14. Шуваев А.В. Занятость на селе в новых условиях хозяйствования // Международный сельскохозяйственный журнал. - 2001. - № 2. - С. 15.
15. Шуваев А.В. Маркетинговое исследование сельского рынка труда // АПК: Экономика, управление. - 2001. - № 3. - С. 21.
К ВОПРОСУ ОБ ОТКРЫТОСТИ И ПРОЗРАЧНОСТИ ОБЩЕСТВЕННЫХ ФИНАНСОВ В РЕГИОНАХ СИБИРСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА
© Синкина А.А.*
Сибирская академия финансов и банковского дела, г. Новосибирск
Рассмотрены практические аспекты реализации открытости и прозрачности бюджета, проведен краткий обзор нормативно-правовых и методических основ рейтинга субъектов РФ по уровню открытости бюджетных данных, проанализирован и охарактеризован уровень бюджетной открытости регионов СФО.
Ключевые слова общественные финансы, открытость бюджета, прозрачность бюджетного процесса, Бюджет для граждан, рейтинг субъектов РФ по уровню открытости бюджетных данных.
Важнейшим условием устойчивого социально-экономического развития публично-правовых образований является эффективное управление общественными финансами. Последнее, в свою очередь, предполагает обеспечение открытости и прозрачности бюджета, способствующее:
- созданию условий для общественного обсуждения и реализации права общественности на информацию о бюджете;
- повышению уровня доверия общества к власти;
- усилению механизма общественного контроля за эффективным и целевым расходованием бюджетных средств;
- повышению бюджетной грамотности населения;
- снижению уровня коррупции в органах власти;
- повышению ответственности органов исполнительной власти за разработку и исполнение бюджета, усилению контроля со стороны законодательных (представительных) органов власти и общественности за качеством принимаемых бюджетных решений и их исполнением;
- росту инвестиционного потенциала и конкурентоспособности публично-правовых образований за счет более понятной и благоприятной институциональной среды и инвестиционных возможностей; и др. [1].
* Доцент кафедры «Финансы и экономический анализ», кандидат экономических наук.
В январе 2013 г. Председателем Правительства РФ были утверждены Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2018 года [2], в рамках которых, среди прочих, было предусмотрено обеспечение публичности процесса управления общественными финансами посредством:
- общедоступности информации о состоянии и тенденциях развития в области общественных финансов;
- открытости деятельности органов власти по разработке, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджетов;
- рассмотрения и утверждения законодательными органами бюджетных параметров и бюджетной отчетности исходя из целей государственной политики и результатов ее осуществления;
- регулярной оценки (мониторинга) прозрачности деятельности ведомств, субъектов РФ, муниципальных образований по управлению общественными финансами;
- обеспечения широкого участия общественности в процессе принятия решений о распределении общественных финансов.
В июне 2013 г в Бюджетном послании Президент РФ определил одной из основных задач бюджетной политики на 2014-2016 гг. повышение прозрачности бюджетов и бюджетного процесса: «... граждане и бизнес должны знать, куда направляются уплачиваемые ими налоги. ... С 2013 года на всех уровнях управления следует регулярно публиковать (размещать в сети Интернет) брошюру «Бюджет для граждан». Это даст возможность в доступной форме информировать население о соответствующих бюджетах, планируемых и достигнутых результатах использования бюджетных средств. Публикуемая в открытых источниках информация позволит гражданам составить представление о направлениях расходования бюджетных средств и сделать выводы об эффективности расходов и целевом использовании средств» [3].
В декабре 2013 г. Правительством РФ была утверждена Программа повышения эффективности управления общественными (государственными и муниципальными) финансами на период до 2018 года [4] (далее - Программа), одним из приоритетов которой заявлено повышение открытости и прозрачности общественных финансов. В качестве мероприятий по данному направлению, в том числе, были предусмотрены:
- организация деятельности по участию граждан в бюджетном процессе в рамках системы раскрытия информации о разрабатываемых проектах нормативных правовых актов в сфере управления общественными финансами, результатах их общественных обсуждений;
- регулярная публикация Бюджета для граждан в целях обеспечения полного и доступного информирования граждан РФ о федеральном бюджете, бюджетах субъектов РФ и муниципальных образований и отчетах об их исполнении, повышения открытости и прозрачности информации об управлении общественными финансами; и др.
