Научная статья на тему 'Рейтинги как средство оценки деловой репутации страховых компаний'

Рейтинги как средство оценки деловой репутации страховых компаний Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
528
100
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гребенник Т.А.

Сделано определение рейтинга страховых компаний как способа оценки деловой репутации страховых компаний.Определены задачи рейтинга, а также методика его определения.В ходе изложения материала был сделан краткий обзор и характеристика рейтинговых компаний по страхованию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Рейтинги как средство оценки деловой репутации страховых компаний»

УДК 368.01

РЕЙТИНГИ КАК СРЕДСТВО ОЦЕНКИ ДЕЛОВОЙ РЕПУТАЦИИ СТРАХОВЫХ КОМПАНИЙ

Т. А. Гребенник., к. и-т. н

Введение. Рейтинг представляет собой комплексную оценку деятельности компании, учитывающую как финансовые показатели, так и множество других факторов, оцениваемых косвенно на основе отчетности компании и дополнительных сведений. Задача рейтинга - донести до потребителей страховых услуг объективную информацию о деятельности страховой компании в понятном, предельно сжатом виде.

Постановка задачи. Рейтинг страховых компаний представляет собой общемировую практику, нацеленную помогать людям ориентироваться на страховом рынке, разобраться, «кто есть кто» среди страховщиков. Кроме того, рейтинг надежности представляет интерес для федеральных и муниципальных органов власти, ведомств, промышленных и финансовых организаций, проводящих тендеры среди страховых компаний на страхование определенных рисков.

Несмотря на актуальность данной темы и то, что в современной Украине на рынке присутствует больше 400 страховых компаний, эта тематика практически не разработана.

Результат. Стратегия повышения конкурентоспособности страховых компаний становится возможной благодаря разработке мероприятий, которые условно можно отнести к трем основным направлениям:

• мероприятия, формирующие качество страхового продукта и восприятие этого качества имеющимися и потенциальными потребителями;

• мероприятия, формирующие имидж страховой компании и ее продуктов;

• мероприятия, подчеркивающие инновационность услуг страховой компании.

Стратегия качества основана на создании услуг, удовлетворяющих или даже превышающих ожидания целевых потребителей. К сожалению, на сегодняшний день страхователи чаще обращают внимание на страховой тариф, а не на объем предоставляемого страхового покрытия по конкретному продукту. Таким образом, нередко более качественный (а, соответственно, и более дорогой) страховой продукт остается недостаточно востребованным из-за неправильно выстроенной системы коммуникаций с потребителем.

Предоставление клиентам гарантии квалифицированного андеррайтинга, качественного и своевременного урегулирования убытков, осуществления страховых выплат в полном объеме и в максимально сжатые сроки, эффективной перестраховочной защиты принимаемых на страхование рисков, внимательного отношения к индивидуальным запросам клиентов влияет на оценку качества предоставляемых страховых продуктов и на рост деловой репутации страховщика.

Страхование - бизнес очень специфический, в значительной мере виртуальный. По сути, все страховщики продают обещания. В страховом бизнесе деловая репутация - это то, что превращает обещания в гарантии.

По мере насыщения рынков страховых продуктов на первый план все чаще будут выходить задачи наделения страховщиков и их услуг компонентами социально-психологических ценностей страхователей. В качестве носителя таких ценностей должен выступить имидж: страховой компании, позволяющий страхователям осознанно или неосознанно идентифицировать свое положение на ступенях социальной лестницы, а также развеять сомне-ния на этапе выбора компании для страхования.

В силу неосязаемости услуг страхования, невозможности заранее (до предоставления и потребления страхового продукта) оценить качество страховой услуги, формирование четкого самовоспроизводящегося имиджа страховой компании и ее продукта (и их бренда как одного из важнейших носителей имиджа) помогает страхователям сделать свой выбор.

«Бренд», «деловая репутация» - понятия, близкие по смыслу. Различия между ними сводятся к тому, что бренд строится, а деловая репутация зарабатывается, причем сроки, в течение которых достигается ощутимый результат, в случае с брендом могут быть существенно короче, чем в случае с деловой репутацией.

