НОВЫЕ ПОДХОДЫ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА К ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
И.В. Аржанова
Национальный фонд подготовки кадров Российской ул. 1905 года, 7-1, Москва, Россия, 123022
В данной статье показано, что интернационализация за относи
сой ФедераЦии^^. 022
ит!л1но короткий промежуток
времени стала непременным признаком и составляющей деяте. лы в целом. Для отдельных стран и их региональных объединений качестве ключевого элемента образовательной политики ходов в политике ЕС к интернационализации высшегГ Союз использует процесс интернационализации в и рентоспособности своих вузов.
Ключевые слова: интернационализация^бразс я, академическая мобильность, Европейское пространство высшего образования, ЕС, между ное сотрудничество
ти любого вуза и высшей шко-ионализация выступает в ый в статье анализ новых под-я выявляет, как Европейский ения привлекательности и конку-
рнационализации образования ечеоГвенных и зарубежных публ
ждународных организаций, кционирования высшей ний в условиях возраста]
о при-также фору-соответствии с ьной откры-
ию начал исполь-и потоки мобильных тры образования и нау-же бывшие колониальные
В настоящее время тема сутствует едва ли не во все в материалах национальн мов, посвященных пробла требованиями экономики тости и конкуренции
Термин «интернационализация» применительно зоваться в 80-е ^г. прошлого века, когда резко студентов из развивающихся стран в ведущие ки, которыми вТо время являлись США и^СС^^Л метшвполи^— Великобритания и Фран^я.^ \
► Х^Ибные аудитории и кампусыведущихуниверситетов этих стран по своему составу и по установившейся в них культурной атмосфере стали действительно ин-^ернациональными. Очень скои^к указанной четверке стран-лидеров по приему на обучение иностранных студентов стали присоединяться другие страны: сначала европейские — Бельгия^ГерЬэвия, Голландия, Швеция и др.; позже — Канада, Австралия, Япони
Если вначале потокЯЬкадемической мобильности разделялись в основном в соответствии с политическими и идеологическими предпочтениями их участников, а также по языковому принципу, то в 90-е гг. происходит изменение географии мобильности. Определяющими факторами при выборе страны и места обучения для мобильных студентов становятся прагматизм и целесообразность с точки зрения доступности и качества образования в соотношении с совокупными расходами и иными издержками, связанными с его получением.
Постепенно выделяется группа примерно из 20 развитых стран, которые фактически замыкают на себя более 90% от общего потока мобильных студентов в мире.
Именно в границах этих стран сформировалось и развивается относительно новое в социально-экономической сфере явление, которое называют международным рынком образовательных услуг. Произошло разделение и градация стран на экспортеров и импортеров образования, причем если вначале эти обозначения использовались обычно в кавычках, имея ввиду их как бы условный характер, то по прошествии нескольких лет они стали привычными категориямипри анализе вопросов международного образовательного сотрудничества.
В связи с появившимся в 90-е гг. и продолжающимся в насЗоящее время изменением содержательных и организационных основ образования, обусловленным внедрением в учебный процесс новых информационно-коммуникационных средств и технологий, а также интенсивными процессами региональной и мировой интеграции образования, существенно расширились рамки международного сотрудничества в области высшего образоваинялЙеждународное сотрудничество не ограничивается более обменами мо^илРвыл^студентов, преподавателей и исследователей. Оно включает в себя^вмеРы^иебными программами, их совместную разработку, экспериментальную апробацию и реализацию; совместные пилотные проекты, имеющие целью совершенствование различных составляющих образования и обеспечение его качества; проведение совместных научных исследований; совместное использование имеющегося лабораторного оборудования, библиотечных фондов и т.д.
Прямо или косвенно при этом все составляющие высшего образования содержательная, организационная, кадровая, исследовательская, ресурсная, инфраструктурная, — и»Еуты|||ют на себе воздействие интернационализации и находятся в постоянном поиске оптимальных ответов на расширение ее масштабов. Это касается^ак^ыших учебных заведений, таки отдельных стран, интересы которых, как и интересы студентов и преподавателей, непосредственно затрагиваются в ходемеждународного образовательного сотрудничества.
Естественно, что многообразие и бы^траялаолюция видов и форм интерна-нализации образования, а также разнообразие и даже противоречивость ин-есошре субъектов делают практическишевыЛолнимой задачу формулирования однозначного и приемлемого для всех определения данного понятия.