По прошествии полутора лет с момента начала реализации Программы по большинству ее направлений достигнуты определенные результаты, в том числе, в части обеспечения открытости и прозрачности общественных финансов разработан рейтинг субъектов РФ по уровню открытости бюджетных данных (далее - Рейтинг) [5].
С 2015 г. Рейтинг составляется Научно-исследовательским финансовым институтом в сотрудничестве с Центром прикладной экономики. Рейтинг формируется по результатам оценки, проведенной на основе анкеты. Оценка представляет собой сумму баллов, присвоенных субъектам РФ в результате ответов на каждый из вопросов анкеты, и проводится в четыре этапа, соответствующих основным стадиям бюджетного процесса в России:
1. Первоначальное утверждение бюджета.
2. Годовой отчет об исполнении бюджета.
3. Текущее исполнение бюджета и финансовый контроль.
4. Составление проекта бюджета.
В июне текущего года были опубликованы итоги I этапа Рейтинга за 2015 г. [6], согласно которому регионы СФО получили следующие результаты (табл. 1):
Таблица 1
Рейтинг регионов Сибирского федерального округа по уровню открытости бюджетных данных в 2015 г. - I этап
Наименование субъекта Российской Федерации Место по округу | Место по РФ Итого по I этапу Характеристики первоначально утвержденного бюджета Публичные сведения о плановых показателях деятельности государственных учреждений субъекта РФ Бюджет для граждан (закон о бюджете) Общественное участие
Баллы
Республика Алтай 8-9 68-72 10,0 4,0 5,0 0,0 1,0
Республика Бурятия 6 51-52 13,5 9,0 0,0 4,0 0,5
Республика Тыва 8-9 68-72 10,0 9,0 1,0 0,0 0,0
Республика Хакасия 10 73-74 9,0 7,0 0,0 2,0 0,0
Алтайский край 4 15-17 25,0 6,0 8,0 7,0 4,0
Забайкальский край 12 84-85 3,0 3,0 0,0 0,0 0,0
Красноярский край 1 3 35,0 13,0 4,0 16,0 2,0
Иркутская область 3 12-14 26,0 11,0 3,0 12,0 0,0
Кемеровская область 11 76-78 8,0 6,0 0,0 2,0 0,0
Новосибирская область 7 57-60 12,0 11,0 0,0 1,0 0,0
Омская область 2 4 33,5 11,0 5,0 14,5 3,0
Томская область 5 49-50 14,0 7,0 0,0 7,0 0,0
Красноярский край, Омская область, Иркутская область и Алтайский край - вошли в двадцатку лучших субъектов РФ по уровню открытости бюджетных данных. В тоже время, Республика Алтай, Республика Тыва, Республика Хакассия, Кемеровская область и Забайкальский край - в двадцатку худших.
Рассмотрим результаты Рейтинга более подробно. По оценке первоначально утвержденного бюджета (табл. 2), в группе СФО лидирует Красно-
ярский край, набравший 13 баллов из 16 возможных. Чуть меньше баллов получили Иркутская, Новосибирская и Омская области.