Инновации в сервисе - это синтез организационных, технологических и социокультурных находок, формирующих труднокопируемый корпоративный облик и стиль поведения, что обеспечивает ценное стратегическое конкурентное преимущество.

Слово «инновации» не должно вносить недоразумений в трактовку имиджа страховщика как стабильного и надежного образования, не подвластного негативным изменениям в окружающей среде.

«Инновации» - это и новый подход к концепции страхового продукта, и усовершенствование имеющихся страховых услуг, и разработка и запуск новых, более точно соответствующих потребностям страхователей, и совершенствование фирменного стиля страховой компании, и новаторское внедрение концепций интерактивного маркетинга, маркетинга взаимоотношений и внутрифирменного маркетинга в повседневную практику ведения дел страховщика, и, наконец, внедрение новых бизнес-схем, более полно нацеленных на удовлетворение потребностей страхователей.

В рамках описанных выше направлений реализации стратегии дифференциации применительно к страховым компаниям и их продуктам одним из эффективных инструментов формирования устойчивого конкурентного преимущества является получение рейтинга финансовой устойчивости. Наличие высокого рейтинга не только служит свидетельством высокой вероятности выполнения взятых на себя компанией финансовых обязательств перед страхователями, но и укрепляет имидж страховщика.

Во всем мире рейтинги страховых компаний определяют вектор доверия клиентов к страховщику. Главной задачей рейтинговых агентств, работающих на этом рынке, является оценка финансовой надежности и кредитоспособности страховщиков, а также доведение этой информации до участников страхового рынка.

По последним данным, приводимым в отчете Sigma 1, во всем мире существует порядка 130 - 150 рейтинговых агентств.

Большинство из них узкоспециализированные, с небольшим штатом (в них обычно работает несколько специалистов). Только четыре рейтинговых агентства - A. M. Best, Fitch Ratings, Moody's Investors Service, Standard&Poor's (S&P) имеют в своем штате более 100 аналитиков. Это лидеры рынка рейтинговых услуг, на которые приходится 98% доходов от рейтингования.

Все четыре агентства публикуют свои рейтинги уже на протяжении 75 - 100 лет. Например, Альфред Бест начал

заниматься рейтингованием страховщиков имущества в 1906 году, а страховщиков жизни - в 1928-м.

Джон Муди опубликовал в 1909 году свой первый рейтинг для «железнодорожников». Poor's Publishing Company выставила первую рейтинговую оценку в 1916-м, a Standard Statistics Company - в 1922 году. Позднее, в 1941 году, эти две компании объединились, образовав хорошо известное рейтинговое агентство Standard&Poor's. В настоящее время Standard&Poor's состоит из двух основных структурных подразделений - Рейтинговой службы и Информационной службы, задачей которых является обеспечение интегрированного мирового лидерства в предоставлении независимых высококачественных аналитических услуг и информации на мировые финансовые рынки.

The Fitch Publishing Company начала публиковать свои рейтинги в 1924 году.

На международном рынке рейтинговых услуг (без выделения страхования) лидирующие позиции все последние годы занимают Moody's и S&P. В 2000 - 2002 годах на долю Moody's приходилось в среднем 50% рынка, а Standard&Poor's занимала в этот период 32 %. По данным на 2003 год, обе компании занимают по 40 % рынка.

Из четырех рейтинговых агентств только A. M. Best занимается исключительно страховым рынком и получает на этом секторе наибольшую выручку. На агентство приходится 44 % объема мирового рынка, за ним следуют S&P, Moody's и Fitch с долями по 30,17 и 7 % соответственно.

От крупнейших агентств, рейтингующих страховщиков, A. M. Best отличает еще и «географическая специализация» -агентство практически не выходит за пределы США. По данным на 25 ноября 2002 года A. M. Best оценило деятельность 3387 американских страховщиков и только 761 иностранную компанию. При том, что A. M. Best изначально занималось лишь страховым рынком.