з анализа многочисленных^аИтороких публикаций по данной теме и соот-тствующих официальных материалов можно сделать вывод, что приводимые в них определения интернац^иа^ивиз^шии образования зависят, в первую очередь, от используемого в конкретном тексте подхода его авторов к целевому и функциональному назначению интернационализации (если не рассматривать ее как исключительно стихийное явление).
В соответствии с ним предлагаемые определения имеют характер: экономический, политологический, управленческий, социально-философский, педагогический, исторический и др. Имеет значение также позиция автора по данному вопросу или по всему спектру вопросов, относящихся к проблематике экспорта образовательных услуг. Так, в зависимости от выражаемой в конкретном тексте позиции по вопросу о том, является высшее образование услугой или общественным благом, определение интернационализации может существенно различаться.
Рассмотрение особенностей и различий в определении понятия «интернационализация образования» не является предметом настоящей статьи, которая посвящена анализу подхода к проблеме интернационализации, заявленному от имени Европейского Союза — по-видимому, наиболее влиятельного на сегодняшний день инициатора, спонсора и участника глобальных преобразований осуществляемых в высшем образовании десятков стран.
Приведенные выше рассуждения о неоднозначности нятия и его обусловленности историческим контексто имеют целью предостеречь от абсолютизации явления и
Не умаляя значимости интернационализации системы высшего образования, следует выявлять и ее возможного влияния на отечественную с их последствия и, по возможности, управлять и срочные интересы сохранения и развития потенци закрепления за ней ведущих позиций в европейском и мировом образовательном пространстве. ^ ^ 1
Примером такого подхода^косншу^оторого положены собст^ нальные (региональные) ищересыкможет служить политика Е1 тернационализации, основные направления которой анализируютс
Как известно, в 2010«. формально завершилось построй ского пространства высшего образования, и тем самым б
иваемого по-ым подходом национализации. ле для российской ализировать все аспекты ования, прогнозировать ставя во главу угла долго-ала российской высшей школы,
нацио-ти ин-
задача Болонск Фактически В свою о шимся
ации [1]. о говорить о завершении пер родолжение и дальнейшее
ыводами и рекомендация министров образования ажения об основных напр ного образовательного сотруднич рганизации и региональные о|ъедине:
вропей-на основная
лонского процесса. уже стало свершив-
и на последних официаль-частниц Болонского процесса, Еьнейшего развития международ-пе высказали также международные принимавшие непосредственное уча-
стие в инициировании и реализации мероприятий по формированию Европейского пространства высшего образования. Особая роль среди них принадлежит Европейскому Союзу, наиболее крупные члены которого (Великобритания, Германия, Италия, Франция) и былитобственно инициаторами Болонского процесса, приняв 25 мая 1998 г. по случаю 800-летия старейшего французского университета Сорбоннскую декларацию, в которой была сформулирована задача «гармонизации архитектуры европейской системы высшего образования».
В этой связи Совет Европейского Союза 11 мая 2010 г. принял официальный документ, озаглавленный «Заключение (Сопе1шюш) Совета об интернационализации образования» [5], представляющий собой обобщенные рекомендации представительного органа ЕС относительно содержательной сущности и направлений интернационализации высшего образования и развития международного образовательного сотрудничества.
формулирует свое еделяя ее, во-первых, международного со-
Если ранее, как в официальных документах, так и в информационно-аналитических материалах и публикациях, понятия интернационализации и международного образовательного сотрудничества разделялись, хотя использовались обычно для обозначения близких по содержанию и последствиям явлений, то в Заключении Совета ЕС они рассматриваются как практически однозначные. Этот подход недвусмысленно заявлен в начале документа, авторы которого посчитали необходимым к слову «интернационализация», приведенному в '5агливии^дать следующую сноску: «Исходя из целей настоящего текста термин «интернационализация» означает развитие деятельности международного сотрудничества между учреждениями ЕС и учреждениями третьих стран» [5].^
Таким образом, руководящий орган Европейского понимание интернационализации высшего образования, как процесс, содержание которого составляет^рашитр трудничества».
не просто некий заданный параметр или шая составляющая высшего образования. мжду учреждениями высшегообтазова-щими учреждениями стран, не входящих ятие интернационализации те виды меж-удничества, которые имеют мерто^ежду стра-«третьи» страны. Не принимаются^ расчет ены, осуществляемые на индивидуальной основе, по-!е определении речь идет^Шько о^отрудничестве
'вания, приведенная ствует об определенной образовательной политики нальных рамок для самого
То есть интернационализация качественная характеристика, а динам Во-вторых, это процесс, происхо ния Европейского Союза и соот в ЕС. Тем самым не подпа, дународного образовательно нами ЕС, если в них не уча также международ скольку в приведе
между учреждениями.
