НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ
РЕЙТИНГ УНИВЕРСИТЕТОВ: ОТ МЕХАНИЗМА МАРКЕТИНГА К ОБЪЕКТИВНОМУ РАНЖИРОВАНИЮ
И.В. Аржанова
Национальный фонд подготовки кадров Российской Федерации ул. 1905 года, 7-1, Москва, Россия, 123022
В данной статье показано, что интернационализация за относительно короткий промежуток времени стала непременным признаком и составляющей деятельности любого вуза и высшей школы в целом. Для отдельных стран и их региональных объединений интернационализация выступает в качестве ключевого элемента образовательной политики. Проведенный в статье анализ новых подходов ЕС к интернационализации высшего образования выявляет, как Европейский Союз использует процесс интернационализации в интересах повышения привлекательности и конкурентоспособности своих вузов.
Ключевые слова: интернационализация образования, академическая мобильность, Европейское пространство высшего образования, ЕС, международное сотрудничество.
В настоящее время тема интернационализации образования постоянно присутствует едва ли не во всех отечественных и зарубежных публикациях, а также в материалах национальных и международных организаций, учреждений и форумов, посвященных проблемам функционирования высшей школы в соответствии с требованиями экономики знаний в условиях возрастающей глобальной открытости и конкуренции.
Термин «интернационализация» применительно к образованию начал использоваться в 1970-190-е гг., когда резко выросли потоки мобильных студентов из развивающихся стран в ведущие мировые центры образования и науки, которыми в то время являлись США и СССР, а также бывшие колониальные метрополии - Великобритания и Франция.
Учебные аудитории и кампусы ведущих университетов этих стран по своему составу и по установившейся в них культурной атмосфере стали действительно интернациональными. Очень скоро к указанной четверке стран -
лидеров по приему на обучение иностранных студентов стали присоединяться другие страны: сначала европейские - Бельгия, Германия, Голландия, Швеция и др.; позже - Канада, Австралия, Япония.
Если вначале потоки академической мобильности разделялись в основном в соответствии с политическими и идеологическими предпочтениями их участников, а также по языковому принципу, то в 1990-е гг. происходит изменение географии мобильности. Определяющими факторами при выборе страны и места обучения для мобильных студентов становятся прагматизм и целесообразность с точки зрения доступности и качества образования в соотношении с совокупными расходами и иными издержками, связанными с его получением.
Постепенно выделяется группа примерно из 20 развитых стран, которые фактически замыкают на себя более 90% от общего потока мобильных студентов в мире.
Именно в границах этих стран сформировалось и развивается относительно новое в социально-экономической сфере явление, которое называют международным рынком образовательных услуг. Произошло разделение и градация стран на экспортеров и импортеров образования, причем если вначале эти обозначения использовались обычно в кавычках, имея ввиду их как бы условный характер, то по прошествии нескольких лет они стали привычными категориями при анализе вопросов международного образовательного сотрудничества.
В связи с появившимся в 1990-е гг. и продолжающимся в настоящее время изменением содержательных и организационных основ образования, обусловленным внедрением в учебный процесс новых информационно-коммуникационных средств и технологий, а также интенсивными процессами региональной и мировой интеграции образования, существенно расширились рамки международного сотрудничества в области высшего образования. Международное сотрудничество не ограничивается более обменами мобильных студентов, преподавателей и исследователей. Оно включает в себя обмены учебными программами, их совместную разработку, экспериментальную апробацию и реализацию; совместные пилотные проекты, имеющие целью совершенствование различных составляющих образования и обеспечение его качества; проведение совместных научных исследований; совместное использование имеющегося лабораторного оборудования, библиотечных фондов и т.д.
Прямо или косвенно при этом все составляющие высшего образования - содержательная, организационная, кадровая, исследовательская, ресурсная, инфраструктурная, - испытывают на себе воздействие интернационализации и находятся в постоянном поиске оптимальных ответов на расширение ее масштабов. Это касается как высших учебных заведений, так и отдельных стран, интересы которых, как и интересы студентов и преподавателей, непосредственно затрагиваются в ходе международного образовательного сотрудничества.
Естественно, что многообразие и быстрая эволюция видов и форм интернационализации образования, а также разнообразие и даже противоречивость интересов ее субъектов делают практически невыполнимой задачу формулирования однозначного и приемлемого для всех определения данного понятия. Из анализа многочисленных авторских публикаций по данной теме и соответствующих официальных материалов можно сделать вывод, что приводимые в них определения интернационализации образования зависят, в первую очередь, от используемого в конкретном тексте подхода его авторов к целевому и функциональному назначению интернационализации (если не рассматривать ее как исключительно стихийное явление).
