимости стран «Группы 20» от оценок рейтинговых агентств по трем направлениям:

1) пруденциальное регулирование и надзор за банками;

2) снижение зависимости инвесторов в области использования внешних рейтингов;

3) снятие значимости внешних рейтингов при проведении политики рефинансирования кредитных организаций и управления золото-валютными резервами.

Совет по финансовой стабильности опубликовал 03.10.2010 документ «Принципы зависимости от рейтинговых агентств», направленный на снижение механической зависимости банков, институциональных инвесторов и других участников рынка от оценок рейтинговых агентств, так как рейтинги порождают «пороговый эффект» (cliff effects), стимулирующий участников покупать продукты с высоким рейтингом. Чтобы найти альтернативный подход, главы центральных банков «Группы 20» утвердили дорожную карту для национальных регуляторов по снижению зависимости от оценок рейтинговых агентств к концу 2015 г.

В условиях глобализации международные рынки капитала стали зависеть не только от изменения спроса и предложения ссудного капитала, но и от результатов оценочной деятельности крупнейших международных рейтинговых агентств. В 1993-1994 гг. на российском рынке эти агентства выступали скромными просителями информации. Однако к началу XXI в. после признания их Базель-

ским комитетом Банка международных расчетов, выполняющего функцию главного методологического центра для центральных банков большинства стран мира, их роль возросла.

Агентство Moody S работает на глобальном уровне и присваивает рейтинги долговым обязательствам банков, корпораций, страховых компаний, фондов доверительного управления, местных администраций, государств, международных образований.

Рейтинговая система представляет собой новый метод сравнительной обобщенной оценки и ранжирования устойчивости, значимости и результатов деятельности множества субъектов. Определение рейтинга - это не только выбор конкретных показателей, но и выделение критериев и качественного признака сравнения. В экономике таким признаком является доверие, а конкретным критерием - долг и кредитоспособность. Методология присвоения рейтинга и его шкала довольно проста: от высокого стабильного рейтинга A до D, с расширением (+) или сужением (-). Банкрот Lehman Brothers накануне краха имел рейтинг А+А+А+. Такая оценка со всей очевидностью выявила степень зависимости рейтинговых агентств и их сомнительную объективность, широкие связи с финансовой сферой США.

Кредитные рейтинги присваиваются не только финансово-кредитным организациям, но и государствам. В октябре 2003 г. России был впервые присвоен инвестиционный рейтинг Baa3 по шкале Moody's. В результате приобретения рейтинга возрос спрос на еврооблигации Магнитогорского комбината на 300 млн долл. Одновременно в середине октября 2003 г. было объявлено о завершении сделки по приобретению Moody S миноритарного пакета акций Интерфакса (ныне рейтинговое агентство Moody's Interfax), а также о получении опциона на увеличение своего пакета до контрольного. Такова цена рейтинга.

Итак, в мире существует три крупнейших рейтинговых агентства: все они являются собственностью финансовых магнатов. S&P через свои компании связано с кланом Ротшильдов, другие с -конкурентами этого клана. Они по сути превратились в инструмент экономического и политического давления.

Трудно найти более актуальную проблему, связанную с глобализацией, чем оценку проведения недавних Зимних олимпийских игр в Сочи. Агентство Moody S опубликовала накануне ее открытия

суждение, согласно которому неопределенность в отношении долгосрочных перспектив олимпийского наследия затмевает краткосрочный положительный эффект сочинской олимпиады. Так ли это?

Зимняя олимпиада проходила в г. Сочи 6-23 февраля, а Паралимпийские игры - 7-16 марта 2014 г. Надо отметить, что кредитный рейтинг России при этом не пострадал: несмотря на критику составителей рейтинга, наша страна сохранила Baa 1 stable. Такая же оценка дана крупнейшим российским корпорациям с государственным участием.

Тем не менее Зимняя олимпиада «Сочи-2014» рассматривалась рейтинговыми агентствами с позиции необоснованных сомнений вопреки тому, что основные трудности были уже преодолены.

С таким подходом Moody's трудно согласиться. Поэтому важно выявить природу международных рейтингов, так как рейтинговый подход потерял свою первоначальную методологическую направленность и стал явлением глобализации.

