ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
ОЦЕНКА УРОВНЯ ОТКРЫТОСТИ БЮДЖЕТНЫХ ДАННЫХ В РАМКАХ КОНЦЕПЦИИ «БЮДЖЕТ ДЛЯ ГРАЖДАН» СУБЪЕКТОВ ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА Лисичникова Т.О.
Лисичникова Татьяна Олеговна - магистрант, кафедра экономики и бухгалтерского учета, факультет экономики и управления, Забайкальский государственный университет, г. Чита
Аннотация: в статье представлена оценка уровня открытости бюджетных данных в рамках концепции «Бюджет для граждан» субъектов Дальневосточного федерального округа. Оценка осуществлялась на основании рейтинга субъектов Российской Федерации по уровню открытости бюджетных данных, представленного Научно-исследовательским финансовым институтом Министерства финансов Российской Федерации.
Ключевые слова: открытость бюджетных данных, уровень открытости, «бюджет для граждан», бюджетный процесс, бюджетная политика, информационная открытость, финансовая грамотность.
Оценка уровня представления субъектами Дальневосточного федерального округа информации о бюджете и бюджетной системе в понятной для граждан форме осуществлялась на основании рейтинга субъектов Российской Федерации по уровню открытости бюджетных данных, представленного Научно-исследовательским финансовым институтом Министерства финансов Российской Федерации (далее - НИФИ).
Необходимо отметит, что согласно Указу Президента РФ от 03.11.2018 года № 632 «О внесении изменений в перечень федеральных округов, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 13 мая 2000 г. № 849» Забайкальский край и республика Бурятия присоединилось к Дальневосточному федеральному округу в ноябре 2018 года, несмотря на это, данные субъекты в 2017 году уже будут сравниваться и рассматриваться с субъектами округа.
В 2017 году 6 субъектов ДФО получили максимальную оценку по направлению «Бюджет для граждан» (6 баллов из 6 возможных). Регион - аутсайдер по данному направлению - Еврейская автономная область (2 балла из 6 возможных). Среднее значение по всем регионам по направлению составило 4,9 балла или 81,7% от максимального количества баллов.
Таблица 1. Рейтинг субъектов ДФО по направлению «Бюджет для граждан» за 2017 год
№ п/п Наименование субъекта Место по Российской Федерации % от максимального Итого
Российской Федерации количества баллов баллов
Максимальное количество баллов 6,0
1 Сахалинская область 1-72 100,0 6,0
2 Республика Бурятия 1-72 100,0 6,0
3 Республика Саха (Якутия) 1-72 100,0 6,0
4 Приморский край 1-72 100,0 6,0
5 Хабаровский край 1-72 100,0 6,0
6 Амурская область 1-72 100,0 6,0
7 Камчатский край 73-82 66,7 4,0
8 Магаданская область 73-82 66,7 4,0
9 Чукотский автономный округ 73-82 66,7 4,0
10 Забайкальский край 73-82 66,7 4,0
11 Еврейская автономная область 83-84 33,3 2,0
В 2017 году Республика Бурятия, Республика Саха (Якутия), Сахалинская область, Приморский край, Хабаровский край, Амурская область, Камчатский край предоставляют значительный объем информации о бюджете в доступной для граждан форме и относятся к группам с очень высоким уровнем открытости бюджетных данных.
К группе с высоким уровнем открытости бюджетных данных относятся Камчатский край, Магаданская область, Чукотский автономный округ и Забайкальский край. Эти субъекты предоставляют ограниченный объем информации о бюджете в доступной для граждан форме.
Низкий уровень открытости бюджетных данных Еврейской автономной области связан с тем, что в данном субъекте представляется минимальный объем информации о бюджете в доступной для граждан форме.
В 2018 году ужесточение требований к оценке уровня открытости бюджетных данных и введение новых критериев привело к снижению числа субъектов, относящихся к группе с очень высоким уровнем открытости бюджетных данных до 3.
Таблица 2. Рейтинг субъектов ДФО по направлению «Бюджет для граждан» за 2018 год
№ п/п Наименование субъекта Российской Федерации Место по Российской Федерации Место по федеральному округу % от максимального количества баллов Итого баллов
Максимальное количество баллов 12,0
1 Сахалинская область 1-12 1 100,0 12,0
2 Хабаровский край 22-32 2-3 83,3 10,0
3 Амурская область 22-32 2-3 83,3 10,0
4 Республика Бурятия 33-38 4 75,0 9,0
5 Забайкальский край 39-44 5 66,7 8,0
6 Приморский край 45-66 6-7 58,3 7,0
7 Магаданская область 45-66 6-7 58,3 7,0
8 Республика Саха (Якутия) 67-69 8 50,0 6,0
9 Камчатский край 70-81 9-10 41,7 5,0
10 Еврейская автономная область 70-81 9-10 41,7 5,0
11 Чукотский автономный округ 82-85 11 33,3 4,0
Наибольшее количество субъектов в 2018 году относится к группе со средним уровнем открытости бюджетных данных: Приморский край, Магаданская область, Республика Саха (Якутия), Камчатский край, Еврейская автономная область. Это связано с тем, что в данных субъектах концепция «Бюджет для граждан» не использовался ни в ходе проведения публичных слушаний по годовому отчету об исполнении бюджета за 2017 год, ни в ходе проведения публичных слушаний по проекту бюджета субъекта РФ на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов. А также это связано с отсутствием в этих субъектах взаимодействия с гражданами по средствам регионального конкурса творческих проектов для популяризации «бюджета для граждан, так как данный конкурс в субъектах или не проводится или его проведение не отвечало требованиям.