Подобная трактовка интернационализации вы фактически в форме нормативного определения, св эволюции подходов ЕС к международным аспекта в стовонуконкретизации и установленияткса нятия интернационализации.
Ведь еще недавно, например, в отчетных докладах, подготавливаемых при активном участии ЕвропейскойИомиссии» очередным встречам министров об-азования стран — участниц БолвнскогР процесса, интернационализация пред-тавлялась обобщенно какястеяенБ^овлеченности вузов или системы высшего образования той или иной страны в международные обмены (студентами, преподавателями, учебными программами и т.д.). При этом в качестве основного критерия интернационализации рассматривалась доля иностранных студентов в общем контингенте студентов, рекомендуемое оптимальное значение которой оценивалось в 10—12% без уточнения стран происхождения и организационных форм мобильности.
Рассматриваемый подход Совета ЕС, ассоциирующий интернационализацию с международным институцианализированным сотрудничеством в области высшего образования, задает соответствующий вектор «внешней» образовательной политики, существенным образом определяя ее содержательную направленность и организационные формы.
В этой связи можно отметить отличие данного подхода от позиции ОСЭР, согласно которой «интернационализацию высшего образования... принято понимать как процесс, при котором цели, функции и организация предоставления образовательных услуг приобретают международное измерение» [3. С. 259]. Предметом интернационализации здесь является образовательная услуга, что обусловлено преимущественно рыночным подходом, используемым ОЭСР при рассмотрении проблем образования в контексте экономического развития и международных экономических связей. В определении Совета ЕС на первый план поставлено международное сотрудничество, что предполагает более широкий контекст международного взаимодействия, включающий его социальные и политические аспекты, не отрицая и не умаляя ставляющей интернационализации образова
Обоснование выводов и рекомендаций Со высшего образования изложено в развернут в которой приводятся ключевые пол ки за последнее десятилетие, демон ность идее международного сотруд
значения рыночной со-
а ЕС об интернационализации мбуле принятого документа, ейской образовательной полити-ирующие ее последовательную привержена в этой области.
Отправным пунктом в этой связи указывается принятие 19 и лонской декларации, результатом чего стало создание Европейск ства высшего образования. Это1ыло констатировано 29 апреля2| в Лувэн-ла-Неф (Бе£ьгия)Цуководителей систем высшегоббразов которые призв интернационали для устойчивого этом «усиливает ского высшег
сновные направления деятельност ений были обозначены в «Резол
19^9 г. Бо-простран-г. на встрече 46 стран,
ждения высшего образования «продолжать дальнейшую их действий и участвовать в глобальном сотрудничестве адатия». Как было заявлено, академическая мобильность при демическую и культурную интернационализацию европей-азования» [1].
интернационализации высших учеб-цииСовета ЕС от 23 ноября 2007 г. йствия европейской конкурентоспо-*на знаниях». Эта Резолюция призы-
ать интернационализации своих вузов
ания посредствам независимой оценки уни-
рнизации университетов обности в мировой экономике, т государства — члены ЕС за счет:
— обеспечения качеств^ос верситетов;
— увеличения мобильности;
— поощрения выдачи совместных и двойных дипломов;
— облегчения признания квалификаций и периодов обучения.
Сотрудничество в области высшего образования традиционно является одним из приоритетных направлений международных отношений Европейского Союза с третьими странами. Это сотрудничество, в котором в качестве партнеров Европейского Союза (или его предшественника — Европейского Сообщества) вначале выступали отдельные страны, пополнилось в дальнейшем многосторонним сотрудничеством в рамках таких региональных объединений, как Средиземноморский Союз (43 страны европейского региона, а также Лига арабских го-
сударств), «Северное измерение» (страны Северной Европы, Балтии, а также Россия) или «Восточное партнерство» (ЕС и бывшие республики СССР: Беларусь, Украина, Молдова, Грузия, Армения, Азербайджан) [4].
