Научная статья на тему 'РЕЙТИНГОВАЯ ОЦЕНКА УРОВНЯ РАЗВИТИЯ РЕГИОНОВ ДФО В РАМКАХ СТРАТЕГИИ ПРОСТРАНСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ РОС-СИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

РЕЙТИНГОВАЯ ОЦЕНКА УРОВНЯ РАЗВИТИЯ РЕГИОНОВ ДФО В РАМКАХ СТРАТЕГИИ ПРОСТРАНСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ РОС-СИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
рейтинг / рейтинговый метод / уровень развития регионов / Стратегия пространственного развития Российской Федерации. / rating / rating method / development level of regions / spatial development strategy of the Russian Federation.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ковалева Д. Е.

В статье представлен рейтинговый подход к оценке уровня развития российских регионов. Параметры оценки были отобраны на основе целей Стратегии пространственного развития Российской Федерации. Проанализированы методические подходы к оценке российских регионов по ряду рейтингов. Проведена сравнительная оценка об уровне развития регионов ДФО с точки зрения соответствия целям Стратегии пространственного развития Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Ковалева Д. Е.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Rating Assessment of the Development Level of the Far Eastern Federal District Regions in the Framework of the Spatial Development Strategy of the Russian Federation

The author of the article presents a rating approach to assessing the level of development of Russian regions. The assessment parameters have been selected basing on the objectives of the Spatial Development Strategy of the Russian Federation. The methodological approaches to assessing Russian regions for a number of ratings have been analyzed. A comparative assessment of the development level of the Far Eastern Federal District regions from the point of view of compliance with the goals of the Spatial Development Strategy of the Russian Federation has been carried out.

Текст научной работы на тему «РЕЙТИНГОВАЯ ОЦЕНКА УРОВНЯ РАЗВИТИЯ РЕГИОНОВ ДФО В РАМКАХ СТРАТЕГИИ ПРОСТРАНСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ РОС-СИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ НАРОДНЫМ ХОЗЯЙСТВОМ

УДК 332.142.2 Д.Е. Ковалева

РЕЙТИНГОВАЯ ОЦЕНКА УРОВНЯ РАЗВИТИЯ РЕГИОНОВ ДФО В РАМКАХ СТРАТЕГИИ ПРОСТРАНСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Ковалева Д.Е. - ст. преподаватель кафедры «Экономическая теория и национальная экономика», тел.: (4212)76-85-18, e-mail: darya.pet@inbox.ru (ТОГУ).

В статье представлен рейтинговый подход к оценке уровня развития российских регионов. Параметры оценки были отобраны на основе целей Стратегии пространственного развития Российской Федерации. Проанализированы методические подходы к оценке российских регионов по ряду рейтингов. Проведена сравнительная оценка об уровне развития регионов ДФО с точки зрения соответствия целям Стратегии пространственного развития Российской Федерации.

Ключевые слова: рейтинг, рейтинговый метод, уровень развития регионов, Стратегия пространственного развития Российской Федерации.

В условиях глобализации активное развитие российской экономики становится единственным вариантом её полноценного участия в мировой конкуренции. Каждый регион страны, как составная часть системы, включает в себя совокупность различных процессов производства, распределения, потребления и обмена, которые оказывают влияние на страну в целом. Актуальность системного развития регионов во многом определяется внутренними проблемами, в том числе необходимостью обеспечения экономически сбалансированного развития территории, снижение уровня дифференциации регионов, развитие качества жизни.

Курс на развитие страны, с учетом особенностей регионов, был заложен в Стратегии пространственного развития Российской Федерации до 2025 г. (далее - Стратегия), где целями были указаны: обеспечение устойчивого роста и научно-технологического развития регионов, сокращение межрегиональных различий в уровне и качестве жизни, повышение конкурентноспособности экономики Российской Федерации... [1].

© Ковалева Д. Е., 2022

ВЕСТНИК ТОГУ. 2022. №1 (64)

ВЕСТНИК ТОГУ. 2022. № 1 (64)

Развитие регионов Дальнего Востока России является национальным приоритетом государственной политики на весь XIX век [2] и помимо Стратегии разработана Государственная программа «Социально-экономическое развитие Дальневосточного федерального округа», в рамках которой планируется повышение уровня социально-экономического развития ДФО на базе развития экспорта готовых товаров в страны Азиатско-Тихоокеанского региона; создании конкурентоспособного инвестиционного климата; привлечении прямых инвестиций; роста деловой активности; развитии предпринимательства; создании конкурентоспособных территорий опережающего развития

[3].