В Камчатском крае и Еврейской автономной области отсутствуют в полном объеме данные о посещаемости в 2018 году специализированного сайта, предназначенного для размещения бюджетных данных для граждан.
Стоит отметить, что уровень открытости бюджетных данных Еврейской автономной области улучшился по сравнению с 2017 годом, с 83-84 мест она поднялась до 70-81 мест в рейтинге по РФ.
Низкий уровень открытости по направлению «Бюджет для граждан» у Чукотского автономного округа связан с тем, что субъект предоставляет
минимальный объем информации о бюджете в доступной для граждан форме. Применение данной концепции в регионе началось относительно недавно и в полном объеме еще не реализовано.
Забайкальский край в 2018 году относится к группе с высоким уровнем открытости бюджетных данных и по сравнению с 2017 годом улучшил свою позицию в рейтинге РФ с 73-83 мест до 39-44 мест. Данная тенденция является положительной и свидетельствует о повышении уровня открытости бюджетных данных в крае.
Оценка уровня открытости бюджетных данных субъектов ДФО в 2019 году позволяет сделать следующие выводы.
У 8 регионов ДФО уровень открытости бюджетных данных в 2019 году снизился, их положение в рейтинге ухудшилось: Хабаровский край, Амурская область, Республика Бурятия, Забайкальский край, Приморский край, Республика Саха (Якутия), Камчатский край и Еврейская автономная область. Это связанно с неполнотой доведенной информации об исполнении бюджета субъектов за 2018 год и информации по проекту бюджета субъекта на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов, а также с недоступностью информации для граждан, так как она доводилась только через один канал распространения информации - официальный сайт финансовых органов субъекта.
В 2019 году Магаданская область повысила уровень открытости бюджетных данных со среднего до высокого и улучшила свой рейтинг как в ДФО, так и по РФ в целом. «Бюджет для граждан» в 2019 году стал использоваться в ходе проведения публичных слушаний - в составе информационного сообщения о проведении публичных слушаний по проекту бюджета на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов, размещенного на сайте организатора публичных слушаний размещена ссылка на документ «Бюджет для граждан».
Таблица 3. Рейтинг субъектов ДФО по направлению «Бюджет для граждан» за 2019 год
№ п/п Наименование субъекта Российской Федерации Место по Российской Федерации Место по федеральному округу % от максимального количества баллов Итого баллов
Максимальное количество баллов 13,0
1 Сахалинская область 13-21 1 92,3 12,0
2 Хабаровский край 32-38 2 76,9 10,0
3 Амурская область 39-44 3-4 61,5 8,0
4 Магаданская область 39-44 3-4 61,5 8,0
5 Республика Бурятия 45-66 5-6 53,8 7,0
6 Забайкальский край 45-66 5-6 53,8 7,0
7 Приморский край 70-81 7-9 38,5 5
8 Чукотский автономный округ 70-81 7-9 38,5 5,0
9 Республика Саха (Якутия) 70-81 7-9 38,5 5.0
10 Камчатский край 82-85 10 23,1 3
11 Еврейская автономная область 82-85 11 7,7 1
Последнее место в рейтинге субъектов ДФО в 2019 году занимает Еврейская автономная область. Это связанно с тем, что субъект предоставляют минимальный объем информации о бюджете в доступной для граждан форме. Снижение уровня открытости относительно 2018 года вызвано с отсутствием данных о доведении до общественности в 2019 году информация об исполнении бюджета субъекта РФ за 2018 год и информация по проекту бюджета субъекта РФ на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов. Не исключается вероятность того, что данная
информация не была доведена до общественности или была доведена не в соответствующей форме.
Забайкальский край в 2019 году относится к группе со средним уровнем открытости бюджетных данных, по сравнению с 2018 годом его положение в рейтинге субъектов ДФО ухудшилось.
Для более ясного понимания состояния уровня открытости бюджетных данных в субъектах ДФО по направлению «Бюджет для граждан» в таблице 4 представлена динамика рейтинга субъектов ДФО по направлению «Бюджет для граждан» за 20172019 годы и в таблице 5 представлена динамика уровня открытости данных по направлению «Бюджет для граждан» за 2017-2019 годы.
