АНАЛИЗ ОТКРЫТОСТИ БЮДЖЕТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
И.М. Блохина, канд. экон. наук, доцент В.С. Волошина, бакалавр А.И. Рахмак, бакалавр
Кубанский государственный аграрный университет им. И.Т. Трубилина (Россия, г. Краснодар)
DOI: 10.24411/2411-0450-2019-10677
Аннотация. В данной статье рассмотрены плановые, согласно государственной программе, и достигнутые показатели Индекса открытости бюджета и бюджетной политики России. Проанализирован уровень открытости бюджета субъектов Российской Федерации. Определены основные направления повышения эффективности бюджетной политики в России на основе определения «узких мест» в области открытости бюджетных данных.
Ключевые слова: открытость бюджета, бюджетная политика, индекс открытости бюджета, бюджетная система, эффективность бюджетной системы.
В условиях современной экономической нестабильности большое значение для смягчения последствий и негативных эффектов кризисов имеет грамотное планирование бюджетов публично-правовых образований, то есть, в целом, проводимая в государстве бюджетная политика. Грамотное законодательство, определяющее эффективно построенную бюджетную систему, должно обеспечивать стабильность в бюджетной сфере, основываться на преобладании доходов государства над расходами. Одним из направлений совершенствования бюджетной политики страны является открытость ее бюджета. Именно доступность достоверной бюджетной информации определяет степень формирования и развития доверительных отношений между следующими сторонами: государством, населением и бизнесом [1]. Поэтому изучение степени открытости бюджета Российской Федерации и направлений по ее повышению является актуальной темой в современном мире.
В статье 36 Бюджетного Кодекса РФ закреплены положения, затрагивающие данный принцип. Он базируется на «обязательном опубликовании в средствах массовой информации утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении», на обязательной открытости для общества проектов бюджетов. Законодательное закрепление данного принципа говорит о его
большой значимости. Ведь открытость бюджетов имеет, по своей сути, много положительных эффектов. Например, она способствует снижению коррупции в государственных структурах, обеспечивает более доверительные отношения между гражданами и властью.
Проблема открытости бюджетов является значимой на международном уровне. Так, международное бюджетное партнерство (организация, которая занимается исследованием бюджетов различных стран при сотрудничестве с гражданским обществом) имеет основной своей целью повышение эффективности государственного управления стран за счет усовершенствования бюджетной политики [1]. Международное бюджетное партнерство изучает три индекса (открытости бюджета, участия общественности в бюджетном процессе, бюджетного надзора), на основании которых делает вывод о степени открытости бюджета государства.
Что касается, непосредственно, Российской Федерации, то главным ее стратегическим ориентиром является достижение одного из самых высоких показателей уровня открытости бюджета. Согласно государственной программе РФ «Управление государственными финансами и регулирование финансовых рынков» индекс открытости бюджета за 2006-2020 гг. должен возрасти на 38 единиц и составить
к концу периода 85 единиц из возможных 100. В первом рейтинге стран мира по открытости бюджета в 2006 г. Россия заняла лишь 28 место из имеющихся 59, заработав 47 баллов из 100. После данного рейтинга был осуществлен анализ отмеченных экспертами «узких» мест, подготовлены различные разъяснения и дополнительная информация, относящаяся к дан-
ной проблеме. В итоге в 2008 году Россия с 58 баллами заняла уже 22 место среди 85 стран, увеличив свой индекс открытости бюджета за 2 года на 11 баллов. Но это еще не предел. В 2010 г. Россия имела индекс открытости бюджета равный 60 баллам, в 2012 г. этот показатель увеличился до 74 баллов. Это помогло нашей стране занять 10 место в рейтинге (таблица 1).
Таблица 1. Динамика Индекса открытости бюджета России согласно государственной программе за 2006-2020 гг.
Год Баллы Российской Федерации в Индексе открытости бюджета (Open Budget index)
2006 47
2008 58
2010 60
2012 74
2013 74
2014 77
2015 77
2016 80
2017 80
2018 83
2019 83
2020 85
Росту способствовало предоставление дополнительной информации о расходах федерального бюджета, отражение за среднесрочный период бюджетных расходов на законодательном уровне, представление каналов распределения федерального бюджета по различным государственным программам [2].
Знаменательным событием в данной сфере стало присоединение России в 2013 г. к Хартии открытых данных. Это декларативный политический документ. Во исполнение Хартии в том же 2013 г. Россия разработала свой план действий по развитию открытых данных и определила направления, по которым государство
должно было раскрывать информацию в отношении бюджетной сферы.