Таблица 2
Оценка регионов СФО по направлению «Характеристики первоначально утвержденного бюджета»
Показатели Республика Алтай | Республика Бурятия | Республика Тыва | Республика Хакасия | Алтайский край | Забайкальский край | Красноярский край Иркутская область Кемеровская область | Новосибирская область Омская область Томская область |
Баллы
1. Публикация закона о бюджете субъекта РФ на 2015 г и
плановый период 2016 и 2017 гг в открытом доступе на портале (сайте) субъекта РФ, предназначенном для публикации бюджетных данных 2,0 4,0 2,0 2,0 4,0 1,0 4,0 4,0 2,0 4,0 2,0 2,0
2. Наличие в составе закона о бюджете приложения о прогнозируемых объемах поступлений по видам доходов 0,0 0,0 2,0 2,0 0,0 0,0 2,0 2,0 0,0 0,0 2,0 0,0
3. Наличие в составе закона о бюджете приложения о распределении бюджетных ассигнований по разделам и под- 2,0 0,0 2,0 2,0 2,0 2,0 2,0 2,0 2,0 2,0 2,0 0,0
разделам классификации расходов бюджетов
4. Наличие в составе закона о бюджете приложения о распределении бюджетных ассигнований по государственным 0,0 2,0 0,0 0,0 0,0 0,0 2,0 2,0 2,0 0,0 2,0 2,0
программам и непрограммным направлениям деятельности
5. Доля бюджетных инвестиций, распределенных по объектам в общем объеме бюджетных инвестиций 0,0 3,0 0,0 1,0 0,0 0,0 3,0 1,0 0,0 2,0 3,0 3,0
6. Доля межбюджетных субсидий, распределенных законом о бюджете на 2015 г по муниципальным образованиям, в общем объеме межбюджетных субсидий, предусмотренных законом о бюджете на 2015 г 0,0 0,0 3,0 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0 3,0 0,0 0,0
Сумма баллов |Максимальное количество баллов — 16 4,0 9,0 9,0 7,0 6,0 3,0 13,0 11,0 6,0 11,0 11,0 7,0
Отметим, что закон о бюджете был опубликован всеми регионами СФО. Однако, отдельные аспекты бюджетной информации остались для общественности закрытыми. В частности, в составе закона о бюджете отсутствуют (не соответствуют требованиям Рейтинга):
- приложения о прогнозируемых доходах - в семи регионах СФО (Республика Алтай, Республика Бурятия, Алтайский край, Забайкальский край, Кемеровская, Новосибирская и Томская области);
- приложения о распределении бюджетных ассигнований по государственным программам и непрограммным направлениям деятельности - в шести регионах СФО (Республика Алтай, Республика Тыва, Республика Хакассия, Алтайский край, Забайкальский край, Новосибирская область);
- сведения о субсидиях муниципалитетам - в десяти регионах СФО (по данному направлению информация представлена только в Республике Тыва и Новосибирской области); и т.д.
По оценке опубликованных сведений о плановых показателях деятельности государственных учреждений субъекта РФ (табл. 3) отличился Алтайский край, следом за ним в рейтинге - Республика Алтай и Омская область. Половина регионов СФО данные сведения не представили.
Таблица 3
Оценка регионов СФО по направлению «Публичные сведения о плановых показателях деятельности государственных учреждений субъекта РФ»
Показатели Республика Алтай | Республика Бурятия | Республика Тыва | Республика Хакасия | Алтайский край | Забайкальский край | Красноярский край | Иркутская область | Кемеровская область | ьт с алб о я И с сри б и с сов о К Омская область | Томская область |
Баллы
1. Доля государственных бюджетных и автономных учреждений субъекта РФ, опубликовавших на официальном сайте РФ для размещения информации о государственных (муниципальных) учреждениях (bus.gov.ru) государственные задания на 2015 г и плановый период 2016 и 2017 гг (в % от общего количества государственных бюджетных и автономных учреждений субъекта РФ) 2,0 0,0 0,0 0,0 2,0 0,0 1,0 1,0 0,0 0,0 1,0 0,0
2. Доля государственных бюджетных и автономных учреждений субъекта РФ, опубликовавших на официальном сайте РФ для размещения информации о государственных (муниципальных) учреждениях (bus.gov.ru) планы финансово-хозяйственной деятельности на 2015 г и плановый период 2016 и 2017 гг (в % от общего количества государственных бюджетных и автономных учреждений субъекта РФ) 2,0 0,0 0,0 0,0 3,0 0,0 2,0 1,0 0,0 0,0 2,0 0,0
3. Доля казенных учреждений субъекта РФ, опубликовавших на официальном сайте РФ для размещения информации о государственных (муниципальных) учреждениях (bus.gov.ru) бюджетную смету на 2015 г и плановый период 2016 и 2017 гг (в % от общего количества казенных учреждений субъекта РФ) 1,0 0,0 1,0 0,0 3,0 0,0 1,0 1,0 0,0 0,0 2,0 0,0
Сумма баллов |Максимальное количество баллов — 9 5,0 0,0 1,0 0,0 8,0 0,0 4,0 3,0 0,0 0,0 5,0 0,0
Бюджет для граждан, представляющий собой упрощенную версию бюджетного документа публично-правового образования, в понятной и доступной форме, разрабатываемый для информирования граждан о целях, задачах и приоритетах бюджетной политики, основных направлениях социально-экономического развития территории, обоснованиях бюджетных расходов, планируемых и достигнутых результатах бюджетных ассигнований, а также для привлечения общественности к обсуждению бюджетных вопросов [7], -не опубликован в Республике Алтай, Республике Тыва, Забайкальском крае.