Достижение столь амбициозных целей невозможно без комплексного развития всех видов экономической деятельности страны в целом и каждом регионе в отдельности. Совокупность применяемых в настоящее время инструментов и мер государственной поддержки делает актуальным вопросы подходов к оценке эффективности их применения.

В рамках данной работы автор хотел бы обратить внимание на рейтинговый метод оценки российских регионов по различным параметрам. Рейтинговый метод позволяет провести сравнение российских регионов по таким параметрам, как: социально-экономическое положение, качество жизни, конкурентоспособность и т.д. Выбора данного способа анализа продиктован одной из основных целей Стратегии - сокращение межрегиональных диспропорций. С точки зрения автора, рейтинги, рассчитываемые по всем регионам страны, достаточно наглядно представляют информацию о реальном уровне дифференциации уровня развития регионов.

В практике применяется множество различных концепций и подходов для определения показателей социально-экономического развития регионов. В общем виде их можно разделить на 2 основные группы: методы, в которых применяется комплексный подход к решению задачи; методы, в которых используются экспертные оценки [4].

Рейтинги используются как показатель, характеризующий значимость определенного объекта в совокупности. В рамках данной работы используются рейтинги, рассчитанные по различным параметрам во всех регионах России. В основе расчетов лежат интегральные показатели, которые позволяют достоверно и объективно провести оценку уровня развития региона страны по представленным ниже параметрам.

Зачастую при оценке социально-экономического положения регионов применяется рейтинг составленный экспертами агентства «РИА Рейтинг», входящего в состав медиа группы МИА «Россия сегодня». Данный рейтинг основан на агрегировании различных показателей, характеризующих социально-экономическое положение регионов [5] и рассчитываемый на основе агрегирования групп показателей, характеризующих экономическую, социальную и бюджетную сферы регионов. Каждая группа показателей включает ряд количественных индикаторов за соответствующий отчетный год, данные

РЕИТИНГОВАЯ ОЦЕНКА УРОВНЯ РАЗВИТИЯ РЕГИОНОВ ДФО В РАМКАХ СТРАТЕГИИ ПРОСТРАНСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ВЕСТНИК ТОГУ. 2022 № 1 (64)

по которым получены с официальных интернет-сайтов Росстата, Минфина России и Федерального казначейства (рис.1).

Рис 1. Алгоритм расчета рейтинга социально-экономического положения регионов

Согласно алгоритму расчет рейтинга проводится в 3 этапа. На первом этапе определяется рейтинговый балл по каждому из вышеуказанных показателей. Регион с лучшим значением показателя получает 100 баллов, с худ-

ВЕСТНИК ТОГУ. 2022. № 1 (64)

шим - 1 балл. На втором этапе определяется рейтинговый балл по каждой из 4-х групп показателей. Он рассчитывается как среднее арифметическое показателей группы. На третьем этапе определяется интегральный рейтинговый балл, рассчитываемый как среднее геометрическое по всем 4-м группам показателей. Максимально возможное значение - 100 баллов, минимальное - 1. При расчетах рейтингового балла учитывается не только место каждого региона в списке всех регионов РФ по данному показателю, но и степень отставания от лучшего результата [6]. В таблице 1 представлены рейтинговые позиции регионов ДФО за 2017-2020 гг.