Приведем пример. Факт присвоения рейтинга РФ отражает позитивную динамику реформ 20012003 гг., которые создали реальные возможности для совершенствования институциональных и структурных преобразований. Российское политическое руководство не только заявило о готовности обслуживать долговые обязательства, но и провело в жизнь политику сокращения долговой нагрузки.

Озабоченность составителей рейтингов в связи с возможным эффектом «усталости от реформ» в России не оправдалась. Они не смогли предсказать и мирового кризиса, хотя это представляло не большую трудность, чем «увидеть гориллу в комнате», по образному выражению главы ФРС. Лауреатами Нобелевской премии по экономике в 2013 г. стали ученые Ю. Фома, Л. Хансен, Р. Шиллер «за эмпирический анализ цен на активы», т.е. за решение частных методологических проблем. Однако главным достижением Р. Шиллера было то, что он предсказал кризис на американском рынке жилья еще в 2005 г.

Остановимся подробнее на содержании специального комментария агентства Moody's: «Sochi 2014. Winter Olympics: Shot-term Benefits Overshadowed by Uncertainty over Long-term Legacy».

Начинается комментарий с «ложки меда» - признания, что столица зимней

олимпиады г. Сочи и весь Краснодарский край получили немалые выгоды от государственных субсидий, выделенных на подготовку к Зимней олимпиаде 2014 г. Далее с претензией на объективность агентство отмечает: влияние Олимпийских игр на суверенный рейтинг России (Baа / «стабильный») будет нейтральным.

В итоге позитивная оценка сменяется предостережениями: Краснодарский край в долгосрочной перспективе столкнется с проблемами бюджета; положительный эффект олимпийского строительства уже в значительной степени реализован; вероятность того, что проведение Зимней олимпиады приведет к макроэкономическому росту, не слишком велика.

Однако при этом не следует забывать, что макроэкономический рост не является основной целью олимпийского движения - важнее оценить уровень затрат.

Затраты на проведение зимней олимпиады 2014 г. составили 50-51 млрд долл. Напомним, что с 1968 г. было проведено 13 зимних олимпийский игр в различных странах. Стоимость Зимней олимпиады в Сочи, по оценкам 2013 г., превышала все прежние затраты на олимпиады, в том числе Летнюю олимпиаду в Пекине (затраты, по оценке Moody's, - 40 млрд долл.).

По данным, представленным на рисунке, можно убедиться в общем повышающем тренде затрат на проведение олимпийских игр.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1

2

3

4

5

6

7

s

9

Финансовые затраты на проведение олимпийских игр, млрд долл. [12]:

1 - Сочи-2014; 2 - Ванкувер-2010; 3 - Турин-2006; 4 - Солт-Лейк-Сити-2002; 5 - Нагано-1998; 6 - Лиллихамер-1994; 7 - Альбервиль-1992; 8 - Калгари-1988; 9 - Гренобль-1968

Иными словами, агентство Moody 's заимствовало в своем отчете данные, взятые из исследования Said Business school5, осуществленного в Оксфордском университете в 2009 г. График не содержит информации о затратах на проведение следующих игр: Саппоро-1972, Инсбрук-1976, Лейк-Плэсид-1980, Сараево-1984.

Начиная с 1994 г., олимпийские зимние игры больше не проходят в том же году, что и летние игры, поэтому в данном промежутке времени первый и единственный раз интервал между играми составил два года.

В конце марта 2014 г. деятельность трех крупнейших рейтинговых агентств подтвердила негативную направленность: было принято решение присвоить России негативный рейтинг (Fitch, Standard & Poor's) либо рассмотреть перспективы его понижения, объясняя это возросшими геополитическими и экономическими рисками. Вот что заявили представители Moody's: «...возросшая экономическая неопределенность, связанная с конфликтом на Украине, будет способствовать тому, что в 2014 году ВВП России сократится примерно на 1%, вместо ожидавшегося до кризиса роста примерно в 2%». Аналитики Fitch прогнозируют ухудшение условий кредитования со стороны ЕС и США, что потребует поддержки частного сектора России6. Fitch и Standard & Poor's присвоили в один день (26.03.2014) Внешэкономбанку негативный рейтинг (BBB)7.

