Научная статья на тему 'Революция и проблема цивилизационной идентичности России'

Революция и проблема цивилизационной идентичности России Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1105
273
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
революция / 1917 / исторический выбор / историческая память / цивилизационная идентичность / массовое сознание / массы / элиты / revolution / 1917 / historical choice / historical memory / civilizational identity / mass consciousness / masses / elites

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Павел Петрович Марченя

В центре внимания автора статьи находится проблема осмысления места и роли Великой российской революции 1917 г. в контексте проблемы цивилизационной идентичности современной России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REVOLUTION AND PROBLEM OF THE CIVILIZATIONAL IDENTITY OF RUSSIA

The author focuses on the problem of understanding the place and role of the Great Russian Revolution of 1917 in the context of the problem of the civilizational identity of modern Russia.

Текст научной работы на тему «Революция и проблема цивилизационной идентичности России»

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 34 ББК 67

© П.П. Марченя, 2018

Научная специальность 12.00.01 — Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве;

РЕВОЛЮЦИЯ И ПРОБЛЕМА ЦИВИЛИЗАЦИОННОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ РОССИИ

Павел Петрович Марченя, заместитель начальника кафедры философии Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, кандидат исторических наук, доцент

Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117437, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12) E-mail: marchenyap@mail.ru

Аннотация. В центре внимания автора статьи находится проблема осмысления места и роли Великой российской революции 1917 г. в контексте проблемы цивилизационной идентичности современной России.

Ключевые слова: революция, 1917, исторический выбор, историческая память, цивилизационная идентичность, массовое сознание, массы, элиты.

REVOLUTION AND PROBLEM OF THE CIVILIZATIONAL IDENTITY OF RUSSIA

Pavel Petrovich Marchenya, Deputy Head of the Department of Philosophy of the Moscow University of the Ministry of the Interior of Russia named after V. Y. Kikot, Candidate of History, Docent,

Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after VYa. Kikot' (117437, Moscow, ul. AkademikaVolgina, d. 12)

Annotation. The author focuses on the problem of understanding the place and role of the Great Russian Revolution of 1917 in the context of the problem of the civilizational identity of modern Russia.

Keywords: revolution, 1917, historical choice, historical memory, civilizational identity, mass consciousness, masses, elites.

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Для цитирования: П.П. Марченя. Революция и проблема цивилизационной идентичности России. Вестник Московского университета МВД России. 2018 (4):145-6

Столетний юбилей Великой российской революции 1917 г., широко отмеченный в 2017 г., оказался сверх меры актуален не только в сугубо историческом смысле, но и продемонстрировал тревожную злободневность этой юбилейной темы во внеюбилейном контексте цивилизационного суверенитета и общественной безопасности, в политическом и социокультурном аспектах современности, особенно учитывая атмосферу все более обостряющихся информационно-психологических войн между цивилизациями и их блоками, не исключающих использование так называемых «мягких» (якобы ненасильственных) технологий манипуляции массовым сознанием с целью организации и проведения искусственных «революций» без непосредственной интервенции [3].

И вот, несмотря на то, что от Революции 1917 г. нас отделяет теперь целый век, ни у кого — ни у широких масс, ни у политических и интеллектуальных элит — нет оснований для уверенности, что рецидивы подобных социальных катаклизмов невозможны сегодня

или завтра.

И даже более того — целые серии сеющих хаос по всей планете массовых протестных движений, масштабных стихийных и искусственно организованных волнений, доморощенных и импортированных, удавшихся и неудавшихся политических переворотов в самых разных регионах мира (в том числе и на постсоветском пространстве, и даже совсем рядом, среди традиционно считавшихся «братскими» народов, недалеко от самого сердца «Русского мира») делают существование исторической государственности в России (как и в любой другой стране глобализирующегося мира) даже более ненадежным, чем век назад. Многочисленные «цветные» и «нецветные» революции последних лет и десятилетий («оранжевые», «тюльпановые», «розовые», «гвоздичные», «васильковые», «жасминовые», «лотосовые», «кедровые», «дынные», «зонтичные», «бархатные», «бульдозерные»...) наглядно убеждают, что так называемый «век масс» преждевременно объявлять законченным, а «лимит на револю-

№ 4/2018

Вестник Московского университета МВД России

145

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

ции» — «исчерпанным» [2].

Но при всем многообразии революций эпохи Постмодерна Великая российская революция 1917 г. остается крупнейшим событием всего этого века как для отечественной, так и для мировой истории. И, кроме того, оценка места и роли этой революции служит исключительно важным для России маркером идентичности отдельных людей, различных политических партий и прочих социальных групп.