Таблица 1

Рейтинговые места регионов ДФО в рейтинге социально-экономического положения _регионов_

Баллы (место в рейтинге)

Регион 2017 2018 2019 2020

Республика Бурятия 28,17(70) 26,54(69) 27,88(71) 24,36(73)

Республика Саха (Якутия) 51,96(21) 45,42(32) 45,83(33) 40,63(35)

Забайкальский край 30,29(65) 27,05(66) 28,88(67) 26,85(66)

Камчатский край 38,97(55) 24,41(75) 25,32(76) 25,39(68)

Приморский край 48,75(26) 47,44(26) 47,29(29) 42,54(30)

Хабаровский край 45,89(37) 39,97(42) 41,62(44) 38,95(40)

Амурская область 40,11(51) 35,25(54) 37,36(52) 35,89(46)

Магаданская область 33,28(62) 24,76(74) 25,68(75) 27,72(64)

Сахалинская область 54,77(17) 54,61(19) 57,06(19) 52,92(18)

Еврейская автономная область 13,78(85) 12,59(84) 12,74(85) 10,68(85)

Чукотский автономный округ 27,35(72) 15,30(81) 17,41(79) 21,79(76)

Представленные результаты дают возможность сделать вывод о недостаточном уровне социально-экономическом развития регионов ДФО. Большая часть регионов ДФО находится во второй половине рейтинга. Достаточно высокий уровень развития в анализируемый период показали Сахалинская область (18 место в 2020 г.), Приморский край (30 место в 2020 г.), Республика Саха (Якутия) (35 место в 2020 г.) и Хабаровский край (40 место в 2020 г.). Стоит отметить, что все регионы показали снижение значения социально-экономического развития, что говорит о наличии множества серьезных и нерешенных проблем на всей территории ДФО. Учитывая методику расчета можно говорить об ухудшении эффективности и масштабе региональных экономик, социальной и бюджетной сферы. В среднем каждый регион потерял по 4 позиции, наибольшее падение показала Республика Саха (Якутия) с 21 места в 2017 г. на 35 в 2020 г. Отрицательная динамика наблюдалась и в Камчатском крае на 13 позиций с 55 на 68. Единственным регионом, поднявшимся в итоговом рейтинге, стала Амурская область, занявшая 46 место в 2020 г., против 51 в 2017 г. Данные изменения свидетельствуют об увеличении социально-экономического разрыва между регионами страны, отставания ДФО от всей страны, что не соответствует целям Стратегии пространственного развития Российской Федерации.

РЕИТИНГОВАЯ ОЦЕНКА УРОВНЯ РАЗВИТИЯ РЕ- -

ГИОНОВ ДФО В РАМКАХ СТРАТЕГИИ ПРО- ВЕСТНЖ ТСГУ. 2)22 № 1 (64)

СТРАНСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ

Еще одним распространённым способом оценки уровня развития регионов является рейтинг российских регионов по качеству жизни, рассчитываемый «РИА Рейтинг». При его расчете применяется комплексный учет разнообразных показателей, которые отражают фактическое состояние социальной сферы. При данном расчете применяются 11 групп различных показателей, число факторов в каждой группе указано в скобках (рис. 2), которые фиксируют состояние различных параметров жизни и различных ситуаций в социальной сфере. Так, рынок труда и занятость населения в регионе оценивается при помощи уровня безработицы, среднего времени поиска работы и доли населения, ищущего работу более 3-х месяцев. При оценивании демографической ситуации применяются: коэффициенты естественного прироста (убыли) населения, миграционный прирост (убыль) населения, изменение численности населения за 3 года [6]. Позиции субъектов РФ в данном рейтинге основывались на интегральном оценке, которая рассчитывалась путем агрегирования рейтинговых баллов как регионов РФ, так внутри одной группы.

Группы показателей

1

Безопасность проживания (5)

Здоровье населения и уровень образования

(7)

Уровень развития малого бизнеса(5)

Экологические и климатические условия(4)

Освоенность территории и развитие транспортной

инфраструктуры (5)

Жилищные условия населения (4) <-

Демографическая ситуация (3) <-

Уровень экономического развития (6) <—

Обеспеченность объектами социальной инфраструктуры^) <-

Рис 2. Группы показателей, входящих в расчет рейтинга российских регионов по качеству жизни

Качество жизни населения дает информацию об уровне благосостояния населения, удовлетворенности его духовных, социальных потребностей. Расчет данного рейтинга дает представление об уровне развития каждого региона страны. Позиции Дальневосточных регионов свидетельствуют о его недостаточном развитии (табл.2), 3 региона из 11 заняли в 2020 г. заняли места в первой половине рейтинга (Сахалинская область - 26, Камчатский край - 27, Хабаровский край -30). Стоит отметить разнонаправленную динамику внутри ДФС. Так, в Республике Саха (Якутия), Камчатском и Приморском краях, Сахалинской области и Чукотском автономном округе наблюдалось по-