Критика Зимней олимпиады в России достигла обратного результата8. В качестве критика выступило и агентство Moody 's, заявив, что Олимпийские игры «Сочи-2014» окажут негативное влияние на кредитоспособность российских банков и корпорацию ВЭБ, несмотря на то, что вложения Сбербанка России, который тоже участвовал в строительстве олимпийских объектов, были отнесены ими к категории умеренного риска9.

Анализ деятельности ВЭБ не является заслугой Moody's. По этому вопросу достаточно много информации содержится в СМИ и на сайте самого банка. 22.01.2014 руководство ВЭБ сообщило, что по предварительным оценкам, прибыль банка за 2013 г. превысит 20 млрд руб., а уровень достаточности -

5 См. URL:http:/www.sbs.ox.ac.uk.

6См. URL:http:/www.moodys.ru.

7См. URL:http:/www.veb.ru.

8См. URL: http://www. Russia-on.ru.

9См. URL:http:/www.moodys.ru.

выше установленных для российской практики 10%. Таким образом, будут преодолены проблемы 2012 г., когда прибыль банка упала с 19,79 до 5,41 млрд руб. и продолжала уменьшаться в начале 2013 г. Причиной падения прибыли стали не столько затраты на проведение будущей олимпиады, сколько последствия глобального финансового кризиса. В условиях снижения темпов роста национальные экономики ВЭБ пришлось зарезервировать значительные суммы на возможные потери по ссудам. В январе-марте 2013 г. отчисления в резервы (в том числе по компании «Амурметалл» и по проектам дочки - банка «Глобэкс») возросли почти в восемь раз и составили 16 млрд руб. против 2,1 млрд руб. в 2012 г.

Реализация стратегии развития ВЭБ на 20082012 гг. осуществлялась в условиях глобального финансово-экономического кризиса, что отрицательно сказалось на его прибыли и привело к ухудшению показателей достаточности капитала. В то же время в эти годы банк стремился не допустить уменьшения объемов своей деятельности и решил эту задачу: активы банка по состоянию на январь 2012 г. составили 2 588,9 млрд руб. против 2 296,5 млрд руб. на соответствующую дату 2011 г. Кредитный портфель по предприятиям нефинансового сектора превысил 1 трлн руб. против 766,6 млрд руб. на 01.01.2011.

Принимая во внимание реализацию антикризисных мер, на которые был нацелен ВЭБ, можно констатировать, что он достиг максимально возможных результатов в условиях неблагополучной макроэкономической ситуации: объем кредитных вложений в 2012 г. увеличился по сравнению с 01.01.2008 более чем на 78% и продолжил свой рост в 2013 г.

Внешэкономбанк не имеет права финансировать нефте- и газодобычу, но способен предоставлять кредиты на крупные проекты на сроки свыше 5 (свыше 80% кредитных вложений) и до 15 лет, предоставлять гарантии, кредитовать компании малого и среднего бизнеса по цене 10,5 (по некоторым кредитам) -13%, против рыночных 15-20%.

Участие в олимпийском строительстве не снизило результаты деятельности Внешэкономбанка, который поставил перед собой задачу довести к концу 2015 г. общий объем средств поддержки национальной экономики до 1,9 трлн руб., или 2,4% ВВП.

Неопределенность в отношении долгосрочных перспектив экономического развития вызывают не

затраты на крупные проекты, а наследие кризиса 2007-2009 гг., которое получило название Великой рецессии 2007-2013 гг., и современное состояние курса рубля. Эта болезнь до сих пор не преодолена, что дает основание Минэкономразвития России прогнозировать в 2018 г. новый кризис. Прогноз темпов ВВП в обновленном докладе Банка России «Об основных направлениях денежно-кредитной политики до 2016 года» снижен с 2,5-3% до уровня показателей 2013 г. (2014 г. - 1,5-1,8%; 2016 г. -1,7-2,0%). Регулятор, настаивая на 5%-ном показателе инфляции в 2014 г. и 4%-ном уровне в 2016 г., исходит из того, что трудности восстановления мировой экономики будут способствовать понижающей тенденции, хотя такое суждение спорно.