В соответствии с ним предлагаемые определения имеют характер: экономический, политологический, управленческий, социально-философский, педагогический, исторический и др. Имеет значение также позиция автора по данному вопросу или по всему спектру вопросов, относящихся к проблематике экспорта образовательных услуг.
Рассмотрение особенностей и различий в определении понятия «интернационализация образования» не является предметом настоящей статьи, которая посвящена анализу подхода к проблеме интернационализации, заявленному от имени Европейского Союза - по-видимому, наиболее влиятельного на сегодняшний день инициатора, спонсора и участника глобальных преобразований, осуществляемых в высшем образовании десятков стран. Приведенные выше рассуждения о неоднозначности рассматриваемого понятия и его обусловленности историческим контекстом и избранным подходом имеют целью предостеречь от абсолютизации явления интернационализации. Не умаляя значимости интернационализации, в том числе для российской системы высшего образования, следует выявлять и анализировать все аспекты ее возможного влияния на отечественную систему образования, прогнозировать их последствия и, по возможности, управлять ими, ставя во главу угла долгосрочные интересы сохранения и развития потенциала российской высшей школы, закрепления за ней ведущих позиций в европейском и мировом образовательном пространстве.
Примером такого подхода, в основу которого положены собственные национальные (региональные) интересы, может служить политика ЕС в области интернационализации, основные направления которой анализируются ниже.
В 2010 г. формально завершилось построение единого Европейского пространства высшего образования, и тем самым была реализована основная задача Болонской декларации (1). Фактически можно говорить о завершении первой фазы Болонского процесса. В свою очередь, ее продолжение и дальнейшее развитие уже стало свершившимся фактом (2).
Наряду с выводами и рекомендациями, принятыми на последних официальных встречах министров образования стран - участниц Болонского процесса, свои соображения об основных направлениях дальнейшего разви-
тия международного образовательного сотрудничества в Европе высказали также международные организации и региональные объединения, принимавшие непосредственное участие в инициировании и реализации мероприятий по формированию Европейского пространства высшего образования. Особая роль среди них принадлежит Европейскому Союзу, наиболее крупные члены которого (Великобритания, Германия, Италия, Франция) и были собственно инициаторами Болонского процесса, приняв 25 мая 1998 г. по случаю 800-летия старейшего французского университета Сорбоннскую декларацию, в которой была сформулирована задача «гармонизации архитектуры европейской системы высшего образования».
В этой связи Совет Европейского Союза 11 мая 2010 г. принял официальный документ, озаглавленный «Заключение (Сопс1шюй8) Совета об интернационализации образования» (3), представляющий собой обобщенные рекомендации представительного органа ЕС относительно содержательной сущности и направлений интернационализации высшего образования и развития международного образовательного сотрудничества.
Если ранее, как в официальных документах, так и в информационно-аналитических материалах и публикациях, понятия интернационализации и международного образовательного сотрудничества разделялись, хотя использовались обычно для обозначения близких по содержанию и последствиям явлений, то в Заключении Совета ЕС они рассматриваются как практически однозначные. Этот подход недвусмысленно заявлен в начале документа, авторы которого посчитали необходимым к слову «интернационализация», приведенному в заглавии, дать следующую сноску: «Исходя из целей настоящего текста, термин «интернационализация» означает развитие деятельности международного сотрудничества между учреждениями ЕС и учреждениями третьих стран» (4).
Таким образом, руководящий орган Европейского Союза формулирует свое понимание интернационализации высшего образования, определяя ее, во-первых, как процесс, содержание которого составляет «развитие... международного сотрудничества». То есть интернационализация - не просто некий заданный параметр или качественная характеристика, а динамичная составляющая высшего образования. Во-вторых, это процесс, происходящий между учреждениями высшего образования Европейского Союза и соответствующими учреждениями стран, не входящих в ЕС. Тем самым не подпадают под понятие интернационализации те виды международного образовательного сотрудничества, которые имеют место между странами ЕС, если в них не участвуют «третьи» страны. Не принимаются в расчет также международные обмены, осуществляемые на индивидуальной основе, поскольку в приведенном выше определении речь идет только о сотрудничестве между учреждениями.