ВЕСТНИК ТОГУ. 2022. № 1 (64)

ложительные изменения. Остальные регионы снижение качества жизни (республика Бурятия, Забайкальский край, Амурская область, Магаданская область, Еврейская автономная область). Неоднородная динамика изменений не позволяет в полном объеме выявить однозначную оценку качеству жизни в регионах ДФО. Однако, в сравнении с Москвой и Санкт-Петербургом, рейтинговые баллы которых в 2020 г. составили 82,16 и 80,63 соответственно, становится очевидна большая разница, отделяющая Дальний Восток от центральной части России. Одновременно с этим возрастает значимость Стратегии и необходимость активной реализации мер поддержки ДФО.

Рейтинговые места регионов ДФО в рейтинге качества жизни

Таблица 2

Баллы (место в рейтинге)

Регион 2017 2018 2019 2020

Республика Бурятия 31,54(76) 60,52(77) 31,62(77) 28,18(81)

Республика Саха (Якутия) 35,61(71) 37,61(72) 37,99(70) 39,19(65)

Забайкальский край 25,91(81) 27,19(83) 28,73(82) 26,88(84)

Камчатский край 46,41(35) 47,86(32) 49,65(30) 50,71(27)

Приморский край 44,19(48) 45,20(50) 45,49(46) 46,50(41)

Хабаровский край 47,91(30) 48,77(29) 49,22(31) 49,57(30)

Амурская область 39,96(61) 43,80(53) 38,75(67) 37,71(70)

Магаданская область 45,26(44) 47,46(35) 44,65(50) 43,89(50)

Сахалинская область 42,74(53) 45,97(46) 47,87(34) 51,21(26)

Еврейская автономная область 27,17(80) 29,92(78) 28,22(82) 28,18(82)

Чукотский автономный округ 27,72(78) 38,95(70) 38,47(68) 40,45(61)

Немало важным условием развития Дальнего Востока России в рамках Стратегии является повышение конкурентоспособности регионов. Консорциум Леонтьевского центра - AV Group занимается разработкой и применением рейтинга конкурентноспособности российских регионов. Данный рейтинг отражает фактическую реализацию факторов конкуренции, т.е. оценивает индикаторы, отражающие результаты межрегиональной конкуренции [6]. В основе расчета рейтинга лежит модель конкурентноспособности, которая включает в себя 7 групп факторов развития: рынки (продукты и экономические комплексы); пространство и реальный капитал; природные ресурсы и устойчивое развитие; инновации и информация; человеческий капитал; институты (государственные, частные и общественные); инвестиции и финансовый капитал.

При построении индекса применяется значительный объем информации, находящейся в открытом доступе, а также другие рейтинги и оценки. Каждый индикатор рейтинга оценивается по бальной системе от 0 до 5. Градация определяет 0 - как самый минимум, 5 - максимум, а 2,5 - средний по РФ. При группировке все факторы взвешиваются экспертным методом исходя из уровня влияния на ключевой показатель (рис.3). Данная схема формирования

РЕИТИНГОВАЯ ОЦЕНКА УРОВНЯ РАЗВИТИЯ РЕ- -

ГИОНОВ ДФО В РАМКАХ СТРАТЕГИИ ПРО- ЖСШЖ ТСГУ. 2)22 № 1 (64)

СТРАНСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ

индекса применяется с 2018 г. За данный период существенного роста конкурентоспособности в ДФС отмечено не было.

Индекс конкурентоспособности регионов (0-5) Регион | —1- '

4

3

2

Рис 3. Схема формирования индекса конкурентноспособности регионов Примечание - *1 - преобразование индикаторов в оценки (0-5); 2- группировка (с учетом веса каждой оценки); 3 - группировка с учетом веса каждого фактора; 4 -группировка (с учетом веса по каждому направлению конкуренции

Наиболее сложная ситуация наблюдается в Еврейской автономной области, где индекс конкурентноспособности равен нулю в течении всего периода оценивания. Наиболее высокие позиции в рейтинге сохраняют за собой традиционные регионы-лидеры ДФС: Республика Саха (Якутия), Приморский и Хабаровский край (табл.3). Низкая конкурентоспособность дальневосточных товаров и услуг определяется множеством факторов. Особое влияние оказывает на это удаленность от центральной части страны. Развитие конкурентоспособности Дальнего Востока в современных условиях становится государственной задачей. Только при помощи субсидий, субвенций, дотаций возможно развитие региона. Современная рыночная ситуация не позволит регионам за счет собственных сил составить конкуренцию другим регионам.