Негативный сценарий в развитии экономики нельзя связывать с разрывом между фактическим и равновесным отношением доли долга компаний и домохозяйств к ВВП, так как сама доля значительно ниже (см. табл. 1), чем в странах с аналогичным ВВП (в Великобритании и Китае - выше 170%). При этом темпы роста розничного кредитования снизились с 31,0% (на 01.10.2013) до 28,7% (на 01.01.2014). Темпы роста кредитования нефинансового сектора к началу года также снизились до 12,4%, но в январе они возросли до 15,2%.

Наиболее уязвима денежно-кредитная система к валютному риску. Банк России установил по состоянию на 14.02.2014 следующие параметры механизма курсовой политики:

- верхняя граница коридора - 41,65 руб.;

- нижняя граница коридора - 34,65 руб.

В случае выхода валютного курса на границу операционного интервала10 Банк России был способен проводить валютные интервенции11. 26.09.2014 Банк России опубликовал проект документа «Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2015 год и период 2016 и 2017 годов», который ратует за новый эксперимент: переход к режиму плавающего валютного курса и отказ от совершения валютных интервенций. Таким образом, будет проводиться денежно-кредитная политика в режиме таргетирования инфляции.

Главным проявлением уязвимости российской экономики в условиях глобализации стало падение курса рубля по отношению к ведущим валютам

10 По состоянию на 14.02.2014 при достижении продажи (покупки) иностранной валюты 350 млрд долл. границы перемещались на 5 коп. вверх или вниз.

11 См. URL: http://www.cbr.ru.

мира, когда стоимость евро и доллара достигла показателей периода финансового кризиса. Негативные ожидания также связывают с отзывом лицензий у сомнительных, с позиции Банка России, кредитных организаций. Позитивные ожидания основаны на вере в обоснованность подобной институциональной политики. Однако своевременность и темпы ее проведения действительно вызывают опасения, так как сжатие национальной кредитной системы в условиях глобализации для такой крупной страны, как Российская Федерация, нельзя признать вектором ее развития.

Выводы. Трудно отрицать закономерный характер процесса преобразования экономического пространства в единую зону, что стало следствием эволюции государственно оформленных рыночных систем. Этот процесс приобрел черты транснационального характера после Второй мировой войны. В 1990-е гг. коренные изменения (трансформации) были окончательно закреплены термином «глобализация».

Трансформации характеризуется, по мнению авторов, изменениями следующего характера:

1) переход к постидустриальному обществу (темпы роста мировой экономики опережают темпы роста производства и увеличились за 1950-2000 гг. в 20 раз против шестикратного увеличения производства);

2) создание крупнейших финансовых и инфраструктурных институтов, деятельность которых имеет международное значение (МВФ и Всемирный банк);

3) стандартизация денежно-кредитной системы Евросоюза (переход к евро, создание ЕБЦ и платежной системы ТАРГЕТ);

4) превращение трех крупнейших национальных рейтинговых агентств США в структуры глобального значения, способные влиять на ожидания и операции денежно-финансового рынка.

Кризис и последующие геополитические события приобрели глобальный характер, что тяжело отозвались на экономике стран Евросоюза, привело к снижению темпов роста ВВП в России, тогда как Великая депрессия 1929 г. не затронула СССР. Однако это не повод для того, чтобы строить денежно-кредитную политику на отрицательных прогнозах и доверять угрозам международных рейтинговых агентств.

По мнению рейтинговых агентств, нагрузка на капитал банков с государственным участием, в том

числе ВЭБ, слишком возросла в период подготовки к Зимней олимпиаде в Сочи. Далее негативные рейтинги отразили действие санкций против России.

Поэтому выводы рейтинговых агентств представляются необоснованными, так как мировая кредитная система и ее звено - отечественная кредитная система испытывают последствия Великой рецессии в условиях постиндустриального общества. В такие периоды проведение крупных инфраструктурных проектов показано экономике и приносит положительные результаты, о чем свидетельствует политика президента США Рузвельта по преодолению Великой депрессии.