Сделанный еще тогда — «старой», досоветской Россией — выбор между Февралем и Октябрем (либерализмом и большевизмом) лег в основу главного конфликта отечественной истории Новейшего времени, породил саму Советскую Империю, затем был оспорен пришедшей ей на смену «новой», постсоветской Россией — а сегодня вновь «пытает на разрыв» историческую память и цивилизационную идентичность российского общества.

Мощная волна международных, всероссийских и локальных конференций, прокатившаяся в ознаменование столетия Революции по всем мало-мальски значимым научным и образовательным центрам, вопреки официально провозглашенному курсу на «согласие» и «примирение», повсеместно сопровождалась ожесточенными дискуссиями, в которых отчетливо различимы отголоски былого противостояния «красных» и «белых» — и их сегодняшних идейных и генетических наследников.

Один из главных уроков Революции — это то, что массовое сознание в равной степени может служить как фактором социальной стабильности, так и угрозой национальной безопасности: все зависит от наличия идейно-психологического резонанса либо антагонизма между масштабными преобразованиями элит и ожиданиями масс, имеющими, в том числе, цивилизационно обусловленную специфику [1].

И динамика закономерно произошедшего сто лет назад общероссийского сдвига от Февраля к Октябрю 1917 г. — от провозглашения «самой демократической в мире демократии» (когда оказавшиеся «наверху» отечественные либералы продемонстрировали полную неспособность понимать собственный народ) — до утверждения диктатуры (которая восстановила идейную и психологическую связь с массами и начала решать жизненно важные для них вопросы) определялась не партийными программами, а массовым сознанием. Так называемые «демократические» элиты постфевральской политико-правовой системы попытались игнорировать отечественную циви-лизационную специфику и навязать демосу чуждые ему «европейские» ценности, рецепты и институты, скомпрометировав саму идею демократии в России. И тогда вынужденные выйти на сцену истории массы убедительно доказали, что у нашей цивилизации есть действующие иммунные механизмы самовоспроизводства цивилизационной идентичности и отторжения чужеродных вмешательств.

Сегодня Россия во многом находится в аналогич-

ной ситуации, перед необходимостью сделать, наконец, свой исторический выбор, пока так и оставшийся недоосуществленным. Элиты и массы России снова перед лицом практически тех же цивилизационно значимых проблем, что и сто лет назад. Мы унаследовали из прошлого столетия требующую решения дилемму, от которой не получилось и не получится отказаться, — это выбор между Октябрем и Февралем; между «красными» и «белыми»; между 1917-м и 1991-м; между завоеваниями общества, стремящегося к воплощению мечты о социальной справедливости и всеобщем братстве, и худшими проявлениями мира капиталистической эксплуатации, где «человек человеку волк»; между возвращением смысла собственных цивилизационных императивов и капитуляцией перед западными якобы общечеловеческими ценностями; между восстановлением своего цивилизационного суверенитета и растворением в глобализации по чужому проекту...

В известном смысле, ХХ век для России еще не закончен, пока она не определится с этим выбором. Парадокс, но факт: пропасть у нас зияет сзади, а вот двигаться из-за этого не получается вперед...

И в этой ситуации кроются и надежды на новые великие возможности, и угрозы очередных великих потрясений. Поэтому сейчас особенно важен трезвый анализ этой проблематики учеными при сохранении твердой памяти общества о том, как мала может оказаться дистанция между дискуссионными трибунами и революционными баррикадами.

Литература

1. Марченя П.П. Массы и массовое сознание: фактор социальной стабильности или угроза национальной безопасности? Уроки истории русских революций. М., 2017.

2. Столетие Русской революции в контексте проблем социальной стабильности и безопасности // Философские исследования и современность: Вып. 6. М., 2017. С. 292-322.

3. Цивилизационный суверенитет России: проблемы и перспективы // Российская многопартийность и российские кризисы XX-XXI вв. М., 2016. С. 877-903.

References

1. Marchenya P.P. Massy i massovoe soznanie: faktor sotsial'noi stabil'nosti ili ugroza natsional'noi bezopasnosti? Uroki istorii russkikh revolyutsii. M., 2017.

2. Stoletie Russkoi revolyutsii v kontekste problem sotsial'noi stabil'nosti i bezopasnosti // Filosofskie issledovaniya i sovremennost': Vyp. 6. M., 2017. P. 292-322.

3. Tsivilizatsionnyi suverenitet Rossii: problemy i perspektivy // Rossiiskaya mnogopartiinost' i rossiiskie krizisy XX-XXI vv. M., 2016. P. 877-903.

146

Вестник Московского университета МВД России

№ 4/2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.