Стоит отметить, что данное событие значительно повлияло на открытость бюджетных данных в Российской Федерации. И к тому же, в условиях цифровиза-ции экономики стало возможным широкая демонстрация данных бюджетной системы на сайте Министерства финансов России, а так же на официальных сайтах финансовых органов субъектов РФ и муниципальных образований [3]. Согласно официальной статистике, приведенной на сайте Министерства финансов РФ, ежедневно на его сайт заходят более 13 000 человек. Рейтинг посещаемости основных разделов на диаграмме ниже.
1,2 % 4'03 % 23,27 %
46,18 %
■ О министерстве
■ Деятельность
■ Документы 18 5 % Обращения граждан
■ Открытое Министерство
Рисунок. Рейтинг посещаемости основных разделов
Согласно результатам рейтингования стран мира по индексу открытости бюджета на 2017 г., Россия находится на 15 месте при имеющихся 72 баллах, потеряв 2 балла по сравнению с 2012 г. Но, как видно в таблице 1, к 2017 г. ожидался рост данного индекса до 78 баллов, а к 2020 году и вовсе до 85 баллов. Однако по итогам рейтинга ИОБ-2017 наблюдается обратная тенденция.
Научно-исследовательский финансовый институт Министерства финансов Российской Федерации провел анализ открытости бюджета внутри страны, исследовав субъекты РФ по показателям прозрачности бюджетной политики. В 2018 г. были обнародованы результаты данного анализа и составлен рейтинг по степени открытости бюджетов субъектов РФ. Некоторые данные из этого рейтинга представлены в таблице 2.
Наименование субъекта РФ Место в РФ % от максимального количества баллов Максимальное количество баллов Итого баллов
Краснодарский край 1 95,74 141,0 135,0
Сахалинская область 2 95,26 137,0 130,5
Вологодская область 3 94,33 141,0 133,0
Саратовская область 4 92,20 141,0 130,0
Чувашская Республика - Чувашия 5 91,73 139,0 127,5
Таблица 2. Пятерка лучших субъектов РФ по уровню открытости бюджета
Данный рейтинг возглавил Краснодарский край, набрав 135 баллов из возможных 141 балла. В группу 1, которая включает в себя субъекты с очень высоким уровнем открытости бюджетных данных (свыше 80 % от максимального балла) вошли 16 субъектов. Пять самых лучших представлены в таблице 2. В группу с низким показателем открытости бюджетных данных вошли 14 субъектов. В группу с очень низким показателем - два субъекта, это Республика Северная Осетия - Алания и Чукотский автономный округ, набрав соответственно 26 и 22 балла из 141 возможного.
Таким образом, чтобы повысить величину индекса открытости бюджета и тем
ной политики, Россия должна обращать внимание на следующие направления. Прежде всего, без задержек публиковать то, что в лексике международных экспертов называется предварительным бюджетным заявлением. У нас в этой роли, напомним, выступают Основные направления налоговой, бюджетной и таможенно-тарифной политики. В проекте бюджета следует пополнить информационную базу, предоставляемую по налоговым расходам и субсидиям в государственные корпорации, а также информацию о сопоставлении планируемых доходов и макроэкономических прогнозов, с одной стороны, и фактических результатов в отчете об исполнении бюджета, с другой.
самым повысить эффективность бюджет-
Библиографический список
1. Цветкова Г.В. Открытый бюджет в системе управления общественными финансами // Власть и управление на Востоке России. - 2015. - С. 72-78.
2. Голованова Н.В. Оценка открытости (прозрачности) бюджетной системы: аналитический обзор // Научно-исследовательский финансовый институт. Финансовый журнал. -2015. - № 3. - С. 98-107.
3. Мисник А.Р., Ширинова Е.А. Участие гражданского общества в повышении «прозрачности» государственных и муниципальных финансов / Мясник А.Р., Ширинова Е.А. // Проблемы экономики и менеджмента. - 2015. - № 7. - С. 67-72.
ANALYSIS OF OPENNESS BUDGET OF THE RUSSIAN FEDERATION
I. M. Blokhin, candidate of economic sciences, associate professor
V.S. Voloshin, student
A.I. Rakhmak, student
Trubilina Kuban state agrarian university
(Russia, Krasnodar)
Abstract. This article examines the planned, according to the state program, and the achieved indicators of the Open Budget Index and the budget policy of Russia. Analyzed the level of openness of the budget of the constituent entities of the Russian Federation. The main directions of increasing the efficiency of budget policy in Russia are determined based on the definition of bottlenecks in the field of openness of budget data.
Keywords: openness of the budget, budget policy, index of budget openness, budget system, budget system efficiency.