Таблица 4. Динамика рейтинга субъектов ДФО по направлению «Бюджет для граждан»
за 2017-2019 годы
Наименование субъекта Российской Федерации % от максимального количества баллов Динамика
2017 год 2018 год 2019 год 2018 к 2017 2019 к 2018
Сахалинская область 100,0 100,0 92,3 0,0 -7,7
Хабаровский край 100,0 83,3 76,9 -16,7 -6,4
Магаданская область 66,7 58,3 61,5 -8,4 3,2
Республика Бурятия 100,0 75,0 53,8 -25 -21,2
Забайкальский край 66,7 66,7 53,8 0 -12,9
Приморский край 100,0 58.3 38,5 -41,7 -19,8
Чукотский автономный округ 66,7 33,3 38,5 -33,4 5,2
Республика Саха (Якутия) 100,0 50,0 38,5 -50 -11,5
Камчатский край 66,7 41,7 23,1 -25 -18,6
Еврейская автономная область 33,3 41,7 7,7 8,4 -34
Амурская область 100,0 83,3 61,5 -16,7 -21,8
Резкая отрицательная динамика рейтинга относительно 2017 года связана с доработкой методики составления рейтинга субъектов Российской Федерации по уровню открытости бюджетных данных, вводом новых критериев оценивая и ужесточением требований к размещению информации в доступной для граждан форме.
Таблица 5. Динамика уровня открытости данных по направлению «Бюджет для граждан» за
2017-2019 годы
Группа Критерий отнесения к группе Количество субъектов ДФО в группе
2017 г. 2018 г. 2019 г.
Группа 1: очень высокий уровень открытости бюджетных данных 80% и более от максимально возможного количества баллов 6 3 1
Группа 2: высокий уровень открытости бюджетных данных 60-79,9% от максимального количества баллов 4 2 3
Группа 3: средний уровень открытости бюджетных данных 40-59,9% от максимального количества баллов 0 5 2
Группа 4: низкий уровень открытости бюджетных данных 20-39,9% от максимального количества баллов 1 1 4
Группа 5: очень низкий уровень открытости бюджетных данных Менее 20% от максимального количества баллов 0 0 1
Лидирующее место на протяжении всего анализируемого периода в рейтинге субъектов ДФО занимает Сахалинская область. Отличительными чертами применения концепции «бюджет для граждан» субъектам является представление в доступной ля граждан форме аналитической информации о проекте бюджета в отраслевом разрезе. Представлены аналитические данные о содержании бюджетной политики по двум отраслям: «Здравоохранение» и «Социальная политика».
Хабаровский край в 2017 году находится на одной позиции с лидером рейтинга, а в 2018-2019 годах уступает ему незначительно. Это связанно с размещением на сайте большого объёма информации в доступной для граждан форме (бюджет для граждан, отчет для граждан, бюджеты для граждан муниципальных образований края), а также на официальном сайте министерства финансов края есть возможность расчета различного рада налогов, налоговых вычетов, пособий с помощью бюджетного калькулятора.
Уровень открытости бюджетных данных Забайкальского края в течение анализируемого периода хоть и незначительно, но все-таки снизился. На протяжении 2017-2018 годов край относился к группе с высоким уровнем открытости бюджетных данных, в 2019 году к группе со средний уровень открытости бюджетных данных. Его позиция в рейтинге субъектов ДФО в 2019 году ухудшилась по сравнению с 2018 годом твердого 5 места до 5-6, по РФ с 39-44 мест до 45-66 мест. Это связано с недостаточным количеством применяемых для распространения информации в доступной для граждан форме каналов связи - менее 3 каналов, отсутствием информации о проведении регионального конкурса творческих проектов для популяризации «бюджета для граждан». Также стоит отменить низкую степень осведомленности граждан края о наличии документа о бюджете края в доступной для граждан форме и о том, где данный документ размещен в открытом доступе.
Проведенная оценка уровня открытости бюджетных данных в рамках концепции «Бюджет для граждан» субъектов ДФО показала в течение анализируемого периода происходит снижение уровня открытости бюджетных данных субъектов ДФО. Об этом свидетельствуют данные таблицы 5: количество субъектов, относящихся к группе с высоким уровнем открытости бюджетных данных значительно сократилась, значительная часть субъектов округа перешла из группы со средним уровнем открытости бюджетных данных в группу с низким уровнем (Приморский край, Республика Саха (Якутия), Камчатский край), и Еврейская автономная область перешла в группу с очень низким уровнем открытости бюджетных данных.