Возникает вопрос: могут ли рейтинговые агентства стать полностью независимыми? Ответ отрицательный. Современная рейтинги в каком-то смысле - фикция [9]. Стоит ли в связи с этим закрывать рейтинговые агентства? Конечно, нет. Создание действительно независимых от правительства отдельной страны рейтингово-аналитических центров -перспективное направление, которое активно обсуждается странами БРИКС. Кроме того, на саммите стран-участниц в Форталезе (Бразилия) в июле 2014 г. принято решение о создании нового Банка развития, в деятельность которого будут вовлечены институты отечественной кредитной системы.

В последнее время важным фактором стали растущие геополитические внешние риски. Однако негативный прогноз развития банковской системы России (Baa1 по шкале Moody's) определяется уже четвертый год подряд, в том числе и на ближайшую перспективу: ожидается замедление темпов роста кредитов до 5-10% (2013 г. - 17%), доля проблемных кредитов вырастет до 9,5% (2013 г. - 7%).

В Указе Президента Российской Федерации от 07.05.2013 № 596 «О долгосрочной государственной экономической политике» была поставлена амбициозная задача - повышение позиции РФ в рейтинге Всемирного банка по условиям ведения бизнеса со 120-й в 2011 г. до 50-й - в 2015 г. и 20-й -в 2018 г. В 2013 г. Россия перешла на 92-е место. Однако достигнуть запланированных показателей в 2015-2018 гг. будет весьма проблематично после геополитического кризиса на Украине и введения экономических санкций против нашей страны.

Поправить положение с предвзятой оценкой подобных геополитических рисков возможно, формируя соответствующую институциональную

рейтинговую структуру, способную объективно оценить положение в экономике на постсоветском пространстве. Необходимо идти по пути создания собственного рейтингового агентства в рамках Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана. Взаимодействие финансовых систем стран СНГ и интеграция РФ в мировую экономику должно быть продолжено, несмотря на сложную геополитическую обстановку [1].

Список литературы

1. Взаимодействие финансовых систем стран СНГ / под ред. Головнина М.Ю. СПб.: Алетейя. 2010. 224 с.

2. Гэлбрейт Д. Кризис глобализации // Проблемы теории и практики управления. 1999. № 6. С.10-25.

3. Миркин Я.М. Финансовое будущее России: экстремумы, бумы, системные риски. М.: Еврофи-нансы. 2011. 480 с.

4. Параллельные банковские системы // Деньги и кредит. 2014. № 9. С. 15-23.

5. Полищук А.И. Закономерности развития кредитной системы России. М.: КноРус. 2014. 186 с.

6. ПономаревЮ., ТрунинП., Улюкаев А. Эффект переноса динамики обменного курса на цены в России // Вопросы экономики. 2014. № 3. С. 21-35.

7. Саймон Вайн. Оптимизация ресурсов современного банка. М.: Альпина Паблишер. 2013. 194 с.

8. Столбов М. Современная макроэкономика: основные вызовы и возможные векторы изменений // Вестник Института экономики РАН. 2012. № 3. С. 15-28.

9. Улюкаев А.В. Болезненная трансформация мировой экономики. М.: Изд. Института Гайдара. 2014.256 с.

10. Javed Ahmed. Competition in lending and credit ratings. URL: http:/www.federalreserve.gov./ pubs/feds-notes/2014.

11. Bernanke Ben S. Speech of 31.01.2014. URL: http:/www.federalreserve.gov.

12. Olympic Proportions: Cost and Cost Overrun at the Olympics 1960-2012. Said Business School. University of Oxford. 2013.

13. The Federal Reserve System: Purposes functions. Board of Governors of the Federal Reserve System. Washington. Ninth Edition. 2005. 129 p.

