Научная статья на тему 'РЕЙТИНГ РОССИЙСКИХ ФАРМДИСТРИБЬЮТОРОВ ПО ИТОГАМ IV КВАРТАЛА 2006 г.'

РЕЙТИНГ РОССИЙСКИХ ФАРМДИСТРИБЬЮТОРОВ ПО ИТОГАМ IV КВАРТАЛА 2006 г. Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
121
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЙТИНГ ФАРМПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ ЛС / ЛЕКАРСТВА / RMBC

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Соколова Виктория

Целью настоящего исследования, проводимого компанией RMBC раз в полгода, является оценка эффективности работы оптовых компаний с аптечным звеном. В качестве экспертов выступают директора аптек и другие лица, непосредственно принимающие решение о выборе поставщиков и осуществляющие закупки (700 руководителей розничной сети в 16 регионах РФ). При составлении выборки для определения квоты оценивалось общее количество аптек в городе с учетом ряда важнейших параметров таких как форма собственности, принадлежность к сети и т.д.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РЕЙТИНГ РОССИЙСКИХ ФАРМДИСТРИБЬЮТОРОВ ПО ИТОГАМ IV КВАРТАЛА 2006 г.»

РЕМЕОШМ 2007 апрель

КОНЪЮНКТУРА СПРОСА

Виктория СОКОЛОВА, RMBC

Рейтинг российских

фармдистрибьюторов

Г Ю ИТОГАМ IV КВАРТАЛА 2006 Г.

Целью настоящего исследования, проводимого компанией RMBC раз в полгода, является оценка эффективности работы оптовых компаний с аптечным звеном. В качестве экспертов выступают директора аптек и другие лица, непосредственно принимающие решение о выборе поставщиков и осуществляющие закупки (700 руководителей розничной сети в 16 регионах РФ). При составлении выборки для определения квоты оценивалось общее количество аптек в городе с учетом ряда важнейших параметров — таких как форма собственности, принадлежность к сети и т.д.

Jля определения отношения респондентов к факторам ценовой и ■ У неценовой конкуренции, влияющим на выбор дистрибьютора, в процессе анкетирования было предложено выбрать важнейшие критерии из семи предложенных: привлекательная цена, точность поставок, ассортимент, оперативность поставок (скорость обработки заявки и быстрота доставки товара клиенту), товарный кредит, работа менеджеров, информационная поддержка (своевременное предоставление информации о конкурсах, новых поступлениях, лидерах продаж, повышении цен и т.д.). По каждому из вышеперечисленных критериев эксперты оценили своих основных поставщиков по 4балльной шкале.

На основе экспертной оценки и веса каждого из критериев (рассчитанного уровня важности критерия в процентах к суммарной оценке привлекательности поставщика) произведен расчет рейтинговой оценки фармдистрибью-тора по каждому исследуемому критерию. Итоговый рейтинговый балл каждого участника рассчитан как сумма рейтинговых оценок данного дистрибьютора по всем критериям, взвешенная на коэффициент значимости каждого критерия.

За анализируемый период рейтинг ведущих российских фармдистрибьюто-

ров не претерпел значительных изменений. Лидирующие позиции в рейтингах по-прежнему занимают такие крупнейшие национальные оптовые компании, как «ПРОТЕК», «СИА Интер-нейшнл», «Аптека-Холдинг» и «РОСТА». Однако наметившаяся во II квартале 2006 г. тенденция «смены лидеров» отчетливо прослеживается и в рейтингах анализируемого периода. Так, компания «СИА Интернейшнл», потеснившая во II квартале «ПРОТЕК» и занимавшая верхние строчки рейтингов 11 исследуемых регионов, полгода спустя потеряла позиции в 7 из них, оставив за собой лидерство только в рейтингах Москвы, Краснодара, Иркутска и Тюмени. Компания «ПРОТЕК», напротив, значительно улучшив свои рейтинговые позиции, вошла в «тройку» лидеров в 15 из исследуемых регионов и заняла первые строчки рейтингов в С.-Петербурге, Нижнем Новгороде, Казани, Ростове-на-Дону, Новосибирске, Красноярске и Перми.

Позиции компании «Аптека-Холдинг» на российском фармрынке по-прежнему стабильны. По результатам данного исследования «Аптека-Холдинг» входит в «десятку» ведущих фармдистрибьюто-ров в С.-Петербурге, Казани, Краснодаре и Ростове-на-Дону, а в 7 исследуемых регионах в «пятерку» (Москва, Нижний Новгород, Воронеж, Новосибирск, Ир-

кутск, Красноярск, Тюмень). При этом занятое компанией во II квартале 2006 г. лидирующее положение в Воронеже по-прежнему остается за «Аптекой-Хол-динг», что свидетельствует о ее устойчивом положении в данном регионе. Таким образом, начатое «Аптекой-Хол-динг» во II полугодии 2005 г. активное развитие региональных направлений обеспечило компании дополнительную стабильность, продвижение и улучшение рейтинговых позиций в целом.