В тройку лучших среди регионов СФО по данному направлению вошли -Красноярский край, Омская область, Иркутская область. Низкой информативностью характеризуются Гражданские бюджеты Республики Хакасия, Кемеровской и Новосибирской областей (табл. 4).
Таблица 4
Оценка регионов СФО по направлению «Бюджет для граждан (закон о бюджете)»
Показатели Республика Алтай | Республика Бурятия | Республика Тыва | Республика Хакасия | Алтайский край | Забайкальский край | Красноярский край Иркутская область Кемеровская область | ¡3 с алб о я и с сри б и с сов о оН Омская область Томская область |
Баллы
1. Публикация в сети Интернет Бюджета для граждан, разработанного на основе закона о бюджете на 2015 г и плановый период 2016 и 2017 гг 0,0 1,0 0,0 1,0 1,0 0,0 1,0 1,0 1,0 1,0 0,5 1,0
2. Наличие в Бюджете для граждан показателей прогноза социально-экономического развития, на основе которых сформирован бюджет на 2015 г и плановый период 2016 и 2017 гг 0,0 0,0 0,0 0,0 2,0 0,0 2,0 0,0 0,0 0,0 2,0 0,0
3. Наличие в Бюджете для граждан сведений об общем объеме доходов и расходов консолидированного бюджета субъекта РФ на 2015 г 0,0 0,0 0,0 0,0 1,0 0,0 2,0 2,0 0,0 0,0 1,0 0,0
4. Наличие в Бюджете для граждан сведений о доходах бюджета на 2015 г и плановый период 2016 и 2017 гг в разрезе видов доходов 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0 2,0 2,0 0,0 0,0 2,0 1,0
5. Наличие в Бюджете для граждан сведений о расходах бюджета на 2015 г и плановый период 2016 и 2017 гг по разделам и подразделам классификации расходов бюджета 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0 2,0 0,0 0,0 0,0 2,0 0,0
6. Наличие в Бюджете для граждан сведений о расходах бюджета на 2015 г и плановый период 2016 и 2017 гг на реализацию государственных программ, а также о целевых показателях (индикаторах), планируемых к достижению в результате их реализации 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0 2,0 2,0 0,0 0,0 2,0 0,0
7. Наличие в Бюджете для граждан сведений о предусмотренных к финансированию за счет средств бюджета на 2015 г и плановый период 2016 и 2017 гг социально-значимых проектах 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0 2,0 2,0 0,0 0,0 2,0 2,0
8. Наличие в Бюджете для граждан сведений о планируемых (предельных) объемах государственного долга на 2015 г и плановый период 2016 и 2017 гг 0,0 2,0 0,0 0,0 2,0 0,0 2,0 2,0 0,0 0,0 2,0 2,0
9. Наличие в Бюджете для граждан контактной информация для граждан, которые хотят больше узнать о бюджете 0,0 1,0 0,0 1,0 1,0 0,0 1,0 1,0 1,0 0,0 1,0 1,0
Сумма баллов |Максимальное количество баллов — 16 0,0 4,0 0,0 2,0 7,0 0,0 16,0 12,0 2,0 1,0 14,5 7,0
По развитию общественного участия среди регионов СФО лидирует Алтайский край (табл. 5). Надо добавить, что по данному направлению этот регион вошел в тройку лучших по России. Примечательно также, что в первом квартале 2015 г. в Алтайском крае в опросах общественного мнения по бюджетной тематике приняли участие более 400 жителей и более 30 человек задали свои вопросы по бюджету и получили на них ответы в открытом доступе в сети Интернет. Подобная ситуация характерна и для Омской области.
Необходимо отметить, что не востребованными регионами СФО для распространения информации о бюджете остались социальные сети. Сведения о работе Общественных советов представлены только в Республике Ал-
тай, Республике Бурятия, Красноярском крае. Отсутствует или не соответствует требованиям Рейтинга информация об общественном участии в сфере управления общественными финансами в Республике Тыва, Республике Хакасия, Забайкальском крае, Иркутской, Кемеровской, Новосибирской и Томской областях.