Подобная трактовка интернационализации высшего образования, приведенная фактически в форме нормативного определения, свидетельствует
об определенной эволюции подходов ЕС к международным аспектам образовательной политики в сторону конкретизации и установления институциональных рамок для самого понятия интернационализации.
Ведь еще недавно, например, в отчетных докладах, подготавливаемых при активном участии Европейской Комиссии к очередным встречам министров образования стран - участниц Болонского процесса, интернационализация представлялась обобщенно как степень вовлеченности вузов или системы высшего образования той или иной страны в международные обмены (студентами, преподавателями, учебными программами и т.д.). При этом в качестве основного критерия интернационализации рассматривалась доля иностранных студентов в общем контингенте студентов, рекомендуемое оптимальное значение которой оценивалось в 10-12% без уточнения стран происхождения и организационных форм мобильности.
Рассматриваемый подход Совета ЕС, ассоциирующий интернационализацию с международным институцианализированным сотрудничеством в области высшего образования, задает соответствующий вектор «внешней» образовательной политики, существенным образом определяя ее содержательную направленность и организационные формы. В этой связи можно отметить отличие данного подхода от позиции ОСЭР, согласно которой «интернационализацию высшего образования... принято понимать как процесс, при котором цели, функции и организация предоставления образовательных услуг приобретают международное измерение» (5). Предметом интернационализации здесь является образовательная услуга, что обусловлено преимущественно рыночным подходом, используемым ОЭСР при рассмотрении проблем образования в контексте экономического развития и международных экономических связей. В определении Совета ЕС на первый план поставлено международное сотрудничество, что предполагает более широкий контекст международного взаимодействия, включающий его социальные и политические аспекты, не отрицая и не умаляя при этом значения рыночной составляющей интернационализации образования.
Обоснование выводов и рекомендаций Совета ЕС об интернационализации высшего образования изложено в развернутой преамбуле принятого документа, в которой приводятся ключевые положения европейской образовательной политики за последнее десятилетие, демонстрирующие ее последовательную приверженность идее международного сотрудничества в этой области. Отправным пунктом в этой связи указывается принятие 19 июня 1999 г. Болонской декларации, результатом чего стало создание Европейского пространства высшего образования. Это было констатировано 29 апреля 2009 г. на встрече в Лувэн-ла-Неф (Бельгия) руководителей систем высшего образования 46 стран, которые призвали учреждения высшего образования «продолжать дальнейшую интернационализацию своих действий и участвовать в глобальном сотрудничестве для устойчивого развития».
Как было заявлено, академическая мобильность при этом «усиливает академическую и культурную интернационализацию европейского высшего образования» (6).
Основные направления деятельности по интернационализации высших учебных заведений были обозначены в «Резолюции Совета ЕС от 23 ноября
2007 г. о модернизации университетов в целях содействия европейской конкурентоспособности в мировой экономике, основанной на знаниях». Эта Резолюция призывает государства-члены ЕС содействовать интернационализации своих вузов за счет:
- обеспечения качества образования посредствам независимой оценки университетов;
- увеличения мобильности;
- поощрения выдачи совместных и двойных дипломов;
- облегчения признания квалификаций и периодов обучения.
Сотрудничество в области высшего образования традиционно является
одним из приоритетных направлений международных отношений Европейского Союза с третьими странами. Это сотрудничество, в котором в качестве партнеров Европейского Союза (или его предшественника - Европейского Сообщества) вначале выступали отдельные страны, пополнилось в дальнейшем многосторонним сотрудничеством в рамках таких региональных объединений, как Средиземноморский Союз (43 страны европейского региона, а также Лига арабских государств), «Северное измерение» (страны Северной Европы, Балтии, а также Россия) или «Восточное партнерство» (ЕС и бывшие республики СССР: Беларусь, Украина, Молдова, Грузия, Армения, Азербайджан) (7).
Международному сотрудничеству и интернационализации по-прежнему отводится значимая роль в принятых в последние годы Европейским Союзом программах развития высшего образования и научных исследований. Так, решением Европарламента и Совета ЕС № 1298/2008/ЕС от 16 декабря
2008 г. была утверждена очередная фаза программы деятельности Эразмус Мундус на 2009-2013 гг., предназначенная повышать качество высшего образования и содействовать межкультурному взаимопониманию посредством сотрудничества с третьими странами (8).