Finance and credit Banking

ISSN 2311-8709 (Online) ISSN 2071-4688 (Print)

GLOBALIZATION OF CREDIT SYSTEM: VECTOR OF DEVELOPMENT AND CREDIT RATINGS

Alla I. POLISHCHUK, Stanislav A. POLISHCHUK

Abstract

The article underlines that the credit system is organized as a structured unity of principles of construction, mechanism and institutionally ordered forms of credit relations which have a development vector in the direction of providing a continuity of payment turnover in various experimental conditions for regulation of supply and demand of credit on the part of solvent borrowers, and also creditors with credit potential. The central banks are the lenders of last resort, which are seeking to overcome the crisis phenomena and to provide the economic growth. The international financial organizations are also performing a role of lenders of last resort. The paper considers the issues connected with a problem of effective credit system formation. The authors evaluate the trends of its development in 2014 and determine the opportunities for the near-term perspective, and also reveal the role of Vnesheconombank (VEB) in financing and crediting the Sochi-2014 Olympic Games. The article analyzes the materials of the international rating agencies, which estimate the governments and companies debts. The financial crisis raised a central issue of their forecast accuracy. The authors state that the participation in the Olympic construction has not destabilized Vnesheconombank's activities. The bank has set the task to bring the total amount of support to the national economy up to 1.9 trillion rubles (2.4% of GDP) by the end of 2015. The paper asserts that it is possible to avoid prejudiced estimates of such the geopolitical risks by creating the relevant institutional rating structure capable to objectively estimate the economy's situation in the post-Soviet space. It is necessary to follow the way of creation of the proprietary rating agency within the framework of the Customs Union of Russia, Belarus and Kazakhstan. The authors emphasize the need of continuation of interaction of financial systems of the CIS countries and integration of Russia in the world economy.

Keywords: globalization, credit system, payment system, credit ratings, monetary policy, Vnesheconombank

References

1. Vzaimodeistvie finansovykh sistem stran SNG [Interaction of the CIS countries' financial systems]. St. Petersburg, Aleteiya Publ., 2010, 224 p.

2. Gelbreit D. Krizis globalizatsii [Globalization crisis].

Problemy teorii i praktiki upravleniya - Problems of theory and practice of management, 1999, no. 6, pp. 10-25.

3. Mirkin Ya.M. Finansovoe budushchee Rossii: ek-

stremumy, bumy, sistemnye riski [The financial future of Russia: turning points, booms, systemic risks]. Moscow, Evrofinansy Publ., 2011, 480 p.

4. Parallel'nye bankovskie sistemy [Parallel banking systems]. Den'gi i kredit - Money and credit, 2014, no. 9, pp. 15-23.

5. Polishchuk A.I. Zakonomernosti razvitiya kreditnoi sistemy Rossii [Consistent patterns of the Russian credit system's development]. Moscow, KnoRus Publ., 2014, 186 p.

6. Ponomarev Yu., Trunin P., Ulyukaev A. Effekt per-enosa dinamiki obmennogo kursa na tseny v Rossii [The effect of transfer of exchange rate dynamics on prices in Russia]. Voprosy Economiki, 2014, no. 3, pp. 21-35.

7. Simon Vine. Optimizatsiya resursov sovremennogo banka [Optimization of Resources of Modern Bank]. Moscow, Al'pina Pablisher Publ., 2013, 194 p.

8. Stolbov M. Sovremennaya makroekonomika: os-novnye vyzovy i vozmozhnye vektory izmenenii [Modern macroeconomics: the major challenges and possible vectors of changes]. Vestnik Instituta ekonomiki RAN - Bulletin of Institute of Economics of RAS, 2012, no. 3, pp. 15-28.

9. Ulyukaev A.V. Boleznennaya transformatsiya mi-rovoi ekonomiki [The painful transformation of the world economy]. Moscow, Gaidar Institute Publ., 2014, 256 p.

10. Javed Ahmed. Competition in lending and credit ratings. Available at: http:/www.federalreserve.gov./pubs/ feds-notes/2014.

11. Bernanke Ben S. Speech of 31.01.2014. Available at: http:/www.federalreserve.gov.

12. Olympic Proportions: Cost and Cost Overrun at the Olympics 1960-2012. Said Business School, University of Oxford, 2013.

13. The Federal Reserve System: Purposes functions. Board of Governors of the Federal Reserve System. Washington, Ninth Edition, 2005, 129 p.

Alla I. POLISHCHUK

Financial University under Government

of Russian Federation, Moscow, Russian Federation

boroninala@mail.ru

Stanislav A. POLISHCHUK

JSC SMP BANK, Moscow, Russian Federation spolischuk@smpbank.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.