Международному сотрудничеству и интернационализации по-прежнему отводится значимая роль в принятых в последние годы Европейским Союзом программах развития высшего образования и научных исследований. Так, решением Европарламента и Совета ЕС №1298/2008/ЕС от 16 декабря 2008г.\рла утверждена очередная фаза программы деятельности Эразмус Мундус нИ^009—— 2013 гг., предназначенная повышать качество высшего образования и содействовать межкультурному взаимопониманию посредством сотрудничества с третьими странами [9. Р. 83].
Программа Темпус IV, рассчитанная на 2007—2013^1, предусматривает поддержку мероприятий по модернизации высшеТВ^РрИзовИн™ в странах — партнерах Восточной Европы, Центральной Азииррегидна Балкан и Средиземноморского региона, в первую очередь посредством проектов межуниверситетского сотрудничества и партнерства. ж ^ 1
Ряд программ межуниверситетского сотрудничества задействован для других регионов мира, в том числе программы сотрудничества с индустриальными странами, программы БёиНпк, Международная составляющая^ридутст-вует также в мероприятиях разделу «Мари Кюри» Седьмой рамflEнg^прDграммы по активизации научных исследований и технологического развития в ЕС. Эти мероприятия пред народного сотрудн рового уров дународн
За п§р[990—2010 гг. высшее образованиЖв£вропейских странах более, чем какая-либо иная сфера человеческой деятельности, приобрело «интернаци-ый масштаб». Это проявляется в постоянно возрастающем количестве ских вузов, принимающих на обучение все больше студентов из третьих осуществляющих обмены студентами и преподавателями, участвующих программах международного сотрудничества в области образования и науч-х исследований.
Благодаря признанному качеству образования, обеспечиваемому высшими учебными заведениями ведущих стран ЕС, и огромному разнообразию предлагаемых ими программ подготовки значительно выросли во все мире их конкурентоспособность и привлекательность как в отношении выбора места обучения, так и в качестве партнеров совместных образовательных или исследовательских проектов.
Это было достигнуто в результате длительной согласованной работы стран ЕС по разработке и введению в действие совместных механизмов установления соответствия между системами образования и структурами квалификаций отдельных стран. Особое значение имеет создание и принятие Европейской рамки квалификаций [7. Р. 1], а также принятие совместной концепции обеспечения качества
атривают расширение мобильности и иных форм между-тва, целью которых является достижение высшего ми-аучных исследований, имеющих по своей природе меж-
еющую целью содействовать всего мира и привлекать к
своих е ода-
азователь-Совет ЕС,
и созданного для ее реализации Европейского регистра обеспечения качества в высшем образовании. Все большее число стран, не являющихся членами ЕС, проявляют заинтересованность в сотрудничестве с целью введения у себя аналогичных механизмов.
Особое внимание Совет ЕС уделяет расширению мобильности студентов, преподавателей и научных работников в целях их практической подготовки. Благодаря обмену знаниями и приобретению новых компетенций, в том числе лингвистических и межкультурных, и установлению межличностных связей такая мобильность в наибольшей степени способствует совершенствованию человеческого капитала и увеличению занятости. Возрастающая в®!оН|^вя?и циркуляция знаний способствует также развитию креативного и инновационного потенциала стран-участниц и их высших учебных заведений.
Обосновывая необходимость расширения международного сотрудничества в области высшего образования, являющегосршроГавной частью внешней политики Европейского Союза, Совет ЕС призывает при этом учитывать, что «конкуренция в мировом плане за получение более значительной доли контингента мобильных студентов становится все более жесткой; другие мировые партнеры активно используют стратег высших учебных заведен ренных» [8].
В ситуации все возрастающей конкуренции на мирово ных услуг, основным объектом которого являются мобильные с выступающий от имени объединенной Европы, делает вывод, что «международное сотрудничество в области высшего образования является важной и прибыльной сферой деятельности и заслуживает поддержки как на национальном уровне, так и на уровне ЕС». Высшее образование, как считает Совет, играет главную роль в совершенствовании личности и общества, поскольку оно усиливает социальное, культурное и экономическое развитие и содействует активной гражданственности и утверждению этических ценно
овет ЕС подчеркивает, что «международное сотрудничество в области выс-его образования должно стать важной составляющей общей внешней политики и должно быть адаптировано к конкретным нуждам, интересам и уровням развития стран-партнеров»^8%^ри|этом должен соблюдаться принцип субсидиарной ответственности партнеров по сотрудничеству.
Следует объективно признать, что за прошедший десятилетний период Болон-ского процесса в системах высшего образования европейских стран произошли изменения, более существенные, чем за какой-нибудь предшествующий исторический период сопоставимой длительности.