Программа Темпус IV, рассчитанная на 2007-2013 гг., предусматривает поддержку мероприятий по модернизации высшего образования в странах -партнерах Восточной Европы, Центральной Азии, региона Балкан и Средиземноморского региона, в первую очередь, посредством проектов межуниверситетского сотрудничества и партнерства. Ряд программ межуниверситетского сотрудничества задействован для других регионов мира, в том числе программы сотрудничества с индустриальными странами, программы Edulink, Nyerere, Alfa. Международная составляющая присутствует также в мероприятиях раздела «Мари Кюри» Седьмой рамочной программы по активизации научных исследований и технологического развития в ЕС. Эти мероприятия предусмат-
ривают расширение мобильности и иных форм международного сотрудничества, целью которых является достижение высшего мирового уровня в сфере научных исследований, имеющих по своей природе международный характер.
За период 1990-2010 гг. высшее образование в европейских странах более, чем какая-либо иная сфера человеческой деятельности, приобрело «интернациональный масштаб». Это проявляется в постоянно возрастающем количестве европейских вузов, принимающих на обучение все больше студентов из третьих стран, осуществляющих обмены студентами и преподавателями, участвующих в программах международного сотрудничества в области образования и научных исследований.
Благодаря признанному качеству образования, обеспечиваемому высшими учебными заведениями ведущих стран ЕС, и огромному разнообразию предлагаемых ими программ подготовки значительно выросли во всем мире их конкурентоспособность и привлекательность как в отношении выбора места обучения, так и в качестве партнеров совместных образовательных или исследовательских проектов.
Это было достигнуто в результате длительной согласованной работы стран ЕС по разработке и введению в действие совместных механизмов установления соответствия между системами образования и структурами квалификаций отдельных стран. Особое значение имеет создание и принятие Европейской рамки квалификаций (9), а также принятие совместной концепции обеспечения качества и созданного для ее реализации Европейского регистра обеспечения качества в высшем образовании. Все большее число стран, не являющихся членами ЕС, проявляют заинтересованность в сотрудничестве с целью введения у себя аналогичных механизмов.
Особое внимание Совет ЕС уделяет расширению мобильности студентов, преподавателей и научных работников в целях их практической подготовки. Благодаря обмену знаниями и приобретению новых компетенций, в том числе лингвистических и межкультурных, и установлению межличностных связей такая мобильность в наибольшей степени способствует совершенствованию человеческого капитала и увеличению занятости. Возрастающая в этой связи циркуляция знаний способствует также развитию креативного и инновационного потенциала стран-участниц и их высших учебных заведений.
Обосновывая необходимость расширения международного сотрудничества в области высшего образования, являющегося составной частью внешней политики Европейского Союза, Совет ЕС призывает при этом учитывать, что «конкуренция в мировом плане за получение более значительной доли контингента мобильных студентов становится все более жесткой; другие мировые партнеры активно используют стратегию, имеющую целью содействовать открытию своих высших учебных заведений для всего мира и привлекать к себе наиболее одаренных» (10).
В ситуации все возрастающей конкуренции на мировом рынке образовательных услуг, основным объектом которого являются мобильные студен-
ты, Совет ЕС, выступающий от имени объединенной Европы, делает вывод, что «международное сотрудничество в области высшего образования является важной и прибыльной сферой деятельности и заслуживает поддержки как на национальном уровне, так и на уровне ЕС».
Высшее образование, как считает Совет, играет главную роль в совершенствовании личности и общества, поскольку оно усиливает социальное, культурное и экономическое развитие и содействует активной гражданственности и утверждению этических ценностей. Совет ЕС подчеркивает, что «международное сотрудничество в области высшего образования должно стать важной составляющей общей внешней политики ЕС и должно быть адаптировано к конкретным нуждам, интересам и уровням развития стран-партнеров» (1 1 ). При этом должен соблюдаться принцип субсидиарной ответственности партнеров по сотрудничеству.
Следует объективно признать, что за прошедший десятилетний период Болонского процесса в системах высшего образования европейских стран произошли изменения, более существенные, чем за какой-нибудь предшествующий исторический период сопоставимой длительности. Благодаря повсеместному введению рекомендованных Декларацией таких механизмов «сближения», как сопоставимая система уровней и квалификаций, зачетные кредиты, двойные и совместные дипломы, единое приложение к диплому и др., а также принятию общей концепции обеспечения качества высшего образования и работе по ее практическому воплощению за чрезвычайно короткий срок произошло реальное сближение структурно-организационных и содержательных параметров высшего образования европейских стран.