Тенденция к снижению уровня открытости бюджетных данных в рамках концепции «Бюджет для граждан» является отрицательной и свидетельствует о снижении степени взаимодействия общественности и власти. Но не стоит исключать, что негативная тенденция связана с относительно недавним внедрением концепции «Бюджет для граждан» в субъектах, а также постоянной модернизацией методики составления рейтинга субъектов Российской Федерации по уровню открытости бюджетных данных, вводом новых критериев оценивая и ужесточением требований к размещению информации в доступной для граждан форме.
Таким образом, основному числу субъектов ДФО необходимо повышать уровень открытости бюджетных данных в рамках концепции «Бюджет для граждан». Повышения можно достигнуть путем предоставления общественности исчерпывающей информации о формировании и исполнении бюджета субъекта, использовать для этого максимально возможное количество каналов связи, не требующих идентификации и регистрации, а также для более продуктивного диалога между обществом и властью необходимо повышать финансовую грамотность населения. Необходимо расширять практику проведения дней финансовой грамотности в школах, средних и высших учебных заведениях, а также не оставить без внимания население, занятое в несвязанной с экономической сфере деятельности,
и незанятое население (безработные, пенсионеры и т.д). Интерес граждан к бюджету
является важнейшим аспектом повышения уровня открытости бюджетных данных.
Список литературы
1. Авсянников А.М., Девяткова О.И. «Бюджет для граждан» - способ укрепления позиции России в рейтинге прозрачности бюджетов Мирового сообщества. [Электронный ресурс] / А.М. Авсянников, О.И. Девяткова // Экономика и социум. Научн. журн., 2014. С. 119-125. Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=22570042 Загл. с экрана/ (дата обращения: 14.09.2020).
2. Руденская Т.С., Скрипкина Е.В. «Бюджет для граждан» как основа реализации принципов прозрачности и доступности местных бюджетов. [Электронный ресурс] / Т.С. Руденская, Е.В. Скрипкина // Актуальные проблемы и инновационная деятельность в агропромышленном производстве. Научн. журн., 2015. С. 89-93. Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=24003850 - Загл. с экрана/ (дата обращения: 14.09.2020).
3. Силаева Е.А. Бюджет для граждан - средство диалога власти и населения. [Электронный ресурс] // Современный специалист-профессионал: теория и практика. Научн. журн., 2016. С. 174-178. Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=28085326 - Загл. с экрана/ (дата обращения: 14.09.2020).
4. Синкина А.А. О реализации проекта «бюджет для граждан» в регионах Сибирского федерального округа. [Электронный ресурс] // Фундаментальные и прикладные исследования: проблемы и результаты. Научн. журн., 2015. С. 187-203. Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=24138236 - Загл. с экрана/ (дата обращения: 14.09.2020).
5. Приказ Минфина России от 22.09.2015 № 145н (ред. от 04.12.2018) «Об утверждении Методических рекомендаций по представлению бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов и отчетов об их исполнении в доступной для граждан форме». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_186396/ - Загл. с экрана/ (дата обращения: 14.09.2020).
6. Официальный сайт Научно-исследовательского финансового института Министерства финансов Российской Федерации (НИФИ Минфина России). [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://nifi.ru/ru/ (дата обращения: 14.09.2020).
7. Официальный сайт Министерства финансов РФ. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.minfin.ru/ru/ (дата обращения: 14.09.2020).
8. Официальный сайт Министерства финансов республики Бурятия. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://egov-buryatia.ru/minfin/ (дата обращения: 14.09.2020).
9. Официальный сайт Министерства финансов республики Саха (Якутия) [Электронный ресурс] Режим доступа: https://minfin.sakha.gov.ru/ (дата обращения: 14.09.2020).
10. Официальный сайт Министерства финансов Забайкальского края. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://minfin.75.ru/ (дата обращения: 14.09.2020).
11. Официальный сайт Министерства финансов Камчатского края. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://minfin.kamgov.ru/ (дата обращения: 14.09.2020).
12. Официальный сайт Администрации Приморского края. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.primorsky.ru/authorities/executive-agencies/departments/finance/ (дата обращения: 14.09.2020).
13. Официальный сайт Министерства финансов Хабаровского края. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://minfin.khabkrai.rU/portal/Menu/Page/1 / (дата обращения: 14.09.2020).
14. Официальный сайт Министерства финансов Амурской области. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://fin.amurobl.ru/ (дата обращения: 14.09.2020).
15. Официальный сайт Министерства финансов Магаданской области. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://minfin.49gov.ru/ (дата обращения: 14.09.2020).
16. Официальный сайт министерства финансов Сахалинской области. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://sakhminfin.ru/(дата обращения: 14.09.2020).
17. Официальный сайт Чукотского автономного округа. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.чукотка.рф/(дата обращения: 14.09.2020).
18. Открытый портал Еврейской автономной области «Бюджет для граждан». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://budget.eao.ru/ (дата обращения: 14.09.2020).