Благодаря повсеместному введению рекомендованных Декларацией таких механизмов «сближения», как сопоставимая система уровней и квалификаций, зачетные кредиты, двойные и совместные дипломы, единое приложение к диплому и др., а также принятию общей концепции обеспечения качества высшего образования и работе по ее практическому воплощению за чрезвычайно короткий срок произошло реальное сближение структурно-организационных и содержательных параметров высшего образования европейских стран.
Это является несомненным достижением, которое представляет собой прочный фундамент для дальнейшего продвижения и реализации целей и задач, стоящих перед уже фактически сформированным единым Европейским пространством высшего образования. Наряду с продолжением работы по дальнейшему оформлению этого пространства, в первую очередь в том, что касается введения единых механизмов обеспечения качества образования, его большей практической направленности и интеграции учебного процесса с научными исследованиями, в числе одной из главных задач Совет ЕС рассматривает повышение привлекательности и конкурентоспособности европейских высших учебных заведений.
Поскольку выполнение всех этих задач должно происходить одновременно и на основе одних и тех же организационных, кадровых.! материальных ресурсов, то становится очевидным, что их успешное решение может быть достигнуто только в рамках интенсивного международного сотрудничества с вовлечением в него партнеров из разных регионов мира, даже если они являются конкурентами.
В этой связи Болонский форум, облегчающий политический диалог между Европейским пространством высшего образования и другими частями мира, должен рассматриваться как инструмент обмена мнениями и согласования позиций по конкретным вопросам, представляющим общий интерес.
Поскольку многие преобразования и нововведения, осуществляемые в ходе формирования Европейского пространства высшего образования, изначально были реализованы в рамках пилотных проектов ЕС, как например, система зачетных кредитов БСТБ, а Б!ла^ский процесс вовлекает в своюлрбиту вт большее число стран из других регионов, то это объективно создает для европейских университетов известное преимущество в привлечении партнеров из других стран в целях организации межуниверситетского сотрудничеств
Соответственно, создаются преимущества и для Европейского Союза в целом и егошл1нвв.— в целях налаживания подиГичес**^ диалога на мировом уровне вопросам развития образования, оЩена опытом и закрепления позиций на мировом рынке образовательных услуг. своем Заключении об интернационализации высшего образования Совет вропейского Союза рекомендует государствам-членам, действуя в координации высшими учебными заведениями.ипризнавая их автономию, принять меры по следующим трем основным направлениям:
— содействие созданию внутри вузов подлинно интернациональной культуры;
— усиление международной привлекательности европейских вузов;
— продвижение общемирового измерения высших учебных заведений и их восприимчивости к выполнению социально-значимых функций (в тексте: «к социальной ответственности») [8].
Совет ЕС приводит развернутые перечни мер, которые рекомендуются предпринять по каждому из указанных направлений интернационализации.
Так, по первому направлению в качестве первоочередной вносится рекомендация по созданию на местах «полностью оперативного треугольника знаний»,
включающего в себя вузы, исследовательские структуры и предпринимательский сектор, между которыми следует развивать на международном уровне сотрудничество, работу в сети и взаимодействие.
Предлагается поощрять и поддерживать мобильность всех категорий академического сообщества, обеспечивая студентов, преподавателей и исследователей подготовкой и компетенциями, которые необходимы, чтобы работать в открытой международной среде.
Совет ЕС призывает использовать в этой работе персшал^бладающий международным опытом, способный побуждать местных студентов и преподавателей к восприятию более интернациональных подходов. Реяомендуется обеспечить предоставление высококачественных учебных программ и использование педагогических методов, учитывающих междунафо^ное^мфение. Предлагается сформировать интернациональную среду, котРраяйЛособствует участию студентов, преподавателей и исследователей в международных программах, ведущих, в частности, к получению совместных и двойных дипломов, к участию в исследовательских проектах. Странам — членЬм^ЕС рекомендуется поощрять свои учебные заведения к разработке и принятию стратегии интернационализации и к включению этого аспекта деятельности в их планы развития.
Что касается усиления международной привлекательности врорейсмих вузов, то для этого направления интернационализации рекомендуются ледующие меры: — утвержденре^древосходства европейских университ Иских кампусов
одного имиджа как заслу
нтереса мест обу-
О
за прием, пребывание исследователей и других
и улучшение их меж чения и исследовани
ие качества работы служб, отв и отьлзд.международных студентов, преподав категориишерсонала;
участие в сетях и проектах мжУродного сотрудничества, а также в программах, обьединяющих обучение и исследования; ▼ ^^ ^ облегчение признания квалификаций и периодов обучения, осуществленных за границей, при учете требований обеспечения качества.