ВЕСТНИК ТОГУ. 2022. № 1 (64)

Рейтинговые места регионов ДФО

Таблица 3

по уровню конкурентоспособности субъектов РФ

Баллы (место в рейтинге)

Регион 2018 2019 2020

Республика Бурятия 1,37(57) 1,31(57) 1,30(58)

Республика Саха (Якутия) 2,53(20) 2,33(23) 2,35(22)

Забайкальский край 1,15(66) 1,29(59) 1,28(60)

Камчатский край 1,50(54) 1,52(49) 1,53(52)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Приморский край 2,18(25) 2,19(26) 2,15(28)

Хабаровский край 2,40(23) 2,40(22) 2,34(23)

Амурская область 1,50(53) 1,40(54) 1,39(55)

Магаданская область 1,25(60) 1,18(64) 1,20(63)

Сахалинская область 1,82(38) 1,91(37) 1,90(38)

Еврейская автономная область 0,00(85) 0,00(85) 0,00(85)

Чукотский автономный округ 0,70(75) 0,63(76) 0,69(77)

Высокий уровень развития науки и технологий является базовым фактором для развития экономики любого региона. На протяжении уже многих лет РИА Рейтинг ведет расчет рейтинга научно-технологического развития регионов России. В его основе лежит интегральный показатель, состоящий из агрегированных рейтинговых баллов региона по 19 показателям, которые распределены по 4 группам: человеческие ресурсы (4 показателя); материально-техническая база (7 показателей); масштаб научно-технической деятельности (3 показателя); эффективность научно-технологической деятельности (5 показателей). При расчете рейтинга учитывается: наличие и характеристики материальной базы, являющейся фундаментом научно-технического прогресса; наличие и характеристики человеческих ресурсов, задействованных в рассматриваемой сфере; а также эффективность и масштаб научно -технологической деятельности.

Низкую степень развития научно-технологического потенциала в ДФО наглядно отображают результаты расчетов (табл.4).

Таблица 4

Рейтинговые места регионов ДФО по научно-технологическому развитию

Баллы (место в рейтинге)

Регион 2017 2018 2019 2020

Республика Бурятия 31,48(41) 29,09(54) 26,14(63) 25,89(61)

Республика Саха (Якутия) 30,67(47) 32,17(48) 31,45(49) 30,63(50)

Забайкальский край 20,36(70) 20,01(72) 17,03(75) 14,28(80)

Камчатский край 26,03(60) 27,06(61) 26,18(62) 25,55(63)

Приморский край 30,50(48) 36,55(38) 36,73(37) 36,37(37)

Хабаровский край 45,10(23) 46,64(23) 45,04(24) 44,49(27)

Амурская область 24,31(66) 22,90(70) 21,62(69) 22,72(67)

Магаданская область 26,10(55) 24,03(67) 24,72(66) 22,70(68)

Сахалинская область 45,04(26) 27,43(58) 28,09(57) 27,72(58)

Еврейская автономная область 15,91(80) 14,87(78) 12,76(82) 15,57(76)

Чукотский автономный округ 18,11(74) 17,03(75) 16,49(76) 18,77(73)

РЕИТИНГОВАЯ ОЦЕНКА УРОВНЯ РАЗВИТИЯ РЕ- -

ГИОНОВ ДФО В РАМКАХ СТРАТЕГИИ ПРО- ВЕСШИС ТСГУ. 2)22 № 1 (64)

СТРАНСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ

Столь слабые позиции в рейтинге объясняются отсталостью и недостаточностью материально-технической базы для научно-технологического развития, поскольку данный процесс является капиталоемкий и долгосрочный. Стоит отметить, что финансирование не является единственным необходимым условием для оперативного создания технологической и научной базы. Необходимы совершенствование системы управления сектора, институциональные изменения, его кадровое усиление. Эти изменения, как правило, внедряется в жизнь на протяжении десятка лет. Стоит ожидать улучшения позиций в тех регионах, которые смогут привлечь дополнительные инвестиции, в том числе, при помощи создания различных льгот в особых экономических зонах, за счет создания и дальнейшего развития технопарков, специализированных индустриальных площадок. Однако практика показывает, что, успешное развитие данных институтов сейчас происходит в основном в регионах-лидерах в рамках реализации Стратегии [7].