Это является несомненным достижением, которое представляет собой прочный фундамент для дальнейшего продвижения и реализации целей и задач, стоящих перед уже фактически сформированным единым Европейским пространством высшего образования. Наряду с продолжением работы по дальнейшему оформлению этого пространства, в первую очередь в том, что касается введения единых механизмов обеспечения качества образования, его большей практической направленности и интеграции учебного процесса с научными исследованиями, в числе одной из главных задач Совет ЕС рассматривает повышение привлекательности и конкурентоспособности европейских высших учебных заведений. Поскольку выполнение всех этих задач должно происходить одновременно и на основе одних и тех же организационных, кадровых и материальных ресурсов, то становится очевидным, что их успешное решение может быть достигнуто только в рамках интенсивного международного сотрудничества с вовлечением в него партнеров из разных регионов мира, даже если они являются конкурентами.
В этой связи Болонский форум, облегчающий политический диалог между Европейским пространством высшего образования и другими частями мира, должен рассматриваться как инструмент обмена мнениями и согласования позиций по конкретным вопросам, представляющим общий ин-
терес. Поскольку многие преобразования и нововведения, осуществляемые в ходе формирования Европейского пространства высшего образования, изначально были реализованы в рамках пилотных проектов ЕС, как например, система зачетных кредитов БСТБ, а Болонский процесс вовлекает в свою орбиту все большее число стран из других регионов, то это объективно создает для европейских университетов известное преимущество в привлечении партнеров из других стран в целях организации межуниверситетского сотрудничества. Соответственно, создаются преимущества и для Европейского Союза в целом и его членов - в целях налаживания политического диалога на мировом уровне по общим вопросам развития образования, обмена опытом и закрепления позиций стран ЕС на мировом рынке образовательных услуг.
В своем Заключении об интернационализации высшего образования Совет Европейского Союза рекомендует государствам-членам, действуя в координации с высшими учебными заведениями и признавая их автономию, принять меры по следующим трем основным направлениям:
- содействие созданию внутри вузов подлинно интернациональной культуры;
- усиление международной привлекательности европейских вузов;
- продвижение общемирового измерения высших учебных заведений и их восприимчивости к выполнению социально-значимых функций (в тексте: «к социальной ответственности») (12).
Совет ЕС приводит развернутые перечни мер, которые рекомендуются предпринять по каждому из указанных направлений интернационализации. Так, по первому направлению в качестве первоочередной вносится рекомендация по созданию на местах «полностью оперативного треугольника знаний», включающего в себя вузы, исследовательские структуры и предпринимательский сектор, между которыми следует развивать на международном уровне сотрудничество, работу в сети и взаимодействие. Предлагается поощрять и поддерживать мобильность всех категорий академического сообщества, обеспечивая студентов, преподавателей и исследователей подготовкой и компетенциями, которые необходимы, чтобы работать в открытой международной среде.
Совет ЕС призывает использовать в этой работе персонал, обладающий международным опытом, способный побуждать местных студентов и преподавателей к восприятию более интернациональных подходов. Рекомендуется обеспечить предоставление высококачественных учебных программ и использование педагогических методов, учитывающих международное измерение. Предлагается сформировать интернациональную среду, которая способствует участию студентов, преподавателей и исследователей в международных программах, ведущих, в частности, к получению совместных и двойных дипломов, к участию в исследовательских проектах. Странам -членам ЕС рекомендуется поощрять свои учебные заведения к разработке и
принятию стратегии интернационализации и к включению этого аспекта деятельности в их планы развития.
Что касается усиления международной привлекательности европейских вузов, то для этого направления интернационализации рекомендуются следующие меры:
- утверждение превосходства европейских университетских кампусов и улучшение их международного имиджа как заслуживающих интереса мест обучения и исследований;
- улучшение качества работы служб, ответственных за прием, пребывание и отъезд международных студентов, преподавателей, исследователей и других категорий персонала;
- участие в сетях и проектах международного сотрудничества, а также в программах, объединяющих обучение и исследования;
- облегчение признания квалификаций и периодов обучения, осуществленных за границей, при учете требований обеспечения качества.
Применительно к третьему направлению интернационализации, предусматривающему придание «общемирового измерения» европейским вузам и их большей ориентации в отношении социальной ответственности, Совет ЕС рекомендует использовать также инновационные формы транснационального сотрудничества. Предлагается совершенствовать способы обеспечения равенства в отношении доступа к высшему образованию и программам международной мобильности, создавая и используя для этого соответствующие механизмы побуждения и поддержки. И наконец, страны - члены ЕС и их высшие учебные заведения призываются осуществлять свою деятельность в области высшего образования таким образом, чтобы общество -на местном, национальном или мировом уровне - извлекало пользу из получаемых знаний, отвечая тем самым на общественные потребности и социальные вызовы.