Таблица 5
Оценка регионов СФО по направлению «Общественное участие»
Показатели Республика Алтай | Республика Бурятия | Республика Тыва | Республика Хакасия | Алтайский край | Забайкальский край | Красноярский край | Иркутская область | Кемеровская область | Новосибирская область | Омская область | Томская область |
Баллы
1. Проведение в I квартале 2015 г органами государственной
власти субъекта РФ опросов общественного мнения по бюд- 0,0 0,0 0,0 0,0 2,0 0,0 1,0 0,0 0,0 0,0 2,0 0,0
жетной тематике
2. Активность использования гражданами в I квартале 2015 г
возможности задать вопрос по бюджетной тематике и получить 0,0 0,0 0,0 0,0 2,0 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0 1,0 0,0
на него ответ в открытом доступе в сети Интернет
3. Использование в I квартале 2015 г органами государствен-
ной власти субъекта РФ социальных сетей для распростране- 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0
ния информации о бюджете
4. Работа Общественного совета, созданного при финансовом органе субъекта РФ, в I квартале 2015 г 1,0 0,5 0,0 0,0 0,0 0,0 1,0 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0
Сумма баллов |Максимальное количество баллов — 6 1,0 0,5 0,0 0,0 4,0 0,0 2,0 0,0 0,0 0,0 3,0 0,0
Согласно вышесказанному, уровень бюджетной открытости большинства регионов СФО оставляет желать лучшего. Культура взаимодействия органов исполнительной власти субъектов РФ с общественностью в части обсуждения вопросов по бюджетной тематике развита слабо. Остается надеется, что обеспечение открытости и прозрачности общественных финансов в данных регионах - дело времени.
Список литературы:
1. Цветова Г.В. Открытый бюджет в системе управления общественными финансами // Власть и управление на Востоке России. - 2015. - № 1. -С. 72-78.
2. Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2018 года: утв. Председателем Правительства Рос. Федерации Д. Медведевым 31 января 2013 г.
3. О бюджетной политике в 2014-2016 годах: Бюджетное послание Президента Рос. Федерации Федер. Собранию Рос. Федерации от 13 июня 2013 г.
4. Об утверждении Программы повышения эффективности управления общественными (государственными и муниципальными) финансами на пе-
риод до 2018 года: Распоряжение Правительства Рос. Федерации от 30 дек. 2013 г. № 2593-р.
5. Доклад об основных направлениях повышения эффективности расходов федерального бюджета [Электронный ресурс] // Сайт Минфина России. -Режим доступа: http://www.minfin.ru/common/upload/library/2015/07/main/ Doklad_Ob_osnovnykh_napravleniyakh_povysheniya_eifektivnosti_raskhodov_ federalnogo_budzheta.pdf (дата обращения: 27.07.2015).
6. Рейтинг субъектов Российской Федерации по уровню открытости бюджетных данных за 2015 год I этап [Электронный ресурс] // Сайт Научно-исследовательского финансового института. - Режим доступа: www.nifi.ru/ ru/rating-2015/results1.html (дата обращения: 27.07.2015).
7. Фадейкина Н.В., Синкина А.А. О внедрении Бюджета для граждан в системе нового финансового менеджмента // Сибирская финансовая школа. -2015. - № 2. - С. 32-40.
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕГИОНА В УСЛОВИЯХ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ ЭКОНОМИКИ
© Шевченко О.П.*
Кубанский государственный аграрный университет, г. Краснодар
Социально-экономическое развитие региона в условиях неопределенности экономики государство видит в выстраивании жесткой системы межбюджетных отношений, при этом основной объем доходов аккумулируется в федеральном бюджете, откуда посредством ряда фондов средства перераспределяются на региональный и, далее, на местный уровни.
Ключевые слова: системы межбюджетных отношений, социальная политика, децентралистское начало федерального устройства страны, социально-экономическое развитие межбюджетных отношений, бюджетное регулирование, валовой региональный продукт (ВРП).
Региональное развитие обусловлено продолжением экономического роста и дальнейшим восстановлением положительной динамики по основным показателям социально-экономического развития, наметившимся еще в 2010 году и сменившим тенденцию спада или замедления темпов экономического развития в большинстве регионов.
При общей положительной картине основные тенденции носят достаточно равномерный характер на всей территории Российской Федерации.
* Старший преподаватель кафедры Менеджмента, кандидат экономических наук.