Moody's и S&P начали рейтингование страховщиков в 70-е годы прошлого века. Moody's предоставляет как дебетовые рейтинги, так и рейтинги финансовой надежности для страховых компаний. Дебетовые рейтинги отражают способность компаний выполнить перед инвесторами свои обязательства по выплате процентов и сумм по облигациям с фиксированным доходом и перед инвесторами, работающими с гарантированным инвестиционным контрактом. Рейтинги финансовой надежности - это заключения о способности компании пунктуально выплатить старшему держателю полиса суммы по претензиям и обязательствам.

Агентство DutT&Phelps, которое сейчас является частью Fitch, начало свою деятельность в 80-е годы. Сегодня все эти агентства занимаются рейтингованием страховых компаний по всему миру, но среди европейских страховщиков более известно агентство S&P.

Наиболее распространенной оценкой страховщиков, выставляемой всеми агентствами, является рейтинг финансовой надежности (или устойчивости) - он отражает способность страховщика своевременно выполнять долговые обязательства перед страхователями.

В разные периоды истории спрос на услуги рейтинговых агентств то рос, то падал практически до нуля, объяснить эти закономерности можно только рыночными циклами.

В последнее время рейтинги страховщиков заметно ухудшились. Основная причина этого - колоссальные убытки от событий на финансовом рынке.

Пройти процедуру рейтингования в крупном международном рейтинговом агентстве из-за высокой стоимости услуг по присвоению рейтинга могут себе позволить лишь самые крупные отечественные страховые компании.

15 октября 2003 года. Кабинетом Министров Украины принято постановление № 1640, утвердившее перечень рейтинговых агентств, которые могут оценивать финансовую надежность страховщиков и перестраховщиков-нерезидентов Украины. Постановление было издано во исполнение закона «О налогообложении прибыли предприятий», принятого годом ранее. Все это привело к тому, что украинский рынок оказался практически закрытым для перестраховщиков, не обладающих одним из рейтингов международных рейтинговых агентств A. M. Best (рейтинг не ниже «В, В-»), Moody's Investors Service (рейтинг не ниже «A3»), Standard&Poor's (рейтинг не ниже «А-»), Fitch (рейтинг не ниже «А-») — из-за чего премия украинских страховщиков, передаваемая в перестрахование российским компаниям, облагается 15-процентным налогом.

27 ноября 2003 года Верховная Рада Украины вернула на повторное чтение проект изменений к закону «О налогообложении прибыли предприятий». Эти изменения привели к тому, что процент налогообложения сократился с 15 до

3 %.

В результате на украинский рынок вышли российские рейтинговые компании, услуги которых гораздо доступнее крупных международных лидеров. В настоящий момент на отечественном рынке работает несколько российских рейтинговых агентств, одна из которых специализируется на рейтинге страховых услуг - это рейтинговое агентство Эксперт РА. Рейтинговое агентство «Эксперт РА» было создано в 1997 году деловым журналом «Эксперт» с целью оказания всесторонней информационно-аналитической поддержки компаниям, работающим на российском рынке.

Информационный лидер в области предоставления рейтингов страховых компаний и информации о рынке страхования и перестрахования в странах СНГ, Украины и Балтии, а также аналитических услуг для иностранных инвесторов -«Insurance ТОР».

В январе 2003 года с целью продвижения украинского рынка страхования на международный уровень увидел пилотный номер проекта «Insurance ТОР» (http://insurancetop.com.). Это проект научно-исследовательского института «Права и экономические исследования», а также представителей 80 союзов страховщиков из более 40 стран мира. Сегодня страховой рейтинг «Insurance ТОР» - информационно-аналитическая поддержка участников страхового рынка, прозрачное освещение и ознакомление профессионалов со страховыми рынками.

Рейтинг страховщиков представляет интерес для руководителей, владельцев и партнеров страховых компаний, однако, в первую очередь, он ориентирован на страхователей. Для последних рейтинг характеризует возможность полного и своевременного выполнения компанией своих обязательств по действующим полисам страхования, а также перспективы выполнения компанией вновь возникающих обязательств с учетом возможных изменений в экономической среде.

Для определения рейтинга страховой компании используется модель зависимости рейтингового функционала от факторов, характеризующих различные аспекты деятельности компании. В качестве факторов рассматриваются финансово-экономические показатели деятельности компании, определяющие текущую платежеспособность, и слабоформализуемые характеристики внутреннего риска компании, определяющие ее финансовую устойчивость.