Применительно к третьему направлению интернационализации, предусматривающему придание «общ&мировоУизмерения» европейским вузам и их большей ориентации в отношении социальной ответственности, Совет ЕС рекомендует использовать также инновационные формы транснационального сотрудничества.
Предлагается совершенствовать способы обеспечения равенства в отношении доступа к высшему образованию и программам международной мобильности, создавая и используя для этого соответствующие механизмы побуждения и поддержки. И наконец, страны — члены ЕС и их высшие учебные заведения призываются осуществлять свою деятельность в области высшего образования таким образом, чтобы общество — на местном, национальном или мировом уровне — извлекало пользу из получаемых знаний, отвечая тем самым на общественные потребности и социальные вызовы.
Сформулированные выше общие пространные выводы и рекомендации Совета Европейского Союза, адресованные фактически к европейскому академическому сообществу, дополняются рекомендациями главному исполнительному органу ЕС — Европейской Комиссии, имеющими более конкретный и четкий характер.
В первую очередь, Совет ЕС призывает Комиссию разработать, в сотрудничестве с государствами-членами и при полном уважении к автономии высших учебных заведений, такую стратегию ЕС в области международного высшего образования, которая направлена на усиление согласованности и взаимодополняемости инициатив по международному сотрудничеству, осуществляемых как на уровне ЕС, так и на национальном уровне.
Эта новая стратегия предназначена усилить привлекательность европейского высшего образования, европейских исследований и инноваций в рамках внешней деятельности ЕС, а также будет содействовать расширению программ и политики сотрудничества ЕС в этой области.
Комиссии предлагается предпринять необходимые действия, в результате которых мобильность между ЕС и^неЩнимДшром в целях продолжения образования и участия в исследовандах^тннет неотъемлемой частью стратегиимеж-дународного сотрудничества.
В этой связи КомиссиЖследуит продолжать поддерживат партнеров в области вьIсшеТ|^Рразования, развивать межд ситетское сотрудничество и действия по расширению и поощрен ского диалога в области высшего образования с заинтересованными третьими странами. Отпельнаярвкомендация содержит призыв« Комиссии Европейского Союза содействовать обмену опытом и распространению примеров успешной практи международного университетского сотрудничества.
ЛИТЕ
народных универ-политиче-
нство высшего образования в новом юемских министров, ответственных за выс-28—29 апреля 2009 г.
высшего образования. — Заявление Конфе-?тственных за высшее образование. — Будапешт/
БоЛОнский прцесс 2020 — Европе десятилетии. — Коммюнике Кон шее образование. — Левен/ЛувВ Декларация о Европейско ренции европейских ми Вена, 11—12 марта 2010 г
[3] «Интернационализация высШТо образования: тенденции, стратегии, сценарии будущего» / М.Л. Агранович [и др.]; Национальный фонд подготовки кадров. — М.: Логос 2010.
[4] Сообщение Европейской Комиссии для Европейского парламента и Европейского Совета [документ SEC (2008)2974/ Брюссель, 3.12.08 COM (2008)823 final]
[5] Conclusions du Conseil du 11 mai 2010 sur l'internationalisation de l'enseignement supérieur. — Journal official de L'Union europeene.26.5 2010.FR.C.135/12
[7] JOC /// du 6.5.2008.
[8] JO C 135/13 26.5.2010 FR.
[9] JOL 340 du 19.12.2008.
NEW APPROACHES OF THE EUROPEAN UNION TO THE INTERNATIONALIZATION OF HIGHER EDUCATION
I.V. Arzhanova
National Training Foundation of the Russian Federation
1905 goda Str., 7-1, Moscow, Russia, 123022 ^^^^^
The article shows that the internationalization has become an essential axt|ibut%and component of the activity of any university and higher education in general for the relatively sho'Tperiod. For some countries and their regional associations the internationalization appears toBBJhe key element of educational policy. The analysis of the new approaches which the EuCsllltfi^hfe internationalization of higher education reveals how the European Union uses the^nocess^f^ntemationalization in order to enhance the attractiveness and competitiveness of its unive
Key words: the internationalization of educational^ Ability, the European Higher Edu-
cation Area, the EU, international cooperation.