Проведенный анализ рейтинговых оценок показал, что среднее место Дальневосточного региона - 55 из 85 возможных. Анализ данных был проведен и интерпретирован на основе нескольких рейтингов поскольку, в рамках данной работы охватить большую часть выборки не представилось возможным. Рост уровня развития показали Республика (Саха) Якутия, Приморский край и Чукотский автономный округ (табл.5).

Таблица 5

Среднее место регионов ДФС в рейтингах_

Место в рейтинге Изменение 2020/2017 гг.*

Регион 2017 2018 2019 2020

Республика Бурятия 62 64 67 68 -6

Республика Саха (Якутия) 46 43 44 43 +3

Забайкальский край 72 72 71 72 0

Камчатский край 50 55 54 52 -2

Приморский край 41 35 34 34 +7

Хабаровский край 30 29 30 30 0

Амурская область 60 58 60 60 0

Магаданская область 54 59 64 61 -7

Сахалинская область 32 40 37 35 -3

Еврейская автономная область 82 81 83 82 0

Чукотский автономный округ 75 75 76 72 +3

Примечание - * «+» - рост позиций в рейтингах, «-» - снижение.

Говоря об уровне развития ДФС сложно сделать вывод об его успешном развитии в рамках Стратегии, о выходе региона на лидирующие позиции, создания новых точек притяжения людей и бизнеса. Однако недостаточность уровня развития по многим ключевым параметрам развития регионов указывают на наличие множества нерешенных проблем во всем Дальневосточном

ВЕСТНИК ТОГУ. 2022. № 1 (64)

федеральном округ. Часть из них находится вне рамок правового регулирования, например, большое влияние на развитие региона оказывают сложные природно-климатические условия. Другая часть соответствует целям реализации Стратегии, это - экономическая и инфраструктурная изоляция от центральной части страны, дотационность региона и т.д. Решение данных вопросов занимает ни один год, это сложная система государственных мер и поддержек во всех сферах на протяжении десятилетий. Проблемы характерные для Дальнего Востока отнюдь не новы. К их решению в настоящее время подходят системно, опираясь на Стратегию, которая определяет повышение уровня развития регионов Дальнего Востока России как ключевой приоритет.

Библиографические ссылки

1. http://static.kremlin.ru/media/acts/files/0001201701160039.pdf

2. https://www.fondvostok.ru/press/publications/prezident-rf-v-v-putin-podem-sibiri-i-dalnego-vostoka-natsionalnyy-prioritet-na-ves-xxi-vek-/

3. https://minvr.gov.ru/upload/iblock/b45/gosprogramma-dfo-ot23.03.2021_447.pdf.

4. https://core.ac.uk/download/pdf/323217407.pdf

5. https://ria.ru/20210531/reyting-1734768833.html

6. https://www.rospotrebnadzor.ru/documents/details.php?ELEMENT_ID=12 053&sphrase_id=2097908.

7. https://riarating.ru/regions_rankings/20161020/630044723.html

Title: Rating Assessment of the Development Level of the Far Eastern Federal District Regions in the Framework of the Spatial Development Strategy of the Russian Federation

Authors' affiliation:

Kovaleva D. E. - Pacific National University, Khabarovsk, Russian Federation

Abstract: The author of the article presents a rating approach to assessing the level of development of Russian regions. The assessment parameters have been selected basing on the objectives of the Spatial Development Strategy of the Russian Federation. The methodological approaches to assessing Russian regions for a number of ratings have been analyzed. A comparative assessment of the development level of the Far Eastern Federal District regions from the point of view of compliance with the goals of the Spatial Development Strategy of the Russian Federation has been carried out.

Keywords: rating, rating method, development level of regions, spatial development strategy of the Russian Federation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.