Методика предполагает вычисление значения рейтингового функционала исходя из значений рейтинговых факторов и присвоенных им весовых коэффициентов. Рейтинговым классом однозначно определяется финансовое состояние

страховщика и качество управления им страховыми и инвестиционными рисками. В зависимости от уровня надежности страховые компании разбиваются на четыре класса - А, В, С и D.

Классы А, В и С разбиваются на несколько подклассов в зависимости от значений показателей платежеспособности, финансовой устойчивости и прогнозов развития. В итоге страховой компании может быть присвоен следующий рейтинг (все классы и подклассы указаны в порядке снижения надежности):

Класс А++: Высокий уровень надежности с позитивными перспективами. В краткосрочной

перспективе компания с высокой вероятностью обеспечит своевременное выполнение всех финансовых обязательств, как текущих, так и возникающих в ходе страховой деятельности. В среднесрочной перспективе существует высокая вероятность исполнения обязательств по страховым договорам даже в условиях существенных неблагоприятных изменений макроэкономических и рыночных (рынок страхования) показателей.

Класс А+: Высокий уровень надежности со стабильными перспективами. В краткосрочной

перспективе компания с высокой вероятностью обеспечит своевременное выполнение всех финансовых обязательств, как текущих, так и возникающих в ходе страховой деятельности. В среднесрочной перспективе высокая вероятность исполнения обязательств по страховым договорам возможна в условиях стабильности макроэкономических и рыночных (рынок страхования) показателей.

Класс А: Высокий уровень надежности. В краткосрочной перспективе компа-ния с высокой вероятностью обеспечит своевременное выполнение всех финансовых обязательств, как текущих, так и возникающих в ходе страховой деятельности. В среднесрочной перспективе вероятность исполнения обязательств, требующих значительных страховых выплат, в значительной мере зависит от стабильности макроэкономических и рыночных (рынок страхования) показателей.

Класс В++: Приемлемый уровень надежности с позитивными перспективами. В краткосрочной

перспективе компания с высокой вероятностью обеспечит своевременное выполнение всех текущих финансовых обязательств, а также незначительных и средних по величине новых обязательств, возникающих в ходе страховой деятельности. Существует вероятность финансовых затруднений в случае возникновения обязательств, требующих значительных страховых выплат. В среднесрочной перспективе компания имеет потенциал для повышения вероятности исполнения обязательств по страховым договорам даже в условиях существенных неблагоприятных изменений макроэкономических и рыночных (рынок страхования) показателей.

Класс В+: Приемлемый уровень надежности со стабильными перспективами. В краткосрочной перспективе

компания с высокой вероятностью обеспечит своевременное выполнение всех текущих финансовых обязательств, а также незначительных и средних по величине новых обязательств, возникающих в ходе страховой деятельности. Существует вероятность финансовых затруднений в случае возникновения обязательств, требующих значительных страховых выплат. В среднесрочной перспективе компания имеет потенциал для повышения вероятности исполнения обязательств по страховым договорам при условии стабильности макроэкономических и рыночных (рынок страхования) показателей.

Класс В: Приемлемый уровень надежности. В краткосрочной перспективе компания с высокой вероятностью обеспечит своевременное выполнение всех текущих финансовых обязательств, а также незначительных и средних по величине новых обязательств, возникающих в ходе страховой деятельности. Существует вероятность финансовых затруднений при текущем состоянии финансовых потоков в случае возникновения обязательств, требующих значительных страховых выплат. В среднесрочной перспективе вероятность исполнения обязательств по договорам в значительной мере зависит от стабильности макроэкономических и рыночных (рынок страхования) показателей.

Класс C++: Низкий уровень надежности с позитивными перспективами. Компания обеспечивает своевременное выполнение текущих финансовых обязательств. Существует достаточно высокая вероятность невыполнения компанией возникающих в ходе страховой деятельности финансовых обязательств. В среднесрочной перспективе при стабильности макроэкономических и рыночных (рынок страхования) показателей компания имеет потенциал для повышения вероятности исполнения своих обязательств по договорам.