Сформулированные выше общие пространные выводы и рекомендации Совета Европейского Союза, адресованные фактически к европейскому академическому сообществу, дополняются рекомендациями главному исполнительному органу ЕС - Европейской Комиссии, имеющими более конкретный и четкий характер.
В первую очередь, Совет ЕС призывает Комиссию разработать, в сотрудничестве с государствами-членами и при полном уважении к автономии высших учебных заведений, такую стратегию ЕС в области международного высшего образования, которая направлена на усиление согласованности и взаимодополняемости инициатив по международному сотрудничеству, осуществляемых как на уровне ЕС, так и на национальном уровне. Эта новая стратегия предназначена усилить привлекательность европейского высшего образования, европейских исследований и инноваций в рамках внешней деятельности ЕС, а также будет содействовать расширению программ и политики сотрудничества ЕС в этой области.
Комиссии предлагается предпринять необходимые действия, в результате которых мобильность между ЕС и внешним миром в целях продолжения образования и участия в исследованиях станет неотъемлемой частью стратегии международного сотрудничества. В этой связи Комиссии следует продолжать поддерживать международных партнеров в области высшего образования, развивать международное университетское сотрудничество и действия по расширению и поощрению политического диалога в области высшего образования с заинтересованными третьими странами. Отдельная рекомендация содержит призыв к Комиссии Европейского Союза содействовать обмену опытом и распространению примеров успешной практики организации международного университетского сотрудничества.
ЛИТЕРАТУРА
(1) Болонский процесс 2020. Европейское пространство высшего образования в новом десятилетии: Коммюнике Конференции европейских министров, ответственных за высшее образование (Левен-Лувен-ла-Неф, 28-29 апреля 2009 г.) // Высшее образование в России. - 2009. - № 7. - С. 156-162.
(2) Декларация о Европейском пространстве высшего образования. Заявление Конференции европейских министров, ответственных за высшее образование (Будапешт-Вена, 11-12 марта 2010 г.) // Высшее образование в России. - 2010. - № 5. -С. 59-62.
(3) Conclusions du Conseil du 11 mai 2010 sur l'internationalisation de l'enseignement supérieur // Journal officiel de l'Union europeene. - 26.05.2010. - FR. - C135/12.
(4) Там же. - С135/12.
(5) См.: Агранович МЛ.,. Аржанова И.В. и др. Интернационализация высшего образования: тенденции, стратегии, сценарии будущего. - Национальный фонд подготовки кадров. - М., 2010. - С. 259.
(6) Болонский процесс 2020. Европейское пространство высшего образования в новом десятилетии: Коммюнике Конференции европейских министров, ответственных за высшее образование (Левен-Лувен-ла-Неф, 28-29 апреля 2009 г.) // Высшее образование в России. - 2009. - № 7. - С. 156-162.
(7) Communication from the Comission to the European Parliament and the Coucil. Eastern Partnership. Comission of the European Communities. - Brussels, 03.12.2008 COM (2008) 823 final // http: // www.eeas.europa.eu/eastern/docs/com08_823_en.pdf
(8) Decision № 1298/2008/CE du Parlement Europeen et du Conseil du 16 Decembre 2008 // Journal officiel de l'Union Europeenne. - 19.12.2008. - FR. - L. 340/83.
(9) Recommendation of the European Parliement and of the Council of 23 April 2008 // Official Journal of the European Union. - 6.5.2008. - EN. - C. 111/1-7.
(10) Conclusions du Conseil du 11 mai 2010... - C. 135/13.
(11) Там же. - С. 135/13.
(12) Там же. - С. 135/14.
EUROPEAN UNION AND NEW APPROACH TO INTERNATIONALIZATION OF HIGHER EDUCATION
I.V. Arzhanova
National Training Foundation of the Russian Federation 1905 goda Str., 7-1, Moscow, Russia, 123022
The article shows that the internationalization has become an essential attribute and component of the activity of any university and higher education in general for the relatively short period. For some countries and their regional associations the internationalization appears to be the key element of educational policy. The analysis of the new approaches which EU uses to the internationalization of higher education reveals how the European Union uses the process of internationalization in order to enhance the attractiveness and competitiveness of its universities.
Key words: the internationalization of education, academic mobility, the European Higher Education Area, the EU, international cooperation.