По сравнению с данными прошлого исследования (II кв. 2006 г.), улучшения рейтинговых позиций компании «Шрея Корпорэйшнл» не произошло. Как и во II квартале 2006 г., компания входит в лидирующую «пятерку» только во Владивостоке, а еще в 8 исследуемых регионах вошла в список 10 ведущих дистрибьюторов.

Другой национальный дистрибьютор — «РОСТА» продолжает активную работу на фармрынках Поволжья и Урала. По сравнению с данными прошлого исследования рейтинговые позиции «РОСТА» остались стабильными только в Перми и Новосибирске. Некоторое ухудшение рейтинговых позиций в Нижнем Новгороде, Воронеже, Омске, Иркутске и Красноярске успешно компенсируется укреплением в других регионах (Краснодар, Ростов-на-Дону), а в Самаре, Челябинске и Владивостоке «РОСТА» заняла первые строчки рейтингов.

За анализируемый период в позициях межрегиональных и локальных дистрибьюторов произошли значительные перемены. Продолжающиеся в сфере фармдистрибьюции процессы концентрации вызвали существенную перегруппировку сил на региональных фармрынках.

В некоторых регионах наблюдается значительное повышение активности местных дистрибьюторских организаций и их выход в лидеры рейтингов. В большинстве случаев высокий рейтинговый балл этих компаний обусловлен победой в конкурсах по обеспечению муниципальных заказов на поставку ЛС

ЭКОНОМИКА И МАРКЕТИНГ. КОНЪЮНКТУРА СПРОСА

апрель 2007 РЕМШ1ШМ

в ЛПУ и их участием в ДЛО в качестве субдистрибьюторов. Так, в Нижнем Новгороде, потеснив «РОСТА», в «тройку» лидеров вошла компания «Фармкомп-лект», а в Ростове-на-Дону в «десятке» лидеров появились новые компании — «Органика-Юг» и «Русская тройка». Безусловно, значительное влияние на развитие ситуации в каждом регионе оказывают крупнейшие национальные

дистрибьюторы — участники Программы дополнительного лекарственного обеспечения.

Результаты исследования свидетельствуют о доминирующем положении национальных дистрибьюторов в сфере фармобращения. При этом главенствующая роль национальных отечественных дистрибьюторов в фарминдустрии определяется не только их системооб-

разующей функцией, но и способностью влиять на структурные изменения отрасли.

На российском фармрынке в целом национальные дистрибьюторы обеспечивают стабильность и поступательное развитие всей сферы фармобращения как в секторе ДЛО, регулируемом государством, так и в зоне свободного фарм-рынка.

таблица® Рейтинг российских фармдистрибьюторов в IV квартале 2006 г.

№ Наименование Рейтинговый балл Привлекательная цена Точность поставок Ассор- тимент Оперативность поставок Товарный кредит Информационная поддержка Работа менеджеров