Класс С+: Низкий уровень надежности со стабильными перспективами. Компания обеспечивает своевременное выполнение текущих финансовых обязательств. Существует достаточно высокая вероятность невыполнения компанией возникающих в ходе страховой деятельности финансовых обязательств. В среднесрочной перспективе вероятность исполнения обязательств по договорам зависит от стабильности макроэкономических и рыночных (рынок страхования) показателей.

Класс С: Низкий уровень надежности. Компания обеспечивает своевременное выполнение текущих финансовых обязательств. Существует достаточно высокая вероятность невыполнения компанией возникающих в ходе страховой деятельности финансовых обязательств.

Класс D: Неудовлетворительный уровень надежности (банкротство). Компания не обеспечивает своевременное выполнение текущих финансовых обязательств либо существует очень высокая вероятность невыполнения компанией возникающих в ходе страховой деятельности финансовых обязательств.

Выводы. В настоящий момент в Украине присвоены рейтинги надежности более 30 страховым и

перестраховочным компаниям. На 1 января 2006 года в Государственном реестре страховщиков Минфина Украины было зарегистрировано 415 страховых организаций.

Таким образом, сегодня доля отрейтингованных отечественных страховых компаний, как по отечественным, так и по международным методикам присвоения рейтингов ничтожно мала.

Однако для деловой репутации страховой компании преимущество перед конкурентами, не имеющими рейтинга, очевидно; поскольку наличие определенного класса рейтинга (особенно если он присвоен вышеупомянутыми международными рейтинговыми компаниями):

• свидетельствует о высокой надежности компании, исключительном качестве предоставляемых ею услуг;

• укрепляет имидж надежности и стабильности страховщика;

• отражает высокую деловую репутацию, каковая является следствием регулярного качественного выполнения взятых на себя обязательств, без которого невозможно получение высокого рейтинга;

• из-за все еще редкого обращения российских страховых компаний к рейтинговым агентствам придает отрейтингованному страховщику инновационность, выделяя среди равных;

• делает более транспарентным и финансово привлекательным.

Таким образом, одним из эффективных инструментов реализации стратегии дифференциации в отношении страховых компаний и их продуктов являются рейтинги финансовой устойчивости.

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА:

1. Азоев Г. Л. Конкуренция: анализ, стратегия, практика. - М.: Центр экономики и маркетинга, 1996. - 208 с.

2. Азоев Г. Л., Челенков А.П. Конкурентные преимущества фирмы. - М.: ОАО «Типография "Новости"», 2000. - 256 с.

7. Анализ финансовой устойчивости страховых компаний. Пособие рейтингового агентства Standard&Poor's для страховых компаний. - М.: Экономика, 1992. - 302 с.

4. Ансофф И. Стратегическое управление: Сокр. пер. с англ. / Науч. ред. и авт. предисл. Л. И. Евенко. - М.: Экономика,

1989. - 519 с.

5. Ламбен Ж.-Ж. Менеджмент, ориентированный на рынок. Стратегический и операционный маркетинг. - СПб.: Питер, 2004 - 800 с.

6. Портер М. Конкуренция: Пер. с англ. - М.: Вильямс, 2000 - 496 с.

7. «Insurance company ratings», Swiss RE, Sigma № 4 / 2003.

8. Режим доступа к Интернет-ресурсу: www. minfin. ru

9. Режим доступа к Интернет-ресурсу: www. raexpert. ru

10. Режим доступа к Интернет-ресурсу: www.insurancetop.com

УДК 368.01

Рейтинги как средство оценки деловой репутации страховых компаний /Т. А. Гребенник //Вкник ПридншровськоТ державноТ академн бущвництва та архггектури. - Дншропетровськ: ПДАБА, 2008. - № 12. - С. 31-36. - Библиогр.: (11 назв.).

Сделано определение рейтинга страховых компаний как способа оценки деловой репутации страховых компаний. Определены задачи рейтинга, а также методика его определения.

В ходе изложения материала был сделан краткий обзор и характеристика рейтинговых компаний по страхованию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.