МОСКВА* |

1 СИА Интернейшнл 296 280 302 311 302 227 305 305

2 ПРОТЕК 246 240 232 271 234 172 272 267

3 Катрен Т 200 204 206 194 201 141 201 203

4 Морон 167 165 169 169 172 98 184 178

5 Аптека-Холдинг 154 156 160 148 162 120 165 160

6 Генезис 138 147 150 120 151 56 148 154

7 Хелс-М Т 116 121 121 109 119 59 119 120

8 ИнтерКэр 99 104 108 88 105 48 106 108

9 Арал+ ТТ 56 62 60 46 62 27 62 64

10 Геофарм ТТ 35 39 38 27 41 3 35 41

С.-ПЕТЕРБУРГ |

1 ПРОТЕК 102 109 93 115 93 85 85 95

2 РИА Панда Т 90 99 98 86 90 68 89 92

3 СИА Интернейшнл ^ 70 62 78 78 75 62 58 61

4 Аконит 61 62 70 60 64 48 61 66

5 Катрен Т 58 59 60 56 57 60 51 60

6 РОСТА 1 58 58 65 53 58 55 48 61

7 Морон ТТ 55 55 63 54 56 46 44 54

8 Аптека-Холдинг 48 45 55 45 53 46 41 48

9 БСС 32 33 33 31 32 28 32 34

10 Империя-Фарма 31 37 33 26 33 21 25 31

НИЖНИЙ НОВГОРОД I

1 ПРОТЕК 57 51 64 62 62 46 55 55

2 Сиа Интернейшнл 56 49 62 60 63 50 57 56

3 Фармкомплект Т 31 29 34 27 33 33 34 35

4 Аптека-Холдинг 27 22 30 25 32 30 28 29

5 Генезис і 23 21 27 22 27 19 23 26

САМАРА 1

1 РОСТА ТТ 117 117 117 114 116 117 117 117

2 Катрен 113 109 116 117 115 116 118 113

3 СИА Интернейшнл і 109 111 104 109 107 108 108 110

4 ПРОТЕК і 94 91 95 96 94 94 95 96

5 Фарм-мастер 92 93 90 92 89 93 87 93

| КАЗАНЬ |

1 ПРОТЕК 87 72 87 97 92 91 83 96

2 СИА Интернейшнл 85 70 87 97 89 93 83 97

3 Биотэк 75 69 81 71 83 86 79 97

4 Таттехмедфарм 56 56 54 59 55 57 56 59

5 Катрен ТТ 46 42 50 45 49 53 51 52

| КРАСНОД АР

1 СИА Интернейшнл 136 130 141 157 134 116 117 114

2 ПРОТЕК 116 101 126 123 129 101 109 118

3 Катрен 114 109 122 110 126 106 110 110

4 Кетгут 63 56 70 57 77 57 61 59

5 РОСТА Т 51 47 55 44 57 60 51 59

| РОСТОВ-НА-ДОНУ I

1 ПРОТЕК 147 147 147 147 147 147 147 147

2 СИА Интернейшнл 132 132 132 132 132 132 132 132

28

■ ршшиим I 2007 апрель

РЕЙТИНГ РОССИЙСКИХ ФАРМДИСТРИБЬЮТОРОВ ПО ИТОГАМ IV КВАРТАЛА 2006 г.

таблица (продолжение)! Рейтинг российских фармдистрибьюторов в IV квартале 2006 г.

№ Наименование Рейтинговый балл Привлекательная цена Точность поставок Ассор- тимент Оперативность поставок Товарный кредит Информационная поддержка Работа менеджеров

3 Компания Донской госпитальТ 83 84 82 84 82 84 83 84

4 РОСТА Т 61 58 62 63 62 63 61 63

5 Катрен ТТ 48 46 46 50 48 50 52 52

ВОРОНЕЖ 1

1 Аптека-Холдинг 65 62 68 67 66 62 67 66

2 ПРОТЕК 63 62 62 66 61 60 66 61

3 СИА Интернейшнл 61 61 61 62 60 56 63 62

4 Норманн-плюс Т 51 51 53 48 51 51 53 52

5 Катрен і 50 53 52 53 42 50 54 50

ОМСК 1

1 Медэкспорт Т 59 57 65 63 66 28 53 62

2 ПРОТЕК 55 52 53 69 51 31 59 60

3 СИА Интернейшнл 55 49 61 61 66 24 51 60

4 ИнтерКэр Т 40 36 48 32 52 30 41 52

5 Катрен і 36 33 38 37 40 27 34 42

НОВОСИБИРСК 1

1 ПРОТЕК 157 169 186 182 180 32 37 157

2 Катрен 142 153 168 163 166 32 34 145

3 СИА Интернейшнл 129 144 154 151 145 25 23 134

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4 РОСТА 81 79 109 91 104 12 20 97

5 Аптека-Холдинг 78 87 103 84 100 11 7 100

ПЕРМЬ |

1 ПРОТЕК 33 34 30 35 26 33 33 28

2 СИА Интернейшнл 28 25 29 29 33 31 28 28

3 ЧП Годовалов 25 21 29 25 29 31 29 25

4 Генезис 20 21 22 16 22 21 17 16

5 ИнтерКэр 15 12 18 14 16 21 14 12

ИРКУТСК 1

1 СИА Интернейшнл 56 54 59 59 60 53 49 52

2 ПРОТЕК 52 45 59 56 57 47 44 48

3 Катрен Т 44 41 49 46 48 41 39 42

4 Морон 44 45 50 41 46 40 34 43

5 Аптека-Холдинг 42 37 48 45 43 37 39 45

КРАСНОЯРСК 1

1 ПРОТЕК 109 112 106 110 104 96 103 92

2 СИА Интернейшнл Т 100 98 99 102 101 100 91 86

3 Катрен 97 103 83 100 98 88 85 86

4 Аптека-Холдинг Т 85 85 84 84 86 84 89 75

5 РОСТА і 83 89 79 82 81 90 85 67

ТЮМЕНЬ |

1 СИА Интернейшнл 76 67 82 83 83 60 70 81

2 ПРОТЕК 66 62 68 73 63 57 64 65

3 Катрен 63 57 73 58 72 62 66 74

4 РОСТА 59 61 66 47 66 60 54 65

5 Аптека-Холдинг і 53 46 62 48 59 66 56 59

ЧЕЛЯБИНСК 1

1 РОСТА 66 65 60 69 67 65 67 68

2 СИА Интернейшнл 63 66 58 64 63 61 65 64

3 ПРОТЕК 59 57 57 62 59 58 63 62

4 Исток-Фарм ТТ 47 48 48 46 48 44 45 48

5 Катрен 42 41 45 39 44 41 43 44

| ВЛАДИВОСТОК 1

1 РОСТА Т 21 21 23 22 22 5 14 18

2 ПРОТЕК 20 18 26 21 22 11 17 18

3 СИА Интернейшнл і 19 17 25 22 16 8 22 18

4 Шрея Корпорэйшнл 18 20 18 19 19 6 16 16

5 Юникап 18 20 19 18 17 6 11 15

Т — Улучшение рейтинговых позиций на 2 и более пунктов. ^ — Снижение рейтинговых позиций на 2 и более пунктов, ТТ — Значительное улучшение рейтинговой позиции (новый участник Топ-10).

* Не включая ГУП «Столичные аптеки».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.